Өндірістік қызметті ұйымдастыру және халыққа қызметтер көрсету саласын дамыту үшін меншікке кейіннен өтеусіз бере отырып, мемлекеттік меншіктің пайдаланылмайтын объектілерін және олардың алып отырған жер учаскелерін шағын кәсіпкерлік субъектілеріне мүліктік жалға (жалдауға) немесе сенімгерлік басқаруға беру ережесін бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2010 жылғы 30 наурыздағы № 243 Қаулысы. Күші жойылды - Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2015 жылғы 30 желтоқсандағы № 1140 қаулысымен

      Ескерту. Күші жойылды - ҚР Үкіметінің 30.12.2015 № 1140 (алғашқы ресми жарияланған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі) қаулысымен.

      РҚАО-ның ескертпесі.
      ҚР мемлекеттік басқару деңгейлері арасындағы өкілеттіктердің аражігін ажырату мәселелері бойынша 2014 жылғы 29 қыркүйектегі № 239-V ҚРЗ Заңына сәйкес ҚР Ұлттық экономика министрінің м.а. 2015 жылғы 27 наурыздағы № 253 бұйрығын қараңыз.


      Ескерту. Тақырып жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 29.08.2013 № 884 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).

      «Қазақстан Республикасының «Жеке кәсіпкерлік туралы» 2006 жылғы 31 қаңтардағы және «Мемлекеттік мүлік туралы» 2011 жылғы 1 наурыздағы заңдарына сәйкес Қазақстан Республикасының Үкіметі ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:
      Ескерту. Кіріспе жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 2011.10.06 № 1141 Қаулысымен.
      1. Қоса беріліп отырған Өндірістік қызметті ұйымдастыру және халыққа қызметтер көрсету саласын дамыту үшін меншікке кейіннен өтеусіз бере отырып, мемлекеттік меншіктің пайдаланылмайтын объектілерін және олардың алып отырған жер учаскелерін шағын кәсіпкерлік субъектілеріне мүліктік жалға (жалдауға) немесе сенімгерлік басқаруға беру ережесі бекітілсін.
      Ескерту. 1-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 29.08.2013 № 884 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      2. Мыналардың күші жойылды деп танылсын:
      1) «Шағын кәсіпкерлік субъектілеріне мемлекеттік меншіктің пайдаланылмайтын объектілерін кейіннен меншікке өтеусіз беру құқығымен мүліктік жалға алуға (жалға беруге) немесе сенімгерлік басқаруға беру ережесін бекіту туралы» Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2003 жылғы 4 сәуірдегі № 327 қаулысы (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2003 ж., № 15, 156-құжат);
      2) «Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2003 жылғы 4 сәуірдегі № 327 қаулысына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы» Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2005 жылғы 22 шілдедегі № 765 қаулысы (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2005 ж., № 30, 406-құжат).
      3. Осы қаулы алғаш рет ресми жарияланғаннан кейін он күнтізбелік күн еткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
      Премьер-Министрі                                     К. Мәсімов

Қазақстан Республикасы
Үкіметінің     
2010 жылғы 30 наурыздағы
№ 243 қаулысымен  
бекітілген     

Өндірістік қызметті ұйымдастыру және халыққа қызметтер көрсету саласын дамыту үшін меншікке кейіннен өтеусіз бере отырып, мемлекеттік меншіктің пайдаланылмайтын объектілерін және олардың алып отырған жер учаскелерін шағын кәсіпкерлік субъектілеріне мүліктік жалға (жалдауға) немесе сенімгерлік басқаруға беру ережесі

      Ескерту. Тақырып жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 29.08.2013 № 884 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).

1. Жалпы ережелер

      1. Осы Ереже Қазақстан Республикасының «Жеке кәсіпкерлік туралы» 2006 жылғы 31 қаңтардағы, «Мемлекеттік мүлік туралы» 2011 жылғы 1 наурыздағы заңдарына сәйкес әзірленген және сауда-делдалдық қызметті қоспағанда, өндірістік қызметті ұйымдастыру және халыққа қызметтер көрсету саласын дамыту үшін шағын кәсіпкерлік субъектілеріне мемлекеттік меншіктегі пайдаланылмайтын ғимараттарды, құрылыстарды, көлік құралдары мен жабдықтарды (бұдан әрі – объектілер) және ғимараттар мен құрылыстар алып отырған жер учаскелерін меншікке кейіннен өтеусіз бере отырып, мүліктік жалға (жалдауға) немесе сенімгерлік басқаруға беру тәртібін айқындайды.
      Ескерту. 1-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 29.08.2013 № 884 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      2. Шағын кәсіпкерлік субъектілеріне кейіннен меншікке өтеусіз бере отырып, бір жыл мерзімге мүліктік жалға (жалдауға) немесе сенімгерлік басқаруға бір жылдан астам уақытта мақсаты бойынша пайдаланылмаған мемлекеттік кәсіпорындар мен мекемелердің (бұдан әрі - ұйымдар) объектілері беріледі.
      3. Объектілерді беру тендер негізінде жүзеге асырылады.

