Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
с участием Генерального советника Экономического Суда СНГ Чаушник В.Н., представителя Правительства Республики Таджикистан Сафарова С.С.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Правительства Республики Таджикистан о толковании,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Республики Таджикистан обратилось в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании статьи 5 и части первой статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года, Соглашение).
Основанием для запроса послужило заявление гражданина Юнусова Б.В., в котором он просит рассмотреть вопрос о продолжении выплаты назначенной ему в Республике Таджикистан пенсии за особые заслуги перед Республикой Таджикистан в случае его переезда на постоянное место жительства в Республику Казахстан.
В связи с этим Правительство Республики Таджикистан просит разъяснить:
имеет ли пенсионер право на продолжение выплаты пенсии за особые заслуги перед государством при переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения от 13 марта 1992 года.
Заслушав судью-докладчика Жолдыбаева С.Ж., представителя Правительства Республики Таджикистан Сафарова С.С., обсудив заключение Генерального советника Экономического Суда СНГ Чаушник В.Н., изучив и проанализировав нормы Соглашения от 13 марта 1992 года, законодательство государств-участников в области пенсионного обеспечения и другие имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
Соглашение от 13 марта 1992 года вступило в силу с момента его подписания Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной. При подписании Соглашения Республика Молдова указала, что "эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".
Толкование применения статьи 5 и части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года необходимо осуществлять, руководствуясь статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, а именно: добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.
Экономический Суд СНГ основывается на принятых им ранее судебных актах, касающихся вопросов пенсионного обеспечения граждан: решении от 26 марта 2008 года № 01-1/2-07 и консультативном заключении от 28 сентября 2009 года № 01-1/1-09.
Целью Соглашения от 13 марта 1992 года, как следует из его названия и преамбулы, является защита прав граждан в области пенсионного обеспечения, а также выполнение имеющихся у государств-участников обязательств в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Сфера действия Соглашения от 13 марта 1992 года определена в статье 5: "Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения". Исключение предусмотрено статьей 2 Соглашения в отношении пенсионного обеспечения военнослужащих Вооруженных сил государств-участников Содружества.
Норма статьи 5 Соглашения позволяет распространить его действие на все виды пенсионного обеспечения граждан, установленные законодательством государств-участников как до, так и после вступления Соглашения в силу. Данный вывод содержится в консультативном заключении Экономического Суда СНГ от 28 сентября 2009 года № 01-1/1-09.
Экономический Суд СНГ в целях выяснения, является ли пенсия за особые заслуги перед государством видом пенсионного обеспечения, установленным законодательством государств-участников Соглашения, и распространяется ли Соглашение на такой вид пенсионного обеспечения, считает необходимым обратиться к законодательству государств-участников Соглашения.
В законодательстве Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Украины установлена пенсия за особые заслуги перед государством как вид пенсионного обеспечения. В специальных нормативных правовых актах названных государств содержится перечень категорий граждан, имеющих право на пенсию за особые заслуги перед государством, определены условия, порядок назначения и выплаты такой пенсии. Назначение пенсии за особые заслуги перед государством входит в компетенцию специально созданных органов.
В законодательстве Туркменистана предусмотрена государственная персональная пенсия гражданам Туркменистана, имеющим особые заслуги перед Туркменистаном.
Пенсионное законодательство Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Узбекистан не предусматривает назначение пенсии за особые заслуги перед государством. При этом следует отметить, что законодательство Российской Федерации устанавливает дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, а законодательство Республики Узбекистан в отношении лиц, имеющих особые заслуги перед Республикой Узбекистан, предусматривает надбавку к пенсии, которые не являются видами пенсионного обеспечения.
Таким образом, пенсия за особые заслуги перед государством, установленная законодательством государств-участников Соглашения, является видом пенсионного обеспечения и подпадает под действие данного Соглашения.
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Частью первой статьи 7 Соглашения установлено, что "при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера".
Ранее Экономический Суд СНГ, осуществляя толкование указанной нормы, в решении от 26 марта 2008 года № 01-1/2-07 определил, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому постоянному месту жительства; выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового постоянного места жительства.
Пенсия может быть отнесена к "пенсии того же вида", если законодательством государства нового постоянного места жительства пенсионера установлены такие же основания (условия) назначения данной пенсии (консультативное заключение Экономического Суда СНГ от 28 сентября 2009 года № 01-1/1-09).
Применительно к пенсии за особые заслуги перед государством Экономический Суд СНГ считает необходимым выяснить основания (условия) назначения такой пенсии, предусмотренные законодательством государств-участников Соглашения.
