Қару-жарақ пен әскери техниканың айналымы қағидаларын бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2019 жылғы 29 қарашадағы № 896 қаулысы.

      "Қорғаныс өнеркәсібі және мемлекеттік қорғаныстық тапсырыс туралы" 2019 жылғы 18 наурыздағы Қазақстан Республикасының Заңы 5-бабының 11) тармақшасына сәйкес Қазақстан Республикасының Үкіметі ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:

      1. Қоса беріліп отырған Қару-жарақ пен әскери техниканың айналымы қағидалары бекітілсін.

      2. Осы қаулыға қосымшаға сәйкес Қазақстан Республикасы Үкіметінің кейбір шешімдерінің күші жойылды деп танылсын.

      3. Осы қаулы алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік жиырма бір күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Премьер-Министрі
А. Мамин

  Қазақстан Республикасы
Үкіметінің
2019 жылғы 29 қарашадағы
№ 896 қаулысымен
бекітілген

Қару-жарақ пен әскери техниканың айналымы қағидалары 1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы Қару-жарақ пен әскери техниканың айналымы қағидалары (бұдан әрі – Қағидалар) "Қорғаныс өнеркәсібі және мемлекеттік қорғаныстық тапсырыс туралы" 2019 жылғы 18 наурыздағы Қазақстан Республикасының Заңы 5-бабының 11) тармақшасына сәйкес әзірленді және қару-жарақ пен әскери техника, жауынгерлік қол атыс қаруы мен оның патрондары, сондай-ақ суық қару айналымының тәртібін айқындайды.

      2. Қағидаларды іске асыру қару-жарақ пен әскери техниканың заңсыз айналымы мүмкіндігін болдырмау бойынша жағдайлар жасауға бағытталған.

      Осы Қағидаларда мынадай ұғымдар пайдаланылады:

      1) әскери техника – жауынгерлік машиналар, әскери корабльдер (катерлер мен әскери-көмекші кемелер), әскери әуе кемелері, сондай-ақ Қазақстан Республикасының Қарулы Күштері, басқа да әскерлер мен әскери құралымдар, Қазақстан Республикасының арнаулы мемлекеттік және құқық қорғау органдары жарақтандырылатын корабльдер (катерлер мен басқа да кемелер), әуе кемелері мен басқа да ұшу аппараттары;

      2) жаңғырту – орындау нәтижесінде қару-жарақтың, әскери, автомобиль және арнайы техниканың, техникалық және арнайы құралдардың жекелеген тактикалық-техникалық элементтері олардың негізгі мақсаты бұрынғы күйінде сақтала отырып өзгеретін, оларда қолданылған техникалық құралдардың және жиынтықтаушы бұйымдардың ескірген үлгілерін жаңа, неғұрлым қазіргі заманғы үлгілермен ауыстырумен (немесе жаңа техникалық шешімдер қолданумен) сипатталатын, үлгінің тактикалық-техникалық сипаттамаларын жақсартуға бағытталған жұмыстар кешені;

      3) жауынгерлік қол атыс қаруы мен суық қару – Қазақстан Республикасының тиісті мемлекеттік органдары мен олардың бөлімшелерінің (бұдан әрі – Қарулы Күштер, басқа да әскерлер мен әскери құралымдар, арнаулы мемлекеттік және құқық қорғау органдары) қарулануына қабылданған, сондай-ақ басқа мемлекеттерге жеткізу үшін жасап шығарылған жауынгерлік, жедел-қызмет және оқу-жаттығу міндеттерін шешуге арналған қару. Жауынгерлік қол атыс қаруы мен оның патрондары қару-жарақ түрлерінің бірі болып табылады;

      4) жөндеу – қару-жарақ, әскери, автомобиль және арнайы техника, техникалық және арнайы құралдар механизмдерінің, жиынтықтаушы бұйымдарының немесе олардың құрамдас бөліктерінің жарамдылығын немесе жұмысқа қабілеттілігін қалпына келтіру, тоқтап қалу себептерін жою және жұмсалған ресурсын қайта қалпына келтіру жөніндегі операциялар кешені;

      5) қару айналымы – қаруды өндіру, құрастыру, қайта жасау, өткізу (сауда жасау), беру, сыйға тарту, марапаттау, мұраға қалдыру, сатып алу, коллекциялау, экспонаттау, есепке алу, сақтау, алып жүру, тасу, пайдалану, алып қою, құртып жіберу, Қазақстан Республикасының аумағына әкелу және оны Қазақстан Республикасынан әкету;

      6) қару-жарақ – жанды күшке, техникалар мен инфрақұрылым объектілеріне зақым келтіруге, құрылыстарды (бекіністерді) бұзуға арналған әртүрлі қару түрлері, кешендер мен жүйелер, көрсетілген құрамдастарды имитациялайтын құралдар, оқ-дәрілер, сондай-ақ жүйелер, құрылғылар, жеткізгіштер мен аспаптар;

      7) қару-жарақ пен әскери техниканың айналымы – қару-жарақ пен әскери техниканы әзірлеу, өндіру, жөндеу, сатып алу және өткізу, монтаждау, баптау, жаңғырту, орнату, пайдалану, сақтау, жөндеу және оларға сервистік қызмет көрсету, беру, құртып жіберу, кәдеге жарату, көму арқылы жою және қайта өңдеу, Қазақстан Республикасына әкелу және Қазақстан Республикасынан әкету;

      8) қару-жарақ пен әскери техниканы әзірлеу – қару-жарақ пен әскери техниканың жаңа немесе жаңартылатын үлгісінің сипаттамаларын алу мақсатында жүргізілетін жобалау жұмыстарының кешені;

      9) қорғаныстық-өнеркәсіптік кешен ұйымдары – қару-жарақ пен әскери техниканың айналымы саласында лицензиялары бар отандық тауар өндірушілер мен жұмыстарды, көрсетілетін қызметтерді отандық берушілер;

      10) мемлекеттік қорғаныстық тапсырыс – мемлекетте қорғаныс мұқтаждары, қауіпсіздік пен құқықтық тәртіпті қамтамасыз ету, Қазақстан Республикасының арнаулы мемлекеттік және құқық қорғау органдарының қызметі, мемлекеттік материалдық резерв, жұмылдыру, ғарыш қызметі, сондай-ақ Қазақстан Республикасының халықаралық шарттар мен міндеттемелерді орындауы үшін сатып алынатын әскери мақсаттағы тауарлардың (өнімдердің), қосарланған мақсаттағы (қолданыстағы) тауарлардың (өнімдердің), әскери мақсаттағы жұмыстар мен әскери мақсаттағы көрсетілетін қызметтердің тізбесін (номенклатурасын) бекітетін Қазақстан Республикасы Үкіметінің құқықтық актісі;

      11) оқ-дәрілер – жанды күшке, техникалар мен инфрақұрылым объектілеріне зақым келтіруге, құрылыстарды (бекіністерді) бұзуға тікелей арналған қару-жарақтың құрамдастары, сондай-ақ көрсетілген құрамдастарды имитациялайтын құралдар;

      12) техникалық қызмет көрсету – қару-жарақты, әскери, автомобиль және арнайы техниканы, техникалық және арнайы құралдарды мақсаты бойынша пайдалану, сақтау және тасымалдау кезінде олардың жөндеуаралық кезеңдегі техникалық даярлығын ұстап тұру және қалпына келтіру жөніндегі іс-шаралар кешені, оларды өткізу қажеттілігі олардың техникалық жай-күйімен айқындалады;

      13) уәкілетті орган – қорғаныс өнеркәсібі және мемлекеттік қорғаныстық тапсырыс саласында басшылықты және салааралық үйлестіруді жүзеге асыратын мемлекеттік орган;

      14) уәкілетті ұйым – Қазақстан Республикасының Үкіметі айқындайтын, әскери мақсаттағы тауарларды (өнімдерді), қосарланған мақсаттағы (қолданыстағы) тауарларды (өнімдерді), әскери мақсаттағы жұмыстар мен әскери мақсаттағы көрсетілетін қызметтерді импорттауды, оқ-дәрілерді қоспағанда, пайдаланылмайтын мүлікті өткізуді (оның ішінде экспорттауды), құртып жіберу, кәдеге жарату, көму арқылы жоюды және қайта өңдеуді, пайдаланылмайтын қорғаныс объектілерін мүліктік жалдауға (жалға) беру жөнінде қызметтер көрсетуді, қорғаныс өнеркәсібі саласындағы халықаралық көрмелерге қатысуды және оларды Қазақстан Республикасының аумағында ұйымдастыруды жүзеге асыратын заңды тұлға.

