Об утверждении профессиональных стандартов "Бизнес аналитик" и "Системный аналитик"

Новый

Приказ и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 6 декабря 2024 года № 770/НҚ

      В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" и подпунктом 56-7) пункта 15 Положения о Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 501, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить:

      1) профессиональный стандарт "Бизнес аналитик" согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) профессиональный стандарт "Системный аналитик" согласно приложению 2 к настоящему приказу.

      2. Комитету искусственного интеллекта и развития инноваций Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) направление настоящего приказа в течение пяти рабочих дней после его подписания на государственном и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего первого вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении пяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      И.о министра цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
А. Оразбек

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан

  Приложение 1 к приказу
и.о. Министра цифрового
развития, инноваций и
аэрокосмической
промышленности
Республики Казахстан
от 6 декабря 2024 года № 770/НҚ

Профессиональный стандарт "Бизнес-аналитик"

Глава 1. Общие положения

      1. Область применения профессионального стандарта: профессиональный стандарт "Бизнес-аналитик" (далее – профессиональный стандарт) разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" и предназначен для формирования образовательных программ, обучения персонала на предприятиях, сертификации работников и выпускников организации образования и решений широкого круга задач в области управления персоналом в организациях и на предприятиях, а также адаптации содержания собственной профессиональной деятельности.

      2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:

      1) трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;

      2) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;

      3) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;

      4) контекст – обстоятельства и условия, которые влияют на изменение, которые находятся под влиянием изменения, или которые способствуют пониманию изменения;

      5) потребность – проблема или возможность, подлежащая рассмотрению. Потребности могут вызывать изменения, побуждая заинтересованные стороны к действиям. Изменения, в свою очередь, также могут порождать потребности, снижая или увеличивая ценность существующих решений;

      6) изменение – преобразования в ответ на потребность. Цель изменения - повысить производительность предприятия (эффективность организации). Эти улучшения являются преднамеренными и управляются с помощью бизнес-анализа. Изменения могут быть как обширными, связанными с реформированием деятельности организации в целом, так и небольшими, связанными лишь с отдельными бизнес-процессами в некоторых подразделениях организации;

      7) решение – конкретный способ удовлетворения одной или нескольких потребностей в некотором контексте. Решение удовлетворяет потребность путем разрешения проблемы, с которой сталкиваются заинтересованные стороны или позволяя заинтересованным сторонам реализовать возможность.

      В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие сокращения:

      ИКТ – информационно-коммуникационных технологий;

      ИБ – информационная безопасность;

      ИТ – информационные технологии;

      КС – квалификационный справочник;

      ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

      ПС – профессиональный стандарт;

      ГО – государственный орган;

      ОРК – отраслевая рамка квалификаций;

      ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности.

Глава 2. Паспорт профессионального стандарта

      3. Наименование профессионального стандарта: Бизнес-аналитик

      3512-1-002 Консультант по поддержке пользователя ИКТ;

      2523-0-002 Администратор информационных систем;

      2511-2-001 Бизнес-аналитик в области информационно-коммуникационных технологий;

      2511-2 Консультанты и бизнес-аналитики по ИТ.

      4. Код профессионального стандарта:

      5. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:

      J Информация и связь:

      62 Компьютерное программирование, консультационные и другие сопутствующие услуги;

      62.0 Компьютерное программирование, консультационные и другие сопутствующие услуги;

      62.01 Деятельность в области компьютерного программирования;

      62.02.2 Планирование и проектирование коммерческих информационных систем.

      6. Краткое описание профессионального стандарта: устанавливает требования в области профессиональной деятельности специалиста по управлению проектами ИТ и ведению бизнес-аналитики, в части знаний и навыков, которыми следует обладать и соответствовать требованиям действующих стандартов.

      7. Перечень карточек профессий:

      1) Бизнес-аналитик в области информационно-коммуникационных технологий - 5 уровень ОРК;

      2) Бизнес-аналитик в области информационно-коммуникационных технологий - 6 уровень ОРК.

Глава 3. Карточки профессий

10. Карточка профессии "Бизнес-аналитик в области ИКТ":

Код группы:

2511-2

Код наименования занятия:

2511-2-001

Наименование профессии:

Бизнес-аналитик в области ИКТ

Уровень квалификации по ОРК:

5

Подуровень квалификации по ОРК:


Уровень квалификации по ЕТКС, КС и др. типовых квалификационных характеристик:


Уровень профессионального образования:

Уровень образования:
Послесреднее образование

Специальность:
Информационно-коммуникационных технологий

Квалификация:
вычислительной техники

Высшее образование

Специалист по проведению бизнес-анализа в ИКТ

Прикладной бакалавр вычислительной техники

Требования к опыту работы:


Связь с неформальным и информальным образованием:

Сертификация International Institute of Business Analysis - уровень ECBA (Entry Certificate in Business Analysis) и выше. Сертификация Project Management Institute - уровень PBA (Professional in Business Analysis). Сертификация International Requirements Engineering Board – CPRE (Certified Professional for Requirements Engineering). Сертификация Business Architecture Guild - уровень CBA (Cost benefit Analysis).

Другие возможные наименования профессии:


Основная цель деятельности:

Выявление бизнес-потребностей и аналитическое сопровождение проведения изменений в организации, приносящих пользу заинтересованным сторонам.

Описание трудовых функций

Перечень трудовых функций:

Обязательные трудовые функции:

1. Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей

Дополнительные трудовые функции:


Трудовая функция 1:
Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей



Навык 1:
Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей.

Умения:
1. Выполнять анализ бизнес-потребностей заинтересованных сторон;
2. Выполнять анализ контекста;
3. Использовать техники выявления заинтересованных сторон;
4. Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами;
5. Использовать техники эффективных коммуникаций;
6. Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации;
7. Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа;
8. Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами;
9. Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа;
10. Формировать различные представления информации бизнес-анализа для обсуждения с заинтересованными сторонами;
11. Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа;
12. Анализировать внутренние/внешние факторы и условия, влияющие на деятельность организации;
13. Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами;
14. Оформлять требования в соответствии с выбранными подходами;
15. Классифицировать требования в соответствии с выбранными подходами;
16. Моделировать требования в соответствии с выбранными подходами;
17. Документировать требования в соответствии с выбранными подходами к оформлению требований;
18. Определять атрибуты требований и их значения в соответствии с выбранными подходами;
19. Управлять изменениями требований в соответствии с выбранным подходом;
20. Анализировать качество информации бизнес-анализа с точки зрения выбранных критериев;
21. Проводить анализ предметной области;
22. Выполнять функциональную декомпозицию работ;
23. Моделировать объем и границы работ.

Знания:
1. Методика межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии;
2. Теория конфликтов;
3. Методы, техники, процессы и инструменты управления требованиями заинтересованных сторон;
4. Языки визуального моделирования;
5. Теория управления рисками;
6. Методика информационных систем;
7. Знание предметной области в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Выявление истинных бизнес-проблем или бизнес-возможностей.

Умения:
1. Выполнять выявление и документирование истинных бизнес-проблем или бизнес возможностей;
2. Согласовывать с заинтересованными сторонами выявленные бизнес проблемы или бизнес-возможности;
3. Формировать целевые показатели решений;
4. Использовать техники выявления заинтересованных сторон;
5. Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами;
6. Использовать техники эффективных коммуникаций;
7. Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации;
8. Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа;
9. Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами;
10. Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа;
11. Формировать различные представления информации бизнес-анализа для обсуждения с заинтересованными сторонами;
12. Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа;
13. Анализировать внутренние/внешние факторы и условия, влияющие на деятельность организации;
14. Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами;
15. Проводить анализ предметной области;
16. Выявлять и классифицировать бизнес-проблемы или бизнес возможности;
17. Формировать различные представления информации о выявленных бизнес-проблемах или бизнес-возможностей для обсуждения с заинтересованными сторонами;
18. Выполнять функциональную декомпозицию работ;
19. Моделировать объем и границы работ.

Знания:
1.Методика межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии;
2. Методика конфликтов;
3. Языки визуального моделирования;
4. Теория управления рисками;
5. Теория систем;
6. Знание предметной области в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа.

Возможность признания навыка:

-

Требования к личностным компетенциям:

Стрессоустойчивость, критическое мышление, коммуникабельность, рациональность, прагматизм, готовность к саморазвитию, авторитетность, эмоциональная уравновешенность.

