Қазақстан Республикасы ұлттық қауіпсіздік органдарының қызметін одан әрі жетілдіру жөніндегі шаралар туралы

Қазақстан Республикасы Президентінің 2014 жылғы 14 қарашадағы № 954 Жарлығы.

      "Қазақстан Республикасының Президенті туралы" 1995 жылғы 26 желтоқсандағы Қазақстан Республикасы Конституциялық заңының 17-1-бабына сәйкес ҚАУЛЫ ЕТЕМІН:

      1. "Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Арнаулы ақпараттық қызметі" мемлекеттік мекемесі:

      1) оны мынадай мемлекеттік мекемелерге:

      "Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Үкіметтік байланыс қызметі" - Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің ведомствосына;

      "Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Арнайы техникалық әзірлемелер орталығы" - Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетіне ведомстволық бағынысты мемлекеттік мекемеге бөлу арқылы;

      2) оның жедел іздестіру қызметі субъектілерінің тапсырмалары бойынша арнайы жедел іздестіру іс-шараларын ұйымдастыру, сондай-ақ радиоэлектрондық және радиотехникалық барлау саласындағы функциялары мен өкілеттіктерін Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетіне беру арқылы қайта ұйымдастырылсын.

      2. Қоса беріліп отырған:

      1) Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Үкіметтік байланыс қызметі туралы ереже;

      2) Қазақстан Республикасы Президентінің кейбір жарлықтарына енгізілетін өзгерістер мен толықтырулар бекітілсін.

      Ескерту. 2-тармаққа өзгеріс енгізілді – ҚР Президентінің 05.07.2022 № 955 Жарлығымен.

      3. Көрсетілген мемлекеттік мекемелерді қаржыландыру Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетіне тиісті қаржы жылына республикалық бюджетте көзделген қаражат есебінен және шегінде жүзеге асырылады деп белгіленсін.

      4. Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитеті Арнаулы ақпараттық қызметінің қарамағындағы аумақтық органдар осы Жарлыққа қосымшаға (құпия) сәйкес таратылсын.

      5. Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитеті заңнамада белгіленген тәртіппен осы Жарлықтан туындайтын шаралардың қабылдануын қамтамасыз етсін.

      6. Осы Жарлық, Қазақстан Республикасы Президентінің кейбір жарлықтарына енгізілетін өзгерістер мен толықтырулардың 2015 жылғы 1 қаңтардан бастап қолданысқа енгізілетін 1-тармағының сегізінші, тоғызыншы, он төртінші, он бесінші, жиырма үшінші, жиырма төртінші, отыз бесінші, алпыс алтыншы, алпыс жетінші, алпыс сегізінші, алпыс тоғызыншы, жетпісінші, жетпіс бірінші, жетпіс екінші, жүз он бірінші және жүз он екінші абзацтарын қоспағанда, қол қойылған күннен бастап қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Президенті
Н. Назарбаев

  Қазақстан Республикасы
Президентінің
2014 жылғы 14 қарашадағы
№ 954 Жарлығымен
БЕКІТІЛГЕН

Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Үкіметтік байланыс қызметі туралы
ЕРЕЖЕ

      Ескерту. Ереже жаңа редакцияда – ҚР Президентінің 17.05.2022 № 893 Жарлығымен.

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Үкіметтік байланыс қызметі (бұдан әрі – Қызмет) Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің (бұдан әрі – ҰҚК) мемлекеттік органдарында, ұйымдарында, Қазақстан Республикасының Қарулы Күштерінде, басқа да әскерлері мен әскери құралымдарында басшылықты және үкіметтік байланыспен қамтамасыз ету мен шифрлау жұмысын ұйымдастыруды жүзеге асыратын ведомствосы болып табылады, сондай-ақ Қазақстан Республикасында үкіметтік байланысты қамтамасыз ететін уәкілетті орган, Қазақстан Республикасы шифрлау қызметінің орталық органы болып табылады.

      2. Қызмет өз қызметін Қазақстан Республикасының Конституциясына және заңдарына, Қазақстан Республикасы Президентінің актілеріне және өзге де нормативтік құқықтық актілерге, сондай-ақ осы Ережеге сәйкес жүзеге асырады.

      3. Қызмет республикалық мемлекеттік мекеме ұйымдық-құқықтық нысанындағы заңды тұлға болып табылады, оның қазақ тіліндегі өз атауы бар мөрлері мен мөртаңбалары, белгіленген үлгідегі бланкілері, сондай-ақ Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес қазынашылық органдарында шоттары болады.

      4. Қызмет азаматтық-құқықтық қатынастарға өз атынан түседі.

      5. Қызметтің, егер оған Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес уәкілеттік берілген болса, мемлекеттің атынан азаматтық-құқықтық қатынастардың тарапы болуға құқығы бар.

      6. Қызмет өз құзыретінің мәселелері бойынша Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен Қызмет басшысының бұйрықтарымен және Қазақстан Республикасының заңнамасында көзделген басқа да актілермен рәсімделетін шешімдер қабылдайды.

      7. Қызметтің құрылымы мен штат санының лимиті Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес бекітіледі.

      8. Заңды тұлғаның орналасқан жері: Қазақстан Республикасы, 010000, Астана қаласы, Есіл ауданы, Сығанақ көшесі, 49.

      Ескерту. 8-тармақ жаңа редакцияда – ҚР Президентінің 09.11.2022 № 1068 Жарлығымен.

      9. Қызметтің толық атауы – "Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Үкіметтік байланыс қызметі" республикалық мемлекеттік мекемесі.

      10. Осы Ереже Қызметтің құрылтай құжаты болып табылады.

      11. Қызметтің қызметін қаржыландыру республикалық бюджеттен жүзеге асырылады.

      12. Қызметке кәсіпкерлік субъектілерімен Қызмет өкілеттіктерінің функциялары болып табылатын міндеттемелерді орындау тұрғысынан шарттық қатынастар жасауға тыйым салынады.

      Егер Қызметке Қазақстан Республикасының заңнамалық актілерімен кіріс әкелетін қызметті жүзеге асыру құқығы берілсе, онда мұндай қызметтен алынған кірістер мемлекеттік бюджетке жіберіледі.

2-тарау. Қызметтің мақсаттары, құқықтары мен міндеттері

      13. Міндеттері:

      1) Қазақстан Республикасының Президентін, Қазақстан Республикасының мемлекеттік органдарын, Қарулы Күштерін, басқа да әскерлері мен әскери құралымдарын бейбіт және соғыс уақытында үкіметтік байланыспен, сондай-ақ Қазақстан Республикасының ұлттық қауіпсіздік органдарын қорғалған байланыспен қамтамасыз ету;

      2) Қазақстан Республикасының уәкілетті мемлекеттік органдарында, әскери басқару, ұлттық қауіпсіздік және ішкі істер органдарында шифрлау жұмыстарын ұйымдастыру;

      3) үкіметтік байланыс желілерінің, республикалық қорғалған байланыс желілерінің және Қазақстан Республикасы ұлттық қауіпсіздік органдары қорғалған байланыс желілерінің ақпараттық қауіпсіздігін қамтамасыз ету;

      4) Қазақстан Республикасының заңдарында және Қазақстан Республикасы Президентінің актілерінде айқындалатын өзге де міндеттер болып табылады.

