Об утверждении программы по управлению коммунальными отходами Бурлинского района на 2024-2028 годы

Новый

Решение Бурлинского районного маслихата Западно-Казахстанской области от 10 октября 2024 года № 19-4

      В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстана, подпунктом 15) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 24382), Бурлинский районный маслихат РЕШИЛ:

      1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами Бурлинского района на 2024-2028 годы, согласно приложению к настоящему решению.

      2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель маслихата К. Ермекбаев

  Приложение к решению
Бурлинского районного маслихата
от 10 октября 2024 года № 19-4

Содержание

Термины и определения

      Биоразлагаемые отходы - отходы, которые способны подвергаться анаэробному или аэробному разложению, в том числе садовые и парковые отходы, а также пищевые отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, макулатура.

      Захоронение отходов – складирование отходов в местах, специально установленных для их безопасного хранения в течение неограниченного срока, без намерения их изъятия.

      Коммунальные отходы - отходы потребления, включающие:

      1) смешанные отходы и раздельно собранные отходы домашних хозяйств, включая, помимо прочего, бумагу и картон, стекло, металлы, пластмассы, органические отходы, древесину, текстиль, упаковку, использованные электрическое и электронное оборудование, батареи и аккумуляторы;

      2) смешанные отходы и раздельно собранные отходы из других источников, если такие отходы по своему характеру и составу сходны с отходами домашних хозяйств.

      Крупногабаритные отходы – отходы потребления и хозяйственной деятельности (бытовая техника, мебель и другое), утратившие свои потребительские свойства и по своим размерам исключающие возможность транспортировки на специализированных транспортных средствах.

      Отходы потребления - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека, полностью или частично утратившие свои потребительские свойства продукты и (или) изделия, их упаковка и иные вещества или их остатки, срок годности либо эксплуатации которых истек независимо от их агрегатного состояния, а также от которых собственник самостоятельно физически избавился либо документально перевел в разряд отходов потребления.

      Отходы электронного и электрического оборудования – отнесенное к отходам, непригодное или вышедшее из употребления электронное и электрическое оборудование, в том числе его узлы, части, детали.

      Пищевые отходы - отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, образующиеся в результате производства и потребления продуктов питания.

      Полигон захоронения отходов - специально оборудованное место постоянного размещения отходов без намерения их изъятия, соответствующее экологическим, строительным и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

      Раздельный сбор отходов - сбор отходов раздельно по видам или группам в целях упрощения дальнейшего специализированного управления ими.

      Сбор отходов - деятельность по организованному приему отходов от физических и юридических лиц специализированными организациями в целях дальнейшего направления таких отходов на восстановление или удаление.

      Строительные отходы - отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.

      Твердые бытовые отходы - коммунальные отходы в твердой форме.

      Транспортировка отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов с помощью специализированных транспортных средств между местами их образования, накопления в процессе сбора, сортировки, обработки, восстановления и (или) удаления.

      Уничтожение отходов – способ удаления отходов путем термических, химических или биологических процессов, в результате применения которого существенно снижаются объем и (или) масса и изменяются физическое состояние и химический состав отходов, но который не имеет в качестве своей главной цели производство продукции или извлечение энергии.

      Управление отходами - операции, осуществляемые в отношении отходов с момента их образования до окончательного удаления.

      Централизованная система сбора твердых бытовых отходов– система, организуемая местными исполнительными органами в рамках обеспечения физических и юридических лиц независимо от форм собственности и вида деятельности, проживающих (находящихся) и (или) осуществляющих свою деятельность в жилых домах либо отдельно стоящих зданиях (сооружениях) и не имеющих на праве собственности контейнерных площадок и контейнеров, а также имеющих на праве собственности контейнерные площадки и контейнеры, расположенные на землях общего пользования, услугами по сбору, транспортировке твердых бытовых отходов.

Паспорт Программы

Наименование

Программа по управлению коммунальными отходами Бурлинского района Западно-Казахстанской области на 2024-2028 гг.

Основание для разработки

Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК.
Методические рекомендации местным исполнительным органам по разработке Программы по управлению коммунальными отходами, приказ №154п от 18.05.2023г. Министерства экологии и природных ресурсов РК.

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог Бурлинского района"

Цель Программы

Целью Программы является организация регулярного вывоза коммунальных отходов из сельских округов, модернизация необходимой инфраструктуры для внедрения раздельного сбора, а также обеспечения соблюдения экологических требований при управлении коммунальными отходами.

Задачи Программы

Задачи Программы:
1. Организация регулярного вывоза коммунальных отходов для с/о;
2. Модернизация инфраструктуры по управлению коммунальными отходами, предусматривающий раздельный сбор;
3. Развитие системы переработки и утилизации ТБО;
4. Обеспечение безопасного захоронения коммунальных отходов;
5. Повышение осведомленности населения, государственных учреждении и других юридических лиц по правильному обращению с коммунальными отходами.

Объем финансирования

*Предлагаемые мероприятия по реализации Программы планируются включить в План мероприятий по охране окружающей среды Западно-Казахстанской области на 2026-2028 гг.
Необходимые затраты и суммы расходов по источникам финансирования будут корректироваться с учетом утверждения и уточнений республиканского и местного бюджетов на соответствующий финансовый год в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Исполнители Программы

Акимат Бурлинского района, Маслихат Бурлинского района, Акимат г. Аксай, акиматы сел и с/о, субъекты предпринимательства, осуществляющие сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов.

Период

5 лет 2024-2028 гг.

Введение

      Политика Республики Казахстан в сфере управления отходами определяется Концепцией по переходу РК к "зеленой" экономике (2013) и Национальным проектом "Жасыл Казахстан" (2021).

      Стратегические документы устанавливают необходимость охвата вывозом, внедрения раздельного сбора, увеличения доли утилизации и переработки отходов и, соответственно, снижения объемов отходов, захораниваемых на полигонах.

      Для Западно-Казахстанской области разработан Комплексный план социально-экономического развития на период с 2022 по 2025 год. В этом плане выделен низкий уровень переработки и утилизации твердых бытовых отходов в области, составляющий всего лишь 11%, что обусловлено недостаточным развитием инфраструктуры для сбора, переработки и утилизации отходов. Согласно Комплексному плану к концу 2025 года, предполагается закрытие и рекультивация полигона твердых бытовых отходов в городе Уральск, а также строительство пяти полигонов твердых бытовых отходов в городах Уральск и Аксай, в Акжаикском районе, и в двух селах Казталовского района. Также согласно плану установлен показатель увеличения доли переработки и утилизации твердо-бытовых отходов до 30% к 2025 году.

      Данная Программа разработана в соответствии со статьей 365 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее - ЭК РК) и методическими рекомендациями местным исполнительным органам по разработке Программы по управлению коммунальными отходами, утвержденными приказом № 154п от 18.05.2023 года Министерства экологии и природных ресурсов РК (далее МЭПР РК). При разработке учтены приоритеты национальных стратегических, программных и концептуальных документов Республики Казахстан, Западно-Казахстанской области и Бурлинского района.

      В процессе разработки Программы проведен анализ текущей ситуации управления коммунальными отходами в Бурлинском районе, выявлены проблемы и разработан комплекс мер, направленных на создание эффективной системы управления коммунальными отходами в соответствии с требованиями экологического законодательства.

      Реализация Программы приведет к совершенствованию существующей системы управления коммунальными отходами в Бурлинском районе, в частности, будет создана обновлена инфраструктура по управлению отходами (контейнеры, контейнерные площадки, мусоровозы), организован регулярный вывоз из с/о района, внедрен раздельный сбор отходов, уменьшены объемы отходов, направляемых на захоронение, повышена осведомлҰнность населения по раздельному сбору отходов.

