Заң күшi бар Мал дәрiгерлiгi туралы

Қазақстан Республикасы Президентiнiң Жарлығы 1995 жылғы 25 шiлде N 2376. Күші жойылды - Қазақстан Республикасының 2002.07.10. N 339 Заңымен. ~Z020339


      "Қазақстан Республикасының Президентi мен жергiлiктi әкiмдерге
уақытша қосымша өкiлеттiк беру туралы" 1993 жылғы 10 желтоқсандағы
Қазақстан Республикасы Заңының  

Z933600_

  1-бабына сәйкес және мал 
дәрiгерлiгi органдарының, мал дәрiгерлiгi ұйымдары мен мамандары 
қызметiнiң құқықтық жағдайларын анықтау мақсатында осы Жарлықты 
шығарамын.
                        I Тарау
                      Жалпы ережелер
     1-бап. Осы Жарлықтың реттеушiлiк мәнi


      Осы Жарлық мал ауруларының алдын алу мен оларды емдеу, малға және адамдарға ортақ аурулардан сақтандыру, iндетке қарсы шараларды ұйымдастыру саласындағы қатынастарды реттейдi, мал дәрiгерлiк қадағалау негiздерiн белгiлейдi, мал дәрiгерлiгi органдарының, мал

дәрiгерлiгi ұйымдары мен мамандары қызметiнiң құқықтық жағдайларын
айқындайды.
     2-бап. Мал дәрiгерлiгi туралы заңдар
     Мал дәрiгерлiгi туралы заңдар осы Жарлықтан және Қазақстан
Республикасының басқа да нормативтiк актiлерiнен тұрады.
     3-бап. Мал дәрiгерлiгiнiң мiндеттерi
     Мал дәрiгерлiгiнiң негiзгi мiндеттерi:
     малды жұқпалы және жұқпалы емес аурулардан қорғау;
     малға және адамдарға ортақ аурулардан халықтың денсаулығын
сақтау;
     мал өнiмдерi мен шикiзатының сапасына мал дәрiгерлiк санитарлық
бақылау жасауды қамтамасыз ету;
     республика аумағын басқа мемлекеттерден мал ауруларының
әкелiнуiнен қорғау;
     мал дәрiгерлiгiнде пайдаланылатын диагностикалық, емдiк және
алдын алу құралдарының сапасына бақылау жасау;


      мал ауруларына қарсы күрес құралдары мен әдiстерiн әзiрлеу және

оларды пайдалану, мал өнiмдерi мен шикiзатының санитарлық сапасын
арттыруды қамтамасыз ету, айналадағы ортаның мал
дәрiгерлiк-санитарлық жағынан ластануынан сақтандыру болып табылады.
     4-бап. Мал дәрiгерлiгiн мемлекеттiк басқару
     Мал дәрiгерлiгiн мемлекеттiк басқаруды республикалық және
жергiлiктi мал дәрiгерлiгi қызметiн басқару органдары, сондай-ақ өз
құзыры шегiнде, арнаулы уәкiлеттi мемлекеттiк органдар жүзеге
асырады.
     5-бап. Мал дәрiгерлiгi қызметiмен айналысу құқығы
     Мал дәрiгерлiгi қызметiмен, оның iшiнде жеке кәсiпкерлiк мал
дәрiгерлiгiмен айналысуға жоғары немесе арнаулы орта мал дәрiгерлiк
бiлiмi бар азаматтардың құқығы бар.
                             II Тарау
          Мал дәрiгерлiгi қызметiнiң ұйымдық құрылымы
                        мен функциялары
     6-бап. Мал дәрiгерлiгi қызметiнiң түрлерi
     Қазақстан Республикасындағы мал дәрiгерлiгi қызметi жалпы
мемлекеттiк (бұдан әрi текст бойынша мемлекеттiк), ведомстволық және
жеке кәсiпкерлiк болып бөлiнедi.
     7-бап. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi қызметi
     1. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi қызметiнiң жүйесiне:
     мал дәрiгерлiгiн республикалық басқару органы;
     мал дәрiгерлiгi қызметiнiң жергiлiктi органдары;
     мал дәрiгерлiк ғылыми-зерттеу ұйымдары;
     республикалық, облыстық және аудандық мал дәрiгерлiк
лабораториялары;
     мал ауруларына қарсы күрес жөнiндегi республикалық экспедиция;
     облыстық, аудандық және қалалық мал дәрiгерлiк емдеу ұйымдары;
     iндетке қарсы отрядтар және бруцеллез, туберкулез ауруларына
қарсы күрес жөнiндегi экспедициялар;
     мемлекеттiк шекарадағы және көлiктегi мал дәрiгерлiк қадағалау
қызметтерi;


      мал дәрiгерлiгiн мемлекеттiк басқару органдарына бағынысты мал дәрiгерлiк және мал дәрiгерлiк-санитарлық бейiмдегi басқа да ұйымдар кiредi.
      2. Мемлекеттiк Мал дәрiгерлiгi қызметi жөнiндегi ереженi Қазақстан Республикасының Үкiметi бекiтедi.
      3. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi қызметi республикалық органның басшысы сонымен бiрге лауазымы бойынша Қазақстан Республикасының Бас мемлекеттiк мал дәрiгерлiк инспекторы болып табылады, ал оның орынбасарлары Қазақстан Республикасы бас мемлекеттiк мал дәрiгерлiк инспекторының орынбасарлары болып табылады.
      Мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi қызметi жергiлiктi органының басшысы, сондай-ақ мемлекеттiк шекарадағы және көлiктегi мемлекеттiк мал дәрiгерлiгiн қадағалау басқармасының бастығы сонымен бiрге лауазымы бойынша бас мемлекеттiк мал дәрiгерлiк инспекторлары болып табылады, ал олардың орынбасарлары - облыстар, аудандар мен қалалардағы және мемлекеттiк шекара мен көлiктегi бас мемлекеттiк инспекторлардың орынбасарлары болып табылады.
      4. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi қызметiнiң жергiлiктi органдарының, шекарадағы және көлiктегi мемлекеттiк мал дәрiгерлiк қадағалау органдарының басшыларын қызметке тағайындап, қызметiнен босатуды тиiстi жергiлiктi атқарушы органның келiсуi бойынша мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi қызметiнiң жоғары тұрған органы жүзеге асырады.

      8-бап. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi қызметi
             органдары мен ұйымдарының функциялары

