В соответствии с подпунктом 17) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей организаций информации и общественного развития Министерства культуры и информации Республики Казахстан и их заместителей.
2. Департаменту корпоративного управления Министерства культуры и информации Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) в течение пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа направление его копии в электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства культуры и информации Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после подписания настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства культуры и информации Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителя аппарата Министерства культуры и информации Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр культуры и информации Республики Казахстан |
А. Балаева |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан
Утверждены приказом Министра культуры и информации Республики Казахстан от 08.08.2024 года № 343-НҚ |
Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей организаций информации и общественного развития Министерства культуры и информации Республики Казахстан и их заместителей
Глава 1. Введение
1. Настоящие Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей организаций информации и общественного развития Министерства культуры и информации Республики Казахстан и их заместителей (далее – квалификационные характеристики) призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их квалификации, аттестации работников, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства в определении должностных обязанностей данных категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований по категориям оплаты труда.
2. Квалификационные характеристики должностей специалистов: бухгалтера, экономиста, юриста, специалиста по кадрам, переводчика определены в квалификационных характеристиках отдельных должностей специалистов государственных учреждений и казенных предприятий, общих для всех сфер деятельности, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 1 сентября 2016 года № 775 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14281).
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов научных работников, специалистов в области программного обеспечения, по государственным закупкам и иной инженерно-технический персонал определены в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 553 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22003).
3. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.
4. Квалификационные характеристики разработаны Министерством культуры и информации Республики Казахстан.
Глава 2. Квалификационные характеристики должностей руководителей организаций информации и общественного развития (Директор, Генеральный директор, Председатель правления)
5. Должностные обязанности:
руководит в соответствии с законодательством производственной, хозяйственной и финансово-экономической деятельностью организации;
обеспечивает исполнение принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества организации, содержащегося на его балансе, а также финансово-хозяйственные результаты ее деятельности;
определяет политику, стратегию деятельности организации и механизм их реализации;
заключает договора, совершает сделки, операции со сторонними организациями или иными юридическими лицами, издает распоряжения, приказы, представляет организацию на деловых встречах;
организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и совершенствование гибкого и мобильного производства товаров и услуг, быстро реагирующих на нововведения и изменение рыночной ситуации с учетом социальных и рыночных приоритетов;
обеспечивает повышение эффективности работы организации, рост продаж продукции и услуг, и увеличение прибыли, повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции (услуг), их соответствие государственным стандартам и стандартам высокоразвитых стран и лучших компаний в целях завоевания отечественного и зарубежных рынков;
обеспечивает выполнение организацией обязательств перед государственным бюджетом, накопительными пенсионными и страховыми фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая банки, а также выполнение хозяйственных и трудовых договоров (контрактов), показателей индикативных планов и бизнес-планов;
организует производственно-хозяйственную деятельность на основе использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, существующих научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях повышения технического уровня и качества продукции (услуг), роста интенсификации производства, производительности труда, экономической эффективности, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов;
принимает меры по обеспечению организации квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, формированию благоприятной психологической атмосферы в коллективе;
обеспечивает сочетание экономических и административных методов руководства, обсуждение и решение производственных и иных вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства;
обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности работников;
решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности организации, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности иным должностным лицам, заместителям директора, руководителям филиалов, а также функциональных и производственных подразделений;
обеспечивает соблюдение законности в деятельности организации и осуществлении ее хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности организации в целях поддержания и расширения масштабов бизнеса (предпринимательской деятельности);
защищает и представляет имущественные и иные интересы организации в суде, арбитраже, государственных органах и иных организациях.
6. Должен знать:
законодательные, иные нормативные правовые акты и акты государственных органов, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность организации, определяющие приоритетные направления развития экономики и соответствующего вида экономической деятельности в целом, перспективы, стратегию, приоритеты технического, экономического и социального развития организации;
методические и иные материалы иных органов, касающиеся деятельности организации;
профиль, специализацию и особенности структуры организации;
основы учета и финансового анализа, схемы кредитования;
производственные мощности и кадровые ресурсы организации;
технологию производства продукции организации;
налоговое законодательство;
порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности организации;
современные методы хозяйствования и управления организацией;
стратегическое планирование, рынок - внешнюю и внутреннюю конъюнктуру (свой сектор и взаимосвязанные с ним), конкурентов, поставщиков и потребителей;
систему экономических индикаторов, позволяющих организации определять свое положение на рынке и разрабатывать программы выхода на новые рынки сбыта;
практический маркетинг, технику рекламы, управление продажами;
научно-технические достижения и передовой отечественный и зарубежный,
опыт соответствующего вида деятельности и опыт деятельности лучших аналогичных организаций;
порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров;
порядок разработки и заключения отраслевых соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;
управление экономикой и финансами организации, организацию производства и труда;
трудовое законодательство, порядок внутреннего трудового распорядка, по безопасности и охране труда, производственной санитарии, требования пожарной безопасности.