Список технических регламентов и национальных стандартов:


Связь с другими профессиями в рамках ОРК:

Уровень ОРК:

Наименование профессии:





11. Карточка профессии "Бизнес-аналитик в области ИКТ":

Код группы:

2511-2

Код наименования занятия:

2511-2-001

Наименование профессии:

Бизнес-аналитик в области ИКТ

Уровень квалификации по ОРК:

6

Подуровень квалификации по ОРК:


Уровень квалификации по ЕТКС, КС и др. типовых квалификационных характеристик:


Уровень профессионального образования:

Уровень образования:
высшее образование (бакалавриат)

Специальность:
Информационно-коммуникационных технологий

Квалификация:
-










Требования к опыту работы:


Связь с неформальным и информальным образованием:

Сертификация International Institute of Business Analysis - уровень CCBA и выше. Сертификация Project Management Institute - уровень PBA. Сертификация International Requirements Engineering Board - CPRE. Сертификация Business Architecture Guild - уровень CBA.

Другие возможные наименования профессии:


Основная цель деятельности:

Обеспечение возможности проведения изменений в организации, приносящих пользу заинтересованным сторонам, путҰм выявления бизнес-потребностей и обоснования решений, описывающих возможные пути реализации изменений.

Описание трудовых функций

Перечень трудовых функций:

Обязательные трудовые функции:

1. Обоснование решений

Дополнительные трудовые функции:


Трудовая функция 1:
Обоснование решений



Навык 1:
Формирование возможных решений на основе выявленных целевых показателей решений.

Умения:
1. Выполнять выявление, сбор и анализ информации бизнес-анализа для формирования возможных решений;
2. Выполнять описание возможных решений;
3. Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации;
4. Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами;
5. Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа;
6. Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа;
7. Анализировать внутренние/внешние факторы и условия, влияющие на деятельность организации;
8. Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами;
9. Проводить оценку эффективности решения с точки зрения выбранных критериев;
10. Оценивать бизнес-возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей;
11. Моделировать объем и границы работ.

Знания:
1. Моделирование программ;
2. Языки визуального моделирования;
3. Теория систем;
4. Знание предметной области в объеме, информационных программах.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Анализ, обоснование и участие в выборе решения.

Умения:
1. Анализ решений с точки зрения достижения целевых показателей решений;
2. Оценка ресурсов, необходимых для реализации решений;
3. Оценка эффективности каждого варианта решения как соотношения между ожидаемым уровнем использования ресурсов и ожидаемой ценностью;
4. Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами;
5. Использовать техники эффективных коммуникаций;
6. Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации;
7. Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами;
8. Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа;
9. Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа;
10. Анализировать внутренние/внешние факторы и условия, влияющие на деятельность организации;
11. Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами;
12. Проводить оценку эффективности решения с точки зрения выбранных критериев;
13. Оценивать бизнес-возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей.

Знания:
1. Методик межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии;
2. Методика конфликтов;
3. Языки визуального моделирования;
4. Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа;
5. Информационные технологии (программные продукты), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа;
6. Иметь представление о информационной безопасности;
7. Знание предметной области в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа.

Возможность признания навыка:

-

Требования к личностным компетенциям:

Стрессоустойчивость, критическое мышление, коммуникабельность, рациональность, прагматизм, готовность к саморазвитию, авторитетность, эмоциональная уравновешенность.

Список технических регламентов и национальных стандартов:


Связь с другими профессиями в рамках ОРК:







Глава 4. Технические данные профессионального стандарта

      16. Наименование государственного органа:

      Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

      Исполнитель: Увалеев Ж.Е., zhake55@gmail.com, +7 (701) 522 80 28.

      17. Организации (предприятия) участвующие в разработке:

      Товариществом с ограниченной ответственностью "Persona IT".

      Руководитель: Кулатаева А.К., aigerim@personait.kz, +7 (777) 012 77 88.

      Исполнитель: Судников Н.Н., +7 (777) 041 38 54.

      Товариществом с ограниченной ответственностью "Persona IT"

      Руководитель: Оспанова Г.Ж., gaukhar.ospanova@personait.kz, +7 (777) 727 68 68.

      18. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям: отраслевой совет по квалификациям в сфере информационных технологий, исходящий № 16361/28, 23 ноября 2023 года.

      19. Национальный орган по профессиональным квалификациям: 16 января 2024 года.

      20. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": 04 декабря 2023 года.

      21. Номер версии и год выпуска: версия 1, 2024 год.

      22. Дата ориентировочного пересмотра: 2027 года.

  Приложение 2 к приказу
и.о. Министра цифрового
развития, инноваций и
аэрокосмической
промышленности
Республики Казахстан
от 6 декабря 2024 года № 770/НҚ

Профессиональный стандарт "Системный аналитик"

Глава 1. Общие положения

      1. Область применения профессионального стандарта: профессиональный стандарт "Системный аналитик" (далее – профессиональный стандарт) разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" и предназначен для формирования образовательных программ, в том числе обучения персонала на предприятиях, сертификации работников и выпускников организации образования, а также решения широкого круга задач в области управления персоналом в организациях и на предприятиях.

      2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:

      1) квалификация – степень готовности работника к качественному выполнению конкретных трудовых функций;

      2) проектирование – процесс составления описания, необходимого для создания в заданных условиях еще не существующего объекта, на основе первичного описания этого объекта и (или) алгоритма его функционирования или алгоритма процесса преобразования (в ряде случаев неоднократных) первичного описания, оптимизации заданных характеристик объекта и алгоритма его функционирования или алгоритма процесса устранения некорректности первичного описания и последовательного представления (при необходимости) описаний на различных языках;

      3) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда;

      4) логическое проектирование – разработка проектных решений, свободных от деталей реализации и выбора технологий для частей системы. Множество техник анализа и проектирования привычного для большинства системных аналитиков инженерии требований работают на логическом уровне – на уровне абстрактных потоков данных, сообщений и состояний объектов. В коротко-итерационных проектах, выполняющих непрерывное развитие эксплуатируемой системы для постановки задачи исполнителю проектирования такого уровня абстракции недостаточно;

      5) требование – требуемая (ожидаемая) количественная или качественная характеристика или свойство объекта, а также связанные ограничения и условия. Существует точка зрения, что требования не должны ограничивать разработчика системы в поиске и реализации наиболее эффективных технических, технико-экономических и других решений;

      6) концептуальное проектирование – разработка (на ранней стадии проектирования) ключевых проектных решений любого уровня абстракции, описывающих замысел, подход и путь к достижению цели (концепцию), влияющих на план, сроки, стоимость работ, выбор методов, инструментов и ролей исполнителей. Концептуальное проектирование не стоит в одном ряду с логическим проектированием и разработкой технических решений. В концепцию войдет и логические и технические (детальные) решения, если они существенно влияют на результат, а также решения, описывающие не систему и ее поведения, а окружение системы, деятельность, цели, проблемы и интересы заинтересованных сторон, отражающие замысел, подход и путь к достижению цели.

      3. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие сокращения:

      ИКТ – информационно-коммуникационных технологий;

      ИБ – информационная безопасность;

      ИТ – информационные технологии;

      КС – квалификационный справочник;

      ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

      ПС – профессиональный стандарт;

      ГО – государственный орган;

      ОРК – отраслевая рамка квалификаций;

      ТиПО – техническое и профессиональное образования;

      ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности.

Глава 2. Паспорт профессионального стандарта

      4. Название профессионального стандарта: Системный аналитик

      5. Код профессионального стандарта:

      6. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:

      J Информация и связь:

      62 Компьютерное программирование, консультационные и другие сопутствующие услуги;

      62.0 Компьютерное программирование, консультационные и другие сопутствующие услуги;

      62.01 Деятельность в области компьютерного программирования.

      7. Краткое описание профессионального стандарта:

      устанавливает требования в области профессиональной деятельности специалиста по проектированию информационных систем и цифровых продуктов на всех этапах их жизненного цикла: функциональности, конструктивного устройства, системного окружения, контекста использования для достижения целей автоматизации, в части знаний и навыков, которыми следует обладать и соответствовать требованиям действующих стандартов.

      8. Перечень карточек профессий:

      1) Системный аналитик - 4 уровень ОРК;

      2) Системный аналитик - 5 уровень ОРК;

      3) Системный аналитик - 6 уровень ОРК;

      4) Системный аналитик - 7 уровень ОРК.

Глава 3. Карточки профессий

9. Карточка профессии "Системный аналитик":

Код группы:

2511-1

Код наименования занятия:

2511-1-002

Наименование профессии:

Системный аналитик

Уровень квалификации по ОРК:

4

подуровень квалификации по ОРК:


Уровень квалификации по ЕТКС, КС и др. типовых квалификационных характеристик:


Уровень профессионального образования:

Уровень образования:
ТиПО (специалист среднего звена)

Специальность:
Вычислительная техника и информационные сети (по видам)

Квалификация:
-

Требования к опыту работы:


Связь с неформальным и информальным образованием:

Сертификация International Institute of Business Analysis - уровень ECBA и выше. Сертификация Project Management Institute - уровень PBA. Сертификация International Requirements Engineering Board - CPRE.

