ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ между Министерством здравоохранения Республики Казахстан, Казахстанским отраслевым профессиональным союзом работников здравоохранения и Национальной палатой здравоохранения на 2020-2022 годы

Обновленный

ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ.

      Содержание:

      1. Общие положения

      2. Реализация Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы

      3. Организация оплаты труда

      4. Трудовые отношения и содействие занятости

      5. Охрана труда и здоровья

      6. Развитие кадрового потенциала. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников

      7. Социальная защита работников, гарантии, компенсации и льготы

      8. Развитие социального партнерства

      9. Гарантии деятельности профсоюзов

      10. Заключительное положение. Действие соглашения и контроль за его реализацией

1. Общие положения

      1. Полномочные представители сторон социального партнерства государственное учреждение "Министерство здравоохранении Республики Казахстан" (далее - Министерство), общественное объединение "Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников здравоохранения" (далее - Профсоюз) и объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц "Национальная палата здравоохранения" (далее - Национальная палата здравоохранения), в дальнейшем именуемые Стороны, заключили настоящее отраслевое соглашение на 2020-2022 годы (далее - Соглашение).

      2. Настоящее Соглашение основано на Конституции Республики Казахстан, Трудовом кодексе Республики Казахстан (далее - ТК РК), Кодексе Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", Законе Республики Казахстан "О профессиональных союзах", другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан, касающимися социально-экономических и трудовых прав и интересов работников здравоохранения, Конвенциях МОТ № 87, № 98 и иных международных норм права, действующим Генеральным Соглашением между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и работодателей.

      3. Настоящее Соглашение является основным правовым актом социального партнерства и направлено на обеспечение защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, гарантий и льгот работников, соблюдения прав и интересов работодателей.

      Сноска. Пункт 3 - в редакции Дополнительного соглашения Министерства здравоохранения РК, Казахстанского отраслевого профессионального союза работников здравоохранения и Национальной палатой здравоохранения от 22.01.2021 № 1.

      4. Положения, вытекающие из настоящего Соглашения, являются обязательными для Сторон, служат основой и не могут быть исключены или уменьшены при заключении региональных соглашений между филиалами Профсоюза, Национальной палаты здравоохранения и управлениями здравоохранения и коллективных договоров в организациях здравоохранения.

      5. Соглашение не ограничивает права работодателей в предоставлении дополнительных льгот и гарантий в части оплаты труда, режима работы, отдыха и иных мер социальной поддержки работников, определенных коллективными и трудовыми договорами.

      6. Действие настоящего Соглашения распространяется на государственный орган в лице Министерства здравоохранения Республики Казахстан, работодателей и работников в лице Национальной палаты здравоохранения и Профсоюза, а также на работников и (или) их представителей, не являющихся членами Профсоюза, присоединившихся к настоящему Соглашению на основании письменного заявления в Профсоюз и уполномочивших Профсоюз представлять их интересы.

      Сноска. Пункт 6 - в редакции Дополнительного соглашения Министерства здравоохранения РК, Казахстанского отраслевого профессионального союза работников здравоохранения и Национальной палатой здравоохранения от 22.01.2021 № 1.

      7. Положения соглашений, коллективных, трудовых договоров, актов работодателей, ухудшающие гарантии работников по сравнению с трудовым законодательством Республики Казахстан и настоящим Соглашением, признаются недействительными и не подлежат применению.

      8. В случае принятия в период действия настоящего Соглашения законодательных и других нормативных правовых актов, улучшающих условия, установленные настоящим Соглашением, их положения применяются к данным условиям.

      9. В случае проведения реорганизационных мероприятий у одной из Сторон Соглашения права и обязательства переходят к их правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения.

2. Реализация направлений Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы

      10. Стороны обязуются:

      10.1. осуществлять совместные действия по реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы, созданию эффективной и доступной системы оказания медицинской помощи населению республики, а также продолжать работу по внедрению обязательного социального медицинского страхования;

      10.2. содействовать развитию конкуренции в системе здравоохранения, совершенствованию тарифной политики по медицинским услугам, повышению качества медицинских услуг, обеспечению населения достоверной и объективной информацией по вопросам охраны здоровья;

      10.3. продолжить работу по дальнейшему совершенствованию системы образования, науки и внедрению инновационных технологий и трансферт передовых технологий медицинской помощи в систему здравоохранения;

      10.4. рассматривать на заседаниях коллегиальных органов Министерства и выборных органов Профсоюза, Национальной палаты здравоохранения программные и стратегические документы в системе здравоохранения и принимать действенные меры по их реализации;

      10.5. совместными усилиями осуществлять развитие качественного и доступного здравоохранения и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет в 2025 году, включающие:

      развитие общественного здравоохранения;

      приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП);

      обеспечение качества медицинских услуг;

      национальную лекарственную политику;

      повышение эффективности управления человеческими ресурсами;

      развитие инфраструктуры;

      цифровизацию здравоохранения;

      реализацию обязательного социального медицинского страхования.