      1. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi қызметi органдарының жүргiзуiне:
      мал ауруларының алдын алу мен олардың диагностикасы және емдеу жөнiндегi шараларды ұйымдастыру мен олардың орындалуына бақылау жасау;
      iндеттiк жағдайларды зерделеу және жұқпалы аурулардың алдын алу мен оларды жою жөнiнде, сондай-ақ дезинфекция, дератизация, дезинсекция мәселелерi мен өзге де шаралар жөнiнде орындалуға мiндеттi өкiмдер шығару;
      мал дәрiгерлiк және санитарлық жағынан сапалы мал өнiмдерi мен шикiзат өндiруге бақылау жасау;
      базарларда малға мал дәрiгерлiк тексеру өткiзудi, мал шаруашылығы өнiмдерiне мал дәрiгерлiк-санитарлық сараптауды жүзеге асыру;
      денсаулық сақтау органдарымен бiрлесе отырып, халықты малға және адамдарға да ортақ аурулардан қорғау мен өзара ақпарат алмасуды жүзеге асыру;
      республика аумағын малдың жұқпалы ауруларының әкелiнуiнен қорғауға бақылау жасау;
      ет-сүт кәсiпорындарының, қасапханалардың, цехтардың, мал фермаларының, кешендерiнiң, жәрмеңкелердiң, базарлардың, мал өнiмдерi мен шикiзатын сақтауға арналған қоймалар, жемшөп пен тасымалдау құралдарының мал дәрiгерлiк-санитарлық жағдайын тексеру;
      ет комбинаттарындағы, қасапханалардағы, цехтардағы, басқа да ұқсатушы ұйымдар мен базарлардағы мал өнiмдерiне мал дәрiгерлiк-санитарлық сараптама жүргiзу, сондай-ақ малдарды сойыс алдында тексеру;
      әр түрлi меншiк нысанындағы ұйымдарда жұмыс iстейтiн мал дәрiгерлiгi мамандарының қызметiне бақылау жасау мен оны үйлестiру;
      пышаққа iлiнген немесе өлген мал үшiн сақтандыру органдарына қорытындылар жасап беру;
      мал фермаларын, мал сою және оның өнiмдерi мен шикiзатын ұқсату жөнiндегi ұйымдарды жоспарлау мен құрылысының жобаларына, аталған объектiлерге және малға арналған су тарту құрылғылары құрылысы үшiн бөлiнген жер учаскелерiнiң жобаларына сараптама жасау;
      мал сою және оның өнiмдерi мен шикiзатын ұқсату жөнiндегi мал шаруашылығы объектiлерi мен ұйымдарын пайдалануға қабылдау жөнiндегi жұмыс комиссияларына және мемлекеттiк комиссияларға қатысу;
      мал сою және оның өнiмдерi мен шикiзатын ұқсату жөнiндегi мал шаруашылығы объектiлерi мен ұйымдары Қазақстан Республикасының заң актiлерiнде көзделген мал дәрiгерлiгi нормалары мен ережелерiн бұзған жағдайда оларды пайдалануға тыйым салу немесе олардың жұмысын уақытша тоқтату; <*>
      мал дәрiгерлiгi саласындағы ғылыми зерттеулерге тапсырыстарды қалыптастыру;
      жаңа мал дәрiгерлiк препараттарға, аспаптарға, құрал-саймандарға, үстеме азықтарға қорытындылар беру және олардың нормативтiк-техникалық құжаттарын бекiту;
      мал дәрiгерлiгi мақсатына арналған биологиялық, химиялық, фармацевтiк, үстеме азықтар мен басқа да препараттардың өндiрiлуiне, пайдаланылуына бақылау жасау, олардың малдың саулығына және мал өнiмдерiнiң сапасына әсерiн бағалауға қатысу;
      мал шаруашылығында пайдаланылатын мал дәрiгерлiк және басқа препараттарды өндiру және оларды қолдану жөнiндегi нұсқаулықтарды әзiрлеуге және бекiтуге қатысу;
      шетел мемлекеттерiнiң мал дәрiгерлiк ұйымдарымен және халықаралық мал дәрiгерлiк ұйымдарымен ынтымақтастықты жүзеге асыру;
      халықтың арасында мал дәрiгерлiк-санитарлық ағарту жұмыстарын ұйымдастыру мен жүргiзу;
      белгiленген тәртiппен бекiтiлген мал дәрiгерлiгi мәселелерi жөнiндегi нормативтiк актiлерде көзделген өзге де функциялар жатады.
      2. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi қызметiндегi мал мамандарының құқықтары мен мiндеттерi республикалық мемлекеттiк мал дәрiгерлiгiн басқару органы осы жарлыққа сәйкес шығаратын ережелермен реттеледi.
      3. Республикалық мемлекеттiк мал дәрiгерлiгiн басқару органы өз құзыры шегiнде шығарған мал дәрiгерлiгi мәселелерi жөнiндегi нормативтiк актiлер барлық заңды тұлғалар мен жеке тұлғалар орындау үшiн мiндеттi болып табылады.
      ЕСКЕРТУ. 8-бап сөздермен толықтырылды - Қазақстан Республикасының
               1999.11.29. N 488 Заңымен. Z990488_

      9-бап. Ведомстволық мал дәрiгерлiгi қызметi

      1. Қазақстан Республикасының министрлiктерi мен ведомстволары ведомстволық мал дәрiгерлiгi қызметiн құра алады, олардың құрылымын осы министрлiктер мен ведомстволар белгiлейдi.
      2. Ведомстволық мал дәрiгерлiгi қызметiнiң мамандары мал дәрiгерлiк қадағалау мен мал дәрiгерлiк қызмет көрсетудi республикалық мемлекеттiк мал дәрiгерлiгiн басқару органының әдiстемелiк басшылығы мен бақылауы арқылы жүзеге асырады.
      3. Ведомстволық мал дәрiгерлiгi қызметiнiң негiзгi функциялары малды аурудан сақтандыру мен емдеу жөнiндегi шараларды ұйымдастыру мен өткiзу, мал дәрiгерлiк-санитарлық жағынан қауiпсiз мал өнiмдерi мен шикiзатын өндiрудi қамтамасыз ету, халықты малға және адамдарға ортақ аурулардан қорғау болып табылады.
      4. Ведомстволық мал дәрiгерлiгi қызметi мал дәрiгерлiгi мамандарының:
      өз функцияларын жүзеге асыру кезiнде ведомствоға қарасты объектiлерде анықталған кемшiлiктердi жою туралы орындауға мiндеттi нұсқаулар беруге;
      заңды тұлғалар мен жеке тұлғалардан мал ауруларының алдын алу мен оларды жоюды қамтамасыз ететiн шаралар жүргiзудi, мал дәрiгерлiк-санитарлық жағынан қауiпсiз мал өнiмдерi мен шикiзатын өндiрудi талап етуге құқықтары бар.

      10-бап. Жеке кәсiпкерлiк мал дәрiгерлiгi қызметi

      1. Жеке кәсiпкерлiк мал дәрiгерлiгi қызметiмен айналысатын заңды тұлғалар мен жеке тұлғалар өз жұмысында республикалық мемлекеттiк мал дәрiгерлiгiн басқару органы мен оның жергiлiктi жерлердегi органдарының бақылауында болады.
      2. Жеке кәсiпкерлiк мал дәрiгерлiгi қызметiмен айналысушы заңды тұлғалар мен жеке тұлғалар өз функцияларын атқару барысында республикалық мемлекеттiк мал дәрiгерлiгiн басқару органы бекiтетiн тиiстi ережелердi басшылыққа алады.

     11-бап. Жеке меншiктегi малды мал дәрiгерлiк қамту
     Қазақстан Республикасының Үкiметi бекiткен тiзбе бойынша емдеу
жұмысын республикалық бюджет қаражаты есебiнен мемлекеттiк мал
дәрiгерлiгi ұйымдары жүзеге асыратын ерекше қауiптi жұқпалы мал
ауруларын қоспағанда, жеке меншiктегi малды мал дәрiгерлiк қамтуды
аумақтық мемлекеттiк, ведомстволық мал дәрiгерлiк ұйымдары, шарттық
негiзде мал дәрiгерлiгiмен өздiгiнен айналысатын мамандар жүзеге
асырады.
                              III Тарау
             Мемлекеттiк мал дәрiгерлiк қадағалау және
               ведомстволық мал дәрiгерлiк-санитарлық
                             қадағалау
     12-бап. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiк қадағалау


      1. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiк қадағалау - мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi қызметi басқару органдарының мал дәрiгерлiгi заңдарын және оларға сәйкес шығарылған нормативтiк актiлердi бұзудан сақтандыруға және жоюға бағытталған қызметi.
      2. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiк қадағалау:
      малдың саулығын қорғау мен жануарларға және адамдарға ортақ аурулармен күресуге бағытталған iндетке қарсы шараларды ұйымдастыру мен олардың орындалуына бақылау жасауды;
      барлық меншiк нысанындағы заңды тұлғалар мен жеке тұлғалардың мал дәрiгерлiгi ережелерiн сақтауын бақылау функцияларын жүзеге асыруды;
      мал дәрiгерлiгiнде биологиялық, химиялық және басқа да препараттардың қолданылуына бақылау жасауды;
      мал дәрiгерлiк құқық бұзудың жойылуын және оларды бұзған адамдардың әкiмшiлiк жауапқа тартылуын қамтамасыз етедi.
      3. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiк қадағалауды жүзеге асыру тәртiбi республикалық мемлекеттiк мал дәрiгерлiгiн басқару органының ұсынуы бойынша Қазақстан Республикасының Үкiметi бекiтетiн Мемлекеттiк мал дәрiгерлiк қадағалау туралы ережемен белгiленедi.

