Об утверждении процедурного стандарта внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Аудит соответствия"

Обновленный

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 1 февраля 2022 года № 113. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 февраля 2022 года № 26715.

      В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемый процедурный стандарт внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Аудит соответствия".

      2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра финансов Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр финансов
Республики Казахстан
Е. Жамаубаев

      "СОГЛАСОВАН"
Счетный комитет
по контролю за исполнением
республиканского бюджета

  Утвержден приказом
Министра финансов
Республики Казахстан
от 1 февраля 2022 года № 113

Процедурный стандарт внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Аудит соответствия"

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящий Процедурный стандарт внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Аудит соответствия" (далее – Стандарт) определяет цель, задачи, основные этапы, процедуры, методы, а также единые требования к проведению аудита соответствия, осуществляемые органами внутреннего государственного аудита и финансового контроля (далее – органы внутреннего государственного аудита).

      Стандарт разработан в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее – Закон).

      2. Действие настоящего Стандарта распространяется на государственных аудиторов, ассистентов государственного аудитора органов внутреннего государственного аудита, а также привлекаемых экспертов, специалистов государственных органов и (или) его территориальных и подведомственных подразделений, аудиторских организаций.

      3. В настоящем Стандарте используются следующие понятия:

      базовые критерии – показатели, используемые при проведении аудита соответствия вне зависимости от его направлений и деятельности объекта государственного аудита;

      критерии – обоснованные и достижимые эталонные нормы, показатели, на основании которых проверяется соблюдение объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.

Глава 2. Цель, задачи и основные этапы аудита соответствия

      4. Целью аудита соответствия является обоснованное выражение мнения о соблюдении объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, регулирующих сферу деятельности объекта государственного аудита, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.

      5. Задачами Стандарта являются:

      1) установление требований к планированию, подготовке к проведению, формированию выводов и результатов, а также контролю реализации итогов аудита соответствия;

      2) определение процедур и методов проведения аудита соответствия;

      3) раскрытие особенностей в вопросах определения критериев аудита соответствия, формирования выводов и результатов, включаемых в аудиторские отчеты.

      6. Задачами аудита соответствия являются:

      1) определение актуального вопроса, сформированного по итогам изучения в соответствии с системой управления рисками, а также при планировании внепланового аудита, согласно статье 18 Закона, и критериев аудита соответствия;

      2) сбор объективных, достоверных и достаточных аудиторских доказательств относительно достижения критериев соответствия, выявления причин их отклонения (при наличии);

      3) формирование независимого, объективного и компетентного аудиторского отчета и заключения, отчета о результатах внутреннего аудита с разработкой рекомендаций по устранению выявленных недостатков и нарушений и их недопущению в будущем;

      4) реализация итогов аудита соответствия посредством проведения мониторинга в соответствии со статьей 25 Закона.

      7. Аудит соответствия осуществляется органами внутреннего государственного аудита, исходя из представленных полномочий, по направлениям в соответствии с подпунктом 2) статьи 14 и подпунктами 5) и 6) статьи 15 Закона.

      8. Аудит соответствия состоит из следующих этапов:

      1) планирование отдельного внутреннего государственного аудита, включающее предварительное изучение объектов государственного аудита, составление Плана проведения внутреннего государственного аудита (далее – План) и Программы проведения внутреннего государственного аудита (далее – Программа аудита), Аудиторского задания на проведение аудиторского мероприятия (далее – Аудиторское задание) и Поручения на проведение аудиторского мероприятия (проверки) (Акт о назначении проверки) (далее – Поручение) в соответствии с Правилами проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 392 "Об утверждении Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16689) (далее – Правила), а также своевременной регистрации Поручения уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту (далее – ведомство) и его территориальных подразделений на проведение внутреннего государственного аудита соответствия в органах правовой статистики и специальных учетов;

      2) проведение внутреннего государственного аудита, включающее организационные основы проведения аудиторского мероприятия, составление и оформление аудиторского отчета (далее – аудиторский отчет), аудиторского заключения, предписания, решения (распоряжения) об устранении нарушений и рассмотрении рекомендаций (далее – решение (распоряжение);

      3) осуществление мониторинга исполнения рекомендаций, содержащихся в аудиторском заключении, аудиторском отчете и предписании, решении (распоряжении).

Глава 3. Порядок планирования отдельного внутреннего государственного аудита

Параграф 1. Порядок предварительного изучения объектов государственного аудита, составления Плана, Программы аудита, Аудиторского задания и Поручения

      9. Порядок формирования группы для проведения аудита соответствия, предварительного изучения деятельности объекта государственного аудита осуществляется с целью определения предмета и вопросов аудита, уточнения объема средств и активов, подлежащих охвату аудитом и сроков проведения аудита.

      10. В процессе предварительного изучения проводится сбор, анализ и оценка информации о деятельности объекта государственного аудита.

      11. Государственным аудитором:

      определяются способы получения информации;

      проводится анализ источников информации на основе перечней примерных вопросов, предусмотренных Правилами.

      12. По результатам предварительного изучения составляется План, Программа аудита, Аудиторское задание и Поручение согласно формам, установленным Правилами.

Параграф 2. Порядок определения существенности при планировании аудита

      13. На этапе планирования и проведения аудита соответствия государственный аудитор проводит оценку допустимого уровня существенности по абсолютной или относительной величине.

      Существенность, в соответствии с подпунктом 5) статьи 4 Закона, определяется как отклонение при совершении объектом государственного аудита финансовых и хозяйственных операций от требований норм законодательства Республики Казахстан, актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации, а также ошибки, оказывающие влияние на принимаемые решения, максимально допустимый размер которых определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле в зависимости от специфики деятельности объекта государственного аудита и категории показателей.

      При проведении аудита соответствия, уровень существенности определяется в размере 2 (двух) % от охваченных средств аудита, за исключением финансовых нарушений, влекущих возмещение в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений, а также нарушений, повлиявшие на итоги государственных закупок и нарушений, не связанных с расходованием бюджетных средств.

      14. При определении существенности важно учитывать, имеются ли основания полагать, что выявленные случаи соответствия или несоответствия влияют на принятие решений при проведении аудита.

      Определение государственным аудитором уровня существенности является вопросом профессионального суждения.

Параграф 3. Порядок определения критериев аудита соответствия

      15. Определение критериев аудита соответствия осуществляется на стадии предварительного изучения объектов государственного аудита. Правильно определенные критерии применяются на всех стадиях государственного аудита и обеспечивают качество аудиторского заключения, аудиторского отчета.