Другие возможные наименования профессии:

Основная цель деятельности:

Техническое проектирование отдельных функций в процессе разработки проектных требований и решений для ИТ-систем/продуктов и их компонентов на всех этапах жизненного цикла ИТ-систем/продуктов, для достижения целей автоматизации.

Описание трудовых функций

Перечень трудовых функций:

Обязательные трудовые функции:

1. Работа с заинтересованными сторонами;
2. Сбор исходных данных для проектирования ИТ-системы/продукта или элемента поставки;
3. Описание алгоритма поведения и взаимодействия с окружением элемента поставки с учетом принятых технических решений;
4. Аналитическое сопровождение процесса реализации проектных требований и решений;
5. Оформление, коммуникация и управление информацией системного анализа.

Дополнительные трудовые функции:


Трудовая функция 1:
Работа с заинтересованными сторонами

Навык 1:
Выявление заинтересованных сторон.

Умения:

1. Выполнять анализ контекста, организационной структуры, бизнес-процессов с целью выявления заинтересованных сторон;
2. Выполнять сбор и регистрацию информации о заинтересованных сторонах;
3. Выполнять организацию хранения информации о заинтересованных сторонах и поддержание ее в актуальном состоянии;
4. Выполнять анализ и классификацию заинтересованных сторон;
5. Использовать техники выявления заинтересованных сторон;
6. Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации;
7. Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа;
8. Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами;
9. Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа;
10. Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа;
11. Анализировать внутренние/внешние факторы и условия, влияющие на деятельность организации;
12. Анализировать степень участия заинтересованных сторон;
13. Анализировать качество информации бизнес–анализа с точки зрения выбранных критериев;
14. Проводить анализ предметной области.

Знания:
1. Методика заинтересованных сторон;
2. Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии;
3. Теория конфликтов;
4. Языки визуального моделирования;
5. Теория управления рисками;
6. Методика систем;
7. Знание предметной области информационных программ.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Взаимодействие с заинтересованными сторонами.

Умения:
1. Разрабатывать стратегии вовлечения заинтересованных сторон и сотрудничества с ними;
2. Разрабатывать планы взаимодействия с заинтересованными сторонами;
3. Подготавливать стороны к сотрудничеству (разъяснение, обучение);
4. Выполнять взаимодействие и мониторинг заинтересованных сторон;
5. Управлять рисками, обусловленными взаимодействием с заинтересованными сторонами;
6. Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами;
7. Использовать техники эффективных коммуникаций;
8. Выполнять функциональную декомпозицию работ;
9. Моделировать объем и границы работ.

Знания:
1. Методика заинтересованных сторон;
2. Методика межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии;
3. Методика конфликтов;
4. Языки визуального моделирования;
5. Теория управления рисками;
6. Теория систем;
7. Знание предметной области информационных программ.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 2:
Сбор исходных данных для проектирования ИТ-системы/продукта или элемента поставки

Навык 1:
Сбор документов и образцов.

Умения:

1. Выполнять сбор документов, печатных форм и шаблонов;
2. Выполнять сбор образцов данных;
3. Выполнять сбор образцов исходного кода;
4. Выполнять сбор снимков экрана;
5. Выполнять сохранение образцов с ведением реестра собранных материалов;
6. Пользоваться системами управления задачами;
7. Вести деловую переписку;
8. Вести деловые переговоры;
9. Пользоваться инструментами для доступа, просмотра и манипулирования данными;
10. Читать и редактировать исходный код;
11. Работать с табличными документами.

Знания:
1. Реляционные базы данных;
2. Базовые форматы и структуры данных.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Получение ответов на вопросы и уточнений в переписке.

Умения:
1. Сортировка вопросов по адресатам, темам и другим признакам;
2. Отправка писем и сообщений с вопросами;
3. Контроль наличия и полноты ответов;
4. Сохранение и учет вопросов и ответов;
5. Пользоваться электронной почтой, системами управления задачами, мессенджерами;
6. Вести деловую переписку;
7. Определять логичность, полноту и детальность ответа;
8. Пользоваться редакторами электронных таблиц.

Знания:
1. Формальная логика в проектировании сложных систем;
2. Процесс коммуникации;
3. Методы совмещения контекста, тип данных, служащий для хранения набора данных.

Возможность признания навыка:

-

Навык 3:
Проведение анкетирования.

Умения:
1. Разрабатывать опросники;
2. Формулировать бриф-запрос к респондентам;
3. Проводить опросы;
4. Сохранять результаты опросов;
5. Работать с табличными документами;
6. Пользоваться инструментами онлайн-опросов;
7. Вести деловую переписку;
8. Вести деловые переговоры.

Знания:

Возможность признания навыка:

-

Навык 4:
Изучение неавтоматизированной работы пользователей, и автоматизированной – в системах и продуктах: аналогах, заменяемых, развиваемых или интегрируемых.

Умения:
1. Выполнять изучение стандартов, регламентов, инструкций, методик, нормативных документов, локальных нормативных документов;
2. Анализировать записи и снимки экрана;
3. Выполнять непосредственное наблюдение за работой;
4. Уточнять непонятные моменты в деятельности с пользователями;
5. Разрабатывать отчет-сценарий работы пользователя;
6. Структурировать деятельность;
7. Работать с текстовыми документами;
8. Работать с табличными документами;
9. Составлять сценарии пользователя.

Знания:
1. Метамодель деятельности;
2. Методы текстового, графического и табличного описания деятельности.

Возможность признания навыка:

-

Навык 5:
Изучение устройств, работы систем и продуктов: развиваемых, аналогов, заменяемых или интегрируемых.

Умения:
1. Выполнять изучение документации, учебных материалов, баз знаний и форумов по системе/продукту;
2. Пользоваться сервисом технической поддержки по работе в системе;
3. Выполнять установку продукта/системы на сервер/рабочее место;
4. Создавать сценарии деятельности пользователей;
5. Выполнять прогон сценариев в роли пользователя;
6. Составлять описание устройства, системы и взаимосвязей компонентов;
7. Составлять описание алгоритмов работы системы;
8. Администрировать персональный компьютер на базовом уровне;
9. Администрировать сервер на базовом уровне;
10. Планировать деятельность для достижения цели;
11. Описывать устройство программных и программно-технических комплексов и связей между их частями;
12. Описывать алгоритмы;
13. Описывать структуры данных.

Знания:
1. Устройство и функционирование программных и программно-технических комплексов;
2. Устройство и функционирование, распространенных операционных систем;
3. Метамодель деятельности;
4. Методы текстового и табличного описания деятельности;
5. Способы описания алгоритмов;
6. Способы описания структур данных;
7. Базовые форматы и структуры данных.

Возможность признания навыка:

-

Навык 6:
Анализ данных в системах и продуктах: заменяемых, интегрируемых, развиваемых, аналогах, в том числе в неавтоматизированных информационных системах.

Умения:
1. Анализировать массивы данных;
2. Выполнять преобразование и исследование данных;
3. Оформлять отчеты с выводами и образцами данных;
4. Пользоваться инструментами для доступа, просмотра, манипулирования и анализа данных;
5. Пользоваться электронной почтой, системами управления задачами, мессенджерами;
6. Вести деловую переписку.

Знания:
1. Реляционные базы данных;
2. Базовые форматы и структуры данных;
3. Языки программирования, библиотеки и средства для манипулирования данными.

Возможность признания навыка:

-

Навык 7:
Предварительная систематизация и оформление собранных исходных данных.

Умения:
1. Выполнять проверку полноты реестров материалов и вопросов;
2. Выполнять предварительную группировку материалов и вопросов;
3. Оформлять отчеты с выводами об объеме, полноте, качестве, группировке собранных данных;
4. Формировать отторгаемые пакеты данных или структуры в системе для хранения документов;
5. Работать с табличными документами;
6. Пользоваться файловыми хранилищами и системами для хранения документов;
7. Работать с текстовыми документами.

Знания:
1. Формальная логика;
2. Основы классификации и кодирования информации.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 3:
Описание алгоритма поведения и взаимодействия с окружением элемента поставки с учетом принятых технических решений

Навык 1:
Описание алгоритма поведения и взаимодействия с окружением элемента поставки с учетом принятых технических решений.

Умения:

1. Выделять режимы функционирования, элементов окружения (ролей, смежных систем, компонентов), интерфейсов (программных и пользовательских), отдельных сценариев функционирования;
2. Выполнять анализ исключительных ситуаций;
3. Выполнять описание альтернативных путей алгоритма при появлении исключений;
4. Выполнять сверку алгоритма поведения с алгоритмом функционирования надсистемы;
5. Описывать алгоритмы функционирования программно-технических средств;
6. Описывать структуры данных.