      11. В ходе реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы Стороны будут добиваться и проводить консультации по вопросам, касающимся прав и интересов работников, в том числе:

      1) профилактики производственного, бытового, транспортного травматизма и несчастных случаев;

      2) кадрового обеспечения команды ПМСП: дальнейшее повышение роли врачей общей практики, участковых медицинских сестер, социального работника, вовлечение работников в повышение грамотности людей о здоровье;

      3) лицензирования врачей и средних медицинских работников;

      4) дальнейшей модернизации медицинского образования, развитие стратегического партнерства с ведущими зарубежными вузами;

      5) качественного непрерывного профессионального развития медработников;

      6) анализа, прогнозирования и мониторинга кадровых ресурсов здравоохранения;

      7) принятия мер по повышению статуса работников медицинских организации и организации медицинского образования;

      8) совершенствования методики тарифообразования;

      9) реализация механизмов финансового контроля за освоением средств гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП) и обязательного социального медицинского страхования (далее - ОСМС), в том числе за качеством предоставляемой медицинской помощи.

      12. В ходе разработке и реализации единого перспективного плана развития инфраструктуры здравоохранения Министерство и управления общественного здравоохранения на местах обязуются привлекать Профсоюз и их представителей.

3. Организация оплаты труда

      13. В целях совершенствования экономических отношений и оплаты труда, а также реализации комплекса мер, обеспечивающих право работника на достойный труд и достойную заработную плату, Стороны договорились:

      13.1. разработать систему оплаты труда работников в организациях здравоохранения, за исключением гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет государственного бюджета, работников казенных предприятий;

      13.2. минимальный размер тарифной ставки (оклада) работников здравоохранения не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете";

      13.3. проводить сбор, анализ и мониторинг данных повышения заработной платы в соответствии с Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы два раза в год согласно разработанной совместно со всеми сторонами методике;

      13.4. системы оплаты труда, премирования и иного вознаграждения работников государственного предприятия на праве хозяйственного ведения определять коллективным договором в пределах установленного фонда оплаты труда;

      13.5. системы оплаты труда и премирования работников акционерных обществ, некоммерческих акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и иных организационно-правовых форм определять коллективным договором в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      13.6. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 декабря 2020 года "О республиканском бюджете на 2021-2023 годы", постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2020 года № 840 "О реализации Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2021-2023 годы" обеспечить выплату заработной платы работникам субъектов здравоохранения, финансируемых в рамках ГОБМП и в системе ОСМС, с применением поправочных коэффициентов к должностным окладам, установленным согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет государственного бюджета, работников казенных предприятий" (далее - Постановление 1193), приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № ҚРДСМ-213/2020 "Об утверждении типовой системы оплаты труда работников государственных предприятий на праве хозяйственного ведения в области здравоохранения" для следующих категорий:

      специалистам высшего уровня квалификации с высшим медицинским образованием (врачи всех специальностей, заведующие отделениями (блок А, В2) с 1 января 2021 года – 2,02; с 1 января 2022 года - 2,63; с 1 января 2023 года - 2,73;

      специалистам высшего и среднего уровня квалификации с техническим и профессиональным, послесредним, высшим медицинским и фармацевтическим образованием (блок В3, В4) с 1 января 2021 года – 1,63; с 1 января 2022 года - 1,95; с 1 января 2023 года - 2,05;

      санитаркам (включая сестер-хозяек) - 1,15.

      При начислении заработной платы указанным категориям работников в соответствии со статьями 106, 109 и 110 ТК РК применять вышеуказанные коэффициенты.

      Принять меры по обязательному включению в региональные соглашения между сторонами социального партнерства, коллективные договоры и положения об оплате труда работников субъектов здравоохранения нормы настоящего пункта Соглашения;

      13.6-1. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 77-VII "О республиканском бюджете на 2022-2024 годы", постановлением Правительства Республики Казахстан от 09 декабря 2021 года № 872 "О реализации Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2022-2024 годы", статьей 107 Трудового Кодекса, пунктом 2 статьи 138 Закона "О государственном имуществе", приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года ҚР ДСМ-213/2020 "Об утверждении типовой системы оплаты труда работников государственных предприятий на праве хозяйственного ведения в области здравоохранения, организациям здравоохранения временно обеспечить исчисление должностных окладов медицинских работников с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года с учетом ранее присвоенных квалификационных категорий (высшая, первая, вторая), независимо от срока истечения действия ранее выданных свидетельств о присвоении квалификационных категорий, установленных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий" (далее - Постановление)".

      К медицинским работникам с истекшим сроком действия свидетельств о присвоении квалификационных категорий с 1 января 2023 года применяются условия, предусмотренные пунктом 2 настоящего Соглашения.