      14. Құқықтары мен міндеттері:

      1) өз құзыреті шегінде құқықтық актілер қабылдау;

      2) сотқа жүгіну;

      3) стационарлық объектілерді, телекоммуникация желілерін салуды ұйымдастыру, телкоммуникация құралдары мен шифрлау құралдарын орналастыру және пайдалану;

      4) Қазақстан Республикасы ұлттық қауіпсіздік органдарының үкіметтік және қорғалған байланыс желілерін құру және қайта құру;

      5) мемлекеттік органдар мен ұйымдарға өз құзыреті шеңберінде Қазақстан Республикасы қауіпсіздігінің қаупін іске асыруға ықпал ететін себептер мен жағдайларды жою туралы орындалуы міндетті ұсыныстар енгізу;

      6) үкіметтік және республикалық желілерінің қорғалған байланысты ұйымдастыру, қамтамасыз ету, оның жұмыс істеуі мен қауіпсіздігі бөлігінде нұсқаулар және (немесе) ұсынымдар жолдау;

      7) телекоммуникация құралдары мен шифрлау құралдары орналасқан, Қазақстан Республикасы ұлттық қауіпсіздік органдарының үкіметтік және қорғалған байланыс желілері өтетін ғимараттарға, объектілерге, үй-жайларға техникалық қызмет көрсету және жөндеу-қалпына келтіру жұмыстарын жүзеге асыру үшін кіруге рұқсат алу;

      8) мемлекеттік органдар мен ұйымдарға телекоммуникация құралдарын орналастыру үшін үй-жайлар бөлу қажеттілігі туралы талаптар қою;

      9) телекоммуникация арналарын, үй-жайларды жалға алу бойынша, баланста тұрған телекоммуникация желілеріне техникалық қызмет көрсету бойынша, Қазақстан Республикасы ұлттық қауіпсіздік органдарының үкіметтік және қорғалған байланыс желілерінің жұмыс істеуін қамтамасыз ету үшін телекоммуникация құралдары мен электрмен жабдықтау жабдықтарын жеткізуге шарттар жасасу;

      10) үй-жайлар мен телекоммуникация желілерін беру мәселелері бойынша мемлекеттік органдармен және ұйымдармен өзара іс-қимыл жасау;

      11) мемлекеттік органдардан, ұйымдардан, олардың лауазымды адамдарынан үкіметтік байланыс пен шифрлау жұмысы мәселелері бойынша қажетті ақпаратты, құжаттарды және өзге де материалдарды сұрату және алу;

      12) шифрлау жұмысы бойынша анықталған бұзушылықтар мен кемшіліктерді жоюды талап ету, шифрлау жұмысы бойынша анықталған бұзушылықтарды жою бойынша ұсынымдар әзірлеу, сондай-ақ нұсқаулар мен ұсынымдардың орындалуына тиісті тексерулер ұйымдастыру;

      13) мемлекеттік органдар мен ұйымдардың қызметкерлерін және (немесе) жұмыскерлерін тарта отырып, шифрлау жұмысында туындаған мәселелерді шешу үшін жұмыс топтарын құру;

      14) қорғалған байланыстың қауіпсіздігін қамтамасыз ету саласындағы Қазақстан Республикасы заңнамасының талаптарын бұзу фактісі бойынша шифрлау қызметі органдарында қызметтік тексерулер жүргізуге бастамашылық ету және қатысу;

      15) ол тұрған жерден тысқары жерлерде Қызмет функциясының бір бөлігін орындайтын және уәкілетті органда есептік тіркеуге жатпайтын оқшауланған құрылымдық бөлімшелерінің болуы;

      16) Қызметтің қызметкерлері мен жұмыскерлерін қызметтік іссапарға, оның ішінде Қазақстан Республикасынан тыс жерлерге іссапарға жіберу;

      17) Қазақстан Республикасы ұлттық қауіпсіздік органдарының үкіметтік байланысы мен құпияландырылған байланысын ұсыну сапасын арттыру;

      18) Қазақстан Республикасы ұлттық қауіпсіздік органдарының үкіметтік байланыс желілері мен арнайы мақсаттағы телекоммуникация желілерінің сенімділігін қамтамасыз ету;

      19) Қазақстан Республикасы ұлттық қауіпсіздік органдарының қорғалған байланысының мемлекетаралық, ведомствоаралық және ведомстволық желілерін қайта жарақтау қажеттілігі мен орындылығын айқындау, сондай-ақ тиісті ұсыныстар енгізу;

      20) жеке техникалық базада телекоммуникация құралдары мен шифрлау құралдарына қызмет қөрсету бойынша Қызметтің қызметкерлері мен жұмыскерлерін даярлауды, қайта даярлауды және біліктілігін арттыруды және Қазақстан Республикасы мен шет мемлекеттердің білім беру ұйымдарында тиісті курстар ұйымдастыруды жүзеге асыру;

      21) Қызметке кіретін бөлемшелердің іс-қимылын басқаруды, үйлестіруді және үйлесімділігін қамтамасыз етуді жүзеге асыру, оларға практикалық және әдістемелік көмек көрсету;

      22) Қазақстан Республикасы Әкімшілік рәсімдік-процестік кодексінде көзделген тәртiппен және мерзiмде жеке және заңды тұлғалардан өтiнiштер қабылдау және оларды қарау;

      23) құпия;

      24) құпия;

      25) құпия;

      26) құпия;

      27) құпия;

      28) құпия;

      29) құпия;

      30) құпия;

      31) құпия;

      32) құпия;

      33) құпия;

      34) құпия;

      35) құпия;

      36) құпия;

      37) құпия;

      38) құпия;

      39) Қазақстан Республикасының заңдарында және Қазақстан Республикасы Президентінің актілерінде көзделген өзге де өкілеттіктерді жүзеге асыру.

      15. Функциялары:

      1) Қазақстан Республикасында үкіметтік байланыс және Қазақстан Республикасының ұлттық қауіпсіздік органдарында қорғалған байланыс желілерінің бейбіт және соғыс уақытында жұмыс істеуін қамтамасыз ету;

      2) үкіметтік, қорғалған байланыс желілерінің және Қазақстан Республикасы ұлттық қауіпсіздік органдарының арнайы мақсаттағы телекоммуникация желілерінің бейбіт уақытта, жұмылдыру кезеңінде, соғыс жағдайында және соғыс уақытында жұмыс істеуін қамтамасыз ету;

      3) Қазақстан Республикасы ұлттық қауіпсіздік органдарының үкіметтік және қорғалған байланыс желілерінің жұмыс істеуі мен олардың қауіпсіздігін қамтамасыз ету мәселелері бойынша нормативтік құқықтық актілер, әдістемелік ұсынымдар әзірлеу;

      4) Қазақстан Республикасы ұлттық қауіпсіздік органдарының үкіметтік және қорғалған байланыс желілерінде телекоммуникация құралдары мен желілерін, шифрлау құралдарын техникалық пайдалануды жүзеге асыру;

      5) үкіметтік және қорғалған байланыс желілерінің одан әрі дамуы үшін перспективалық телекоммуникациялық технологияларды, телекоммуникация құралдары мен шифрлау құралдарын зерделеуді, енгізуді жүргізу;

      6) үкіметтік және қорғалған байланыс бойынша мемлекеттік органдармен, ұйымдармен және шет мемлекеттердің құзыретті ұйымдарымен белгіленген тәртіпте өзара іс-қимылды жүзеге асыру;

      7) құпия;

      8) құпия;

      9) құпия;

      10) құпия;

      11) құпия;

      12) құпия;

      13) құпия;

      14) алып тасталды – ҚР Президентінің 13.03.2024 № 495 (алғашқы ресми жарияланған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі) Жарлығымен;

      15) құпия;

      16) құпия;

      17) құпия;

      18) құпия;

      19) құпия;

      20) құпия;

      21) құпия;

      22) құпия;

      23) құпия;

      24) құпия;

      25) құпия;

      26) құпия;

      27) Қазақстан Республикасының заңдарында және Қазақстан Республикасы Президентінің актілерінде көзделген өзге де функцияларды жүзеге асыру.

      Ескерту. 15-тармаққа өзгеріс енгізілді – ҚР Президентінің 13.03.2024 № 495 (алғашқы ресми жарияланған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі) Жарлығымен.

3-тарау. Қызметтің қызметін ұйымдастыру кезіндегі оның басшысының мәртебесі мен өкілеттігі

      16. Қызметке басшылықты Қызмет директоры жүзеге асырады, оған Қызметке жүктелген міндеттердің орындалуы және оның өкілеттіктерін жүзеге асыру үшін дербес жауапкершілік жүкетеледі.

      17. Қызмет директоры Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес лауазымға тағайындалады және лауазымнан босатылады.

      18. Қызмет директорының Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес лауазымға тағайындалатын және лауазымнан босатылатын орынбасарлары болады.