2. Пайдаланылмайтын объектілер тізбесін қалыптастыру

      4. Шағын кәсіпкерлік субъектілеріне мүліктік жалға (жалдауға) немесе сенімгерлік басқаруға беру бойынша тендерге (бұдан әрі - тендер) қойылатын пайдаланылмайтын объектілердің тізбесі ұйымдардың бір жылдан астам мақсаты бойынша пайдаланылмаған мемлекеттік меншіктегі (ғимараттар, құрылыстар, көлік құралдары және жабдықтар), оның ішінде ұйымдар мүлкінің мақсатты пайдаланылуына тексеру барысында айқындалған мүлкінің ішінен қалыптасады:
      республикалық мемлекеттік меншікке қатысты - Қазақстан Республикасы Қаржы министрлігінің Мемлекеттік мүлік және жекешелендіру комитетінің аумақтық бөлімшелері (бұдан әрі - аумақтық бөлімшелер);
      коммуналдық мемлекеттік меншікке қатысты - әкімдіктер коммуналдық мемлекеттік меншікке билік етуге өкілеттік берген, тиісті жергілікті бюджеттерден қаржыландырылатын мемлекеттік мекемелер (бұдан әрі - атқарушы орган).
      5. Объектілерді тендерге қою аумақтық бөлімшенің (атқарушы органның) шешімі негізінде жүзеге асырылады және ұйымдардың мемлекеттік басқару органымен келісуге жатады.
      Республикалық мемлекеттік меншіктегі объектілерге қатысты аумақтық бөлімшелер Қазақстан Республикасы Қаржы министрлігінің Мемлекеттік мүлік және жекешелендіру комитетімен қосымша келіседі.
      6. Қалыптастырылған тізбенің негізінде аумақтық бөлімшелер (атқарушы органдар) тендерлер өткізу кестесін жасайды.
      7. Ұйымдар объектілер шағын кәсіпкерлік субъектілеріне берілгенге дейін олардың сақталуын қамтамасыз етеді.

3. Тендер өткізуге дайындық

      8. Тендер өткізу үшін тұрақты жұмыс істейтін комиссиялар құрылады.
      Республикалық мемлекеттік меншіктегі объектілер бойынша комиссияның құрамына аумақтық бөлімшелер мен мүдделі министрліктердің, агенттіктердің, ведомстволардың немесе олардың аумақтық органдарының өкілдерінен басқа жергілікті атқарушы органдардың өкілдері енгізілуі тиіс. Аумақтық бөлімшенің өкілі комиссия төрағасы болады.
      Коммуналдық мемлекеттік меншіктегі объектілер бойынша комиссияның құрамына жергілікті атқарушы органдардың өкілдерінен басқа министрліктердің, агенттіктердің, ведомстволардың немесе олардың аумақтық органдарының (келісім бойынша) өкілдері енгізілуі мүмкін. Атқарушы органның өкілі комиссия төрағасы болады.
      Комиссияның құрамына шағын кәсіпкерлік субъектілерінің аккредиттелген бірлестіктерінің өкілдері (келісім бойынша) енгізіледі.
      9. Комиссия:
      1) өз жұмысының регламентін әзірлейді және бекітеді;
      2) тендер шарттарын айқындайды;
      3) тендер өткізеді;
      4) тендер жеңімпазын айқындайды;
      5) осы Ережеде көзделген өзге де өкілеттіктерді жүзеге асырады.
      10. Егер комиссия отырыстарына, егер комиссия мүшелерінің кемінде 2/3-сі қатысса, олар заңды болып табылады.
      Комиссия шешімдері қатысып отырған комиссия мүшелерінің қарапайым көпшілік дауысымен қабылданады, дауыстар тең болған кезде комиссия төрағасының дауысы шешуші болып табылады.
      11. Тендер өткізуге дайындықты аумақтық бөлімшелер (атқарушы органдар) жүзеге асырады, олар:
      1) объектілердің техникалық жай-күйіне қарай, шарттың түрін (мүліктік жалға (жалдауға) немесе сенімгерлік басқаруға беру) айқындайды;
      2) жалдау ақысының мөлшерін (объектілерді мүліктік жалға (жалдауға) беру кезінде) айқындайды;
      3) кепілдік жарна мөлшерін айқындайды;
      4) тендер өткізу күнін айқындайды;
      5) тендер өтетіні туралы хабарламаны уақтылы жариялауды жүзеге асырады;
      6) тендерге қатысушылардың өтінім білдіру шамасына қарай оларға беру үшін тендер құжаттамасы жиынтығын дайындауды жүзеге асырады;
      7) барлық тілек білдірушілерге тендер объектілері және өткізу шарттары туралы ақпаратқа еркін қолжетімділікті қамтамасыз етеді;
      8) қатысушылардың өтінімдерін қабылдау мен оларды тіркеуді жүргізеді;
      9) түскен материалдарды комиссияның қарауына береді;
      10) осы Ережеде көзделген өзге де өкілеттіктерді жүзеге асырады.