      3. Қару-жарақ пен әскери техниканың айналымы саласындағы қызмет рұқсаттар және хабарламалар туралы Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес лицензиялауға жатады.

      4. Қару-жарақ пен әскери техниканың айналымына қатысатын қорғаныс өнеркәсібі кешені ұйымдары қару-жарақ пен әскери техниканы өндіру қауіпсіздігін, есепке алуды және олардың сақталуын қамтамасыз етеді.

      Қазақстан Республикасының аумағында өндірілген қару-жарақ пен әскери техника үлгісінің әрбір бірлігінде тиісті қорғаныстық-өнеркәсіптік кешен ұйымы, өндірілген күні және қорғаныстық-өнеркәсіптік кешен ұйымы беретін сериялық есептік нөмірі туралы мәліметтерді қамтитын таңбалау белгісі болуға тиіс. Бұл ретте патрондар үшін сериялық есептік нөмір олардың қаптама партиясына беріледі және қаптамаларда көрсетіледі.

2-тарау. Қару-жарақ пен әскери техниканы әзірлеу

      5. Қару-жарақ пен әскери техниканы әзірлеуді Қазақстан Республикасының жеке және заңды тұлғалары жүзеге асырады.

      6. Жобалау жұмыстарының кешені қару-жарақ пен әскери техниканың тәжірибелік үлгілері жасауға негіз болатын теориялық және эксперименттік зерттеулерді, құрастыруды, техникалық және жобалау құжаттамасын әзірлеуді қамтиды.

      7. Қару-жарақ пен әскери техниканың тәжірибелік үлгісін жобалау Қазақстан Республикасы Қарулы Күштерінің, басқа да әскерлер мен әскери құралымдардың, Қазақстан Республикасының арнаулы мемлекеттік және құқық қорғау органдарының қажеттіліктерін қанағаттандыруды ескере отырып, сондай-ақ экспорттау мақсатында жүргізіледі.

      8. Әзірлеуші жобалау жұмыстарының қорытындысы бойынша қару-жарақ пен әскери техниканы сериялық өндіру жөніндегі шешімді экономикалық орындылығына сүйене отырып қабылдайды.

3-тарау. Қару-жарақ пен әскери техниканы өндіру және жаңғырту

      9. Қару-жарақ пен әскери техниканы өндіру мен жаңғыртуды Қазақстан Республикасы Қарулы Күштерінің, басқа да әскерлер мен әскери құралымдардың, Қазақстан Республикасының арнаулы мемлекеттік және құқық қорғау органдарының мұқтаждары, сондай-ақ экспорттау үшін қорғаныстық-өнеркәсіптік кешен ұйымдары жүзеге асырады.

      Мемлекеттік қорғаныстық тапсырыс шеңберінде қару-жарақ пен әскери техниканы өндіру мен жаңғырту бойынша қорғаныстық-өнеркәсіптік кешен ұйымын айқындау қорғаныс өнеркәсібі және мемлекеттік қорғаныстық тапсырыс туралы Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес жүзеге асырылады.

      Арнаулы мемлекеттік органдар үшін қару-жарақ пен әскери техниканы өндіру мен жаңғырту мемлекеттік қорғаныстық тапсырыс шеңберінде, сол сияқты мемлекеттік сатып алу туралы Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен жүзеге асырылады.

      10. Өндіруді немесе жаңғыртуды (бұдан әрі – өндіріс) ұйымдастыру сатысында тиісті өнімді дайындау қауіпсіздігін қамтамасыз етуге қабілетті инженерлік-техникалық персоналды және технологиялық өндірістік желілерді дайындау жүргізіледі.

      11. Өндірістік-экономикалық тиімділікті ескере отырып, технологиялық өндірістік желілердің белгіленген өндірістік сипаттамаларын пайдалануды кейіннен қамтамасыз ете алу үшін инженерлік-техникалық персонал мен технологиялық өндірістік желілерге қатысты жүргізілетін дайындық жұмыстарының жиынтығы көзделеді.

      12. Өндірісті ұйымдастыру мынадай қағидаттарды іске асыруды қамтиды:

      1) кешенділік – ғылыми зерттеулерді, сол сияқты өндірісті игеру жөніндегі процестерді қамтитын бірыңғай жоспар бойынша өндірісті дайындау жөніндегі жұмыстарды жүргізу;

      2) мамандандыру – қорғаныстық-өнеркәсіптік кешен ұйымының әрбір бөлімшесіне осы бөлімшелердің мамандану сипатына сай келетін жаңа техниканы жасау және меңгеру бойынша қызмет түрлерін бекіту;

      3) ғылыми-техникалық және өндірістік интеграция – бұл белгілі бір көптеген мамандандырылған бөлімшелер мен орындаушылардың қызметі нәтижесінде өндірістік мақсатқа қол жеткізуді қамтамасыз ететін шарттар жиынтығы;

      4) құжаттаманың жиынтықтылығы және жиынтықтауыштардың құрамдас бөліктерінің бар болуы – құжаттаманың немесе бұйымдардың құрамдас бөліктерінің толық жиынтығы бар болған жағдайда ғана оларды одан әрі жалғастыру мүмкін болған сәтке қарай жұмыстар кешенін бір уақытта орындауды талап етеді;

      5) жаңа өнімді жасау бойынша жұмыстар жүргізудің үздіксіздігі – дайындау процесінің фазалары арасындағы, ал олардың ішінде сатылар, жұмыстар, операциялар арасындағы елеулі уақыт үзілістерін жою талап етіледі.

      13. Өндіріс бұйымды әзірлеудің және оны өндірістік игерудің барлық кезеңдері бойынша жаңа бұйымның техникалық құжаттамасы мен жиынтықтауыштарының ең қысқа қозғалыс бағыттары мен жұмыстардың қатаң ретімен қамтамасыз етіледі.

      14. Қару-жарақ пен әскери техника өндірісі түпкі өнімді мақсаты бойынша қолдануды қамтамасыз ету үшін жиынтықтауыштарды дайындауды, құрастыру, монтаждау және орнату, теңшеу және баптау жөніндегі процестерді қамтиды.

      15. Жауынгерлік қол атыс қаруына патрондар, сондай-ақ суық қару өндірісі түпкі өнімді мақсаты бойынша қолдануды қамтамасыз ету үшін жиынтықтауыштарды дайындау, құрастыру және монтаждау жөніндегі процестерді қамтиды.

      16. Қару-жарақ пен әскери техника конструкциялары элементтерін, аспаптарын, құрылғыларын, бөлшектерін құрастыру және орнату бойынша жұмыстар кешені қару-жарақ пен әскери техниканы монтаждау деп ұғынылады.

      Баптау белгілі бір уақыт бойы белгіленген шарттарда оның жұмысын қамтамасыз етуге бағытталған қару-жарақ пен әскери техниканы дайындау, жарақтандыру, реттеу және теңшеу жөніндегі операциялар жиынтығы болып табылады.

      17. Қару-жарақ пен әскери техниканы монтаждау және баптау технологиялық және конструкторлық құжаттамада айқындалған тәртіппен технологиялық ретін сақтай отырып жүзеге асырылады.

      18. Барлық өндірістік процестерді ұйымдастыру жиынтықтауыштардың жеке-жеке немесе тікелей мақсатынан тыс кез келген құрамдас бөлікте қолдану мүмкіндігін қоспағанда, олардың сақталуын қамтамасыз етеді.

