Сноска. Отменено постановлением акимата области Ұлытау от 12.12.2023 № 66/02 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", подпунктом 17-10) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 8 июля 2005 года "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий" и пунктом 2 приказа Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 280 "Об утверждении Типовых правил реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары" (зарегистрировано на Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19123), акимат области Ұлытау ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары по области Ұлытау.
2. Государственному учреждению "Управление сельского хозяйства и земельных отношений области Ұлытау" принять меры, вытекающие из настоящего постановления.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя акима области.
4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Аким области Ұлытау | Б. Әбдіғалиұлы |
Приложение к постановление акимата области Ұлытау от "16" января 2023 года № 44/01 |
Правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары по области Ұлытау
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары по области Ұлытау (далее – Типовые правила) разработаны в соответствии с подпунктом 39) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий" (далее – Закон) и определяют порядок реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров – оперативный запас продовольственных товаров, созданный для оказания регулирующего воздействия на агропродовольственный рынок и обеспечения продовольственной безопасности на территории области Ұлытау;
2) освежение регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров – реализация продовольственных товаров до истечения сроков их хранения или возврат продовольственных товаров до истечения сроков их хранения поставщику с последующей поставкой такого же объема продовольственных товаров с новым сроком хранения или с нового урожая следующего года;
3) использование регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров – реализация продовольственных товаров из регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров с целью проведения товарных интервенций и освежения регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров;
4) формирование регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров – закупочные интервенции, размещение и хранение продовольственных товаров в региональном стабилизационном фонде продовольственных товаров;
5) социально значимые продовольственные товары - продовольственные товары, за счет которых удовлетворяются физиологические потребности человека, перечень которых утверждается постановлением Правительства Республики Казахстан;
5-1) сельскохозяйственный товаропроизводитель (далее – сельхозтоваропроизводитель) – физическое или юридическое лицо, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;
6) специализированная организация – акционерное общество "Социально-предпринимательская корпорация "Ұлытау";
7) закупочные интервенции – мероприятия по закупке специализированными организациями продовольственных товаров, при снижении цен на территории области и/или при введении чрезвычайного положения на территории Республики Казахстан;
8) товарные интервенции – мероприятия по реализации продовольственных товаров на внутреннем рынке из региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров, осуществляемые в целях стабилизации внутреннего рынка при росте цен;
8-1) фиксированная цена – цена социально значимого продовольственного товара с учетом затрат на производство, хранение, естественной убыли (усушки), доставки до места назначения, а также маржинального дохода не более 10 (десяти) процентов от себестоимости продукции;
8-2) форвард – производный финансовый инструмент, покупатель (или продавец) которого берет на себя обязательство по истечении определенного срока купить (или продать) базовый актив на согласованных условиях в будущем;
9) предельная торговая надбавка – торговая надбавка, формируемая для определения цены при реализации субъектами внутренней торговли продовольственных товаров конечным потребителям.
3. Механизмы стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары реализуется в соответствии с правилами реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.
4. В целях обеспечения эффективного и своевременного применения механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары распоряжением акима области Ұлытау образуется Комиссия по обеспечению реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары (далее – Комиссия) и утверждается ее состав.
5. Председателем Комиссии является заместитель акима области, членами Комиссии являются сотрудники управлений предпринимательства и промышленности, сельского хозяйства и земельных отношений, а также представители объединений субъектов частного предпринимательства и общественных организаций. Комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе.
6. Количественный состав Комиссии должен быть нечетным и составлять не менее девяти человек. При этом две трети членов Комиссии должны являться представителями объединений субъектов частного предпринимательства и общественных организаций. Секретарь Комиссии не является членом.
7. К компетенции Комиссии относятся:
1) принятие решения о реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары на территории области Ұлытау;
2) определение перечня продовольственных товаров, закупаемых в региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров и предельной торговой надбавки по ним в целях реализации механизма по формированию и использованию стабилизационных фондов продовольственных товаров;
3) определение субъекта предпринимательства для выдачи займа в соответствии с правилами реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары;
4) рассмотрение предложений специализированной организации по определению предельной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары.
8. Образование и организацию работы Комиссии обеспечивает государственное учреждение "Управление сельского хозяйства и земельных отношений области Ұлытау"
9. Для реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары акиматом области осуществляется закуп услуг у специализированных организаций, реализующих механизмы стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, за исключением мер по установлению предельных цен на социально значимые продовольственные товары путем заключения договора о реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.
9-1. До истечения срока действия договора о реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары на трехлетний период акимат области заключает со специализированной организацией дополнительное соглашение с указанием обязательств о переходящих активах стабилизационного фонда в натуральном и денежном выражении.
В случае упразднения стабилизационного фонда, специализированная организация обеспечивает возврат бюджетных средств, использованных для закупа продовольственных товаров в местный бюджет.
Если по решению специализированной организации реализация продовольственных товаров осуществлена по ценам ниже закупочных, то возврат суммы осуществляется за минусом разницы цены закупа и реализации.