      19. Қызмет директорының өкілеттігі:

      1) Қызметтің жұмысын ұйымдастырады;

      2) белгіленген тәртіпте Қызметтің қызметкерлері мен жұмыскерлерінің орындауы үшін міндетті бұйрықтар (өкімдер) шығарады және нұсқаулар береді;

      3) адам мен азаматтың құқықтарын, бостандықтарын қозғайтын актілерді қоспағанда, құқықтық актілерді бекітеді;

      4) Қазақстан Республикасының мемлекеттік органдарымен, сондай-ақ шет мемлекеттер арнаулы және құқық қорғау қызметтерімен, үкіметтік және арнайы байланыс органдарымен және халықаралық ұйымдармен өзара қарым-қатынаста Қызметтің атынан өкілдік етеді;

      5) өз орынбасарларына, Қызметтің басшылары мен лауазымды адамдарына өкілеттік береді;

      6) өз құзыреті шегінде Қызметтің қызметкерлері мен жұмыскерлерін лауазымдарға тағайындайды және лауазымдардан босатады;

      7) Қызметтің қызметкерлері мен жұмыскерлерін тәртіптік тұрғыдан көтермелейді және жаза қолданады;

      8) Қызметтің қызметкерлері мен жұмыскерлеріне белгіленген тәртіппен материалдық көмек көрсетеді;

      9) Қызметтің қызметкерлеріне өз құзыреті шегінде арнаулы атақтар береді;

      10) ҰҚК Төрағасына Қызметтің бөлімшелерін құру, тарату, орындарын ауыстыру және қайта құру, сондай-ақ оның құрылымы мен штаттары бойынша ұсыныстар енгізеді;

      11) ҰҚК Төрағасы айқындаған өкілеттіктер шегінде Қызмет қызметкерлерінің қызмет өткеруіне, сондай-ақ жұмыскерлерінің еңбек қатынастарына байланысты мәселелерді шешеді;

      12) белгіленген тәртіппен "лейтенант" және "полковник" арнаулы атағын беруге, Қызметтің қызметкерлері мен жұмыскерлерін ведомстволық наградалармен наградтауға кандидатуралар бойынша ұсыныстар енгізеді;

      13) Қызметтің қызметтік, материалдық-техникалық, әкімшілік және өзге де іс-қимылдарын тексеруді ұйымдастырады;

      14) ережелерін ҰҚК Төрағасы бекітетін Қызметтің орталықтарын қоспағанда, оның құрылымдық бөлімшелері туралы ережелерді бекітеді;

      15) құпия;

      16) Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес өзге де өкілеттіктерді жүзеге асырады.

      Қызмет директоры болмаған кезеңде оның өкілеттіктерін атқаруды Қазақстан Республикасының қолданыстағы заңнамасына сәйкес оны алмастыратын адам жүзеге асырады.

      20. Қызмет директоры өз орынбасарларының, сондай-ақ өзге адамдардың өкілеттіктерін Қазақстан Республикасының қолданыстағы заңнамасына сәйкес айқындайды.

4-тарау. Қызметтің мүлкі

      21. Қызмет Қазақстан Республикасының заңнамасында көзделген жағдайларда жедел басқару құқығында оқшауланған мүлікке ие болуы мүмкін.

      Қызметтің мүлкі оған меншік иесі берген мүліктің, сондай-ақ өз қызметінің нәтижесінде және Қазақстан Республикасының заңнамасында тыйым салынбаған өзге де көздерден алынған мүліктің есебінен (ақшалай кірістерді қоса алғанда) қалыптастырылады.

      22. Қызметке бекітілген мүлік республикалық меншікке жатады.

      23. Егер Қазақстан Республикасының заңнамасында өзгеше белгіленбесе, Қызмет өзіне бекітілген мүлікті және қаржыландыру жоспары бойынша оған бөлінген қаражат есебінен сатып алынған мүлікті өз бетімен иеліктен шығаруға немесе өзге тәсілмен билік етуге құқылы емес.

5-тарау. Қызметті қайта ұйымдастыру және тарату

      24. Қызметті қайта ұйымдастыру және тарату Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес жүзеге асырылады.

      Ескертпе: Қызмет осы Ереженің 14-тармағының 13), 16), 20), 24) және 29) тармақшаларын, 19-тармағының 2), 7), 8), 9) 10) және 13) тармақшаларын ҰҚК Төрағасы басқа әскерлер мен әскери құралымдарға жатқызған Қызметтің әскери қызметшілеріне қатысты да қолданады.

  Қазақстан Республикасы
Президентінің
2014 жылғы 14 қарашадағы
№ 954 Жарлығымен
БЕКІТІЛГЕН

Қазақстан Республикасы Президентінің кейбір жарлықтарына енгізілетін
ӨЗГЕРІСТЕР МЕН ТОЛЫҚТЫРУЛАР

      1. "Қазақстан Республикасының Ұлттық қауіпсіздік комитеті туралы ережені бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Президентінің 1996 жылғы 1 сәуірдегі № 2922 Жарлығына:

      жоғарыда аталған Жарлықпен бекітілген Қазақстан Республикасының Ұлттық қауіпсіздік комитеті туралы ережеде:

      1-тармақтың екінші бөлігі мынадай редакцияда жазылсын:

      "Ұлттық қауіпсіздік комитеті өз өкілеттігі шегінде Қазақстан Республикасы ұлттық қауіпсіздік органдарының (бұдан әрі - ұлттық қауіпсіздік органдары) бірыңғай жүйесіне, барлау, қарсы барлау, жедел-іздестіру қызметіне, Қазақстан Республикасының Мемлекеттік шекарасын (бұдан әрі - Мемлекеттік шекара) күзетуге, Үкіметтік байланыс қызметінің міндеттерін іске асыруға басшылықты, сондай-ақ оның құзыретіне жатқызылған қызмет салаларындағы ведомствоаралық үйлестіруді жүзеге асырады.";

      1-1-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "1-1. Ұлттық қауіпсіздік комитетінің ведомстволық бағынысты ұйымдары, аумақтық және өзге де органдары, сондай-ақ мынадай: Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Шекара қызметі (құпия), Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Үкіметтік байланыс қызметі (құпия) ведомстволары бар.";

      11-тармақта:

      5) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:

      "5) заңнамамен ұлттық қауіпсіздік органдарының қарауына жатқызылған қылмыстық құқық бұзушылықтарды анықтау, жолын кесу, ашу және тергеу;";

      мынадай мазмұндағы 8-2), 8-3), 8-4), 8-5) және 8-6) тармақшалармен толықтырылсын:

      "8-2) жедел-іздестіру қызметі субъектілерінің тапсырмалары бойынша арнайы жедел-іздестіру іс-шараларын ұйымдастыру мен өткізу;

      8-3) жедел-іздестіру қызметі субъектілерінің тапсырмалары бойынша арнайы жедел-іздестіру іс-шараларын өткізуді қамтамасыз ету үшін жағдайлар жасау;

      8-4) ұлттық қауіпсіздік органдарын басқару, олардың қызметін ұйымдастыруға бірыңғай тәсілдерді қалыптастыру және іске асыру;

      8-5) заңнамада белгіленген тәртіппен жасырын тергеу іс-қимылдарын ұйымдастыру және жүргізу;

      8-6) жасырын тергеу іс-қимылдарын жүргізуді қамтамасыз ету үшін жағдайлар жасау;";

      12-тармақта:

      16) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:

      "16) заңнамамен белгіленген тәртіпте жедел-іздестіру және қарсы барлау (оның ішінде радиоқарсыбарлау) қызметін, сотқа дейінгі тергеп-тексеруді ұйымдастырады және тікелей жүзеге асырады;";

      53) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:

      "53) ұлттық қауіпсіздік органдарының психофизиологиялық зерттеулерді жүргізу тәртібін, ұлттық қауіпсіздік органдарында қызмет етуі адамдардың денсаулығы жағдайының сәйкес келуіне қойылатын талаптарды айқындайды;";

      мынадай мазмұндағы 53-1) тармақшамен толықтырылсын:

      "53-1) ұлттық қауіпсіздік органдарында полиграфологиялық зерттеулердің жүргізілу тәртібін айқындайды;";

      55) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:

      "55) ұлттық қауіпсіздік органдарының уақытша ұстау изоляторларында, тергеу изоляторларында, абақтыларында ұсталғандарды, қылмыстық құқық бұзушылықтар жасауға күдіктілерді, айыпталушыларды заңнамаға сәйкес қамауда ұстауды ұйымдастырады және қамтамасыз етеді, олардың жұмыс істеу және оларда жедел-іздестіру қызметін жүзеге асыру тәртібін, сондай-ақ ұлттық қауіпсіздік органдарының тергеу изоляторларындағы адамдарды күзету мен қадағалау тәртібін белгілейді;";

      мынадай мазмұндағы 64-1), 64-2), 64-3), 64-4), 64-5), 64-6), 64-7), 64-8), 64-9), 64-10), 64-11), 64-12), 64-13), 64-14), 64-15), 64-16), 64-17) және 64-18) тармақшалармен толықтырылсын:

      "64-1) (құпия);

      64-2) (құпия);

      64-3) (құпия);

      64-4) (құпия);

      64-5) (құпия);

      64-6) (құпия);

      64-7) (құпия);

      64-8) (құпия);

      64-9) (құпия);

      64-10) (құпия);

      64-11) ұлттық қауіпсіздік органдары өткізетін жедел-іздестіру іс-шаралары мен тергеу іс-қимылдарын техникалық қамтамасыз етуді ұйымдастырады;

      64-12) Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес қызмет түрлерін лицензиялауды және лицензиаттардың лицензиялық талаптарды сақтауы бойынша олардың қызметін бақылауды жүзеге асырады;

      64-13) Мемлекеттік қызмет көрсету тізілімімен айқындалған құзыретіне сәйкес мемлекеттік қызметтер көрсетеді;

      64-14) ұлттық қауіпсіздік органдары бөлімшелерінің және өзге де сыртқы барлау субъектілері мен арнаулы мемлекеттік органдардың тапсырмалары бойынша басқа мемлекеттік органдардың, сондай-ақ ұйымдардың (жедел бүркеме құжаттарын) құжаттарын дайындауды және (немесе) ресімдеуді белгіленген тәртіппен ұйымдастырады;

      64-15) радиоэлектрондық және радиотехникалық барлауды Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Төрағасы айқындайтын тәртіппен жүзеге асырады;

      64-16) мемлекеттік органдар мен ұйымдарда құпиялық режимін қамтамасыз ету бойынша жұмысты үйлестіреді және бақылайды;

      64-17) мемлекеттік құпияларды қорғау бойынша нормативтік және әдістемелік актілерді әзірлеу мен орындау мақсатында мемлекеттік құпияларды қорғау органдарының қызметін үйлестіреді және бақылайды;

      64-18) мемлекеттік құпияларды қорғау бойынша Қазақстан Республикасының аумағында құқықтық, әкімшілік, экономикалық, техникалық, бағдарламалық және криптографиялық шаралар жүйесінің орындалуын бақылайды;";

      12-2-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "12-2. Ұлттық қауіпсіздік комитеті Үкіметтік байланыс қызметінің функциялары:

      "1) (құпия);

      2) (құпия);

      3) (құпия);

      4) (құпия);

      5) (құпия);

      6) (құпия);

      7) (құпия);

      8) (құпия);

      9) (құпия);

      10) (құпия);

      11) (құпия);

      12) (құпия);

      13) (құпия);

      14) (құпия);

      15) (құпия).";

      12-3-тармақ мынадай мазмұндағы 11-1) тармақшамен толықтырылсын:

      "11-1) жұмысы Қазақстан Республикасының қауіпсіздігіне қатер төндіретін радиоэлектрондық құралдармен берілетін радиосәулелерді анықтауға;";

      13-тармақта:

      1), 5), 7), 9), 11) және 14) тармақшалар мынадай редакцияда жазылсын:

      "1) тергеп-тексерілуі заңнамамен ұлттық қауіпсіздік органдарының қарауына жатқызылған қылмыстық құқық бұзушылықтарды анықтау, алдын алу, жолын кесу және ашу мақсатында жалпы және арнайы жедел-іздестіру және қарсы барлау іс-шараларын, сараптамалық-криминалистикалық, психологиялық-социологиялық және полиграфологиялық зерттеулер жүргізуге;";

      "5) заңнамамен ұлттық қауіпсіздік органдарының қарауына жатқызылған қылмыстық құқық бұзушылықтарды анықтау, жолын кесу, ашу және тергеп-тексеру кезінде қылмыстық іс жүргізу заңнамамен көзделген шектерде басқа органдарға орындалуы міндетті тапсырмалар беруге;";

      "7) заңнамаға сәйкес қылмыстық құқық бұзушылықтар жасады деген негізді күдік туғызған кезде азаматтардан олардың жеке басын куәландыратын құжаттарын тексеруге құқылы. Қылмыстық құқық бұзушылықтар жасауға күдік туғызған адамдарды ұстауға, құжаттарды тексеруді, ұсталғандарды және олардың көлік құралдарын жеке тексеріп қарауды, сондай-ақ олардың өздерімен болған заттары мен құжаттарын алып қоюды жүзеге асыруға;";

      "9) қылмыстық құқық бұзушылықтардың алдын алу, қылмыстық құқық бұзушылық жасаған немесе қылмыстық құқық бұзушылық жасады деп күдік туғызған адамдарды қудалау мен ұстау, ұсталғандарды оларды ұстау орындарына жеткізу, сондай-ақ оқиға болған жерге бару және жедел медициналық көмекті қажет ететін азаматтарды емдеу мекемелеріне жеткізу үшін Қарулы Күштерге, басқа да әскерлер мен әскери құралымдарға тиесілі байланыс құралдарын, көлік құралдарын пайдалануға құқылы. Ұлттық қауіпсіздік комитетінің органдары олардың байланыс құралдары мен көлік құралдары иелерінің талаптары бойынша осының салдарынан келтірілген нақты залалды Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен өтейді;";

      "11) Қазақстан Республикасының қауіпсіздігіне төнген қатерді іске асыруға, тергеп-тексерілуі Қазақстан Республикасының заңнамасымен ұлттық қауіпсіздік органдарының қарауына жатқызылған қылмыстық құқық бұзушылықтардың жасалуына ықпал ететін себептер мен жағдайларды жою туралы орындалуы міндетті ұсыныстарды мемлекеттік органдар мен ұйымдарға енгізуге;";

      "14) Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен жолын кесу шарасы ретінде қамауға алу таңдалған немесе ұлттық қауіпсіздік органдары қылмыстық құқық бұзушылықтар жасады деген күдікпен ұстаған адамдарға қатысты оларды ұстау үшін уақытша ұстау изоляторы және тергеу изоляторлары бар болуға құқылы. Жекелеген жағдайларда, олар ұлттық қауіпсіздік органдарының келісімімен, - құқық қорғау органдары, соттар ұстаған және қамауға алынған адамдарды, сондай-ақ сотталғандарды ұстау үшін пайдаланады;";

      19-1) тармақша алып тасталсын;

      29) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:

      "29) ұлттық қауіпсіздік органдары қызметкерлері мен әскери қызметшілерінің жеке басын, олардың бөлімшелерінің, үй-жайлары мен көлік құралдарының ведомстволық тиесілілігін немесе құпия негізде ұлттық қауіпсіздік органдарына жәрдем көрсететін азаматтардың жеке басын шифрлау мақсатында пайдалану, әзірлеу және (немесе) ресімдеу тәртібін Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Төрағасы айқындайтын басқа да мемлекеттік органдардың, сондай-ақ ұйымдардың құжаттарын пайдалануға, әзірлеуге және (немесе) ресімдеуге құқылы.

      Ұлттық қауіпсіздік органдары осы тармақшада көзделген мақсаттарда мемлекеттік органдарда тіркеуді талап ететін мемлекеттік органдардың құжаттарын, оның ішінде олар беретін құжаттарды пайдалану қажет болған жағдайда Ұлттық қауіпсіздік комитетінің өтінімі бойынша тиісті мемлекеттік органдар өтеусіз негізде ұлттық қауіпсіздік органдары үшін бірлескен оларды нормативтік құқықтық актілерде айқындалған тәртіппен құжаттарды әзірлейді және (немесе) ресімдейді;";

      мынадай мазмұндағы 29-1) және 29-2) тармақшалармен толықтырылсын:

      "29-1) сыртқы барлау және арнаулы мемлекеттік органдардың өзге де субъектілері қызметкерлерінің және әскери қызметшілерінің жеке басын, олардың бөлімшелерінің, үй-жайлары мен көлік құралдарының ведомстволық тиесілілігін, сондай-ақ құпия көмекшілердің жеке басын шифрлау мақсатында жасау және (немесе) ресімдеу тәртібі бірлескен нормативтік құқықтық актілермен айқындалатын басқа да мемлекеттік органдардың, сондай-ақ ұйымдардың құжаттарын сыртқы барлаудың және арнаулы мемлекеттік органдардың өзге де субъектілері үшін әзірлеуге және (немесе) ресімдеуге құқылы.