      Таким образом, реализация Программы будет способствовать снижению негативного влияния отходов на окружающую среду в Бурлинском районе и в целом по Западно-Казахстанской области, достижению стратегических показателей Республики Казахстан в сфере управления коммунальными отходами.

Общие сведения о Бурлинском районе

      Бурлинский район расположен в северо-восточной части Западно-Казахстанской области. Район граничит с тремя районами Западно-Казахстанской области и на севере по рекам Илек и Урал с Оренбургской областью Российской Федерации. Территория района занимает площадь в 5,6 тыс. квадратных километров. Расстояние от районного центра до областного центра города Уральск — 120 км.

      Климат континентальный. Лето жаркое, зима суровая. Средняя температура января — −15°C, июля — 24°C. Через территорию района протекают реки Урал, Илек, Утва (Шингирлау).

      Недра богаты нефтью и газом. В районе действует крупнейшее в мире Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение. На долю области в республике приходится 97% от объема добычи газового конденсата и 36% от объема добычи газа. В таблице 1 представлен перечень сельских округов и сел в Бурлинском районе, с количеством дворов в каждом селе.

Таблица 1 - Перечень сельских округов и сел Бурлинского района

Наименование с/о

Наименование села

Количество дворов

1

Акбулакский

Акбулак

188

2

с/о Достык

Достык

131

3

Аксуский с/о

Аксу

137

Жанаконыс

36

4

Бурлинский с/о

Бурлин

1160

Масайтобе

15

5

Бумакольский с/о

Бумаколь

176

Облавка

92

Утвинка

49

6

Жарсуатский с/о

Жарсуат

409

Димитрово

68

Карачаганак

70

7

Канайский с/о

Канай

168

Даниляколь

16

8

Карагандинский с/о

-

199

9

Каракудукский с/о

-

89

10

Кентубекский с/о

Кентубек

271


Бахтыарал

26

11

ПугачҰвский с/о

Пугачево

662

Бесагаш

14

Сулусай

11

12

Приуральный с/о

-

466

13

Успеновский с/о

Успеновка

124

Жанаталап

107

Каракемир

1

14

г.Аксай

г.Аксай

5482

Кызылтал

1390

Аралтал

243

Раз.Гугня

4

Раз.Жаркий

4

Итого

11 808

      На 1 января 2023 года население Бурлинского района составила 58 290 человек, из них 36 352 городское население, 21 938 сельское население.

1. Анализ текущей ситуации управления коммунальными отходами в Бурлинском районе

1.1 Оценка текущего состояния системы управления коммунальными отходами

      Покрытие населения вывозом ТБО

      В Бурлинском районе только жители районного центра г. Аксай, приблизительно 37 026 человек или 63% населения района, охвачены системой сбора и вывоза твердых бытовых отходов (ТБО). В других с/о и селах централизованный вывоз отходов не осуществляется.

      По Республике покрытие населения вывозом твердых бытовых отходов по согласно данным Министерства экологии и природных ресурсов РК за 2022 год, составляет 79,8%. Согласно Концепцией по переходу РК к "зеленой экономике" к 2030 году 100% населения должны быть покрыты услугами по вывозу ТБО.

      Сбор и накопление

      В Бурлинском районе сбор и накопление коммунальных отходов, в частности, в г. Аксай осуществляется в контейнерах, расположенных на контейнерных площадках. Всего по г. Аксай имеются 163 контейнерных площадок. Также в некоторых с/о района имеются контейнерные площадки и контейнеры. Информация о контейнерах и контейнерных площадках представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Информация о контейнерных площадках и контейнерах по Бурлинского района.

Наименование

Контейнерные площадки (КП), шт.

Контейнеры, шт.

г. Аксай

163

Контейнер 0.75 м3-513 штук

Контейнер 1100л пластиковый -250

Сетчатый контейнер для пластика - 30шт

      На текущий момент на 70% КП г. Аксай проведены ремонтные работы. Однако 30% КП требуют ремонта, поскольку не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам. На КП отсутствуют необходимые ограждения с трех сторон, а также не оборудованы навесами и твердым покрытием. Также по г. Аксай есть несколько микрорайонов, такие как Кызылтал, 3 микрорайон, где еще не установлены контейнерные площадки и контейнеры, так как в этих районах не было дорог и подъездных путей.

      В других сельских округах и селах Бурлинского района контейнерные площадки и контейнеры не установлены. Жители сельских округов и сел Бурлинского района в течение года временно складируют коммунальные отходы на своих участках (во дворах). При образовании пищевых отходов в основном используют их как корм для домашних животных. ТБО не подвергаются сжиганию в печах, поскольку практически все села Бурлинского района газифицированы.

      Транспортировка коммунальных отходов

      Вывозом коммунальных отходов в г. Аксай занимается ТОО "АксайТазаСервис". Вывоз осуществляется ежедневно с понедельника по субботу, выходной воскресенье. Для осуществления транспортировки коммунальных отходов ТОО "АксайТазаСервис" располагает 5 мусоровозами с задней погрузкой, 2 мусоровоза с боковой погрузкой. Из общего числа, 2 мусоровоза с боковой погрузкой находятся на балансе Акимата г. Аксай, которые переданы в доверительное управление в ТОО "АксайТазаСервис".

      Необходимо отметить, что в настоящее время в Бурлинском районе существует практика приобретения мусоровозов местными исполнительными органами (МИО) и передачи их мусоровывозящим компаниям, что соответствует экологическим требованиями. В соответствии со статьей 365 ЭК РК, создание и функционирование необходимой инфраструктуры для субъектов предпринимательства по управлению отходами входит в компетенцию МИО районов.

Таблица 3 – Информация о транспортных средствах ТОО "АксайТазаСервис"

Наименование транспорта

год выпуска

1.

Камаз, гос.номер 924ADM07

2013 г.в.

2.

Камаз, гос.номер 293ACZ07

2007 г.в.

3.

Камаз, гос.номер 383AC07

2006 г.в.,

4.

Маз, гос номер 234AV07

2006 г.в

5.

Маз, гос.номер 515ААН07

2012 г.в

6.

Камаз, гос.номер 938AQ07 (в доверительном управлении)

2019 г.в.

7.

Камаз, гос.номер 928AQ07 (в доверительном управлении)

2019 г.в.

      В общей сложности 3 мусоровоза требуют замены, поскольку находятся в изношенном состояний.

      В других сельских округах и селах Бурлинского района сбор и вывоз коммунальных отходов не осуществляется. В с/о, где имеются контейнеры вывоз не осуществляется, практикуется сжигание отходов в контейнерах. В основном жители с/о и сел 1 раз в год самостоятельно или силами перевозчиков в весенний период вывозят свои отходы на сельские свалки. Практически в каждом селе организованы поселковые стихийные свалки.

      Для осуществления сбора и транспортировки ТБО согласно ЭК РК, субъекты предпринимательства, должны подать уведомление о начале деятельности в Министерство экологии и природных ресурсов РК (далее - МЭПР РК). Согласно реестру МЭПР РК в Бурлинском районе осуществляют деятельность 15 компаний. Перечень субъектов предпринимательства осуществляющие деятельность в Бурлинском районе представлен в таблице 3.