9-2. Накладные, коммунальные и прочие расходы специализированной организации, возникшие при использовании стабилизационного фонда, ежегодно покрываются за счет разницы между фиксированной и рыночной ценами на продовольственные товары.
10. Перечень специализированной организаций, реализующих механизмы стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, за исключением мер по установлению предельных цен на социально значимые продовольственные товары (далее - специализированная организация), утверждается Правительством Республики Казахстан.
11.Управление представляют в министерства сельского хозяйства и торговли и интеграции Республики Казахстан:
1) ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, информацию о ходе реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары;
2) информацию о приобретаемых объемах овощной продукции с указанием суммы предварительной оплаты, графика поставок с указанием точек сбыта и (или) торговых объектов за месяц до финансирования сельхозтоваропроизводителей в рамках форвардных договоров овощной продукции;
3) информацию о приобретенных объемах овощной продукции, графиках поставок с указанием точек сбыта и (или) торговых объектов в течение 10 (десяти) рабочих дней после окончательного финансирования сельхозтоваропроизводителей в рамках форвардных договоров.
Глава 2. Порядок реализации механизмов по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары
12. В целях стабилизации рынка социально значимых продовольственных товаров Управление реализует следующие механизмы по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары в области Ұлытау:
1) деятельность стабилизационных фондов;
2) предоставление займа субъектам предпринимательства.
12-1. Источником финансирования реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары являются денежные средства, выделяемые местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, в том числе, выделенные ранее на формирование региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров.
12-2. В рамках реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары при финансировании сельхозтоваропроизводителей для производства овощной продукции применяется форвард с установлением фиксированной цены.
Финансирование сельхозтоваропроизводителей для производства овощной продукции осуществляется на условиях предварительной оплаты в размере 70 (семидесяти) процентов от общей суммы форвардного договора и окончательного расчета после поставки овощной продукции.
12- 3. Объем овощной продукции, приобретаемой в рамках форвардных договоров, формируется до 50 процентов от трехмесячной потребности населения (городского или общего) области, города республиканского значения, столицы на основе регионального спроса в соответствии с решением Комиссии.
12-4. Специализированная организация осуществляет финансирование сельхозтоваропроизводителей в рамках форвардных договоров:
до 10 января 2023 года для производства овощной продукции раннего урожая 2023 года и обеспечения населения овощной продукцией в весенне-летний период 2023 года;
до 1 февраля 2023 года для производства овощной продукции осеннего урожая 2023 года и обеспечения населения овощной продукцией в зимне-весенний период 2024 года;
до 1 августа 2023 года для производства овощной продукции раннего урожая 2024 года и обеспечения населения овощной продукцией в весенне-летний период 2024 года;
до 1 сентября 2023 года для производства овощной продукции осеннего урожая 2024 года и обеспечения населения овощной продукцией в зимне-весенний период 2025 года.
С 2024 года и последующие годы финансирование сельхозтоваропроизводителей для производства овощной продукции осуществляется в следующие сроки:
до 1 августа текущего финансового года для обеспечения населения овощной продукцией в весенне-летний период следующего года.
до 1 сентября текущего финансового года для обеспечения населения овощной продукцией в зимне-весенний период следующего года;
12-5. Специализированной организацией осуществляется хранение овощной продукции до начала реализации у сельхозтоваропроизводителей или на других складах. Расчет затрат на хранение производится на основе данных местных исполнительных органов о средней стоимости хранения в регионе в аналогичных типах хранения.
12-6. Поставка овощной продукции в рамках реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары осуществляется на основании графика, формируемого специализированной организацией совместно с местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы в период межсезонья (зимне-весенний период: февраль, март, апрель; весенне-летний период: май, июнь, июль), либо в другие периоды в случае необходимости оказания регулирующего воздействия на внутренний рынок.
12-7. Специализированные организации совместно с местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы осуществляют мониторинг деятельности сельхозтоваропроизводителей с выездом на поле, на всех этапах цикла производства овощной продукции с момента заключения форвардного договора.
12-8. Социально значимые продовольственные товары, приобретаемые в рамках механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, должны соответствовать требованиям к безопасности пищевой продукции при ее хранении, транспортировке и реализации согласно статьям 18 и 19 Закона Республики Казахстан "О безопасности пищевой продукции.
Параграф 1. Порядок деятельности стабилизационных фондов продовольственных товаров
13. Деятельность стабилизационных фондов продовольственных товаров осуществляется путем формирования и использования региональных стабилизационных фондов.
14. В целях реализации механизма по формированию и использованию стабилизационного фонда продовольственных товаров Комиссия определяет перечень социально значимых продовольственных товаров, закупаемых в региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров на основе регионального баланса спроса и предложения (объемы производства и обеспеченность продовольственными товарами, их товародвижение, наличие запасов), сведений о посевных площадях (плановых), прогнозном урожае, сложившихся ценах за прошедший календарный год, иных сведений, а также предельную торговую надбавку.
15. Перечень социально значимых продовольственных товаров, необходимых для закупа в региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров формируется из социально значимых продовольственных перечня товаров, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 марта 2010 года № 145 "Об утверждении перечня социально значимых продовольственных товаров".
