О Протоколе о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-участников Таможенного союза

Новый

Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 17 февраля 2000 года № 72

      Совет глав правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан решил:
      1. Принять Протокол о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-участников Таможенного союза (прилагается).
      2. Поручить правительствам Сторон принять меры к проведению в трехмесячный срок внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу указанного в пункте 1 Протокола, и о результатах уведомить Интеграционный Комитет.

За Правительство
Республики Беларусь

За Правительство
Российской Федерации

За Правительство
Республики Казахстан

За Правительство
Республики Таджикистан

За Правительство
Кыргызской Республики

ПРОТОКОЛ
о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и
компенсационных мер в торговле государств-участников
Таможенного союза [1]

      Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан, Правительство Кыргызской Республики, Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Таджикистан, именуемые в дальнейшем Сторонами,
      руководствуясь соглашениями о Таможенном союзе и двусторонними соглашениями о свободной торговле государств-участников Таможенного союза, а также учитывая положения Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.,
      в соответствии с пунктом 23 Протокола от 2 апреля 1999 г. о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.,
      в целях согласованного применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении импорта товара во взаимной торговле и в торговле с третьими странами,
      желая обеспечить защиту национального производства, создание условий, способствующих развитию конкуренции между национальными и зарубежными товаропроизводителями, а также повышению конкурентоспособности национальной продукции,
      стремясь минимизировать потери государств-участников Таможенного союза (далее по тексту - государства-участники) от применяемых мер по защите внутреннего рынка и национальных производителей продукции,
      руководствуясь общепринятыми нормами и принципами международного права, согласились о нижеследующем.

Статья 1

      Для целей настоящего Протокола используются следующие основные понятия:
      существенный (материальный, серьезный)[2] ущерб отрасли национальной экономики - подтвержденное доказательствами значительное общее ухудшение положения отрасли национальной экономики, которое наступило вследствие возросшего ввоза на таможенную территорию государства-участника аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, субсидируемого соответствующим государством-участником или третьими странами, и выражается, в частности, в сокращении объема производства такого товара, сокращении его реализации на внутреннем рынке государства-участника, снижении рентабельности производства такого товара, замедлении развития отрасли национальной экономики государства-участника, негативном влиянии на товарные запасы,
      занятость населения, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и другие показатели;
      материальный ущерб отрасли национальной экономики - подтвержденное доказательствами ухудшение положения отрасли национальной экономики, которое наступило вследствие демпингового или субсидируемого импорта товаров и выражается, в частности, в сокращении объема производства аналогичного товара в государстве-участнике и объема его реализации на внутреннем рынке государства-участника, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы, уровень инвестиций в данную отрасль национальной экономики;
      серьезный ущерб отрасли национальной экономики - существенное ухудшение производственного, торгового и финансового положения отрасли национальной экономики, которое наступило вследствие возросшего импорта товара и выражается в общем ухудшении ситуации в производстве непосредственно конкурирующего товара в государстве-участнике; [3]
      угроза причинения существенного (материального, серьезного) ущерба отрасли национальной экономики - подтвержденная доказательствами очевидная неотвратимость причинения существенного (материального, серьезного) ущерба отрасли национальной экономики;
      отрасль национальной экономики - производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в любых отраслях экономики государства-участника;
      аналогичный или непосредственно конкурирующий товар - товар, который классифицируется одним и тем же кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств и полностью идентичен другому товару или сопоставим с ним по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам и по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить таким товаром другой товар в процессе потребления;
      специальные защитные меры - меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию одного из государств-участников для свободного обращения на его внутреннем рынке, которые применяет Сторона посредством введения количественных ограничений импорта или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины;
      специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальных защитных мер и взимается уполномоченным органом государства-участника сверх базовой ставки ввозной таможенной пошлины;
      антидемпинговые меры - меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Сторона посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств;
      антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговых мер и взимается уполномоченным органом государства-участника сверх базовой ставки ввозной таможенной пошлины;
      демпинговый импорт - импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости;
      компенсационные меры - меры по ограничению импорта товара, субсидируемого одним из государств-участников или третьими странами, которые применяет Сторона посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины, либо принятия ценовых обязательств;
      компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационных мер и взимается уполномоченным органом государства-участника сверх базовой ставки ввозной таможенной пошлины.