Таблица 4 – Перечень субъектов предпринимательства осуществляющие деятельность в Бурлинском районе

Наименование

Адрес

1

ТОО "АксайТазаСервис"

ЗКО, Бурлинский район, г.Аксай, ул.Жастар 11/2а

2

ТОО "Digitalisation and Recycling"

Западно-Казахстанская область, Бурлинский район, Айсайская г.а, город Аксай, микрарайон 5, дом №7, подъезд 2

3

АО "Аксайгазсервис"

Западно-Казахстанская область, Бурлинский район, город Аксай, улица Промышленная зона, строение 152Н

4

ТОО "Мега Партнер"

ЗКО, Бурлинский район, г.Аксай, Промышленная зона 205Н

5

ТОО "Demtec Solutions"

ЗКО, Бурлинский район, г.Аксай, микрарайон 5, дом 17, кв 7

6

ИП "Шынгыс"

ЗКО, г.Аксай Кызыл тал, ул. А.Жумагалиева 2/2

7

ТОО "AstanaGlobalStroy-KR"

ЗКО, Бурлинский район, г. Аксай,ул. Иксанова д.126

8

ТОО "КазТрансСтрой kz"

ЗКО, г.Аксай, 5микр, 32 дом

9

ТОО "АксайТазаСервис"

ЗКО, Бурлинский район,г.Аксай, ул. Жастар здание 11/2

9

ТОО "Регион Газ Проект"

ЗКО, г.Аксай, ул.Промышленная зона, строение 6Н

10

АО "Аксайгазсервис"

ЗКО, Бурлинский район, город Аксай, улица Промышленная зона, строение 152Н

11

ТОО "Aksai Operating (Аксай Оперейтинг)"

Западно-Казахстанская область, Бурлинский район, Аксайская г.а., г.Аксай, улица Промышленная Зона 94Н

12

ТОО "BatysPromService"

ЗКО, Бурлинский р-н, г.Аксай,ул.Луговая, 42 офис1

13

ТОО "ЭкоПром-Аксай"

Западно-Казахстанская область, Бурлинский район, г.Аксай, с.Кызылтал, ул.А Жумагалиева 2/2

14

ИП "Еленова К.М"

Западно-Казахстанская область, Бурлинский район, Аксайская г.а., г.Аксай

15

КХ "ДЕРБИСАЛИН А.Е"

Западно-Казахстанская область, Бурлинский район, Аксайская г.а., г.Аксай, МИКРОРАЙОН 3, д.13

      "АксайТазаСервис" состоит в реестре МЭПР РК, имеет талон на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов. Количество компаний, зарегистрированных в реестре МЭПР в Бурлинском районе, также служит индикатором развития услуг в данной отрасли.

      Согласно данным Бюро национальной статистики в 2022 году число предприятий по сбору и вывозу коммунальных отходов в Бурлинском районе составило 4 предприятия.

      Раздельный сбор ТБО

      В г. Аксай имеются 30 сетчатых контейнеров для пластиковых бутылок, которые установлены на нескольких контейнерных площадках. В нескольких с/о также установлены сетчатые контейнеры, Бумаколь с/о - 4 сетчатых контейнера, Жарсуат с/о - 3 сетчатых контейнера, Каракудык с/о - 2 сетчатых контейнера. В других с/о и селах Бурлинского района отсутствуют контейнеры для раздельного сбора отходов и пункты приема вторичного сырья.

      Опасные составляющие коммунальных отходов

      Ртутьсодержащие отходы

      Согласно закону РК "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности", от 13.01.2012 года № 541-IV местные исполнительные органы городов республиканского значения, столицы и местные исполнительные органы районов (городов областного значения) ответственны за организацию утилизации ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, бывших в употреблении у населения.

      К ртутьсодержащим отходам (далее – РСО) относятся потерявшие потребительские свойства ртутьсодержащие лампы и приборы. Согласно ст. 351 ЭК РК ртутьсодержащие лампы и приборы являются отходами, не приемлемыми для полигонов, поэтому они должны передаваться специализированным организациям по утилизации отходов. Для этого должен быть организован сбор РСО.

      В г. Аксай имеются 2 контейнера для РСО.

      В остальных сельских населенных пунктах отсутствует система сбора опасных составляющих коммунальных отходов, таких как ртутьсодержащие лампы (далее РСО), отходы электронного и электрического оборудования (ОЭЭО), медицинских отходов, образующихся у физических лиц. Все виды опасных отходов от населения в общем потоке попадают на свалки, нанося вред окружающей среде.

      В Бурлинском районе юридические лица и государственные медицинские учреждения заключают договора на утилизацию в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственных закупках".

      Отходы электрического и электронного оборудования

      К отходам электрического и электронного оборудования (далее ОЭЭО) относятся все использованные предметы, работавшие на батареях или от электросети (телевизоры, компьютеры, холодильники, радиоприемники, электрические детские игрушки, проигрыватели компакт-дисков и др.), а также их элементы (например, батареи).

      В соответствии со ст. 351 ЭК РК ОЭЭО запрещается принимать для захоронения на полигонах. Сбор, переработка и утилизация отходов электрического и электронного оборудования от физических лиц, осуществляется подрядными организациями.

      Раздельный сбор ОЭЭО у населения Бурлинского района не организован. Отходы ЭЭО накапливаются во дворах, или в общем потоке попадают на свалки.

      Требования Экологического кодекса РК (ст.365), что опасные составляющие отходов ЭОО должны собираться раздельно и передаваться на восстановление специализированным предприятиям не выполняются.

      Крупногабаритные и строительные отходы

      Крупногабаритные и строительные отходы от населения в Бурлинском районе вместе с другими отходами вывозятся на полигон. На полигоне имеется

      Вместе с тем, крупногабаритные и строительные отходы должны размещаться на специально организованных площадках, куда, в соответствии с экологическим законодательством, физические лица могли бы самостоятельно их вывозить.

      Таких мест в Бурлинском районе нет, поэтому важной задачей местных акиматов является их создание мест и определение специализированной компании по транспортировке.

      Наличие мощностей по сортировке и переработке

      Действующие мусоросортировочные линии в Бурлинском районе отсутствует. Все коммунальные отходы от населения отправляются на полигоны ТБО.

      Согласно ГЭЭ на полигоны ТБО Бурлинского района предусмотрена ручная сортировка при приеме отходов. На полигоне имеется ленточный транспортер для передвижения насыпных и штучных грузов. При приеме отходов используются автомобильные весы для статического взвешивания. Также на полигоне имеется малогабаритный пресс для макулатуры, Пэт бутылок и пленки.

      Места захоронения отходов

      Полигон ТБО г. Аксай площадью 36 га расположен вдоль трассы Аксай-Сырым. Полигон состоит на балансе ГКП "Горкомхоз" акимата Бурлинского района. В настоящее время согласно договору № 1 от 13 января 2023 года арендатором полигона является ТОО "АксайТазаКала". Полигон эксплуатируется с 1985 года. На полигоне имеется ограждение, сортировка не осуществляется. На полигон получены эмиссии до 2027 года.

     


      Согласно данным БНС, мощность полигона составляет 450 000 тонн, при этом на конец 2022 года объем накопленных захороненных отходов составило 487 488 тонн. То есть уже превышает проектную мощность.

      Акиматом Бурлинского района в настоящее время планируется работа по строительству нового полигона ТБО с сортировочной линией. В 2022 году разработано ТЭО на строительство нового полигона ТБО г.Аксай, выделен земельный участок площадью 40,0 га, напротив старого (действующего полигона ТБО).

      Морфологический состав коммунальных отходов

      Исследования морфологического состава ТБО в Бурлинском районе не проводились.

      Системные исследования состава ТБО в сельских населенных пунктах в Казахстане пока не проводятся. Имеются различные анализы и локальные исследования, проводившиеся научными организациями и ассоциациями для крупных городов.

      Согласно таким исследованиям, во многих городах основной фракцией в составе коммунальных отходов являются биоразлагаемые 37-38% (пищевые) отходы, 16-17% отходы пластика, 11-12% отходы бумаги и картона и пр.

      Морфологический состав отходов в сельских районах отличается от городской местности.