4-тарау. Қару-жарақ пен әскери техниканы пайдалану, сақтау

      19. Қару-жарақ пен әскери техниканы пайдалану эксплуатациялау кезеңін білдіреді, оның барысында қару-жарақ пен әскери техника бұйымы оның функционалдық мақсатына сәйкес жұмыс істейді.

      20. Қару-жарақ пен әскери техниканы пайдалану уақтылы жөндеу жүргізуді және техникалық қызмет көрсетуді (сервистік қызмет көрсетуді) көздейді.

      21. Қару-жарақ пен әскери техниканы пайдалану кезінде сақтауды Қазақстан Республикасының Қарулы Күштері, басқа да әскерлер мен әскери құралымдар, Қазақстан Республикасының арнаулы мемлекеттік және құқық қорғау органдары, қорғаныстық-өнеркәсіптік кешен ұйымдары жүзеге асырады.

      22. Қару-жарақ пен әскери техниканы сақтау қару-жарақ пен әскери техника объектісінің техникалық жарамды, толық жиынтықталған жай-күйде ұсталуын қамтамасыз ететін жағдайларда жүзеге асырылады.

      23. Қару-жарақ пен әскери техниканы сақтау осы мақсаттар үшін арнайы жабдықталған үй-жайларда (сақтау орындарында, парктерде, ангарларда) және олардың заңсыз айналымына алғышарттарды болдырмайтын жағдайларда ғана жүзеге асырылады. Бұл ретте үй-жайлар (сақтау орындары, парктер, ангарлар) техникалық күзет және өрт қауіпсіздігі құралдарымен жарақтандырылады.

      Қорғаныс-өнеркәсіп кешені ұйымдарының қару-жарақ пен әскери техниканы сақтауын ұйымдастыру нұсқаулықпен регламенттеледі.

      Қару-жарақ пен әскери техниканы сақтау жөніндегі нұсқаулық Қазақстан Республикасы Қарулы Күштерінің, басқа да әскерлері мен әскери құралымдарының, Қазақстан Республикасының арнаулы мемлекеттік және құқық қорғау органдарының қолданыстағы басшылық құжаттарының және зымырандар мен оқ-дәрілердің арсеналдарын, базалары мен қоймаларын жобалау саласындағы нормативтік құжаттардың негізінде өндірістік қызметтің және шығарылатын өнімнің ерекшелігі бөлігінде әзірленеді.

      Қару-жарақ пен әскери техниканы сақтау жөніндегі нұсқаулықты азаматтық қорғау және өнеркәсіптік қауіпсіздік саласындағы уәкілетті мемлекеттік органның аумақтық бөлімшелерімен келісу бойынша қорғаныс-өнеркәсіп кешені ұйымының бірінші басшысы бекітеді.

      Ескерту. 23-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 14.04.2022 № 224 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік алпыс күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).

5-тарау. Қару-жарақ пен әскери техниканы жөндеу және техникалық қызмет көрсету (сервистік қызмет көрсету)

      24. Жөндеу жүргізу және техникалық қызмет көрсету (сервистік қызмет көрсету) кешенді техникалық қызмет көрсету мен жөндеудің бірыңғай жүйесін қолдануды көздейді.

      Кешенді техникалық қызмет көрсету мен жөндеудің бірыңғай жүйесі жоспарлы-алдын алу болып табылады және пайдалану шарттарын ескере отырып, атқарылымына (жүру шақырымына, оқ ату санына, жұмыс сағаттарына) немесе күнтізбелік мерзімдеріне байланысты қару-жарақ пен әскери техника объектілерінің барлық құрамдас бөлшектеріне техникалық қызмет көрсету (сервистік қызмет көрсету) мен жөндеудің белгіленген түрлерін міндетті түрде жүргізуге негізделеді.

      25. Жөндеу:

      1) өткізу орны бойынша – зауыттық, әскери, ведомстволық немесе далалық;

      2) объектіге сапалық ықпал ету дәрежесі бойынша – ағымдағы, орташа, күрделі;

      3) жоспарлау дәрежесі бойынша – жоспарлы, жоспардан тыс, авариялық;

      4) техникалық жай-күйі бойынша – кезеңді;

      5) жөндеу әдістері бойынша – агрегаттық, жеке, иесіздендірілген, аралас болып бөлінеді.

      26. Күрделі жөндеу толық бөлшектеу мен ақауды анықтауды, барлық ақаулы бөлшектерді ауыстыруды немесе жөндеуді, құрастыруды, кешенді тексеруді, реттеуді және сынақтан өткізуді көздейді.

      27. Күрделі жөндеу ақаулықты және толық немесе соған жақын техникалық ресурсты қалпына келтіру үшін көзделген.

      28. Орташа жөндеу зақымданған (тозған) бөлшектерді ауыстыру немесе жөндеу арқылы бұйымдардың пайдалану сипаттамаларын қалпына келтіруден және ақаулықтарды жоюмен қалған бөлшектердің техникалық жай-күйін міндетті түрде тексеруден тұрады.

      29. Ағымдағы жөндеу бұйымның жекелеген бөлшектерін ауыстыру немесе қалпына келтіру арқылы ақаулықтарды жоюдан және реттеу жұмыстарын жүргізуден тұрады.

      30. Техникалық қызмет көрсету (сервистік қызмет көрсету) қару-жарақ пен әскери техниканың қолданыс циклін сақтауға және ұзартуға бағытталған іс-шаралар құрамына кіреді.

      31. Техникалық қызмет көрсету (сервистік қызмет көрсету) түрлері және жұмыстар көлемі тиісті техникалық құжаттамада айқындалады.

      32. Техникалық қызмет көрсетуге (сервистік қызмет көрсетуге) техникалық ақаусыз және жауынгерлік әзірлік күйіндегі тиісті бұйымдар беріледі.

      33. Қару-жарақ пен әскери техникаға жөндеу жүргізуді және оларға техникалық қызмет көрсетуді (сервистік қызмет көрсетуді) Қазақстан Республикасы Қарулы Күштерінің, басқа да әскерлер мен әскери құралымдардың, Қазақстан Республикасының арнаулы мемлекеттік және құқық қорғау органдарының мұқтаждары, сондай-ақ экспорттау үшін қорғаныстық-өнеркәсіптік кешен ұйымдары орындайды.

      Мемлекеттік қорғаныстық тапсырыс шеңберінде қару-жарақ пен әскери техниканы жөндеу және оларға техникалық қызмет көрсету (сервистік қызмет көрсету) бойынша қорғаныстық-өнеркәсіптік кешен ұйымын айқындау қорғаныс өнеркәсібі және мемлекеттік қорғаныстық тапсырыс туралы Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес жүзеге асыралады.

      Арнаулы мемлекеттік органдар жөндеу және техникалық қызмет көрсету (сервистік қызмет көрсету) бойынша көрсетілетін қызметтерді мемлекеттік қорғаныстық тапсырыс шеңберінде, сол сияқты мемлекеттік сатып алу туралы Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен сатып алады.

      Жөндеу және техникалық қызмет көрсетуді (сервистік қызмет көрсетуді) жүзеге асыру бойынша отандық өндірістік мүмкіндіктер болмаған жағдайда бұл процестерге заңнамада белгіленген тәртіппен шетелдік өндірушілер немесе ұйымдар тартылады.

      34. Ағымдағы және орташа жөндеуді және техникалық қызмет көрсетуді (сервистік қызмет көрсетуді) Қазақстан Республикасы Қарулы Күштері, басқа да әскерлер мен әскери құралымдар, Қазақстан Республикасының арнаулы мемлекеттік және құқық қорғау органдарының жөндеу бөлімшелерінің жүзеге асыруына жол беріледі.

      Бұл жағдайда ағымдағы және орташа жөндеу жүргізу және техникалық қызмет көрсету (сервистік қызмет көрсету) тәртібін тізбесін Қазақстан Республикасының Үкіметі бекітетін қару-жарақ пен әскери техниканы пайдалануға құқығы бар субъектілердің (бұдан әрі қару-жарақ пен әскери техниканы пайдалануға құқығы бар субъектілер) бірінші басшылары белгілейді.

