В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" Темиртауский городской маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами города Темиртау Карагандинской области на 2025 –2029 годы согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель маслихата | А. Ломакин |
Приложение к решению Темиртауского городского маслихата от 24 декабря 2024 года № 23/7 |
Программа по управлению коммунальными отходами города Темиртау Карагандинской области на 2025 – 2029 годы
Содержание
1. Введение
Основные характеристики региона
Обоснование необходимости разработки программы управления коммунальными отходами на плановый период
Национальные стратегические, программные документы, планы развития территории и другие, в которых заложены мероприятия по управлению коммунальными отходами.
2. Анализ текущего состояния управления коммунальными отходами в городе Темиртау
Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами
Анализ управления коммунальными отходами в динамике за последние 3 года
Имеющая нормативная база по образованию и накоплению коммунальных отходов, тарифам на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов (далее – ТБО)
Описание и анализ выделенных средств (местный и республиканский бюджеты, внебюджетные) в динамике за последние три года
3. Цели, задачи и целевые показатели
Цели и задачи Программы
Пути достижения поставленных целей и задач наиболее эффективными и экономически обоснованными методами
Целевые показатели Программы
4. Основные направления, пути достижения поставленных целей и задач
5. Необходимые ресурсы
6. План мероприятий по реализации Программы
1. Введение
1. Программа по управлению коммунальными отходами города Темиртау на период 2025-2029 годы (далее – Программа) разрабатывается на основании приказа Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года №154 "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами".
Программа разрабатывается в соответствии с Экологическим Кодексом Республики Казахстан (далее – Кодекс), в частности согласно принципу иерархии, установленному статьей 329 Кодекса.
В Программе представляется описание (характеристика) коммунальных отходов, образующихся в городе Темиртау, включая сведения об объеме и составе, скорости образования, классификации, способах накопления, сбора, транспортировки, сортировки, обезвреживания, восстановления и удаления коммунальных отходов, существующей инфраструктуры по обращению с коммунальными отходами.
2. Общие сведения региона:
1) город Темиртау расположен в 30 км. на северо-запад от города Караганды на берегу Самаркандского (Нуринского) водохранилища. Площадь города составляет 296,1 км2. В административном подчинении города Темиртау значится поселок Актау;
2) Темиртау является одним из крупных индустриальных центров Республики Казахстан, где размещены предприятия черной металлургии, промстройиндустрии, энергетики, химические производства. Характерной особенностью города является отсутствие четкого зонирования промышленных и жилых районов. Исторически селитебная застройка города сложилась между двумя промышленными зонами: западной и восточной. В восточной промзоне находятся предприятия АО "QARMET", другие предприятия малого и среднего промышленного бизнеса. В западной промзоне, кроме КарГРЭС-1 работают такие предприятия, как АО "Темиртауский электрометаллургический комбинат", мелькомбинат, предприятия автотранспорта и другие;
3) динамика численности населения принята по данным Бюро национальной статистики. В сентябре 2023 года численность населения Темиртау составляла 177 285 человек. Из них городское население – 177 285 человек, сельское население – 0 человек.
Среднегодовая численность населения в Темиртау за период 2019 – 2023 гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Среднегодовая численность населения в городе Темиртау за период 2019-2023 гг.
Численность населения в Темиртау | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
человек | |||||
Городское | 186 148 | 185 745 | 184 760 | 177 943 | 177 285 |
Сельское | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Таким образом в Темиртау с 2021 года наблюдается убыль населения, которая за 2023 год (с января по сентябрь) составила -0,19%.
3. Обоснованием необходимости разработки Программы управления коммунальными отходами на плановый период, является повышение эффективности, надежности, экологической и социальной приемлемости комплекса услуг по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению твердых бытовых отходов, увеличение доли переработки ТБО, а также обеспечение безопасного захоронения отходов.
Программа разрабатывается на плановый период на срок не менее 5 лет.
4. Программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Экологический Кодекс Республики Казахстан;
приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508 "Об утверждении правил управления коммунальными отходами";
приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482 "Об утверждении Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности";
Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления".
Мероприятия по управлению коммунальными отходами рассматриваются в следующих Национальных стратегиях и планах развития:
Указ Президента Республики Казахстан от 2 февраля 2023 года "Стратегия достижения углеродной нейтральности".
2. Анализ текущего состояния управления коммунальными отходами в городе Темиртау
5. Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами в регионе:
сведения по текущему состоянию управления коммунальными отходами в Темиртау получены с официальных отчетов, а также данных, предоставленных местными исполнительными органами и территориальным подразделением уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (Департамент экологии по Карагандинской области) и операторами по обращению с коммунальными отходами по городу Темиртау.