      16. Основными базовыми критериями аудита соответствия являются:

      1) обоснованность – соответствие деятельности объекта государственного аудита нормам законодательства Республики Казахстан, регулирующего сферу деятельности объекта государственного аудита, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации;

      2) достоверность – правильность отражения операций, информации в отчетной документации объекта государственного аудита в соответствии с фактическим состоянием (действием/бездействием);

      3) добросовестность – соблюдение норм этики и принципов финансового управления объектом государственного аудита.

      17. Критерии, определяемые в зависимости от специфики деятельности объекта государственного аудита, обладают следующими характеристиками:

      полнота (показатели являются достаточными для достижения цели аудита);

      объективность (показатели не являются предвзятыми и основаны на полной и достоверной информации);

      понятность (показатели сформулированы четко и исключают риски неверного толкования);

      сопоставимость (показатели, не противоречащие показателям, примененным при аналогичных аудиторских проверках иных органов государственного аудита);

      приемлемость (показатели согласованы с требованиями законодательства или мнением экспертов);

      доступность (показатели, доступные адресатам для того, чтобы они имели возможность понять характер выполненной аудиторской деятельности, а также основания для аудиторского заключения, аудиторского отчета).

      18. Источниками для определения критериев аудита соответствия являются:

      1) все правовые акты, регулирующие деятельность объекта государственного аудита;

      2) профессиональные, технические и отраслевые стандарты;

      3) международные стандарты, утвержденные международными профессиональными организациями;

      4) нормативные и методологические документы уполномоченных органов и (или) объекта государственного аудита;

      5) отчетные и статистические данные объектов государственного аудита, уполномоченных органов и организаций квазигосударственного и частного секторов;

      6) аудиторские отчеты органов государственного аудита и финансового контроля;

      7) заключения экспертов;

      8) материалы средств массовой информации, включая размещаемые на интернет-ресурсах;

      9) материалы, предоставляемые государственными органами, общественными организациями, частными лицами (с соблюдением требований "конфликта интересов").

      19. В ходе определения критериев аудита соответствия государственные аудиторы рассматривают, насколько существенен риск возможного нарушения по каждому вопросу аудита. Вопрос существенности включает в себя как количественные (размер), так и качественные (характер и особенности) факторы.

      20. Государственный аудитор использует планируемые к применению критерии для достоверного отражения предмета аудита в полном объеме. При ограниченности объема аудита согласно Плану и Программе аудита, и охвате лишь некоторых областей законодательства, то такого рода ограничения области государственного аудита четко отражаются в отчете государственного аудитора.

      21. Государственный аудитор использует материалы, переданные объектом аудита или иными государственными органами для конкретизации критериев в соответствии с целью аудита соответствия.

      22. При выявлении правовых пробелов в законодательстве, регулирующем сферу деятельности объекта государственного аудита, государственный аудитор отражает мнение о выявленных правовых пробелах в аудиторском отчете.

      23. При обнаружении противоречий норм права различных нормативных правовых актов государственному аудитору следует руководствоваться положением статьи 12 Закона Республики Казахстан "О правовых актах".

      При обнаружении неразрешимых противоречий государственному аудитору необходимо установить возможные последствия от их применения и указать факты противоречий в аудиторском отчете.

      24. Государственный аудитор осуществляет аудит соответствия по направлениям согласно приложению 1 к настоящим Стандартам.

Параграф 4. Порядок оценки системы внутреннего контроля объекта государственного аудита

      25. Оценка компонентов внутреннего контроля объекта государственного аудита позволит государственному аудитору определить степень надежности внутреннего контроля, что повлияет на характер и объем аудиторских процедур, планируемых государственным аудитором.

      26. Государственный аудитор изучает, были ли изменения в системе внутреннего контроля и проверяет достоверность системы внутреннего контроля с учетом возможных изменений в деятельности или среде объекта государственного аудита.

      27. Государственный аудитор обращает внимание на следующие элементы, которые являются значимыми при получении представления о системе внутреннего контроля объекта государственного аудита:

      1) приверженность принципам профессиональной компетентности – определение руководством объекта государственного аудита необходимого уровня профессиональной компетентности для определенных должностей, а также того, как этот уровень трансформируется в требуемые навыки и знания;

      2) организационная структура – основа, в рамках которой планируется, выполняется, контролируется и проверяется деятельность объекта государственного аудита, направленная на достижение его целей;

      3) делегирование полномочий и ответственности, связанных с деятельностью объекта государственного аудита, и установлением отношений подотчетности и иерархии полномочий;

      4) государственный аудитор также изучает систему управления рисками объекта государственного аудита, в частности, фокусируя внимание на существование удовлетворительной контрольной среды, способной снизить риск преднамеренных недобросовестных действий.

Параграф 5. Порядок оценки рисков

      28. Оценка рисков является важной частью государственного аудита, направленного на обоснованное подтверждение достоверности. Государственный аудитор выполняет процедуры по оценке рисков с целью обеспечения основ для идентификации и оценки аудиторских рисков существенных нарушений.

      29. Вследствие ограничений, установленных Планом и Программой аудита, аудит соответствия не предоставляет гарантии или абсолютной уверенности в том, что все факты несоответствия требованиям обнаружатся государственными аудиторами и ассистентами государственного аудитора.

      30. Перечень рисков и факторов, влекущие возникновение рисков, изменяется в зависимости от предмета аудита и обстоятельств его проведения.

      31. Государственный аудитор рассматривает три элемента риска аудита: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения, в их связи с предметом аудита и особенностями конкретной ситуации.

      32. При оценке рисков во внимание принимаются вероятность наступления событий риска, а также последствия, которые возникают при наступлении вышеуказанных событий.

      33. Неотъемлемый риск – подверженность сальдо счета или класса операций, документов (договор, накладные, перечень дебиторов, кредиторов и другие) нарушениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с нарушениями других сальдо счетов или классов операций, связанных с отсутствием необходимых средств внутреннего контроля.

      Риск средств контроля – риск того, что нарушение не будет своевременно предотвращено или обнаружено, а также устранено системой внутреннего контроля.

      Риск необнаружения – риск того, что аудиторская процедура не обнаружит существенные нарушения, как в отдельности, так и в совокупности с другими нарушениями.

      Результаты работы оформляются рабочими документами "Оценка риска средств контроля" по форме согласно приложению 2 к настоящему Стандарту, "Оценка неотъемлемого риска" по форме согласно приложению 3 к настоящему Стандарту.

Параграф 6. Порядок проведения аудиторской выборки

      34. Аудиторская выборка – это применение процедур аудита к менее, чем 100 (сто) % объема данных, относящихся к аудиту.