6-тарау. Қару-жарақ пен әскери техниканы сатып алу және өткізу

      35. Қару-жарақ пен әскери техниканы сатып алуды уәкілетті орган, уәкілетті ұйым, қару-жарақ пен әскери техниканы пайдалануға құқығы бар субъектілер және рұқсаттар және хабарламалар туралы Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес қару-жарақ пен әскери техниканы сатып алуға құқығы бар субъектілер жүзеге асырады.

      36. Қару-жарақ пен әскери техниканы сатып алу мемлекеттік материалдық резерв үшін де жүзеге асырылады.

      37. Қазақстан Республикасының Қарулы Күштері, басқа да әскерлер мен әскери құралымдар, Қазақстан Республикасының құқық қорғау органдары қару-жарақ пен әскери техниканы сатып алуды мемлекеттік қорғаныстық тапсырыс шеңберінде жүзеге асырады.

      38. Қазақстан Республикасының арнаулы мемлекеттік органдары қару-жарақ пен әскери техниканы мемлекеттік қорғаныстық тапсырыс шеңберінде, сонымен қатар мемлекеттік сатып алу туралы Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен сатып алады.

      39. Қару-жарақ пен әскери техниканы өткізуді уәкілетті ұйым және рұқсаттар және хабарламалар туралы Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес қару-жарақ пен әскери техниканы өткізуге құқығы бар субъектілер жүзеге асырады.

      40. Қару-жарақ пен әскери техниканы қорғаныстық-өнеркәсіптік кешен ұйымдарын және (немесе) уәкілетті ұйымды қоспағанда, рұқсаттар және хабарламалар туралы Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес қару-жарақ пен әскери техниканы сатып алуға және өткізуге құқығы бар субъектілер арасында өткізуге жол берілмейді.

7-тарау. Қару-жарақ пен әскери техниканы беру, құртып жіберу, кәдеге жарату, көму арқылы жою және қайта өңдеу

      41. Қару-жарақ пен әскери техниканы пайдалануға құқығы бар субъектілер арасында қару-жарақ пен әскери техниканы беру бірлескен шешім қабылдау арқылы жүзеге асырылады, оны қабылдаушы тарап әзірлейді және тапсырушы тараппен келісіледі.

      Ескерту. 41-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 17.07.2024 № 568 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) қаулысымен.

      42. Қазақстан Республикасы Қарулы Күштерінің, басқа да әскерлер мен әскери құралымдардың, Қазақстан Республикасы арнаулы мемлекеттік органдарының мемлекеттік мекемелері мемлекеттік орган бірінші басшысының немесе ол уәкілеттік берген адамның шешімі негізінде қару-жарақ пен әскери техниканы мемлекеттік орган шегінде береді және қайта бөледі.

      Қару-жарақ пен әскери техниканы мемлекеттік орган шегінде беру және қайта бөлу тиісті мемлекеттік органдар белгілейтін тәртіппен жүзеге асырылады.

      43. Қару-жарақ пен әскери техниканы құртып жіберу, кәдеге жарату, көму арқылы жою және қайта өңдеу Қазақстан Республикасының Үкіметі бекітетін пайдаланылмайтын мүлікті беру, өткізу, құртып жіберу, кәдеге жарату, көму арқылы жою және қайта өңдеу, сондай-ақ пайдаланылмайтын қорғаныс объектілерін мүліктік жалдауға (жалға) беру қағидаларына сәйкес оны пайдаланылмайтын мүлік деп танылғаннан кейін уәкілетті органның шешімі бойынша жүзеге асырылады.

8-тарау. Қару-жарақ пен әскери техниканы Қазақстан Республикасына әкелу және Қазақстан Республикасынан әкету

      44. Қару-жарақ пен әскери техниканы Қазақстан Республикасына әкелуді және Қазақстан Республикасынан әкетуді қару-жарақ пен әскери техниканы пайдалануға құқығы бар субъектілер мақсаты бойынша міндеттерді орындауы мақсатында, сондай-ақ мемлекеттік материалдық резерв үшін Қазақстан Республикасының Қарулы Күштері, басқа да әскерлер мен әскери құралымдар, Қазақстан Республикасының арнаулы мемлекеттік және құқық қорғау органдары, уәкілетті ұйым, сондай-ақ рұқсаттар және хабарламалар туралы, сондай-ақ экспорттық бақылау туралы Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес тиісті лицензиялары бар жеке, заңды тұлғалар жүзеге асырады.

      45. Өткізу мақсатында қару-жарақ пен әскери техниканы әкетуді уәкілетті ұйым мен Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес қару-жарақ пен әскери техниканы өткізуге құқығы бар субъектілер жүзеге асырады.

9-тарау. Жауынгерлік қол атыс қаруы мен оның патрондары, сондай-ақ суық қару айналымының ерекшеліктері

      46. Жауынгерлік қол атыс қаруы мен оның патрондары, сондай-ақ суық қару (бұдан әрі – жауынгерлік қару) өндірісі жауынгерлік қаруды зерттеуді, әзірлеуді, сынауды, дайындауды, көркемдік әрлеуді, жөндеуді, құрастыруды, қайта жасауды қамтиды.

      47. Жауынгерлік қару өндірісін жүзеге асыратын қорғаныстық-өнеркәсіптік кешен ұйымдары тек жауынгерлік қаруды пайдалануға құқығы бар субъектілерге жеткізу үшін, сондай-ақ басқа мемлекеттерге жеткізу үшін жауынгерлік қару өндірісін жүзеге асырады.

      48. Жауынгерлік қаруды өткiзу (сату), сатып алу, пайдалану осы Қағидалардың 4, 6-тарауларында айқындалған тәртіппен жүзеге асырылады.

      49. Жауынгерлік қаруды пайдалануға құқығы бар субъектілер жауынгерлік қаруды есепке алуды жүзеге асырады. Жауынгерлiк қаруды есепке алу жауынгерлік қаруды пайдалану құқығы бар субъектiлердің бiрiншi басшылары белгiлейтiн тәртіппен жүзеге асырылады.

      50. Жауынгерлік қаруды сақтауға және алып жүруге, сондай-ақ пайдалануға тек жауынгерлік, жедел-қызметтік немесе оқу-жаттығу міндеттерін шешу үшін рұқсат етіледі.

      51. Жауынгерлік қаруды сақтау, алып қою, сақтау және алып жүру тәртiбiн жауынгерлiк қаруды пайдалану құқығы бар субъектiлер айқындайды.

      52. Жауынгерлік қаруды сақтау мен алып жүруге рұқсат беру тәртібін жауынгерлік қаруды пайдалануға құқығы бар субъектiлердiң бiрiншi басшылары айқындайды.

      53. Жауынгерлiк қаруды барлық көлiк түрлерiмен тасымалдау:

      1) тиеу сәтінен бастап және межелі пунктке жеткiзгенге дейiн қарулы күзетті қамтамасыз етуді;

      2) тиеу-түсiру жұмыстары пунктін және тасымалдау құралдарын өрт сөндiру құралдарымен қамтамасыз етуді және өрт сөндiру есептобын уақтылы тағайындауды ескере отырып жүзеге асырылады.

      54. Жауынгерлік қаруды тасымалдау оқталмаған жай-күйде және патрондардан бөлек жүзеге асырылады. Жауынгерлік қаруды тасымалдау тәртiбін жауынгерлік қаруды пайдалану құқығы бар субъектiлер белгілейдi.

      55. Жауынгерлік қару мөрленетін немесе пломбаланатын қаптамаға буып-түйіледі.

      56. Жауынгерлік және жедел-қызметтік міндеттерді шешу үшін Қазақстан Республикасы Қарулы Күштерінің, басқа да әскерлер мен әскери құралымдардың әскери қызметшілері мен қызметкерлерінің, Қазақстан Республикасының арнаулы мемлекеттік және құқық қорғау органдары қызметкерлерінің жауынгерлік қарудың бірлі-жарым даналарын Қазақстан Республикасынан әкетуі және Қазақстан Республикасының аумағына әкелуі қаруды алып жүру құқығын растайтын құжат негізінде жүзеге асырылады.