Число предприятий и организаций, по сбору и вывозу коммунальных отходов в Темиртау в 2024 году - 4 единицы. Из них частных компаний – 4, две являются субъектами малого бизнеса и две - среднего бизнеса.
Объем собранных и транспортированных коммунальных отходов по Темиртау в период с 2018 года представлен в таблице 1.1. Объем представлен с учетом отходов предприятий, осуществляющих самостоятельный вывоз отходов на полигоны.
Таблица 1.1 – Объем собранных и транспортированных коммунальных отходов по Темиртау с 2018 по 2023 гг.
Темиртау | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Тонны | ||||||
Собранные коммунальные отходы | 42 405 | 33 906 | 33 542 | 51 933 | 42 728 | 41 712 |
Транспортированные коммунальные отходы | 42 405 | 33 906 | 33 542 | 51 933 | 42 728 | 41 712 |
Объем отходов 41712 (в 2023 году) тонн приведен с учетом предприятий, осуществляющих самостоятельный вывоз отходов на полигоны.
Таблица 1.2 – Население, обслуживаемое мусоровывозящими компаниями.
Параметр | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
численность населения города Темиртау | 186109 | 186148 | 185745 | 184760 |
Население, регулярно обслуживаемое мусоровывозящей организацией | 125783 | 156783 | 154050 | 133651 |
% охвата | 67,6 | 84,2 | 82,9 | 72,3 |
Сведения, по населению, регулярно обслуживаемому мусоровывозящими организациями, в бюро статистики начиная с 2022 года отсутствуют.
В настоящее время заключен публичный договор на обслуживание районов.
Количество населения, обслуживаемое каждой из мусоровывозящих компаний представлено ниже, при описании текущего положения.
В 2022 году в Темиртау количество контейнеров для сбора ТБО составляло 1565 штук. Количество техники у мусоровывозящих компаний составляло 45 единиц, из них 28 мусоровозов, остальная техника – самосвалы, манипуляторы и погрузчики.
В Темиртау на контейнерных площадках для сбора коммунальных отходов от населения установлены контейнеры для сбора опасных отходов (батарейки и ртутьсодержащие энергосберегающие лампы), часть из них не работает. В 2023 году было вывезено на специализированное предприятие для утилизации опасных отходов: ртутьсодержащих ламп – 1136 штук, градусник стандартный – 26 штук, батарейки – 26 штук.
Количество и виды раздельно собранных отходов за 2022 год в Темиртау, представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Общий объем собранных и транспортированных коммунальных отходов по Темиртау по видам.
№пп | Наименование компонента (фракции) | 2022 г., тонны |
1 | Общий объем собранных коммунальных отходов | 42 728 |
2 | Пищевые отходы | Не сортировались |
3 | Макулатура, картон, отходы бумаги | 3 710 |
4 | Стеклобой | 90 |
5 | Отходы пластмассы, пластика и т.п. | 2 864 |
6 | Электронное и электрическое оборудование | Не сортировались |
7 | металлы | 3 |
8 | Шины | Не сортировались |
9 | Одежда, текстиль | Не сортировались |
10 | отходы уборки улиц | 1 267 |
11 | Отходы рынков | 2 130 |
12 | Прочие смешанные отходы | 19 166 |
В Темиртау расположены следующие компании, осуществляющие раздельный сбор и переработку коммунальных отходов (таблица 1.4).
Вывоз коммунальных отходов осуществляют 3 компании:
ТОО "Гордорсервис-Т" обслуживает следующие микрорайоны: 7-й мкр., 8-й мкр., 5-й мкр., 2-й мкр., 68-й квартал, горка дружбы, старый город, соцгород жилые комплексы (обслуживаются согласно графика), частный сектор (обслуживается по заявочной системе).
Количество населения на данный участок – 53 822 человека.
Общее количество техники – 15 единиц, из них 8 мусоровозов, 5 ГАЗонов, 1 DongFeng и 1 ЗИЛ.
ТОО "Гордорсервис-Т" обслуживает 120 контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов с установленными на них 456 штук контейнеров. 5 площадок глубинного типа и 165 мусоропроводов.
ТОО "Фирма 777" осуществляет вывоз коммунальных отходов с 115 контейнерных площадок, где установлено 444 контейнера и 110 мусоропроводов.
За 2023 год было вывезено 13 077,75 тонн отходов, количество населения на закрепленном участке – 49 523 человека.
Всего на предприятии 10 мусоровозов.
Предприятие имеет собственную сортировочную линию, установленную на промышленной площадке предприятия. В 2023 году сортировку отходов не производили.