      В процессе жизнедеятельности сельского населения образуются различные виды отходов (пластик, жестяная тара, бумага, картон, стекло, пищевые отходы и т.д.). Однако их состав и объем претерпевает изменения. К примеру, в сельских населенных пунктах, где есть центральное газовое отопление и не внедрен раздельный сбор и отсутствует сортировка, все отходы вывозятся на существующие полигоны. В населенных пунктах, где используется твердое топливо, некоторые виды отходов утилизируется населением самостоятельно (сжигание в бытовых печах, использование в виде корма для животных). Вывозятся лишь те отходы, которые не могут быть утилизированы в домашних условиях (жестяная тара, стекло). Данный фактор влияет на состав и объем образования отходов в сельской местности.

      Для эффективного развития отрасли переработки ТБО и внедрения технологии, необходимо проведения исследований состава коммунальных отходов в Бурлинском районе.

      Несанкционированные свалки

      Ежегодно посредством космического мониторинга "Қазақстан Ғарыш Сапары" выявляются участки несанкционированных свалок по всей Республике. Согласно данным космического мониторинга в 2023 году в Бурлинском районе выявлено более 30 несанкционированных свалок. На сегодняшний день все несанкционированные свалки ликвидированы.

     


      Основой причиной образования стихийных свалок является неполный охват физических и юридических лиц по вывозу ТБО, запрет на захоронение строительных отходов и отсутствие организованных мест сбора строительных отходов, и прочие факторы.

      Поэтому, необходимо обеспечить полный охват сбором и вывозом коммунальных отходов, и создать необходимую инфраструктуру для сбора, вывоза, сортировки и переработки отходов.

1.2 Нормативная база по образованию и накоплению коммунальных отходов, тарифам на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО

      Нормы образования и накопления коммунальных отходов и тарифы

      Нормы образования и накопления коммунальных отходов утверждены маслихатом Бурлинского района. (Решение маслихата Бурлинского района Западно-Казахстанской области от 24 апреля 2023 года № 2-18).

      Нормы образования и накопления коммунальных отходов приведены в таблице 4.

Таблица 5 - Нормы образования и накопления коммунальных отходов по Бурлинскому району

Объект накопления коммунальных отходов

Расчетная единица

Годовая норма накопления коммунальных отходов, м3

1.

Домовладения благоустроенные

1 житель

1,78

2.

Неблагоустроенные домовладения

1 житель

1,88

      Согласно документу, годовая норма накопления коммунальных отходов одного жителя благоустроенных и неблагоустроенных домовладений составляет 1,78 м3 (около 360-370 кг/человек).

      Тарифы

      Маслихатом Бурлинского района также утверждены тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов для населения (Решение маслихата Бурлинского района Западно-Казахстанской области от 24 апреля 2023 года № 2-23). Тарифы приведены в таблице 3.

Таблица 6 - Тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов для населения по Бурлинскому району

Наименование

Расчетная единица

Тенге (без налога на добавленную стоимость тенге)

Домовладения благоустроенные

в месяц с 1-го жителя

413,3

Домовладения неблагоустроенные

436,52

Годовой тариф на единицу (обьем)

1 м3

5098,93

      Жители г. Аксай оплачивают установленный тариф. Однако существует проблема абонентской задолженности. То есть из охваченных 38 тыс. человек оплачивают только около 80%. Так как по информации от представителей мусоровывозящих компаний задолженность по оплате услуг за сбор и вывоз ТБО по г. Аксай составляет около 20 %.

1.3 Количественные показатели сбора, переработки и захоронения коммунальных отходов в динамике за последние 3 года

      В Казахстане информация об объемах образования коммунальных отходов формируется Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – БНС). БНС является официальным государственным органом, в базу данных которого субъекты рынка, осуществляющие сбор и вывоз коммунальных отходов, согласно законодательству, сдают свою статистическую отчетность (официально). В таблице 7 представлены объемы собранных коммунальных отходов по Брлиноскому району.

Таблица 7 – Общий объем собранных коммунальных отходов за последние 3 года (2020-2022) по Бурлинскому району согласно данным БНС

Годы

Общий объем собранных отходов, с учетом отходов самовывозящих предприятий

объем собранных коммунальных отходов

В том числе

отходы домашних хозяйств

парковые отходы

строительных материалов

отходы производства (приравнен-ные к бытовым)

уличный мусор

отходы с рынков

прочие отходы

2020

72 425

40 011

27 997

-

22

11 992

-

-

-

2021

67 429

38 394

26 980


5

11 409

-

-

-

2022

45 814

16 968

3 476

-

-

-

-

-

-

      Основной объем представляют отходы домашних хозяйств.

      Объем отходов, отправленных на захоронение за последние три года, выглядит следующим образом: в 2020 году - 40 011 тонн, в 2021 году - 38 970 тонн и в 2022 году - 28 983 тонн.

      При анализе статистики по объемам собранных коммунальных отходов в Бурлинском районе обращаем внимание на значительное снижение показателей. По данным ЖКХ, это снижение объясняется частыми сменами компаний, участвующих в процессе сбора и вывоза коммунальными отходами. Так как до 2023 года очень часто менялись компаний, возможно, предоставляли неполные или недостоверные данные, либо вовсе не предоставляли отчетность. Эти изменения подчеркивают важность отчетности и ее влияние на анализ данных по объемам образования коммунальных отходов в данном регионе.

1.4 Описание и анализ выделенных средств в динамике за последние 3 года

      В Бурлинском районе за последние 3 года (2021-2023) средства были выделены на следующие виды мероприятий:

      -затраты на закуп контейнеров металлических контейнеров, сетки для пластика и пр - 35 587,4 млн тенге;

      -ремонт контейнерных площадок - 21 786 млн тенге;

      -ликвидация свалок - 43 218 млн тенге

      Согласно распределения финансовых ресурсов можно отметить, что существует значительные вложения в ликвидацию свалок, что объясняется недостаточным охватом населения системой сбора и вывоза твердых бытовых отходов (ТБО). Проблема также усугубляется тем, что стихийные свалки часто состоят из строительных материалов, вызванных введением запрета на их захоронение с 2021 года.

      Поэтому, необходимо пересмотреть подход к решению проблемы свалок и переориентироваться на создание эффективной системы управления отходами. Эта система должна включать в себя соответствующую инфраструктуру для сбора, вывоза, сортировки и переработки отходов, а не просто направлять средства на ликвидацию уже образовавшихся свалок.

1.5 Прогноз объемов образования коммунальных отходов до 2028 года

      В таблице приведены данные фактического образования коммунальных отходов за последние 2 года и планируемое количество отходов до 2028 года в Бурлинском районе.

Таблица 8 - Прогноз образования коммунальных отходов Бурлинского района до 2028 года

Наименование

Фактическое количество образованных отходов

Планируемое количество образования коммунальных отходов

Год

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

Образование ТБО, тонн

45 814

44 763

47 001

49 351

51 818

54 409

57 130

      По информации МЭПР ежегодный рост коммунальных отходов в Республике Казахстан составляет 5%. Расчеты произведены на 5%-е увеличение количества отходов до 2028 г.

      Для достижения целевых показателей, установленных в стратегических документах по повышению охвата, увеличению доли переработки и утилизации ТБО, необходимо организовать соответсвующую инфраструктуру, включающую раздельный сбор, своевременный вывоз и захоронение.

1.6 Выводы и основные проблемы в сфере управления коммунальными отходами, анализ слабых и сильных сторон, возможностей и рисков

      По итогам проведенного анализа выявлены следующие слабые и сильные стороны, угрозы и возможности в сфере управления коммунальными отходами в Бурлинском районе.