      13.6-2. В соответствии приказом Министра здравоохранения от 20 декабря 2020 года ҚР ДСМ № 283/2020 "Об утверждении правил подтверждения результатов непрерывного профессионального развития работников здравоохранения", в целях мотивации профессионального роста медицинских работников, применить требования к уровням квалификаций по результатам непрерывного профессионального развития работников здравоохранения по следующим критериям достижения:

      - для исчисления оплаты по достижению уровня квалификации "вторая квалификационная категория" согласно Постановлению требуется повышение квалификации в объеме не менее 5 кредитов (150 часов) и результаты неформального образования не менее 30 ЗЕ, рекомендательное письмо от профильной профессиональной ассоциации (при наличии), непрерывный стаж 5 лет;

      - для исчисления оплаты по достижению уровня квалификации "первая квалификационная категория" согласно Постановлению, требуется повышение квалификации в объеме не менее 5 кредитов (150 часов) и результаты неформального образования не менее 60 ЗЕ, рекомендательное письмо от профильной профессиональной ассоциации (при наличии), непрерывный стаж 5 лет после достижения "второй квалификационной категории";

      - для исчисления оплаты по достижению уровня квалификации "высшая квалификационная категория" согласно Постановлению требуется повышение квалификации в объеме не менее 5 кредитов (150 часов) и результаты неформального образования не менее 90 ЗЕ, рекомендательное письмо от профильной профессиональной ассоциации (при наличии), непрерывный стаж 5 лет после достижения "первой квалификационной категории".

      Подтверждение уровней квалификаций по достижению "второй", "первой" и "высшей" квалификационных категорий является добровольной.

      13.6-3. В целях мотивации работников здравоохранения с непрофильным (немедицинским) образованием (химическое, биологическое, педагогическое, инженерное и т.д.) обеспечить выплату заработной платы в субъектах здравоохранения с применением стимулирующих надбавок к их должностным окладам исходя из финансовых возможностей организаций здравоохранения.

      13.6-4. Обеспечить выплату заработной платы работников в субъектах здравоохранения (за исключением медицинских и фармацевтических работников) с применением поправочных коэффициентов к их установленным размерам должностных окладов: с 1 января 2022 года в размере 1,23.

      Принять меры по обязательному включению в региональное соглашение между сторонами социального партнерства, коллективные договоры и положения об оплате труда работников субъектов здравоохранения нормы настоящих пунктов Соглашения.

      13.7. доплаты работникам субъектов здравоохранения независимо от форм собственности, занятым на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда, производятся в соответствии с Постановлением 1193;

      13.8. сохранить за работниками субъектов здравоохранения, финансируемых в рамках ГОБМП И ОСМС, а также организаций, переданных в государственно частного партнерство, доверительное управление, аутсорсинг, право на получение основного оплачиваемого трудового отпуска продолжительностью не менее тридцати календарных дней с выплатой пособия на оздоровление в размере не менее одного должностного оклада и установления минимальных значений должностных окладов, всех видов доплат не ниже соответствующих должностных окладов и доплат гражданских служащих, в том числе надбавок за особые условия труда в соответствии с Постановлением 1193 и настоящего Соглашения;

      13.9. принимать меры по выплате пособия на оздоровление в размере не менее должностного оклада всем работникам субъектов здравоохранения независимо от форм собственности, финансируемых в рамках ГОБМП и в системе ОСМС, в том числе санитаркам (санитарам), сестрам-хозяйкам, няням;

      13.10. предоставлять медицинским работникам, служащим и техническим работникам, занятым профилактической, лечебно-диагностической и научно- исследовательской работой, связанной с ВИЧ, сокращенный шестичасовой рабочий день, дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью двадцать четыре календарных дня, дополнительную оплату труда за профессиональную вредность в размере шестидесяти процентов от должностного оклада;

      13.11. исключен Дополнительным соглашением Министерства здравоохранения РК, Казахстанского отраслевого профессионального союза работников здравоохранения и Национальной палатой здравоохранения от 22.01.2021 № 1;

      13.12. принимать меры по совершенствованию системы дополнительного (стимулирующего) компонента подушевого норматива (СКПН) и расширению перечня специалистов, участвующих в повышении качества и доступности амбулаторно-поликлинической помощи и имеющих право на доплаты за свой труд;

      13.13. для врачей и среднего медицинского персонала организаций здравоохранения, независимо от типа организаций и места их расположения могут устанавливаться дежурства на дому. Время, затраченное на дежурство на дому, выполняемые в пределах нормы рабочего времени как в дневное, так и в ночное время учитывается как полчаса за каждый час дежурства. В случае вызова работника, выполняющего указанные дежурства, в организацию, на место происшествия на дом к больному время, затраченное на вызов оплачивается из расчета должностного оклада (ставки) специалиста за фактически отработанное время, с сохранением действующего порядка оплаты труда работников здравоохранения в праздничное и ночное время;

      13.14. обеспечить контроль за реализацией государственных гарантий в сфере оплаты труда работников отрасли, полнотой и своевременностью выплаты заработной платы;

      13.15. при учете рабочего времени время, затраченное на одевание и снятие средств индивидуальной защиты с принятием гигиенического душа, отнести к рабочему времени.

      Сноска. Пункт 13 с изменениями, внесенными Дополнительным соглашением Министерства здравоохранения РК, Казахстанского отраслевого профессионального союза работников здравоохранения и Национальной палатой здравоохранения от 22.01.2021 № 1; с изменениями, внесенными Дополнительным соглашением Министерства здравоохранения РК, общественного объединения "Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников здравоохранения" и Национальной палатой здравоохранения от 04.03.2022 № 1.