      13-бап. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiк қадағалауды жүзеге
                асырушы лауазымды адамдардың құқықтары

      Қазақстан Республикасы Бас мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi инспекторының, облыстардың, аудандар мен қалалардың бас мемлекеттiк мал дәрiгерлiк инспекторларының, сондай-ақ мемлекеттiк шекарадағы және көлiктегi бас мемлекеттiк мал дәрiгерлiк инспекторы мен олардың орынбасарларының, сондай-ақ республикалық, жергiлiктi мал дәрiгерлiгi қызметi басқару органдары мен мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi ұйымдары мал дәрiгерлiгi мамандарының:
      мал дәрiгерлiк заңдар нормасының орындалуын және қолданылып жүрген мал дәрiгерлiгi ережелерiнiң сақталуын тексеру мақсатымен барлық меншiк нысанындағы ұйымдарға кедергiсiз (қызмет куәлiгiн көрсету арқылы) кiрiп, тексеру жүргiзуге;
      заңды және жеке тұлғалардан iндетке қарсы және басқа да мал дәрiгерлiк шараларды жүргiзуге, мал дәрiгерлiк құқық бұзудың жойылуын талап етуге, сондай-ақ бұл талаптардың орындалуына бақылау жасауды жүзеге асыруға;
      қора-жайларда, ферма аумақтарында, iндет ошақтарында және көлiкте малды вакциналау, дезинфекциялау, дезинсекциялау мен дератизациялау шараларын өткiзу туралы шешiмдер қабылдауға;
      мемлекеттiк шекараларды жұқпалы аурулар әкелуден және малдың жұқпалы ауруларының таралып кетуiнен қорғау жөнiндегi бақылау-өкiмдiк функцияларды жүзеге асыруға;
      ауру малды және жұқпалы ауруларға шалдыққан деп күдiктенген малды оқшаулап ұстау жайында орындауға мiндеттi нұсқаулар беруге;
      өкiлдi және атқарушы органдарға iндетке қарсы комиссиялар құру, жекелеген аумақтарда карантин енгiзу, заңды және жеке тұлғалар мал дәрiгерлiк заңдарын бұзған жағдайда олардың шаруашылық қызметiн тоқтата тұру туралы ұсыныстар енгiзуге;
      заңды және жеке тұлғалар мал өнiмдерiн өндiру, сақтау, тасымалдау және өткiзу кезiнде мал дәрiгерлiк-санитарлық ережелердiң бұзылуын жойғанға дейiн олардың шаруашылық қызметiн тоқтата тұруға және оған тыйым салуға; <*>
      мал дәрiгерлiгi ережелерiн бұзған лауазымды адамдар мен азаматтарды Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес әкiмшiлiк жауапкершiлiкке тартуға құқығы бар.
      Шағын кәсiпкерлiк субъектiсiнiң шаруашылық қызметiне тыйым салу немесе оны тоқтата тұру мал шаруашылығы өнiмдерiн өндiрудегi, сақтаудағы, тасымалдаудағы және өткiзудегi мал дәрiгерлiк-санитариялық ережелердiң бұзылуын жойғанға дейiн мемлекеттiк мал-дәрiгерлiк қадағалауды жүзеге асыратын лауазымды адамдардың өтiнiшi бойынша сот тәртiбiмен жүзеге асырылады. <*>
      Шағын кәсiпкерлiк субъектiсiнiң қызметiне тыйым салу немесе оны тоқтата тұру туралы талап арызды мемлекеттiк мал дәрiгерлiк қадағалау органдары Қазақстан Республикасының заң актiлерiнде белгiленген тәртiппен және негiздерде сотқа жiбередi. <*>
      Шағын кәсiпкерлiк субъектiсiнiң қызметiне сот шешiмiнсiз тыйым салуға немесе оны тоқтата тұруға жануарлардың және құстардың карантин белгiленетiн жұқпалы аурулары анықталған ерекше жағдайларда талап арызды 3 күннен аспайтын мерзiмде сотқа табыс ету мiндеттелiп, аталған мерзiмге рұқсат етiледi. Бұл орайда тыйым салу немесе оны тоқтата тұру туралы акт сот шешiмi шыққанға дейiн қолданылады. <*>
      ЕСКЕРТУ. 13-бап толықтырылды - Қазақстан Республикасының
               1999.11.29. N 488 Заңымен. Z990488_

      14-бап. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiк қадағалауды жүзеге
              асырушы лауазымды адамдар қызметiнiң кепiлдiктерi

      1. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiк қадағалауды жүзеге асырушы лауазымды адамдар өз қызметiнде тәуелсiз болып табылады және осы Жарлықты, басқа заң актiлерiн, сондай-ақ белгiленген тәртiп бойынша шығарылған мал дәрiгерлiгi мәселелерi жөнiндегi өзге де нормативтiк актiлердi басшылыққа алады.
      2. Жергiлiктi өкiлдi және атқарушы органдар, барлық меншiк нысанындағы ұйымдардың басшылары мен азаматтар мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi инспекторлары қызмет мiндеттерiн атқару кезiнде оларға көмектесуге мiндеттi.
      3. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi инспекторларының қызметiне кедергi келтiретiн жергiлiктi өкiлдi және атқарушы органдар, барлық меншiк нысанындағы ұйымдардың лауазымды адамдары мен азаматтар Қазақстан Республикасы заңдарына сәйкес жауап бередi.

      15-бап. Ведомстволық мал дәрiгерлiк-санитарлық қадағалау

      1. Мал дәрiгерлiгi ережелерiнiң сақталуына ведомстволық мал

дәрiгерлiк-санитарлық қадағалауды өз қызметiнде мемлекеттiк мал
дәрiгерлiгi органдарының бақылауындағы ведомстволық мал дәрiгерлiгi
қызметтерi жүзеге асырады.
     2. Ведомстволық мал дәрiгерлiгi қызметiнiң құқықтары мен
мiндеттерi Қазақстан Республикасының Бас мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi
инспекторының келiсуiмен министрлiктер мен ведомстволар бекiтетiн
ведомстволық мал дәрiгерлiк-санитарлық қадағалау туралы ережелермен
белгiленедi.
                              IV Тарау
             Малдың жұқпалы ауруларының алдын алу және жою
     16-бап. Заңды және жеке тұлғалардың малдың жұқпалы
             ауруларының алдын алу жөнiндегi мiндеттерi
     Малдың иесi болып табылатын заңды және жеке тұлғалар:
     мал ауруларының алдын алуды қамтамасыз ететiн шаруашылық және
мал дәрiгерлiк шараларды жүзеге асыруға;


      жемшөптi сақтау мен ұқсатуға арналған аумақты, мал қорлары мен құрылыстарын тиiстi санитарлық жағдайда күтiп ұстауға, айналадағы ортаның мал шаруашылығы қалдықтарымен ластануына жол бермеуге;
      мал күтiмiне, мал өнiмдерiн ұқсатуға және сақтауға арналған объектiлер мен құрылыстарды салу, оларды пайдалануға беру кезiнде зоогигиеналық және мал дәрiгерлiк-санитарлық талаптарды сақтауға;
      мал дәрiгерлiгi мамандарының талап етуi бойынша малды қарауға, диагностикалық зерттеулер мен сақтық егу жұмыстарын жүргiзуге беруге;
      малдың оқыс өлiм-жiтiмi, бiрнеше малдың бiр мезгiлде ауыруы немесе олардың әдеттен тыс мiнез көрсетуi туралы мал дәрiгерлiгi қызметiнiң мамандарына дереу хабарлауға, ауру деп күдiктенген малды мал дәрiгерлiгi мамандары келгенше оқшау ұстау шараларын қолдануға;
      малды айдау мен тасымалдаудың белгiленген мал дәрiгерлiк-санитарлық ережелерiн сақтауға;
      өлген малды кәдеге жарату немесе зарарсыздандыру жөнiндегi мал дәрiгерлiгi мамандарының талаптарын орындауға;
      мал дәрiгерлiгi мамандарының рұқсатынсыз малды өзiнiң қажетi үшiн союға және сатуға жол бермеуге;
      мал дәрiгерлiк тексеруге қайтадан әкелiнген малды 30 күн бойы оқшау ұстауға;
      мал дәрiгерлiгi мамандарының мал ауруларының алдын алу және оларға қарсы күрес шаралары мен басқа да мал дәрiгерлiгi мәселелерi туралы нұсқауларын орындауға мiндеттi.

      17-бап. Карантин белгiлеу және оны тоқтату

      1. Белгiлi бiр аумақта және мекендерде малдың жұқпалы аурулары пайда болған жағдайда мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi қызметi басқару органдарының ұсынысы бойынша Қазақстан Республикасының Үкiметi, жергiлiктi атқарушы органдар карантин белгiлейдi.
      Малдың карантин белгiленетiн жұқпалы ауруларының тiзбесiн республикалық мемлекеттiк мал дәрiгерлiгiн басқару органы белгiлейдi.
      2. Малдың жұқпалы аурулары таралуының алдын алу және олардың ошақтарын жою жөнiндегi кәсiпорындардың, ұйымдар мен азаматтардың жұмысына жедел басшылық жасау және оны үйлестiру үшiн аталған мемлекеттiк басқару органдары iндетке қарсы төтенше комиссиялар құрады.
      3. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi қызметiнiң лауазымды адамдары мен мамандары жұқпалы аурулар ошағын жою жөнiндегi арнаулы шараларды ұйымдастырады және олардың жүзеге асырылуына бақылау жасайды.
      4. Карантин белгiленген орган арнаулы шаралар жүргiзiлгеннен кейiн мал дәрiгерлiгi қызметiнiң ұсынысы бойынша карантиндi тоқтату жөнiнде шешiм қабылдайды.