Знания:
1. Устройство и функционирование программных и программно-аппаратных комплексов;
2. Концепции процедурного и объектно-ориентированного программирования;
3. Основные техники тест-дизайна.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Построение эскизов и технических описаний пользовательских интерфейсов элемента поставки с учетом принятых технических решений.

Умения:
1. Создавать эскизы интерфейса;
2. Выполнять формализацию и описание языка взаимодействия;
3. Разрабатывать детальное описание поведения интерфейса;
4. Выполнять сверку эскизов и описаний с алгоритмом поведения/взаимодействия;

Знания:
1. Базовые знания об интерфейсах пользователей (в т. ч. графических) и технологиях для их построения;
2. Базовые представления об эргономике;
3. Концепции процедурного и объектно-ориентированного программирования.

Возможность признания навыка:

-

Навык 3:
Описание программных интерфейсов элемента поставки с учетом принятых технических решений.

Умения:
1. Выполнять выделение сценария взаимодействия через интерфейс;
2. Разрабатывать описание вызовов, сигнатур и структур передаваемых данных;
3. Выполнять сверку описания программных интерфейсов с алгоритмом поведения/взаимодействия и структурами данных;
4. Разрабатывать сценарии взаимодействия.

Знания:
1. Концепции процедурного и объектно-ориентированного программирования;
2. Базовые технологии взаимодействия и интеграции систем и компонентов;
3. Основы защиты информации при построении взаимодействия систем и компонентов;
4. Способы описания структур данных.

Возможность признания навыка:

-

Навык 4:
Описание структур данных, разделяемых со смежными системами, подсистемами или другими элементами поставки.

Умения:
1. Разрабатывать описание концептуальной, логической и физической структуры базы данных;
2. Разрабатывать описание объектно-ориентированной структуры данных;
3. Разрабатывать описание формата файла;
4. Разрабатывать описание формата сообщения;
5. Выполнять сверку структур данных с описаниями алгоритмов и интерфейсов.

Знания:
1. Способы описания структур данных;
2. Реляционные базы данных;
3. Базовые форматы и структуры данных.

Возможность признания навыка:

-

Навык 5:
Разработка требований и постановки задачи на приобретение/разработку/интеграцию элемента поставки.

Умения:
1. Формулировать постановки задачи на разработку, доработку и/или интеграцию элемента поставки;
2. Выполнять проверку полноты и качества формулировок требований;
3. Выполнять моделирование функционирования элемента поставки;
4. Выполнять подготовку примеров данных на входе и выходе для приемки;
5. Разрабатывать требования.

Знания:
1. Формальная логика;
2. Атрибуты качества требований;
3. Основные техники тест-дизайна;
4. Атрибуты качества программного обеспечения.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 4:
Аналитическое сопровождение процесса реализации проектных требований и решений



Навык 1:
Ответы на вопросы заинтересованных лиц.

Умения:
1. Пользоваться системами управления задачами, запросами и дефектами;
2. Вести электронную переписку (почта и мессенджеры);
3. Вести конструктивный диалог в конфликтных переговорах;
4. Обосновывать проектные решения и требования;
5. Работать с табличными документами;
6. Пользоваться системами управления задачами;
7. Пользоваться системами управления знаниями.

Знания:
1. Формальная логика;
2. Процесс коммуникации, контекст;
3. Методы совмещения контекста;
4. Грамотный технический язык.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Отслеживание статуса реализации требований и проектных решений и коммуникация статуса заинтересованным сторонам.

Умения:
1. Пользоваться системами моделирования и учета требований;
2. Работать с табличными документами;
3. Выполнять анализ покрытия требований проектными артефактами;
4. Пользоваться системами управления задачами;
5. Пользоваться системами управления знаниями.

Знания:
1. Понимание полного и инкрементного описания требований и проектных решений;
2. Методы анализа покрытия требований проектными артефактами;
3. Виды связей и схемы трассировки требований и проектных решений.

Возможность признания навыка:

-

Навык 3:
Выполнение предварительных приемочных испытаний элемента поставки.

Умения:
1. Оформлять отчеты о выявленных дефектах;
2. Определять критерии готовности;
3. Создавать приемочные сценарии;
4. Пользоваться системами управления задачами, запросами и дефектами.

Знания:
1. Основные техники тест-дизайна

Возможность признания навыка:

-

Навык 4:
Разработка пользовательской и эксплуатационной документации в рамках надзора за реализацией.

Умения:
1. Определять структуру документации;
2. Выполнять разработку документации;
3. Выполнять тестирование документации;
4. Выполнять постановку задач на коррекцию требований и проектных решений;
5. Работать с текстовыми документами;
6. Пользоваться системами управления знаниями.

Знания:
1. Логическое мышление;
2. Процесс коммуникации, контекст;
3. Методы совмещения контекста;
4. Грамотный технический язык;
5. Знакомство с требованиями СТ РК, ГОСТ (утвержденные нормы и требования к товарам и услугам в пределах Республики Казахстан. ГОСТ Межгосударственный стандарт).

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 5:
Оформление, коммуникация и управление информацией системного анализа



Навык 1:
Оформление результатов поиска, выявления, сбора и анализа фактов, требований и проектных решений.

Умения:
1. Выполнять оформление протоколов интервью;
2. Выполнять оформление отчета об исследовании;
3. Работать с текстовыми документами;
4. Работать с табличными документами;
5. Работать с электронными презентациями.

Знания:
1. Грамотный технический язык;
2. Логическое мышление.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Оформление разработанных требований и проектных решений.

Умения:
1. Выполнять оформление документа/раздела содержащего требования или проектные решения;
2. Выполнять оформление письма или задания в системе управления задачами;
3. Выполнять оформление страницы в системе управления знаниями;
4. Выполнять оформление схем и иллюстраций;
5. Выполнять оформление презентации для коммуникации требований и проектных решений;
6. Выполнять выделение и описание изменений относительно предыдущих версий проектных решений;
7. Работать с текстовыми документами;
8. Работать с табличными документами;
9. Работать с электронными презентациями;
10. Пользоваться электронной почтой, системами управления задачами, мессенджерами;
11. Пользоваться системами управления знаниями;
12. Пользоваться растровыми и векторными графическими редакторами и системами для создания схем.

Знания:
1. Грамотный технический язык;
2. Формальная логика;
3. Риторика в части выстраивания логики повествования и презентации;
4. Техники управления созданием больших документов;
5. Требования СТ РК, ГОСТ (ЕСКД) в части оформления документов;
6. Создание полного и инкрементного описания требований и проектных решений.

Возможность признания навыка:

-

Навык 3:
Доведение проектных решений, требований и изменений согласующим и заинтересованным сторонам.

Умения:
1. Проводить презентации требований и проектных решений;
2. Грамотно говорить и писать;
3. Проводить презентацию;
4. Вести деловую переписку.

Знания:
1. Формальная логика;
2. Грамотный технический язык;
3. Риторика в части техники выступления.

Возможность признания навыка:

-

Требования к личностным компетенциям:

Стрессоустойчивость, критическое мышление, коммуникабельность, рациональность, прагматизм, готовность к саморазвитию, авторитетность, эмоциональная уравновешенность

Список технических регламентов и национальных стандартов:


Связь с другими профессиями в рамках ОРК:







10. Карточка профессии "Системный аналитик":

Код группы:

2511-1

Код наименования занятия:

2511-1-002

Наименование профессии:

Системный аналитик

Уровень квалификации по ОРК:

5

Подуровень квалификации по ОРК:


Уровень квалификации по ЕТКС, КС и др. типовых квалификационных характеристик:


Уровень профессионального образования:




Уровень образования:
после среднее образование (прикладной бакалавриат)

Специальность:
Вычислительная техника и информационные сети (по видам)

Квалификация:
Прикладной бакалавр вычислительной техники и информационных сетей

Требования к опыту работы:


Связь с неформальным и информальным образованием:

Сертификация International Institute of Business Analysis - уровень ECBA и выше. Сертификация Project Management Institute - уровень PBA. Сертификация International Requirements Engineering Board - CPRE.

Другие возможные наименования профессии:


Основная цель деятельности:

Логико-техническое проектирование в процессе разработки проектных требований и решений для ИТ-систем/продуктов и их компонентов на всех этапах жизненного цикла ИТ-систем/продуктов для достижения целей автоматизации.

Описание трудовых функций

Перечень трудовых функций:

Обязательные трудовые функции:

1. Аналитическое сопровождение процесса реализации проектных требований и решений;
2. Оформление, коммуникация и управление информацией системного анализа;
3. Логическое и техническое проектирование ИТ-системы/продукта;
4. Планирование сбора, выявление и анализ исходных данных для проектирования системы/продукта.