Статья 2

      Установить, что:
      специальные защитные меры могут быть введены в форме количественных ограничений импорта товара или в форме специальных пошлин;
      антидемпинговые меры могут быть введены в форме антидемпинговых пошлин либо принятия ценовых обязательств;
      компенсационные меры могут быть введены в форме компенсационных пошлин либо принятия ценовых обязательств, на срок, необходимый для устранения существенного (материального, серьезного) ущерба или угрозы причинения существенного(материального, серьезного) ущерба в соответствии с положениями настоящего Протокола и (или) национальным законодательством государств-участников.

Статья 3

      В случае, когда импорт товаров на территорию государства одной из Сторон осуществляется в таких количествах и на таких условиях, которые наносят существенный (материальный, серьезный) ущерб или создают угрозу причинения существенного(материального, серьезного) ущерба отрасли национальной экономики, эта Сторона может после расследования, проведенного в соответствии с национальным законодательством, применить специальные защитные, антидемпинговые или компенсационные меры в отношении этого импорта товаров.
      В целях обеспечения защиты внутренних рынков государств-участников создается Комиссия по защите внутренних рынков при Интеграционном Комитете (далее - Комиссия).[4]

Статья 4 [5]

      Если одна из Сторон намерена применить специальные защитные, антидемпинговые или компенсационные меры в отношении импорта товара из третьих стран, то эта Сторона должна заблаговременно, но не позднее чем за 30 дней до планируемого введения меры, проинформировать об этом другие Стороны и предложить проведение консультаций.
      Предложение о проведении консультаций направляется в письменной форме, к нему прилагаются материалы, подтверждающие факт существенного (материального, серьезного) ущерба или угрозы причинения существенного (материального, серьезного) ущерба отрасли национальной экономики.
      Если одна из Сторон намерена применить специальные защитные, антидемпинговые или компенсационные меры в отношении импорта товара, происходящего из государства-участника, эта Сторона не позднее, чем за 30 дней до планируемого завершения расследования, направляет заинтересованным Сторонам приглашение на консультации с указанием времени и места их проведения, а также предложения по урегулированию ситуации без применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер.
      Руководители делегаций Сторон, принимающих участие в консультациях, должны занимать должности не ниже руководителя департамента (подразделения) центрального государственного органа исполнительной власти. Проведение консультаций оформляется протоколом с обязательным указанием состава и должностей участников. Протокол подписывается руководителями делегаций и его копии в 10-дневный сроке даты подписания направляются в Секретариат Интеграционного Комитета.
      В ходе консультаций Стороны должны стремиться достичь взаимоприемлемых договоренностей по урегулированию ситуации без применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер.
      Если в результате проведенных консультаций взаимоприемлемые договоренности по урегулированию ситуации не достигнуты, то вопрос о мерах по защите внутреннего рынка вносится на рассмотрение Комиссии.

Статья 4 а [6]