      Сыртқы барлаудың өзге де субъектілері мен арнаулы мемлекеттік органдар осы тармақшада көзделген мақсаттарда мемлекеттік органдарда тіркеуді талап ететін құжаттарды, оның ішінде оларға берілетін құжаттарды пайдалану қажет болған жағдайда Ұлттық қауіпсіздік комитетінің өтінімі бойынша тиісті мемлекеттік органдар өтеусіз негізде оларды бірлескен нормативтік құқықтық актілерде айқындалған тәртіппен әзірлейді және (немесе) ресімдейді;

      29-2) басқа мемлекеттік органдар мен ұйымдарға ұлттық қауіпсіздік органдарына құжаттар мен қызметтік куәліктердің бланкілерін, оларды толтыру үлгілерін беру туралы орындалуы міндетті сұрауларды жіберуге;";

      мынадай мазмұндағы 31-1), 31-2), 31-3), 31-4) және 31-5) тармақшалармен толықтырылсын:

      "31-1) жедел-техникалық іс-шараларды жүргізуге арналған арнайы техникалық құралдарға және тауарларды ақпаратты криптографиялық қорғау құралдарына жатқызу тұрғысынан техникалық зерттеулер жүргізуге, олар бойынша тиісті қорытындылар беруге;

      31-2) арнайы техникалық құралдарды және ақпаратты криптографиялық қорғау құралдарын әкелуге немесе әкетуге қорытындылар (рұқсат беретін құжаттар) беру, криптографиялық функциялары бар тауарлардың сипаттамалары туралы нотификацияларды тіркеу, олар бойынша тиісті рұқсаттарды беру және нотификациялар тіркеу туралы жеке және заңды тұлғалардың өтініштерін қарауға;

      31-3) ақпаратты криптографиялық қорғау құралдарының және жедел іздестіру іс-шараларын жүргізуге арналған арнайы техникалық құралдардың импортына және экспортына лицензияларды келісуді жүзеге асыруға;

      31-4) (құпия);

      31-5) (құпия);";

      16-тармақта:

      8) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:

      "8) халықаралық сипаттағы қылмыстық құқық бұзушылықтармен күрестің тиімділігін арттыру, сондай-ақ Қазақстан Республикасының халықаралық шарттарымен айқындалған мәселелер бойынша өзара іс-қимылды ұйымдастыру мақсатында өзге мемлекеттердің арнаулы қызметтерімен немесе құқық қорғау органдарымен, сондай-ақ Қазақстан Республикасының Сыртқы істер министрлігімен келісім бойынша Қазақстан Республикасының шетелдегі мекемелеріне Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің ресми өкілдерін жібереді;";

      76) және 86) тармақшалар алып тасталсын;

      92) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:

      "92) (құпия);";

      мынадай мазмұндағы 92-1) тармақшамен толықтырылсын:

      "92-1) (құпия);";

      116) тармақша алып тасталсын;

      117) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:

      "117) (құпия);";

      118) тармақша алып тасталсын;

      122) және 123) тармақшалар мынадай редакцияда жазылсын:

      "122) (құпия);

      123) (құпия);";

      124-4) тармақша алып тасталсын;

      124-8) және 124-9) тармақшалар мынадай редакцияда жазылсын:

      "124-8) (құпия);

      124-9) (құпия);";

      мынадай мазмұндағы 124-10), 124-11), 124-12), 124-13), 124-14) және 124-15) тармақшалармен толықтырылсын:

      "124-10) (құпия);

      124-11) (құпия);

      124-12) (құпия);

      124-13) (құпия);

      124-14) (құпия);

      124-15) (құпия);";

      125-23) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:

      "125-23) Бейбіт уақытта және соғыс уақытында ұлттық қауіпсіздік органдарының құжаттық шифрланған, құпияландырылған және кодталған байланысының ведомстволық желілерін пайдалану жөніндегі нұсқаулықты бекітеді;";

      мынадай мазмұндағы 125-28) тармақшамен толықтырылсын:

      "125-28) Қазақстан Республикасының ұлттық қауіпсіздік органдарында әкімшілік құқық бұзушылықтар туралы іс жүргізу жөніндегі нұсқаулықты бекітеді;";

      19-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "19. Бағдарламалық құралдармен, арнайы және өзге де техникалық құралдармен жарақтандыру саласында ұлттық қауіпсіздік органдары қызметін бірыңғай саясатын тұжырымдау үшін консультативтік-кеңесші орган - Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Техникалық кеңесі құрылады. Техникалық кеңес қызметінің құрамы мен тәртібі Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Төрағасы бекітетін Ережемен регламенттеледі.";

      мынадай мазмұндағы 19-1-тармақпен толықтырылсын:

      "19-1. Ұлттық қауіпсіздік комитетінде арнайы мемлекеттік мұрағат құрылады, оның қызмет тәртібін Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Төрағасы айқындайды.";

      "Ұлттық қауіпсіздік комитетінің және оның ведомстволарының қарамағындағы аумақтық органдардың тізбесі" деген бөлімнің "Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Арнаулы ақпарат қызметі" деген кіші бөлімі алып тасталсын;

      "Ұлттық қауіпсіздік комитетінің және оның ведомстволарының қарамағындағы мемлекеттік мекемелердің тізбесі" деген бөлімнің "Ұлттық қауіпсіздік комитеті" деген кіші бөлімі мынадай мазмұндағы реттік нөмірі 14-жолмен толықтырылсын:

      "14. Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Арнайы техникалық әзірлемелер орталығы (құпия).".

      2. "Қазақстан Республикасының Ұлттық қауіпсіздік комитеті Шекара қызметінің мәселелері" туралы Қазақстан Республикасы Президентінің 1999 жылғы 10 желтоқсандағы № 282 Жарлығына (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 1999 ж., № 54, 533-құжат; 2006 ж., № 1, 2-құжат; 2011 ж., № 60, 849-құжат):

      жоғарыда аталған Жарлықпен бекітілген Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Шекара қызметі туралы ережеде:

      18-тармақ мынадай мазмұндағы 1-1) тармақшамен толықтырылсын:

      "1-1) Ұлттық қауіпсіздік комитеті Төрағасының нормативтік құқықтық актілерінде оларды бекіту бойынша тікелей құзыреті болған кезде адам мен азаматтың құқықтары мен бостандықтарын қозғамайтын актілерден басқа нормативтік құқықтық актілерді бекітуге;".

      3. Күші жойылды - ҚР Президентінің 05.05.2017 № 470 Жарлығымен.

      4. Құпия.

      5. Күші жойылды – ҚР Президентінің 31.07.2023 № 290 Жарлығымен.

      6. "Қазақстан Республикасының әскери қызметшілері, арнаулы мемлекеттік органдары, құқық қорғау органдары, мемлекеттік фельдъегерлік қызметі мен прокуратура органдарының қызметкерлері лауазымдарының санаттары бойынша тізілімдерін бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Президентінің 2004 жылғы 17 қаңтардағы № 1283 Жарлығына (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2004 ж., № 19, 234-құжат; 2005 ж., № 27, 329-құжат; № 30, 380-құжат; 2006 ж., № 38, 420-құжат; № 39, 429-құжат; 2008 ж., № 14, 123-құжат; 2010 ж., № 51, 466-құжат; 2011 ж., № 37, 438-құжат; № 53, 742-құжат; 2012 ж., № 35, 457-құжат; № 58, 793-құжат): 10, 11 және 15-1 қосымшалар ("Қызмет бабында пайдалану үшін" деген белгісі бар).

      7. Күші жойылды - ҚР Президентінің 05.05.2018 № 681 Жарлығымен.

      8. Құпия.

О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов национальной безопасности Республики Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2014 года № 954.

      В соответствии со статьей 17-1 Конституционного закона Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года "О Президенте Республики Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Реорганизовать государственное учреждение "Специальная информационная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан":

      1) путем его разделения на государственные учреждения:

      "Служба правительственной связи Комитета национальной безопасности Республики Казахстан" - ведомство Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;

      "Центр специальных технических разработок Комитета национальной безопасности Республики Казахстан" - подведомственное Комитету национальной безопасности Республики Казахстан государственное учреждение;

      2) с передачей его функций и полномочий в сфере организации специальных оперативно-розыскных мероприятий по заданиям субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также радиоэлектронной и радиотехнической разведки Комитету национальной безопасности Республики Казахстан.

      2. Утвердить прилагаемые:

      1) Положение о Службе правительственной связи Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;

      2) изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые указы Президента Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 05.07.2022 № 955.

