В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, маслихат района Биржан сал РЕШИЛ:
1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами района Биржан сал Акмолинской области на 2024 - 2029 годы согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель маслихата района Биржан сал | Н.Куатова |
Приложение к решению маслихата района Биржан сал "5" марта 2024 года № С-10/3 |
Программа по управлению коммунальными отходами района Биржан сал Акмолинской области на 2024-2029 годы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
1.1. Оценка текущего состояния управления отходами
1.2. Анализ управления отходами в динамике за последние три года
1.3. Анализ мероприятий по управлению отходами
1.4. Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
2.1. Цели и задачи Программы
2.2. Пути достижения поставленных целей и задач
2.3. Целевые показатели Программы
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ ПО РАЙОНУ БИРЖАН САЛ
ВВЕДЕНИЕ
Район Биржан сал - административная единица Акмолинской области. Административный центр - город Степняк.
Всего административно-территориальных единиц - 15, в том числе: городов районного значения - 1, сел - 5, сельских округов - 9.
Численность населения составляет более 14 тысяч человек.
Описание мероприятий по управлению коммунальными отходами. Система управления с коммунальными отходами включают в себя потребителей (физических и юридических лиц), организаций, представляющих услуги сбора, вывоза и удаления коммунальных отходов, местных исполнительных органов и других уполномоченных органов. Согласно принципа "загрязнитель платит" все расходы, связанные с управлением коммунальными отходами, обязаны возместить потребители-источники образования коммунальных отходов. Из этого следует, что единственным источником модернизации и развития системы управления с коммунальными отходами являются средства, оплачиваемые потребителями за предоставленные услуги.
Отсутствие приборов учета, позволяющих измерить потребленные услуги сбора, вывоза и удаления коммунальных отходов с территории населенного пункта, требует наличия норм накопления коммунальных отходов от всех объектов образования коммунальных отходов (население, объекты социального назначения и т.д.)
Норма накопления коммунальных отходов – это количество коммунальных отходов, образуемых от населения и хозяйствующих субъектов определенного населенного пункта на расчетную единицу (человек) в единицу времени (день, год).
Функционал нормы накопления:
1. Защита интересов потребителей через:
а) расчет затрат только на определенную норму, а не на количество абонентов;
б) повышение качества услуг путем усиления конкуренции на данном рынке услуг.
2. Защита интересов услугодателей через:
а) определение норм на объекты, по которым вообще не существовали нормы, что является основой договорных отношений;
б) заинтересованность бизнеса, инвестиционная привлекательность в предоставлении данных видов услуг, работ;
в) сокращение числа несанкционированных свалок ТБО.
Нормы накопления коммунальных отходов являются основным фактором, влияющим на систему управления коммунальными отходами населенного пункта. Достоверная информация о количестве накапливающихся коммунальных отходов на одну расчетную единицу позволяет планировать объем образования коммунальных отходов в будущем, с учетом которого организовывать всю цепочку обращения с коммунальными отходами в населенном пункте.
Важность достоверных норм накопления коммунальных отходов высока: завышение приводит к излишним производственным мощностям, а занижение не обеспечивает необходимых санитарных условий в районе (образование несанкционированных свалок), устойчивого финансового состояния предприятий сферы обращения с коммунальными отходами.
Таким образом, новые нормы позволяют приблизить тарифы к экономически обоснованному уровню и будут способствовать развитию инфраструктуры в сфере обращения с коммунальными отходами и повысит инвестиционную привлекательность данной сферы.
Основными нормативно-правовыми документами является Экологический Кодекс Республики Казахстан, Типовые правила расчета норм образования и накопления коммунальных отходов утвержденные Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 01 сентября 2021 года № 347, Методика расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов утвержденная Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 сентября 2021 года № 377.