      Для рассмотрения Комиссией вопроса о мерах по защите внутреннего рынка Сторона, проводящая расследование, не позднее, чем за 45 дней до планируемого введения меры направляет в Секретариат Интеграционного Комитета материалы, содержащие следующие сведения:
      обоснование наличия существенного (материального, серьезного) ущерба или угрозы нанесения существенного (материального, серьезного) ущерба отрасли национальной экономики вследствие возросшего, демпингового или субсидируемого импорта товаров;
      доли государств-участников в совокупном импорте товара на начало и конец периода, в отношении которого проводилось расследование;
      предложения о мерах, которые могут быть приняты для защиты внутреннего рынка от импорта товара из государств-участников;
      Наличие и объем существенного (материального, серьезного) ущерба определяется на основании Единой методики государств-членов ЕврАзЭС определения наличия и объема ущерба отрасли национальной экономики от возросшего, демпингового или субсидируемого импорта товаров, утверждаемой Межгосударственным Советом.
      Комиссия рассматривает вопрос о защите внутреннего рынка государства-участника в течение 14 дней с даты получения материалов.
      Решение Комиссии должно, по возможности, содержать рекомендации по разрешению ситуации без применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, либо по применению мер менее ограничительных, чем те, которые предлагаются Стороной, намеревающейся такие меры ввести.
      Сторона, проводящая расследование, принимает все возможные меры для выполнения решения Комиссии.
      В случае, если какая-либо из Сторон не согласится с рекомендациями Комиссии, Сторона, проводящая расследование, вправе самостоятельно и в соответствии с законодательством своего государства принять меры по защите своего внутреннего рынка. О намерении принять такие меры Сторона, проводящая расследование, должна уведомить Комиссию не позднее, чем через 10 дней после принятия Комиссией соответствующего решения. Решение о принятии указанных мер может быть обжаловано в соответствии с законодательством государства Стороны, принявшей такое решение.
      Ничто в настоящем Протоколе не препятствует Сторонам, их товаропроизводителям и иным лицам, являющимся заинтересованными в соответствии с законодательством государств-участников, представлять в центральные государственные органы исполнительной власти государств-участников, ответственные за проведение расследований, комментарии и иные сведения, необходимые, с их точки зрения, для установления объективных фактов. В свою очередь, указанные органы исполнительной власти Сторон обязаны в соответствии с процедурой и в сроки, установленные законодательством государств Сторон, принимать к рассмотрению эти комментарии и сведения.

Статья 5

      Установить, что подтверждение факта существенного (материального, серьезного) ущерба должно основываться на имеющихся данных и включать объективный анализ как объема импорта товара и его влияния на цены национального внутреннего рынка аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, так и последствий такого импорта для производителей отрасли национальной экономики импортирующего государства-участника.
      Объем импорта товара рассматривается с точки зрения его значительного роста в абсолютных и относительных значениях по отношению к уровню производства и потребления аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на территории импортирующего государства-участника.

Статья 6

      Установить, что влияние импорта товара на цены национального внутреннего рынка устанавливается путем определения факта существенной разницы между ценами импортируемого товара и ценами на аналогичные или непосредственно конкурирующие товары национального производства или факта иного существенного влияния импорта на эти цены, которое приводит или может привести к их понижению, препятствует или будет препятствовать повышению таких цен, которое имело бы место в случае отсутствия импорта товара.

Статья 7

      Определить, что доказательства влияния импорта товара на отрасль национальной экономики должны основываться на оценке всех значимых экономических факторов, оказывающих влияние на состояние отрасли, включая, в частности, имевшее место или возможное в ближайшем будущем снижение продаж, прибыли и объема производства, доли на рынке, производительности, окупаемости капиталовложений, использования производственных мощностей, факторов, влияющих на внутренние цены, фактического и потенциального влияния на доходы, запасы на складах, занятость населения, заработную плату, темпы роста, возможность увеличения совокупного уставного капитала предприятий отрасли национальной экономики или увеличения их капиталовложений.

Статья 8

      Определить, что доказательство существенного (материального, серьезного) ущерба или угрозы причинения существенного (материального, серьезного) ущерба для отрасли национальной экономики импортирующего государства-участника должно основываться также на изучении факторов иных, чем импорт товара, которые негативно влияют на состояние отрасли, в том числе на объем и уровень цен импорта товара, осуществляемого на нормальных условиях, изменение спроса и потребления, последствия ограничительной торговой практики и конкуренции между иностранными и национальными производителями, изменение технологии производства, экспортные и производственные показатели отрасли национальной экономики.
      Существенный (материальный, серьезный) ущерб, причиняемый такими факторами, не должен относиться за счет импорта товара, к которому возможно принятие специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Статья 9

      Считать, что установление угрозы причинения существенного (материального, серьезного) ущерба отрасли национальное экономики основывается исключительно на фактах. При этом должны был рассмотрены такие факты, как:
      динамика импорта, свидетельствующая о реальной возможное продолжения значительного роста объемов импорта товара;
      наличие свободных производственных мощностей или неизбежны очевидный рост производственных мощностей экспортера, которы свидетельствует о реальной возможности значительного увеличения импорт товара на территорию импортирующего государства-участника с учетом потенциальной емкости других рынков сбыта;
      такой уровень цен импорта товара, который оказывает существенный подавляющий эффект на цены национальных товаропроизводителей и может привести к дальнейшему росту спроса на импортируемые товары;
      объем запасов аналогичного или непосредственно конкурирующего товара.

