Әкелінетін тауарлар үшін іс жүзінде төленген немесе төлеуге жататын бағаға зияткерлік меншік объектілерін пайдаланғаны үшін лицензиялық және өзге де ұқсас төлемдерді қосу туралы ережеге өзгерістер енгізу туралы

Еуразиялық экономикалық комиссия Алқасының 2018 жылғы 28 тамыздағы № 15 ұсынымы

      Еуразиялық экономикалық комиссия Алқасы зияткерлік меншік объектілерін пайдаланғаны үшін лицензиялық және өзге де ұқсас төлемдерді Еуразиялық экономикалық одақтың кедендік аумағына әкелінетін тауарлардың кедендік құнына қосу туралы мәселені шешуге бірыңғай тәсілдемелер әзірлеу мақсатында,

      Еуразиялық экономикалық одаққа мүше мемлекеттерге осы Ұсыным Еуразиялық экономикалық одақтың ресми сайтында жарияланған күннен бастап қосымшаға сәйкес өзгерістерді ескере отырып, Әкелінетін тауарлар үшін іс жүзінде төленген немесе төлеуге жататын бағаға зияткерлік меншік объектілерін пайдаланғаны үшін лицензиялық және өзге де ұқсас төлемдерді қосу туралы ережені (Еуразиялық экономикалық комиссия Алқасының 2016 жылғы 15 қарашадағы № 20 ұсынымына қосымша) қолдануды ұсынады.

      Еуразиялық экономикалық комиссия
Алқасының Төрағасы
Т. Саркисян

  Еуразиялық экономикалық
комиссия Алқасының
2018 жылғы 28 тамыздағы
№ 15 ұсынымына
ҚОСЫМША

Әкелінетін тауарлар үшін іс жүзінде төленген немесе төлеуге жататын бағаға зияткерлік меншік объектілерін пайдаланғаны үшін лицензиялық және өзге де ұқсас төлемдерді қосу туралы ережеге енгізілетін ӨЗГЕРІСТЕР

      1. 1-тармақтағы "2008 жылғы 25 қаңтардағы Кеден одағының кедендік шекарасы арқылы өткізілетін тауарлардың кедендік құнын айқындау туралы келісімнің (бұдан әрі – Келісім)" деген сөздер "Еуразиялық экономикалық одақтың Кеден кодексінің (бұдан әрі – Кодекс) 5-тарауының" деген сөздермен ауыстырылсын.

      2. 2-тармақта:

      а) бірінші абзац мынадай редакцияда жазылсын:

      "2. Кодекстің 40-бабы 1-тармағының 7-тармақшасына сәйкес олармен жасалатын мәміле құны (1-әдіс) бойынша Еуразиялық экономикалық одақтың кедендік аумағына әкелінетін тауарлардың (бұдан әрі тиісінше – Одақ, әкелінетін тауарлар) кедендік құнын айқындау кезінде осы тауарлар үшін іс жүзінде төленген немесе төлеуге жататын бағаға роялтиді, патенттер, тауар белгілері, авторлық құқық үшін төлемдерді қоса алғанда, зияткерлік меншік объектілерін пайдаланғаны үшін бағаланатын (әкелінетін) тауарларға жататын және бағаланатын (әкелінетін) тауарларды Одақтың кедендік аумағына әкету үшін сату шарттары ретінде сатып алушы осы тауарлар үшін іс жүзінде төленген немесе төлеуге жататын бағаға енгізілмеген мөлшерде тікелей немесе жанама түрде төлеген немесе төлеуге тиіс лицензиялық және өзге де ұқсас төлемдер қосылады.";

      б) үшінші абзац мынадай редакцияда жазылсын:

      "Одақтың кедендік аумағына әкелінетін тауарларды молайту (тираждау) құқығы үшін төлемдер;";

      3. 7-тармақтың бірінші абзацындағы "Келісімнің 5-бабы" деген сөздер "Кодекстің 40-бабы" деген сөздермен ауыстырылсын.

      4. 11-тармақтың екінші абзацындағы "қосымшада" деген сөздер "осы Ережеге қосымшаның І бөлімінде" деген сөздермен ауыстырылсын.

      5. Мынадай мазмұндағы ІІІ және ІVбөлімдермен толықтырылсын:

"ІІІ. Одақтың кедендік аумағына әкелінетін тауарларды молайту (тираждау) құқығы үшін лицензиялық төлемдер

      12. Кодекстің 40-бабының 1-тармағы 7-тармақшасының негізінде әкелінетін тауарлардың кедендік құнын айқындау кезінде Одақтың кедендік аумағына әкелінетін тауарларды молайту (тираждау) құқығы үшін лицензиялық төлемдер, тіпті осындай лицензиялық төлемдер әкелінетін тауарларға жататын және оларды төлеу тауарларды Одақтың кедендік аумағына әкету үшін сату шарты болып табылатын жағдайларда да, іс жүзінде төленген немесе төлеуге жататын бағаға қосылмауға тиіс.

      13. Осы Ереженің мақсаттары үшін "молайту (тираждау)" әкелінген тауарларды көшіруді ғана емес (мысалы, әкелінген бұйымның дәл көшірмелерін дайындау үшін пайдаланылатын шаблон ол бойынша жасалатын бұйымның үлгісі әкелінеді), сонымен бірге әкелінетін тауарлардағы өнертабысты, туындыны, ойды немесе идеяны молайтуды да білдіреді.

      Бұл ғылыми жұмыстардың түпнұсқалары мен көшірмелеріне (мысалы, вакцина өндіру үшін қажетті нысанға жаңғыртылатын бактерияның жаңа штаммын әкелу), әдеби шығармалардың түпнұсқаларына (мысалы, кітап басып шығаруға арналған қолжазбаларды әкелу), прототиптерге, яғни үлгілерге, модельдерге, эталондарға және т.б. (мысалы, жаңа ойыншықтың дәл көшірмелеріне жаңғыртылатын жаңа ойыншықтың үлгісі) және жануарлар мен өсімдіктердің түрлеріне (мысалы, бастапқы түрлерінің таралуына қарсы күресу үшін көбейтілетін генетикалық жағынан өзгерген насекомдар) де жатады.

      14. Әдетте зияткерлік меншік объектілері болып табылатын немесе осындай объектілерді қамтитын тауарларды сатып алу сатып алушыға оларды молайту (тираждау) құқығын өздігінен бермейді. Көптеген жағдайларда мұндай құқық лицензиялық шарт жасасу арқылы беріледі.

      15. Төленетін төлемдердің Одақтың кедендік аумағына әкелінетін тауарларды молайту (тираждау) құқығы үшін төлемдер болатыны немесе болмайтыны туралы мәселені шешу мақсатында мыналарға талдау жасау қажет:

      әкелінетін тауарлар зияткерлік құқық объектісі (мысалы, авторлық құқық объектісі, өнертабыс, ноу-хау, селекциялық жетістік) болып табылатын қандай да бір идеяны немесе төлтума жұмысты қамти ма;

      идеяны немесе төлтума жұмысты молайту (тираждау) мүше мемлекеттің заңнамасына сәйкес қорғалатын құқық болып табыла ма;

      сыртқы экономикалық шарттың (келісімшарттың) немесе басқа да шарттың талаптарымен сатып алушыға әкелінетін тауарларды молайту (тираждау) құқығын беру көзделген бе;

      қорғалатын құқықтың иесі (лицензиар) сатып алушыға молайту (тираждау) құқығының берілгені үшін сыйақы төлеуді талап ете ме.