      Государственный аудитор, руководствуясь профессиональным суждением создает выборку, необходимую для формирования полных и достаточных аудиторских доказательств с учетом особенностей и специфики деятельности объекта государственного аудита.

      При разработке процедуры аудиторской выборки государственный аудитор рассматривает цель процедуры аудита и характеристики данных, из которых будет проведена выборка.

      Выборка в аудите применяется как с целью отбора объекта, темы, области, так и для отбора одного образца из всех операций и документов, которые необходимо подвергнуть аудиту.

      35. Для сбора аудиторских доказательств государственный аудитор на этапе планирования аудиторских процедур определяет методы отбора элементов выборки.

      Генеральная совокупность – это полный состав элементов.

      Остаточная совокупность – состав элементов, из которых производится выборка.

      Элемент выборки – это отдельные элементы, составляющие остаточную совокупность. Такими элементами являются объем документов, операций, сумм, статей, количества предметов с высокой стоимостью.

      36. Единицы выборки являются индивидуальными элементами, которые составляют совокупность. Они подразделяются на физические элементы или денежные единицы.

      В этой связи различают:

      немонетарные выборки – выборки, основанные на отборе из перечня натуральных (нестоимостных) единиц: такие как реестр записей, перечень основных средств, реестр номенклатурных номеров, реестр материальных ценностей, список сотрудников;

      монетарные выборки – выборки, основанные на перечне стоимости.

      37. При разработке аудиторских процедур государственному аудитору необходимо провести одну из следующих процедур:

      отобрать все элементы остаточной совокупности (сплошная проверка);

      отобрать специфические элементы исходя из профессионального суждения и понимания деятельности объекта аудита;

      провести аудиторскую выборку из элементов остаточной совокупности.

      38. Сплошная проверка проводится, когда:

      остаточная совокупность состоит из небольшого количества элементов с высокой стоимостью. Данный способ применяется, когда присутствует значительный риск и невозможно получить аудиторские доказательства другими средствами;

      применение информационной системы позволяет выполнять повторные методы аудиторских процедур (пересчет или повторное выполнение);

      имеется существенный риск нарушения, и средства не обеспечивают достаточных аудиторских доказательств.

      39. Отбор специфических элементов проводится, когда:

      остаточная совокупность состоит из элементов с высокой стоимостью и подвержена риску либо элементы, которые ранее были связаны с ошибками или необычной операцией;

      проводится проверка элементов для получения информации по спецификам деятельности объекта аудита, характеру операций и внутреннего контроля.

      40. Методами отбора выборки являются:

      статистический или нестатистический;

      с применением таблицы случайных чисел;

      систематический или несистематический.

      Государственным аудитором самостоятельно принимается решение о применении одного из данных методов отбора исходя из профессионального суждения и понимания конкретного обстоятельства.

      41. Существенное влияние на определение метода отбора и объема выборки оказывает прием стратификации – деление остаточной совокупности на отдельные группы, такие как:

      бюджетная заявка администратора – остаточная совокупность делится на группы по бюджетным программам и подпрограммам;

      работы по проектно-сметной документации (ПСД) – остаточная совокупность делится на группы по локальным сметам и видам работ;

      план государственных закупок – остаточную совокупность закупок разделить по количеству внесенных изменений, или разделить на способы осуществления государственных закупок, либо по предмету закупок (товары, работы, услуги).

      42. Государственным аудитором монетарная выборка проводится на остаточную совокупность, которая определяется по следующей формуле:

      ОС= ГС-ЭНР-ЭО, где:

      ОС – остаточная совокупность, ГС – генеральная совокупность, ЭНР – элементы наименьшего риска, ЭО – элементы ограничения.

      43. Государственным аудитором применяется репрезентативный метод отбора элементов остаточной совокупности с равной вероятностью быть отобранными в выборку.

      Для этого метода выборки применяются:

      случайный отбор;

      систематический отбор.

      Случайный и систематический отборы являются статистическими методами выборки.

      44. При случайном отборе элемента выборки применяется таблица случайных чисел, получаемая с помощью функции программы Excel – генератора случайных чисел. На пересечении столбца и строки будет находиться искомое случайное число.

      Каждому случайно выбранному номеру таблицы соответствует конкретный элемент остаточной совокупности.

      При каждом новом составлении таблицы значение случайных чисел будет меняться.

      Расчет номеров документов, подлежащих проверке, производится путем:

      определения числа из таблицы случайных чисел;

      определения номера документа.

      Номер документа (НД) определяется по формуле: НД = (КЗ - НЗ) х (СЧЛ + НЗ), где: КЗ – конечное значение, означает порядковый номер последнего документа остаточной совокупности; НЗ – начальное значение, означает порядковый номер первого документа остаточной совокупности, который равен 1; СЧЛ – случайное число.

      45. Систематический отбор предполагает отбор элементов через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится на определенном числе элементов или на стоимостной их оценке.

      При систематическом отборе расчет номеров документов, подлежащих проверке, состоит из двух этапов:

      определение значения интервала;

      определение начальной точки выборки.

      Значение интервала рассчитывается по формуле:

      ЗИ = (КЗ - НЗ) / ОВ, где: ЗИ – значение интервала; КЗ – конечное значение, то есть порядковый номер последнего документа остаточной совокупности; НЗ – начальное значение, то есть 1 (порядковый номер первого документа остаточной совокупности); ОВ – объем выборки (количество элементов).

      Начальная точка определяется по следующей формуле:

      НТ = (ЗИ х СЧЛ) + НЗ, где: НТ – начальная точка; ЗИ – значение интервала; СЧЛ – случайное число; НЗ – начальное значение.

      Результаты выборки оформляются рабочим документом "Аудиторская выборка" по форме согласно приложению 4 к настоящему Стандарту. Рабочий документ заполняется на каждый элемент выборки.

Глава 4. Порядок проведения государственного аудита и методы сбора доказательств

      46. С целью обоснования суждений и заключений государственного аудитора в отношении объекта государственного аудита необходимо получение обоснованных аудиторских доказательств.

      47. Для получения аудиторских доказательств применяются следующие методы: наблюдение и осмотр, инвентаризация, контрольный обмер (осмотр), инспектирование, запрос, повторное выполнение, подтверждение и аналитическая работа.

      48. Государственный аудитор документирует процесс сбора аудиторского доказательства в виде материалов государственного аудита (в электронной системе и/или на бумажном носителе) в соответствии с Правилами.

      49. Аудиторские доказательства, собранные в ходе аудита, отвечают следующим критериям:

      1) достаточность (количество необходимых документов, достаточных для подтверждения выводов аудитора касательно установленных нарушений);

      2) надлежащий характер (актуальность, достоверность и надежность доказательств).