Разработка Программы управления отходами на 2024 – 2029 годы связана в соответствии с пп.1 п 4. ст.365 Экологического Кодекса Республики Казахстан, местные исполнительные органы районов, городов районного и областного значения организуют разработку программ по управлению коммунальными отходами. Программа управления отходами становится основным стратегическим документом по обращению с отходами.
Программа по управлению отходами является неотъемлемой частью экологического разрешения.
Настоящая Программа по управлению отходами разработана на 2024-2029 годы и содержит сведения об объеме и составе образуемых отходов, способах их накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления, а также описание предлагаемых мер по сокращению образования отходов, увеличению доли их повторного использования, переработки и утилизации.
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ 1.1. Оценка текущего состояния управления отходами
Управление отходами является важной частью инфраструктуры городов и населенных пунктов, и оно напрямую влияет на качество окружающей среды и здоровье жителей. Этот раздел предназначен для проведения оценки текущего состояния управления отходами в районе. Анализ состояния позволит выявить проблемы и недостатки в системе управления отходами и определить области для улучшения.
Существующая инфраструктура.
В сельских населенных пунктах отсутствуют существующие объекты и системы сбора, транспортировки и обработки отходов.
Места для складирования отходов определены местными исполнительными органами в 28 из 33 населенных пунктов. Жители самостоятельно вывозят мусор на определенные места для складирования отходов без какого-либо учета.
При изучении места складирования определены следующий морфологический состав отходов:
- пластик типа PET(E), PEHD, LDPE, PP, PS, O(ther);
- электронные отходы;
- бой стекла;
- отходы тканных материалов;
- шкуры;
- строительные отходы;
- навоз;
- птичий помет;
- зола.
В ходе опроса населения установлено, что часть отходов используются местными жителями в быту. Таким отходам относятся:
-пластик типа PET(E);
- стеклотара;
- бумага;
- дерево;
- шкуры;
- зола;
- птичий помет;
- отходы подстилки из соломы;
- навоз.
Несмотря на отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека, некоторыми жильцами отходы пластика, шкуры, текстиля сжигаются в бытовых печках.
Местные жители не осведомлены об опасных свойствах таких отходов при сжигании в бытовых печках.
Ниже представлена информация о способах утилизации, которые осуществляются анкетируемыми, их доля указана в процентах.
Город Степняк:
Количество анкетируемых: 60 человек, что составляет 4 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
Донской сельский округ:
Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 4% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
Бирсуатский сельский округ:
Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 8 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
Заураловский сельский округ:
Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 8% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных,% | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
Баймырзинский сельский округ:
Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 10% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
Валихановский сельский округ:
Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 18% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
Макинский сельский округ:
Количество анкетируемых: 25 человек, что составляет 3% от количества домов
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
Енбекшильдерский сельский округ:
Количество анкетируемых: 20 человек, что составляет 10% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
Ангалбатырский сельский округ:
Количество анкетируемых: 20 человек, что составляет 15% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
село Аксу:
Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 70% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
село Заозерное:
Количество анкетируемых: 20 человек, что составляет 25 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
Ульгинский сельский округ:
Количество анкетируемых: 20 человек, что составляет 5% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
село Краснофлотское:
Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 20% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
село Мамай:
Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 18% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
село Кенащи:
Количество анкетируемых: 15 человек, что составляет 20% от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 100 | |||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 30 | 70 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 20 | 80 | ||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 50 | 50 | ||||
Зола | 100 |
В таблице 1 приведены данные организаций района, где ведется учет образования отходов.
Таблица 1.
№ | Наименование отходов | Ед.изм | Объем образования | Операция с отходами | ||
2020 | 2021 | 2022 | ||||
1 | смешанные отходы | тонна | 2366,4 | 2412,3 | 2510,5 | Накопление в полигоне |
2 | отходы бумаги и картона | тонна | 0 | 0 | 0 | Переданы сторонним организациям |
3 | отходы пластика | тонна | 0 | 0 | 0 | Переданы сторонним организациям |
4 | отходы стеклянной тары | тонна | 0 | 0 | 0 | Переданы сторонним организациям |
Места для складирования отходов в районе Биржан сал.