Сильные стороны

Слабые стороны

Развитая инфраструктура в г. Аксай
Наличие в районе множества специализированных предприятий по сбору и транспортировке ТБО;
Множество промышленных предприятий в районе;
Заинтересованность бизнеса в развитии системы сбора и переработки вторичного сырья;

Отсутствие сортировки и раздельного сбора отходов;
Сжигание отходов в контейнерах;
Недостаточно развития система сбора опасных компонентов коммунальных отходов у населения;
Низкая доля переработки отходов;
Низкий спрос на вторичное сырье за последние 2 года;
Переполненность существующего полигона ТБО в г. Аксай;
Низкий уровень информированности населения о правилах обращения с коммунальными отходами;

Возможности

Риски

Привлечение местного бизнеса и повышение их заинтересованности в сборе и переработке вторичного сырья;
Наличие современных технологий, широкого ассортимента установок для обращения с различными видами вторичного сырья;
Уменьшение доли отходов, поступающих на захоронение, увеличение объемов извлекаемого вторсырья;
Снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Потеря ценных вторичных ресурсов, которые должны быть вовлечены в циркулярную экономику;
Разложение органических отходов в теле полигона с выделением парниковых газов, в том числе метана;
Загрязнение поверхностных вод, почвы;
Образование стихийных свалок вследствие не налаженной системы сбора и переработки строительных и крупногабаритных отходов;

      В рамках Программы необходимо организовать рациональную и экологически безопасную систему управления коммунальными отходами в соответствии с требованиями экологического законодательства с учетом специфики района и потребности населения.

2. Цели, задачи и целевые показатели

2.1. Цели и задачи Программы

      Целью Программы модернизация необходимой инфраструктуры, внедрение раздельного сбора, а также обеспечения соблюдения экологических требований при управлении коммунальными отходами.

      Задачи Программы:

      1Модернизация существующей системы управления отходами, внедрение раздельного сбора;

      2Развитие системы переработки и утилизации ТБО;

      3Обеспечение безопасного захоронения коммунальных отходов;

      4Повышение осведомленности населения, государственных учреждении и других юридических лиц по правильному обращению с коммунальными отходами.

2.2 Целевые показатели Программы

      Для достижения поставленной цели и задач Программы, необходимо выполнение целевых показателей. Целевые показатели установлены согласно Концепции по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике", Национальному проекту "Зеленый Казахстан", Комплексного плана развития Западно-Казахстанской области на 2023-2025 гг, и проведенному анализу текущей ситуации. Целевые показатели направлены на улучшение экологической ситуации в регионе, повышения охвата, совершенствования системы раздельного сбора, переработки и захоронения отходов в Бурлинском районе (таблица 9).

Таблица 9. Целевые показатели для совершенствования системы сбора, вывоза, переработки и захоронения отходов

п/п

Наименование целевого показателя


Целевой показатель

Текущая ситуация
2022-2023

2024

2025

2027

2028

1

Охват сбором и вывозом ТБО населения %

67

74

74

100

100

2

Внедрение раздельного сбора коммунальных отходов:
- по фракциям, %
- отдельным опасным видам отходов (медицинских и ртутьсодержащих, электронной и бытовой техники), %

0
0

70
100

80
100

90
100

100
100

3

Доля переработки и утилизации ТБО Бурлинский район (от объема образования), %

-

-

10

15

20

4

Закрытие и рекультивация полигонов ТБО (мест временного хранения) в соответствии с экологическими требованиям, ед.





1

5

Строительство новых полигонов, соответствующих экологическим и санитарным нормам, ед.

-

-

-

-

1

3. Основные направления, пути достижения поставленных целей и задач

3.1 Определение участников рынка твердых бытовых отходов, осуществляющих сбор и транспортировку ТБО

      Согласно ст. 367 ЭК РК определение участников рынка по сбору ТБО осуществляется посредством проведения конкурса (тендера) в соответствии с главой 4 Закона РК "О государственных закупках".

      При проведении конкурса (тендера) по определению участников рынка, МИО устанавливать требования для специализированных организации по сбору и вывозу ТБО в соответствии с ЭК РК и Правилами управления коммунальными отходами. Согласно требованиям экологического законодательства, установлены следующие минимальные требования к участникам конкурса по сбору и транспортировке ТБО:

      1) наличие регистрации в государственном электронном реестре разрешений и уведомлений, субъектов предпринимательства в сфере управления отходами в соответствии с требованиями статьи 337 Кодекса;

      2 наличие транспортных средств, оснащенных спутниковыми навигационными системами, в собственности и (или) в аренде;

      3) наличие на праве собственности и/или аренды отапливаемых производственных помещений для стоянки, хранения, технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;

      4) располагать квалифицированным управленческим и техническим персоналом для оказания услуг по вывозу коммунальных отходов и пр.

      Для повышения качества услуг необходимо заключение долгосрочных контрактов на управление коммунальными отходами на конкурентной основе. Долгосрочные контракты позволят субъектам по сбору и вывозу ТБО вкладывать собственные средства в развитие компаний. Путем анализа результатов, полученных в ходе выполнения долгосрочных контрактов, можно оценить качество оказанных услуг.

      Заключение договоров публичной оферты с физическими лицами

      Согласно статье 367 ЭК РК физические лица, проживающие в жилых домах, обязаны пользоваться централизованной системой на основании публичных договоров и оплачивать услуги за транспортировку отходов согласно утвержденным местным представительным органом тарифам.

      После определения субъекта по сбору и транспортировке ТБО в Бурлинском районе, необходимо внедрить практику заключения договора публичной оферты с физическими лицами. Соглашение в форме публичной оферты будет доступно для ознакомления на веб-сайтах специализированных компаний, официальном сайте акимата района и в средствах СМИ. Использование публичных договоров повысит объем сбора и оплаты за услуги по вывозу ТБО и обеспечить удобство для населения. На основе таких договоров будет осуществляться сбор платы.

      Специализированная организация для обслуживание физических и юридических лиц обеспечит абонентским отделом. Также обеспечит работу диспетчерской службы по обслуживанию потребителей для решения оперативных вопросов по оказанию услуг по сбору и транспортировке коммунальных отходов.

3.2 Модернизация необходимой инфраструктуры, предусматривающий раздельный сбор

      - определение мест и соответствие контейнерных площадок для сбора ТБО санитарно-эпидемиологическим требованиям;

      - раздельный сбор опасных составляющих коммунальных отходов.

      Закуп контейнеров для ТБО, внедрение раздельного сбора (сухой и мокрые фракции)

      Раздельный сбор отходов у источника образования является обязательным требованием экологического законодательства. Согласно ст. 321 ЭК РК раздельный сбор осуществляется по следующим фракциям:

      1) "сухая" (бумага, картон, металл, пластик и стекло);

      2) "мокрая" (пищевые отходы, органика и иное).

      Для внедрения системы раздельного сбора отходов МИО обеспечивает (приказ и.о. МЭГПР РК от 2 декабря 2021 года № 482) установку необходимого количества контейнеров для раздельного сбора (не менее 2) на контейнерных площадках, что определяется исходя из численности населения, норм накопления отходов, сроков их хранения и других необходимых факторов.

      Каждый контейнер для раздельного сбора отходов будет промаркирован (надпись) на казахском и русском языках, включая:

      -информационную наклейку/надпись о собираемом виде (фракции) отходов;

      -данные о собственнике контейнера (наименование, телефон);

      -организации, обслуживающей контейнер.

      В случае нанесения маркировки на цветные контейнеры, она будет выполнятся контрастным цветом.

      Также необходимо обеспечить раздельный вывоз раздельно собранных отходов для дальнейшего восстановления на специализированных предприятиях. Для повышения охвата населения сбором и вывозом, и внедреняи раздельного сбора ннеобходимо закупить и установить контейнеры для всех с/о и сел.

      В таблице 10 представлен предварительный расчет контейнеров согласно норме образования для внедрения раздельного сбора и повышения охвата населения сбором и вывозом ТБО.

Таблица 10. Предварительный расчет контейнеров и контейнерных площадок для повышения охвата сбором и вывозом, внедрения раздельного сбора отходов в Бурлинском районе

     


       


     


      Согласно таблице, для г.Аксай нет необходимости в закупе и установлении новых контейнеров, так как на сегодняший день уже имеется 763 контейнервов.