      50. При отсутствии нарушений по вопросам аудита государственному аудитору сбор аудиторских доказательств не требуется.

Глава 5. Порядок оформления результатов государственного аудита

      51. Результаты государственного аудита по каждому из объектов государственного аудита оформляется аудиторским отчетом по форме, определенной Правилами.

      52. При составлении аудиторского отчета необходимо соблюдать следующие требования:

      1) полнота отражения всех вопросов, указанных в Программе государственного аудита и Аудиторских заданиях, достоверность, объективность сведений, изложенных в них;

      2) четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков, выявленные нарушения описываются объективно и точно с указанием необходимых ссылок на реквизиты оригиналов документов, подтверждающих достоверность записей в аудиторском отчете, а также статей, пунктов и подпунктов нормативных правовых актов, положения которых нарушены;

      3) логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;

      4) изложение фактических данных только на основе проверенных материалов (соответствующих документов), при наличии исчерпывающих ссылок на них;

      5) выявленные нарушения отражаются с учетом существенности, аудиторского риска и ссылкой на выборку.

      53. Порядок составления, оформления аудиторского заключения, аудиторского отчета и предписания, решения (распоряжения) определены Правилами.

Глава 6. Мониторинг исполнения рекомендаций, содержащихся в аудиторском заключении, предписании, решении (распоряжении)

      54. Государственный аудитор по результатам проведенного аудита, при выявлении нарушений, направляет аудиторское заключение, предписание, решение (распоряжение) объекту государственного аудита, а также проводит мониторинг исполнения вышеуказанных документов в соответствии с Законом.

      55. При возникновении административного деяния со стороны объекта государственного аудита, государственный аудитор применяет меры реагирования в соответствии с Законом.

      56. Продление срока исполнения пунктов предписаний ведомства и его территориальных подразделений и решений (распоряжений) служб внутреннего аудита, допускается не более двух раз при наличии аргументированных обоснований объекта государственного аудита, за исключением случаев, когда на основании аудиторских мероприятий осуществляется рассмотрение в судебном порядке и (или) уголовное производство, или по иным, независящим от объекта аудита основаниям.


  Приложение 1
к процедурному стандарту
внутреннего государственного
аудита и финансового контроля
"Аудит соответствия"

Требования к проведению аудита соответствия по направлениям аудита соответствия

      Сноска. Приложение 1 с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 27.03.2024 № 166 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Государственный аудитор осуществляет аудит соответствия по направлениям:

      1) расходов, связанных с корректировкой технико-экономического обоснования (далее – ТЭО), финансово-экономического обоснования (далее – ФЭО) и сметной стоимости бюджетных инвестиций.

      При проведении аудита соответствия расходов, связанных с корректировкой ТЭО и ФЭО, государственный аудитор проверяет:

      наличие основания для планирования государственных инвестиционных проектов (государственные, отраслевые программы и программы развития территорий на основании экономического заключения на инвестиционное предложение), критериев определения источников и способа реализации проекта;

      наличие отраслевого заключения;

      наличие положительного экономического заключения на инвестиционное предложение государственного инвестиционного проекта о целесообразности дальнейшей реализации бюджетного инвестиционного проекта;

      наличие утвержденного в установленном порядке ТЭО бюджетного инвестиционного проекта, за исключением проектов, не требующих разработки ТЭО;

      наличие положительного предложения соответствующей бюджетной комиссии;

      соответствие концессионных предложений Закону Республики Казахстан "О концессиях";

      наличие договоров концессии (основание: протоколы переговоров, предложений комиссии по концессиям);

      оценку реализации бюджетных инвестиционных проектов на основании годового отчета по итогам мониторинга администраторов республиканских бюджетных программ;

      иные вопросы в рамках проводимого аудита в зависимости от специфики деятельности объекта государственного аудита;

      2) использования средств республиканского и местных бюджетов.

      При проведении аудита соответствия использования средств республиканского и местных бюджетов государственный аудитор проверяет:

      средства, полученные по внешним правительственным займам, связанным грантам, предусмотренные в республиканском бюджете и использованные в порядке его исполнения, в соответствии с Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

      соблюдение требований, установленных Правилами исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 540 "Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9934) (далее – Правила исполнения бюджета и его кассового обслуживания), Правилами составления консолидированной финансовой отчетности администраторами бюджетных программ и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 640 "Об утверждении Правил составления консолидированной финансовой отчетности администраторами бюджетных программ и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14624), Правилами составления и представления финансовой отчетности, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 1 августа 2017 года № 468 "Об утверждении форм и правил составления и представления финансовой отчетности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15594), Правилами составления и представления бюджетной отчетности государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ, уполномоченными органами по исполнению бюджета и аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 2 декабря 2016 года № 630 "Об утверждении Правил составления и представления бюджетной отчетности государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ, уполномоченными органами по исполнению бюджета и аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14613) (далее – Правила составления и представления бюджетной отчетности государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ, уполномоченными органами по исполнению бюджета и аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов);

      формирование и своевременное утверждение планов финансирования бюджетной программы;

      превышение фонда оплаты труда консультантов лимита, предусмотренного в соглашении о займе и/или в соответствующих нормативных правовых актах, анализ их работы;

      своевременность и полноту поставки, предусмотренных контрактами оборудования, товарно-материальных ценностей и услуг;

      отражение на балансе объекта контроля имущества и услуг, полученных по займу, а также обязательств перед банком-кредитором и/или республиканским бюджетом;

      средства, полученные по государственному заданию, их использование в соответствии с бюджетным законодательством;

      средства, полученные по государственному заказу, соблюдение порядка их использования в соответствии с бюджетным законодательством и договорными обязательствами, достижение запланированных показателей;

      прочие средства, полученные из государственного бюджета, управление и порядок их использования;

      3) соблюдения условий и процедур, а также использования бюджетных кредитов.