      14. Министерство принимает на себя следующие обязательства:

      14.1. исключен Дополнительным соглашением Министерства здравоохранения РК, Казахстанского отраслевого профессионального союза работников здравоохранения и Национальной палатой здравоохранения от 22.01.2021 № 1;

      14.2. рекомендовать включать представителей Профсоюза (председателей филиалов Профсоюза) в состав Коллегии Министерства, областных (городских) управлений общественного здравоохранения и привлекать их к участию в работе комиссий и групп по подготовке и рассмотрению проектов нормативных правовых актов в сфере здравоохранения, касающихся социальных-экономических и трудовых отношений;

      14.3. рекомендовать включать представителей Профсоюза в состав комиссий республиканского и территориальных фондов социального медицинского страхования по выбору и размещению объемов медицинских услуг среди субъектов здравоохранения в рамках ГОБМП и в системе ОСМС;

      14.4. при наличных финансовых средств обеспечивать формирование фондов оплаты труда работников субъектов здравоохранения с учетом мотивации работников к повышению эффективности труда.

      Сноска. Пункт 14 с изменением, внесенным Дополнительным соглашением Министерства здравоохранения РК, Казахстанского отраслевого профессионального союза работников здравоохранения и Национальной палатой здравоохранения от 22.01.2021 № 1.

      15. Профсоюз обязуется:

      15.1. обеспечивать общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, своевременной выплатой заработной платы с учетом ее повышения работникам субъектов здравоохранения на условиях и в порядке, закрепленных в настоящем Соглашении, коллективных договорах и положениях об оплате труда субъектов здравоохранения;

      15.2. обеспечивать эффективную защиту социально-экономических и трудовых прав и интересов членов Профсоюза;

      15.3. принимать участие в работе комиссий, рабочих групп по подготовке и рассмотрению проектов нормативных правовых актов, связанных с социально- экономическими и трудовыми правами и интересами членов Профсоюза;

      15.4. принимать активное участие в реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы и в проведении мониторинга фактического уровня заработных платы медицинских работников;

      15.5. продолжить участие в реализации инициатив Министерства в рамках выполнения задач, поставленных перед системой здравоохранения в Посланиях Президента страны.

4. Трудовые отношения и содействие занятости

      16. Стороны принимают на себя следующие обязательства:

      16.1. обеспечивать действенный контроль за соблюдением норм трудового законодательства Республики Казахстан, Генерального Соглашения между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и работодателей, настоящего Соглашения при заключении трудовых договоров с работниками субъектов здравоохранения всех форм собственности;

      16.2. проводить в пределах своих полномочий мониторинг социальной напряженности и рисков возникновения трудовых конфликтов, результаты мониторинга рассматривать на заседаниях отраслевой комиссии;

      16.3. обеспечивать комплексный подход к решению вопросов реализации кадровой политики в здравоохранении, повышения престижа профессии медицинского и фармацевтического работника, эффективной защиты их социально- экономических и трудовых прав и интересов членов Профсоюза;

      16.4. разработать мероприятия по реализации Закона РК "О государственной молодежной политике", в том числе, по развитию и укреплению преемственности поколений, наставничеству, сохранению и укреплению здоровья молодежи, формированию здорового образа жизни, созданию условий для занятий физической культурой и спортом, организации и проведению студенческих форумов;

      16.5. участвовать в выработке и реализации комплекса мер по сохранению и развитию интеллектуального потенциала здравоохранения с учҰтом внедрения инновационных технологий, развитию и укреплению преемственности поколений, повышению престижа профессии медицинского и фармацевтического работника;

      16.6. разработать положение о порядке утверждения отраслевой рамки квалификации.

      17. Министерство и Национальная палата здравоохранения обязуются:

      17.1. осуществлять издание актов работодателей, касающихся социально- экономических и трудовых прав работников, с учетом мотивированного мнения представителей Профсоюза в соответствии со ст. 12 ТК РК, в том числе:

      1) обеспечения занятости, подготовки, переподготовки и трудоустройства высвобождаемых работников;

      2) о системах оплаты труда работников;

      3) о гарантиях и льготах работникам, проходящим подготовку, переподготовку, повышения квалификации, а также работникам, совмещающим работу с обучением;

      4) правила трудового распорядка;

      5) график отпусков;

      6) график сменности;

      7) ввод режима неполного рабочего времени;

      8) расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным следующими подпунктами пункта 1 статьи 52 ТК РК:

      - подпункт 2) (сокращение численности или штата работников);

      - подпункт 3) (снижение объема производства, повлекшее ухудшение экономического состояния работодателя);

      - подпункт 7) (отрицательный результат работы в период испытательного срока);

      - подпункт 8) (отсутствие работника на работе без уважительной причины в течении 3-х и более часов подряд за один рабочий день);

      - подпункт 16 (повторное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работников, имеющих дисциплинарное взыскание);