      Для всех сельских округов Бурлинского района необходимо закупить и установить 464 контейнера, так как на сегодняшний день уже имеются 35 контейнеров.

      Точное количество контейнеров будет уточнено после определения мест размещения контейнеров, утверждения графика вывоза, а также учета мнения населения совместно со специализированной организацией по сбору и вывозу коммунальных отходов.

      Определение мест и соответствие контейнерных площадок санитарно-эпидемиологическим требованиям

      В г. Аксай из имеются около 163 контейнерных площадок. Из них примерно 40 контейнерных площадок не соответствуют Санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления".

      Во многих с/о и селах Бурлинского района отсутствуют контейнерные площадки. Согласно Правилам управления коммунальными отходами, акиматам сел и с/о необходимо выделят земельные участки для обустройства контейнерных площадок и пунктов приема вторичного сырья, и обеспечить оформление границ земельных участков.

      В с/о и селах Бурлинского района согласно предварительным расчетам по норме образования отходов необходимо установить 233 контейнерных площадок, так как 16 уже установлены.

      Акиматам города Аксай, сел и с/о при установке новых контейнерных площадок необходимо согласовывать место установки со специализированной компанией, обеспечить твердым покрытием и оградить с трех сторон на высоту, исключающую возможность распространения (разноса) отходов ветром, но не менее 1,5 м. Контейнерные площадки должны быть размещены на расстоянии не менее 25 м от жилых и общественных зданий и иметь подъездные пути для транспорта. Также провести разъяснительную работу с юридическими лицами и госучреждениями в селах по требованиям к контейнерным площадкам.

      Организация раздельного сбора и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов.

      Опасные составляющие коммунальных отходов (электронное и электрическое оборудование, ртутьсодержащие отходы, батарейки, аккумуляторы и прочие опасные компоненты) должны собираться раздельно и передаваться на восстановление специализированным предприятиям (ст. 365 ЭК РК).

      Ртутьсодержащие отходы (РСО)

      Для организации системы сбора РСО у населения МИО осуществляют:

      – контроль за установкой и обслуживанием специальных универсальных контейнеров, устанавливаемых для сбора РСО, образовывавшихся у населения;

      – контроль и организацию деятельности органов управления объектом кондоминиума, которые обязаны обеспечивать меры по сохранности специальных универсальных контейнеров, осуществлять взаимодействие со специализированным предприятием, обслуживающим контейнера, обеспечивать свободный доступ к ним, вести разъяснительную работу с жильцами, не допускать складирование в контейнер посторонних предметов, наклеивание на контейнер посторонних реклам, объявлений и т.д.;

      – организацию переработки ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, находившихся в употреблении у населения путем выделения средств для приобретения работ (услуг) специализированных предприятий на реализацию комплекса мер по демеркуризации для населения и на ремонт (замену) контейнеров для РСО.

      Приобретение работ (услуг) специализированных предприятий на реализацию комплекса мер по демеркуризации для населения и на ремонт (замену) контейнеров для РСО МИО будет проводить посредством конкурса (тендера) в соответствии с ЭК РК, Главой 4 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" и Правилами управления коммунальными отходами, приказ и.о. МЭГПР РК от 28 декабря 2021 года № 508.

      В настоящее время в г. Аксай установлены 2 специальных универсальных контейнера для сбора РСО. Требуется увеличить количество контейнеров для РСО и провести информационную кампанию среди местных жителей по правильному использованию данного контейнера.

      Отходы электронного и электрического оборудования

      МИО должны принимать меры, направленные на увеличение доли раздельного сбора ОЭЭО от населения, включая, но не ограничиваясь проведением информационных кампаний, конкурсов, лекций.

      Для организации системы сбора опасных составляющих коммунальных отходов у населения необходимо принятие следующих мер:

      Создание стационарных или передвижных пунктов/точек сбора опасных бытовых отходов, таких как батарейки, электронное и электрическое оборудование.

      Обеспечение информирования населения об организованных пунктах приема отходов и пропаганды безопасного обращения с ними.

      Укрепление сотрудничества с АО "Жасыл Даму", осуществляющим функции оператора расширенной ответственности производителя с целью покрытия части расходов на сбор и утилизацию отходов.

      Для сбора ОЭЭО необходимо предусмотреть стационарные пункты приема. Пункты приема могут быть созданы в магазинах (отделах магазинов, торговых точках), осуществляющих реализацию указанных товаров Бурлинского района.

      Внедрение раздельного сбора опасных составляющих коммунальных отходов и создание пунктов вторичного сырья позволит достичь целевой показатель по раздельному сбору.

      Раздельный сбор и восстановление опасных составляющих коммунальных отходов у юридических лиц

      Опасные оставляющие коммунальных отходов образующиеся у юридических лиц вне зависимости от вида деятельности, также должны собираться раздельно и передаваться на восстановление специализированными организациями (предприятиям) (ст. 365 ЭК РК).

      Все государственные учреждения и бюджетные организации, промышленные предприятия Бурлинского района должны будут заключить договоры на услуги по управлению с опасными отходами. Акиматам сел и с/о необходимо провести профилактическую работу с юридическими лицами и государственными учреждениями.

      Организация раздельного сбора органических коммунальных отходов и их восстановления, в т.ч. путҰм компостирования.

      Стимулирование раздельного сбора органических коммунальных отходов и их восстановления, в том числе путем компостирования находятся в компетенции МИО районов (ст. 365 ЭК РК).

      Также согласно п. 19 Правил управления коммунальными отходами МИО районов, сел, поселков, сельских округов проводят информационные кампании для населения по внедрению компостирования органических отходов в секторе индивидуальной жилой застройки (частный сектор).

      Компостирование представляет собой технологию переработки отходов, которая основана на их естественном биоразложении. По этой причине компостирование широко применяется для переработки отходов, имеющих органическое происхождение. Сегодня существуют технологии компостирования как пищевых отходов, так и для неразделенного потока.

      Компостирование органических отходов может происходить как непосредственно в домашних хозяйствах, так и централизованно. Непосредственно в домашних хозяйствах компостирование происходит либо просто в компостных ямах, либо с применением специальных компостирующих аппаратов.

      Особенностью Бурлинского района является образования органических отходов от животноводства. Данные виды отходов захораниваются полигонах ТБО в каждом сельском округе совместно с коммунальными отходами.

      На новом полигоне ТБО г. Аксай необходимо предусмотреть компостную установку. Органические отходы будут вывозиться на специально оборудованную площадку, где и будет происходить закладка компоста. В последствии такой компост можно использовать при рекультивации территории полигона ТБО.

      В организациях и учреждениях (например, в школах), где образуется достаточно большое количество биоразлагаемых отходов и имеется подсобное хозяйство, компостирование может производиться в индивидуальном порядке.

      Также необходимо в рамках государственного социального заказа и деятельности МИО проводить широкую осведомительную работу среди населения и юридических лиц по применению компостирования.

3.3 Развитие системы переработки и утилизации ТБО

      Развитие системы переработки и утилизации ТБО необходимо осуществить через:

      - усиление взаимодействия с местным бизнес сообществом;

      - организацию специальных мест для сбора КГО и строительных отходов, образующихся у населения

      Усиление взаимодействия с местным бизнес сообществом

      Для развития системы утилизации и переработки коммунальных отходов в Бурлинском районе необходимо усиление взаимодействия со всеми предприятиями, которые осуществляют деятельность на территории района.