      Санамаланған барлық сұрақтарға оң жауаптар төленетін төлемдердің Одақтың кедендік аумағына әкелінетін тауарларды молайту (тираждау) құқығы үшін лицензиялық төлемдерге жатқызылуы мүмкін екендігін көрсетеді.

      Әкелінетін тауарларды молайту (тираждау) құқығы үшін лицензиялық төлемдерге қатысты жағдайлардың сипаттамасы бар мысалдар осы Ережеге қосымшаның ІІ бөлімінде келтірілген.

ІV. Өндіріс құпияларын (ноу-хау) пайдалану құқығы үшін лицензиялық төлемдер

      16. Зияткерлік меншік объектілеріне құқықтарды сақтау мен қорғау туралы хаттаманың (2014 жылғы 29 мамырдағы Еуразиялық экономикалық одақ туралы шартқа № 26 қосымша) 39-тармағына сәйкес өндірістік құпия (ноу-хау) деп кез келген сипаттағы (өндірістік, техникалық, экономикалық, ұйымдастырушылық және басқа да) мәліметтер, оның ішінде ғылыми-техникалық саладағы зияткерлік қызмет нәтижелері туралы мәліметтер, сондай-ақ үшінші тұлғалар заңды негізде еркін қол жеткізе алмайтын мәліметтердің үшінші тұлғаларға белгісіз болуына байланысты шынайы және әлеуетті коммерциялық құндылығы бар және оларды білетіндерге қатысты коммерциялық құпия режимі енгізілген кәсіптік қызметті жүзеге асыру тәсілдері туралы мәліметтер танылады.

      17. Өндіріс құпияларын (ноу-хау) пайдалану құқығын беру кезінде лицензиялық шартта өндіріс құпиясы (ноу-хау) мысалы:

      а) әкелінетін тауарларды өндіру кезінде (оның ішінде өндіріс құпиясы (ноу-хау) оларға инкорпорацияланғанда (қамтылғанда));

      б) Одақтың кедендік аумағында әкелінетін тауарларды (ингредиенттерді, компоненттерді, жабдықтарды, құралдарды және т.б.) пайдалана отырып, өнім өндіру, жұмыстар атқару, қызметтер көрсету кезінде;

      в) лицензиат қызметінің шеңберіндегі ұйымдастыру шешімдерін іске асыру кезінде пайдаланылады деп белгіленуі мүмкін.

      18. Егер өндіріс құпиясы (ноу-хау) әкелінетін тауарларды өндіру кезінде немесе оларға инкорпорацияланған (қамтылған) кезде пайдаланылса, өндіріс құпиясын (ноу-хау) пайдаланғаны үшін лицензиялық төлемдер әкелінетін тауарлардың кедендік құнына қосылады, өйткені мұндай жағдайларда өндіріс құпиясы (ноу-хау) әкелінетін тауарлардың бір бөлігі болып табылады.

      19. Егер өндіріс құпиясы (ноу-хау) әкелінетін тауарлар (ингредиенттер, компоненттер, жабдықтар, құралдар және т.б.) пайдаланыла отырып, Одақтың кедендік аумағында өнім өндірумен, жұмыстар атқарумен, қызметтер көрсетумен байланысты болса, өндіріс құпиясын (ноу-хау) пайдаланғаны үшін лицензиялық төлемдерді әкелінетін тауарлардың кедендік құнына қосу туралы шешім өндіріс құпиясын (ноу-хау) пайдалану шарттарында әкелінетін тауарларды сатып алу және оларды өнім өндіруде, жұмыстарды орындау, қызметтер көрсету кезінде пайдалану туралы талап белгіленгендігі немесе белгіленбегені туралы мәселені зерделеу және талдау негізінде қабылданады.

      20. Егер өндіріс құпиясы (ноу-хау) лицензиаттың қызметі шеңберіндегі ұйымдастыру шешімдерін іске асырумен (мысалы, лицензиаттың персоналын лицензиялық өнім өндіруге немесе машиналарды немесе жабдықтарды пайдалануға оқытумен, басқару, әкімшілендіру, маркетинг, сату, есепке алу және т.б. саласында техникалық қолдаумен) байланысты болса, өндіріс құпиясын (ноу-хау) пайдаланғаны үшін лицензиялық төлемдерді әкелінетін тауарлардың кедендік құнына қосу туралы шешім лицензиялық шартта белгіленген шектеулер мен талаптардың болуы туралы мәселені зерделеу және талдау, не өндіріс құпиясын (ноу-хау) пайдалану әкелінетін (бағаланатын) тауарларды қолданумен мүмкін болатын тауар белгісін, коммерциялық белгіленімді, фирмалық атауды пайдалану жөніндегі лицензиялық шарттың талаптарында көзделгендерден өзге әкелінетін (бағаланатын) тауарлардың өзіндік ерекшеліктері немесе сипаттамалары негізінде қабылданады.

      Өндіріс құпияларын (ноу-хау) пайдалану құқығы үшін лицензиялық төлемдерге қатысты жағдайлар сипатталатын мысалдар осы Ережеге қосымшаның ІІІ бөлімінде келтірілген.".

      6. Осы Ережеге қосымшада:

      а) атауындағы "Тауар белгісін пайдалану құқығы үшін" деген сөздер алып тасталсын;

      б) атауынан кейін І бөлімнің мынадай мазмұндағы атауымен толықтырылсын:

      "І. Тауар белгісін пайдалану құқығы үшін лицензиялық төлемдерге қатысты жағдайлар сипатталған мысалдар";

      в) мәтін бойынша "Келісімнің 3-бабының 1-тармағында" деген сөздер "Кодекстің 37-бабында" деген сөздермен ауыстырылсын;

      г) 2-мысалдың төртінші абзацы мынадай редакцияда жазылсын:

      "Ұйым мен құқық иеленуші Еуразиялық экономикалық одақтың Кеден кодексінің (бұдан әрі – Кодекс) 37-бабында белгіленген мәнде өзара байланысты тұлғалар болып табылады.";

      д) мынадай мазмұндағы 8 – 10-мысалдармен толықтырылсын:

      "8-мысал. Ұйым шетелдік құқық иеленушімен лицензиялық шарт жасасты, оған сәйкес шетелдік құқық иеленуші лицензиялық төлемдердің төленуі шартымен ұйымға тауар белгісін спорт сөмкелеріне орналастыру жолымен оны пайдалануға құқық береді.

      Құқық иеленуші тауар белгісі жапсырылатын спорт сөмкелеріне, сондай-ақ оларды өндірушілерге талаптар белгілемеді. Өндірушілерді таңдауды ұйым өз бетімен жүзеге асырады.

      Ұйым және құқық иеленуші Кодекстің 37-бабында белгіленген мәнде өзара байланысты тұлғалар болып табылады.

      Тауар белгісі ұйым шетелдік өндірушілерден сатып алатын спорт сөмкелеріне орналастырылады.

      Ұйым және шетелдік өндірушілер Кодекстің 37-бабында белгіленген мәнде өзара байланысты тұлғалар болып табылмайды.

      Ұйым шетелдік өндірушілерге тауар белгісін қамтитын, спорт сөмкелері Одақтың кедендік аумағына әкелінердің алдында оларға орналастырылатын этикеткаларды береді.

      Ұйымға тауар белгісін спорт сөмкелеріне орналастыру жолымен оны пайдалану құқығы берілгендіктен және ұйымның тапсырысы бойынша өндіруші тауар белгісін орналастырған спорт сөмкелерін әкелуді ұйым жүзеге асыратындықтан, лицензиялық төлемдер әкелінетін тауарларға қатысты болады.