      3. Установить, что финансирование указанных государственных учреждений осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год Комитету национальной безопасности Республики Казахстан.

      4. Ликвидировать территориальные органы, находящиеся в ведении Специальной информационной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, согласно приложению к настоящему Указу (секретно).

      5. Комитету национальной безопасности Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить принятие мер, вытекающих из настоящего Указа.

      6. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания, за исключением абзацев восьмого, девятого, четырнадцатого, пятнадцатого, двадцать третьего, двадцать четвертого, тридцать пятого, шестьдесят шестого, шестьдесят седьмого, шестьдесят восьмого, шестьдесят девятого, семидесятого, семьдесят первого, семьдесят второго, сто одиннадцатого и сто двенадцатого пункта 1 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые указы Президента Республики Казахстан, которые вводятся в действие с 1 января 2015 года.

     
      Президент
Республики Казахстан
Н. Назарбаев

  УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Республики Казахстан
от 14 ноября 2014 года
№ 954

ПОЛОЖЕНИЕ
о Службе правительственной связи Комитета национальной безопасности Республики Казахстан

      Сноска. Положение - в редакции Указа Президента РК от 17.05.2022 № 893.

Глава 1. Общие положения

      1. Служба правительственной связи Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее – Служба) является ведомством Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее – КНБ), осуществляющим руководство и обеспечение правительственной связью, организацию шифровальной работы в государственных органах, организациях, Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях, а также является уполномоченным органом, обеспечивающим правительственную связь в Республике Казахстан, центральным органом шифровальной службы Республики Казахстан.

      2. Служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и иными нормативными правовым актами, а также настоящим Положением.

      3. Служба является юридическим лицом в организационно-правовой форме республиканского государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на казахском языке, бланки установленного образца, счета в органах казначейства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      4. Служба вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.

      5. Служба имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если она уполномочена на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      6. Служба по вопросам своей компетенции в установленном законодательством Республики Казахстан порядке принимает решения, оформляемые приказами руководителя Службы и другими актами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.

      7. Структура и лимит штатной численности Службы утверждаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      8. Местонахождение юридического лица: Республика Казахстан, 010000, город Астана, район "Есиль", улица Сығанақ, 49.

      Сноска. Пункт 8 – в редакции Указа Президента РК от 09.11.2022 № 1068 (вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию).

      9. Полное наименование Службы – республиканское государственное учреждение "Служба правительственной связи Комитета национальной безопасности Республики Казахстан".

      10. Настоящее Положение является учредительным документом Службы.

      11. Финансирование деятельности Службы осуществляется из республиканского бюджета.

      12. Службе запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся полномочиями Службы.

      Если Службе законодательными актами Республики Казахстан предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в государственный бюджет.

Глава 2. Задачи, права и обязанности Службы

      13. Задачи:

      1) обеспечение Президента Республики Казахстан, государственных органов, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований правительственной связью в мирное и военное время, а также органов национальной безопасности Республики Казахстан защищенной связью;

      2) организация шифровальной работы в уполномоченных государственных органах, органах военного управления, национальной безопасности и внутренних дел Республики Казахстан;

      3) обеспечение информационной безопасности сетей правительственной связи, республиканских сетей защищҰнной связи и сетей защищҰнной связи органов национальной безопасности Республики Казахстан;

      4) иные задачи, определяемые законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      14. Права и обязанности:

      1) принимать правовые акты в пределах своей компетенции;

      2) обращаться в суд;

      3) организовывать строительство стационарных объектов, линий телекоммуникаций, размещать и использовать средства телекоммуникаций и шифровальные средства;

      4) создавать и преобразовывать сети правительственной и защищҰнной связи органов национальной безопасности Республики Казахстан;

      5) вносить в государственные органы и организации обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Республики Казахстан, в рамках своей компетенции;

      6) направлять указания и (или) рекомендации в части организации, обеспечения, функционирования и безопасности правительственной и республиканских сетей защищҰнной связи;

      7) иметь доступ в здания, объекты, помещения, в которых размещены средства телекоммуникаций и шифровальные средства, проходят линии правительственной и защищҰнной связи органов национальной безопасности Республики Казахстан, для осуществления их технического обслуживания и проведения ремонтно-восстановительных работ;

      8) обращаться в государственные органы и организации с требованиями о необходимости выделения помещений для установки средств телекоммуникаций;

      9) заключать договоры по аренде каналов телекоммуникаций, помещений, по техническому обслуживанию находящихся на балансе линий телекоммуникаций, на поставку средств телекоммуникаций и оборудования электроснабжения для обеспечения функционирования сетей правительственной и защищҰнной связи органов национальной безопасности Республики Казахстан;

      10) взаимодействовать с государственными органами и организациями по вопросам предоставления помещений и линий телекоммуникаций;

      11) запрашивать и получать от государственных органов, организаций, их должностных лиц необходимую информацию, документы и иные материалы по вопросам правительственной связи и шифровальной работы;

      12) требовать устранения выявленных нарушений и недостатков по шифровальной работе, разрабатывать рекомендации по устранению выявленных нарушений по шифровальной работе, а также организовывать соответствующие проверки исполнения указаний и рекомендаций;

      13) создавать рабочие группы для решения возникающих вопросов шифровальной работы с привлечением сотрудников и (или) работников государственных органов и организаций;

      14) инициировать и участвовать в проведении служебных расследований в органах шифровальной службы по фактам нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере обеспечения безопасности защищҰнной связи;

      15) иметь вне места ее нахождения иные обособленные структурные подразделения, выполняющие часть функций Службы и не подлежащие учетной регистрации в уполномоченном органе;

      16) направлять в служебные командировки сотрудников и работников Службы, в том числе за пределы Республики Казахстан;

      17) повышать качество предоставления правительственной связи и засекреченной связи органов национальной безопасности Республики Казахстан;

      18) обеспечивать надежность сетей правительственной связи и сетей телекоммуникаций специального назначения органов национальной безопасности Республики Казахстан;

      19) определять необходимость и целесообразность перевооружения межгосударственных, межведомственных и ведомственных сетей защищҰнной связи органов национальной безопасности Республики Казахстан, а также вносить соответствующие предложения;

      20) осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников и работников Службы по обслуживанию средств телекоммуникаций и шифровальных средств на собственной технической базе и организовывать соответствующие курсы в организациях образования Республики Казахстан и иностранных государств;

      21) осуществлять руководство, координацию и обеспечивать согласованность действий подразделений, входящих в Службу, оказывать им практическую и методическую помощь;

      22) принимать и рассматривать обращения физических и юридических лиц в порядке и сроки, предусмотренные Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

      23) секретно;

      24) секретно;

      25) секретно;

      26) секретно;

      27) секретно;

      28) секретно;

      29) секретно;

      30) секретно;

      31) секретно;

      32) секретно;

      33) секретно;

      34) секретно;

      35) секретно;

      36) секретно;

      37) секретно;

      38) секретно;

      39) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      15. Функции:

      1) обеспечение функционирования сетей правительственной связи в Республике Казахстан и защищҰнной связи в органах национальной безопасности Республики Казахстан в мирное и военное время;

      2) обеспечение функционирования сетей правительственной, защищенной связи и сетей телекоммуникаций специального назначения органов национальной безопасности Республики Казахстан в мирное время, в период мобилизации, военного положения и в военное время;

      3) разработка нормативных правовых актов, методических рекомендаций по вопросам функционирования и обеспечения безопасности сетей правительственной и защищҰнной связи органов национальной безопасности Республики Казахстан;

      4) осуществление технической эксплуатации средств и линий телекоммуникаций, шифровальных средств на сетях правительственной и защищҰнной связи органов национальной безопасности Республики Казахстан;

      5) проведение изучения, внедрения перспективных телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций и шифровальных средств для дальнейшего развития сетей правительственной и защищҰнной связи;

      6) осуществление в установленном порядке взаимодействия с государственными органами, организациями и компетентными организациями иностранных государств по правительственной и защищҰнной связи;

      7) секретно;

      8) секретно;

      9) секретно;

      10) секретно;

      11) секретно;

      12) секретно;

      13) секретно;

      14) исключен Указом Президента РК от 13.03.2024 № 495 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      15) секретно;

      16) секретно;

      17) секретно;

      18) секретно;

      19) секретно;

      20) секретно;

      21) секретно;

      22) секретно;

      23) секретно;

      24) секретно;

      25) секретно;

      26) секретно;

      27) осуществление иных функций, предусмотренных законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 15 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 13.03.2024 № 495 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Глава 3. Статус и полномочия руководителя Службы при организации его деятельности

      16. Руководство Службы осуществляется директором Службы, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и осуществление ей своих полномочий.