      17.2. принимать меры по недопущению необоснованного сокращения численности работников, занятых в субъектах здравоохранения;

      17.3. при производственной необходимости сокращения численности или штата работников, в том числе при аутсорсинге, проводить обязательные взаимные консультации с представителями Профсоюза и разрабатывать мероприятия по поддержке занятости, социальной защищенности работников не менее чем за 1 месяц до начала процедур сокращения штатов;

      17.4. в целях оперативного досудебного рассмотрения и разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров создавать согласительные и примирительные комиссии на паритетных началах из равного числа представителей Профсоюза и работодателей;

      17.5. обеспечить повышение квалификационного уровня и профессиональных навыков работников отрасли в пределах норм учебных часов за счет средств работодателя с сохранением места работы, средней заработной платы, с оплатой командировочных расходов в размерах не ниже предусмотренных законодательством РК и условиями договора обучения в соответствии пунктом 4, статьи 118 ТК РК;

      17.6. обеспечить прохождение профессиональной переподготовки и повышение квалификации для женщин, вышедших из декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком в течение первых 6 месяцев с момента выхода на работу;

      17.7. обеспечить участие представителей Профсоюза в работе аттестационных комиссий по определению квалификационного уровня и профессиональных знаний работников отрасли;

      17.8. не допускать расторжения трудового договора с работниками до достижения пенсионного возраста, которым осталось менее двух лет по основаниям, предусмотренным подпунктами 2) и 4) пункта 1 статьи 52 ТК РК;

      17.9. в целях создания условий для трудоустройства и занятости среди молодежи обязуются:

      1) обеспечить заключение трудового договора на определенный срок с молодыми специалистами, впервые поступившими на работу сроком на два года, кроме случаев, установленных подпунктами 3), 4), 5), 6) пункта 1 статьи 30 ТК РК;

      2) при приеме на работу лиц, не достигнувших возраста восемнадцати лет, а также лиц, освоивших образовательные учебные программы в организациях технического и профессионального, после среднего, высшего и послевузовского образования, впервые поступающих на работу по полученной специальности, но не позднее одного года со дня их окончания, не устанавливать им испытательный срок.

      18. Профсоюз обязуется:

      18.1. обеспечить общественный контроль за соблюдением трудовых прав и интересов работников отрасли, в том числе, обоснованностью сокращения рабочих мест, соблюдением правовых гарантий и компенсаций работникам при смене собственника, изменении подведомственной принадлежности или реорганизации в порядке, предусмотренном действующим законодательством РК;

      18.2. оказывать содействие в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров в досудебном порядке;

      18.3. оказывать бесплатную юридическую и консультативную помощь членам Профсоюза и содействие в их правовой защите;

      18.4. активизировать работу постоянно действующих комиссий по работе с молодежью, гендерному равенству при Центральном совете и филиалах Профсоюза;

      18.5. осуществлять выплату учрежденных Профсоюзом (на конкурсной основе) стипендий для студентов организаций высшего и среднего медицинского образования.

      5. Охрана труда и здоровья

      19. Стороны обязуются:

      19.1. разработать и утвердить положение о порядке формирования и деятельности Совета по безопасности и охране труда в отрасли;

      19.2. провести консультации по разработке и введению в отрасли новой стратегии безопасности и охраны труда, направленной на концептуальное изменение и внедрение системы управления профессиональными рисками и комплексных методов управления охраной труда, включающей переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, повышения роли экспертизы условий труда в целях создания безопасных условий труда;

      19.3. на заседаниях отраслевой и областных комиссий по социальному партнерству рассматривать вопросы состояния охраны и безопасности труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и принимать меры по результатам рассмотрения;

      19.4. принимать меры по профилактике производственного травматизма, в том числе, страхованию работников от несчастных случаев, своевременному расследованию несчастных случаев на производстве в соответствии с действующим законодательством;

      19.5. обеспечивать прохождение обязательных медицинских осмотров работников отрасли, в том числе на ВИЧ-инфекцию и парентарельные вирусные гепатиты В и С, Д, за счет средств работодателя;

      19.6. при причинении вреда жизни и (или) здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также при исполнении общественных работ обеспечить возмещение вреда работодателем в объеме, предусмотренном гражданским законодательством Республики Казахстан;

      19.7. создавать необходимые условия труда и оснащенности рабочего места медицинских работников, в том числе современной оргтехникой, лицензионным программным обеспечением на уровне современных требований.