      Бұл ретте Қазақстан Республикасының тиісті мемлекеттік органының іссапарға жіберу туралы бұйрығынан (өкімінен) көшірме немесе тиісті аумақтық кеден органына хаты қоса беріледі, оларда әкетілетін (әкелінетін) қару туралы ақпарат көрсетіледі.

      57. Көрсетілген құжаттардың көшірмелері Қазақстан Республикасының Мемлекеттік шекарасы арқылы өткізу пунктінде орналасқан аумақтық кеден органына ұсынылады.

      58. Құжаттар көшірмелерін төлнұсқаларымен салыстырғаннан кейін кеден органының қызметкері нөмірлі мөр қою арқылы растайды және олар әкетілетін (әкелінетін) қаруды кедендік ресімдеуді жүзеге асырған кеден органының ісінде қалады.

      59. Қазақстан Республикасына шақыру бойынша немесе қызметтік тапсырманы орындауына байланысты келетін шетелдік құқық қорғау органдары, арнаулы қызметтері мен әскерилендірілген ұйымдарының қызметкерлері жауынгерлік қаруды Қазақстан Республикасының аумағына әкелуді, Қазақстан Республикасының аумағынан әкетуді, сондай-ақ Қазақстан Республикасының аумағы арқылы транзитті тиісінше Қазақстан Республикасының Қарулы Күштері, басқа да әскерлер мен әскери құралымдар, Қазақстан Республикасының арнаулы мемлекеттік және құқық қорғау органдарының басшылары жазбаша қорытынды бойынша жүзеге асырады.

      60. Жазбаша қорытындыда шетелдік құқық қорғау органдары, арнаулы қызметтері мен әскерилендірілген ұйымдары қызметкерлерінің тегі, аты, әкесінің аты, қару түрі (маркасы), нөмірі және калибрі, әрбір әкелінетін қару бірлігіне оқ-дәрілер саны көрсетіледі. Жазбаша қорытындыға тиісінше Қазақстан Республикасы Қарулы Күштерінің, басқа да әскерлер мен әскери құралымдардың, Қазақстан Республикасы арнаулы және құқық қорғау органдарының басшысы не оны алмастыратын адам қол қояды.

      61. Жазбаша қорытынды мен оның көшірмесін қабылдаушы тараптың өкілі Қазақстан Республикасының Мемлекеттік шекарасы арқылы өткізу пунктінде орналасқан аумақтық кеден және шекара органына ұсынады және кеден органының және шекара органының қызметкері мөр қою арқылы растайды, жазбаша қорытындының көшірмесі әкелінетін қаруды ресімдеуді жүзеге асырған кеден органының және шекара органының ісінде қалады.

      62. Қаруды әкету кезінде қаруды Қазақстан Республикасына әкелу кезінде аумақтық кеден органы мен шекара органы куәландырған жазбаша қорытындының түпнұсқасы Қазақстан Республикасының Мемлекеттік шекарасы арқылы өткізу пунктінде орналасқан аумақтық кеден және шекара органдарына ұсынылады және олардың істерінде қалады.

      Қару мен оның патрондарын әкелу және (немесе) әкету жағдайларында Еуразиялық экономикалық одаққа мүше мемлекетпен мемлекеттік шекарада ресімдеу тек шекара органында жүргізіледі.

      63. Түйдектете оқ ататын және 10 патроннан астам оқжатары (барабаны) бар, сондай-ақ Қазақстан Республикасының аумағында айналымына тыйым салынғанын қоспағанда, жауынгерлік қарумен марапаттау Қазақстан Республикасы Президентiнің Жарлығы, Қазақстан Республикасы Үкiметiнің қаулысы, шетел мемлекеттері басшыларының, шетел мемлекеттері үкiметтерi басшылары мен мүшелерiнің марапаттау құжаттары негiзiнде жүзеге асырылады.

      64. Жауынгерлік қарумен марапаттау Қазақстан Республикасының азаматтарын мемлекетке сіңірген еңбегі, жауынгерлік ерлігі, заңдылықты, құқық тәртібін, қоғамдық қауіпсіздікті, адамның және азаматтың құқықтары мен бостандықтарын қорғауды қамтамасыз ету саласындағы жетістіктері үшін көтермелеу нысандарының бірі болып табылады.

      65. Жауынгерлік қарумен марапаттау туралы қолдаухатқа бастама танытатын мемлекеттік органдар Қазақстан Республикасының Президенті және (немесе) Қазақстан Республикасы Үкіметі актілерінің жобасын (қарудың атауын, моделін, калибрін, сериясы мен нөмірін көрсете отырып) дербес әзірлейді және оны қарау үшін Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігіне және (немесе) Қазақстан Республикасының Үкіметіне енгізеді.

      66. Марапаттау жауынгерлік қаруы және оның патрондары сату, айырбастау, сыйға тарту және мұрагерлік объектісі бола алмайды.

      67. Марапаттау жауынгерлік қаруы жоғалғанның, оның ішінде ұрлық нәтижесінде жоғалғанның орнына берілмейді.

      Қайтыс болғаннан кейін жауынгерлік қарумен марапаттау жүргізілмейді.

      68. Марапаттау жауынгерлік қаруының иесі қайтыс болған жағдайда көрсетілген қаруды жақын туыстары бір ай мерзімде ішкі істер органдарына тапсырады.

      69. Марапаттау жауынгерлік қаруын беру Қазақстан Республикасы Қарулы Күштерінің, басқа да әскерлер мен әскери құралымдардың, Қазақстан Республикасы арнаулы мемлекеттік және құқық қорғау органдарының балансында тұрған жауынгерлік қарудан жүзеге асырылады.

      70. Марапаттау жауынгерлік қаруын сақтау, алып жүру, алып қою, беру және тасымалдау, сақтауға және алып жүруге рұқсат беру, тіркеу, сондай-ақ ату жекелеген қару түрлерінің айналымын мемлекеттік бақылау туралы Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес азаматтық, қызметтік қару мен оның патрондарының айналымы үшін белгіленген тәртіппен жүзеге асырылады.

      71. Жауынгерлік қаруды экспонаттау жекелеген қару түрлерінің айналымын мемлекеттік бақылау туралы Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес азаматтық, қызметтік қару мен оның патрондарының айналымы үшін белгіленген тәртіппен жүзеге асырылады.

10-тарау. Қару-жарақ пен әскери техника айналымын бақылау

      72. Қару-жарақ пен әскери техника айналымын мемлекеттік бақылау олардың қолданыс циклінің барлық кезеңдерінде жүзеге асырылады.

      73. Қару-жарақ пен әскери техника айналымын мемлекеттік бақылауды орталық атқарушы органдарда, Қазақстан Республикасының Президентіне тікелей бағынатын және есеп беретін мемлекеттік органдарда, олардың ведомстволарында жедел басқарудағы қару-жарақ пен әскери техника айналымын бақылауды қоспағанда, уәкілетті орган жүзеге асырады.


  Қазақстан Республикасы
Үкіметінің
2019 жылғы 29 қарашадағы
№ қаулысына
қосымша

Қазақстан Республикасы Үкіметінің күші жойылған кейбір шешімдерінің тізбесі

      1. "Жауынгерлік қол атыс қаруының және оған оқ-дәрінің, сондай-ақ суық қарудың айналымы ережесін бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2002 жылғы 18 қыркүйектегі № 1032 қаулысы.

      2. "Жауынгерлiк қол атыс қаруы мен оның патрондарын жасау, өндiру, жөндеу, сату, сатып алу, экспонатқа қою жөнiндегi қызметті лицензиялаудың кейбiр мәселелерi туралы" Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2004 жылғы 8 маусымдағы № 635 қаулысы (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2004 ж., № 24, 307-құжат).