Отходы вывозятся на полигон ТОО "Гордорсервис-Т".
ТОО "ТТК" - 4 единицы техники.
Предприятие имеет собственную сортировочную линию, установленную на промышленной площадке предприятия.
Отходы вывозятся на полигон ТОО "Гордорсервис-Т".
4 единицы техники.
Таблица 1.4 – Предприятия, осуществляющие раздельный сбор, сортировку и переработку коммунальных отходов.
№ пп | Наименование предприятия | Вид деятельности | Вид отходов | Продукция/услуга | Мощность предприятия |
1 | ТОО "EXPERT RECYCLING" | Сбор неопасных отходов, сортировка | Ручная сортировка: картон, стекло, пластик, металл | Отсортированные отходы сдаются на мусоросортировочный завод в городе Темиртау для переработки | - |
2 | ТОО "Гордорсервис" | Раздельный сбор, сортировка, утилизация | Картон, бумага, пластик, полиэтилен, металл | Прессованная продукция, захоронение на полигоне ТБО | 28 т/сут. |
3 | ТОО "777" | Сбор, вывоз, сортировка ТБО | Картон, бумага, пластик, полиэтилен, металл | Отсортированные отходы сдаются на мусоросортировочный завод в г. Темиртау для переработки | 50 т/сут. |
4 | "ТТК" | Раздельный сбор, сортировка | Картон, бумага, пластик, полиэтилен, металл | Полимерно-песчаные люки | 76 тонн/сутки |
Пункты приема вторичного сырья, действующие в 2023 году, в городе Темиртау представлены в таблице 1.5.
Таблица 1.5 – Пункты приема вторичного сырья у населения в городе Темиртау.
Адрес | Предприятие | Что принимают |
Улица Амангельды, 94/2 | Темиртау ЦветМет | металлы |
5-й учетный квартал, ст1 | ||
Улица Складская, ст1/3 | ||
Улица Заготзерно, 1/1, | СпецПромДеталь | |
Улица Привокзальная, ст1Б, | Металлоломная компания | |
Улица Мичурина, 14Б | Center-MS | |
Проспект Республики, ст65/5 | Солтан А | |
Улица Мичурина, 22/5 | Пункт приема черного и цветного металлолома | |
5-й учетный квартал, ст1 | Темиртау ЦветМет | |
без адреса | Aila Steel | |
Улица Мичурина, 4/3 | Склад вторичного сырья | разные виды вторсырья |
6-й микрорайон, ст14/1, рядом с магазином Жания | Вторичное сырье Караганда | Макулатуру и промышленные отходы |
Проспект Момышулы, 45/2 | Гордорсервис-Т | разные виды вторсырья |
Проспект Республики, 75, 3-й м-н, Темиртау, | Пункт приҰма | разные виды вторсырья |
Сведения о полигонах ТБО. На территории города Темиртау действует 2 полигона ТБО с экологическими разрешениями на воздействие.
ТОО "АЛЬ-МАТИН":
Адрес местонахождения - 050035, Республика Казахстан, Карагандинская область, город Темиртау, улица Сакена Сейфуллина, дом № 20Б (Темиртау, поселок Актау, 110 квартал, участок 418).
Разрешительные документы – выбросы № KZ41VCZ00645091 от 10.08.2020 г.; размещение отходов № KZ14VCZ00645092 от 10.08.2020 г. Срок действия экологического разрешения на воздействие до 31.12.2028 г.
ТОО "Гордорсервис-Т":
Адрес местонахождения - Республика Казахстан, Карагандинская область, город Темиртау, Проспект Бауыржан Момышұлы, дом № 45/2 (город Темиртау).
Разрешительные документы – выбросы № KZ60VCZ00619432 от 03.07.2020г.; размещение отходов № KZ87VCZ00619431 от 03.07.2020. Срок действия экологического разрешения на воздействие до 31.12.2030 г.
Площадь полигона составляет 3,2 га. Мощность захоронения на текущий момент составляет 709 700,896 тонн. Полигон эксплуатируется с 2006 года.
В настоящее время на полигоне установлена сортировочная линия мощностью 500 тонн/год. Способ сортировки – ручной. Отсортированные фракции хранятся на территории полигона в специальном ангаре. Передаются на переработку специализированным предприятиям, собственного производства не имеется.
На полигоне установлена печь для инсинерации пищевых и органических отходов. Проектная мощность инсинератора – 4659,6 тонн в год.
Общие характеристики по размещению отходов на полигонах представлены в таблице 1.6.
Таблица 1.6 – Сведения о полигонах ТБО Темиртау.