Анализ законодательства государств-участников, установивших данный вид пенсии, свидетельствует о том, что основанием (условием) для ее назначения является наличие у гражданина особых заслуг перед государством. В частности, правом на пенсию за особые заслуги перед конкретным государством обладают лица, удостоенные звания "Герой Беларуси", высшей степени отличия "Кыргыз Республикасынын Баатыры", лица, имеющие высокое звание "Кахрамони Точикистон", звание "Герой Украины", народные депутаты Украины и др. Кроме того, в этих государствах правом на пенсию за особые заслуги обладают лица, особые заслуги которых приходятся на период существования Союза ССР (лица, имеющие звание "Герой Советского Союза", "Герой Социалистического Труда", почетные звания СССР (народный, заслуженный), награжденные орденом Славы трех степеней, орденом Трудовой Славы трех степеней, являющиеся лауреатами Государственной премии СССР).
В Республике Беларусь данный вид пенсии устанавливается лицам, имеющим право на назначение пенсии по возрасту, по инвалидности, а лицам, получающим пенсию за выслугу лет, - по достижении ими общеустановленного пенсионного возраста; в Украине - лицам, имеющим право на пенсию по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет; в Республике Таджикистан - по достижении 63 лет мужчинами и 58 лет женщинами или в других случаях, когда в соответствии с законодательством назначена пенсия. В Кыргызской Республике пенсия за особые заслуги исчисляется на общих основаниях с повышением ее размера в зависимости от степени заслуг в процентах к назначенной пенсии.
В Кыргызской Республике и Украине установлено также, что пенсия за особые заслуги перед государством назначается только гражданам данных государств.
В соответствии с законодательством государств-участников Соглашения, установивших пенсию за особые заслуги перед государством, право на такую пенсию у гражданина возникает при наличии всех условий, предусмотренных для данного вида пенсии. Отсутствие хотя бы одного из них (например, гражданства соответствующего государства) препятствует назначению такой пенсии в государстве нового постоянного места жительства, что подтверждается информацией, предоставленной компетентными органами этих государств.
Так, по сообщению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (письмо от 21 октября 2009 года № 06-10/1378), пенсионерам, переехавшим на постоянное жительство в Республику Беларусь, может быть назначена пенсия за особые заслуги перед республикой при соблюдении условий, предусмотренных Положением о пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 1993 года № 185.
По информации Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан (письмо от 15 октября 2009 года № 7.3/2890), гражданину другого государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года, переехавшему на постоянное место жительства в Республику Таджикистан, может быть назначена пенсия за особые заслуги перед государством, если гражданин относится к одной из категорий лиц, перечисленных в Правилах назначения и выплаты пенсий за особые заслуги перед Республикой Таджикистан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2007 года № 353.
Министерство труда и социальной политики Украины сообщило, что гражданин, переехавший из другого государства-участника Соглашения, получивший гражданство Украины и имеющий право на получение пенсии в соответствии с пенсионным законодательством Украины, будет иметь право на назначение пенсии за особые заслуги перед Украиной при наличии заслуг, предусмотренных статьей 1 Закона Украины от 1 июня 2000 года № 1767-III "О пенсиях за особые заслуги перед Украиной" (письмо от 14 января 2010 года № 183/0/14-10/039).
Таким образом, Экономический Суд СНГ, исходя из смысла части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года, приходит к следующим выводам.
Пенсия за особые заслуги перед государством может быть отнесена к "пенсии того же вида", если законодательством государства нового постоянного места жительства пенсионера установлены такие же основания (условия) назначения данной пенсии, как и в государстве прежнего места жительства (например, лицам, имеющим звание "Герой Советского Союза", "Герой Социалистического Труда" и др.).
Гражданин, получающий пенсию за особые заслуги перед государством, при переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения от 13 марта 1992 года имеет право на выплату такой пенсии государством нового места жительства, если законодательство этого государства предусматривает пенсию того же вида.
Выплата пенсии за особые заслуги перед государством продолжается государством прежнего места жительства, если законодательство государства нового места жительства не устанавливает такой вид пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 1271, 139, 143 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд Содружества Независимых Государств считает необходимым дать по запросу Правительства Республики Таджикистан следующее толкование применения статьи 5 и части первой статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
1. Пенсия за особые заслуги перед государством, установленная законодательством государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года, является видом пенсионного обеспечения и подпадает под действие данного Соглашения.
2. Гражданин, получающий пенсию за особые заслуги перед государством, при переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения от 13 марта 1992 года имеет право на выплату такой пенсии государством нового места жительства, если законодательство этого государства предусматривает пенсию того же вида.
Пенсия за особые заслуги перед государством может быть отнесена к "пенсии того же вида", если законодательством государства нового постоянного места жительства пенсионера установлены такие же основания (условия) назначения данной пенсии, как и в государстве прежнего места жительства.
Выплата пенсии за особые заслуги перед государством продолжается государством прежнего места жительства, если законодательство государства нового места жительства не устанавливает такой вид пенсии.
3. Копию консультативного заключения направить Правительству Республики Таджикистан, для сведения - правительствам государств-участников Содружества Независимых Государств и Исполнительному комитету Содружества Независимых Государств.
4. Консультативное заключение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Председатель Ф. Абдуллоев
В е р н о:
Начальник отдела
организационной работы и обеспечения Д. Апостол