Дополнительные трудовые функции:


Трудовая функция 1:
Аналитическое сопровождение процесса реализации проектных требований и решений



Навык 1:
Сопровождение приемочных испытаний подсистемы или ИТ-системы/продукта.

Умения:
1. Выполнять постановку задач на прогон сценариев и контроль выполнения;
2. Оформлять отчет о степени реализации требований и проектных решений;
3. Выполнять постановку задач на коррекцию требований и проектных решений;
4. Структурировать деятельность;
5. Оформлять отчеты о выявленных дефектах;
6. Определять критерии готовности;
7. Создавать приемочные сценарии;
8. Пользоваться системами, управление задачами, запросами и дефектами.

Знания:
1. Методы структурирования деятельности;
2. Основные техники тест-дизайна.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Обучение пользователей в рамках надзора за реализацией.

Умения:
1. Оформлять учебные материалы;
2. Проводить обучение взрослых по программированию;
3. Выполнять постановку задач на коррекцию требований и проектных решений;
4. Обучать программированию взрослых;
5. Разрабатывать учебную программу;
6. Работать с электронными презентациями.

Знания:
1. Методы программирования обучения взрослых;
2. Базовые методы разработки учебных программ.

Возможность признания навыка:

-

Навык 3:
Техническая поддержка пользователей в рамках надзора за реализацией.

Умения:
1. Отвечать на вопросы пользователей;
2. Выполнять поиск способов и решение проблем пользователей;
3. Наполнять базу знаний технической поддержки;
4. Выполнять постановку задач на коррекцию требований и проектных решений;
5. Пользоваться системами управления задачами, запросами и дефектами;
6. Вести электронную переписку (почта и мессенджеры);
7. Вести конструктивный диалог в конфликтных переговорах;
8. Воспроизводить проблему пользователя;
9. Работать с табличными документами;
10. Пользоваться системами управления задачами, запросами и дефектами;
11. Пользоваться системами управления знаниями;
12. Формализовывать и оформлять отчеты о выявленных дефектах.

Знания:
1. Формальная логика;
2. Процесс коммуникации, контекст;
3. Методы совмещения контекста;
4. Грамотная устная и письменная речь;
5. Техники конфликтных переговоров и работы с претензиями потребителей;
6. Методы отладки, поиска и устранения проблем.

Возможность признания навыка:

-

Навык 4:
Разбор инцидентов и проблем в рамках надзора за реализацией.

Умения:
1. Выполнять анализ инцидентов и проблем, предложение и обсуждение возможных изменений;
2. Выполнять постановку задач на коррекцию требований и проектных решений;
3. Отличать дефекты от штатного поведения на основе требований;
4. Определять корневые причины инцидентов;

Знания:
1. Методы причинно-следственного анализа;
2. Методы управления инцидентами и проблемами;

Возможность признания навыка:

-

Навык 5:
Ревю производных (от разработанных требований и проектных решений) проектных документов.

Умения:
1. Выполнять ревю производных артефактов и выдачу замечаний;
2. Выполнять постановку задач на коррекцию требований и проектных решений;
3. Анализировать артефакты из роли потребителя требований и проектных решений;
4. Программировать на базовом уровне;
5. Тестировать на базовом уровне.
6. Обучать взрослых;
7. Разрабатывать пользовательскую и эксплуатационную документацию на базовом уровне.

Знания:
1. Технология построения автоматизированных систем;
2. Технология производства программного обеспечения;
3. Представление о работе ролей-потребителей требований и проектных решений: тестировщиков, программистов, архитекторов, документ описателей, администраторов, специалистов технической поддержки;
4. Методы обучения взрослых;
5. Основы тестирования и тест-дизайна;
6. Основы защиты информации;
7. Основы проектирования информационных систем, программных приложений, программирования и баз данных.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 2:
Оформление, коммуникация и управление информацией системного анализа



Навык 1:
Сбор, сортировка и обработка замечаний.

Умения:
1. Собирать замечания от согласующих лиц;
2. Заполнять сводки замечаний;
3. Выполнять сортировку и систематизацию сводки замечаний;
4. Обрабатывать замечания и выполнять постановка задач на корректировку документа, проектирование, исследование или совмещение контекста с согласующими;
5. Работать с табличными документами.

Знания:
1. Формальная логика;
2. Процесс работы со сводками замечаний.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Обсуждение замечаний, согласование окончательных формулировок требований и проектных решений.

Умения:
1. Вести конструктивный диалог в конфликтных переговорах;
2. Обосновывать проектные решения и требования.

Знания:
1. Формальная логика;
2. Грамотная устная и письменная речь.

Возможность признания навыка:

-

Навык 3:
Управление оформлением и согласованием, требований и проектных решений.

Умения:
1. Управлять оформлением больших документов и пакетов документов через контрольные списки, матрицы, сводки замечаний и рабочую разметку документа.

Знания:
1. Процесс работы со сводками замечаний;
2. Техники работы с контрольными списками и матрицами;
3. Способы рабочей разметки документа.

Возможность признания навыка:

-

Навык 4:
Трассировка требований и проектных решений

Умения:
1. Выполнять связывание требований и проектных решений;
2. Проводить анализ несвязанных требований и проектных решений;
3. Пользоваться системами моделирования и учета требований;
4. Работать с табличными документами;
5. Пользоваться системами управления задачами;
6. Пользоваться системами управления знаниями.

Знания:
1. Виды связей и схемы трассировки требований и проектных решений;
2. Способы трассировки в гибком (agile) окружении.

Возможность признания навыка:

-

Навык 5:
Сбор запросов на изменение, инцидентов, проблем от пользователей и заинтересованных лиц.

Умения:
1. Выполнять учет поступающих запросов;
2. Выполнять сортировку поступающих запросов;
3. Пользоваться системами управления задачами, запросами и дефектами;
4. Оформлять отчеты о выявленных дефектах.

Знания:
1. Техники приоритизации запросов.

Возможность признания навыка:

-

Навык 6:
Анализ влияния изменений на разработанные требования и принятые решения.

Умения:
1. Выявлять требования и решения, затрагиваемых изменениями;
2. Выделять инкремент в требованиях и проектных решениях;
3. Выявлять вопросы для снятия и необходимых решений для планирования изменения;
4. Пользоваться системами моделирования и учета требований;
5. Работать с табличными документами;
6. Пользоваться системами управления задачами;
7. Пользоваться системами управления знаниями;
8. Проводить анализ влияния изменений.

Знания:
1. Методы анализа влияния изменений;
2. Владение полным и инкрементным описанием требований и проектных решений.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 3:
Логическое и техническое проектирование ИТ-системы/продукта



Навык 1:
Описание технологии, организации, процесса, методики и юридического обеспечения автоматизированной и эксплуатационной деятельности.

Умения:
1. Описывать зафиксированные требования, решения и факты;
2. Выполнять описание заинтересованных сторон, интересов, проблем и целей;
3. Выполнять описание деятельности по использованию и эксплуатации ИТ-системы/продукта;
4. Выполнять описание организационной, технической, функциональной, информационной структуры;
5. Выполнять описание по видам обеспечения ИТ-системы/продукта;
6. Моделировать и описывать устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов, их частей, обеспечения и окружения.

Знания:
1. Устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов;
2. Методы описания заинтересованных сторон, проблем и интересов;
3. Методы описания целей деятельности и целей автоматизации;
4. Методы описания деятельности;
5. Методы моделирования устройства и функционирования ИТ-систем/продуктов.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Разработка целостной логической структуры системы: функциональной, организационной, информационной, пространственной, технической.

Умения:
1. Выявлять несоответствия и противоречия;
2. Моделировать и описывать устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов, их частей, обеспечения и окружения;
3. Декомпозировать ИТ-системы/продукты на предполагаемые элементы поставки.

Знания:
1. Устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов;
2. Методы моделирования устройства и функционирования ИТ-систем/продуктов;
3. Методы функциональной декомпозиции ИТ-систем.

Возможность признания навыка:

-

Навык 3:
Проектирование логических алгоритмов поведения, взаимодействия системы с окружением, функционирования и логических структур хранимых, обрабатываемых, принимаемых, передаваемых и выдаваемых данных.

Умения:
1. Моделировать алгоритмы поведения и взаимодействия с окружением;
2. Моделировать сценарии нефункциональных требований (атрибутов качества);
3. Определять требования и возможные решения в области защиты информации совместно со специалистами по информационной безопасности;
4. Моделировать структуры данных;
5. Выявлять несоответствия между функциональной моделью и моделью данных;
6. Выявлять несоответствия между функциональной моделью, моделью данных, структурой системы и решениями по технологии, организации, процессу, методике и юридическому обеспечению автоматизированной и эксплуатационной деятельности;
7. Моделировать и описывать устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов, их частей, обеспечения и окружения;
8. Работать со сценариями нефункциональных требований.