16. Предельная торговая надбавка на социально значимые продовольственные товары, реализуемые специализированной организацией, формируется с учетом удержания цен на 10 или более процентов ниже официальных рыночных значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары, формируемые департаментом статистики области Ұлытау согласно Плану статистических работ в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике".
17. Комиссия вносит акиму области Ұлытау рекомендации об утверждении перечня закупаемых продовольственных товаров и предельной торговой надбавки по ним.
18. Постановлением акимата области Ұлытау на основании рекомендаций Комиссии утверждается перечень закупаемых продовольственных товаров и предельную торговую надбавку.
19. При формировании регионального стабилизационного фонда приобретение социально значимых продовольственных товаров осуществляется непосредственно у производителей, в том числе путем заключения форвардных договоров и офтейк – контрактов. В случае, если производителем напрямую не осуществляется реализации продукции, приобретение социально значимых продовольственных товаров осуществляется у оптовых поставщиков (дистрибьюторов), специализирующихся на реализации продовольственных товаров.
20. Специализированная организация на основе статистических данных и других источников проводит постоянный анализ внутреннего рынка продовольственных товаров региона и рынков продукции агропромышленного комплекса (объемы производства и обеспеченность продовольственными товарами, их товародвижение, наличие запасов, цен), определяет объемы продовольственных товаров, закупаемых в региональный стабилизационный фонд, и принимает решение о закупочных интервенциях.
20-1. Решение специализированной организации о закупочных интервенциях принимается в целях обеспечения эффективного и своевременного применения механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.
21. Использование регионального стабилизационного фонда осуществляется специализированной организацией путем проведения товарных интервенций и освежения продовольственных товаров.
22. Специализированная организация принимает решение о проведении товарных интервенций не позднее 2 (двух) рабочих дней в случае повышения уровня цен, при котором необходимо регулирующее воздействие на агропродовольственный рынок.
23. Специализированная организация в целях своевременного освежения регионального стабилизационного фонда на постоянной основе обеспечивает сроки хранения продовольственных товаров регионального стабилизационного фонда.
24. Освежение регионального стабилизационного фонда осуществляется до истечения сроков хранения продовольственных товаров, путем реализации продовольственного товара из регионального стабилизационного фонда или возврата продовольственных товаров до истечения сроков их хранения поставщику с последующей поставкой такого же объема продовольственных товаров с новым сроком хранения или с нового урожая следующего года.
25. Реализация продовольственных товаров регионального стабилизационного фонда для товарных интервенций, освежения продовольственных товаров осуществляется специализированной организацией через собственные точки сбыта и (или) торговые объекты, реализующие продовольственные товары, а также перерабатывающим предприятиям для производства социально значимых продовольственных товаров в пределах предельной торговой надбавки.
26. При этом цена готового продовольственного товара, произведенного перерабатывающим предприятием, не превышает предельно допустимых розничных цен, утвержденных постановлением акимата области Ұлытау, и оговаривается в договоре о реализации, заключенном специализированной организацией с перерабатывающим предприятием.
27. Управление совместно со специализированной организацией проводят информационную работу по доведению информации до населения через средства массовой информации, официальные сайты местного исполнительного органа и специализированной организации о местонахождении торговых объектов, осуществляющих товарные интервенции, а также о порядке предоставления займа субъектам предпринимательства.
Параграф 2. Порядок предоставления займа субъектам предпринимательства
28. Управление в целях стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары через специализированные организации предоставляет займ субъектам предпринимательства в соответствии с перечнем продовольственных товаров, определяемым Комиссией. Предоставление займа осуществляется на условиях возвратности, обеспеченности и платности путем заключения договора займа.
29. Стабилизация цен обеспечивается путем установления специализированной организацией фиксированных сниженных розничных/оптовых цен на социально значимые продовольственные товары.
30. Субъект предпринимательства для выдачи займа определяется Комиссией в соответствии с следующими требованиями (критериями) к субъектам предпринимательства:
наличие в собственности либо на правах аренды (со сроком действия на период предоставления займа) действующего торгового объекта (объектов) или договора (договоров) поставки продукции с действующим субъектом розничной торговли (со сроком действия на период предоставления займа);
наличие в собственности либо на правах аренды инфраструктуры хранения (складских сооружений или других помещений) со специальным оборудованием (со сроком действия на период предоставления займа).
31. После определения Комиссией субъекта предпринимательства специализированная организация предоставляет займ субъекту предпринимательства.
32. Субъект предпринимательства предоставляет обеспечение исполнения обязательств по возврату займа специализированной организации. Обеспечение исполнения обязательств предоставляется в виде: залога, банковской гарантии, договора страхования, гарантии/поручительства третьих лиц. Обеспечение исполнения обязательств оформляется в письменной форме, предусмотренной законодательством.
33. Условия предоставления займа устанавливаются договором займа, заключаемого между специализированной организацией и субъектом предпринимательства.
34. Займ не предоставляется на рефинансирование просроченной задолженности.
35. Займ предоставляется только в национальной валюте.