      17. Директор Службы назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      18. Директор Службы имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      19. Полномочия директора Службы:

      1) организует работу Службы;

      2) в установленном порядке издает приказы (распоряжения) и дает указания, обязательные для исполнения сотрудниками и работниками Службы;

      3) утверждает правовые акты, за исключением актов, затрагивающих права, свободы человека и гражданина;

      4) представляет Службу во взаимоотношениях с государственными органами Республики Казахстан, а также специальными и правоохранительными службами, органами правительственной и специальной связи иностранных государств и международными организациями;

      5) делегирует полномочия своим заместителям, руководителям и должностным лицам Службы;

      6) назначает на должности и освобождает от должностей сотрудников и работников Службы в пределах своей компетенции;

      7) поощряет и наказывает в дисциплинарном порядке сотрудников и работников Службы;

      8) оказывает в установленном порядке материальную помощь сотрудникам и работникам Службы;

      9) присваивает специальные звания сотрудникам Службы в пределах своей компетенции;

      10) вносит предложения Председателю КНБ по созданию, ликвидации, передислокации и преобразованию подразделений Службы, а также по ее структуре и штатам;

      11) в пределах полномочий, определенных Председателем КНБ, решает вопросы, связанные с прохождением службы, а также трудовыми отношениями работников Службы;

      12) вносит Председателю КНБ предложения по кандидатурам на присвоение специальных званий "лейтенант" и "полковник" в установленном порядке, награждению сотрудников и работников Службы ведомственными наградами;

      13) организовывает проверки служебной, материально-технической, административной и иной деятельности Службы;

      14) утверждает положения о структурных подразделениях Службы, за исключением ее центров, положения о которых утверждает Председатель КНБ;

      15) секретно;

      16) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Исполнение полномочий директора Службы в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

      20. Директор Службы определяет полномочия своих заместителей, а также иных лиц в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Глава 4. Имущество Службы

      21. Служба может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      Имущество Службы формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      22. Имущество, закрепленное за Службой, относится к республиканской собственности.

      23. Служба не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ей по плану финансирования, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

Глава 5. Реорганизация и упразднение Службы

      24. Реорганизация и упразднение Службы осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Примечание: подпункты 13), 16), 20), 24) и 29) пункта 14, подпункты 2), 7), 8), 9), 10) и 13) пункта 19 настоящего Положения применяются Службой также в отношении военнослужащих подразделений Службы, которые отнесены Председателем КНБ к другим войскам и воинским формированиям.


  УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Республики Казахстан
от 14 ноября 2014 года № 954

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
которые вносятся в некоторые указы
Президента Республики Казахстан

      1. В Указ Президента Республики Казахстан от 1 апреля 1996 года № 2922 "Об утверждении Положения о Комитете национальной безопасности Республики Казахстан":

      в Положении о Комитете национальной безопасности Республики Казахстан, утвержденном вышеназванным Указом:

      часть вторую пункта 1 изложить в следующей редакции:

      "Комитет национальной безопасности осуществляет руководство, в пределах своих полномочий, единой системой органов национальном безопасности Республики Казахстан (далее - органы национальной безопасности), разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельностью, охраной Государственной границы Республики Казахстан (далее - Государственная граница), реализацией задач Службы правительственной связи, а также межведомственную координацию в сферах деятельности, отнесенных к его компетенции.";

      пункт 1-1 изложить в следующей редакции:

      "1-1. Комитет национальной безопасности имеет подведомственные организации, территориальные и иные органы, а также ведомства: Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (секретно), Служба правительственной связи Комитета национальном безопасности Республики Казахстан (секретно).";

      в пункте 11:

      подпункт 5) изложить в следующей редакции:

      "5) выявление, пресечение, раскрытие и расследование уголовных правонарушений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности;";

      дополнить подпунктами 8-2), 8-3), 8-4), 8-5) и 8-6) следующего содержания:

      "8-2) организация и проведение специальных оперативно-розыскных мероприятий по заданиям субъектов оперативно-розыскной деятельности;

      8-3) создание условий для обеспечения проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий по заданиям субъектов оперативно-розыскной деятельности;

      8-4) управление органами национальной безопасности, формирование и реализация единых подходов к организации их деятельности;

      8-5) организация и проведение в установленном законодательством порядке негласных следственных действий;

      8-6) создание условий для обеспечения проведения негласных следственных действий;";

      в пункте 12:

      подпункт 16) изложить в следующей редакции:

      "16) организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и контрразведывательную (в том числе радиоконтрразведывательную) деятельность, досудебное расследование в установленном законодательством порядке;";

      подпункт 53) изложить в следующей редакции:

      "53) определяет порядок проведения органами национальной безопасности психофизиологических исследований, требования, предъявляемые к соответствию состояния здоровья лиц для службы в органах национальной безопасности;";

      дополнить подпунктом 53-1) следующего содержания:

      "53-1) определяет порядок проведения полиграфологических исследований в органах национальной безопасности;";

      подпункт 55) изложить в следующей редакции:

      "55) организует и обеспечивает в соответствии с законодательством содержание под стражей задержанных, подозреваемых, обвиняемых в совершении уголовных правонарушений в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, гауптвахтах органов национальной безопасности, устанавливает порядок их функционирования и осуществления в них оперативно-розыскной деятельности, а также порядок осуществления охраны и надзора за лицами, находящимися в следственных изоляторах органов национальной безопасности;";

      дополнить подпунктами 64-1), 64-2), 64-3), 64-4), 64-5), 64-6), 64-7), 64-8), 64-9), 64-10), 64-11), 64-12), 64-13), 64-14), 64-15), 64-16), 64-17) и 64-18) следующего содержания:

      "64-1) (секретно);

      64-2) (секретно);

      64-3) (секретно);

      64-4) (секретно);

      64-5) (секретно);

      64-6) (секретно);

      64-7) (секретно);

      64-8) (секретно);

      64-9) (секретно);

      64-10) (секретно);

      64-11) организует техническое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, проводимых органами национальной безопасности;

      64-12) осуществляет лицензирование видов деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан и контроль за деятельностью лицензиатов по соблюдению ими лицензионных требований;

      64-13) оказывает государственные услуги в соответствии с компетенцией, определенной Реестром государственных услуг;

      64-14) в установленном порядке организует по заданиям подразделений органов национальной безопасности и иных субъектов внешней разведки и специальных государственных органов изготовление и (или) оформление документов других государственных органов, а также организаций (документов оперативного прикрытия);

      64-15) осуществляет радиоэлектронную и радиотехническую разведку в порядке, определяемом Председателем Комитета национальной безопасности;

      64-16) координирует и контролирует работу по обеспечению режима секретности в государственных органах и организациях;

      64-17) координирует и контролирует деятельность органов защиты государственных секретов в интересах разработки и выполнения нормативных и методических актов по защите государственных секретов;

      64-18) контролирует исполнение на территории Республики Казахстан системы правовых, административных, экономических, технических, программных и криптографических мер по защите государственных секретов;";

      пункт 12-2 изложить в следующей редакции:

      "12-2. Функции Службы правительственной связи Комитета национальной безопасности:

      1) (секретно);

      2) (секретно);

      3) (секретно);

      4) (секретно);

      5) (секретно);

      6) (секретно);

      7) (секретно);

      8) (секретно);

      9) (секретно);

      10) (секретно);

      11) (секретно);

      12) (секретно);

      13) (секретно);

      14) (секретно);

      15) (секретно).";

      пункт 12-3 дополнить подпунктом 11-1) следующего содержания:

      "11-1) выявлять радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Республики Казахстан;";

      в пункте 13:

      подпункты 1), 5), 7), 9), 11) и 14) изложить в следующей редакции:

      "1) проводить общие и специальные оперативно-розыскные и контрразведывательные мероприятия, экспертно-криминалистические, психолого-социологические и полиграфологические исследования в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия уголовных правонарушений, расследование которых отнесено законодательством к ведению органов национальной безопасности;";

      "5) при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании уголовных правонарушений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности, давать обязательные для исполнения поручения другим органам в пределах, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;";