      Необходимо выявлять возможности и заинтересованность представителей местного бизнес сообщества. Проводить различные встречи, круглые столы по взаимодействию МИО и бизнеса, и других заинтересованных сторон для обсуждения и развития сферы управления отходами в регионе. Необходимо рассмотреть вопросы сотрудничества в развитии раздельного сбора и переработки ТБО. МИО должны оказать поддержку и содействие инициативам бизнеса. Например, предоставление земельных участков для установки контейнеров, пунктов приема вторичного сырья, создания мощностей по переработке и утилизации раздельно собранного вторичного сырья, КГО и строительных отходов, биоразлагаемых отходов и пр. Это в свою очередь дает возможность развивать раздельный сбор и переработку отходов в районе.

      Организация специальных мест для сбора крупногабаритных и строительных отходов, образующихся у населения для увеличения доли повторного использования и переработки

      Согласно пункту 19 Требовании к раздельному сбору отходов приказ и.о. МЭГПР от 2 декабря 2021 года № 482 МИО организуют место площадью не менее 12 м2 с покрытием и ограждением для строительных и крупногабаритных отходов, образующихся у физических лиц (жителей).

      Физические и юридические лица, осуществляющие строительство или ремонт недвижимых объектов, согласно пункту 17 Требовании к раздельному сбору отходов приказ и.о. МЭГПР от 2 декабря 2021 года № 482 производят самостоятельный вывоз строительных и крупногабаритных отходов в специальные места, организованные местными исполнительными органами.

      Акимату г. Аксай и с/о необходимо определить специально организованные места для сбора КГО и строительных отходов от населения.

      Сбор строительных отходов необходимо осуществлять, как правило, одним из следующих способов: сбор в мешки с последующей их загрузкой в бортовой или самосвальный автомобиль; складирование отходов навалом с последующей перегрузкой в бортовой или самосвальный автомобиль.

      В соответствии с требованиями законодательства МИО обеспечивают организацию специальных мест для сбора КГО и строительных отходов, образующихся у населения. Однако, основным проблемным вопросом на сегодняшний день является отсутствие решений по дальнейшему обращению с данными видами отходов.

      В целях развития переработки строительных отходов в Бурлинском районе рекомендуется внедрить технологии по их переработке. МИО будут создавать специальные места для сбора строительных отходов и КГО от населения. Данные отходы с этих мест будут вывозится на специальную площадку (возле полигона ТБО Аксай) для строительных и КГО со специальной дробильной установкой. На этой площадке будет производится дробление КГО и строительных отходов. Основной метод переработки КГО и строительных отходов – это механическая переработка, которая включает раздробление материалов и их последующую сортировку на основе размера, типа и качества. Технология дробления позволяет изменять гранулометрический состав материала и получить продукцию для использования в строительстве дорог, земляных насыпей, заполнения пустот и т.д.

      После дробления, полученную продукцию, можно использовать как изоляционный слой на полигоне ТБО.

3.4 Обеспечение безопасного захоронения коммунальных отходов в Бурлинском районе

      Обеспечение безопасного захоронения коммунальных отходов является важной задачей для охраны окружающей среды.

      В настоящее время в г. Аксай производится захоронение коммунальных отходов на полигоне ТБО. Территория полигона ТБО огорожена с целью предотвращения разброса отходов. Однако стоит отметить, что полигон уже находится в переполненном состоянии, и согласно данным БНС заполненность полигонов превышает их мощность.

      В других с/о и селах имеются поселковые свалки, раз в год, в весенний период жители вывозят свои отходы, отходы животноводства и пр.

      Одной из важных стратегических задач является уменьшение количества полигонов и обеспечение того, чтобы имеющиеся полигоны или новые планирующиеся к строительству полигоны соответствовали экологическим и санитарным нормам.

      В связи с переполнением полигона ТБО в г. Аксай и обеспечения безопасного захоронения коммунальных отходов, запланирована работа по строительству нового полигона ТБО. Необходимо в ускоренном режиме начать разработку ПСД для строительства нового полигона ТБО с сортировочной линией.

      На новый полигон ТБО г. Аксай будут вывозиться коммунальные отходы со всех сельских округов, кроме отдаленных более 50 км от г. Аксай. Для отдаленных с/о Успеновский и Каракудукский с/о будут предусмотрены меры созданию мусороперегрузочных пунктов.

      Данные меры направлены на улучшение управления отходами, снижение загрязнения окружающей среды и обеспечение устойчивого использования земельных ресурсов в Бурлинском районе.

      Строительство и введение в эксплуатацию нового полигона ТБО с сортировочной линией в г. Аксай

      Новый полигон ТБО с сортировочной линией в г. Аксай будет охватывать отходы из следующих с/о:

      -Акбулаксий

      -Бурлинский с/о;

      -Бумакольский с/о;

      -Жарсуатский с/о;

      -Канайский с/о;

      -с/о Достык;

      -Аксуский с/о;

      -Карагандинский с/о;

      -Кентубекский с/о;

      -Пугачевский с/о;

      -Приуральный с/о;

      -Аксай (Кызылтал, Аралтал, Раз.Гугня, Раз. Жаркий).

      В рамках данной Программы необходимо заложить финансовые средства на разработку проектно-сметной документации, получения государственной экологической экспертизы и строительство полигона ТБО с сортировочной линией в г. Аксай в План мероприятий по охране окружающей среды Западно-Казахстанской области на 2026-2028 гг.

      При строительстве полигонов ТБО необходимо строго соблюдать все экологические и санитарные нормы, а также национальных стандартов (ст. 350 ЭК РК).

      Основные документами, в которых установлены требования для полигонов ТБО:

      Экологический кодекс РК – Глава 25;

      Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020 Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления";

      СТ РК 3696-2020. Полигоны для твердо-бытовых отходов малой мощности. Требования.

      СН РК 1.04-15-2013 Полигоны для твердых бытовых отходов.

      Минимальные требования к полигонам малой мощности согласно СТ 3696-2020 Полигоны для твердо-бытовых отходов малой мощности:

      - менее 50 тонн отходов в сутки для захоронения

      - специальные площадки переработки (сортировки)

      - пресс гидравлический для отходов бумаги и картона, полиэтилена, тетрапак.

      - биоразлагаемые отходы должны быть направлены на участок компостирования

      - участок захоронения отходов без намерения изъятия

      Оператор полигона ТБО должен принять меры по уменьшению образования метана на полигоне путем сокращения объемов захоронения биоразлагаемых отходов. Биоразлагаемые отходы должны быть направлены на участок компостирования.

      Согласно ЭК РК (статья 350) оператор полигона должен разработать унифицированную процедуру приема отходов на основе их классификации.

      Организация работ на полигоне определяется технологической схемой эксплуатации полигона, разрабатываемой в составе проекта строительства полигона, и должна обеспечивать охрану окружающей среды, максимальную производительность средств механизации и технику безопасности.

      Проектом полигона отходов должно быть предусмотрено создание ликвидационного фонда для его закрытия, рекультивации земель, ведения мониторинга воздействия на окружающую среду и контроля загрязнения после закрытия полигона. Ликвидационный фонд формируется оператором полигона.

      Создание мусороперегрузочных пунктов для отдаленных сельских округов

      В Бурлинском районе имеются 2 сельских округа – Каракудукский и Успеновский, которые расположены на значительном расстоянии от районного центра, г. Аксай.

      Для оптимизации управления коммунальными отходами и уменьшения необходимого количества полигонов, а также с целью обеспечения более эффективной системы утилизации отходов, необходимо рассмотреть возможность создания мусороперегрузочных пунктов для отдаленных сельских округов Бурлинского района.

      Эти мусороперегрузочные пункты будут выполнять следующие функции:

      Временное хранение отходов: они предоставят возможность временного хранения коммунальных отходов до их дальнейшей переработки или захоронения, сроком до шести месяцев.

      Сортировка отходов: в этих пунктах можно будет осуществлять сортировку отходов, чтобы выделить материалы, которые могут быть подвергнуты переработке, и отделить их от тех, которые должны быть захоронены.