1. Город Степняк место расположение для складирования отходов от города 1 км.
2. Село Валиханово место расположение для складирования отходов от села 1 км.
3. Село Енбекшилдерское место расположение для складирования отходов от села 1 км.
4. Село Акбулак место расположение для складирования отходов от села 1 км.
5. Село Кенащи место расположение для складирования отходов от села 1 км.
6. Село Краснофлотское место расположение для складирования отходов от села 1 км.
7. Село Заозерное место расположение для складирования отходов от села 1 км.
8. Село Ульги место расположение для складирования отходов от села 1 км.
9. Село Карловка место расположение для складирования отходов от села 1 км.
10. Село Кызылуюм место расположение для складирования отходов от села 1 км.
11. Село Трамбовка место расположение для складирования отходов от села 1 км.
12. Село Уюмшыл место расположение для складирования отходов от села 1 км.
13. Село Жукей место расположение для складирования отходов от села 1 км.
14. Село Тасшалкар место расположение для складирования отходов от села 1 км.
15. Село Андыкожа батыра место расположение для складирования отходов от села 1 км.
16. Село Жаналык место расположение для складирования отходов от села 1 км.
17. Село Сауле место расположение для складирования отходов от села 1 км.
18. Село Бирсуат место расположение для складирования отходов от села 1 км.
19. Село Яблоновка место расположение для складирования отходов от села 1 км.
20. Село Мамай место расположение для складирования отходов от села 1 км.
21. Село Кудукагаш место расположение для складирования отходов от села 1 км.
22. Село Макпал место расположение для складирования отходов от села 1 км.
23. Село Макинка место расположение для складирования отходов от села 1 км.
24. Село Когам место расположение для складирования отходов от села 1 км.
25. Село Буланды место расположение для складирования отходов от села 1 км.
26. Село Каратал место расположение для складирования отходов от села 1 км.
27. Село Баймырза место расположение для складирования отходов от села 1 км.
28. Село Шошкалы место расположение для складирования отходов от села 1 км.
29. Село Аксу место расположение для складирования отходов от села 1 км.
30. Село Заураловка место расположение для складирования отходов от села 1 км.
31. Село Актас место расположение для складирования отходов от села 1 км.
32. Село Алга место расположение для складирования отходов от села 1 км.
1.2. Анализ управления отходами в динамике за последние три года
В связи отсутствием учета образования и самостоятельного вывоза мусора жителями определить объемы штучных изделий, таких как пластиковые отходы, стеклотара и других отходов не представляется возможным.
Учитывая то, что населением не ведется учет образования отходов штучных изделий, количественные и качественные показатели таких отходов при разработке Программы управления отходов, учитываться не будут. Тем временем, в ходе анкетирования населения населенных пунктов были определены виды и способы утилизации отходов на долю жителей. Эти данные будут использованы при определении целей и задач настоящей Программы.
Жители населенных пунктов указывают примерный объем образования золы и навоза. При этом, более чем 50% таких отходов используется в быту в виде удобрения, твердого топлива в бытовых печках и т.д.
Вывозится на полигон более 1000 тонн навоза, а также размещается на прилагаемом участке более 1000 тонн населением.
Вывоз золы на полигон составляет более 500 тонн и размещается на прилагаемом участке 600 тонн, согласно анкетных данных сельских населенных пунктов.
Предприятий и организаций, официально зарегистрированных в районе Биржан сал по вывозу, сортировке и переработке ТБО не имеется. Осуществляется самовывоз ТБО населением.
В городе Степняк имеется только одна специализированная техника, а в сельских населенных пунктах отсутствует специализированная техника (мусоровоз) для вывоза ТБО.
Отсутствуют контейнера для раздельного сбора и хранения ТБО.