7. Требования к квалификации:
высшее (или послевузовское) образование по соответствующему направлению подготовки кадров и стаж работы на руководящих должностях в соответствующем профилю организации виде экономической деятельности не менее 5 лет, желательно наличие ученой степени "Магистр делового администрирования" или дополнительного образования в области управления (менеджмента) либо не менее 4 лет в соответствующей отрасли, в том числе не менее 1 года на руководящей должности, либо не менее 5 лет стажа на государственной службе, либо лица, зачисленные в Президентский молодежный кадровый резерв, при наличии образования в областях, соответствующих функциональным направлениям, либо лицам, завершившим обучение в зарубежных высших учебных заведениях по приоритетным специальностям, утверждаемым рабочим органом Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом согласно Указу Президента Республики Казахстан от 12 октября 2000 года № 470 "О республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом" или самостоятельно завершившим обучение в зарубежных высших учебных заведениях и получившим академическую степень по программам послевузовского образования соответствующих приоритетным специальностям.
Глава 3. Заместитель руководителя организации информации и общественного развития (по научно-исследовательской деятельности)
8. Должностные обязанности:
осуществляет руководство формированием, реализацией и развитием политики организации в области научно – исследовательской деятельности;
руководит научно-аналитическими проектами;
готовит научные публикации, участвует в конференциях, касающихся научно-исследовательской деятельности;
определяет основные направления деятельности организации в области исследований и научных работ, проектов;
утверждает концепцию внешней и внутренней политики организации в области исследований;
участвует в подготовке комплексных программ, составлении перспективных и текущих планов деятельности организации;
выполняет представительские функции при взаимодействии со средствами массовой информации, общественными и коммерческими организациями, а также физическими лицами, комментирует и разъясняет действия и аспекты деятельности организации;
принимает решение о проведении комплексных исследований общественного мнения с целью корректировки существующих планов, программ и концепции внешней и внутренней политики организации в области исследований и научных работ, проектов;
вносит предложения по повышению эффективности деятельности организации на основе результатов изучения общественного мнения;
осуществляет контроль эффективности деятельности организации в области исследований и научных работ, проектов;
обеспечивает своевременное устранение недостатков в деятельности организации, оказывающих негативное влияние на репутацию организации;
при осуществлении должностных полномочий быть беспристрастным и независимым от деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений;
обеспечивает оперативное информирование вышестоящего руководства, а также руководителей структурных подразделений организации по всем вопросам, связанным с деятельностью организации в сфере исследования, информационно-рекламной политикой, долгосрочными программами по продвижению новых научных проектов и работ организации, информационному сопровождению новых направлений деятельности;
осуществляет контроль за соблюдением норм казахстанского законодательства и международных принципов профессионального поведения в области исследований и научной деятельности организации;
обеспечивает постоянное совершенствование деятельности организации на основе внедрения передовых технологий в области исследования;
руководит и координирует работу структурных подразделений организации, обеспечивающих реализацию политики организации в области исследований и научных работ.
9. Должен знать:
законы и иные нормативные правовые акты, относящиеся к вопросам регулирования сферы научно-исследовательской деятельности;
законодательство о языках, науке;
международные и казахстанские кодексы профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью;
международные стандарты качества в области исследований, науки;
цели, стратегию развития и бизнес-план организации;
профиль, специализацию, технологию производства и особенности структуры организации;
перспективы и направления развития информационных технологий и средств массовой коммуникации;
методы анализа, планирования и прогнозирования информационных процессов и сферы массовых коммуникаций;
методы оценки эффективности и стимулирования деятельности в области исследования и науки;
передовые технологии, отечественный и зарубежный опыт в области исследования и научной деятельности;
основы риторики и технику публичных выступлений;
этику делового общения;
основы политологии, социологии, психологии, маркетинга и менеджмента;
основы экономики, организации производства, труда и управления;
трудовое законодательство, порядок внутреннего трудового распорядка, по безопасности и охране труда, производственной санитарии, требования пожарной безопасности.
10. Требования к квалификации:
высшее (или послевузовское) образование по соответствующему направлению подготовки кадров и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет или дополнительная подготовка в области научно-исследовательской деятельности и стаж работы на руководящих должностях не менее 3 лет, либо не менее 4 лет в соответствующей отрасли, в том числе не менее 1 года на руководящей должности, при наличии ученой степени кандидата наук или доктора наук или доктора философии (PhD) или доктора по профилю либо не менее 5 лет стажа на государственной службе, либо лица, зачисленные в Президентский молодежный кадровый резерв, при наличии образования в областях, соответствующих функциональным направлениям, либо лицам, завершившим обучение в зарубежных высших учебных заведениях по приоритетным специальностям, утверждаемым рабочим органом Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом согласно Указу Президента Республики Казахстан от 12 октября 2000 года № 470 "О республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом" или самостоятельно завершившим обучение в зарубежных высших учебных заведениях и получившим академическую степень по программам послевузовского образования соответствующих приоритетным специальностям.