      Оптимизация транспортировки: Мусороперегрузочные пункты позволят оптимизировать процесс транспортировки отходов из отдаленных сельских округов в г. Аксай или к месту окончательного захоронения отходов.

      Такие меры могут способствовать более эффективному управлению отходами и снижению негативного воздействия на окружающую среду, особенно в отдаленных районах Бурлинского района.

      Поэтапная рекультивация и восстановление земель переполненного полигона ТБО г. Аксай.

      После строительства нового полигона ТБО, территория старого полигона ТБО будут закрыта и рекультивирована. Будет проведена поэтапная рекультивация и восстановление земель территории.

      Технические решения по рекультивации несанкционированных свалок принимаются в зависимости от функционального назначения и использования территории после рекультивации.

      Для предотвращения образования новых свалок необходимо обеспечить 100% охват населения, ЮЛ и ИП в Бурлинском районе услугами по сбору и транспортировке отходов.

      Существующая общепринятая методика обезвреживания свалки, включает следующие этапы: определение степени опасности свалки; оценка альтернативных вариантов; разработка технологии обезвреживания и рекультивации.

3.5 Повышение осведомленности населения, государственных учреждении и других юридических лиц Бурлинского района по правильному обращению с коммунальными отходами

      Согласно ЭК РК МИО районов, сел, поселков, сельских округов проводят информационные кампании для населения по осведомлению о рациональной системе сбора, утилизации и переработки коммунальных отходов, включая

      необходимости оплаты населением утвержденного тарифа за сбор и транспортировку ТБО;

      складирования образовавшихся коммунальных отходов в контейнеры для их сбора;

      в местах раздельного сбора отходов – складирования отходов раздельно в контейнеры, предназначенные для данного типа отходов;

      запрета на сжигание коммунальных отходов;

      запрета на образование стихийных свалок путем складирования коммунальных отходов в неустановленных для этого местах;

      бережного отношения к контейнерам для сбора отходов, контейнерным площадкам и их ограждениям;

      запрета на парковку автомобилей, а также складирования иных предметов на подъездных путях к контейнерным площадкам и пр.

      Для организация эффективной системы управления коммунальными отходами, при этом учитывающей особенности региона и удовлетворяющей потребности населения в Бурлинского районе необходимо постоянно повышать информированность населения. Повышение осведомленности — это долгосрочный процесс, который нужно проводить непрерывно.

      Акимат Бурлинского района, а также акиматы сел и сельских округов в сотрудничестве с некоммерческими организациями (НПО) разработают план информационной работы с общественностью по управлению коммунальными отходами. В рамках этого плана будет проводиться информирование о следующих аспектах:

      Раздельный сбор отходов: Объяснение и обучение жителей о необходимости раздельного сбора различных видов отходов, чтобы упростить их переработку и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.

      Запрет на несанкционированное сжигание отходов: Подчеркивание важности соблюдения законов и нормативов, запрещающих несанкционированное сжигание коммунальных отходов, так как это может привести к загрязнению воздуха и здоровью жителей.

      Внедрение компостирования органических отходов: Популяризация практики компостирования органических отходов, чтобы снизить объем мусора и создать удобрения для сельского хозяйства и садоводства.

      План информационной работы также может включать в себя другие важные вопросы, связанные с управлением коммунальными отходами, в зависимости от местных потребностей и приоритетов.

      Цель этого плана - обеспечить информирование и обучение жителей о правильных и экологически устойчивых методах обращения с отходами, чтобы создать более чистую и здоровую среду для всех. Акимат будет играть ключевую роль в повышении осведомленности населения, распространении информации и поддержке инициатив по предотвращению отходов, а также в создании соответствующих условий.

4. Необходимые ресурсы

      Финансовые затраты на реализацию представленной Программы и выполнение намеченных природоохранных мероприятий планируется осуществлять согласно статье 29 ЭК РК за счет бюджетных средств. Данный механизм позволяет использовать средства в объеме не менее суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступивших в местный бюджет в течение трех лет, предшествовавших году разработки и утверждения данного плана мероприятий.

      Предлагаемые мероприятия по реализации Программы планируется включить в План мероприятий по охране окружающей среды Западно-Казахстнской области на 2026-2028 гг., которая разрабатывается акиматом области на трехлетнюю перспективу, исходя из типового перечня мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренного приложением 4 к ЭК РК.

      Согласно ЭК РК к мероприятиям по обращению с отходами относятся:

      -внедрение технологий по сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию и переработке любых видов отходов, в том числе бесхозяйных;

      -строительство, реконструкция заводов, цехов и производств, приобретение и эксплуатация установок:

      -полигонов для складирования любых видов отходов;

      -по сбору, транспортировке, переработке, сортировке, утилизации и захоронению отходов;

      -по сбору и переработке вторичных материальных ресурсов;

      -по получению сырья или готовой продукции, связанных с извлечением полезных компонентов из отходов;

      -реконструкция, модернизация оборудования и технологических процессов, направленных на минимизацию объемов образования и размещения отходов.

5. Мониторинг реализации Программы

      Контроль за реализацией Программы по управлению коммунальными отходами осуществляется на постоянной основе заместителем первого руководителя МИО, ответственного за реализацию государственной политики в области управления коммунальными отходами на основе мониторинга выполнения плана мероприятий.

      Мониторинг Программы осуществляется путем формирования отчета о реализации Программы. В отчете излагается описание реализованных мероприятий, достигнутые результаты, фактические объемы финансовых средств, направленных на их реализацию, а также причины невыполнения мероприятий и отсутствия результатов, запланированных на отчетный период.

      В целях информирования населения и общественности на Интернет-ресурсе акимата Бурлинского района будут размещаться следующие отчеты о реализации Программы,

      -промежуточный, раз в полгода до 15 июля текущего отчетного и

      -годовой до 30 января следующего года.

      Годовой отчет формируется по итогам предыдущего года.

6. План мероприятий по реализации Программы

      Для достижения целей и выполнения задач разработан ПЛАН мероприятий по реализации Программы, который приведен ниже.

      План мероприятий сгруппирован по задачам и показателями, указаны сроки и ответственные исполнители. План мероприятий обеспечивает комплексный подход и координацию работ всех ответственных исполнителей Программы с целью достижения ожидаемых результатов.

      Корректировка Плана мероприятий осуществляется по мере необходимости, при наличии обоснованных предложений по результатам мониторинга. По результатам мониторинга, в случае обнаружившейся невозможности достижения поставленных целей, задач и целевых показателей определяются иные мероприятия, и принимаются меры по выявленным проблемным вопросам.

      По результатам мониторинга Отдел ЖКХ выносит решения, нацеленные на:

      1) повышение эффективности реализации запланированных мероприятий (определению иных мероприятий) в целях достижения установленных целей и задач Программ;

      2) принятие мер по выявленным проблемным вопросам.

      Отдел ЖКХ, как заказчик Программы осуществляет следующие функции:

      1) формирует и обеспечивает единый централизованный комплексный подход к решению задач в сфере управления коммунальными отходами на территории Бурлинского района, координируя действия всех исполнителей Программы;

      2) взаимодействует с Акиматом Западно-Казахстанской области по финансовым затратам на реализацию Программы за счет бюджетных средств;

      3) осуществляет взаимодействие с акиматами сел и сельских округов по вопросам реализации мероприятий Программы;

      4) осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы, выносит результаты мониторинга для обсуждения заместителю акима Бурлинского района, ответственного за реализацию государственной политики в области управления коммунальными отходами;

      5) осуществляет корректировку мероприятий, целевых показателей, затрат на реализацию мероприятий Программы, в том числе на основании поступивших предложений с обоснованием необходимости внесения соответствующих изменений в Программу;

      6) участвует в проверках хода реализации мероприятий Программы;

      7) размещает Программу, а также информацию о ходе реализации мероприятий Программы на официальном сайте акимата Бурлинского района

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.