      3. "Жауынгерлік қол атыс қаруының және оған оқ-дәрінің, сондай-ақ суық қарудың айналымы ережесін бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2002 жылғы 18 қыркүйектегі № 1032 қаулысына өзгерістер енгізу туралы" Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2013 жылғы 11 қарашадағы № 1203 қаулысы.

Об утверждении Правил оборота вооружения и военной техники

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2019 года № 896.

      В соответствии с подпунктом 11) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 18 марта 2019 года "Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила оборота вооружения и военной техники.

      2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.

      3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 29 ноября 2019 года № 896

Правила оборота вооружения и военной техники

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила оборота вооружения и военной техники (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 11) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 18 марта 2019 года "Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе" и определяют порядок оборота вооружения и военной техники, боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, а также холодного оружия.

      2. Реализация Правил направлена на создание условий по исключению возможностей незаконного оборота вооружения и военной техники.

      В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) военная техника – боевые машины, военные корабли (катера и военно-вспомогательные суда), военные воздушные суда, а также корабли (катера и другие суда), воздушные суда и другие летательные аппараты, которыми оснащаются Вооруженные Силы Республики Казахстан, другие войска и воинские формирования, специальные государственные и правоохранительные органы Республики Казахстан;

      2) модернизация – комплекс работ, в результате выполнения которых изменяются отдельные тактико-технические элементы вооружения, военной, автомобильной и специальной техники, технических и специальных средств с сохранением основного их назначения в прежнем состоянии, характеризующихся заменой устаревших образцов, примененных в них технических средств и комплектующих изделий новыми, более современными (или применением новых технических решений), направленный на улучшение тактико-технических характеристик образца;

      3) боевое ручное стрелковое и холодное оружие – оружие, предназначенное для решения боевых, оперативно-служебных и учебных задач, принятое на вооружение соответствующими государственными органами Республики Казахстан и их подразделениями (далее – Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, специальные государственные и правоохранительные органы), а также изготавливаемое для поставок в другие государства. Боевое ручное стрелковое оружие и патроны к нему являются одним из видов вооружения.

      4) ремонт – комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности, устранению причин отказа и восстановлению израсходованного ресурса механизмов, комплектующих изделий или их составных частей вооружения, военной, автомобильной и специальной техники, технических и специальных средств;

      5) оборот оружия – производство, сборка, переделка, реализация (торговля), передача, дарение, награждение, наследование, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, использование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию Республики Казахстан и вывоз его из Республики Казахстан;

      6) вооружение – различные виды оружия, комплексы и системы, предназначенные для поражения живой силы, техники и объектов инфраструктуры, разрушения строений (укреплений), средства, имитирующие указанные компоненты, боеприпасы, а также системы, устройства, носители и приборы;

      7) оборот вооружения и военной техники – разработка, производство, ремонт, приобретение и реализация, монтаж, наладка, модернизация, установка, использование, хранение, ремонт и сервисное обслуживание, передача, ликвидация посредством уничтожения, утилизации, захоронения и переработка, ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан вооружения и военной техники;

      8) разработка вооружения и военной техники – комплекс проектных работ, проводимых в целях получения описаний нового или модернизируемого образца вооружения и военной техники;

      9) организации оборонно-промышленного комплекса – отечественные товаропроизводители и отечественные поставщики работ, услуг, имеющие лицензии в сфере оборота вооружения и военной техники;

      10) государственный оборонный заказ – правовой акт Правительства Республики Казахстан, утверждающий перечень (номенклатуру) товаров (продукции) военного назначения, товаров (продукции) двойного назначения (применения), работ военного назначения и услуг военного назначения, приобретаемых для нужд обороны, обеспечения безопасности и правопорядка в государстве, деятельности специальных государственных и правоохранительных органов Республики Казахстан, государственного материального резерва, мобилизации, космической деятельности, а также выполнения Республикой Казахстан международных договоров и обязательств;

      11) боеприпасы – компоненты вооружения, непосредственно предназначенные для поражения живой силы, техники и объектов инфраструктуры, разрушения строений (укреплений), а также средства, имитирующие указанные компоненты;

      12) техническое обслуживание – комплекс мероприятий по поддержанию и восстановлению технической готовности вооружения, военной, автомобильной и специальной техники, технических и специальных средств в межремонтный период при их использовании по назначению, хранении и транспортировке, необходимость проведения которых определяется их техническим состоянием;

      13) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области оборонной промышленности и государственного оборонного заказа;

      14) уполномоченная организация – юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, осуществляющее импорт товаров (продукции) военного назначения, товаров (продукции) двойного назначения (применения), работ военного назначения и услуг военного назначения, реализацию (в том числе экспорт), ликвидацию посредством уничтожения, утилизации, захоронения и переработку неиспользуемого имущества, за исключением боеприпасов, оказание услуг по предоставлению в имущественный наем (аренду) неиспользуемых оборонных объектов, участие в международных выставках в области оборонной промышленности и их организацию на территории Республики Казахстан.

      3. Деятельность в сфере оборота вооружения и военной техники подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

      4. Организации оборонно-промышленного комплекса, участвующие в обороте вооружения и военной техники, обеспечивают безопасность производства, учет и сохранность вооружения и военной техники.

      Каждая единица произведенного на территории Республики Казахстан образца вооружения и военной техники должна иметь маркировочное обозначение, содержащее в себе сведения о соответствующей организации оборонно-промышленного комплекса, дате производства и серийном учетном номере, который присваивается организацией оборонно-промышленного комплекса. При этом, серийный учетный номер для патронов присваивается на их укупорочную партию и указывается на укупорках.

Глава 2. Разработка вооружения и военной техники

      5. Разработку вооружения и военной техники осуществляют физические и юридические лица Республики Казахстан.

      6. Комплекс проектных работ включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, конструирование, разработку технической и проектной документации, на основании которой изготавливаются опытные образцы вооружения и военной техники.

      7. Проектирование опытного образца вооружения и военной техники проводится с учетом удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, специальных государственных и правоохранительных органов Республики Казахстан, а также в целях экспорта.

      8. По итогам проектировочных работ разработчиком принимается решение по серийному производству вооружения и военной техники, исходя из экономической целесообразности.

Глава 3. Производство и модернизация вооружения и военной техники

      9. Производство и модернизация вооружения и военной техники осуществляются организациями оборонно-промышленного комплекса для нужд Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, специальных государственных и правоохранительных органов Республики Казахстан, а также экспорта.

      Определение организации оборонно-промышленного комплекса по производству и модернизации вооружения и военной техники в рамках государственного оборонного заказа осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе.

      Для специальных государственных органов производство и модернизация вооружения и военной техники осуществляются как в рамках государственного оборонного заказа, так и в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

      10. На стадии организации производства или модернизации (далее – производство) проводится подготовка инженерно-технического персонала и технологических производственных линий, способных обеспечить безопасность изготовления соответствующей продукции.

      11. Предусматривается совокупность проводимых подготовительных работ в отношении инженерно-технического персонала и технологических производственных линий для возможности последующего обеспечения использования заданных производственных характеристик технологических производственных линий с учетом производственно-экономической эффективности.

      12. Организация производства включает реализацию принципов:

      1) комплексности – проведение работ по подготовке производства по единому плану, охватывающему как научные исследования, так и процессы по освоению производства;

      2) специализации – закрепление за каждым подразделением организации оборонно-промышленного комплекса видов деятельности по созданию и освоению новой техники, отвечающие характеру специализации этих подразделений;

      3) научно-технической и производственной интеграции – это совокупность условий, обеспечивающих достижение производственной цели в результате деятельности определенного множества специализированных подразделений и исполнителей;

      4) комплектности документации и наличия составных частей комплектующих – требует одновременного выполнения комплекса работ к моменту, когда дальнейшее их продолжение возможно только при наличии полного комплекта документации или составных частей изделий;

      5) непрерывности проведения работ по созданию новой продукции – требует ликвидации значительных перерывов во времени между фазами процесса подготовки, а внутри их между стадиями, работами, операциями.