№пп | Параметр | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
1 | Площадь полигона (места захоронения отходов), км2 | 0,05 | 0,05 | Нет данных | ||
2 | Объем утилизированных и депонированных отходов, тонн | 4 44 | - | 1 348 | 26 262 | 13 345 |
В 2022 году в Темиртау – передано мусороперерабатывающим заводам 97 тонн отходов.
В Темиртау проводиться выявление и ликвидация бесхозных свалок:
в 2021 году – 80 единиц;
в 2022 году – 49 единиц;
в 2023 году – 44 единицы.
Морфологический состав коммунальных отходов
Морфологический состав коммунальных отходов для городских жителей представлен в таблице 1.7.
Таблица 1.7 – Морфологический состав ТБО
№ пп | Наименование фракции | % содержания в общем объеме |
1 | Пищевые отходы | 34 |
2 | Пластик разного состава | 27 |
3 | Бумага, картон и бумажная продукция | 23 |
4 | Стекло | 8 |
5 | Металл | 3 |
6 | Текстиль | 3 |
7 | Древесина и остатки растительности | 1,9 |
8 | Прочие отходы (медицинские, батарейки и лампы, остатки бытовых приборов и другое. | 0,1 |
Морфологический состав отходов в течение года варьирует незначительно. В летне-осенний период возможно увеличение фракции пищевых отходов на 1-2%. В зимний период отсутствует фракция остатки растительности.
6. Анализ управления коммунальными отходами в динамике за последние 3 года:
1) количество образуемых отходов 1 жителем Темиртау за последние 3 года испытывает незначительные колебания;
2) на нескольких контейнерных площадках Темиртау установлены контейнеры для сбора опасных составляющих коммунальных отходов (батарейки и ртутьсодержащие лампы) – всего в городе Темиртау 20 контейнеров для отходов 1 класса опасности. Контейнеры находятся в собственности акимата города. Обслуживание контейнеров (вывоз отходов и ремонт) производиться по договору ТОО "Казахстанский оператор по управлению отходами".
При этом обустройство контейнерных площадок не соответствует требованию Приказа и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482 "Об утверждении Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности". В частности, согласно главе 2, пункта 8, пп.4 необходимо обеспечить единообразное строительство контейнерных площадок. Согласно пп.2 п.8 – контейнерные площадки должны быть оснащены контейнерами для раздельного сбора, в количестве не менее 2-х.
Также не обеспечены требования по маркированию контейнеров и разделению на фракции "сухое"/ "мокрое".
В городе Темиртау имеется 275 мусоропроводов.
При существующей системе раздельного сбора коммунальных отходов большая доля фракций подвергается загрязнению и теряет свои свойства как вторичного сырья.
Полигоны коммунальных отходов в Темиртау имеют все разрешительные документы и экологическое разрешение на воздействие. Суммарная проектная мощность 2-х полигонов по последним данным составляла 1млн. тонн отходов.
На полигонах осуществляется сортировка поступивших отходов – ручная сортировка.
Положительные стороны:
установлены контейнеры для батареек и ламп в количестве 20 штук на город;
налажена система ручной сортировки коммунальных отходов на полигонах;
производиться передача вторичного сырья на переработку;
в Темиртау есть предприятия, использующие вторсырье в производстве;
контейнеры на площадках имеют маркировку мусоровывозящей компании;
оба полигона ТБО имеют экологическое разрешение на воздействие;
на полигоне ТОО "Гордорсервис-Т" имеется инсинератор для утилизации органических отходов.
Отрицательные стороны:
контейнерные площадки не оборудованы и не обустроены в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями (требования СТ РК 3780-2022 "Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов" от 1 июля 2023 года);
не предусмотрен раздельный сбор по фракциям "сухое" / "мокрое";
фракции отходов, пригодные к сортировке и переработке подвергаются загрязнению и утрачивают свои свойства;
отсутствует налаженная система сбора крупногабаритных, строительных отходов и отходов уборки улиц и благоустройства;
недостаточное количество пунктов приема вторсырья;
не осуществляется рекультивация отработанных площадей полигонов;
отсутствует оборудование, необходимое для подготовки строительных отходов к повторному использованию, и соответственно, нет решений по использованию строительных отходов;
отсутствует стимул для сортировки отходов для физических и юридических лиц;
7. Имеющая нормативная база по образованию и накоплению коммунальных отходов:
1) Постановление акимата города Темиртау Карагандинской области от 29 сентября 2022 года № 71/7 "Об утверждении Правил расчета норм образования и накопления коммунальных отходов по городу Темиртау";
2) Решение Темиртауского городского маслихата Карагандинской области от 14 апреля 2023 года № 2/4 "Об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов по городу Темиртау";
3) Решение Темиртауского городского маслихата Карагандинской области от 5 мая 2023 года № 4/4 "Об утверждении тарифов для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов по городу Темиртау".