      18-бап. Республиканың аумағын шетел мемлекеттерiнен малдың
                  жұқпалы ауруларын әкелуден қорғау

      1. Республика аумағына шетел мемлекеттерiнен тек сау малдың, сондай-ақ сау малдан және эпидемиологиялық жағынан кiнәратсыз аймақтардан алынған мал өнiмдерi мен шикiзатын республикалық мемлекеттiк мал дәрiгерлiгiн басқару органы белгiлейтiн мал дәрiгерлiк-санитарлық ережелердi сақтай отырып әкелуге рұқсат етiледi.
      2. Малды, сондай-ақ мал өнiмдерi мен шикiзатын шетелден сатып алуға, оларды Қазақстан Республикасына әкелуге байланысты операцияларды жүргiзуге республикалық мемлекеттiк мал дәрiгерлiгiн басқару органының рұқсатымен жол берiледi.
      3. Республикаға басқа мемлекеттерден мал аурулары әкелiнуiнiң алдын алу жөнiндегi шараларды жүзеге асыру үшiн мемлекеттiк шекарада республикалық мемлекеттiк мал дәрiгерлiгiн басқару органы Қазақстан Республикасы Ұлттық қауiпсiздiк комитетiнiң Шекара қызметiмен бiрлесе отырып, мал мен мал өнiмдерi әкелiнетiн жерлерде шекаралық мал дәрiгерлiк бақылау-өткiзу пункттерiн ұйымдастырады. <*>
      4. Малды, оның өнiмдерi мен шикiзатын мемлекеттiк шекара арқылы өткiзу кезiнде мал дәрiгерлiк-санитарлық қадағалауды жүзеге асыру тәртiбiн Қазақстан Республикасының Үкiметi белгiлейдi.
      ЕСКЕРТУ. 18-бап өзгердi - Қазақстан Республикасының 2002.07.10. N 338
               Заңымен. Z020338_

      19-бап. Мал өнiмдерiн дайындауға, ұқсатуға, сақтауға,
                тасымалдауға және сатуға қойылатын мал
                   дәрiгерлiк-санитарлық талаптар

      1. Қызметi мал өнiмдерi мен шикiзатын дайындауға, ұқсатуға, сақтауға, тасымалдауға және сатуға байланысты заңды және жеке тұлғалар;
      технологиялық, гигиеналық және мал дәрiгерлiк-санитарлық ережелердi орындауға;
      мал шаруашылығы өнiмдерiн өңдеуге және зарарсыздандыруға арналған үй-жайлар мен технологиялық жабдықтарды тиiстi мал дәрiгерлiк-санитарлық жағдайда күтiп ұстауға;
      мал дәрiгерлiк қызмет мамандарының талаптары бұлжымай орындауын қамтамасыз етуге, мал өнiмдерiн мал дәрiгерлiк-санитарлық сараптамадан өткiзу үшiн көрсетуге мiндеттi.
      2. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi инспекторларына барлық меншiк нысанындағы ұйымдарда мал дәрiгерлiк-санитарлық нормаларға сәйкес келмейтiн мал өнiмдерi мен шикiзатын өндiру мен сатуға тыйым салу, сондай-ақ мал дәрiгерлiк-санитарлық ережелер бұзылған жағдайда олардың жұмысын тоқтата тұру жөнiнде атқарушы органдарға ұсыныс енгiзу құқығы берiледi.

      20-бап. Базарлардағы мемлекеттiк мал дәрiгерлiк бақылау

      1. Малды, оның өнiмдерi мен шикiзатын сататын базарлар үшiн мемлекеттiк мал дәрiгерлiк бақылау мiндеттi болып табылады.
      Жергiлiктi атқарушы органдар мен базарлардың әкiмшiлiгi бұл бақылаудың жүзеге асырылуына жағдай жасауға мiндеттi.
      Мал дәрiгерлiк-санитарлық сараптама лабораторияларына қызметтiк үй-жайлар, қажеттi жабдықтар мен байланыс құралдарын беруге, сондай-ақ оларды пайдалануға жұмсалған шығындарға өтемақы төлеуге мiндеттi.
      2. Базардың мал дәрiгерлiк-санитарлық сараптама лабораториясы мал дәрiгерлiгi мамандарының адамның тағамына жарамсыз деп танылған мал өнiмдерiн алып қоюға және оларды кәдеге жарату жөнiнде шаралар қолдануға құқығы бар.
      3. Малмен, мал өнiмдерiмен және шикiзатымен сауда жасауға осындай мақсатқа арнайы бөлiнiп, жабдықталған жерлерде рұқсат етiледi.

      21-бап. Малды иесiнен айыру және мал өнiмдерiн алып қою

      1. Малдың жұқпалы аурулары анықталған жағдайда ол тиiстi Бас мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi инспекторларының қаулысы бойынша иесiнен алып қойылуға тиiс.
      Қазақстан Республикасының Бас мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi инспекторының ұсынуы бойынша малды иесiнен айыруға жататын аурулар тiзбесiн, малды иесiнен айыру және мал өнiмдерiн алып қою тәртiбiн Қазақстан Республикасының Үкiметi белгiлейдi.
      2. Заңды және жеке тұлғалардың малды иесiнен айыру немесе мал өнiмдерiн алып қою нәтижесiнде өздерi шеккен шығын үшiн Қазақстан Республикасының заңдарында көзделген тәртiп бойынша өтем алуға құқығы бар.

      22-бап. Аң аулау, балық аулау және жануарлар
              дүниесiн пайдаланудың басқа да түрлерi
              кезiнде мал дәрiгерлiгi ережелерiн сақтау

      1. Жануарлар дүниесiн пайдаланушылар жануарлар дүниесiн қорғау, ұдайы өсiру және пайдалану саласында арнаулы уәкiлдiгi бар республикалық мемлекеттiк бақылау органының келiсуi бойынша республикалық мемлекеттiк мал дәрiгерлiгiн басқару органы бекiткен мал дәрiгерлiгi ережелерiн сақтауға мiндеттi.
      2. Кәсiпшiлiк аң аулау және кәсiпшiлiк балық аулау iсiмен айналысатын заңды және жеке тұлғалар ауланған жабайы аң құстар мен ауланған балықтарды ұқсатуға арналған орындарды мал дәрiгерлiк-санитарлық талаптарға сәйкес жабдықтауға және жабайы аң-құстар мен балықтарға мал дәрiгерлiк-санитарлық сараптама өткiзiлуiн қамтамасыз етуге мiндеттi.

                            V Тарау
          Мал шаруашылығында емдiк, алдын алу, диагностикалық,
           және ықпал ету препараттарын өндiру мен қолдану
                 және олардың пайдаланылуын бақылау

      23-бап. Мал дәрiгерлiк препараттарын өндiруге
                   қойылатын талаптар

      Мал дәрiгерлiгiнде қолданылатын препараттар республикалық мемлекеттiк мал дәрiгерлiгiн басқару органы бекiткен нормативтiк-техникалық құжаттама негiзiнде жасалады.