4. Тендер құжаттамасы

      12. Объектілер бойынша ақпараттық хабарламалар мерзімді баспасөз басылымдарында тендер өткізу жарияланған күнге дейін 15 күн бұрын мемлекеттік және орыс тілдерінде жариялануға және мынадай мәліметтерді:
      1) тендердің шарттары мен жеңімпазды таңдау өлшемдерін;
      2) тендер объектісінің қысқаша сипаттамасын;
      3) тендер өткізу күнін, уақытын және орнын;
      4) тендерге қатысуға өтінімдерді қабылдау мерзімдерін;
      5) жалдау ақысының мөлшерін (мүліктік жалға (жалдауға) беру кезінде);
      6) тендерге қатысуды ресімдеу тәртібін;
      7) кепілдік жарнаның мөлшерін және оны енгізу үшін банктік деректемелерді (кепілдік жарнаның мөлшерін ақпараттық хабарлама жарияланғаннан кейін өзгертуге болмайды) қамтуы тиіс.
      13. Тендер құжаттамасы мынадай негізгі бөлімдерді:
      1) тендер объектісі туралы мәліметтерді;
      2) өтінімдер мен онымен бірге ұсынылатын құжаттардың мазмұны бойынша талаптарды;
      3) тендер өткізу тәртібі мен шарттарын;
      4) мүліктік жалға (жалдауға беру) немесе сенімгерлік басқару шартының жобасын;
      5) тендерге қатысуға өтінімнің нысанын қамтуы тиіс.

5. Тендер өткізу

      14. Тендерге қатысушыларды тіркеу тендер өткізу туралы хабарлама жарияланған күннен бастап жүргізіледі және тендер өткізуге дейін бір күн бұрын аяқталады.
      15. Тендерге қатысуға ниет білдірген шағын кәсіпкерлік субъектілері белгіленген мерзімдерде:
      1) үміткердің тендерге қатысуға келісімі мен оның тендер шарттарын орындау және тиісті шарт жасасу жөніндегі міндеттемелерін қамтитын тендерге қатысуға арналған өтінімді;
      2) осы объектіде өндірістік қызметті ұйымдастыру және халыққа қызмет көрсету жөніндегі бизнес-жоспарды;
      3) заңды тұлғалар - мемлекеттік тіркеу (қайта тіркеу) туралы куәліктің, құрылтай құжаттарының (құрылтай шарты мен жарғы) және салық төлеуші куәлігінің (салыстыру үшін түпнұсқаларын ұсынбаған жағдайда нотариалды куәландырылған) көшірмелерін; жеке тұлғалар - дара кәсіпкерді мемлекеттік тіркеу туралы куәліктің, жеке тұлғаның жеке басын куәландыратын құжаттың және салық төлеуші куәлігінің (салыстыру үшін түпнұсқаларын ұсынбаған жағдайда нотариалды куәландырылған) көшірмелерін;
      4) салық берешегінің жоқтығы туралы салық органының анықтамасын;
      5) кепілдік жарнаның енгізілуін растайтын төлем құжатының көшірмесін;
      6) алынып тасталды - ҚР Үкіметінің 09.04.2014 № 333 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі);
      7) қолдаухат берілген күн алдындағы соңғы есепті күнгі жағдай бойынша шағын кәсіпкерлік субъектісінің бухгалтерлік теңгерімді не егер шағын кәсіпкерлік субъектісі салық органдарына бухгалтерлік теңгерімі табыс етпейтін болса, Қазақстан Республикасының салық заңнамасында көзделген өзге де құжаттаманы;
      8) шағын кәсіпкерлік субъектісімен бір адамдар тобына кіретін адамдардың тізбесін ұсынады.
      Ескерту. 15-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Үкіметінің 09.04.2014 № 333 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      16. Өтінімдерді қабылдау және тендерге қатысуға ниет білдірген адамдарды тіркеу талап етілетін құжаттардың толық пакеті болған кезде жүргізіледі.
      17. Тендерге қатысуға ниет білдірген шағын кәсіпкерлік субъектілерін тіркеуден бас тарту үшін мыналар:
      1) талап етілетін құжаттар пакетін толық ұсынбау;
      2) салық және бюджетке төленетін басқа да міндетті төлемдер бойынша берешегінің болуы;
      3) белгіленген талаптарды бұзып ұсынылған құжаттар негіздеме болып табылады.
      18. Тендерге қатысушы:
      1) тендерге жеке өзі немесе тиісті түрде ресімделген сенімхаттың негізінде өзінің өкілдері арқылы қатысуы;
      2) тендерге қойылатын объект бойынша қосымша мәліметтерді, нақтылауларды тегін алуы;
      3) объектіні алдын-ала қарауы;
      4) оның құқықтары бұзылған кезде сотқа жүгінуі;
      5) өзінің тендерге қатысуға арналған өтінімін бұл туралы комиссияға оны өткізгенге дейінгі 3 күннен кешіктірмей жазбаша хабарлай отырып, қайтарып алуы мүмкін.
      19. Егер өтінімдерді қабылдау мерзімі аяқталған сәтте (үшінші және келесі тендерлерді қоспағанда) бір ғана өтінім тіркелген болса, тендер өтпеді деп танылады.
      20. Тендер өткізілетін күні отырыста комиссия мүшелері тендерге қатысушылардың ұсыныстары бар конверттерді ашады және олардың ұсыныстарын жариялайды. Конверттерді ашу алдында комиссия мүшелері олардың бүтіндігін тексереді, бұл комиссия отырысының хаттамасында тіркеледі.
      Конверттерді ашқан және ұсыныстарды жариялаған кезде тендерге қатысушылардың немесе олар уәкілеттік берген өкілдердің қатысуы мүмкін.
      21. Конверттерді ашқаннан және ұсыныстарды жариялағаннан кейін комиссия ұсыныстарды талқылау және бағалау үшін кеңесуге кетеді.
      Тендерге қатысушылар (олардың өкілдері) ұсыныстарды талқылау және бағалау кезінде қатыспайды.
      22. Комиссияның шешімі бойынша ұсыныстары тендер құжаттамасындағы барлық талаптарға жауап беретін және тендер шарттарын орындау бөлігінде үздік болып табылатын қатысушы тендер жеңімпазы деп танылады.