      Құқық иеленуші спорт сөмкелеріне және оларды өндірушілерге талаптар белгілемегендіктен және мұндай сөмкелер ұйыммен де, құқық иеленушімен де өзара байланысты тұлғалар болып табылмайтын өндірушілерден ұйымның таңдауы бойынша сатып алынатындықтан, лицензиялық төлемдер тауарларды Одақтың кедендік аумағына әкету үшін сату шарты болып табылмайды.

      Яғни, лицензиялық төлемдер іс жүзінде төленген немесе төлеуге жататын бағаға қосуға жатпайды.

      Бұл жағдайда әкелінетін спорт сөмкелерінің кедендік құнын айқындау кезінде ұйымның этикеткаларды өндірушілерге беруіне байланысты Кодекстің 40-бабының 1-тармағының 2-тармақшасына сәйкес іс жүзінде төленген немесе төлеуге жататын бағаға ықтимал қосымша есептеу туралы мәселе жеке қарастырылуға тиіс.

      9-мысал. Сатып алушы тауар белгісінің иесімен лицензиялық шарт жасасады, ол бойынша сатып алушы құқық иеленушіге тауар белгісі бар және Одақтың кедендік аумағына әкелінетін әрбір жұп аяқ киім үшін лицензиялық төлемдердің тіркелген сомасын төлеп отыруға міндеттенеді.

      Сатып алушы шетелдік өндірушімен тауар белгісі салына отырып және құқық иеленушінің эскиздерден, суреттерден, чертежден көрінетін тауар белгісіне қатысты көркемдік безендіру мен дизайнға қоятын талаптары сақтала отырып өндіруші дайындаған аяқ киімді сатып алу көзделетін шарт жасасты. Өндірушінің құқық иеленушімен жасасқан лицензиялық шарты жоқ. Сатып алушы мен өндірушінің арасындағы сатып алу-сату шартында лицензиялық төлемдер төлеуге қатысты ережелер қамтылмайды. Өндіруші, сатып алушы және құқық иеленуші Кодекстің 37-бабында белгіленген мәнде өзара байланысты тұлғалар болып табылмайды.

      Құқық иеленуші тауар белгісі салынатын аяқ киімге, сондай-ақ оны өндірушіге талаптар белгілемеген. Өндірушіні таңдауды сатып алушы өз бетімен жүзеге асырады.

      Лицензиялық шартқа сәйкес лицензиялық төлемдер Одақтың кедендік аумағына әкелінетін тауар белгісі салынған әрбір аяқ киім жұбы үшін төленетіндіктен және өндіруші сатып алушымен жасасқан шартқа сәйкес тауар белгісін осы тауарларды дайындау кезінде салатындықтан, осындай лицензиялық төлемдер сатып алушы әкелетін аяқ киімге қатысты болады.

      Құқық иеленушінің шарттық шеңберде де, сондай-ақ қандай да бір өзге құқықтық қатынастардың шеңберінде де өндірушінің аяқ киім өндірісін бақыламайтынына байланысты лицензиялық төлемдерді төлеу осы тауарларды сатудың шарты болып табылмайды. Демек, бұл жағдайда лицензиялық төлемдерді іс жүзінде төленген немесе төлеуге жататын бағаға қосуға жатпайды.

      Бұл жағдайда әкелінетін аяқ киімнің кедендік құнын айқындау кезінде сатып алушы өндірушіге берген эскиздерге, суреттерге, чертеждерге қатысты Кодекстің 40-бабының 1-тармағының 2-тармақшасына сәйкес іс жүзінде төленген немесе төлеуге жататын бағаға ықтимал қосымша есептеу туралы мәселе жеке қарастырылуға тиіс.

      10-мысал. Импорттаушы мүше мемлекеттің аумағында сигареттер және құрамында темекісі бар инновациялық өнім (бұдан әрі – дайын өнім) өндіру жөніндегі қызметті жүзеге асырады, сондай-ақ Одақтың кедендік аумағына сигареттердің кейбір түрлерін және қыздырылған темекіден жасалған бұйымды (қыздырылатын темекі таяқшалары) (бұдан әрі – стиктер) білдіретін құрамында темекісі бар инновациялық өнімді әкеледі.

      Импорттаушы көрсетілген қызметті жүзеге асыру үшін белгілі бір тауар белгілерін иеленетін шетелдік компаниямен (бұдан әрі тиісінше – құқық иеленуші, тауар белгілері) лицензиялық шарт жасасты.

      Лицензиялық шартқа сәйкес импорттаушыға тауар белгілерін сала отырып, дайын өнім өндіруге, сондай-ақ тауар белгілері салынған сигареттер мен стиктерді әкелуіне байланысты тауар белгілерін пайдалануға құқық берілді. Импорттаушы және құқық иеленуші Кодекстің 37-бабында белгіленген мәнде өзара байланысты тұлғалар болып табылады.

      Лицензиялық шартқа сәйкес импорттаушы құқық иеленушіге тауар белгілері салынған дайын өнімді өндіру құқығы үшін Одақтың кедендік аумағында дайын өнімді сатудан алынған түсімнің Х пайызы мөлшерінде лицензиялық төлемдер төлейді.

      Лицензиялық шарттың тауар белгілері салынып әкелінетін сигареттер мен стиктерге қатысты талаптарында Одақтың кедендік аумағына осындай сигареттер мен стиктерді әкелу құқығы үшін импорттаушы құқық иеленушіге Одақтың кедендік аумағында сигареттер мен стиктерді сатудан алынған түсімнің Ү пайызы мөлшерінде лицензиялық төлемдерді жеке төлейтіндігі көзделген.

      Лицензиялық шарттың талаптарында әкелінетін сигареттер мен стиктерге қатысты Кодекстің 37-бабында белгіленген мәнде импорттаушымен және құқық иеленушімен өзара байланысты тұлғалар болып табылатын шетелдік өндірушілерден импорттаушының осындай сигареттер мен стиктерді сатып алатыны көзделген. Мұндай өндірушілерді іс жүзінде құқық иеленуші бақылайды, өйткені олар құқық иеленуші айқындаған тұлғаларға сигареттер мен стиктер беруді қамтамасыз етеді.

      Импорттаушы дайын өнім өндіру үшін өзінің қалауы бойынша ингредиенттерді (компоненттерді), атап айтқанда, сигареттер, құрамында темекісі бар инновациялық өнім өндіруге арналған қыздырылатын темекі өндіру үшін темекі шикізатын (бұдан әрі – шикізат), сондай-ақ импорттаушының тапсырысы бойынша дайындау және жеткізу үшін орау қағазын, этикетканы (сигареттерді қораптарға және блоктарға салуға арналған), қаптау ыдысын (гофроқораптар) (бұдан әрі – ілеспе компоненттер) сатып алу үшін шетелдік өнім берушілерді таңдайды. Шикізатты және ілеспе компоненттерді шетелдік жеткізушілер Кодекстің 37-бабында белгіленген мәнде импорттаушымен және құқық иеленушімен өзара байланысты да, сонымен бірге өзара байланыссыз да тұлғалар болып табылады.

      Шикізат қаптау ыдысымен (гофроқораптармен) жеткізіледі, оларға сәйкестендіру мақсатында тауар белгілерін көрсетуді қамтитын таңбалар салынуы мүмкін. Сигареттерге арналған орау қағазына, этикеткаларға және қаптау ыдысына (гофроқорапқа) тауар белгілері салынған.