      24-бап. Мал шаруашылығында мал дәрiгерлiк
                препараттарды қолдану

      1. Мал шаруашылығында республикалық мемлекеттiк мал дәрiгерлігін басқару органында тiркелген дәрi-дәрмектердi, үстеме азықтарды, микроэлементтердi, вакциналарды, басқа да биологиялық препараттар мен реагенттердi қолдануға рұқсат етiледi.
      Үстеме азықтарды антибиотиктер мен гормондар түрiнде қолдануға денсаулық сақтау органдарының келiсуi бойынша жол берiледi.
      2. Қазақстан Республикасында шығарылатын биологиялық

препараттардың стандарт талаптарына сәйкестiгi мiндеттi түрде
бақылауға алынуға тиiс.
     3. Мал дәрiгерлiгi препараттарының қолданылуын мемлекеттiк
бақылау функциясын республикалық мал дәрiгерлiгiн басқару органының
шешiмi бойынша мал дәрiгерлiк ғылыми-зерттеу ұйымдары атқарады.
     4. Шеттен әкелiнетiн препараттар сапа сертификаты және
экспорттаушы елдерде тиiстi бақылаудан өткендiгi туралы белгiсi
болған жағдайда мал шаруашылығында пайдаланылады.
                         VI Тарау
           Азаматтардың денсаулығын малға және адамдарға
                     ортақ аурулардан қорғау
     25-бап. Азаматтардың денсаулығын малға және адамдарға
                 ортақ аурулардан қорғау тәртiбi


      1. Азаматтардың денсаулығын малға және адамдарға ортақ аурулардан қорғау мал дәрiгерлiк-санитарлық шаралар, мал өнiмдерiн сараптау, мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi қызметi санитарлық-эпидемиологиялық қызметпен бiрлесе отырып жүзеге асыратын жұқпалы аурулардың алдын алу және емдеу жөнiндегi шаралар жиынтығымен қамтамасыз етiледi.
      2. Мал шаруашылығында және мал өнiмдерiн ұқсату, сақтау, тасымалдау мен өткiзу саласында жұмыс iстейтiн адамдар денсаулық сақтау органдарының мерзiмдi медициналық байқаулар мен иммундауды өткiзу туралы нұсқамасын орындауға, сондай-ақ ең төменгi санитарлық сынақ бойынша арналуы даярлықтан өтуге мiндеттi.

     26-бап. Мал өнiмдерiнiң мал дәрiгерлiк-санитарлық
                          сараптамасы
     1. Сойылған малдың етi мен басқа да ет өнiмдерi, сүт және сүт
өнiмдерi, жұмыртқа, балық, бал және өзге де мал өнiмдерiнiң мал
дәрiгерлiк-санитарлық жағынан кiнәратсыздығын, тағамдық мақсаттарға
пайдалануға жарамдылығын анықтау үшiн мал дәрiгерлiк-санитарлық
сараптамада өткiзiлуге тиiс.
     2. Мал дәрiгерлiк-санитарлық сараптамадан өткiзiлмеген мал
өнiмдерiн сатуға тыйым салынады.
     27-бап. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiк қызмет органдарының
             мемлекеттiк санитарлық-эпидемиологиялық қызмет
             органдарымен және жануарлар дүниесiн қорғау,
             ұдайы өсiру және пайдалану саласындағы
             мемлекеттiк бақылау  органдарымен өзара iс-қимылы
     Мемлекеттiк мал дәрiгерлiк қызмет, мемлекеттiк
санитарлық-эпидемиологиялық қызмет және жануарлар дүниесiн қорғау,
ұдайы өсiру және пайдалану саласындағы мемлекеттiк бақылау органдары
малға және адамдарға ортақ жұқпалы аурулардың iндеттiк және
эпидемиялық жағдайы туралы үнемi ақпарат алмасып отыруға, осы
аурулардың алдын алу мен оларға қарсы күрес шараларын әзiрлеуге және
олардың орындалуын ұйымдастыру мен бақылауға мiндеттi.
                     VII Тарау
             Мал дәрiгерлiгiн қаржыландыру
     28-бап. Мал дәрiгерлiгiн қаржыландыру көздерi


      1. Мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi қызметi республикалық және жергiлiктi бюджеттер есебiнен қаржыландырылады. <*> <*>
      2. Малдың аса қауiптi жұқпалы ауруларының алдын алуға және олармен күресуге бағытталған iндетке қарсы шаралар Қазақстан Республикасының Үкiметi бекiткен тiзбе бойынша республикалық бюджет есебiнен қаржыландырылады.
      3. Жеке меншiктегi малдарды мал дәрiгерлiк қамту, сондай-ақ

базарларда мал шаруашылығы өнiмдерi мен шикiзатына диагностикалық
лабораториялық зерттеулер, мал дәрiгерлiк-санитарлық сараптама
жүргiзу жөнiндегi шаралар олардың иелерiнiң қаржысы есебiнен жүзеге
асырылады.
     Аталған қызметтерге ақы төлеу уағдаластық баға бойынша
жүргiзiледi.
     ЕСКЕРТУ. 28-баптың 1-тармағы жаңа редакцияда - 
              Қазақстан Республикасының
              1998.10.07. N 283 Заңымен.  

Z980283_

 
     ЕСКЕРТУ. 28-баптың 1-тармағы жаңа редакцияда -
              Қазақстан Республикасының        
              1998.12.24. N 334 Заңымен.  

Z980334_

 
                          VIII Тарау
        Мал дәрiгерлiгi заңдарын бұзғандық үшiн жауапкершiлiк
        және мал дәрiгерлiк құқықтық қатынастар саласындағы
                       дауларды шешу тәртiбi
     29-бап. Мал дәрiгерлiгi заңдарын бұзғандық
                үшiн жауапкершiлiк


      1. Лауазымды адамдар мен азаматтар төмендегi мал дәрiгерлiк-санитарлық ережелердi бұзғаны үшiн Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес:
      мiндеттi мал дәрiгерлiк алдын алу шараларын орындаудан бас тартқаны, оларды өткiзу мерзiмiн бұзғаны;
      карантин режимi талаптарының шарттарын сақтамағаны;
      малдың жұқпалы ауруларын жою жөнiндегi шараларды уақтылы немесе толық өткiзбегенi;
      малдың жұқпалы ауруларын таратқаны;
      ауыл шаруашылығы малын өз төлiнен ұдайы өсiрген кезде мал дәрiгерлiк-санитарлық ережелердi сақтамағаны;
      республика аумағын жұқпалы мал ауруларын әкелуден қорғау туралы заңдар мен өзге де нормативтiк актiлердiң талаптарын орындамағаны;
      малды, мал өнiмдерi мен шикiзатын тасымалдау кезiнде мал дәрiгерлiгi ережелерiн бұзғаны;
      малды, оның өнiмдерi мен шикiзатын базарларда сататын орындардың, қоймалардың, карантин базаларының, тиеу-түсiру алаңдарының, көлiк құралдарының, контейнерлердiң және мал шаруашылығы жүктерiн тиеу мен түсiруге арналған басқа да

құрылыстардың жай-күйiне қойылатын мал дәрiгерлiк-санитарлық
талаптарды сақтамағаны үшiн жауап бередi.
     2. Мал дәрiгерлiгi заңдарын бұзудың басқа да түрлерi үшiн
Қазақстан Республикасының заңдарымен жауапкершiлiк белгiленуi мүмкiн.
     30-бап. Дауларды шешу тәртiбi
     Осы Жарлықты орындау кезiнде туған даулар сот тәртiбiмен
шешiледi.
                         IХ Тарау
          Мал дәрiгерлiгi саласындағы халықаралық
          ынтымақтастық және халықаралық шарттар
     31-бап. Халықаралық ынтымақтастық


      Республикалық мемлекеттiк мал дәрiгерлiгiн басқару органының басшысы - Қазақстан Республикасының Бас мемлекеттiк мал дәрiгерлiгi инспекторы Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң тапсыруы бойынша Халықаралық iндетке қарсы бюрода (ХIБ), Дүниежүзiлiк мал дәрiгерлiгi

ассоциациясында (ДМА) және басқа халықаралық мал дәрiгерлiгi
ұйымдарында оның атынан өкiлдiк етедi.
     32-бап. Халықаралық шарттар
     Егер Қазақстан Республикасының халықаралық шарттарында осы
Жарлықтағыдан өзгеше ережелер белгiленсе, халықаралық шарттың
ережелерi қолданылады.
                         Х Тарау
     33-бап. Осы Жарлықтың күшiне ену тәртiбi
     Осы Жарлық жарияланған күннен бастап күшiне енедi.
     Қазақстан Республикасының
          Президентi
     
     Мамандар:
       Омарбекова А.Т.
       Нарбаев Е.Ә. 
     
      
      


О ветеринарии

Указ Президента Республики Казахстан имеющий силу закона от 25 июля 1995 г. N 2376 Утратил силу - Законом РК от 10 июля 2002 года N 339

    В соответствии со статьей I Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий" и в целях определения правовых условий деятельности ветеринарных органов, организаций и специалистов ветеринарии издаю настоящий Указ.