      20. Министерство и Национальная палата здравоохранения обязуются:

      20.1. обеспечивать право работников на здоровые и безопасные условия труда, внедрение современных средств безопасности труда, предупреждающих производственный травматизм и возникновение профессиональных заболеваний работников;

      20.2. обеспечить гарантированное право на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными), и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 28 декабря 2015 года№ 1053;

      20.3. совершенствовать систему обучения по разъяснению основ трудового законодательства и вопросам безопасности и охраны труда, с внедрением обучающих тренингов по развитию навыков умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых конфликтах, регулярного проведения инструктажей и проверки знаний руководителей и персонала подведомственных организаций, а также членов Производственного совета и представителей Профсоюза, занимающихся вопросами безопасности и охраны труда согласно Правилам и срокам проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1019, изучать и распространять положительный опыт работы;

      20.4. принимать меры по финансированию в полном объеме мероприятий по безопасности и охране труда, в том числе по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты согласно Правилам выдачи работникам молока или равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, обеспечения их средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами за счет средств работодателя, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1054;

      20.5. проводить совместную работу по профилактике социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), парентеральных вирусных гепатитов, туберкулеза. Принимать меры по продвижению Рекомендации Международной организации труда о ВИЧ/СПИД и сфере труда;

      20.6. обеспечить перечисление обязательных профессиональных пенсионных взносов работникам отрасли здравоохранения согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1562 "Об утверждении перечня производств, работ, профессий работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, в пользу которых вкладчиками обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет собственных средств осуществляются обязательные пенсионные взносы";

      20.7. осуществлять страхования работников от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей согласно Закона РК "Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей";

      20.8. разработать законопроект о страховании профессиональной ответственности за причинение ущерба здоровью пациента при отсутствии небрежного или халатного отношения со стороны медицинского работника;

      20.9. в рамках ГОБМП обеспечить прохождение скрининговых обследований работниками отрасли;

      20.10. при разработке тарифов в рамках оказания ГОБМП и в системе ОСМС учитывать объем мероприятий по безопасности и охране труда, ежегодное проведение обязательных медицинских осмотров работников отрасли за счет средств работодателя в соответствии со статьей 125 ТК РК.

      21. Профсоюз обязуется:

      21.1. проводить мероприятия по повышению правовой культуры работников по охране труда в целях снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

      21.2. осуществлять эффективный общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, созданием в организациях здравоохранения безопасных условий труда, своевременным и полным возмещением вреда, причиненного работнику при выполнении им трудовых обязанностей в соответствии с действующим законодательством;

      21.3. поддерживать эффективную работу Производственных советов по безопасности и охране труда в организациях в рамках совместных действий по обеспечению требований законодательства в области безопасности и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, избирать технических инспекторов в состав Производственных советов;

      21.4. предоставлять правовую и материальную помощь членам Профсоюза, пострадавшим на производстве и семьям погибших;

      21.5. проводить работу по пропаганде здорового образа жизни, содействовать обеспечению членов профсоюза, нуждающихся в оздоровлении по медицинским показаниям, льготными путевками на санаторно-курортное лечение, а также оздоровление их детей.

6. Развитие кадрового потенциала. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников

      22. В целях модернизации медицинского образования и стратегического управления человеческим капиталом с учетом быстрого развития медицинских технологий, появления новых научных знаний, роста фармацевтического рынка, меняющиеся потребности в медицинском обслуживании и услугах, Стороны договорились:

      22.1. разработать положение о порядке формирования и деятельности координационного центра по развитию кадрового потенциала и квалификаций;

      22.2. способствовать созданию действенного и эффективного механизма, обеспечивающего повышение профессионального уровня и непрерывного повышения квалификации медицинских, фармацевтических работников, работников информационных медицинских техник и технологии;

      22.3. содействовать профессиональной подготовке медицинских работников и овладению ими новыми компетенциями, в том числе информационно коммуникативными технологиями, решения задач повышения качества оказываемых услуг;

      22.4. содействовать профессиональной подготовке профессорско-

      преподавательского состава медицинских ВУЗов, колледжей и менеджеров здравоохранения по программам лидерства в образовании, корпоративном управлении, менеджменте в области больничного управления, академической свободы и автономии;

      22.5. осуществлять реализацию права медицинских работников на

      дополнительное профессиональное образование по профилю врачебной деятельности и среднего медицинского персонала не реже чем один раз в пять лет за счет средств работодателя;

      22.6. считать приоритетными направлениями по реализацию и молодежной политики в организациях здравоохранения обеспечение социальных прав молодежи, предусмотренных Законом РК "О государственной молодежной политике".

      23. Министерство и Национальная палата здравоохранения обязуются:

      23.1. рекомендовать субъектам здравоохранения обеспечивать организацию и финансирование мероприятий по формированию позитивного имиджа и повышению социального статуса медицинских работников:

      - республиканских конкурсов "Лучший врач", "Лучший работник организации здравоохранения", "Лучшая организация здравоохранения" и др.;

      - мероприятий по организации общественно-профессионального обсуждения вопросов профессионального развития врача: проведение семинаров и открытых дискуссий, форумов, круглых столов;

      - мероприятий по формированию позитивного имиджа медицинских работников;

      - проводить совместную работу с ассоциациями врачей, советами ветеранов труда для формирования и распространения позитивного имиджа медицинского работника;

      23.2. проводить ежегодный мониторинг потребности в медицинских кадрах, трудоустройства выпускников заведений медицинского профессионального образования;

      23.3. закреплять наставников за всеми молодыми работниками в первый год их работы в организации. Наставникам молодых работников устанавливают доплату за работу с молодыми работниками на условиях, определенных коллективным договором;

      23.4. при заключении региональных соглашений и коллективных договоров включать в них специальные разделы по защите социально-экономических и трудовых прав молодых работников.