8. Описание и анализ выделенных средств (местный и республиканский бюджеты, внебюджетные) в динамике за последние три года:
согласно Плана мероприятий по охране окружающей среды на 2022-2024 годы – решение Карагандинского областного маслихата от 9 декабря 2021 года №129 предусмотрены следующие мероприятия по управлению отходами по Карагандинской области и планы финансирования согласно таблице 1.8.
Таблица 1.8 – Мероприятия с планами финансирования (тысяч тенге) по управлению отходами, предусмотренные в плане мероприятий по охране окружающей среды Карагандинской области.
№ п/п | Наименование мероприятия | Ответственные за исполнение | Срок исполнения | 2022 | 2023 | 2024-2025 | Источник финансирования |
1 | Установка контейнеров для сбора опасные составляющие коммунальных отходов (электронное и электрические оборудование, ртутьсодержащие отходы, батарейки, аккумуляторы и прочие опасные компоненты) и других видов контейнеров в городах Караганда, Темиртау, Балхаш, Сарань, Шахтинск, Абай | УЭЖКХ, Акиматы городов | 2022-2024 | 32 172 | 75 000 | 102 828 | Областной бюджет |
Итого | 32 172 | 81 800 | 4 111 393 |
Согласно бюджету Темиртау на 2022-2024 годы средства на улучшение сферы обращения с коммунальными отходами в местном бюджете не предусматриваются.
В целом по Карагандинской области в планы природоохранных мероприятий и в Плане развития Карагандинской области, заложены мероприятия затрагивающие проблемы сбора отходов города Темиртау.
3. Цели, задачи и целевые показатели
9. Цели и задачи Программы
Цель данной программы – предложить способы снижения нагрузки на окружающую среду, образуемую коммунальными отходами, уменьшения количества образования отходов, повышение извлекаемости вторичных ресурсов, повышение эффективности использования коммунальных отходов и уменьшение доли депонируемых на полигонах отходов, и восстановление площадей, подвергнутых изъятию для целей депонирования отходов.
Управление отходами регламентируется разделом 19 Экологического Кодекса Республики Казахстан.
Основные принципы в области управления отходами описаны в статье 328 Экологического кодекса Республики Казахстан: принцип иерархии, принцип близости к источнику, принцип ответственности образователя отходов, расширенных обязательств производителей отходов.
Принцип иерархии, согласно статья 329 Экологического кодекса Республики Казахстан, подразумевает следующие меры по обращению с отходами: предотвращение образования отходов, подготовка отходов к повторному использованию, переработку отходов, утилизацию отходов, удаление отходов.
Исходя из цели Программы и принципа иерархии отходов предлагаются следующие задачи программы:
сокращение объемов образования коммунальных отходов, за счет уменьшения количества упаковки товаров, оптимизации систем продаж, пропаганды рационального потребления;
организация контейнерных площадок согласно требованиям СТ РК 3780-2022 "Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов" от 1 июля 2023 года;
сортировка отходов "у источника" - повышение эффективности и соответствие экологическому законодательству в области обращения с отходами – на "сухое"/ "мокрое";
раздельный вывоз фракций сортированных отходов;
максимальное до извлечение полезных компонентов на полигоне;
использование органической части отходов для биокомпостирования или получения биогаза или энергетической утилизации;
депонирование остаточной части коммунальных отходов, согласно требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Казахстан;
использование строительных отходов;
рекультивация отработанных площадей полигонов.
