Экономический Суд Республики Молдова обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с просьбой дать официальное разъяснение, существуют ли сроки исковой давности при разрешении межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств и отнесенных к компетенции Экономического Суда статьей 3 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Изучив международно-правовые акты, в том числе акты, принятые в Содружестве Независимых Государств, и проанализировав их с учетом доктрины международного права, Экономический Суд Содружества Независимых Государств пришел к следующему заключению.
Ответ на запрос Экономического Суда Республики Молдова может быть дан исходя из правовой природы споров, отнесенных к компетенции Экономического Суда. Часть первая статьи 3 Положения об Экономическом Суде определяет подведомственность Суду международных споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества (далее - акты Содружества) и других его институтов.
Части третья и четвертая статьи 3 Положения устанавливают, что споры рассматриваются Экономическим Судом по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества.
Из содержания части первой статьи 3 Положения вытекает, что к компетенции Экономического Суда отнесены споры, возникающие при исполнении актов, имеющих международный публично-правовой характер. Давая толкование статьи 1 Устава Содружества Независимых Государств, Экономический Суд в своем консультативном заключении N 01-1/4-98 от 2 ноября 1998 года по запросу Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств обосновал, что Содружество является региональной международной организацией и субъектом международного права.
В соответствии с Уставом Содружества Совет глав государств является высшим органом Содружества, а Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-участников Содружества в экономической, социальной и иных сферах общих интересов и по Правилам процедуры, утвержденным Советом глав государств 17 мая 1996 года, они на своих заседаниях заключают договоры, принимают решения. Заключение договоров осуществляется в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года. Решения принимаются по вопросам внутренней организации Содружества.
Что же касается других уставных органов Содружества, то их задачи определены Уставом Содружества Независимых Государств, а компетенция по принятию актов в сфере их деятельности s положениями о соответствующих органах, утвержденными Советом глав государств.
Так, в соответствии с Положением о Совете министров иностранных дел Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав государств от 2 апреля 1999 года, СМИД организует выполнение решений Совета глав государств и Совета глав правительств, содействует развитию сотрудничества государств-участников Содружества во внешнеполитической сфере, гуманитарного и правового сотрудничества государств-участников Содружества. СМИД принимает решения, а по поручению государств заключает международные договоры.
Экономический совет Содружества Независимых Государств в соответствии с Положением, утвержденным 25 января 2000 года, обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросов социально-экономического сотрудничества, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также по поручению Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
Изложенное показывает, что акты указанных выше органов (институтов) Содружества регулируют в рамках их компетенции межгосударственные отношения, они принимаются по вопросам сотрудничества государств в различных сферах на основе заинтересованности договаривающихся сторон, а также по вопросам организации исполнения достигнутых договоренностей.
Решения органов Содружества принимаются уполномоченными представителями государств, как-то: главами государств в Совете глав государств, главами правительств в Совете глав правительств, министрами иностранных дел государств-участников Содружества в Совете министров иностранных дел, вице-премьерами государств-участников Содружества в Экономическом совете.
Посредством подписания договоров с последующим выполнением в необходимых случаях внутригосударственных процедур и принятия решений государства приобретают права и обязанности, в том числе экономического характера.
Таким образом, проведенный анализ дает основание констатировать, что акты органов (институтов) Содружества, как по своему субъектному составу, так и по характеру регулируемых отношений, являются международными актами публично-правового характера. Что же касается других органов Содружества, и прежде всего отраслевого сотрудничества, то они в пределах своей компетенции принимают рекомендации, а также в необходимых случаях вносят предложения на рассмотрение Совета глав правительств.
Защита нарушенного права государства (или государств), вытекающего из публично-правового акта, никакими сроками не ограничивается. Нормы международного права не содержат правил об исковой давности, что, по мнению Экономического Суда, обусловлено характером регулируемых международным правом отношений. Это межгосударственные отношения, в которых участвуют суверенные государства в целях обеспечения мира и сотрудничества, что не исключает права государств в конкретных договорах при установлении экономических обязательств с учетом их характера и цели предусмотреть сроки не только действия договора и исполнения основанных на нем обязательств, но и сроки защиты прав от их нарушения.
Однако государства могут быть участниками имущественных (экономических) отношений, регулируемых как гражданским национальным законодательством, так и нормами международного частного права. Национальное законодательство государств-участников Содружества Независимых Государств, акты международного частного права предусматривают сроки для защиты нарушенных участниками таких отношений прав.
Так, Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 года с поправками, внесенными Протоколом 1980 года об изменении упомянутой Конвенции, в статье 1 устанавливает, что "Конвенция определяет условия, при которых требования покупателя и продавца Друг к Другу, вытекающие из договора международной купли-продажи товаров или связанные с его нарушением, прекращением либо недействительностью, не могут быть осуществлены вследствие истечения определенного периода времени. Такой период времени в дальнейшем именуется "срок исковой давности".
Из числа государств-участников Содружества участниками Конвенции являются Республика Беларусь, Российская Федерации и Украина.
Что касается национального законодательства, то гражданские кодексы всех государств-участников Содружества устанавливают сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров, заключаемых субъектами гражданского права, в том числе и государством. Например, Гражданский кодекс Республики Беларусь (статья 124) устанавливает, что Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами. К Республике Беларусь и административно-территориальным единицам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов. Аналогичные правила установлены статьями 111 , 114 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
Таким образом, изложенное выше позволяет сделать следующие выводы.
1. Межгосударственные споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, предусмотренных актами органов Содружества и других институтов Содружества как международной региональной организации, и отнесенные к компетенции Экономического Суда частью первой статьи 3 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, являются международными публично-правовыми спорами.
2. К требованиям государства, вытекающим из факта неисполнения экономических обязательств, предусмотренных актами Содружества, сроки исковой давности Экономическим Судом не применяются. Нормы и обычаи международного права правил об исковой давности не устанавливают.
3. К требованиям государств, вытекающим из международного договора купли-продажи, применяются сроки исковой давности, установленные Нью-йоркской Конвенцией об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 года с поправками, внесенными Протоколом 1980 года, в соответствии с условиями, определенными Конвенцией.
4. К требованиям государств, вытекающим из частно правовых сделок, заключенных на их территории и регулируемых национальным законодательством, сроки исковой давности применяются на общих основаниях, если национальным законодательством не установлено иное.
Председатель А.Б. Каженов