1.3. Анализ мероприятий по управлению отходами
Для строительства новых полигонов в районе Биржан сал имеются 27 земельных актов, из них 26 земельных участков не соответствуют стандартам строительства полигонов ТБО, так как площадь составляет менее 15 га.
Места расположения и количество полигонов твердо бытовых отходов: город Степняк - 1 полигон (кадастровый номер 01-172-002-913), Баймырзинский сельский округ - 2 полигона (кадастровые номера 01-172-002-427, 01-172-002-428), Макинский сельский округ - 3 полигона (кадастровые номера 01-172-012-744, 01-172-011-1023, 01-172-012-743), Ангал батырский сельский округ - 2 полигона (кадастровые номера 01-172-003-589, 01-172-003-588), село Заозерное - 1 полигон (кадастровый номер 01-172-001-213), Бирсуатский сельский округ - 2 полигона (кадастровый номера 01-172-001-580, 01-172-001-579), Донской сельский округ - 2 полигона (кадастр номера 01-172-010-258, 01-172-004-421), Енбекшилдерский сельский округ - 3 полигона (кадастр номера 01-172-003-053, 01-172-034-565, 01-172-034-566), Заураловский сельский округ - 3 полигона (кадастр номера 01-172-005-447, 01-172-005-446, 01-172-005-448), село Краснофлотское - 1 полигон (кадастр номер 01-172-008-288), село Мамай - 1 полигон (кадастр номер 01-172-009-190), село Кенащи - 1 полигон (кадастр номер 01-172-007-157), Ульгинский сельский округ - 4 полигонов (кадастр номера 01-172-006-1934, 01-172-006-1932, 01-172-006-1933, 01-172-006-1931), село Аксу - 1 полигон (кадастр номер 01-172-030-126), Валихановский сельский округ -1 полигон, государственный акт не оформлен.
1.4. Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года
Денежные средства на узаконение действующих 28 мест складирования отходов, а также на открытие промышленных площадок по сельским населенным пунктам из районного и областного бюджета в период с 2021 по 2023 годы не выделялись.
С целью положительного решения по улучшению экологической ситуации в районе Биржан сал, было принято решение по строительству нового полигона в районном центре города Степняк, так как на территории района отсутствуют узаконенные полигоны ТБО.
В текущем году государственным учреждением "Аппарат акима города Степняк" начаты работы по разработке проекта строительства полигона ТБО.
2. ЦЕЛИ ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ 2.1. Цели и задачи программы.
Целями программы управления отходами являются:
1. Достижение установленных показателей, направленных на постепенное сокращение объемов накопленных и образуемых отходов.
Цель 1. Совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Цель 2. Улучшение санитарного и экологического состояния территорий сбора отходов производства и потребления.
Цель 3. Раздельный сбор и улучшение транспортировки отходов производства и потребления;
Цель 4. Обеспечение своевременный вывоз отходов производства и потребления. Для достижения поставленных целей в процессе реализации Программы должны быть решены следующие задачи:
- минимизация объемов образованных отходов;
- создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с отходами производства и потребления и использования вторичных ресурсов;
- модернизация системы обращения с отходами производства и потребления;
- ликвидация несанкционированных свалок размещения отходов.
Достижение целей Программы будет осуществляться посредством проведения комплексных мероприятий для ее реализации. В плане мероприятий предусмотрены меры по реализации Программы и указаны исполнители, сроки реализации, а также источники и объемы финансирования.
Задачи Программы – определить пути достижения поставленной цели, наиболее эффективными и экономически обоснованными методами, с прогнозированием достижимых объемов работ в рамках планового периода.
Структуризация основ комплексного управления отходами включает в себя следующие аспекты:
Генезис – источники образования, технологические эксплуатационные процессы, исходная информация об отходах (инвентаризация отходов);
Анализ – физико-технический, технологический, экономический, ресурсный, социальны;
Базис – нормативно-методическая документация;
Синтез – паспортизация отходов.