      13. Производство обеспечивается строгой последовательностью работ и кратчайших маршрутов движения технической документации и комплектующих новых изделий по всем стадиям разработки изделия и его производственного освоения.

      14. Производство вооружения и военной техники включает в себя процессы по изготовлению комплектующих, сборке, монтажу и установке, настройке и наладке для обеспечения применения конечной продукции по назначению.

      15. Производство патронов к боевому ручному стрелковому оружию, а также холодного оружия включает в себя процессы по изготовлению комплектующих, сборке и монтажу для обеспечения применения конечной продукции по назначению.

      16. Под монтажом вооружения и военной техники понимается комплекс работ по сборке и установке элементов конструкции, приборов, устройств, частей вооружения и военной техники.

      Наладкой является совокупность операций по подготовке, оснастке, регулированию и настройке вооружения и военной техники, направленных на обеспечение ее работы в заданных условиях на протяжении определенного времени.

      17. Монтаж и наладка вооружения и военной техники осуществляются с соблюдением технологической последовательности в порядке, определенном технологической и конструкторской документацией.

      18. Организация всех производственных процессов обеспечивает сохранность комплектующих, исключая возможность их применения по отдельности или в любых составных частях не по прямому назначению.

Глава 4. Использование, хранение вооружения и военной техники

      19. Использование вооружения и военной техники представляет собой этап эксплуатации, в течение которого изделие вооружения и военной техники работает в соответствии с его функциональным назначением.

      20. Использование вооружения и военной техники предусматривает проведение своевременного ремонта и технического обслуживания (сервисного обслуживания).

      21. Хранение вооружения и военной техники при использовании осуществляется Вооруженными Силами Республики Казахстан, другими войсками и воинскими формированиями, специальными государственными и правоохранительными органами Республики Казахстан, организациями оборонно-промышленного комплекса.

      22. Хранение вооружения и военной техники осуществляется при условиях, обеспечивающих содержание объекта вооружения и военной техники в технически исправном, укомплектованном состоянии.

      23. Хранение вооружения и военной техники осуществляется только в специально оборудованных для этих целей помещениях (хранилищах, парках, ангарах) и при условиях, исключающих предпосылки к незаконному их обороту. При этом помещения (хранилища, парки, ангары) оснащаются техническими средствами охраны и пожарной безопасности.

      Организация хранения вооружения и военной техники организациями оборонно-промышленного комплекса регламентируется инструкцией.

      Инструкция по хранению вооружения и военной техники разрабатывается на основе действующих руководящих документов Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, специальных государственных и правоохранительных органов Республики Казахстан и нормативных документов в области проектирования арсеналов, баз, складов ракет и боеприпасов в части специфики производственной деятельности и выпускаемой продукции.

      Инструкция по хранению вооружения и военной техники утверждается первым руководителем организации оборонно-промышленного комплекса по согласованию с территориальными подразделениями государственного органа, уполномоченного в сфере гражданской защиты и промышленной безопасности.

      Сноска. Пункт 23 - в редакции постановления Правительства РК от 14.04.2022 № 224 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 5. Ремонт и техническое обслуживание (сервисное обслуживание) вооружения и военной техники

      24. Проведение ремонта и технического обслуживания (сервисного обслуживания) предусматривает применение единой системы комплексного технического обслуживания и ремонта.

      Единая система комплексного технического обслуживания и ремонта является планово-предупредительной и основывается на обязательном проведении установленных видов технического обслуживания (сервисного обслуживания) и ремонта всех составных частей объектов вооружения и военной техники в зависимости от наработки (километров пробега, количества выстрелов, часов работы) или календарных сроков с учетом условий эксплуатации.

      25. Ремонт подразделяется:

      1) по месту проведения – заводской, войсковой, ведомственный или полевой;

      2) по степени качественного воздействия на объект – текущий, средний, капитальный;

      3) по степени планирования – плановый, неплановый, аварийный;

      4) по техническому состоянию – периодический;

      5) по методам ремонта – агрегатный, индивидуальный, обезличенный, смешанный.

      26. Капитальный ремонт предусматривает полную разборку и дефектацию, замену или ремонт всех неисправных частей, сборку, комплексную проверку, регулировку и испытания.

      27. Капитальный ремонт предназначен для восстановления исправности и полного или близкого к нему технического ресурса.

      28. Средний ремонт состоит в восстановлении эксплуатационных характеристик изделий путем замены или ремонта поврежденных (изношенных) частей и обязательной проверки технического состояния остальных частей с устранением неисправностей.

      29. Текущий ремонт заключается в устранении неисправностей путем замены или восстановления отдельных частей изделий и проведении регулировочных работ.

      30. Техническое обслуживание (сервисное обслуживание) входит в состав мероприятий, направленных на поддержание и продление жизненного цикла вооружения и военной техники.

      31. Виды технического обслуживания (сервисного обслуживания) и объем работ определяются соответствующей технической документацией.

      32. На техническое обслуживание (сервисное обслуживание) представляются соответствующие изделия, находящиеся в технически исправном и состоянии боевой готовности.

      33. Проведение ремонта и технического обслуживания (сервисного обслуживания) вооружения и военной техники выполняется организациями оборонно-промышленного комплекса для нужд Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, специальных государственных и правоохранительных органов Республики Казахстан, а также экспорта.

      Определение организации оборонно-промышленного комплекса по проведению ремонта и технического обслуживания (сервисного обслуживания) вооружения и военной техники в рамках государственного оборонного заказа осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе.

      Специальные государственные органы приобретают услуги по ремонту и техническому обслуживанию (сервисному обслуживанию) как в рамках государственного оборонного заказа, так и в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

      В случае отсутствия отечественных производственных возможностей по осуществлению ремонта и технического обслуживания (сервисного обслуживания) к данным процессам в установленном законодательством порядке привлекаются зарубежные производители или организации.

      34. Допускается выполнение текущего и среднего ремонта, технического обслуживания (сервисного обслуживания) ремонтными подразделениями Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, специальных государственных и правоохранительных органов Республики Казахстан.

      В данном случае порядок проведения текущего и среднего ремонта, технического обслуживания (сервисного обслуживания) устанавливается первыми руководителями субъектов, имеющих право пользования вооружением и военной техникой, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан (далее – субъекты, имеющие право пользования вооружением и военной техникой).

Глава 6. Приобретение и реализация вооружения и военной техники

      35. Приобретение вооружения и военной техники осуществляется уполномоченным органом, уполномоченной организацией, субъектами, имеющими право пользования вооружением и военной техникой, и субъектами, имеющими право приобретения вооружения и военной техники в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

      36. Приобретение вооружения и военной техники осуществляется также для государственного материального резерва.

      37. Приобретение вооружения и военной техники Вооруженными Силами Республики Казахстан, другими войсками и воинскими формированиями, правоохранительными органами Республики Казахстан осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.

      38. Специальные государственные органы Республики Казахстан приобретают вооружение и военную технику как в рамках государственного оборонного заказа, так и в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

      39. Реализация вооружения и военной техники осуществляется уполномоченной организацией и субъектами, имеющими право реализации вооружения и военной техники в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

      40. Не допускается реализация вооружения и военной техники между субъектами, имеющими право приобретения и реализации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, за исключением организаций оборонно-промышленного комплекса и (или) уполномоченной организации.

Глава 7. Передача, ликвидация посредством уничтожения, утилизации, захоронения и переработка вооружения и военной техники

      41. Передача вооружения и военной техники между субъектами, имеющими право пользования вооружением и военной техникой, осуществляется путем принятия совместного решения, которое разрабатывается принимаемой стороной и согласовывается передаваемой стороной.

      Сноска. Пункт 41 - в редакции постановления Правительства РК от 17.07.2024 № 568 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      42. Государственные учреждения Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов Республики Казахстан передают и перераспределяют вооружение и военную технику в пределах государственного органа на основании решения первого руководителя государственного органа или уполномоченного им лица.

      Передача и перераспределение вооружения и военной техники в пределах государственного органа осуществляются в порядке, устанавливаемом соответствующими государственными органами.