      Шикізатты және ілеспе компоненттерді шетелдік жеткізушілермен жасалған жеткізу шарттарында импорттаушы құқық иеленушімен жасасқан тауар белгілерін пайдалануға құқық беру туралы лицензиялық шартқа сілтемелер де, импорттаушының тауар белгілерін пайдаланғаны үшін қандай да бір тұлғаға лицензиялық төлемдер төлеу міндеті туралы қандай да бір талап та жоқ.

      Құқық иеленуші шикізат пен ілеспе компоненттер сатып алынатын бағаны қоса алғанда, оларды жеткізуге қатысты бақылауды жүзеге асырмайды. Құқық иеленуші сондай-ақ (оның ішінде лицензиялық шарттың талаптарына сәйкес) дайын өнімді өндіру үшін нақты өнім берушілердің шикізаты мен ілеспе компоненттері ғана пайдалануға болатындығын да белгілемеген. Алайда лицензиялық шартта импорттаушының тауар белгілері салынып өндірілетін және сатылатын дайын өнім сапысының құқық иеленуші белгілейтін сапаға қойылатын талаптарға сәйкестігін қамтамасыз етуге міндетті екендігі көзделген. Құқық иеленуші импорттаушы өндіретін дайын өнімнің үлгілеріне мерзімдік тексеру жүргізу жолымен тауар белгілері салынған дайын өнімнің сапасын бақылауды жүзеге асырады.

      Баяндалғандардың негізінде тауар белгілерін пайдалану құқығы үшін төленетін лицензиялық төлемдерге қатысты мынадай қорытындылар жасауға болады:

      тауар белгілері салынған дайын өнімді өндіруге байланысты

      лицензиялық төлемдерді төлеу тауар белгілері салынған, сатып алынуы импорттаушының қалауы бойынша жүзеге асырылатын шикізаттан және ілеспе компоненттерден дайындалған дайын өнімге қатысты жүзеге асырылады. Демек, лицензиялық төлемдер әкелінетін шикізатқа және ілеспе компоненттерге қатысты емес.

      Құқық иеленушіге үлгілерді тексеру құқығын беретін лицензиялық шарттың ережелері өндірілетін дайын өнімнің сапасын бақылауға жататындығына және өнім берушілерді таңдауды импорттаушы өз бетімен жүзеге асыратынына байланысты, шикізатты және ілеспе компоненттерді жеткізу импорттаушының лицензиялық төлемдерді төлеуіне қарамастан жүзеге асырылады. Демек, лицензиялық төлемдерді төлеу шикізатты және ілеспе компоненттерді Одақтың кедендік аумағына әкету үшін сату шарты болып табылмайды.

      Осылайша, осындай лицензиялық төлемдерді әкелінетін шикізат пен ілеспе компоненттердің кедендік құнына қосуға жатпайды;

      тауар белгілері салынған сигареттер мен стиктерді әкелуге байланысты

      импорттаушы сигареттер мен стиктерді салынған тауар белгілерімен әкелуді жүзеге асыратындықтан және лицензиялық төлемдер нақ осы тауарларды әкелу құқығы үшін төленетіндіктен, осы лицензиялық төлемдер әкелінетін сигареттер мен стиктерге қатысты болады.

      Импорттаушы шетелдік өндірушілермен жасасатын жеткізу шарттарында лицензиялық төлемдерді төлеуге байланысты қандай да бір талаптар жоқ. Алайда шетелдік өндірушілер сигареттер мен стиктерді белгілі бір құқық иеленушілерге сатуды жүзеге асырады. Демек, лицензиялық төлемдерді төлеу әкелінетін сигареттер мен стиктерді шетелдік өндірушілердің Одақтың кедендік аумағына әкету үшін сату шарты болып табылмайды.

      Осылайша, осындай лицензиялық төлемдерді әкелінетін сигареттер мен стиктердің кедендік құнына қосуға жатады.";

      е) мынадай мазмұндағы ІІ және ІІІ бөлімдермен толықтырылсын:

      "ІІ. Әкелінетін тауарларды молайту (тираждау) құқығы үшін лицензиялық төлемдерге қатысты жағдайлар сипатталған мысалдар

      1-мысал. Мүше мемлекеттің аумағында тіркелген ұйым сатып алу-сату шартының негізінде А сортты өсімдіктердің репрдукциялық тұқымдарын (бұдан әрі – негізгі тұқымдар) сатып алады және Одақтың кедендік аумағына әкеледі.

      Өсімдіктердің А сорты мүше мемлекеттің қорғалатын селекциялық жетістіктерінің мемлекеттік тізілімінде тіркелген.

      Сатушы мен ұйымның арасында лицензиялық шарт жасалған, оған сәйкес сатушы (құқық иеленуші) ұйымға (лицензиатқа):

      негізгі тұқымдарды кейіннен көбейту мақсатында ғана әкелуді;

      негізгі тұқымдарды кейіннен көбейту үшін егу кондициясына дейін жеткізуді;

      негізгі тұқымдарды А сортты өсімдіктердің гибридтік тұқымдарын алу үшін тікелей көбейтуді;

      негізгі тұқымдардан алынған А сортты өсімдіктердің гибридтік тұқымдарын мүше мемлекеттің аумағында сатуды қоса алғанда, селекциялық жетістікті көбейту құқығын берді.

      Лицензиялық шартқа сәйкес ұйым сатушыға селекциялық жетістікті көбейту құқығы үшін сатылған гибридтік тұқымдардың әрбір тоннасынан Х евро мөлшерінде лицензиялық төлемдер төлейді.

      Лицензиялық шартта сондай-ақ ұйымның лицензиярға тиісті есептілік ұсына отырып, негізгі тұқымдардың есебін жүргізуге міндетті екендігі және негізгі тұқымдармен лицензиялық шартта көзделгендерден өзгеше әрекеттерді жүзеге асыруға құқығы жоқтығы белгіленген. Осылайша, негізгі тұқымдарды ұйым көбейту мақсатында ғана әкеледі және үшінші тұлғаларға өткізе алмайды.

      Ұйым құқық иеленушіге лицензиялық төлемдерді төлемеген жағдайда лицензиялық шартта сатып алу-сату шартын бұзу және негізгі тұқымдарды жою талабы көзделеді.

      А өсімдіктерінің сорты мүше мемлекеттің қорғалатын селекциялық жетістіктерінің мемлекеттік тізілімінде тіркелгендіктен, осы сорт өсімдіктерінің негізгі тұқымдары зияткерлік құқық объектісі болып табылады және оларды тұқымдармен молайту сияқты іс-әрекеттерді жүзеге асыруды қамтитын пайдалануға қатысты мүше мемлекеттің заңнамасына сәйкес құқықтық қорғау беріледі.

      Баяндалғандарды, сондай-ақ ұйымға негізгі тұқымдарды көбейту құқығының берілуі және лицензиялық төлемдерді төлеу жөніндегі міндеттеме көзделетін лицензиялық шарттың талаптарын ескеретін болсақ, қарастырылып отырған лицензиялық төлемдер Одақтың кедендік аумағына әкелінетін тауарларды молайту (тираждау) құқығы үшін төлемдер болып табылады.

      Осылайша, ұйым лицензиялық шартқа сәйкес төлейтін лицензиялық төлемдердің әкелінетін тауарға қатысты болатындығына және оларды төлеу тауарды Одақтың кедендік аумағына әкету үшін сату шарты болып табылатындығына қарамастан, Кодекстің 40-бабының 1-тармағы 7-тармақшасының негізінде әкелінетін негізгі тұқымдардың кедендік құнын айқындау кезінде лицензиялық төлемдер іс жүзінде төленген немесе төлеуге жататын бағаға қосылмауға тиіс.