      24. Профсоюз обязуется:

      24.1. активизировать работу постоянно действующих комиссий по работе с молодежью при Центральном совете и филиалах Профсоюза;

      24.2. в целях сохранения и развития кадрового потенциала, обеспечения преемственности опыта, профессионального роста и социальной защищенности проводить работу по формированию и обучению резерва из числа молодых работников на избираемые должности в Профсоюзе;

      24.3. содействовать созданию и работе Молодежного совета первичной профсоюзной организации, направленной на активизацию участия молодых работников в повышении эффективности деятельности субъекта здравоохранения.

7. Социальная защита работников, гарантии, компенсации и льготы

      25. Стороны договорились:

      25.1. прилагать совместные усилия по действенным мерам социальной поддержки для работников системы здравоохранения, особенно молодым специалистам, в том числе в сельской местности, малых городах, регионах;

      25.2. прилагать совместные усилия от местных исполнительных органов:

      1) полного возмещения медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности расходов за топливо и коммунальные услуги;

      2) обязательного предоставления качественного жилья, подъемных выплат, социальных пакетов, достойных условий труда с полным оснащением безопасного рабочего места для молодых специалистов, трудоустроенных по направлению обязательной трехгодичной отработки;

      3) возмещения медицинским работникам городов и сел транспортных расходов, связанных с разъездным характером работ;

      4) установления медицинским работникам компенсационных выплат за наем (аренду) жилища, полную или частичную оплату для приобретения жилья, а также иные льготы, направленные на социальную поддержку медицинского работника;

      5) предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство медицинским работникам, осуществляющим профессиональную деятельность в сельских населенных пунктах;

      6) установления дополнительных мер поощрения врачей посредством учреждения местных знаков отличия и почетных званий с выплатой единовременного вознаграждения или без таковой и иных форм стимулирования, в том числе к праздничным датам, установленным в Республике Казахстан;

      7) предоставления детям медицинских работников места в дошкольных организациях по месту жительства в первоочередном порядке.

      26. Министерство и Национальная палата здравоохранения обязуются:

      26.1. принимать действенные меры по предоставлению законодательно

      установленных льгот и гарантий медицинским работникам, в том числе:

      - при исполнении государственных или общественных обязанностей;

      - при направлении на медицинский осмотр;

      - при направлении в служебные командировки;

      - для работников, являющихся донорами;

      - в связи с потерей работы;

      - в других случаях, предусмотренных законодательством.

      26.2. включать норму о компенсационной выплате в размере не менее одного должностного оклада через трудовые, коллективные договора и (или) акты работодателя при увольнении работника по основанию, предусмотренному подпункту 24) пункта 1 статьи 52 ТК РК, в связи с достижением пенсионного возраста;

      26.3. рекомендовать субъектам здравоохранения поощрять работников за добросовестное исполнение должностных обязанностей, высокое качество выполнения работ, за инициативу, творческую активность и в соответствии с утвержденными положениями об оплате труда в организациях здравоохранения;

      26.4. предоставлять работникам, обучающимся в организациях образования оплачиваемые учебные отпуска для подготовки и сдачи зачетов и экзаменов, выполнения лабораторных работ, подготовки и защиты дипломной работы (проекта), для прохождения программ подготовки военно-обученного резерва. Размер оплаты учебного отпуска определить коллективным договором и договором обучения;

      26.5. предоставлять работнику два оплачиваемых дня для прохождения пробного и обязательного тестирования по присвоению квалификации специалиста;

      26.6. обеспечивать за счет средств работодателей оплату медицинских осмотров, предусмотренных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 128.

8. Развитие социального партнерства

      27. Стороны обязуются:

      27.1. обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование принципов социального партнерства на всех уровнях органов и организаций отрасли, повышение эффективности заключаемых соглашений и коллективных договоров.

      27.2. освещать в средствах массовой информации, в том числе в отраслевых и профсоюзных печатных изданиях, на официальных сайтах Сторон результаты выполнения условий настоящего Соглашения.

      27.3. направлять друг другу полную и своевременную информацию о перспективных планах и направлениях деятельности, затрагивающих трудовые, социально-экономические и профессиональные интересы работников;

      27.4. оказывать организационную и методическую помощь организациям здравоохранения по заключению соглашений и коллективных договоров;

      27.5. осуществлять контроль за реализацией принятых сторонами обязательств и рассматривать ход выполнения отраслевого Соглашения регулярно на заседаниях отраслевой комиссии;

      27.6. в рамках социального партнерства разработать мероприятия по предупреждению и предотвращению социально-трудовых конфликтов и забастовок;

      27.7. разработать положение о порядке формирования, компетенции и деятельности группы наблюдателей для участия в разработке и принятии соглашений, коллективных договоров;

      27.8. ведение переговоров по внесению изменений и дополнений в настоящее Соглашение осуществляется отраслевой комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений. При внесении изменений и дополнений в Соглашение Сторона, инициирующая внесение изменений или дополнений, направляет другим Сторонам письменное уведомление о начале ведения переговоров. Состав отраслевой комиссии определяется Сторонами самостоятельно. Положение о комиссии, порядок еҰ работы утверждаются на заседании отраслевой комиссии.