                           Глава I
                       Общие положения

      Статья 1. Предмет регулирования настоящего Указа

      Настоящий Указ регулирует отношения в области профилактики и лечения заболеваний животных, предупреждения болезней, общих для животных и человека, организации противоэпизоотических мероприятий, устанавливает основы ветеринарного надзора, определяет правовые условия деятельности ветеринарных органов, организаций и

специалистов ветеринарии.
     Статья 2. Законодательство о ветеринарии
     Законодательство о ветеринарии состоит из настоящего Указа и
других нормативных актов Республики Казахстан.
     Статья 3. Задачи ветеринарии
     Основными задачами ветеринарии являются:
     защита животных от заразных и незаразных болезней;
     охрана здоровья населения от болезней, общих для животных и
человека;
     обеспечение ветеринарно-санитарного контроля за качеством
продуктов и сырья животного происхождения;
     охрана территории республики от заноса из других государств
болезней животных;


      контроль за качеством диагностических, лечебных и профилактических средств, используемых в ветеринарии;
      разработка и использование средств и методов борьбы с болезнями животных, обеспечение санитарного качества продуктов и сырья животного происхождения, предупреждение загрязнения в ветеринарно-санитарном отношении окружающей среды.

      Статья 4. Государственное управление ветеринарией

      Государственное управление ветеринарией осуществляют

республиканский и местные органы управления ветеринарной службы, а
также специально уполномоченные государственные органы в пределах
своей компетенции.
     Статья 5. Право на занятие ветеринарной деятельностью
     Право на занятие ветеринарной деятельностью, в том числе 
частнопредпринимательской, имеют граждане с высшим или средним
специальным ветеринарным образованием.
                          Глава II
        Организационная структура и функции ветеринарной
                           службы
     Статья 6. Виды ветеринарной службы
     Ветеринарная служба в Республике Казахстан подразделяется на
общегосударственную (далее по тексту государственную), ведомственную
и частнопредпринимательскую.
     Статья 7. Государственная ветеринарная служба
     1. В систему государственной ветеринарной службы входят:
     республиканский орган управления ветеринарией;
     местные органы ветеринарной службы;
     ветеринарные научно-исследовательские организации;
     республиканская, областные и районные ветеринарные лаборатории;
     республиканская экспедиция по борьбе с болезнями животных;
     областные, районные и городские лечебные ветеринарные 
организации;
     противоэпизоотические отряды и экспедиции по борьбе с 
бруцеллезом и туберкулезом;
     службы ветеринарного надзора на государственной границе и
транспорте;


      другие организации ветеринарного и ветеринарно-санитарного профиля, подчиненные органам государственного управления ветеринарией.
      2. Положение о государственной ветеринарной службе утверждается Правительством Республики Казахстан.
      3. Руководитель республиканского органа государственной ветеринарной службы по должности одновременно является Главным государственным ветеринарным инспектором Республики Казахстан, а его заместители - заместителями Главного государственного ветеринарного инспектора Республики Казахстан.
      Руководитель местного органа государственной ветеринарной службы, а также начальник управления государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте по должности одновременно являются главными государственными ветеринарными инспекторами, а их заместители - заместителями главных государственных инспекторов области, района, города и на государственной границе и транспорте.
      4. Назначение и освобождение руководителей местных органов государственной ветеринарной службы, государственного ветеринарного надзора на границе и транспорте производятся вышестоящим органом государственной ветеринарной службы по согласованию с соответствующим местным исполнительным органом.

      Статья 8. Функции органов и организаций государственной
                ветеринарной службы

      1. Ведению органов государственной ветеринарной службы подлежат:
      организация и контроль за исполнением мероприятий по профилактике и диагностике болезней, лечению больных животных;
      изучение эпизоотической ситуации и дача обязательных к исполнению распоряжений по осуществлению профилактики и ликвидации заразных болезней, а также по вопросам дезинфекции, дератизации, дезинсекции и иных мер;
      контроль за производством качественных в ветеринарном и санитарном отношении продуктов и сырья животного происхождения;
      осуществление на рынках ветеринарного осмотра животных, ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животноводства;
      защита населения совместно с органами здравоохранения от болезней, общих для животных и людей, и осуществление взаимного обмена информацией;
      контроль за охраной территории республики от заноса заразных болезней животных;
      проверка ветеринарно-санитарного состояния мясо-молочных предприятий, боен, цехов, животноводческих ферм, комплексов, ярмарок, рынков, складских помещений для хранения сырья и продуктов животного происхождения, кормов и средств транспортировки;
      проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животного происхождения на мясокомбинатах, бойнях, в цехах, других перерабатывающих организациях и рынках, а также предубойного осмотра животных;
      контроль и координация деятельности специалистов ветеринарии, осуществляющих свои функции в организациях различных форм собственности;
      выдача заключений органам страхования на вынужденно убитых или погибших животных;
      экспертиза проектов планировки и строительства животноводческих ферм, организаций по убою и переработке животных и сырья животного происхождения, проектов отвода земельных участков для строительства указанных объектов и забора воды для животных;
      участие в рабочих и государственных комиссиях по приему в эксплуатацию животноводческих объектов и организаций по убою, переработке животных и сырья животного происхождения;
      запрет эксплуатации или временное прекращение функционирования животноводческих объектов и организаций по убою и переработке животных и сырья животного происхождения в случае нарушения ветеринарных норм и правил в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан;
      формирование заказов на научные исследования в области ветеринарии;
      выдача заключений на новые ветеринарные препараты, приборы, инструменты, кормовые добавки и утверждение нормативно-технических документов на них;
      осуществление контроля за производством, использованием биологических, химических, фармацевтических, кормовых добавок и других препаратов, предназначенных для ветеринарных целей, участие в оценке их влияния на здоровье животных и качество продукции животного происхождения;
      участие в разработке и утверждении инструкций по производству и применению ветеринарных и других препаратов, используемых в животноводстве;
      осуществление сотрудничества с ветеринарными организациями иностранных государств и международными ветеринарными организациями;
      организация и проведение ветеринарно-санитарной просветительной работы среди населения;
      иные функции, предусмотренные утвержденными в установленном порядке нормативными актами по вопросам ветеринарии.
      2. Права и обязанности ветеринарных специалистов государственной ветеринарной службы регламентируются положениями, издаваемыми в соответствии с настоящим Указом республиканским органом государственного управления ветеринарией.
      3. Нормативные акты по вопросам ветеринарии, изданные республиканским органом государственного управления ветеринарией в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами. <*>
      Сноска. В статью 8 внесены изменения - Законом РК от 29 ноября 1999 г. N 488 Z990488_ .

      Статья 9. Ведомственная ветеринарная служба

      1. Министерства и ведомства Республики Казахстан могут создавать ведомственные ветеринарные службы, структура которых определяется этими министерствами и ведомствами.
      2. Специалисты ведомственной ветеринарной службы осуществляют ветеринарный надзор и ветеринарное обслуживание животных под методическим руководством и контролем республиканского органа государственного управления ветеринарией.
      3. Основными функциями ведомственных ветеринарных служб являются организация и проведение мероприятий по предупреждению заболеваний животных и их лечению, обеспечение производства безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов и сырья животного происхождения, охрана населения от болезней, общих для животных и человека.
      4. Ветеринарные специалисты ведомственной ветеринарной службы имеют право:
      при осуществлении своих функций давать обязательные для исполнения указания об устранении обнаруженных нарушений на подведомственных объектах;
      требовать от юридических и физических лиц проведения мер, обеспечивающих профилактику и ликвидацию болезней животных, производство безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов и сырья животного происхождения.
     Статья 10. Частнопредпринимательская ветеринарная
                деятельность



      1. Юридические и физические лица, занимающиеся частнопредпринимательской ветеринарной деятельностью, в своей работе подконтрольны республиканскому органу государственного управления ветеринарией и его органам на местах.
      2. Юридические и физические лица, занимающиеся частнопредпринимательской ветеринарной деятельностью, при исполнении своих функций руководствуются соответствующими положениями, утверждаемыми республиканским государственным органом управления ветеринарией.

      Статья 11. Ветеринарное обслуживание животных,
                 находящихся в частной собственности

      Ветеринарное обслуживание животных, находящихся в частной собственности, осуществляется территориальными государственными, ведомственными ветеринарными организациями, частнопрактикующими специалистами ветеринарии на договорной основе, за исключением особо опасных заразных болезней животных по перечню, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, лечение которых проводиться за счет средств республиканского бюджета государственными ветеринарными организациями.