      При проведении аудита соответствия соблюдения условий и процедур, а также использования бюджетных кредитов государственный аудитор проверяет:

      при кредитовании заемщиков целевое использование средств (производится встречный контроль);

      кредитора, представивший заем, размер и условия займа (процентная ставка, сроки действия займа, прочие обязательства, вытекающие из условий договора займа), целевое использование, источники погашения;

      своевременность и полноту поставки, предусмотренных контрактами оборудования, товарно-материальных ценностей и услуг;

      отражение на балансе объекта контроля имущества и услуг, полученных по займу, а также обязательств перед банком-кредитором и/или республиканским бюджетом;

      выполнение объектом контроля обязательств по договору залога;

      меры, принимаемые объектом контроля по обеспечению сохранности залогового имущества;

      проведение сверки отраженных в учете объекта контроля фактических платежей по погашению и обслуживанию долга и остатка основного долга по займам;

      поручительство государства, предоставляемое в пределах лимита, устанавливаемого Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

      наличие разработанных требований, имеющих в установленном законодательством порядке разрешения на предоставление бюджетных кредитов к специализированным организациям администраторами бюджетных программ (в срок не более двух месяцев после принятия соответствующего бюджета);

      наличие информации от Национального Банка Республики Казахстан, направляемой администратору программы по банкам-участникам об их соответствии установленным требованиям;

      осуществление конкурса среди банков-участников, имеющих положительное заключение Национального банка Республики Казахстан, для получения ими кредитов в рамках реализации конкретных бюджетных программ;

      наличие и состояние имущества, переданного в залог или предлагаемого в качестве залогового обеспечения обязательств объектом контроля по заключенному кредитному договору;

      выполнение обязательств, принятых объектом контроля в соответствии с заключенным кредитным договором;

      соблюдение конкурсных процедур специализированных организаций;

      правильность проведения конкурса;

      выполнение условий кредитного договора, заключенного администратором бюджетной программы со специализированной организацией, (целевое использование, сроки кредитования конечных заемщиков, своевременность и полнота погашения кредита, ставки и порядок начисления вознаграждения, права и обязанности сторон, санкции при невыполнении условий договора);

      согласовались ли специализированной организацией с администратором бюджетной программы экспертиза кредитных предложений и решение о кредитовании конечных заемщиков;

      соблюдение очередности платежей по кредиту (начисленные штрафы и пени, начисленное вознаграждение, погашение основного долга);

      принимаемые меры при образовании у конечного заемщика просроченной задолженности;

      полноту поставки и оприходование оборудования, поставленного в рамках кредитного договора;

      обоснованность использования оборудования;

      соответствие представленных бюджетных кредитов мероприятиям государственных, отраслевых (секторальных), региональных программ, среднесрочного плана социально-экономического развития и среднесрочной фискальной политики;

      наличие нормативной правовой базы (решения Правительства Республики Казахстан, порядок/правила предоставления бюджетных кредитов);

      выполнение заемщиками основных условий и обязательств в рамках заключенных кредитных договоров;

      обоснованное, законное и своевременное использование бюджетных кредитов;

      отчеты о ходе реализации проектов на предмет прозрачности реализуемого проекта;

      причины неосвоения кредитных средств (какие меры были предприняты администраторами бюджетных программ для устранения недостатков при реализации проекта);

      наличие аудированной отчетности за последние три года;

      наличие плана финансово-хозяйственной деятельности заемщика;

      договора о залоге на предмет наличия обеспечения по проекту;

      4) соблюдения условий и процедур, а также использования средств связанных грантов.

      При проведении аудита соответствия соблюдения условий и процедур, а также использование средств связанных грантов государственный аудитор проверяет:

      средства, полученные по связанным грантам, предусмотренные в республиканском бюджете и использованные в порядке его исполнения, в соответствии с Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

      соблюдение процентного соотношения финансирования проекта за счет средств связанных грантов и софинансирования из республиканского бюджета, а также своевременность их финансирования;

      целевое использование приобретенного оборудования за счет средств связанного гранта и софинансирования из республиканского бюджета: нет ли случаев использования администраторами бюджетных программ оборудования в иных целях;

      наличие счета к оплате и заявки на снятие средств софинансирования;

      заявку на снятие средств софинансирования;

      своевременность и полноту представления информации и отчетности о реализации проектов исполнительными агентствами по связанным грантам (администраторами бюджетных программ, поверенными (агентами), заемщиками) в соответствующие органы согласно действующему законодательству;

      своевременность и полноту поставки, предусмотренных контрактами оборудования, товарно-материальных ценностей и услуг;

      поручительство государства, предоставляемое в пределах лимита, устанавливаемого Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

      использование связанных грантов, предусмотренные по отдельной бюджетной программе и осуществляемые государственными организациями-получателями грантов в соответствии с соглашением о связанном гранте и законодательством Республики Казахстан;

      обеспечение обоснованного, законного использования полученных связанных грантов;

      обеспечение постановки на баланс оборудования и материалов, приобретенных за счет связанных грантов;

      своевременность осуществления таможенного оформления при импорте товаров, закупаемых за счет грантов;

      ежемесячное представление в уполномоченный орган по исполнению бюджета информацию об использовании связанных грантов;

      достоверность предоставленного отчета об использовании гранта в центральный уполномоченный орган по государственному планированию;

      5) использования средств государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, в том числе соблюдения условий получения займов субъектами квазигосударственного сектора, привлекаемых под поручительство и гарантии государства.

      При проведении аудита соответствия использования средств государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, в том числе соблюдения условий получения займов субъектами квазигосударственного сектора, привлекаемых под поручительство и гарантии государства государственный аудитор проверяет:

      соблюдение Правил регистрации и учета государственных и гарантированных государством займов, займов под поручительство государства, государственных гарантий и поручительств государства, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2010 года № 739 "Об утверждении Правил регистрации и учета государственных и гарантированных государством займов, займов под поручительство государства, государственных гарантий, государственных гарантий по поддержке экспорта и поручительств государства";

      анализ финансовых характеристик проекта, реализуемого за счет правительственного внешнего займа, связанного гранта и софинансирования из республиканского бюджета на соответствующий финансовый год, схемы финансирования проекта (форма, заемщики, кредиторы, ограничения, условия);

      средства, полученные по внешним правительственным займам, предусмотренные в республиканском бюджете и использованные в порядке его исполнения, в соответствии с Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

      соблюдение процентного соотношения финансирования проекта за счет средств правительственных внешних займов и софинансирования из республиканского бюджета, а также своевременность их финансирования;

      наличие случаев финансирования работ, не предусмотренных проектом за счет средств займа;

      порядок оплаты труда консультантов проекта, наличие с ними трудовых контрактов;

      превышение фонда оплаты труда консультантов лимита, предусмотренного в соглашении о займе и/или в соответствующих нормативных правовых актах, анализ их работы;

      целевое использование приобретенного оборудования за счет средств займа и софинансирования из республиканского бюджета: нет ли случаев использования администраторами бюджетных программ оборудования в иных целях;

      наличие счета к оплате и заявки на снятие средств софинансирования;

      заявку на снятие средств софинансирования;

      своевременность и полноту представления информации и отчетности о реализации проектов исполнительными агентствами по займам (администраторами бюджетных программ, поверенными (агентами), заемщиками) в соответствующие органы согласно действующему законодательству;

      правительственное заимствование в форме выпуска государственных эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке капиталов. Необходимо проверить законность выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживания ценных бумаг в соответствии с Законом Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг";

