О толковании статьи 2 и части первой статьи 5 Соглашения о постоянном рабочем органе Совета командующих Пограничными войсками, статьи 1 и части первой статьи 2 Соглашения о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств

Новый

Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 16 сентября 2008 года N 01-1/9-07

      Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
      председательствующего – Председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
      судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
      при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
      с участием Генерального советника Экономического Суда СНГ Старовойтова О.М.,
      представителя Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками, старшего юрисконсульта – начальника группы правового обеспечения Паршакова М.Н.,
      рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками о толковании,

      УСТАНОВИЛ:

      Экономический Суд СНГ обратилась Координационная служба Совета командующих Пограничными войсками (далее – Координационная служба) с запросом о толковании статьи 2 и части первой статьи 5 Соглашения о постоянном рабочем органе Совета командующих Пограничными войсками от 9 октября 1992 года с изменениями и дополнениями от 24 ноября 2006 года (далее – Соглашение от 9 октября 1992 года), статьи 1 и части первой статьи 2 Соглашения о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств от 25 апреля 2003 года (далее – Соглашение от 25 апреля 2003 года).
      Основанием для запроса послужила неопределенность правового статуса заместителей Председателя и начальников отделов Координационной службы, поскольку акты, регулирующие правовое положение Координационной службы, не определяют лиц, являющихся должностными лицами. Перечень квотных должностей также не установлен. Координационная служба просит разъяснить, относятся ли заместители Председателя и начальники отделов Координационной службы к должностным лицам органов Содружества Независимых Государств.
      Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав судью-докладчика Абдуллоева Ф., представителя Координационной службы Паршакова М.Н., обсудив заключение Генерального советника Экономического Суда СНГ Старовойтова О.М., Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам. Государства-участники СНГ – Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина – исходя из необходимости координации и взаимодействия Пограничных войск 6 июля 1992 года приняли Решение о создании Совета командующих Пограничными войсками (далее – Совет командующих). Решением Совета глав государств СНГ от 24 сентября 1993 года утверждено Положение о Совете командующих Пограничными войсками (далее – Положение о Совете командующих), которым определен правовой статус Совета командующих и его органов.
      Постоянно действующим рабочим органом Совета командующих является Координационная служба, созданная правительствами государств-участников СНГ – Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан для обеспечения выполнения функций, установленных Положением о Совете командующих, и взаимодействия пограничных ведомств государств-участников Содружества. Задачи Координационной службы определены Положением о Координационной службе Совета командующих Пограничными войсками от 5 апреля 1994 года (далее – Положение о Координационной службе). По сведениям Координационной службы, в настоящее время в данном органе проходят службу военнослужащие пограничных ведомств Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации.
      Координационная служба представляет собой орган международной организации – Содружества Независимых Государств, который согласно статье 2 Соглашения от 9 октября 1992 года комплектуется за счет военнослужащих и гражданского персонала государств-участников СНГ. В соответствии со статьей 4 Соглашения от 9 октября 1992 года финансирование ее деятельности осуществляется из единого бюджета органов СНГ. Д олжностные лица и сотрудники Координационной службы на основании пункта 5.1 Положения о Совете командующих и части первой стат ьи 5 Соглашения от 9 октября 1992 года приравниваются к международным служащим.
      В целях обеспечения единого подхода к определению правового статуса должностных лиц и сотрудников органов Содружества принято Соглашение от 25 апреля 2003 года, участниками которого являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина. Экономический Суд СНГ отмечает, что данное Соглашение носит общий характер, распространяется на любой орган Содружества, учрежденный либо учреждаемый в этом качестве государствами-участниками СНГ в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, международными договорами, заключенными в рамках СНГ, решениями Совета глав государств или Совета глав правительств, имеющий постоянно действующий аппарат и финансируемый из единого бюджета органов Содружества (статья 1).
      Статьей 2 Соглашения от 25 апреля 2003 года предусмотрено, что должностные лица и сотрудники органов Содружества приравниваются к международным служащим.
      Деятельность международных служащих носит международный характер и осуществляется в интересах всех государств-участников организации, непосредственно связана с функционированием международной организации или какого-либо ее органа. На международных служащих распространяется особый правовой режим, обеспечивающий выполнение ими своих должностных обязанностей. Международные служащие назначаются в соответствии с правилами, установленными международной организацией, пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми международной организацией в целях надлежащего беспрепятственного выполнения своих должностных функций, неподконтрольны государству, гражданами которого они являются.