Знания:
1. Атрибуты качества программного обеспечения;
2. Основы защиты информации и базовые угрозы;
3. Устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов;
4. Методы моделирования устройства и функционирования ИТ-систем/продуктов;
5. Виды нефункциональных требований к ИТ-системам.

Возможность признания навыка:

-

Навык 4:
Логическое описание интерфейсов пользователя и интеграций в рамках решений концепции.

Умения:
1. Выполнять логическое описание интеграций;
2. Выявлять несоответствия между описаниями интерфейсов/интеграций и описаниями алгоритмов поведения/взаимодействия;
3. Моделировать и описывать устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов, их частей, обеспечения и окружения;
4. Описывать интерфейсы пользователя на логическом уровне;
5. Описывать программные интерфейсы на логическом уровне;
6. Разрабатывать сценарии взаимодействия.

Знания:
1. Базовые технологии взаимодействия и интеграции систем и компонентов;
2. Основы защиты информации при построении взаимодействия систем и компонентов;
3. Основы эргономики.

Возможность признания навыка:

-

Навык 5:
Вывод технических решений на основе типовых проектных решений (архитектурных и конструктивных шаблонов) и предыдущих проектных решений и требований.

Умения:
1. Выполнять вывод и фиксацию технических решений;
2. Проводить взаимную проверку полученных решений на противоречия с ранее принятыми решениями, требованиями и ограничениями;
3. Моделировать и описывать устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов, их частей, обеспечения и окружения;
4. Анализировать качество требований и проектных решений.

Знания:
1. Устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов;
2. Методы моделирования устройства и функционирования ИТ-систем/продуктов;
3. Атрибуты качества требований.

Возможность признания навыка:

-

Навык 6:
Описание программно-технической структуры (дизайна) ИТ-системы/продукта с делением до уровня подсистем или элементов поставки.

Умения:
1. Строить модели системы с учетом принятых технических решений;
2. Выявлять несоответствия в модели системы технического уровня;
3. Моделировать и описывать устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов, их частей, обеспечения и окружения.

Знания:
1. Устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов;
2. Методы моделирования устройства и функционирования ИТ-систем/продуктов.

Возможность признания навыка:

-

Навык 7:
Описание технологии, алгоритмов функционирования, поведения и взаимодействия с окружением системы на уровне взаимодействия подсистем или элементов поставки с учетом принятых технических решений.

Умения:
1. Описывать алгоритмы функционирования, поведения и взаимодействия с окружением технического уровня для элемента поставки/подсистемы;
2. Выявлять несоответствия между различными элементами поставки/подсистемами;
3. Моделировать и описывать устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов, их частей, обеспечения и окружения.

Знания:
1. Устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов;
2. Методы моделирования устройства и функционирования ИТ-систем/продуктов.

Возможность признания навыка:

-

Навык 8:
Анализ достижимости требований к системе с принятыми проектными решениями.

Умения:
1. Определять соответствие между алгоритмами функционирования/взаимодействия элемента поставки или подсистемы и решениями по технологии, организации, процессу, методике и юридическому обеспечению автоматизированной и эксплуатационной деятельности;
2. Определять соответствие между алгоритмами функционирования/взаимодействия элемента поставки или подсистемы с логическими алгоритмами поведения системы в целом;
3. Определять соответствие между алгоритмами функционирования/взаимодействия элемента поставки или подсистемы со сценариями нефункциональных требований;
4. Определять соответствие между алгоритмами функционирования/взаимодействия элемента поставки или подсистемы с моделью функционирования системы в целом;
5. Моделировать и описывать устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов, их частей, обеспечения и окружения.

Знания:
1. Устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов;
2. Методы моделирования устройства и функционирования ИТ-систем/продуктов.

Возможность признания навыка:

-

Навык 9:
Разработка требований и постановки задачи на приобретение/разработку/интеграцию подсистемы.

Умения:
1. Проверять требования на соответствие принятым проектным решениям;
2. Разрабатывать требования;
3. Проверять качество требований.

Знания:
1. Проверять требования на соответствие принятым проектным решениям;
2. Разрабатывать требования;
3. Проверять качество требований.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 4:
Планирование сбора, выявление и анализ исходных данных для проектирования системы/продукта



Навык 1:
Изучение и предварительная индексация собранных материалов.

Умения:
1. Проводить изучение материалов с наполнением индекса;
2. Проводить анализ на наличие пробелов в информации;
3. Работать с табличными документами;
4. Пользоваться системами управления знаниями.

Знания:
1. Формальная логика;
2. Основы классификации и кодирования информации.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Анализ полноты и качества требований, решений и фактов, формулирование и сортировка вопросов и задач на проектирование и для до сбора исходных данных.

Умения:
1. Проводить сбор вопросов и нестыковок;
2. Выполнять сортировку вопросов и нестыковок;
3. Формулировать задачи на до сбор информации, принятие решений, генерацию предположений и предложений;
4. Работать с табличными документами;
5. Пользоваться системами управления задачами, запросами и дефектами;
6. Пользоваться системами управления знаниями.

Знания:
1. Формальная логика.

Возможность признания навыка:

-

Навык 3:
Выделение и формулирование заданных на текущем этапе требований и принятых решений.

Умения:
1. Изучать исходные данные;
2. Выделять факты, элементы требований и проектных решений;
3. Формулировать требования и проектные решений;
4. Проверять качество набора требований и проектных решений;
5. Разрабатывать требования;
6. Анализировать качество требований.

Знания:
1. Атрибуты качества требований;
2. Атрибуты качества программного обеспечения;
3. Нефункциональные требования к ИТ-системам.

Возможность признания навыка:

-

Требования к личностным компетенциям:

Стрессоустойчивость, критическое мышление, коммуникабельность, рациональность, прагматизм, готовность к саморазвитию, авторитетность, эмоциональная уравновешенность.

Список технических регламентов и национальных стандартов:


Связь с другими профессиями в рамках ОРК:







11. Карточка профессии "Системный аналитик":

Код группы:

2511-1

Код наименования занятия:

2511-1-002

Наименование профессии:

Системный аналитик

Уровень квалификации по ОРК:

6

подуровень квалификации по ОРК:


Уровень квалификации по ЕТКС, КС и др. типовых квалификационных характеристик:


Уровень профессионального образования:

Уровень образования:
высшее образование (бакалавриат)

Специальность:
Информационно-коммуникационных технологий

Квалификация:
-

Требования к опыту работы:


Связь с неформальным и информальным образованием:

Сертификация International Institute of Business Analysis - уровень CCBA и выше. Сертификация Project Management Institute - уровень PBA. Сертификация International Requirements Engineering Board - CPRE.

Другие возможные наименования профессии:


Основная цель деятельности:

Концептуально-логическое проектирование в процессе разработки проектных требований и решений для ИТ-систем/продуктов и их компонентов на всех этапах жизненного цикла ИТ-систем/продуктов, для достижения целей автоматизации.

Описание трудовых функций

Перечень трудовых функций:

Обязательные трудовые функции:

1. Планирование сбора, выявление и анализ исходных данных для проектирования ИТ-системы/продукта;
2. Концептуально-логическое проектирование ИТ-системы/продукта.

Дополнительные трудовые функции:


Трудовая функция 1:
Планирование сбора, выявление и анализ исходных данных для проектирования ИТ-системы/продукта



Навык 1:
Генерация предложений и предположений для обсуждения и проверки.

Умения:
1. Генерировать предложения на основе типовых проектных решений;
2. Генерировать предложения и предположения на основе экспертизы;
3. Генерировать предложения с использованием техник креативного мышления;
4. Выполнять экспертную оценку предложений;
5. Использовать техники креативного мышления;
6. Организовывать экспертную оценку;
7. Аргументировать предложенные решения.

Знания:
1. Логическое мышление;
2. Методы принятия решений;
3. Техники креативного мышления.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Проведение интервью с заинтересованными лицами.

Умения:
1. Проводить подготовку к интервью;
2. Проводить интервью;
3. Фиксировать результаты интервью;
4. Управлять беседой;
5. Вести беседу в конструктивном, доброжелательном, доверительном стиле.

Знания:
1. Технология проведения интервью.

Возможность признания навыка:

-

Навык 3:
Проведение проектных семинаров и фокус-групп, модерации и фассилизации экспертного принятия концептуальных, методических и технических решений.