6. Тендер нәтижелерін ресімдеу және шарттың мазмұны

      23. Тендер қорытындылары бойынша тендер жеңімпазын айқындайтын комиссияның қорытындысы немесе өзге шешім комиссияның барлық қатысып отырған мүшелері қол қоятын хаттамамен тендер өткізілген күні ресімделеді.
      Тендер жеңімпазын айқындайтын хаттамаға тендерді жеңіп алған тұлға да қол қояды.
      Тендер нәтижелері туралы хаттаманың көшірмесі міндетті түрде барлық тендерге қатысушыларға, сондай-ақ жеңімпазына жіберіледі және мүліктік жалға беру немесе сенімгерлік басқару шарты соған сәйкес жасалатын құжат болып табылады.
      24. Хаттамада мынадай деректер:
      1) комиссияның құрамы;
      2) тендер шарттары;
      3) тендерге қатысушылар мен олардың ұсыныстары туралы мәліметтер;
      4) мүлікті пайдаланғаны үшін ұсынылып отырған төлем ставкалары (мүлікті жалға (жалдауға) берген кезде);
      5) тендер жеңімпазы;
      6) тараптардың мүліктік жалға беру немесе сенімгерлік басқару шартына қол қою жөніндегі міндеттемелері қамтылуға тиіс.
      25. Алынып тасталды - ҚР Үкіметінің 09.04.2014 № 333 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      26. Алынып тасталды - ҚР Үкіметінің 09.04.2014 № 333 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      27. Алынып тасталды - ҚР Үкіметінің 09.04.2014 № 333 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      28. Алынып тасталды - ҚР Үкіметінің 09.04.2014 № 333 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      29. Алынып тасталды - ҚР Үкіметінің 09.04.2014 № 333 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      30. Тендер жеңімпазын айқындайтын тендер нәтижелері туралы хаттаманың негізінде тендер жеңімпазымен тендерге қатысу кезінде мәлімделген ұсыныстарға жауап беретін шарттарда мүліктік жалға беру немесе сенімгерлік басқару шарты (бұдан әрі – шарт) жасалады.
      Ескерту. 30-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 09.04.2014 № 333 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      31. Жеңімпаз тендерге қатысу кезінде мәлімделген ұсыныстарға жауап беретін талаптарда шарт жасасудан бас тартқан жағдайда, комиссия жеңімпазды тендерге қатысушылардың қалғандарының ішінен (егер қалғандарының саны екеуден кем болмаса) анықтайды не жаңадан тендер өткізу туралы шешім қабылдайды.
      32. Кепілдік жарна:
      1) егер тендерге қатысушы өзінің ұсынысынан осы Ереженің 18-тармағының 5) тармақшасында көзделген мерзімнен кейін бас тартса;
      2) тендер жеңімпазына тендерге қатысу кезінде мәлімделген ұсыныстарға жауап беретін талаптарда тиісті шарт жасасудан бас тартқан жағдайда қайтарылмайды.
      Барлық қалған жағдайларда кепілдік жарналар тендер аяқталған күннен бастап 10 банктік күннен кешіктірмейтін мерзімде қайтарылады.
      33. Тендер жеңімпазымен шартты тендер жеңімпазын айқындайтын тендер нәтижелері туралы хаттамаға қол қойылған күнінен бастап күнтізбелік 5 күннен кешіктірмей бір жыл мерзімге аумақтық бөлімшенің (атқарушы органның) басшысы не оның міндетін атқаратын тұлға жасасады.
      Ескерту. 33-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 09.04.2014 № 333 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      33-1. Белгіленген тәртіппен үйлер (құрылыстар, ғимараттар) мүліктік жалға (жалдауға) немесе сенімгерлік басқаруға тапсырылған жағдайда, 52-бапта белгіленген ережелер бойынша және 2003 жылғы 20 маусымдағы Қазақстан Республикасы Жер кодекснің 43-бабында белгіленген тәртіппен олармен бірге көрсетілген мүлік алып отырған және белгіленген нормаларға сәйкес оны пайдалану үшін қажет жер учаскесі жалға беріледі.
      Ескерту. Ереже 33-1-тармақпен толықтырылды - ҚР Үкіметінің 29.08.2013 № 884 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      34. Шартта міндетті түрде мынадай қағидалар:
      1) шағын кәсіпкерлік субъектісіне берілетін объектінің техникалық сипаттамалары туралы деректер;
      2) объектіні пайдаланғаны үшін төлемақы енгізу тәртібі мен мерзімдері (мүліктік жалға (жалдауға) берген кезде);
      3) бизнес-жоспарға сәйкес алынған шағын кәсіпкерлік субъектісінің міндеттемелері;
      4) жалдаушының (сенімгерлік басқарушының) есеп беру мерзімдері мен нысандары;
      5) шартты мерзімінен бұрын бұзу негіздемесі мен талаптары қамтылуға тиіс. Шартта міндетті түрде, егер өндірістік қызмет және халыққа қызметтер көрсету шарт жасалған күннен бастап алты ай ішінде ұйымдастырылмаған жағдайда, оның бұзылуға жататындығы көзделуі тиіс.
      35. Шартқа қол қойылғаннан кейін 10 күннен кешіктірмей теңгерім ұстаушы объектіні тендер жеңімпазы тіркеу есебінде тұрған салық комитетін бір уақытта хабардар ете отырып, аумақтық бөлімше (атқарушы орган) бекітетін объектіні мүліктік жалға (жалдауға) немесе сенімгерлік басқаруға беру туралы қабылдау-беру актісі бойынша тендер жеңімпазына беруге тиіс.
      Ғимарат пен құрылысты мүліктік жалға (жалдауға беру) шарты мемлекеттік тіркелуге жатады және осындай тіркелген сәтінен бастап жасалған деп саналады.
      Мүліктік жалға (жалдауға беру) шарттарын мемлекеттік тіркеу шағын кәсіпкерлік субъектілерінің қаражаты есебінен жүзеге асырылады.
      Тендер жеңімпазының кепілдік жарнасы мүліктік жалға беру шарты бойынша тиесілі төлемдердің есебіне жатады.