10. Пути достижения поставленных целей и задач наиболее эффективными и экономически обоснованными методами:
1) достижение задачи по сокращению объемов образования коммунальных отходов возможно только на уровне повышения экологической ответственности и финансовой грамотности населения. То есть достичь данной цели можно при изменении структуры продаж (включая значительное сокращение числа упаковочных материалов, внедрения оборотной тары, введение оплаты покупателю за утилизацию, например пластика через sparklo, через изменения структуры продаж весовых товаров и так далее) и повышения экологической ответственности населения, когда спонтанные покупки сводятся к минимуму и население также стремится к сокращению отходов. Это можно достигнуть при внедрении программ по обучению школьников на уроках экологии и естествознания, а также уроках повышения финансовой грамотности. А также необходимо повысить экологическую пропаганду минимизации образования отходов и осознанного потребления среди населения;
2) в городе Темиртау не достаточное количество пунктов приема вторичного сырья, кроме того, на контейнерных площадках не установлены контейнеры для приема вторсырья по фракциям. Но в поселке Актау необходимо дополнительное обустройство пункта приема вторичного сырья. Кроме того, необходимо рассмотреть возможности приема и использования и других морфологических частей коммунальных отходов (например, текстиля). Для уменьшения требований к юридическому оформлению участков земель, возможна предусмотреть организацию мобильных пунктов на базе автомашин. В Актау не утверждены нормы накопления ТБО и тарифы на сбор, транспортировку ТБО;
3) для достижения задачи сортировки отходов "у источника образования" необходимо внедрение раздельного сбора коммунальных отходов. Согласно, экологического законодательства Республики Казахстан, необходимо обустройство контейнерных площадок контейнеров для разделения коммунальных отходов дополнительно на 2 фракции – "Сухая" и "мокрая", а также площадки для сбора крупногабаритных отходов. Необходимо организация разъяснительной и информационной работы с населением по раздельному сбору отходов;
4) необходимо обустройство контейнерных площадок, согласно СТ РК 3780-2022 – "Отходы. Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов";
5) предусмотреть переоснащение мусоровывозящей техники для раздельного вывоза фракций раздельно собранных отходов;
6) предусмотреть вывоз собранных крупногабаритных и строительных отходов, собранных на коммунальных площадках от физических лиц (согласно СТ РК 3780-2022 "Отходы. Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов");
7) полигоны коммунальных отходов, согласно, экологического законодательства Республики Казахстан, должны быть оснащены дополнительными сортировочными комплексами, шредерами и дробильными установками для дополнительного до извлечения полезных компонентов отходов, с последующим их использованием или передачей вторичного сырья заинтересованным производителям. При этом необходимо снижать долю ручной сортировки отходов;
8) использование на собственные нужды, или реализация фракций строительных отходов после их дробления и сортировки;
9) если не предусматривается энергетическая утилизация остаточной части отходов, она должна быть размещена на полигоне ТБО (депонирована), согласно требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Казахстан;
10) необходимо для местных исполнительных органов и предприятий по вывозу и утилизации коммунальных отходов предусмотреть встречи и освещение для общественности города текущих проблем управления коммунальными отходами, что позволит в дальнейшем избежать проблем с недостаточной осведомленностью населения;
11) заполненные карты полигона должны быть подвержены рекультивации, согласно разработанных проектов рекультивации.
11. Целевые показатели Программы
Исходя из целей и задач Программы предлагается установление следующих Целевых показателей программы.
№ п/п | Наименование показателя | Единицыизмерения | Исх. значение | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 |
1 | Разработка и проведение мероприятий для школьников о важности сбережения ресурсов на бытовом уровне | Мероприятие на 1 учебное заведение города в учебный год | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Оформление правоустанавливающих документов на землю под контейнерными площадками | Шт. | 287 | 337 | 362 | 387 | 412 | 437 |
3 | Переоборудование и/или Обустройство контейнерных площадок, в соответствии с СТ РК 3780-2022 "Отходы. Общие требования к площадкам размещения контейнеров для организации раздельного сбора коммунальных отходов" | Шт. | 0 | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 |
4 | Установка и маркировка контейнеров для раздельного сбора отходов | % | 0 | 15 | 20 | 25 | 30 | 50 |
5 | Информационные сообщения о правильном раздельном сборе отходов на контейнерных площадках в местных и региональных СМИ | Минута эфирного времени в неделю | 0 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
6 | Обнаружение и ликвидация стихийных свалок коммунальных отходов и их составляющих | % от обнаруженных | 99 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
7 | Уменьшение депонирования отходов за счет использования и передачи на переработку | % переработки от показателей текущего года | - | 4% | 6% | 8% | 10% | 12% |
8 | Использование строительных отходов | % от образования | - | 22% | 24% | 26% | 28% | 30% |
4. Основные направления, пути достижения поставленных целей и задач
12. Необходимо обустройство дополнительного пункта приема вторсырья в поселке Актау (или организация мобильного пункта приема вторичного сырья на базе автотранспорта).
Для достижения целей экологического просвещения и пропаганды необходимо изготовление видеосюжетов социальной направленности, освещающих необходимость ресурсосбережения и "осознанного потребления", отказа от дополнительной упаковки и выбора в пользу качественных товаров долгосрочного пользования. Данные ролики необходимо размещать на региональных и местных телеканалах в перерывах между основным вещанием, видеоманиторах: (в транспорте, на улицах, в зданиях)
Информация о пунктах приема вторичного сырья от населения должна быть доступна на информационных экранах города, а также на информационных стендах государственных органов и в центрах оказания государственных услуг (центрах обслуживания населения), в общественном транспорте.