Умения:
1. Готовить к работе группу;
2. Управлять работой группы при принятии решений и сборе информации;
3. Фиксировать решения, принятые группой;
4. Модерировать групповую работу;
5. Фасилитировать групповую работу;
6. Фиксировать принятые решения.

Знания:
1. Технологии и сценарии проведения фокус-групп, мозговых штурмов, групповых сессий принятия решения.

Возможность признания навыка:

-

Навык 4:
Классификация, систематизация и моделирование собранных фактов, решений и требований.

Умения:
1. Проводить анализ и классификацию фактов, требований и решений;
2. Выполнять построение целостной модели текущей реальности или будущего;
3. Проводить анализ пробелов, выявление вопросов и нестыковок;
4. Пользоваться системами моделирования и учета требований;
5. Работать с табличными документами;
6. Пользоваться системами управления знаниями;

Знания:
1. Логическое мышление;
2. Методы моделирования устройства и функционирования ИТ-систем/продуктов;
3. Основы классификации и кодирования информации.

Возможность признания навыка:

-

Навык 5:
Управление исследованием и анализом.

Умения:
1. Планировать и организовывать исследования и анализ;
2. Собирать информацию о текущем состоянии и заполнять контрольные списки и матрицы;
3. Создавать контрольные списки и матрицы для управления исследованием и анализом;
4. Прогнозировать завершение, определение текущего качества собранных данных и оставшейся неопределенности, коррекция планов;
5. Определять вопросы, состав информации и источники для сбора информации;
6. Определять методы сбора информации;
7. Использовать контрольные списки и матрицы для управления исследованием;
8. Планировать и координировать работы.

Знания:
1. Методы календарно-ресурсного планирования работ;
2. Техники работы с контрольными списками и матрицами;
3. Метамодели и техники моделирования деятельности, устройства и функционирования ИТ-систем и продуктов, их частей и окружения;
4. Методы и инструменты сбора информации.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 2:
Концептуально-логическое проектирование ИТ-системы/продукта



Навык 1:
Сбор, выявление и формализация целей, заинтересованных сторон, рамок автоматизации и заданных требований на систему.

Умения:
1. Выявлять заинтересованные стороны;
2. Выявлять и формализовывать цели и рамки автоматизации;
3. Выявлять исходные требования на систему;
4. Собирать и выявлять требования;
5. Моделировать и описывать устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов, их частей, обеспечения и окружения.

Знания:
1. Методы описания заинтересованных сторон, проблем и интересов;
2. Методы описания целей деятельности и целей автоматизации;
3. Методы структурирования и описания деятельности;
4. Методы целеполагания;
5. Методы моделирования устройства и функционирования ИТ-систем/продуктов;
6. Методы выявления, формулирования и обоснования требований.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Формулирование концептуальных требований.

Умения:
1. Формулировать функциональных требований;
2. Формулировать нефункциональных требований;
3. Определять требования и возможные решения в области защиты информации совместно со специалистами по информационной безопасности;
4. Разрабатывать сценарии нефункциональных требований.

Знания:
1. Методы функционального моделирования;
2. Атрибуты качества программного обеспечения;
3. Нефункциональные требования к ИТ-системам;
4. Основы защиты информации и базовые угрозы;
5. Концептуальное проектирование.

Возможность признания навыка:

-

Навык 3:
Построение целостной модели системы концептуального уровня.

Умения:
1. Выполнять моделирование текущей ситуации: организационно-технической и информационной структуры, деятельности, информационной технологии, функций, целей, проблем, интересов заинтересованных сторон;
2. Выполнять моделирование желаемой ситуации;
3. Проводить анализ разрыва между текущей и желаемой ситуацией;
4. Проводить выявление и разработку организационных, методических, функциональных, математических, эргономических информационных концептуальных решений;
5. Проводить выявление блоков решений для будущего проектирования;
6. Проводить выявление концептуальных архитектурных (технических) решений по системе;
7. Моделировать деятельности пользователей, функционального, структурного, информационного аспекта системы;
8. Выявлять противоречия и недостающие концептуальные решения;
9. Моделировать деятельность;
10. Моделировать и описывать устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов, их частей, обеспечения и окружения.

Знания:
1. Устройство и функционирование ИТ-систем/продуктов;
2. Методы описания деятельности;
3. Методы моделирования устройства и функционирования ИТ-систем/продуктов;
4. Концептуальное проектирование.

Возможность признания навыка:

-

Навык 4:
Разработка концепции системы.

Умения:
1. Формулировать концептуальные решения по системе;
2. Планировать этапность и очередность построения системы;
3. Выполнять анализ степени реализации исходных требований и целей;
4. Оформлять набор требований для оценки;
5. Разрабатывать требования;
6. Декомпозировать систему на подсистемы и очереди построения.

Знания:
1. Концептуальное проектирование.

Возможность признания навыка:

-

Навык 5:
Технико-экономическое обоснование концепции системы.

Умения:
1. Оценивать отдачу от построения системы;
2. Оценивать и организовывать оценку стоимости и сроков построения ИТ-системы.

Знания:
1. Методы формирования доходной части ТЭО;
2. Методы оценки стоимости построения ИТ-систем;
3. Методы принятия решений и многокритериальной оптимизации;
4. Методы календарно-ресурсного планирования;
5. Технология построения ИТ-систем;
6. Технология разработки программного обеспечения;
7. Методы оценки стоимости построения ИТ-систем.

Возможность признания навыка:

-

Навык 6:
Сравнение концепций реализации заданных требований на систему.

Умения:
1. Формулировать критерии сравнения;
2. Проводить сравнение концепций;
3. Формировать рекомендации и обоснования реализации выбранного решения;
4. Организовывать принятие решений.

Знания:
1. Методы принятия решений и многокритериальной оптимизации.

Возможность признания навыка:

-

Навык 7:
Разработка требований к системе в целом с учетом выбранной концепции.

Умения:
1. Формулировать требования и ограничения по выбранному варианту концепции;
2. Разработка технического задания на создание системы;
3. Разрабатывать требования.

Знания:
1. Состав и содержание спецификации требований к системе в целом (в т. ч. СТ РК 34.015, СТ РК 1090);
2. Применяемые в проекте нормы информационной безопасности.

Возможность признания навыка:

-

Требования к личностным компетенциям:

Стрессоустойчивость, критическое мышление, коммуникабельность, рациональность, прагматизм, готовность к саморазвитию, авторитетность, эмоциональная уравновешенность

Список технических регламентов и национальных стандартов:


Связь с другими профессиями в рамках ОРК:







12. Карточка профессии "Системный аналитик":

Код группы:

2511-1

Код наименования занятия:

2511-1-002

Наименование профессии:

Системный аналитик

Уровень квалификации по ОРК:

7

Подуровень квалификации по ОРК:


Уровень квалификации по ЕТКС, КС и др. типовых квалификационных характеристик:


Уровень профессионального образования:

Уровень образования:
послевузовское образование (магистратура, резидентура)

Специальность:
Информационно-коммуникационных технологий

Квалификация:
-

Требования к опыту работы:


Связь с неформальным и информальным образованием:

Сертификация International Institute of Business Analysis - уровень CBAP и выше. Сертификация Project Management Institute - уровень PBA. Сертификация International Requirements Engineering Board - CPRE.

Другие возможные наименования профессии:

2511-1-002 Системный аналитик

Основная цель деятельности:

Управление системным анализом в процессе разработки проектных требований и решений для ИТ-систем/продуктов и их компонентов на всех этапах жизненного цикла ИТ-систем/продуктов, для достижения целей автоматизации.

Описание трудовых функций

Перечень трудовых функций:

Обязательные трудовые функции:

1. Планирование и мониторинг системного анализа в рамках жизненного цикла системы/продукта или этапа жизненного цикла;
2. Управление возможностями предприятия в сфере системного анализа.

Дополнительные трудовые функции:


Трудовая функция 1:
Планирование и мониторинг системного анализа в рамках жизненного цикла системы/продукта или этапа жизненного цикла



Навык 1:
Планирование работ системных аналитиков при построении ИТ-системы/продукта.

Умения:
1. Выявлять потребителей и контекст использования требований и проектных решений;
2. Определять источники информации для требований и решений;
3. Выбирать методы разработки требований и проектных решений;
4. Выбирать типы и атрибуты требований и элементов проектных решений;
5. Выбирать шаблоны промежуточных и финальных документов;
6. Составлять и согласовывать перечень поставок;
7. Достигать договоренности с потребителями требований о методах и процедуре приемки требований;
8. Определять состав работ по разработке требований;
9. Разрабатывать календарно-ресурсный график работ;
10. Определять требования к компетенциям исполнителей разных работ по созданию требований;
11. Определять график контрольных мероприятий по аналитическим работам;
12. Определять кандидатов на исполнение отдельных аналитических работ;
13. Выполнять постановку задач на разработку планов аналитических работ по отдельным частям системы;
14. Выполнять интегрирование планов аналитических работ по отдельным частям системы;
15. Планировать проектные работы;
16. Выбирать методики работы и шаблоны документов;
17. Проводить переговоры и конфликтные переговоры;
18. Фасилитировать работу группы;
19. Вести деловую переписку;
20. Формализовывать входящие требования и запросы.