ІІІ. Өндіріс құпияларын (ноу-хау) пайдалану құқығы үшін лицензиялық төлемдерге қатысты жағдайлар сипатталған мысалдар

      1-мысал. Лицензиялық шарт бойынша импорттаушыға көмірсутегілерін өндірумен байланысты, олардың тиімділігі мен өнімділігін айтарлықтай арттыратын бұрғылау және өзге де жұмыс түрлерін жүргізу технологиясында көрініс табатын өндіріс құпиясын (ноу-хау) пайдалану құқығы берілді. Осы технологияны қолдану үшін арнайы әзірленген қандай да бір жабдықты пайдалану талап етілмейді.

      Импорттаушы ноу-хауды пайдаланғаны үшін құқық иеленушіге үшінші тұлғалардың тапсырыстары бойынша импорттаушының жұмыстарды лицензиялық технологияны қолдана отырып орындағаны үшін сыйақы ретінде алынған түсімнің 3 пайызы мөлшерінде лицензиялық төлем төлеуге міндетті.

      Құқық иеленуші мен импорттаушы Кодекстің 37-бабында белгіленген мәнде өзара байланысты тұлғалар болып табылады.

      Импорттаушы әртүрлі шетелдік сатушылармен (Кодекстің 37-бабында белгіленген мәнде импорттаушымен өзара байланысты да, өзара байланыссыз да) жасасқан шарттар бойынша жабдықтарды, құралдарды және шығыс материалдарын (бұдан әрі – бұрғылау жұмыстарына арналған тауарлар) сатып алуды және Одақтың кедендік аумағына әкелуді жүзеге асырады.

      Импорттаушы бұрғылау жұмыстарына арналған тауарлардың бір бөлігін үшінші тұлғаларға қайта сатады және олар импорттаушының жұмыстарды жүргізу жөніндегі қызметінде пайдаланылмайды. Бұрғылау жұмыстары үшін әкелінетін тауарлардың екінші бөлігін импорттаушы үшінші тұлғалардың тапсырыстары бойынша көмірсутегілерін өндірумен байланысты жұмыстар жүргізу кезінде пайдаланады. Импорттаушы жұмыстарды лицензиялық технологияны қолданбастан орындаған жағдайда импорттаушы алған сыйақы лицензиялық төлемдердің сомасын есептеу кезінде есепке алынбайды. Ноу-хау қолданылған жағдайда импорттаушы сыйақысының мөлшері көрсетілген жұмыстарды лицензиялық технологияны пайдаланбай орындау кезіндегіден көп болады.

      Бұрғылау жұмыстарына арналып әкелінетін тауарлардың лицензиялық технологияны қолдану кезінде пайдаланылғанына қарамастан, лицензиялық төлемдер оларға жатпайды, өйткені бұрғылау жұмыстарына арналған тауарлар осы технологияны іске асыру үшін арнайы әзірленген жабдық болып табылмайды және лицензиялық шартта ноу-хауды бұрғылау жұмыстары үшін бағаланатын тауарларды ғана қолдануға болатындығына байланысты қандай да бір шектеулер мен талаптар белгіленбеген. Лицензиялық төлемдерді төлеу бұрғылау жұмыстарына арналған тауарларды Одақтың кедендік аумағына әкету үшін сату шарты болып табылмайды, өйткені шетелдік сатушылар мұндай тауарларды импорттаушының лицензиарға лицензиялық төлемдерді төлеуіне қарамастан сатады. Бұл пікір лицензиялық шартта импорттаушының жұмыстарды лицензиялық технологияны пайдаланып орындағаны үшін ғана лицензиялық төлемдер төлеу көзделсе де, импорттаушының бұрғылау жұмыстарына арналып әкелінетін тауарларды жұмыстарды ноу-хауды қолданбай орындауға пайдалануы немесе оларды қайта сатуы мүмкін екендігімен расталады.

      Осылайша, қарастырылған жағдайда ноу-хауды пайдаланғаны үшін лицензиялық төлемдерді бұрғылау жұмыстарына арналып әкелінетін тауарлардың кедендік құнына қосуға жатпайды.

      2-мысал. Сатып алушы лицензиялық шарттың негізінде белгілі бір өнім өндіру үшін технологиялық процесті (ноу-хау) пайдалану құқығын алды және ол құқық иеленушіге осы процесс пайдаланыла отырып өндірілген өнімнің мөлшері негізінде есептелетін лицензиялық төлем төлуге міндетті.

      Сатып алушы сондай-ақ шетелдік өндірушімен технологиялық процесті (ноу-хау) орындау үшін арнайы арналған машинаны жеткізуге де шарт жасасты. Көрсетілген машинаны дайындауды Одақтың кедендік аумағында орындалған және сатып алушы ұсынған жобалау құжаттамасына сәйкес шетелдік өндіруші жүзеге асырады. Шетелдік өндірушінің машинаны сатып алушыға сатуы құқық иеленушіге лицензиялық төлемдер төлеуге тәуелді болмайды.

      Шетелдік өндіруші Кодекстің 37-бабында белгіленген мәнде құқық иеленушімен де, сатып алушымен де өзара байланысты тұлға болып табылмайды.

      Қарастырылып отырған лицензиялық төлемді төлеу осы машинада жүзеге асырылатын өндіріс процесімен байланысты екендігіне және бұл осы машинаны пайдаланудың жалғыз тәсілі болып табылатындығына қарамастан, бұл жағдайда лицензиялық төлем машинаның кедендік құнының бір бөлігі болып табылмайды, өйткені оны төлеу машинаны Одақтың кедендік аумағына әкету үшін сату шарты болып табылмайды.

      3-мысал. Сатып алушы және сатушы металл-прокат жабдығын жеткізуге шарт жасасты. Металл-прокат жабдығы технологиялық процесті (ноу-хау) пайдаланып өнім өндіруді қамтамасыз ететін технологияны қамтиды.

      Сатып алушы мен сатушының арасындағы шартқа сәйкес сатып алушы сатушыға жабдықтың бағасына қосымша технологиялық процесті (ноу-хау) пайдалану құқығы үшін лицензиялық төлем ретінде Х миллион шартты бірлік мөлшеріндегі тіркелген соманы төлеуге тиіс. Жабдықтың құнын және лицензиялық төлемді төлегеннен кейін сатушы лицензиарға лицензиялық төлемнің бүкіл сомасын аударады.

      Бұл жағдайда лицензиялық төлем көрсетілген технологиялық процесті орындауға мүмкіндік беретін металл-прокат жабдығын пайдалану кезінде технологиялық процесті (ноу-хау) пайдалану құқығы үшін төленеді. Жабдық осы процесті орындау үшін арнайы сатып алынған.

      Технологиялық процесті (ноу-хау) пайдалану құқығы үшін төленетін лицензиялық төлем технологиялық процесті (ноу-хау) пайдаланумен өндірісті қамтамасыз ететін технологияны қамтитын әкелінетін жабдықпен байланысты болғандықтан және лицензиялық төлемді төлеу жабдықты сату шарты болып табылатындықтан, осы лицензиялық төлем әкелінетін металл-прокат жабдығы үшін іс жүзінде төленген немесе төлеуге жататын бағаға қосылуға тиіс.".

О внесении изменений в Положение о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 августа 2018 года № 15.

      Коллегия Евразийской экономической комиссии в целях выработки единых подходов к решению вопроса о включении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза,

      рекомендует государствам – членам Евразийского экономического союза с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Евразийского экономического союза применять Положение о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 ноября 2016 г. № 20), с учетом изменений согласно приложению.

      Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
Т. Саркисян

  ПРИЛОЖЕНИЕ
к Рекомендации Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 28 августа 2018 г. № 15

ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в Положение о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары

      1. В пункте 1 слова "Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года (далее – Соглашение)" заменить словами "главы 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Кодекс)".

      2. В пункте 2:

      а) абзац первый изложить в следующей редакции:

      "2. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 Кодекса при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее соответственно – ввозимые товары, Союз), по стоимости сделки с ними (метод 1) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых (ввозимых) товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.";

      б) абзац третий изложить в следующей редакции:

      "платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза;".

      3. В абзаце первом пункта 7 слова "статьи 5 Соглашения" заменить словами "статьи 40 Кодекса".

      4. В абзаце втором пункта 11 слово "приложении" заменить словами "разделе I приложения к настоящему Положению".

      5. Дополнить разделами III и IV следующего содержания:

"III. Лицензионные платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза

      12. На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 40 Кодекса при определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, лицензионные платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза даже в случаях, когда такие лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам и их уплата является условием продажи товаров для вывоза на таможенную территорию Союза.

      13. Для целей настоящего Положения понятие "воспроизведение (тиражирование)" означает не только копирование ввезенных товаров (например, ввозится образец изделия, по которому создается шаблон, используемый для изготовления точных копий ввезенного изделия), но и воспроизводство изобретения, произведения, замысла или идеи, воплощенных во ввозимых товарах.

      Это также относится к оригиналам и копиям научных работ (например, ввоз нового штамма бактерии, которая будет воспроизведена в форму, необходимую для производства вакцины), оригиналам литературных произведений (например, ввоз рукописи для печатания книги), прототипам, то есть образцам, моделям, эталонам и т. д. (например, образец новой игрушки, которая будет воспроизведена в точных копиях новой игрушки) и видам животных и растений (например, генетически измененное насекомое, которое будет размножено для борьбы с распространением исходных видов).

      14. Обычно само по себе приобретение товаров, являющихся объектами интеллектуальной собственности или содержащих такие объекты, не наделяет покупателя правом на воспроизведение (тиражирование). В большинстве случаев такое право передается посредством заключения лицензионного договора.

      15. В целях решения вопроса о том, являются ли уплачиваемые платежи платежами за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза, следует проанализировать следующее:

      содержат ли ввозимые товары какую-либо идею или оригинальную работу, являющуюся объектом интеллектуальных прав (например, объектом авторского права, изобретением, ноу-хау, селекционным достижением);

      является ли воспроизведение (тиражирование) идеи или оригинальной работы охраняемым правом в соответствии с законодательством государства-члена;

      предусмотрено ли условиями внешнеэкономического договора (контракта) или другого договора предоставление покупателю права на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров;

      требует ли обладатель охраняемого права (лицензиар) уплаты вознаграждения за передачу покупателю права на воспроизведение (тиражирование).

      Положительные ответы на все перечисленные вопросы указывают на возможность того, что уплачиваемые платежи относятся к лицензионным платежам за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза.

      Примеры с описанием ситуаций, касающихся лицензионных платежей за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров, приведены в разделе II приложения к настоящему Положению.

IV. Лицензионные платежи за право использования секретов производства (ноу-хау)

      16. В соответствии с пунктом 39 Протокола об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (приложение № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

      17. При предоставлении права использования секретов производства (ноу-хау) в лицензионном договоре может быть установлено, что секрет производства (ноу-хау) используется, например:

      а) при производстве ввозимых товаров (в том числе когда секрет производства (ноу-хау) инкорпорирован (содержится) в них);

      б) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг с использованием ввозимых товаров (ингредиентов, компонентов, оборудования, инструментов и т. д.) на таможенной территории Союза;

      в) при реализации организационных решений в рамках деятельности лицензиата.

      18. Если секрет производства (ноу-хау) использован при производстве ввозимых товаров или инкорпорирован (содержится) в них, лицензионные платежи за использование секрета производства (ноу-хау) включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров, так как в таких случаях секрет производства (ноу-хау) является частью ввозимых товаров.

      19. Если секрет производства (ноу-хау) связан с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг на таможенной территории Союза с использованием ввозимых товаров (ингредиентов, компонентов, оборудования, инструментов и т. д.), решение о включении лицензионных платежей за использование секрета производства (ноу-хау) в таможенную стоимость ввозимых товаров принимается на основе изучения и анализа вопроса о том, установлено ли условиями использования секрета производства (ноу-хау) требование о приобретении и использовании ввозимых товаров в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг.

      20. Если секрет производства (ноу-хау) связан с реализацией организационных решений в рамках деятельности лицензиата (например, с обучением персонала лицензиата производству лицензионной продукции или использованию оборудования или машин, с технической поддержкой в области управления, администрирования, маркетинга, продажи, учета и т. д.), решение о включении лицензионных платежей за использование секрета производства (ноу-хау) в таможенную стоимость ввозимых товаров принимается на основе изучения и анализа вопроса о наличии ограничений и требований, установленных лицензионным договором, либо специфических особенностей или характеристик ввозимых (оцениваемых) товаров иных, чем предусмотренные условиями лицензионного договора по использованию товарного знака, коммерческого обозначения, фирменного наименования, в силу которых использование секрета производства (ноу-хау) возможно с применением ввозимых (оцениваемых) товаров.

      Примеры с описанием ситуаций, касающихся лицензионных платежей за право использования секретов производства (ноу-хау), приведены в разделе III приложения к настоящему Положению.".

      6. В приложении к указанному Положению:

      а) в наименовании слова "за право использования товарного знака" исключить;

      б) после наименования дополнить наименованием раздела I следующего содержания:

      "I. Примеры с описанием ситуаций, касающихся лицензионных платежей за право использования товарного знака";

      в) по тексту слова "пунктом 1 статьи 3 Соглашения" заменить словами "статьей 37 Кодекса";

      г) абзац четвертый примера 2 изложить в следующей редакции:

      "Организация и правообладатель являются взаимосвязанными лицами в значении, установленном статьей 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Кодекс).";

      д) дополнить примерами 8 – 10 следующего содержания:

      "Пример 8. Организация заключила с иностранным правообладателем лицензионный договор, согласно которому иностранный правообладатель предоставляет организации право на использование товарного знака путем его размещения на спортивных сумках при условии уплаты лицензионных платежей.

      Правообладателем не установлены требования к спортивным сумкам, на которые наносится товарный знак, а также к их производителям. Выбор производителей осуществляется организацией самостоятельно.

      Организация и правообладатель являются взаимосвязанными лицами в значении, установленном статьей 37 Кодекса.

      Товарный знак размещается на спортивных сумках, которые организация приобретает у иностранных производителей.

      Организация и иностранные производители не являются взаимосвязанными лицами в значении, установленном статьей 37 Кодекса.

      Организация предоставляет иностранным производителям содержащие товарный знак этикетки, которые размещаются на спортивных сумках перед их ввозом на таможенную территорию Союза.

      Поскольку организации предоставлено право на использование товарного знака путем его размещения на спортивных сумках и организация осуществляет ввоз спортивных сумок, на которых по заказу организации производителем размещен товарный знак, лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам.

      Поскольку правообладателем не установлены требования к спортивным сумкам и их производителям и такие сумки приобретаются по выбору организации у производителей, не являющихся взаимосвязанными лицами ни с организацией, ни с правообладателем, уплата лицензионных платежей не является условием продажи товаров для вывоза на таможенную территорию Союза.

      Следовательно, лицензионные платежи не подлежат добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.