      "7) в соответствии с законодательством проверять у граждан при обоснованном подозрении в совершении уголовных правонарушений документы, удостоверяющие их личность. Производить задержание лиц, подозреваемых в совершении уголовных правонарушений, осуществлять проверку документов, личный досмотр задержанных и их транспортных средств, а также изъятие находящихся при них вещей и документов;";

      "9) использовать средства связи, транспортные средства, принадлежащие Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям, а также иным организациям, для предотвращения уголовных правонарушений, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в совершении уголовных правонарушений, доставления задержанных лиц к месту их содержания, а также для проезда к месту происшествия и доставки нуждающихся в срочной медицинской помощи граждан в лечебные учреждения. По требованию владельцев средств связи и транспортных средств органы Комитета национальной безопасности возмещают в установленном законодательством Республики Казахстан порядке причиненный в результате этого фактический ущерб;";

      "11) вносить в государственные органы и организации обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Республики Казахстан, совершению уголовных правонарушений, расследование которых отнесено законодательством Республики Казахстан к ведению органов национальной безопасности;";

      "14) иметь изоляторы временного содержания, следственные изоляторы для содержания в установленном законодательством Республики Казахстан порядке лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей или задержанных органами национальной безопасности по подозрению в совершении уголовных правонарушений. В отдельных случаях, по согласованию с органами национальной безопасности, задержанных и подвергнутых содержанию под стражей правоохранительными органами и судами, а также осужденных;";

      подпункт 19-1) исключить;

      подпункт 29) изложить в следующей редакции:

      "29) в целях зашифровки личности сотрудников и военнослужащих органов национальной безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств или личности граждан, оказывающих содействие органам национальной безопасности на конфиденциальной основе, использовать, изготавливать и (или) оформлять документы других государственных органов, а также организаций, порядок использования, изготовления и (или) оформления которых определяется Председателем Комитета национальной безопасности.

      В случае необходимости использования органами национальной безопасности в целях, предусмотренных настоящим подпунктом, документов государственных органов, требующих регистрации в государственных органах, в том числе выдаваемых ими документов, по заявке Комитета национальной безопасности соответствующие государственные органы на безвозмездной основе изготавливают и (или) оформляют их для органов национальной безопасности в порядке, определенном совместными нормативными правовыми актами;";

      дополнить подпунктами 29-1) и 29-2) следующего содержания:

      "29-1) в целях зашифровки личности сотрудников и военнослужащих иных субъектов внешней разведки и специальных государственных органов, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств, а также личности конфиденциальных помощников, изготавливать и (или) оформлять для иных субъектов внешней разведки и специальных государственных органов документы других государственных органов, а также организаций, порядок изготовления и (или) оформления которых определяется совместными нормативными правовыми актами.

      В случае необходимости использования иными субъектами внешней разведки и специальными государственными органами в целях, предусмотренных настоящим подпунктом, документов государственных органов, требующих регистрации в государственных органах, в том числе выдаваемых ими документов, по заявке Комитета национальной безопасности соответствующие государственные органы на безвозмездной основе изготавливают и (или) оформляют их в порядке, определенном совместными нормативными правовыми актами;

      29-2) направлять в другие государственные органы и организации обязательные для исполнения запросы о предоставлении органам национальной безопасности бланков документов и служебных удостоверений, образцов их заполнения;";

      дополнить подпунктами 31-1), 31-2), 31-3), 31-4) и 31-5) следующего содержания:

      "31-1) проводить технические исследования на предмет отнесения товаров к специальным техническим средствам для проведения оперативно-технических мероприятий и средствам криптографической защиты информации, выдавать по ним соответствующие заключения;

      31-2) рассматривать заявления физических и юридических лиц о выдаче заключений (разрешительных документов) на ввоз или вывоз специальных технических средств и средств криптографической защиты информации, регистрации нотификаций о характеристиках товаров, содержащих криптографические функции, выдавать по ним соответствующие разрешения и регистрировать нотификации;

      31-3) осуществлять согласование лицензий на импорт и экспорт средств криптографической защиты информации и специальных технических средств, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий;

      31-4) (секретно);

      31-5) (секретно);";

      в пункте 16:

      подпункт 8) изложить в следующей редакции:

      "8) направляет официальных представителей Комитета национальной безопасности в загранучреждения Республики Казахстан по согласованию со специальными службами или правоохранительными органами иных государств, а также с Министерством иностранных дел Республики Казахстан в целях повышения эффективности борьбы с уголовными правонарушениями международного характера, а также организации взаимодействия по вопросам, определенным международными договорами Республики Казахстан;";

      подпункты 76) и 86) исключить;

      подпункт 92) изложить в следующей редакции:

      "92) (секретно);";

      дополнить подпунктом 92-1) следующего содержания:

      "92-1) (секретно);";

      подпункт 116) исключить;

      подпункт 117) изложить в следующей редакции:

      "117 (секретно);";

      подпункт 118) исключить;

      подпункты 122) и 123) изложить в следующей редакции:

      "122) (секретно);

      123) (секретно);";

      подпункт 124-4) исключить;

      подпункты 124-8) и 124-9) изложить в следующей редакции:

      "124-8) (секретно);

      124-9) (секретно);";

      дополнить подпунктами 124-10), 124-11), 124-12), 124-13), 124-14) и 124-15) следующего содержания:

      "124-10) (секретно);

      124-11) (секретно);

      124-12) (секретно);

      124-13) (секретно);

      124-14) (секретно);

      124-15) (секретно);";

      подпункт 125-23) изложить в следующей редакции:

      "125-23) утверждает Инструкцию по эксплуатации ведомственных сетей документальной шифрованной, засекреченной и кодированной связи органов национальной безопасности в мирное и военное время;";

      дополнить подпунктом 125-28) следующего содержания:

      "125-28) утверждает Инструкцию по производству дел об административных правонарушениях в органах национальной безопасности Республики Казахстан;";

      пункт 19 изложить в следующей редакции:

      "19. Для выработки единой политики деятельности органов национальной безопасности в области оснащения программными средствами, специальными И иными техническими средствами создается консультативно-совещательный орган - Технический совет Комитета национальной безопасности. Состав и порядок деятельности Технического совета регламентируются Положением, утверждаемым Председателем Комитета национальной безопасности.";

      дополнить пунктом 19-1 следующего содержания:

      "19-1. В Комитете национальной безопасности создается специальный государственный архив, порядок деятельности которого определяется Председателем Комитета национальной безопасности.";

      подраздел "Специальная информационная служба Комитета национальной безопасности" раздела "Перечень территориальных органов, находящихся в ведении Комитета национальной безопасности и его ведомств" исключить;

      подраздел "Комитет национальной безопасности" раздела "Перечень государственных учреждений, находящихся в ведении Комитета национальной безопасности и его ведомств" дополнить строкой, порядковый номер 14, следующего содержания:

      "14. Центр специальных технических разработок Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (секретно).".

      2. В Указ Президента Республики Казахстан от 10 декабря 1999 года № 282 "Вопросы Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1999 г., № 54, ст. 533; 2006 г., № 1, ст. 2; 2011 г., № 60, ст. 849):

      в Положении о Пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, утвержденном вышеназванным Указом:

      пункт 18 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

      "1-1) утверждать нормативные правовые акты, за исключением актов, не затрагивающих права и свободы человека и гражданина, при наличии прямой компетенции по их утверждению в нормативных правовых актах Председателя Комитета национальной безопасности;".

      3. Утратил силу Указом Президента РК от 05.05.2017 № 470.

      4. Секретно.

      5. Утратил силу Указом Президента РК от 31.07.2023 № 290.

      6. В Указ Президента Республики Казахстан от 17 января 2004 года № 1283 "Об утверждении реестров должностей военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, правоохранительных органов, органов государственной фельдъегерской службы и органов прокуратуры Республики Казахстан по категориям" (САПП Республики Казахстан, 2004 г., № 19, ст. 234; 2005 г., № 27, ст. 329; № 30, ст. 380; 2006 г., № 38, ст. 420; № 39, ст. 429; 2008 г., № 14, ст. 123; 2010 г., № 51, ст. 466; 2011 г., № 37, ст. 438; № 53, ст. 742; 2012 г., № 35, ст. 457; № 58, ст. 793):

      приложения 10, 11 и 15-1 (с грифом "Для служебного пользования").

      7. Утратил силу Указом Президента РК от 05.05.2018 № 681.

      8. Секретно.