      кредитора, представивший заем, размер и условия займа (процентная ставка, сроки действия займа, прочие обязательства, вытекающие из условий договора займа), целевое использование, источники погашения;

      своевременность и полноту поставки, предусмотренных контрактами оборудования, товарно-материальных ценностей и услуг;

      факты получения за счет средств займа имущества и услуг, не предусмотренных условиями контрактов, не отвечающих целевому назначению займа;

      факты отвлечения средств займа на оказание спонсорской и финансовой помощи, на собственные нужды;

      обоснованность и законность использования имущества, полученного по займу;

      отражение на балансе объекта контроля имущества и услуг, полученных по займу, а также обязательств перед банком-кредитором и/или республиканским бюджетом;

      обоснованность использования основных фондов и другого имущества, приобретенного на средства займа;

      проведение сверки отраженных в учете объекта контроля фактических платежей по погашению и обслуживанию долга и остатка основного долга по займам;

      меры, принимаемые объектами контроля по возврату отвлеченных по займу бюджетных средств;

      средства займа, привлекаемого под поручительство государства, использованные только на создание объектов концессии;

      соблюдение условий предоставления поручительств государства и требований, предъявляемых к лицам, претендующим на получение поручительства государства в соответствии с Бюджетным Кодексом Республики Казахстан;

      соблюдение требований при исполнении поручительства государства;

      6) соблюдения условий и процедур передачи объектов для целей реализации государственно-частного партнерства, финансирования исполнения государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств, государственных гарантий и поручительств государства, а также их использования.

      При проведении аудита соответствия соблюдения условий и процедур передачи объектов для целей реализации государственно-частного партнерства, финансирования исполнения государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств, государственных гарантий и поручительств государства, а также их использования государственный аудитор проверяет:

      реализацию государственно-частного партнерства, как и на каких условиях производилось возмещение затрат по проектам государственно-частного партнерства, соблюдены ли требования норм, предъявляемые к проектам государственно-частного партнерства;

      соответствие концессионных предложений законодательству Республики Казахстан о концессиях;

      наличие договоров концессии (основание, протоколы переговоров, предложений комиссии по концессиям);

      7) соблюдения условий и процедур предоставления, использования государственных займов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан.

      При проведении аудита соответствия соблюдения условий и процедур предоставления, использования государственных займов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан, государственный аудитор проверяет:

      процедуру принятия решения о необходимости привлечения заемных средств;

      определение порядка и условий привлечения, использования, погашения и обслуживания займа;

      процедуру переговоров, обеспечения и гарантий исполнения обязательств, оформления и подписания соответствующих документов по займу, ратификации договора займа (при государственном внешнем заимствовании), получения, использования средств займа, включая процедуры учета, контроля и анализа исполнения обязательств сторонами;

      8) соблюдения законодательства о государственных закупках на основе системы управления рисками.

      При проведении аудита соответствия соблюдению законодательства о государственных закупках государственный аудитор проверяет:

      устранение нарушений, выявленных предыдущим аудитом;

      достоверность данных на веб-портале, вносимых организаторами и заказчиками;

      наличие и своевременность утверждения годовых планов государственных закупок, правильность составления, обоснованность внесенных изменений;

      анализ годовых планов государственных закупок (выделяемые суммы, распределение по номенклатуре и объемам, по месту поставки, выполнения работ, оказания услуг, соответствие и обоснованность объемов товаров, работ, услуг, предусмотренных в годовом плане государственных закупок объему, предусмотренному в бюджетной заявке);

      своевременность размещения годовых планов государственных закупок на веб-портале государственных закупок и внесенных в них изменений;

      соответствие сроков проведения процедур закупок со сроками, указанными в плане государственных закупок;

      наличие случаев приобретения товаров, работ, услуг, не предусмотренных утвержденным годовым планом государственных закупок (уточненным годовым планом государственных закупок), за исключением приобретения товаров, работ, услуг в соответствии с подпунктами 4, 9, 31, 32 и 35 пункта 3 статьи 39 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" (далее – Закон о государственных закупках);

      наличие случаев отказа от осуществления государственных закупок по основаниям, не предусмотренным в пункте 13 статьи 5 Закона о государственных закупках;

      обоснованность применения нормы статьи 39 Закона о государственных закупках, регламентирующей выбор поставщика и заключения с ним договора о государственных закупках;

      правомерность выбора способа проведения государственных закупок:

      способом конкурса (открытого конкурса, конкурса с использованием двухэтапных процедур, конкурса с предварительным квалификационным отбором, конкурса с использованием рамочных соглашений, конкурса с использованием рейтингово-балльной системы);

      способом из одного источника;

      способом запроса ценовых предложений;

      способом аукциона;

      способом через товарные биржи;

      способом через электронный магазин;

      количество и объем государственных закупок, осуществленных указанными способами (по отдельности);

      выполнение требований о направлении информации для включения в реестры в сфере государственных закупок;

      выполнение требований о предъявлении исков в суд о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок;

      соблюдение законодательства о государственных закупках при осуществлении государственной закупки способом конкурса;

      соблюдение законодательства о государственных закупках при осуществлении государственной закупки способом запроса ценовых предложений;

      соблюдение законодательства о государственных закупках при осуществлении государственной закупки способом аукциона;

      соблюдение законодательства о государственных закупках при осуществлении государственной закупки способом из одного источника;

      соблюдение законодательства о государственных закупках при осуществлении государственной закупки способом через товарные биржи;

      соблюдение законодательства о государственных закупках при осуществлении государственной закупки способом через электронный магазин;

      соблюдение принципов оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок;

      применение особого порядка осуществления государственных закупок способом конкурса, в соответствии со статьей 50 Закона о государственных закупках;

      соблюдение порядка применения национального режима при осуществлении государственных закупок, в соответствии со статьей 14 Закона о государственных закупках;

      соблюдение порядка участия в государственных закупках отдельных категорий потенциальных поставщиков, в соответствии со статьей 51 Закона о государственных закупках;

      заключение и исполнение договора о государственных закупках;

      заключение дополнительного соглашения к договору о государственных закупках;

      9) соблюдения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности на основе системы управления рисками.