                         Глава III
            Государственный ветеринарный надзор и
          ведомственный ветеринарно-санитарный надзор

      Статья 12. Государственный ветеринарный надзор

      1. Государственный ветеринарный надзор - это деятельность органов управления государственной ветеринарной службы, направленная на предупреждение и устранение нарушений ветеринарного законодательства и нормативных актов, изданных в соответствии с ним.
      2. Государственный ветеринарный надзор обеспечивает:
      организацию и контроль за выполнением противоэпизоотических мероприятий, направленных на охрану здоровья животных и борьбу с болезнями, общими для животных и человека;
      осуществление контрольных функций за соблюдением ветеринарных правил юридическими и физическими лицами всех форм собственности;
      контроль за применением в ветеринарии биологических, химических и других препаратов;
      устранение ветеринарных правонарушений и привлечение к административной ответственности лиц, их совершивших.
      3. Порядок осуществления государственного ветеринарного надзора определяется Положением о государственном ветеринарном надзоре, утверждаемым Правительством Республики Казахстан по представлению республиканского органа государственного управления ветеринарией.

      Статья 13. Права должностных лиц, осуществляющих
                 государственный ветеринарный надзор

      Главный государственный ветеринарный инспектор Республики Казахстан, главные государственные ветеринарные инспектора областей, районов, городов, а также главный государственный ветеринарный инспектор на государственной границе и транспорте и их заместители, а также ветеринарные специалисты республиканских, местных органов управления ветеринарной службы и государственных ветеринарных организаций имеют право:
      беспрепятственно посещать (по предъявлению служебного удостоверения) и проводить обследования организаций всех форм собственности с целью проверки выполнения норм ветеринарного законодательства и соблюдения действующих ветеринарных правил;
      предъявлять юридическим и физическим лицам требования о проведении противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и устранении ветеринарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;
      принимать решения о проведении профилактической вакцинации животных, дезинфекции, дезинсекции и дератизации в помещениях, на территориях ферм, в эпизоотических очагах и на транспорте;
      осуществлять контрольно-распорядительные функции по охране государственных границ от заноса и распространения заразных заболеваний животных;
      давать обязательные для исполнения указания об изоляции больных и подозреваемых в заболевании заразными болезнями животных;
      вносить представления в представительные и исполнительные органы о создании противоэпизоотических комиссий, введении на отдельных территориях карантина, приостановлении хозяйственной деятельности юридических и физических лиц в случае нарушения ими ветеринарного законодательства;
      приостанавливать и запрещать хозяйственную деятельность юридических и физических лиц до устранения нарушений ветеринарно-санитарных правил в производстве, хранении, перевозке и реализации животноводческой продукции;
      привлекать к административной ответственности должностных лиц и граждан, допустивших нарушения ветеринарных правил, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Запрещение или приостановление хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства до устранения нарушений ветеринарно-санитарных правил в производстве, хранении, перевозке и реализации животноводческой продукции осуществляется в судебном порядке по заявлению должностных лиц, осуществляющих государственный ветеринарный надзор.
      Исковое заявление о запрещении или приостановлении деятельности субъекта малого предпринимательства направляется органами государственного ветеринарного надзора в суд в порядке и на основаниях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
      Запрещение или приостановление деятельности субъекта малого предпринимательства без судебного решения допускается в исключительных случаях выявления заразных болезней животных и птиц, при которых устанавливается карантин, на срок не более 3 дней, с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении действует до вынесения судебного решения. <*>
      Сноска. В статью 13 внесены изменения - Законом РК от 29 ноября 1999 г. N 488 Z990488_ .

      Статья 14. Гарантии деятельности должностных лиц,
                 осуществляющих государственный ветеринарный
                 надзор

      1. Должностные лица, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, в своей деятельности являются независимыми и руководствуются настоящим Указом, другими законодательными актами, а также иными нормативными актами по вопросам ветеринарии, изданными в установленном порядке.
      2. Местные представительные и исполнительные органы, руководители организаций всех форм собственности и граждане обязаны оказывать содействие государственным ветеринарным инспекторам при исполнении ими своих служебных обязанностей.
      3. Должностные лица местных представительных и исполнительных органов, организации всех форм собственности и граждане, препятствующие деятельности государственных ветеринарных инспекторов, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 15. Ведомственный ветеринарно-санитарный надзор

      1. Ведомственный ветеринарно-санитарный надзор за соблюдением ветеринарных правил осуществляется ведомственными ветеринарными службами, которые в своей деятельности подконтрольны государственным ветеринарным органам.
      2. Права и обязанности ведомственных ветеринарных служб определяются положениями о ведомственном ветеринарно-санитарном надзоре, утверждаемыми министерствами и ведомствами по согласованию с Главным государственным ветеринарным инспектором Республики Казахстан.

                             Глава IV
            Предупреждение и ликвидация заразных болезней
                             животных

      Статья 16. Обязанности юридических и физических лиц по
                 предупреждению заразных болезней животных

      Юридические и физические лица, являющиеся владельцами животных, обязаны:
      осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных;
      содержать в надлежащем санитарном состоянии территорию, животноводческие помещения и сооружения для хранения и переработки кормов, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
      соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при строительстве, вводе в эксплуатацию объектов и сооружений, связанных с содержанием животных, переработкой и хранением животноводческой продукции;
      предоставлять ветеринарным специалистам по их требованию животных для осмотра, диагностических исследований и предохранительных прививок;
      немедленно извещать специалистов ветеринарной службы о случаях внезапного падежа, одновременного заболевания нескольких животных или об их необычном поведении, до прибытия ветеринарных специалистов принимать меры к изолированному содержанию животных, подозреваемых в заболевании;
      соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перегона, перевозки животных;
      выполнять требования ветеринарных специалистов по утилизации или обезвреживанию павших животных;
      не допускать без разрешения ветеринарных специалистов убоя животных для собственного употребления и продажи;
      содержать изолированно в течение 30 дней вновь поступивших животных для ветеринарного обследования;
      выполнять указания ветеринарных специалистов о мерах профилактики и борьбы с заболеваниями животных и по другим ветеринарным вопросам.

      Статья 17. Установление и снятие карантина

      1. В случае возникновения заразных болезней животных на определенной территории и в населенных пунктах Правительством Республики Казахстан, местными исполнительными органами по представлению органов управления государственной ветеринарной службы устанавливается карантин.
      Перечень заразных болезней животных, при которых устанавливается карантин, определяется республиканским органом государственного управления ветеринарией.
      2. Для оперативного руководства и координации деятельности предприятий, организаций и граждан по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных заболеваний животных указанными органами государственного управления образуются чрезвычайные противоэпизоотические комиссии.
      3. Должностные лица и специалисты государственной ветеринарной службы организуют и контролируют осуществление специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных заболеваний.
      4. Решение о снятии карантина принимается органом, установившим карантин, по представлению ветеринарной службы после проведения специальных мероприятий.

      Статья 18. Охрана территории республики от заноса
                 заразных болезней животных из иностранных
                 государств

      1. На территорию республики допускается ввоз из иностранных государств только здоровых животных, а также продуктов и сырья животного происхождения, полученных от здоровых животных и из благополучных в эпидемиологическом отношении регионов, с соблюдением ветеринарно-санитарных правил, устанавливаемых республиканским органом государственного управления ветеринарией.
      2. Проведение операций, связанных с закупкой за границей и ввозом в Республику Казахстан животных, а также продуктов и сырья животного происхождения, допускается с разрешения республиканского органа государственного управления ветеринарией.
      3. Для осуществления мероприятий по предупреждению заноса болезней животных в республику из других государств на государственной границе республиканским органом государственного управления ветеринарией совместно с Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в местах ввоза животных и животноводческой продукции организуются пограничные ветеринарные контрольно-пропускные пункты.
      4. Порядок осуществления ветеринарно-санитарного надзора при перемещении через государственную границу ввозимых животных, продуктов и сырья животного происхождения определяется Правительством Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Статья 18 с изменениями - Законом РК от 10 июля 2002 года N 338 Z020338_ .