Для осуществления комплексного управления отходами, необходимо наличие компонентов политики в области управления отходами, в частности:
- разработка и применение пакета документов, стимулирующих или обязывающих максимальное предотвращение и вторичное использование отходов;
- установление экологических параметров методов обращения с отходами;
- создание структуры для осуществления планирования обращения с отходами (координирующего центра);
- выработка принципов ответственности производителей за размещение отходов.
При определении целей программы по утилизации отходами и планировании стратегии целесообразно иметь представление об определенной иерархии комплексного управления отходами. Такая иерархия подразумевает, что в первую очередь должны рассматриваться мероприятия по первичному сокращению отходов, затем по вторичному сокращению: повторному использованию и переработке оставшейся части отходов и в самую последнюю очередь – мероприятия по утилизации или захоронению тех отходов, возникновения которых не удалось избежать и которые не поддаются переработке во вторсырье.
Цели и задачи Программы управления отходами могут варьироваться в зависимости от конкретных целей и условий района, города или страны. Однако, в общем случае, цели и задачи программы управления отходами могут включать следующие элементы:
Целями настоящей программы управления отходами является:
1. Сокращение объема образования коммунальных отходов.
2. Снижение затрат на управление коммунальными отходами.
3. Защита здоровья общества.
4. Содействие устойчивому потреблению и производству.
Для достижения поставленных целей требуется выполнение следующих задач:
1. Разработка и внедрение эффективной системы сбора и транспортировки отходов.
2. Повышение осведомленности населения.
3. Разработка инфраструктуры для переработки и обработки отходов.
4. Мониторинг и оценка результатов программы, чтобы корректировать стратегию.
2.1. Пути достижения поставленных целей и задач
Эффективное управление отходами требует комплексного и системного подхода, а также активного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Для достижения поставленных целей и задач необходимо объединить усилия не только внутри района, но и реализовать сотрудничество с другими районами области. Необходимо сделать следующие шаги:
1. Развитие эффективной инфраструктуры:
Строительство и модернизация объектов для сбора, транспортировки и обработки отходов.
Оптимизация маршрутов сбора и транспортировки для снижения затрат.
2. Внедрение информационных кампаний и образования:
Организация обучающих мероприятий для населения о правилах сортировки и утилизации отходов.
Проведение информационных кампаний для повышения осведомленности и ответственности населения.
3. Система стимулирования:
Введение экономических механизмов, таких как налоги на отходы, чтобы стимулировать уменьшение объема отходов и повышение переработки.
Поддержка программ вознаграждения или льгот для тех, кто активно участвует в переработке и уменьшении отходов.
4. Мониторинг и оценка:
Установление системы мониторинга для отслеживания объемов отходов, эффективности сбора и переработки.
Проведение регулярной оценки результатов программы и адаптация стратегии в соответствии с полученными данными.
5. Сотрудничество с заинтересованными сторонами:
Вовлечение частных компаний, неправительственных организаций и общественности в процесс управления отходами.
Партнерство с местными органами власти, чтобы объединить ресурсы и координировать усилия.
6. Соблюдение законодательства и нормативов:
Постоянное обновление и соблюдение соответствующего законодательства и нормативов в сфере управления отходами.
Соблюдение международных соглашений и стандартов, если они применимы.
7. Инновации и исследования:
Поддержка и финансирование исследовательских и инновационных проектов, направленных на поиск новых способов управления отходами и уменьшения их воздействия на окружающую среду.
8. Финансовая устойчивость:
Разработка устойчивой финансовой модели для программы управления отходами, включая прозрачную систему финансирования и бюджетирования.
9. Мониторинг и обмен опытом:
Сотрудничество с другими районами, чтобы объединить усилия в управлении отходами.
2.3. Целевые показатели Программы
Целевые показатели программы управления отходами должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени (критерии SMART). Вот некоторые примеры целевых показателей для программы управления отходами:
Снижение общего объема отправляемых на свалку отходов:
Цель: Снижение общего объема отходов, отправляемых на свалку, на 20% к концу 5-летнего периода.