7. Шарт талаптарының орындалуын бақылау және объектіні
меншікке беру тәртібі

      36. Шарт жасасқан сәттен бастап алты ай өткеннен кейін аумақтық бөлімше (атқарушы орган) жергілікті жерге шыға отырып, шағын кәсіпкерлік субъектісінің өндірістік қызметті жолға қою (халыққа қызмет көрсету) туралы шарттың талаптарын орындауын тексеруді жүзеге асырады.
      Тексеру қорытындылары бойынша аумақтық бөлімше (атқарушы орган) комиссияға ақпарат жібереді.
      37. Шарттың талаптары орындалмаған кезде аумақтық бөлімше (атқарушы орган) Қазақстан Республикасындағы азаматтық заңнамаға сәйкес шартты бұзады және комиссияға алдын ала хабарлама жібере отырып, объектіні тендерге қайта қояды.
      38. Шарт бұзылған жағдайда шағын кәсіпкерлік субъектісіне жалға алынған объект үшін зиян келтірместен бөлінбейтін, ол өз қаражаты есебінен жүргізген жақсартулардың құны өтеледі.
      39. Объектінің сақталуын қамтамасыз етпеу, оны мақсатты пайдаланбау және т.б. салдарлардан зиян келтірілген жағдайда шағын кәсіпкерлік субъектісі Қазақстан Республикасындағы азаматтық заңнамаға сәйкес келтірілген материалдық залалдың орнын толтырады.
      40. Шарттың мерзімі аяқталғанда және оның талаптары толық орындалған кезде аумақтық бөлімше (атқарушы орган) объектінің шағын кәсіпкерлік субъектісінің тіркеу есебінде тұрғанын салық органына хабарлай отырып, оны шағын кәсіпкерлік субъектісінің меншігіне өтеусіз беру туралы шешім қабылдайды.
      Объект алып отырған жер учаскелерін өтеусіз беру жөнінде шешім қабылдау 2003 жылғы 20 маусымдағы Қазақстан Республикасының Жер кодексiне сәйкес жүзеге асырылады.
      Ескерту. 40-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 29.08.2013 № 884 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      41. Объектіні шағын кәсіпкерлік субъектісінің меншігіне беру қабылдау-беру актісімен және объектіні өтеусіз беру туралы шартпен ресімделеді.
      Мәмілені тіркеу Қазақстан Республикасының азаматтық заңнамасына сәйкес жүзеге асырылады.
      42. Аумақтық бөлімше (атқарушы орган) объектіні шағын кәсіпкерлік субъектісінің меншігіне өтеусіз беру туралы шарт жасалған сәттен бастап бес жұмыс күні ішінде салық төлеуші - шағын кәсіпкерлік субъектісі тіркеу есебінде тұрған салық органын объектіні шағын кәсіпкерлік субъектісінің меншігіне өтеусіз беру туралы хабардар етеді.

8. Қорытынды ережелер

      43. Шағын кәсіпкерлік субъектілеріне объектілерді кейіннен меншікке өтеусіз бере отырып, мүліктік жалға (жалдауға) немесе сенімгерлік басқаруға беру кезінде туындайтын даулар Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен қаралады.

Об утверждении Правил предоставления субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление неиспользуемых объектов государственной собственности и занимаемых ими земельных участков для организации производственной деятельности и развития сферы услуг населению с последующей безвозмездной передачей в собственность

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2010 года № 243. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1140

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 30.12.2015 № 1140 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      Примечание РЦПИ!
      В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ и.о Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 253

      Сноска. Заголовок постановления в редакции постановления Правительства РК от 29.08.2013 № 884 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).