      43. Ликвидация посредством уничтожения, утилизации, захоронения и переработка вооружения и военной техники осуществляются по решению уполномоченного органа после его признания неиспользуемым имуществом в соответствии с правилами передачи, реализации, ликвидации посредством уничтожения, утилизации, захоронения и переработки неиспользуемого имущества, а также предоставления в имущественный наем (аренду) неиспользуемых оборонных объектов, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.

Глава 8. Ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан вооружения и военной техники

      44. Ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан вооружения и военной техники осуществляются Вооруженными Силами Республики Казахстан, другими войсками и воинскими формированиями, специальными государственными и правоохранительными органами Республики Казахстан, уполномоченной организацией, а также физическими, юридическими лицами, имеющими соответствующую лицензию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, а также об экспортном контроле в целях выполнения субъектами, имеющими право пользования вооружением и военной техникой, задач по предназначению, а также для государственного материального резерва.

      45. Вывоз вооружения и военной техники в целях реализации осуществляется уполномоченной организацией и субъектами, имеющими право реализации вооружения и военной техники, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Глава 9. Особенности оборота боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, а также холодного оружия

      46. Производство боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, а также холодного оружия (далее – боевое оружие) включает в себя исследование, разработку, испытание, изготовление, художественную отделку, ремонт, сборку, переделку боевого оружия.

      47. Организации оборонно-промышленного комплекса, осуществляющие производство боевого оружия, осуществляют производство боевого оружия только для поставок субъектам, имеющим право пользования боевым оружием, а также для поставок в другие государства.

      48. Реализация (торговля), приобретение, использование боевого оружия осуществляются в порядке, определенном главами 4, 6 настоящих Правил.

      49. Субъекты, имеющие право пользования боевым оружием, осуществляют учет боевого оружия. Учет боевого оружия осуществляется в порядке, устанавливаемом первыми руководителями субъектов, имеющих право пользования боевым оружием.

      50. Хранение и ношение, а также использование боевого оружия разрешаются только для решения боевых, оперативно-служебных и учебных задач.

      51. Порядок хранения, изъятия, хранения и ношения боевого оружия определяется субъектами, имеющими право пользования боевым оружием.

      52. Порядок выдачи разрешения на хранение и ношение боевого оружия определяется первыми руководителями субъектов, имеющих право пользования боевым оружием.

      53. Перевозка боевого оружия всеми видами транспорта осуществляется с учетом:

      1) обеспечения вооруженной охраны с момента погрузки и доставки до пункта назначения;

      2) обеспечения пункта погрузочно-выгрузочных работ и средств перевозки средствами пожаротушения и своевременного назначения пожарного расчета.

      54. Перевозка боевого оружия осуществляется в незаряженном состоянии и отдельно от патронов. Порядок перевозки боевого оружия устанавливается субъектами, имеющими право пользования боевым оружием.

      55. Боевое оружие упаковывается в укупорку, которая опечатывается или пломбируется.

      56. Вывоз из Республики Казахстан и ввоз на территорию Республики Казахстан единичных экземпляров боевого оружия военнослужащими и сотрудниками Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, сотрудниками специальных государственных и правоохранительных органов Республики Казахстан для решения боевых и оперативно-служебных задач осуществляются на основании документа, подтверждающего право ношения оружия. При этом, прилагаются копия приказа (распоряжения) о командировании или письмо соответствующего государственного органа Республики Казахстан в соответствующий территориальный таможенный орган, в которых указывается информация о вывозимом (ввозимом) оружии.

      57. Копии указанных документов предъявляются в территориальный таможенный орган, расположенный в пункте пропуска через Государственную границу Республики Казахстан.

      58. Копии документов после их сверки с подлинниками заверяются сотрудником таможенного органа путем проставления номерной печати и остаются в деле таможенного органа, осуществившего таможенное оформление вывозимого (ввозимого) оружия.

      59. Ввоз на территорию Республики Казахстан, вывоз с территории Республики Казахстан, а также транзит через территорию Республики Казахстан боевого оружия сотрудниками иностранных правоохранительных органов, специальных служб и военизированных организаций, прибывающими в Республику Казахстан по приглашению или в связи с выполнением ими служебного задания, осуществляются по письменному заключению соответственно руководителями Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, специальных государственных и правоохранительных органов Республики Казахстан.

      60. В письменном заключении указываются фамилия, имя, отчество сотрудников иностранных правоохранительных органов, специальных служб и военизированных организаций, тип (марка), номер и калибр оружия, количество боеприпасов к каждой ввозимой единице оружия. Письменное заключение подписывается соответственно руководителем Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, специальных и правоохранительных органов Республики Казахстан либо лицом, его замещающим.

      61. Письменное заключение и его копия предъявляются представителем принимающей стороны в территориальный таможенный и пограничный орган, расположенный в пункте пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, и заверяются сотрудником таможенного органа и пограничного органа путем проставления печати, копия письменного заключения остается в деле таможенного органа и пограничного органа, осуществившего оформление ввозимого оружия.

      62. При вывозе оружия оригинал письменного заключения, заверенный территориальным таможенным органом и пограничным органом при ввозе оружия в Республику Казахстан, предъявляется в территориальный таможенный и пограничный органы, расположенные в пункте пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, и остается в их делах.

      В случаях ввоза и (или) вывоза оружия и патронов к нему на Государственной границе с государством-членом Евразийского экономического союза, оформление производится только в пограничном органе.

      63. Награждение боевым оружием, за исключением ведущим огонь очередями и имеющим магазин (барабан) более 10 патронов, а также запрещенным к обороту на территории Республики Казахстан, осуществляется на основании Указа Президента Республики Казахстан, постановления Правительства Республики Казахстан, наградных документов глав иностранных государств, глав и членов правительств иностранных государств.

      64. Награждение боевым оружием является одной из форм поощрения граждан Республики Казахстан за заслуги перед государством, воинскую доблесть, достижения в области обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

      65. Государственные органы, инициирующие ходатайство о награждении боевым оружием, самостоятельно разрабатывают проекты актов Президента Республики Казахстана и (или) Правительства Республики Казахстан (с указанием наименования, модели, калибра, серии и номера оружия) и вносят их для рассмотрения в Администрацию Президента Республики Казахстан и (или) Правительство Республики Казахстан.

      66. Наградное боевое оружие и патроны к нему не могут быть объектом продажи, мены, дарения и наследования.

      67. Наградное боевое оружие взамен утраченного, в том числе в результате хищения, не выдается.

      Награждение боевым оружием не может быть произведено посмертно.

      68. В случае смерти собственника наградного боевого оружия, указанное оружие близкими родственниками в месячный срок сдается органам внутренних дел.

      69. Выдача наградного боевого оружия осуществляется из боевого оружия, состоящего на балансе Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, специальных государственных и правоохранительных органов Республики Казахстан.

      70. Хранение, ношение, изъятие, передача и перевозка, выдача разрешения на хранение и ношение, регистрация, а также отстрел наградного боевого оружия осуществляются в порядке, установленном для оборота гражданского, служебного оружия и патронов к нему в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия.

      71. Экспонирование боевого оружия осуществляется в порядке, установленном для оборота гражданского, служебного оружия и патронов к нему в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия.

Глава 10. Контроль за оборотом вооружения и военной техники

      72. Государственный контроль за оборотом вооружения и военной техники осуществляется на всех этапах их жизненного цикла.

      73. Государственный контроль за оборотом вооружения и военной техники осуществляется уполномоченным органом, за исключением контроля за оборотом вооружения и военной техники, находящихся в оперативном управлении у центральных исполнительных органов, государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, их ведомств.


  Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 29 ноября 2019 года № 896

Перечень утративших силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан

      1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2002 года № 1032 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов к нему, а также холодного оружия".

      2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июня 2004 года № 635 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по разработке, производству, ремонту, торговле, приобретению, экспонированию боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему" (САПП Республики Казахстан, 2004 г., № 24, ст.307).

      3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 ноября 2013 года № 1203 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2002 года № 1032 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов к нему, а также холодного оружия".