Измерение: Количество тонн отходов, отправляемых на свалку ежегодно.
Цель: Достижение стандартной практики раздельного сбора и сортировки отходов на 95% территории района в течение 2 лет.
Измерение: Процент территории с организованным раздельным сбором.
Сокращение выбросов парниковых газов:
Цель: Обеспечение соответствия всем действующим законодательным нормам и стандартам в области управления отходами.
Измерение: Результаты проверок и аудитов соответствия.
Целевые показатели должны быть адаптированы к конкретным целям и задачам программы управления отходами, а также регулярно мониторится и оценивается для обеспечения достижения установленных целей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Основным направлением является модернизация инфраструктуры управления отходами: Одним из ключевых направлений является модернизация и развитие инфраструктуры для сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов. Это включает в себя строительство современных сборочных пунктов, установку контейнеров для раздельного сбора и обновление системы транспортировки.
Сортировка на источнике и раздельный сбор:
Важным направлением является поощрение раздельного сбора отходов на уровне домохозяйств и предприятий. Это позволяет оптимизировать процессы переработки и утилизации.
Стимулирование переработки и утилизации:
Программа будет активно содействовать переработке и утилизации отходов, создавая партнерства с перерабатывающими компаниями и поддерживая развитие местных рынков для вторичных материалов.
Образование и информирование общественности:
Для успешной реализации Программы важно образовать и информировать общественность о правилах раздельного сбора, устойчивости и экологической ответственности.
Пути достижения поставленных целей:
Разработка и внедрение долгосрочной стратегии:
Программа предусматривает разработку и внедрение долгосрочной стратегии управления отходами, которая определяет конкретные шаги и сроки для достижения целей.
Инвестиции в инфраструктуру:
Программа предусматривает выделение средств на модернизацию и строительство инфраструктуры, включая сборочные пункты, перерабатывающие заводы и системы транспортировки.
Внедрение современных технологий:
Программа сосредотачивается на внедрении современных технологий, таких как системы мониторинга заполнения контейнеров и оптимизация маршрутов сбора отходов с использованием ГИС-технологий.
Альтернатива строительства полигонов на территории сельских населенных пунктов это открытие пунктов приема с сортировкой отходов по району Биржан сал, где в последующем будет возможность приема отходов (пластмасса, стеклотара, бумага).
Открытие пунктов приема с сортировкой отходов по району Биржан сал воздействие на окружающую среду либо особого влияния на экологическую обстановку района проектируемого объекта не окажут, при выполнении природоохранных мероприятий.
Необходимо открытие пунктов приема с сортировкой отходов по району Биржан сал в 6 населенных пунктах: Степняк, Макинка, Андыкожа батыра, Енбекшильдерское, Заозерное и Бирсуат, что позволит охватить ближайшие села сортировкой и приемом перерабатываемых отходов.
Таким образом охват населения сортировкой и приемом перерабатываемых отходов составит большую часть района Биржан сал.
Для реализации проектов по пунктам приема необходимо помещение площадью не менее 300 м2.
Необходимо приобретение контейнеров для раздельного сбора и хранения ТБО.
Все вышеуказанные работы требуют разработки проектно-сметных документаций и выделения необходимых финансовых средств.
4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
Бюджет Программы: Указание общего бюджета, выделенного на реализацию Программы управления отходами. Это включает в себя как начальное финансирование, так и ожидаемые дополнительные расходы на всем протяжении выполнения Программы.
Источники финансирования: Описание источников финансирования Программы, таких как государственные бюджеты, местные налоги, гранты и другие.
Финансирование на инвестиции: Указание финансирования, выделенного на инвестиционные проекты, такие как строительство сборочных пунктов, перерабатывающих заводов и приобретение необходимой техники.
Источником финансирования мероприятий Программы по управлению отходами являются местный бюджет, областной бюджет.