      В соответствии с законами Республики Казахстан от 31 января 2006 года "О частном предпринимательстве" и от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      Сноска. Преамбула в редакции постановления Правительства РК от 06.10.2007 № 1141.
      1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление неиспользуемых объектов государственной собственности и занимаемых ими земельных участков для организации производственной деятельности и развития сферы услуг населению с последующей безвозмездной передачей в собственность.
      Сноска. Пункт 1 в редакции постановления Правительства РК от 29.08.2013 № 884 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).
      2. Признать утратившими силу:
      1) постановление Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2003 года № 327 "Об утверждении Правил предоставления субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление с правом последующей безвозмездной передачи в собственность неиспользуемых объектов государственной собственности" (САПП Республики Казахстан, 2003 г., № 15, ст. 156);
      2) постановление Правительства Республики Казахстан от 22 июля 2005 года № 765 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2003 года № 327" (САПП Республики Казахстан, 2005 г., № 30, ст. 406).
      3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены        
постановлением Правительства
Республики Казахстан 
от 30 марта 2010 года № 243

Правила
предоставления субъектам малого предпринимательства в
имущественный наем (аренду) или доверительное управление
неиспользуемых объектов государственной собственности и
занимаемых ими земельных участков для организации
производственной деятельности и развития сферы услуг населению
с последующей безвозмездной передачей в собственность

      Сноска. Заголовок Правил в редакции постановления Правительства РК от 29.08.2013 № 884 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве», от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» и определяют порядок предоставления субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление неиспользуемых зданий, сооружений, транспортных средств и оборудования, находящихся в государственной собственности (далее – объекты) и занимаемых зданиями и сооружениями земельных участков, для организации производственной деятельности и развития сферы услуг населению, за исключением торгово-посреднической деятельности, с последующей безвозмездной передачей в собственность.
      Сноска. Пункт 1 в редакции постановления Правительства РК от 29.08.2013 № 884 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).
      2. Субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление сроком на один год с последующей безвозмездной передачей в собственность передаются объекты государственных предприятий и учреждений (далее - организации), не используемые по назначению более одного года.
      3. Предоставление объектов осуществляется на тендерной основе.

2. Формирование перечня неиспользуемых объектов

      4. Перечень неиспользуемых объектов, выставляемых на тендер по предоставлению субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление (далее - тендер), формируется из числа имущества организаций, находящегося в государственной собственности (здания, сооружения, транспортные средства и оборудования), неиспользуемого по назначению более одного года, в том числе выявленного в ходе проверок целевого использования имущества организаций:
      по отношению к республиканской государственной собственности - территориальными подразделениями Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан (далее - территориальные подразделения),
      по отношению к коммунальной государственной собственности - государственными учреждениями, уполномоченными акиматами на распоряжение коммунальной государственной собственностью, финансируемыми из соответствующих местных бюджетов (далее - исполнительный орган).
      5. Выставление объектов на тендер осуществляется на основании решения территориального подразделения (исполнительного органа) и подлежит согласованию с органом государственного управления организаций.
      В отношении объектов, находящихся в республиканской государственной собственности, территориальные подразделения дополнительно согласовывают с Комитетом государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан.
      6. На основании сформированного перечня, территориальные подразделения (исполнительные органы) составляют график проведения тендеров.
      7. Организации обеспечивают сохранность объектов до передачи их субъектам малого предпринимательства.

3. Подготовка к проведению тендера

      8. Для проведения тендера создаются постоянно действующие комиссии.
      В состав комиссии по объектам, находящимся в республиканской государственной собственности, кроме представителей территориальных подразделений и заинтересованных министерств, агентств, ведомств или их территориальных органов, должны быть включены представители местных исполнительных органов. Председателем комиссии является представитель территориального подразделения.
      В состав комиссии по объектам, находящимся в коммунальной государственной собственности, кроме представителей местных исполнительных органов могут быть включены представители министерств, агентств, ведомств или их территориальных органов (по согласованию). Председателем комиссии является представитель исполнительного органа.
      В состав комиссии включаются представители аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства (по согласованию).
      9. Комиссия:
      1) разрабатывает и утверждает регламент своей работы;
      2) определяет условия тендера;
      3) проводит тендер;
      4) определяет победителя тендера;
      5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящими Правилами.
      10. Заседания комиссии являются правомочными, если на них присутствуют не менее 2/3 членов комиссии.
      Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих членов комиссии, при равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим.
      11. Подготовку к проведению тендера осуществляют территориальные подразделения (исполнительные органы), которые:
      1) определяют вид договора (имущественный наем (аренда) или доверительное управление), в зависимости от технического состояния объектов;
      2) определяют размер арендной платы (при предоставлении объектов в имущественный наем (аренду);
      3) определяют размер гарантийного взноса;
      4) определяют дату проведения тендера;
      5) осуществляют своевременное опубликование извещения о проведении тендера;
      6) осуществляют подготовку комплекта тендерной документации для предоставления участникам тендера по мере их обращения;
      7) обеспечивают свободный доступ всем желающим к информации об объектах и условиях проведения тендера;
      8) проводят прием заявок и регистрацию участников;
      9) передают поступившие материалы на рассмотрение комиссии;
      10) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящими Правилами.