Пропаганда "разумного потребления" недопущения образования дополнительных отходов, сортировки, а также недопустимости разбрасывания мусора должны обязательно входить в программу дополнительного и внешкольного образования. Мероприятия по данной тематике должны организоваться на постоянной основе в образовательных учреждениях города.
Раздельный сбор коммунальных отходов должен производиться согласно, экологического законодательства Республики Казахстан, и должен включать сортировку как минимум на 2 фракции – "сухую" и "мокрую". Установку контейнера или места на контейнерной площадке для отходов по уборке улиц и обустройство площадки для сбора крупногабаритных отходов.
Проекты контейнерных площадок должны учитывать доступность для населения и удобство проведения погрузочных работ, с учетом особенностей специальной техники для вывоза отходов. Кроме того, одна контейнерная площадка может использоваться разными предприятиями по вывозу разных составляющих отходов. В таком случае ответственность за санитарное состояние площадки и территории, непосредственно прилегающей к ней, должны нести все предприятия, которые установили контейнеры.
На площадке сбора и временного хранения коммунальных отходов в многоквартирном жилом секторе должно быть обеспечено место площадью не менее 12 м с покрытием и ограждением для строительных и крупногабаритных отходов, образующихся у физических лиц (жителей).
Обустройство контейнерных площадок для жителей частного сектора должно проводиться с учетом особенностей работы организации, осуществляющей вывоз отхода от данных образователей. И удобство сбора коммунальных отходов для жителей частного сектора.
Проекты по обустройству контейнерных площадок для многоквартирного жилого сектора должны быть унифицированы и учитывать интересы всех сторон, а также соответствовать санитарным нормативам по сбору коммунальных отходов.
Правила сортировки должны быть объяснены и описаны в информационных роликах, и плакатах. Данная информация должна публиковаться на региональных и местных телеканалах, в перерывах между основными программами. А также должна быть размещена на интернет- ресурсах местных исполнительных органов, мусоровывозящих компаний и в социальных сетях и периодически обновляться.
Для возможности ликвидации, приостановления работы, переоборудования или иного использования мусоропроводов и иного общедомового владения в многоквартирных домах необходимо провести обсуждение с жильцами дома и получить письменное согласие не менее 2/3 от всех жителей дома в соответствии с Законом Республики Казахстан "О жилищных отношениях".
В случае наличия согласия на ликвидацию и/или приостановление работы мусоропровода в многоквартирном жилом доме, письменно зафиксированных более 2/3 от всех жителей дома, то далее, необходимо выбрать место и оформить документы под обустройство контейнерных площадок. Далее построить площадку с учетом требований СТ РК 3780-2022, оснастить ее наземными или подземными контейнерами, имеющими цветовую и буквенную маркировку для раздельного сбора отходов.
Необходимо предусмотреть биокомпостирование пищевых и других органических отходов (например, отходов уборки улиц) на полигонах ТБО или энергетическую утилизацию таких отходов с соблюдением законодательства Республики Казахстан.
Для приема и утилизации строительных отходов (так как их размещение на полигонах коммунальных отходов запрещено экологическим законодательством) необходимо обустройство дополнительных линий - или на существующих полигонах или новые предприятия – оснащенные площадками приема, дробилками и грохотами для разделения на фракции и складами итоговой продукции, с последующим использованием полученных материалов на собственные нужды полигона (при послойной изоляции или рекультивации отработанных карт), или для отпуска сторонним потребителям. Переработка строительных отходов обязательно должная включать сортировочные комплексы для доизвлечения металлов (например, арматуры). Использование строительных отходов для изоляции депонированных на полигонах отходов и для последующей рекультивации позволит снизить использование природной почвы и грунта.
Функционирование и развитие действующих полигонов коммунальных отходов должно включать в себя рекультивацию отработанных (заполненных) карт полигона (или площадей), с этапами технической рекультивации, обустройством последующего газового мониторинга и мониторинга грунтовых вод, для отслеживания процесса разложения тела отходов и его влияния на окружающую среду. И последующим этапом биологической рекультивации.