Человеческие ресурсы:
Персонал: Определение необходимого числа сотрудников, их квалификации и роли в реализации Программы.
Обучение и развитие персонала:
Описание планов по обучению и развитию персонала для обеспечения успешной реализации Программы.
Инфраструктура:
Инфраструктура для сбора и транспортировки отходов: Указание состояния и планов по модернизации инфраструктуры для сбора, транспортировки и временного хранения отходов.
Инфраструктура для переработки и утилизации: Описание состояния и планов по строительству и модернизации перерабатывающих заводов и соответствующей инфраструктуры.
Технологические ресурсы:
Техническое оборудование: Указание необходимого технического оборудования для эффективной реализации Программы.
Информационные системы:
Описание информационных систем и программного обеспечения, необходимых для мониторинга и управления управлением отходами.
Партнерские отношения:
Партнеры и сотрудничество: Указание на партнерские отношения с организациями, предприятиями и НПО, которые могут предоставить дополнительные ресурсы или экспертизу.
Гражданское общество: Описание мер для вовлечения общественности и добровольцев в реализацию Программы.
Временные рамки:
График выполнения: Установление временных рамок для реализации ключевых этапов Программы, включая начало и завершение проектов и мероприятий.
Мониторинг и оценка: Описание системы мониторинга и оценки для постоянного контроля за прогрессом и результатами.
5. ПЛАН ФИНАНСИРОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОТХОДАМИ
Год | Объем финансирования, тыс. тенге |
2024- 2029 | Согласно бюджета * |
Примечание * — объем финансирования будет уточняться при формировании бюджета на соответствующий год.
Источником финансирования реализации всех пунктов программы управления
отходами областной и местный бюджет управлением определяется количество
финансовых средств, сроки финансирования, очередность проведения мер, предусмотренных в программе.
*После корректировки будут определены дополнительные инфраструктуры, а также выявлены объҰмы накоплений перерабатываемых отходов.
6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОТХОДАМИ РАЙОНА БИРЖАН САЛ
№ п/п | Мероприятия | Срок выполнения | Средства для реализации мероприятий | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Своевременная разработка нормативных документов | 2024 год | Не требует финансирования | |
2 | Проведение мониторинга в течение 2 лет для выявления объҰмов и ведением учета по перерабатываемым отходам (пластмасса, стеклотара, бумага) | 2024-2025 годы | МБ | |
3 | Определение необходимого числа внештатных сотрудников проводящих мониторинговые данные по образованию и накоплению объҰмов отходов | 2025 год | МБ | |
4. | Оплата труда внештатным сотрудникам проводящим мониторинговые данные по образованию и накоплению объҰмов отходов | 2025-2026 годы | МБ | |
5 | Корректировка ПУО на основании мониторинговых данных за последние 2 года | 2025 год | МБ | |
6 | Открытие пунктов приема с сортировкой отходов в 6 населенных пунктах | 2026-2027 годы | МБ | |
7 | Реализация проекта строительство полигона ТБО в городе Степняк | 2026-2029 годы | ОБ,РБ | |
8 | Приобретение специализированной техники для вывоза отходов ТБО в количестве 2 ед. | 2026-2029 годы | ОБ,МБ | |
9 | Численность персонала задействованного на проектируемом полигоне города Степняк при открытии 20 человек | 2026-2029 годы | Собственные средства предприятия, организации | |
10 | Проведение мероприятий разъяснительного характера о недопустимости несанкционированного размещения отходов в необорудованных местах населением | 2026-2029 годы | Не требует финансирования | |
11 | Сбор, транспортировка и утилизация отходов производства и потребления, проведение мероприятий направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды | 2026-2029 годы | Не требует финансирования МИО | |
12 | Вывоз и утилизация отходов по Договору сторонними организациями с мест образования | 2026-2029 годы | Собственные средства аппаратов акимов сельских округов и сел |