4. Тендерная документация

      12. Информационные сообщения по объектам должны быть опубликованы в периодических печатных изданиях на государственном и русском языках за 15 дней до объявленной даты проведения тендера и включать следующие сведения:
      1) условия тендера и критерии выбора победителя;
      2) краткую характеристику объекта тендера;
      3) дату, время и место проведения тендера;
      4) сроки принятия заявок на участие в тендере;
      5) размер арендной платы (при предоставлении в имущественный наем (аренду);
      6) порядок оформления участия в тендере;
      7) размер гарантийного взноса и банковские реквизиты для его внесения (размер гарантийного взноса не может быть изменен после опубликования информационного сообщения).
      13. Тендерная документация должна содержать следующие основные разделы:
      1) сведения об объекте тендера;
      2) требования по содержанию заявки и предоставляемых вместе с ней документов;
      3) условия и порядок проведения тендера;
      4) проект договора имущественного найма (аренды) или доверительного управления;
      5) форму заявки на участие в тендере.

5. Проведение тендера

      14. Регистрация участников тендера производится со дня публикации извещения о проведении тендера и заканчивается за один день до проведения тендера.
      15. Субъекты малого предпринимательства, желающие принять участие в тендере, в установленные сроки представляют:
      1) заявку на участие в тендере, содержащую согласие претендента на участие в тендере и его обязательства по выполнению условий тендера и заключению соответствующего договора;
      2) бизнес-план по организации производственной деятельности и оказанию услуг населению на данном объекте;
      3) юридические лица - копии свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации), учредительных документов (учредительный договор и устав) и свидетельства налогоплательщика (нотариально заверенные в случае непредставления оригиналов для сверки); физические лица - копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, документа, удостоверяющего личность физического лица, и свидетельства налогоплательщика (нотариально заверенные в случае непредставления оригиналов для сверки);
      4) справку налогового органа об отсутствии налоговой задолженности;
      5) копию платежного документа, подтверждающего внесение гарантийного взноса;
      6) исключен постановлением Правительства РК от 09.04.2014 № 333 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      7) бухгалтерский баланс субъекта малого предпринимательства, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства, либо, если субъект малого предпринимательства не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная налоговым законодательством Республики Казахстан документация;
      8) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с субъектом малого предпринимательства.
      16. Прием заявок и регистрация лиц, желающих принять участие в тендере, производятся при наличии полного комплекта требуемых документов.
      17. Основаниями для отказа в регистрации субъектов малого предпринимательства, желающих принять участие в тендере, являются:
      1) представление неполного комплекта требуемых документов;
      2) наличие задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;
      3) документы, представленные с нарушением установленных требований.
      18. Участник тендера может:
      1) участвовать на тендере лично или через своих представителей на основании надлежащим образом оформленной доверенности;
      2) бесплатно получать дополнительные сведения, уточнения по выставляемому на тендер объекту;
      3) предварительно осматривать объект;
      4) обращаться в суд при нарушении его прав;
      5) отозвать свою заявку на участие в тендере, сообщив об этом письменно комиссии не позднее, чем за 3 дня до его проведения.
      19. Если на момент окончания срока приема заявок (за исключением третьего и последующих тендеров) зарегистрировано не более одной заявки, тендер признается несостоявшимся.
      20. В день проведения тендера, на заседании члены комиссии вскрывают конверты с предложениями участников тендера и оглашают их предложения. Перед вскрытием конвертов члены комиссии проверяют их целостность, что фиксируется в протоколе заседания комиссии.
      При вскрытии конвертов и оглашении предложений могут присутствовать участники тендера или их уполномоченные представители.
      21. После вскрытия конвертов и оглашения предложений комиссия удаляется на совещание для обсуждения и оценки предложений.
      Участники тендера (их представители) не присутствуют при обсуждении и оценке предложений.
      22. Победителем тендера признается участник, предложения которого, по решению комиссии, отвечают всем требованиям, содержащимся в тендерной документации, и являются лучшими в части выполнения условий тендера.