Знания:
1. Методы календарно-ресурсного планирования;
2. Методы и инструменты проектирования и разработки требований и проектных решений;
3. Виды документов и артефактов требований и проектных решений.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Организация аналитических работ в ИТ-проекте.

Умения:
1. Определять состав аналитической группы проекта;
2. Организовывать знакомство аналитической группы;
3. Проводить представление и обсуждение плана аналитических работ;
4. Распределять роли и аналитические работы по участникам аналитической группы проекта;
5. Достигать соглашения с владельцами ресурсов о выделении ресурсов для выполнения аналитических работ в проекте;
6. Организовывать проектные работы;
7. Проводить совещания;
8. Управлять работой группы.

Знания:
1. Методы организации работ и управления работой группы;
2. Методы проведения совещаний.

Возможность признания навыка:

-

Навык 3:
Разработка методик выполнения аналитических работ.

Умения:
1. Проводить изучение мировых практик выполнения аналитических работ;
2. Выполнять ретроспективный обзор выполнения аналитических работ;
3. Собирать статистику по проблемам, рискам, трудоемкости работ;
4. Описывать методики выполнения аналитических работ для конкретного проекта;
5. Подбирать инструменты и методы под требования и ограничения проекта.

Знания:
1. Технология создания ИТ-системы;
2. Технология создания программного обеспечения;
3. Технология проектирования и управления разработкой в гибком окружении;
4. Технология управления продуктом;
5. Методы моделирования и описания устройства и функционирования ИТ-систем/продуктов, их частей, обеспечения и окружения;
6. Методы проектирования программного обеспечения;
7. Методы проектирования ИТ-систем;
8. Методы сбора, выявления, анализа требований и принятия проектных решений.

Возможность признания навыка:

-

Навык 4:
Разработка шаблонов документов, метамоделей, соглашений о моделировании.

Умения:
1. Выполнять анализ потребителей аналитических документов и артефактов и контекста их применения;
2. Разрабатывать соглашения о моделировании;
3. Разрабатывать планы управления требованиями и проектными решениями;
4. Разрабатывать состав, содержание, шаблоны документов и методики их применения;
5. Разрабатывать шаблон документа/артефакта под требования и ограничения этапа проекта.

Знания:
1. Методы моделирования и описания устройства и функционирования ИТ-систем/продуктов, их частей, обеспечения и окружения;
2. Методы проектирования программного обеспечения;
3. Методы проектирования ИТ-систем;
4. Методы сбора, выявления, анализа требований и принятия проектных решений.

Возможность признания навыка:

-

Навык 5:
Контроль и координация аналитических работ в ИТ-проекте.

Умения:
1. Собирать информацию о состоянии аналитических работ в проекте;
2. Анализировать соответствие фактического состояния работ по плану;
3. Определять причины отклонений от планов;
4. Выявлять проблемные ситуации в ходе работ;
5. Разрабатывать мероприятия по компенсации отклонений;
6. Проводить коррекции и согласование планов аналитических работ;
7. Разрешать проблемные ситуации в ходе аналитических работ;
8. Визуализировать работы и их состояние;
9. Обрабатывать риски и проблемы.

Знания:
1. Основы работы с рисками;
2. Методы визуализации работ;
3. Процессный подход к управлению качеством работ и результатов;
4. Методы анализа и поиска решения проблем.

Возможность признания навыка:

-

Навык 6:
Формирование и предоставление отчетности о ходе работ по разработке требований к системе и подсистеме.

Умения:
1. Оценивать соответствие состояния аналитических работ по плану;
2. Описывать состояние аналитических работ в формате отчета;
3. Визуализировать работы и их состояние;
4. Обрабатывать риски и проблемы.

Знания:
1. Методы визуализации работ и их состояния;
2. Методы работы с рисками и проблемами.

Возможность признания навыка:

-

Навык 7:
Выявление и эскалация рисков и проблем, обнаруженных в ходе анализа, проектирования и надзора.

Умения:
1. Выполнять сбор данных о неопределенности (нехватке информации, источников данных, проектных решений), нестыковках (конфликтных проектных решений и требований), отклонениях реализации от принятых проектных решений;
2. Проводить анализ последствий и необходимости эскалации;
3. Эскалировать проблемы и риски;
4. Анализировать влияние проблем на проект;
5. Обрабатывать риски и проблемы.

Знания:
1. Методы анализа влияния рисков на ключевые параметры проекта;
2. Методы работы с рисками и проблемами.

Возможность признания навыка:

-

Навык 8:
Обучение системных аналитиков на рабочем месте для выполнения задач в рамках отдельного проекта.

Умения:
1. Определять потребность в обучении по итогам планирования и организации работ;
2. Обучать практикам, техникам и методикам работы;
3. Обучать взрослых программированию;
4. Разрабатывать учебную программу.

Знания:
1. Методы обучения взрослых по программированию;
2. Базовые методы разработки учебных программ.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 2:
Управление возможностями предприятия в сфере системного анализа



Навык 1:
Планирование политики предприятия по управлению компетенциями сотрудников в сфере системного анализа.

Умения:
1. Разрабатывать модели компетенций сотрудников предприятия в сфере системного анализа;
2. Разрабатывать политику предприятия по управлению компетенциями сотрудников в сфере системного анализа;
3. Выделять необходимые компетенции системных аналитиков в контексте производственных процессов предприятия;
4. Анализировать региональный, национальный и международный рынок труда в сфере системного анализа и информационных технологий в контексте предметной области деятельности организации.

Знания:
1. Национальные, международные и отраслевые профессиональные стандарты по системному анализу, управлению проектами, инженерии требований;
2. Методологии оценки квалификации персонала в сфере системного анализа, информационных технологий.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Мониторинг и оценка эффективности процессов изменения возможностей предприятий в сфере системного анализа.

Умения:
1. Проводить оценку компетенций сотрудников предприятия в сфере системного анализа;
2. Разрабатывать планы индивидуального развития сотрудников предприятия в сфере системного анализа;
3. Оценивать квалификацию сотрудников в сфере системного анализа;
4. Анализировать мотивацию и планы профессионального развития сотрудника.

Знания:
1. Национальные, международные и отраслевые профессиональные стандарты по системному анализу, управлению проектами, инженерии требований;
2. Методологии оценки квалификации персонала в сфере системного анализа, информационных технологий.

Возможность признания навыка:

-

Навык 3:
Обучение системных аналитиков на рабочем месте в рамках задачи непрерывного развития персонала.

Умения:
1. Определять потребности в обучении в соответствии со стратегическими планами и политикой предприятия в сфере управления персоналом;
2. Обучать практикам, техникам и методикам работы;
3. Обучать взрослых;
4. Разрабатывать учебную программу.

Знания:
1. Методы обучения взрослых;
2. Базовые методы разработки учебных программ.

Возможность признания навыка:

-

Требования к личностным компетенциям:

Стрессоустойчивость, критическое мышление, коммуникабельность, рациональность, прагматизм, готовность к саморазвитию, авторитетность, эмоциональная уравновешенность

Список технических регламентов и национальных стандартов:


Связь с другими профессиями в рамках ОРК:







Глава 4. Технические данные профессионального стандарта

      13. Наименование государственного органа:

      Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

      Исполнитель: Увалеев Ж.Е, zhake55@gmail.com, +7 (701) 522 80 28.

      14. Организации (предприятия) участвующие в разработке:

      Товарищество с ограниченной ответственностью "Persona IT".

      Руководитель: Кулатаева А.К., aigerim@personait.kz, +7 (777) 012 77 88.

      Исполнитель: Судников Н.Н., +7 (777) 041 38 54.

      Руководитель: Оспанова Г.Ж., gaukhar.ospanova@personait.kz, +7 (777) 727 68 68.

      15. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям: Отраслевой совет по квалификациям в сфере ИТ, исх. № 16361/28, 04 декабря 2023 года.

      16. Национальный орган по профессиональным квалификациям: 29 декабря 2023 года.

      17. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": 04 декабря 2023 года.

      18. Номер версии и год выпуска: версия 2, 2024 год.

      19. Дата ориентировочного пересмотра: декабрь, 2027 года.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.