      При проведении аудита соответствия законодательству о бухгалтерском учете и финансовой отчетности государственный аудитор проверяет:

      состояние бухгалтерского учета, правильность организации бухгалтерского документооборота и первичного учета в части вопросов аудита соответствия;

      достоверность данных, принятых к учету совершенных операций, мемориальных ордеров - накопительных ведомостей в разрезе совершения соответствующих операций. Сверка оборотов и остатков по аналитическому счету оборотных ведомостей с итогами оборотов по остаткам на этих субсчетах в Книге "Журнал-главная". Данный контроль осуществляется в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6443) в части вопросов аудита соответствия;

      полноту, достоверность, обоснованность и своевременность составления и представления бюджетной отчетности в соответствии с Правилами составления и представления бюджетной отчетности государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ, уполномоченными органами по исполнению бюджета и аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в части вопросов проводимого аудита соответствия;

      соответствие данных годового отчета государственных учреждений данным бухгалтерских записей, подтвержденных соответствующими документами касательно цели и вопросов Программы аудита соответствия;

      подтверждение данных статей баланса на конец отчетного года с результатами проведенной инвентаризации и отрегулированность обнаруженных расхождений до представления годового отчета при наличии данного вопроса в Программе аудита соответствия;

      достоверность отчетов о дебиторской и кредиторской задолженностей, с указанием причин их образования, в том числе: причины образования кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) сверх утвержденного индивидуального плана финансирования государственного учреждения, имеются ли факты сокрытия дебиторской и кредиторской задолженности при проверке по вопросам аудита соответствия;

      10) соблюдения законодательства Республики Казахстан о государственном имуществе на основе системы управления рисками.

      Критерием данного направления является: достоверность, обоснованность, добросовестность.

      При проведении аудита соответствия соблюдению законодательства Республики Казахстан о государственном имуществе государственный аудитор проверяет:

      соблюдение натуральных норм обеспечения государственных органов служебными и дежурными автомобилями, телефонной связью, офисной мебелью и площадями для размещения аппарата государственных органов, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 179 "Об утверждении натуральных норм обеспечения государственных органов служебными и дежурными автомобилями, телефонной связью, офисной мебелью и площадями для размещения аппарата государственных органов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10762);

      соблюдение порядка списания бензина, дизтоплива и сжиженного газа в соответствии с установленными нормами на 100 км пробега по маркам автомобилей и других транспортных средств согласно путевым листам. При этом следует иметь в виду, что списание горюче-смазочных материалов на автомобили производится в весенне-летние и осенне-зимние периоды по принятым нормам, установленным заводами изготовителями транспортных средств. При проверке правильности нормы расходов горюче-смазочных материалов на 100 км пробега для государственных органов Республики Казахстан и расходов на содержание автотранспорта (далее – нормы) руководствоваться постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 августа 2009 года № 1210 "Об утверждении норм расходов горюче-смазочных материалов и расходов на содержание автотранспорта";

      правильность списания автомобильных шин, в соответствии с установленными нормами пробега и обоснованность списания автомобильных шин, не прошедших сроки эксплуатации против норм пробега;

      достоверность списания запасных частей согласно дефектным актам. При этом государственный аудитор сверяет соответствие списанных запасных частей и оприходование их на склад согласно утвержденными в дефектных актах на их списание запасными частями;

      наличие фактов использования специальных автомобилей в качестве служебного легкового автотранспорта. Оснащение специальных автомобилей спецоборудованием. Проверить, не эксплуатируются ли служебные и специальные автомобили вышестоящими органами управления балансодержателей автомобиля;

      наличие разрешения территориального комитета государственного имущества и приватизации на списание зданий, транспортных средств. Наличие случаев безвозмездной передачи зданий, транспортных средств общественным и сторонним организациям;

      наличие случаев реализации транспортных средств по остаточной балансовой стоимости частным лицам, без проведения соответствующих процедур реализации (разрешения уполномоченного органа, экспертизы по определению рыночной стоимости). Наличие случаев реализации проверяемым государственным учреждением транспортных средств, находившихся на его балансе, а не территориальным органом государственного имущества и приватизации;

      обоснованность и законность использования бюджетных средств, предусмотренных на аренду транспортных средств;

      использование служебных телефонов: не производились ли международные и междугородние переговоры сотрудников в личных целях, оплаты за эти переговоры, имеются ли лимиты по использованию служебных телефонов (учтены ли междугородные переговоры, переговоры с выходом на мобильную связь);

      предоставление в имущественный наем (аренду) объектов государственной коммунальной собственности;

      соблюдение основных положений по учету, хранению и списанию материальных ценностей, организации контроля за работой материально-ответственных лиц, фактическое наличие материальных ценностей;

      11) соблюдения Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон об аудиторской деятельности) на основе системы управления рисками. По данному направлению аудит соответствия проводится ведомством и его территориальными подразделениями.

      При проведении аудита соответствия соблюдению Закона об аудиторской деятельности государственный аудитор проверяет соблюдение Закона об аудиторской деятельности аудиторами, аудиторскими организациями, профессиональными аудиторскими организациями и профессиональным советом по аудиторской деятельности в процессе осуществления аудиторской деятельности в Республике Казахстан;

      12) соблюдения отраслевого законодательства государственным органом, в котором создана служба внутреннего аудита.

      При проведении аудита соответствия деятельности объекта государственного аудита действующему законодательству государственный аудитор службы внутреннего аудита проверяет:

      реализацию целей, функций и задач, предусмотренных уставом;

      соответствие внутренних правовых актов объектов государственного аудита законодательству Республики Казахстан, правовым документам вышестоящего органа (органа государственного управления);

      соблюдение внутренних правовых документов объектом государственного аудита;

      соответствие начисления и перечисления заработной платы и прочих стимулирующих выплат действующему законодательству, в том числе внутренним правовым документам и форме 5-15а "Выписка по проведенным платежам на соответствующие счета получателей денег" Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания;

      13) сохранность товарно-материальных запасов (далее – ТМЗ) и активов подведомственных организаций, в том числе субъектов квазигосударственного сектора.

      При проведении аудита соответствия ТМЗ и иных активов подведомственных организаций, в том числе субъектов квазигосударственного сектора аудитор проверяет:

      учет ТМЗ и активов (основные средства, собственные денежные средства, арендуемые основные средства) в подведомственных организациях;

      порядок использования ТМЗ и активов в подведомственных организациях;

      соблюдение процедур оказания платных услуг.

  Приложение 2
к процедурному стандарту
внутреннего государственного
аудита и финансового контроля
"Аудит соответствия"
  Форма

Оценка риска средств контроля

      Объект аудита __________________________________________________
      Период аудита _________________________________________________
      Сроки проведения аудита ________________________________________
      Государственный аудитор ________________________________________
      Руководитель группы государственного аудита ______________________

№ п\п

Вопросы**

Ответ (да/нет/ нет ответа*)

Примечание

Ссылка на нормативный правовой акт

1

2

3

4

5

1.

Документы составляются в день совершения операций




2.

Защищены ли помещения склада от доступа посторонних лиц




3.