      Ранее Экономический Суд СНГ в консультативном заключении № 01–1/4–03 от 17 февраля 2004 года по запросу Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ о толковании Соглашения от 25 апреля 2003 года указал, что для квалификации международного служащего в качестве должностного лица органа Содружества Соглашением установлены следующие критерии: назначение на должности соответствующим органом Содружества по представлению государства на квотной основе (статья 1); обладание определенным объемом привилегий и иммунитетов, включая юрисдикционный, таможенный и налоговый иммунитеты (статья 3); предоставление права на занятие прежних либо равнозначных должностей после прекращения работы в органах Содружества (статья 13). К сотрудникам органов Содружества относятся международные служащие, отвечающие следующим условиям: работа в качестве специалистов в органах Содружества на основе заключаемых трудовых договоров или контрактов (кроме административно-технического персонала) (статья 1); наличие определенного объема привилегий и иммунитетов (статья 4).
      Для выяснения вопроса о том, относятся ли заместители Председателя и начальники отделов Координационной службы к должностным лицам органов Содружества, Экономическим Судом СНГ проанализированы Соглашение от 9 октября 1992 года, Положение о Совете командующих, Положение о Координационной службе.
      Часть третья статьи 1 Соглашения от 9 октября 1992 года устанавливает, что «Порядок комплектования штата сотрудников Координационной службы утверждается Советом командующих Пограничными войсками». В соответствии со статьей 2 указанного Соглашения Координационная служба комплектуется военнослужащими и гражданским персоналом государств-участников СНГ. Военнослужащие назначаются на штатные должности в Координационную службу по представлению направляющих министерств (ведомств) государств с оставлением в кадрах направляющих министерств (ведомств). Согласно пункту 3.1 Положения о Совете командующих данный орган определяет принципы и нормы представительства пограничных ведомств государств-участников Содружества в Координационной службе, а также рассматривает и утверждает кандидатов на должности заместителя Председателя, начальников служб и самостоятельных отделов Координационной службы. На основании пункта 3.2 Положения о Координационной службе Председатель Координационной службы представляет Совету командующих кандидатов для утверждения на руководящие должности Координационной службы. На другие должности Координационной службы военнослужащие назначаются приказом Председателя Координационной службы по представлению направляющих министерств (ведомств) государств с оставлением в кадрах этих органов. В соответствии с пунктом 5.11 Положения о Совете командующих по окончании службы в органе Совета командующих военнослужащие откомандировываются в министерства (ведомства) направляющего государства.
      Согласно информации, поступившей от пограничных ведомств Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, сроки прохождения службы военнослужащих в рабочем органе Совета командующих, а также квоты на занятие штатных должностей не определены: военнослужащие направляются приказами пограничных ведомств с оставлением в кадрах указанных ведомств. На период прикомандирования (направления) в Координационную службу за военнослужащими, назначенными на штатные должности, сохраняются права, льготы, гарантии и компенсации, установленные для них национальным законодательством направляющего государства.
      Экономический Суд СНГ в связи с изложенным отмечает, что нормы представительства пограничных ведомств государств-участников СНГ в Координационной службе, существующий на данный момент порядок комплектования штата сотрудников, назначения на штатные должности не соответствуют условиям назначения должностных лиц, предусмотренным статьей 1 Соглашения от 25 апреля 2003 года, в части закрепления квот на должности. В нормативных актах, регламентирующих деятельность данного органа, отсутствуют положения о том, что заместители Председателя и начальники отделов Координационной службы обладают определенным иммунитетом. Несмотря на то, что лица, проходящие службу в Координационной службе, в соответствии с частью первой статьи 5 Соглашения от 9 октября 1992 года именуются должностными лицами и сотрудниками и приравнены к международным служащим, их правовой статус не в полной мере соответствует критериям отнесения к должностным лицам органов СНГ, установленным Соглашением от 25 апреля 2003 года.
      Заместители Председателя и начальники отделов Координационной службы могут быть отнесены к должностным лицам и сотрудникам органов Содружества путем приведения нормативных актов, регламентирующих деятельность этого органа, в соответствие с нормами Соглашения от 25 апреля 2003 года в части, касающейся правового статуса названных лиц.
      На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде СНГ и пунктами 143, 148 Регламента Экономического Суда СНГ, Экономический Суд Содружества Независимых Государств

       РЕШИЛ:

      Дать по запросу Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками следующее толкование статьи 2 и части первой статьи 5 Соглашения о постоянном рабочем органе Совета командующих Пограничными войсками от 9 октября 1992 года (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 2006 года), статьи 1 и части первой статьи 2 Соглашения о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств от 25 апреля 2003 года.
      1. Заместители Председателя и начальники отделов Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками не могут быть отнесены к категории должностных лиц органов Содружества в силу несоответствия их правового положения критериям, установленным Соглашением о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств от 25 апреля 2003 года в части порядка назначения на должности согласно квотам.
      2. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит.
      3. Копию решения направить в Координационную службу Совета командующих Пограничными войсками, Совет командующих Пограничными войсками и для сведения – в правительства государств-участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ.
      4. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

       Председатель                       Ф. Абдуллоев

       Верно:

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.