Для Темиртау актуальна проблема недостаточной информированности населения о деятельности мусоровывозящих компаний и полигонов коммунальных отходов. Необходимо проводить разъяснительную работу среди заинтересованной общественности, так же отсутствует стимул для сортировки отходов для физических и юридических лиц, а также видение, что будет, в случае если все будут сортировать мусор;
5. Необходимые ресурсы
13. Источниками финансирования Программы могут быть местный бюджет, в том числе в соответствии со статьей 29 Экологического кодекса Республики Казахстан, прямые иностранные и отечественные инвестиции, оператор расширенных обязательств производителей (импортеров) (со средств, поступивших на его банковский счет от производителей и импортеров в виде утилизационного платежа в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 388 Кодекса), гранты отечественных, международных финансовых экономических организаций или стран-доноров, кредиты банков второго уровня, и другие, незапрещенные законодательством Республики Казахстан источники, которые могут привлекаться предприятиями по сбору и утилизации отходов, или общественными организациями.
Источники финансирования для каждого мероприятия установлены в "Плане мероприятий по реализации программы".
6. План мероприятий по реализации программы
14. План мероприятий по реализации программы управления коммунальными отходами для Темиртау на период 2025-2029 гг.
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма завершения | Ответственные за исполнение | Срок исполнения | Предполагаемые расходы (тыс.тенге)/дополнительные источники (тыс.тенге) | Источники финансирования | Ожидаемый экологический эффект от мероприятия |
2025-2029гг. | |||||||
1 | Размещение материалов на местных и региональных теле- радиоканалах и социальных сетях | эфирная справка, публикация | ГУ "Отдел внутренней политики города Темиртау" | 2025-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | пропаганда разумного потребления |
2 | Оформление разрешительных документов на земельные участки под контейнерными площадками | Акт на землю с целевым назначением участка | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог города Темиртау" ГУ "Отдел земельных отношений города Темиртау" ГУ "Отдел экономики и финансов города Темиртау" ГУ "Отдел архитектуры и градостроительства города Темиртау" | 2025 - 2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Исключение риска самопроизвольного переноса контейнерной площадки |
3 | Приобретение дробильного и сортировочного оборудования для составляющих строительных отходов и передача его в доверительное управление | Акт ввода в эксплуатацию | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог города Темиртау" ГУ "Отдел экономики и финансов города Темиртау" ГУ "Отдел государственных закупок активов и закупок г. Темиртау" | 2029 | Согласно проекту | Собственные средства предприятия и другие источники | Подготовка к использованию строительных отходов |
4 | Ремонт существующих контейнерных площадок, согласно СТ РК 3780-2022 | Акт ввода в эксплуатацию | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог города Темиртау" | 2025 - 2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет и другие источники | улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки, удаление органических отходов |
5 | Комплектация контейнерных площадок контейнерами для раздельного сбора отходов, или маркировка имеющихся контейнеров, согласно требованиям законодательства по раздельному сбору отходов | Акт приема в эксплуатацию | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог города Темиртау" | 2026-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет и другие источники | Обеспечение раздельного сбора отходов |
6 | Согласование проектов и оформление участков под контейнерные площадки на генеральном плане города для жилых кварталов, которые в настоящее время оснащены мусоропроводами после согласования с жителями | План и проекты площадок | ГУ "Отдел архитектуры и градостроительства города Темиртау" ГУ "Отдел земельных отношений города Темиртау" | 2025-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Обеспечение механизмов раздельного сбора отходов в многоквартирных жилых домах |
7 | Устройство контейнерных площадок согласно СТ РК 3780-2022 | Акт приема в эксплуатацию | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог города Темиртау" | 2025-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Обеспечение механизмов раздельного сбора отходов в многоквартирных жилых домах |
8 | Разъяснительная работа собственникам жилья о ликвидация мусоропроводов | Протокол собрания собственников | ГУ "Жилищная инспекция города Темиртау" | 2025-2029 | - | - | Обеспечение механизмов раздельного сбора отходов в многоквартирных жилых домах |
9 | Комплектация контейнерных площадок контейнерами или местами для сбора крупногабаритных и строительных отходов от населения | Акт приема в эксплуатацию | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог города Темиртау" | 2025-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Утилизация крупногабаритных отходов, предотвращения образования свалок |
10 | Рекультивация заполненных карт полигонов ТБО - ТОО "Гордорсервис-Т" | Акт рекультивации | Департамент экологии Карагандинской области | 2025 - 2029 | Согласно проектно-сметной документации | Собственные средства полигона | Восстановление экосистемы |
11 | Утвердить нормы накопления и тарифы на сбор и транспортировку ТБО для пос. Актау | Решение городского маслихата | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог города Темиртау" | 2026-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Приведение в соответствие с законодательством Республики Казахстан |
12 | Разработка и проведение мероприятий о раздельном сборе отходов и "разумном потреблении" для учащихся школ | Отчет | ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог города Темиртау" ГУ "Отдел внутренней политики города Темиртау" | 2025-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Информационная работа для учащихся |