      Статья 19. Ветеринарно-санитарные требования к заготовке,
                 переработке, хранению, перевозке и реализации
                 животноводческой продукции

      1. Юридические и физические лица, деятельность которых связана с заготовкой, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией животноводческой продукции и сырья животного происхождения, обязаны:
      выполнять технологические, гигиенические и ветеринарно-санитарные правила;
      содержать помещения и технологическое оборудование для обработки и обезвреживания продукции животноводства в надлежащем ветеринарно-санитарном состоянии;
      обеспечивать неукоснительное выполнение требований специалистов ветеринарной службы, предъявлять животноводческую продукцию для ветеринарно-санитарной экспертизы.
      2. Государственным ветеринарным инспекторам предоставляется право запрещать в организациях всех форм собственности производство и реализацию продукции и сырья животного происхождения, не соответствующих ветеринарно-санитарным нормам, а также вносить предложения исполнительным органам о приостановлении работы в них в случае нарушения ветеринарно-санитарных правил.

      Статья 20. Государственный ветеринарный контроль на рынках

      1. Государственный ветеринарный контроль является обязательным для рынков, торгующих животными, продуктами и сырьем животного происхождения.
      Местные исполнительные органы и администрации рынков обязаны создавать условия для осуществления этого контроля.
      Предоставлять лабораториям ветеринарно-санитарной экспертизы служебные помещения, необходимое оборудование и средства связи, а также компенсировать затраты на их эксплуатацию.
      2. Ветеринарные специалисты лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы рынка имеют право изымать продукты животного происхождения, признанные непригодными для питания людей, и принимать меры по их утилизации.
      3. Торговля животными, продуктами и сырьем животного происхождения разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах.

      Статья 21. Отчуждение животных и изъятие животноводческой
                 продукции

      1. При установлении неблагополучия по заразным болезням животных они должны быть отчуждены по постановлению соответствующего главного государственного ветеринарного инспектора.
      Перечень болезней, при которых допускается отчуждение животных, порядок отчуждения животных и изъятия животноводческой продукции Главного государственного ветеринарного инспектора Республики Казахстан.
      2. Юридические и физические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия животноводческой продукции в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

      Статья 22. Соблюдение ветеринарных правил при охоте,
                 рыболовстве и других видах пользования
                 животным миром

      1. Пользователи животным миром обязаны соблюдать ветеринарные правила, утверждаемые республиканским органом государственного управления ветеринарией по согласованию со специально уполномоченным республиканским органом по государственному контролю в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.
      2. Юридические и физические лица, занимающиеся промысловой охотой и промысловым ловом рыбы, обязаны оборудовать места для обработки добытой дичи и выловленной рыбы согласно ветеринарно-санитарным требованиям и обеспечить проведение ветеринарно-санитарной экспертизы дичи и рыбы.

                             Глава V
           Производство и применение в животноводстве лечебных,
            профилактических, диагностических и стимулирующих
               препаратов и контроль за их применением

      Статья 23. Требования к производству ветеринарных
                 препаратов

      Препараты, применяемые в ветеринарии, изготавливаются на основании нормативно-технической документации, утвержденной республиканским органом государственного управления ветеринарией.

      Статья 24. Применение в животноводстве ветеринарных
                 препаратов

      1. В животноводстве разрешается применять медикаменты, кормовые добавки, микроэлементы, вакцины, другие биопрепараты и реагенты, зарегистрированные в республиканском органе государственного управления ветеринарией.
      Применение кормовых добавок в виде антибиотиков и гормонов допускается по согласованию с органами здравоохранения.
      2. Выпускаемые в Республике Казахстан биологические препараты подлежат обязательному контролю на соответствие требованиям стандарта.
      3. Функции государственного контроля за применением ветеринарных препаратов выполняют научно-исследовательские ветеринарные организации по решению республиканского органа управления ветеринарией.
      4. Импортируемые препараты могут использоваться в животноводстве при наличии сертификата качества и отметки о происхождении в странах-экспортерах соответствующего контроля.

                           Глава VI
              Охрана здоровья граждан от болезней,
                 общих для животных и человека

      Статья 25. Порядок охраны здоровья граждан от болезней,
                 общих для животных и человека

      1. Охрана здоровья граждан от болезней, общих для животных и человека, обеспечивается комплексом ветеринарно-санитарных мер, экспертизы животноводческой продукции, мероприятий по профилактике и лечению заразных болезней, осуществляемых государственной ветеринарной службой совместно с санитарно-эпидемиологической службой.
      2. Лица, занятые в животноводстве и сферах переработки, хранения, транспортировки и реализации продуктов животного происхождения, обязаны выполнять предписания органов здравоохранения о проведении периодических медицинских осмотров и иммунизации, а также проходить специальную подготовку по санитарному минимуму.
     Статья 26. Ветеринарно-санитарная экспертиза
                животноводческой продукции



      1. Мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко и молочные продукты, яйца, рыба, мед и иные продукты животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе для определения благополучия их в ветеринарно-санитарном отношении и пригодности к использованию в пищевых целях.
      2. Реализация продукции животного происхождения, не прошедшей ветеринарно-санитарной экспертизы, запрещается.

      Статья 27. Взаимодействие органов государственной ветеринарной
                 службы с органами государственной
                 санитарно-эпидемиологической службы и органами
                 по государственному контролю в области охраны,
                 воспроизводства и использования животного мира

      Органы государственной ветеринарной службы, государственной санитарно-эпидемиологической службы и по государственному контролю в области охраны, воспроизводства и использования животного мира обязаны постоянно обмениваться информацией об эпизоотической и эпидемилогической обстановке по заразным болезням, общим для животных и человека, разрабатывать меры профилактики и борьбы с данными болезнями, организовывать и контролировать их выполнение.

                            Глава VII
                    Финансирование ветеринарии

      Статья 28. Источники финансирования ветеринарии

      1. Государственная ветеринарная служба финансируется за счет средств республиканского и местного бюджетов.
      2. Финансирование противоэпизоотических мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с особо опасными заразными болезнями животных, по перечню, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, осуществляется за счет республиканского бюджета.
      3. Мероприятия по ветеринарному обслуживанию животных, находящихся в частной собственности, а также диагностические лабораторные исследования, ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства и сырья животного происхождения на рынках осуществляются за счет средств их владельцев.
      Оплата указанных услуг производится по договорным ценам. <*>
      Сноска. В статью 28 внесены изменения - Законами РК от 10 июля 1998 г. N 283 Z980283_ ; от 24 декабря 1998 г. N 334 Z980334_ .

                            Глава VIII
             Ответственность за нарушение ветеринарного
            законодательства и порядок разрешения споров
              в области ветеринарно-правовых отношений

      Статья 29. Ответственность за нарушение ветеринарного
                 законодательства

      1. Должностные лица и граждане несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан за совершение следующих нарушений ветеринарно-санитарных правил:
      отказ от проведения обязательных профилактических ветеринарных мероприятий и нарушение сроков их проведения;
      несоблюдение условий требований карантинного режима;
      несвоевременное или неполное проведение мероприятий по ликвидации заразных болезней животных;
      распространение заразных болезней животных;
      несоблюдение ветеринарно-санитарных правил при воспроизводстве сельскохозяйственных животных;
      неисполнение требований законодательных и иных нормативных актов об охране территории республики от заноса заразных болезней животных;
      нарушение ветеринарных правил при перевозке животных, продуктов и сырья животного происхождения;
      несоблюдение ветеринарно-санитарных требований к местам торговли животными, продуктами и сырьем животного происхождения на рынках, состоянию складских помещений, карантинных баз, погрузочно-разгрузочных площадок, транспортных средств, контейнеров и других специальных сооружений для погрузки и выгрузки животноводческих грузов.
      2. Законодательством Республики Казахстан может быть установлена ответственность и за другие виды нарушений ветеринарного законодательства.

      Статья 30. Порядок разрешения споров

      Споры, возникающие при исполнении настоящего Указа, разрешаются в судебном порядке.

                              Глава IX
           Международное сотрудничество в области ветеринарии
                      и международные договоры

      Статья 31. Международное сотрудничество

      Руководитель республиканского органа государственного управления ветеринарией - Главный государственный ветеринарный инспектор Республики Казахстан по поручению Правительства Республики Казахстан представляет его в Международном эпизоотическом бюро (МЭБ) и Всемирной ветеринарной ассоциации (ВВА) и других международных ветеринарных организациях.

     Статья 32. Международные договоры
     Если международными договорами Республики Казахстан установлены
иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Указе, то
применяются правила международного договора.
                             Глава X
     Статья 33. Порядок вступления в силу настоящего Указа
     Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.
      Президент
 Республики Казахстан