9. Гарантии деятельности Профсоюза

      28. Министерство и Национальная палата здравоохранения:

      28.1. признают свободное осуществление прав профсоюза и свободное мнение каждого сотрудника, члена профсоюза, в соответствии с национальным законодательством и конвенциями МОТ, ратифицированными Республикой Казахстан.

      28.2. обязуются принимать меры по недопущению ограничения гарантированных законом социальных, трудовых и иных прав и свобод работников, принуждения, увольнения или иной формы воздействия в отношении любого работника в связи с его членством в Профсоюзе или участием в профсоюзной деятельности;

      28.3. принимать меры по соблюдению законодательно установленных прав и гарантий деятельности Профсоюза и его организационных структур в отрасли.

      28.4. предоставлять для обеспечения деятельности первичных организаций Профсоюза в безвозмездное пользование в организациях отрасли помещение, мебель, средства связи и другие средства оргтехники, а также предоставить возможность размещения информации в доступных для работников местах;

      28.5. для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав не препятствовать представителям выборных профсоюзных органов в посещении организаций, где работают члены Профсоюза;

      28.6. предоставлять профсоюзным органам по их запросам информацию, сведения и разъяснения по вопросам условий труда, заработной платы, жилищно бытового обслуживания, работы предприятий общественного питания, условий проживания работников и другим социально-экономическим вопросам;

      28.7. принимать необходимые меры по недопущению вмешательства представителей работодателя в деятельность профсоюзных организаций и их органов, а также воспрепятствование их деятельности;

      28.8. увольнение по инициативе работодателя членов выборных профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, а также наложение на них дисциплинарных взысканий проводить только с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа, членами которого они являются;

      28.9. увольнение по инициативе работодателя не освобожденных от основной работы руководителей (председателей) профсоюзного органа, а также наложение на них дисциплинарных взысканий проводить только с учетом мотивированного мнения вышестоящего профсоюзного органа, кроме случаев ликвидации юридического лица либо прекращения деятельности работодателя;

      28.10. предоставлять членам Профсоюза право на свободное проведение собраний в рабочее время, с периодичностью, определҰнной уставом Профсоюза;

      28.11. не освобожденным профсоюзным работникам, в том числе техническим инспекторам по охране труда для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива предоставлять время с сохранением средней заработной платы. Конкретная продолжительность этого времени устанавливается коллективным договором;

      28.12. члены профсоюзных органов для выполнения общественных обязанностей в интересах своих членов на время профсоюзной учебы, участия в качестве делегатов на съездах (конференциях), созываемых Профсоюзом, а также в работе его выборных органов освобождаются от основной работы с сохранением средней заработной платы;

      28.13. при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами Профсоюза, один раз в месяц, не позднее первой декады следующего месяца, работодатели перечисляют на счет соответствующего филиала на местах, в полном объеме членские профсоюзные взносы из всех видов заработной платы;

      28.14. должностные лица, виновные в нарушении прав Профсоюза или препятствующие его законной деятельности, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

10. Заключительное положение.

Действие Соглашения и контроль за его реализацией

      29. Стороны в течение тридцати календарных дней после подписания Соглашения доводят его текст до сведения руководителей органов и организаций здравоохранения, структурных подразделений Профсоюза, Национальной палаты здравоохранения и в месячный срок разрабатывают мероприятия по реализации принятых обязательств. Каждая Сторона, подписавшая Соглашение признает свою ответственность в пределах своих полномочий и обязуется сотрудничать в разрешении возникающих проблем.

      30. Ни одна из Сторон не может в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. Изменения и дополнения в него вносятся по взаимной договоренности сторон.

      31. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, согласования интересов Сторон социального партнерства, разработки и заключения Соглашения, осуществления мониторинга и контроля за его исполнением создается постоянно действующая отраслевая комиссия по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.

      32. Контроль за выполнением принятых обязательств осуществляется сторонами Соглашения и их представителями, а также отраслевой комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений посредством проведения ежегодного подведения итогов выполнения Соглашения.

      33. Для проведения контроля Стороны Соглашения ежегодно предоставляют друг другу полную и достоверную информацию о ходе его выполнения.

      34.Должностные лица, виновные в невыполнении обязательств, предусмотренных Соглашением несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      35. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до принятия нового соглашения, по не позднее февраля 2023 года.

      36. Соглашение заключено в городе Нур-Султан 13 января 2020 года в 8 экземплярах па государственном и русском языках. У каждого из участников подписания находится по одному экземпляру Соглашения.

      Настоящее отраслевое Соглашение подписали:

Министр

Председатель

Председатель

здравоохранения

Казахстанского

Правления

Республики Казахстан

отраслевого

Национальной палаты


Профсоюза работников

здравоохранения


здравоохранения


_______________Е.Биртанов

_____________Б._Тажибай

__________Т.Кулахметов


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.