6. Оформление результатов тендера и содержание договора

      23. Заключение комиссии, определяющее победителя тендера или иное решение по итогам тендера, оформляется протоколом, подписываемым всеми присутствующими членами комиссии, в день проведения тендера.
      Протокол, определяющий победителя тендера, подписывается также лицом, выигравшим тендер.
      Копия протокола о результатах тендера в обязательном порядке направляется всем участникам тендера, а также победителю и является документом, согласно которому заключается договор имущественного найма или доверительного управления.
      24. В протоколе должны содержаться следующие данные:
      1) состав комиссии;
      2) условия тендера;
      3) сведения об участниках тендера и их предложения;
      4) предлагаемые ставки платы за пользование имуществом (при передаче в имущественный наем (аренду);
      5) победитель тендера;
      6) обязательства сторон по подписанию договора имущественного найма или доверительного управления.
      25. Исключен постановлением Правительства РК от 09.04.2014 № 333 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      26. Исключен постановлением Правительства РК от 09.04.2014 № 333 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      27. Исключен постановлением Правительства РК от 09.04.2014 № 333 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      28. Исключен постановлением Правительства РК от 09.04.2014 № 333 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      29. Исключен постановлением Правительства РК от 09.04.2014 № 333 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      30. На основании протокола о результатах тендера, определяющего победителя тендера, с победителем тендера заключается договор имущественного найма или доверительного управления (далее – договор) на условиях, отвечающих предложениям, заявленным при участии в тендере.
      Сноска. Пункт 30 в редакции постановления Правительства РК от 09.04.2014 № 333 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      31. В случае отказа победителя заключить договор на условиях, отвечающих предложениям, заявленным при участии в тендере, комиссия определяет победителя из числа оставшихся участников тендера (если число оставшихся не менее двух) либо принять решение о проведении нового тендера.
      32. Гарантийный взнос не возвращается:
      1) если участник тендера откажется от своего предложения после срока предусмотренного подпунктом 5) пункта 18 настоящих Правил;
      2) победителю тендера в случае его отказа заключить соответствующий договор на условиях, отвечающих предложениям, заявленным при участии в тендере.
      Во всех остальных случаях гарантийные взносы возвращаются в срок не позднее 10 банковских дней со дня окончания тендера.
      33. Договор с победителем тендера заключается руководителем территориального подразделения (исполнительного органа), либо лицом, исполняющим его обязанности, сроком на один год не позднее 5 календарных дней со дня подписания протокола о результатах тендера, определяющего победителя тендера.
      Сноска. Пункт 33 в редакции постановления Правительства РК от 09.04.2014 № 333 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      33-1. В случае сдачи в установленном порядке в имущественный наем (аренду) или доверительное управление зданий (строений, сооружений), вместе с ними по правилам, установленным статьей 52, и в порядке, установленном статьей 43 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года, передается в аренду земельный участок, который занят указанным имуществом и необходим для его эксплуатации в соответствии с установленными нормами.
      Сноска. Правила дополнены пунктом 33-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 29.08.2013 № 884 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).
      34. Договор обязательно должен содержать следующие положения:
      1) данные о технических характеристиках объекта, предоставляемого субъекту малого предпринимательства;
      2) порядок и сроки внесения платы за пользование объектом (при предоставлении в имущественный наем (аренду);
      3) обязанности субъекта малого предпринимательства, взятые в соответствии с бизнес-планом;
      4) сроки и формы отчетности нанимателя (доверительного управляющего);
      5) основания и условия досрочного расторжения договора. В обязательном порядке в договоре должно быть предусмотрено, что он подлежит расторжению в случае, если производственная деятельность и оказание услуг населению не будут организованы в течение шести месяцев со дня заключения договора.
      35. Не позднее 10 дней после подписания договора объект должен быть передан балансодержателем победителю тендера по акту приема-передачи, который утверждается территориальным подразделением (исполнительным органом) с одновременным уведомлением налогового органа, на регистрационном учете которого состоит победитель тендера, о передаче в имущественный наем (аренду) или доверительное управление объекта.
      Договор имущественного найма (аренды) здания и сооружения, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
      Государственная регистрация договоров имущественного найма (аренды) осуществляется за счет средств субъектов малого предпринимательства.
      Гарантийный взнос победителя тендера относится в счет причитающихся платежей по договору имущественного найма.

7. Контроль за выполнением условий договора и
порядок передачи объекта в собственность

      36. По истечении шести месяцев с момента заключения договора территориальное подразделение (исполнительный орган) с выездом на место осуществляет проверку выполнения субъектом малого предпринимательства условия договора о налаживании производственной деятельности (оказание услуг населению).
      По итогам проверки территориальное подразделение (исполнительный орган) направляет информацию комиссии.
      37. При невыполнении условий договора территориальное подразделение (исполнительный орган) расторгает договор в соответствии с гражданским законодательством в Республике Казахстан и выставляет объект повторно на тендер, предварительно направив уведомление комиссии.
      38. В случае расторжения договора субъекту малого предпринимательства возмещается стоимость улучшений, неотделимых без вреда для арендованного объекта, произведенных им за счет собственных средств.
      39. В случае нанесения вреда вследствие необеспечения сохранности объекта, нецелевого использования и т.д., субъект малого предпринимательства возмещает нанесенный материальный ущерб в соответствии с гражданским законодательством в Республике Казахстан.
      40. По истечении срока договора и при полном выполнении его условий территориальным подразделением (исполнительным органом) принимается решение о безвозмездной передаче объекта в собственность субъекта малого предпринимательства с уведомлением об этом налогового органа, на регистрационном учете которого состоит субъект малого предпринимательства.
      Принятие решения по безвозмездной передаче земельных участков под занимаемым объектом осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан от 20 июня 2003 года.
      Сноска. Пункт 40 в редакции постановления Правительства РК от 29.08.2013 № 884 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).
      41. Передача объекта в собственность субъекта малого предпринимательства оформляется актом приема-передачи и договором о безвозмездной передаче объекта.
      Регистрация сделки осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
      42. Территориальное подразделение (исполнительный орган) в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора о безвозмездной передаче объекта в собственность субъекта малого предпринимательства извещает налоговый орган, на регистрационном учете которого состоит налогоплательщик - субъект малого предпринимательства, о безвозмездной передаче объекта в собственность субъекта малого предпринимательства.

8. Заключительные положения

      43. Споры, возникающие при предоставлении субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление объектов с последующей безвозмездной передачей в собственность, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.