Статья 10

      Считать, что ни один из факторов или фактов, перечисленных в статьях 5-9 настоящего Протокола, сам по себе не должен являться обязательным основанием для вывода о наличии существенного (материального, серьезного) ущерба либо угрозы причинения существенного (материального, серьезного) ущерба. Вывод о наличии или отсутствии существенного (материального, серьезного) ущерба или угрозы причинения существенного (материального, серьезного) ущерба принимается на основе изучения совокупности всех факторов или фактов. В отдельных случаях, когда существенный (материальный, серьезный) ущерб или угроза причинения существенного (материального, серьезного) ущерба вызвана возросшими объемами импорта товара или, в их отсутствие, тем фактом, что импорт осуществляется по ценам или на условиях, наносящих существенный (материальный, серьезный) ущерб отрасли национальной экономики, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры могут быть приняты в случае наличия причинно-следственной связи между существенным (материальным, серьезным) ущербом или угрозой причинения существенного (материального, серьезного) ущерба отрасли национальной экономики и возросшими объемами импорта товара, либо демпинговым импортом товара, либо субсидируемым импортом товара.

Статья 11

      В отношении расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, каждая Сторона соглашается изучать представление другой Стороны и информировать Интеграционный Комитет о существенных фактах и заключениях, на основе которых будут приниматься окончательные решения. До принятия решения о введении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер Стороны будут предпринимать все возможное для конструктивного решения проблемы, в частности, в рамках двусторонних консультаций.

Статья 12

      В случае особой срочности, когда задержка с применением специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер причинила или может причинить непоправимый существенный (материальный, серьезный) ущерб отрасли национальной экономики, который будет трудно устранить впоследствии, могут применяться в соответствии с национальным законодательством временные специальные, временные антидемпинговые и временные компенсационные пошлины до проведения консультаций при условии, что проведение таких консультаций будет незамедлительно организовано.
      При этом Стороны информируют Интеграционный Комитет о введении указанных мер.

Статья 13

      Положения настоящего Протокола, предусматривающие применение специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер во взаимной торговле государств-участников соглашений о Таможенном союзе, применяются до создания единой таможенной территории этих государств.

Статья 14

      Споры между Сторонами относительно толкования или применения положений настоящего Протокола будут разрешаться путем переговоров.

Статья 15

      В случае необходимости в настоящий Протокол могут быть внесены изменения или дополнения по согласованию Сторон.

Статья 16

      Настоящий Протокол вступает в силу с даты получения депозитарием, которым является Интеграционный Комитет, последнего уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Каждая из Сторон может выйти из настоящего Протокола по истечении шести месяцев с даты уведомления депозитария по дипломатическим каналам о своем намерении прекратить его действие.
      Совершено в г. Москве 17 февраля 2000 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Интеграционном Комитете, который направит каждой Стороне, подписавшей настоящий Протокол, его заверенную копию.

За Правительство
Республики Беларусь
подпись

За Правительство
Российской Федерации
подпись

За Правительство
Республики Казахстан
подпись

За Правительство
Республики Таджикистан
подпись

За Правительство
Кыргызской Республики
подпись

[1] Протокол вступил в силу 12 декабря 2000 г, для РБ, РК, КР, РФ и РТ. Для РУ - 2 июня 2006 г, (с даты депонирования документа о присоединении).

|2] слова «(материальный, серьезный)» в соответствующих падежах включены по всему тексту на основании Протокола от 28 октября 2003 г.

[3] дополнения включены в соответствии с Протоколом от 28 октября 2003 г.

[4] дополнительный абзац включен в соответствии с Протоколом от 28 октября 2003 г.

[5| Статья 4 изложена в новой редакции в соответствии с Протоколом от 28 октября 2003 г.

[61 Дополнительная статья 4 а включена в соответствии с Протоколом от 28 октября 2003 г.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.