      Отдельно в данном случае при определении таможенной стоимости ввозимых спортивных сумок должен быть рассмотрен вопрос о возможном дополнительном начислении к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Кодекса в связи с предоставлением организацией этикеток производителям.

      Пример 9. Покупатель заключает с владельцем товарного знака лицензионный договор, по которому покупатель обязуется уплачивать правообладателю фиксированную сумму лицензионных платежей за каждую пару обуви, содержащую товарный знак и ввозимую на таможенную территорию Союза.

      Покупатель заключил с иностранным производителем договор, предусматривающий приобретение обуви, изготовленной производителем с нанесением товарного знака и с соблюдением требований правообладателя к художественному оформлению и дизайну в отношении товарного знака, выраженных в эскизах, рисунках, чертежах. Производитель не имеет лицензионного договора с правообладателем. Договор купли-продажи между покупателем и производителем не содержит положений, касающихся уплаты лицензионных платежей. Производитель, покупатель и правообладатель не являются взаимосвязанными лицами в значении, установленном статьей 37 Кодекса.

      Правообладателем не установлены требования к обуви, на которую наносится товарный знак, а также к ее производителям. Выбор производителя осуществлялся покупателем самостоятельно.

      Поскольку согласно лицензионному договору лицензионные платежи уплачиваются за каждую ввозимую на таможенную территорию Союза пару обуви с товарным знаком и товарный знак наносится производителем при изготовлении этих товаров в соответствии с заключенным с покупателем договором, такие лицензионные платежи относятся к ввозимой покупателем обуви.

      В связи с тем, что правообладатель не контролирует производство обуви производителем и ее продажу покупателю ни в рамках договорных, ни в рамках каких-либо иных правовых отношений, уплата лицензионных платежей не является условием продажи этих товаров. Следовательно, лицензионные платежи в этом случае не подлежат добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.

      Отдельно в данном случае при определении таможенной стоимости ввозимой обуви должен быть рассмотрен вопрос о возможном дополнительном начислении к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Кодекса в отношении эскизов, рисунков, чертежей, предоставленных покупателем производителю.

      Пример 10. Импортер осуществляет на территории государства-члена деятельность по производству сигарет и инновационной табакосодержащей продукции (далее – готовая продукция), а также ввозит на таможенную территорию Союза некоторые виды сигарет и инновационной табакосодержащей продукции, представляющей собой изделия из табака нагреваемого (нагреваемые табачные палочки) (далее – стики).

      Для осуществления указанной деятельности импортер заключил лицензионный договор с иностранной компанией, которая владеет определенными товарными знаками (далее соответственно – правообладатель, товарные знаки).

      В соответствии с лицензионным договором импортеру предоставлено право на производство готовой продукции с нанесением на нее товарных знаков, а также на использование товарных знаков в связи с ввозом сигарет и стиков с нанесенными товарными знаками. Импортер и правообладатель являются взаимосвязанными лицами в значении, установленном статьей 37 Кодекса.

      Согласно лицензионному договору импортер выплачивает правообладателю за право производства готовой продукции с нанесением товарных знаков лицензионные платежи в размере X процентов от выручки, полученной от реализации готовой продукции на таможенной территории Союза.

      В отношении ввозимых сигарет и стиков с нанесенными товарными знаками условиями лицензионного договора предусмотрено, что за право ввоза на таможенную территорию Союза таких сигарет и стиков импортер отдельно уплачивает правообладателю лицензионные платежи в размере Y процентов от выручки, полученной от реализации сигарет и стиков на таможенной территории Союза.

      В отношении ввозимых сигарет и стиков условиями лицензионного договора предусмотрено, что импортер закупает такие сигареты и стики у иностранных производителей, являющихся взаимосвязанными c импортером и правообладателем лицами в значении, установленном статьей 37 Кодекса. Такие производители фактически контролируются правообладателем, поскольку обеспечивают поставки сигарет и стиков лицам, определенным правообладателем.

      Для производства готовой продукции импортер по своему усмотрению выбирает иностранных поставщиков для приобретения ингредиентов (компонентов), а именно табачного сырья для производства сигарет, табака нагреваемого для производства инновационной табакосодержащей продукции (далее – сырье), а также для изготовления и поставки по заказам импортера ободковой бумаги, этикета (для упаковки сигарет в пачки и блоки), упаковочной тары (гофрокороба) (далее – сопутствующие компоненты). Иностранные поставщики сырья и сопутствующих компонентов являются как взаимосвязанными, так и невзаимосвязанными с импортером и правообладателем лицами в значении, установленном статьей 37 Кодекса.

      Сырье поставляется в упаковочной таре (гофрокоробах), на которые в идентификационных целях может быть нанесена маркировка, включающая в себя указание на товарные знаки. На ободковую бумагу, этикет и упаковочную тару (гофрокороба) для сигарет нанесены товарные знаки.

      Договоры поставки с иностранными поставщиками сырья и сопутствующих компонентов не содержат ни ссылок на лицензионный договор о предоставлении права на использование товарных знаков, заключенный импортером с правообладателем, ни каких-либо условий об обязательстве импортера уплачивать какому-либо лицу лицензионные платежи за использование товарных знаков.

      Правообладатель не осуществляет контроль в отношении поставок сырья и сопутствующих компонентов, включая цены, по которым они закупаются. Правообладателем также не установлено (в том числе согласно условиям лицензионного договора), что для производства готовой продукции может быть использовано только сырье и сопутствующие компоненты конкретных поставщиков. Однако лицензионным договором предусмотрено, что импортер обязан обеспечить соответствие качества производимой и реализуемой готовой продукции, на которую наносятся товарные знаки, требованиям к качеству, устанавливаемым правообладателем. Правообладатель осуществляет контроль качества готовой продукции с нанесенными товарными знаками путем периодической проверки образцов готовой продукции, производимой импортером.

      На основе изложенного можно сделать следующие выводы в отношении лицензионных платежей, уплачиваемых за право использования товарных знаков:

      в связи с производством готовой продукции с нанесением на нее товарных знаков

      уплата лицензионных платежей осуществляется в отношении готовой продукции с нанесенными товарными знаками, изготовленной из сырья и сопутствующих компонентов, приобретение которых осуществляется по усмотрению импортера. Следовательно, лицензионные платежи не относятся к ввозимым сырью и сопутствующим компонентам.

      В связи с тем, что положения лицензионного договора, наделяющие правообладателя правом проверки образцов, относятся к контролю качества производимой готовой продукции и выбор поставщиков осуществляется импортером самостоятельно, то поставки сырья и сопутствующих компонентов осуществляются независимо от уплаты импортером лицензионных платежей. Следовательно, уплата лицензионных платежей не является условием продажи ввозимых сырья и сопутствующих компонентов для вывоза на таможенную территорию Союза.

      Таким образом, такие лицензионные платежи не подлежат включению в таможенную стоимость ввозимых сырья и сопутствующих компонентов;

      в связи с ввозом сигарет и стиков с нанесенными товарными знаками

      поскольку импортером осуществляется ввоз сигарет и стиков с нанесенными товарными знаками и лицензионные платежи уплачиваются за право ввоза именно таких товаров, данные лицензионные платежи относятся к ввозимым сигаретам и стикам.

      Договоры поставки, заключаемые импортером с иностранными производителями, не содержат каких-либо условий, связанных с уплатой лицензионных платежей. Однако иностранные производители осуществляют продажи сигарет и стиков лицам, определенным правообладателем. Следовательно, уплата лицензионных платежей является условием продажи иностранными производителями ввозимых сигарет и стиков для вывоза на таможенную территорию Союза.