Составляются ли на дату проведения инвентаризации отчеты материально-ответственных лиц




4.

Заполняются ли все обязательные реквизиты в регистрах бухгалтерского учета




5.

Сверяются ли данные отчетов материально ответственных лиц с данными первичных документов




6.

Выявляются ли виновные лица в недостаче (излишке) материальных ценностей




7.

Проводится ли сверка данных мемориальных ордеров с книгой "Журнал-главная" (когда учет не автоматизирован)




8.

Созданы ли службы внутреннего аудита




9.

Существует ли утвержденное Положение о службе внутреннего аудита




10.

Имеются ли утвержденные план и программа проверки службы внутреннего аудита




11.

Имеются ли акты проверок, отражающие результаты проведенных проверок службой внутреннего аудита




12.

Регулируется ли проведение проверок службой внутреннего аудита








Итоговая оценка




"Да" -

"Нет" -

"Нет ответа" -

      Определение уровня риска средств контроля:
      низкий – 0% - 29%;
      средний – 30% - 69%;
      высокий – 70% - 100%.
      Примечание: Перечень вопросов не является исчерпывающим и дополняется
государственным аудитором исходя из особенностей деятельности объекта аудита. На
каждый тестовый вопрос проставляется соответствующий ответ. В примечании пишется
комментарий по каждому ответу (при необходимости) и прилагаются копии документов,
подтверждающих ответ.
      Оценка риска средств контроля производится путем определения процентной доли
условно отрицательных ответов из предложенного перечня вопросов. При наличии варианта
"Нет ответа" данный вопрос не включается в совокупность вопросов оценки риска.
      Положительные ответы на вопросы свидетельствуют об уменьшении оценки риска
средств контроля.
      Оценка риска системы внутреннего контроля оценивается как высокий, если
организация бухгалтерского учета и система внутреннего контроля является неэффективной.
      *Ответ "Нет ответа" выбирается в случае, если операции, связанные с данным
вопросом, не имеют места в учете объекта аудита.
      **Вопросы составляются в зависимости от специфики деятельности объекта
государственного аудита.
      Государственный аудитор: ___________ ____________________________
                        подпись (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
      Руководитель группы государственного аудита: ______________________
      _______________________________________________________________
            подпись (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
      "___" ___________________ 20____ года

  Приложение 3
к процедурному стандарту
внутреннего государственного
аудита и финансового контроля
"Аудит соответствия"
  Форма

Оценка неотъемлемого риска

      Объект аудита __________________________________________________
      Период аудита __________________________________________________
      Сроки проведения аудита _________________________________________
      Государственный аудитор _________________________________________
      Руководитель группы государственного аудита _______________________

Вопросы**

Ответ (да/нет/ нет ответа*)

Примечание

Ссылка на нормативный правовой акт

1

2

3

4

5

1.

Осуществляется ли бухгалтерский учет с помощью компьютерной системы




2.

Выполняются ли рекомендации по устранению нарушений по результатам предыдущего аудита




3.

Отсутствует ли высокая загруженность работников




4.

Отсутствуют ли недобросовестные действия в предыдущих аудированных периодах




5.

Обнаружены ли существенные нарушения в предыдущем аудите




6.

Эффективно ли работает кадровая политика: организация периодической системы повышения квалификации




7.

Существует ли понимание руководством значения достоверности ведения бухгалтерского учета




8.

Своевременно ли ознакамливают учетных работников с изменениями в нормативных правовых актах в области ведения бухгалтерского учета




9.

Отсутствует ли наличие внешнего давления на руководство или учетных работников




10.

Требуется ли для правильного оформления сложных хозяйственных операций высокая квалификация исполнителей и поддерживается ли она




11.

Отсутствует ли появление на счетах учета расчетов по оплате труда непреднамеренных искажений








Итоговая оценка




"Да" -




"Нет" -




"Нет ответа" -




      Определение уровня неотъемлемого риска:
      низкий – 0% - 29%;
      средний – 30% - 69%;
      высокий – 70% - 100%.
      Примечание: Перечень вопросов не является исчерпывающим и дополняется
государственным аудитором исходя из особенностей деятельности объекта аудита. На
каждый тестовый вопрос проставляется соответствующий ответ. В примечании пишется
комментарий по каждому ответу (при необходимости) и прилагаются копии документов,
подтверждающих ответ.
      Оценка неотъемлемого риска производится путем определения процентной доли
условно отрицательных ответов из предложенного перечня вопросов. При наличии варианта
"Нет ответа" данный вопрос не включается в совокупность вопросов оценки риска.
      Положительные ответы на вопросы свидетельствуют об уменьшении оценки
неотъемлемого риска.
      Оценка неотъемлемого риска оценивается как высокий, если организация
бухгалтерского учета и система внутреннего контроля является неэффективной.
      *Ответ "Нет ответа" выбирается в случае, если операции, связанные с данным
вопросом, не имеют места в учете объекта аудита.
      **Вопросы составляются в зависимости от специфики деятельности объекта
государственного аудита.
      Государственный аудитор: ___________ _____________________________
                        подпись (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
      Руководитель группы государственного аудита: ______________________
      _______________________________________________________________
            подпись (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
      "____" _______________ 20 ___ года

  Приложение 4
к процедурному стандарту
внутреннего государственного
аудита и финансового контроля
"Аудит соответствия"
  Форма

Аудиторская выборка

      Объект аудита ________________________________________________
      Период аудита ________________________________________________
      Сроки проведения аудита _______________________________________
      Уровень существенности _______________________________________
      Применяемый метод выборки (случайный или систематический отбор) ____________
      Государственный аудитор ______________________________________
      Руководитель группы государственного аудита ____________________

Показатели

Суммарное (количественное) выражение показателей

1

2

Тестируемая совокупность


Количество документов в тестируемой остаточной совокупности


Суммарное выражение тестируемой остаточной совокупности


Уровень специфических элементов, подлежащих отдельной проверке
1. Элементы наибольшей стоимости


Уровень специфических элементов, подлежащих отдельной проверке
2. Элементы рисков


Объем выборки (количество элементов, попавших в выборку), рассчитанный по формуле*


Суммарное выражение объема выборки


      Примечание.
      *ОВ = ЭНС+ЭР, где ОВ – объем выборки, ЭНС – элементы наибольшей стоимости,
ЭР – элементы риска;
      К рабочему документу прилагаются все документы и расчеты, произведенные при
определении объема выборки.
      Государственный аудитор: ___________ ________________________
                  подпись (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
      Руководитель группы государственного аудита: __________________
      ___________________________________________________________
            подпись (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
      "____" ______________ 20____года

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.