      Таким образом, такие лицензионные платежи подлежат включению в таможенную стоимость ввозимых сигарет и стиков.";

      е) дополнить разделами II и III следующего содержания:

"II. Примеры с описанием ситуаций,
касающихся лицензионных платежей за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров

      Пример 1. На основании договора купли-продажи организация, зарегистрированная на территории государства-члена, приобретает и ввозит на таможенную территорию Союза репродукционные семена растений сорта А (далее – материнские семена).

      Сорт растений А зарегистрирован в государственном реестре охраняемых селекционных достижений государства-члена.

      Между продавцом и организацией заключен лицензионный договор, в соответствии с которым продавец (правообладатель) предоставил организации (лицензиату) право на размножение селекционного достижения, включая:

      ввоз материнских семян исключительно в целях последующего размножения;

      доведение до посевной кондиции материнских семян для последующего размножения;

      непосредственно размножение материнских семян для получения гибридных семян растений сорта А;

      реализацию гибридных семян растений сорта А, полученных из материнских семян, на территории государства-члена.

      Согласно лицензионному договору за право на размножение селекционного достижения организация выплачивает продавцу лицензионные платежи в размере X евро с каждой тонны реализованных гибридных семян.

      Лицензионным договором также установлено, что организация обязана вести учет материнских семян с предоставлением соответствующей отчетности лицензиару и не имеет права осуществлять с материнскими семенами действия, отличные от предусмотренных лицензионным договором. Таким образом, материнские семена ввозятся организацией исключительно с целью размножения и не могут быть реализованы третьим лицам.

      В случае неуплаты организацией лицензионных платежей правообладателю лицензионный договор предусматривает расторжение договора купли-продажи и требование уничтожения материнских семян.

      Поскольку сорт растений А зарегистрирован в государственном реестре охраняемых селекционных достижений государства-члена, материнские семена растений этого сорта являются объектом интеллектуального права и в отношении их использования, включающего в себя осуществление с семенами таких действий, как воспроизводство, предоставляется правовая охрана в соответствии с законодательством государства-члена.

      С учетом изложенного, а также условий лицензионного договора, предусматривающего предоставление организации права на размножение материнских семян и обязанность по уплате лицензионных платежей, рассматриваемые лицензионные платежи являются платежами за право воспроизводства (тиражирования) ввозимых товаров на таможенной территории Союза.

      Таким образом, несмотря на то, что лицензионные платежи, уплачиваемые организацией в соответствии с лицензионным договором, относятся к ввозимому товару и их уплата является условием продажи товара для вывоза на таможенную территорию Союза, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 40 Кодекса при определении таможенной стоимости ввозимых материнских семян лицензионные платежи не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.

III. Примеры с описанием ситуаций,
касающихся лицензионных платежей за право использования секретов производства (ноу-хау)

      Пример 1. По лицензионному договору импортеру предоставлено право использования секрета производства (ноу-хау), который заключается в технологии проведения буровых и иных видов работ, связанных с добычей углеводородов, существенно повышающей их эффективность и производительность. Для применения данной технологии не требуется использование какого-либо специально разработанного оборудования.

      За использование ноу-хау импортер обязан уплатить правообладателю лицензионный платеж в размере 3 процентов от выручки, полученной в качестве вознаграждения за выполнение импортером работ с применением лицензионной технологии по заказам третьих лиц.

      Правообладатель и импортер являются взаимосвязанными лицами в значении, установленном статьей 37 Кодекса.

      Импортер осуществляет закупку и ввоз на таможенную территорию Союза оборудования, инструментов и расходных материалов (далее – товары для буровых работ) по договорам, заключенным с различными иностранными продавцами (как взаимосвязанными, так и невзаимосвязанными с импортером в значении, установленном статьей 37 Кодекса).

      Часть товаров для буровых работ перепродается импортером третьим лицам и не используется в деятельности импортера по проведению работ. Другая часть ввозимых товаров для буровых работ используется импортером при проведении работ, связанных с добычей углеводородов, по заказам третьих лиц. В случае выполнения работ импортером без применения лицензионной технологии вознаграждение, полученное импортером, не учитывается при расчете суммы лицензионных платежей. В случае применения ноу-хау размер вознаграждения импортера больше, чем при выполнении указанных работ без использования лицензионной технологии.

      Несмотря на то, что ввозимые товары для буровых работ используются при применении лицензионной технологии, лицензионные платежи не относятся к ним, поскольку товары для буровых работ не являются оборудованием, специально разработанным для реализации данной технологии, и в лицензионном договоре не установлены какие-либо ограничения и требования, в силу которых использование ноу-хау возможно с применением исключительно оцениваемых товаров для буровых работ. Уплата лицензионных платежей не является условием продажи товаров для буровых работ для их вывоза на таможенную территорию Союза, поскольку иностранные продавцы продают такие товары независимо от уплаты импортером лицензионных платежей лицензиару. Данный вывод также подтверждается тем, что ввозимые товары для буровых работ могут быть использованы импортером при выполнении работ без применения ноу-хау или перепроданы, в то время как лицензионным договором предусматривается уплата лицензионных платежей только за выполнение импортером работ с применением лицензионной технологии.

      Таким образом, в рассмотренном случае лицензионные платежи за использование ноу-хау не подлежат включению в таможенную стоимость ввозимых товаров для буровых работ.

      Пример 2. Покупатель получил на основании лицензионного договора право на использование технологического процесса (ноу-хау) для производства определенной продукции и обязан выплачивать правообладателю лицензионный платеж, исчисляемый на основе количества продукции, произведенной с использованием этого процесса.

      Покупатель также заключил договор с иностранным производителем на поставку машины, специально предназначенной для выполнения технологического процесса (ноу-хау). Изготовление указанной машины осуществляется иностранным производителем в соответствии с проектной документацией, выполненной на таможенной территории Союза и предоставленной покупателем. Продажа машины иностранным производителем покупателю не зависит от уплаты лицензионных платежей правообладателю.

      Иностранный производитель не является взаимосвязанным лицом в значении, установленном статьей 37 Кодекса, ни с правообладателем, ни с покупателем.

      Несмотря на то, что выплата рассматриваемого лицензионного платежа связана с процессом производства, осуществляемым на этой машине, и это является единственным способом использования данной машины, в этом случае лицензионный платеж не является частью таможенной стоимости машины, поскольку его уплата не является условием продажи машины для вывоза на таможенную территорию Союза.

      Пример 3. Покупатель и продавец заключили договор на поставку металлопрокатного оборудования. Металлопрокатное оборудование содержит технологию, которая обеспечивает производство продукции с использованием технологического процесса (ноу-хау).

      Согласно договору между покупателем и продавцом в дополнение к цене оборудования покупатель должен заплатить продавцу фиксированную сумму в размере X миллионов условных единиц в качестве лицензионного платежа за право использования технологического процесса (ноу-хау). После оплаты оборудования и уплаты лицензионного платежа продавец перечисляет всю сумму лицензионного платежа лицензиару.

      В данном случае лицензионный платеж уплачивается за право использования технологического процесса (ноу-хау) при эксплуатации металлопрокатного оборудования, позволяющего выполнять указанный технологический процесс. Оборудование приобретено специально для выполнения данного процесса.

      Поскольку лицензионный платеж за право использования технологического процесса (ноу-хау) связан с ввозимым оборудованием, содержащим технологию, которая обеспечивает производство с использованием технологического процесса (ноу-хау), и уплата лицензионного платежа является условием продажи оборудования, данный лицензионный платеж должен быть добавлен к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимое металлопрокатное оборудование.".