Пленум Экономического Суда Содружества Независимых Государств в составе:
Председателя Пленума - Председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
членов Пленума - Алимбекова М.Т., Гоибназарова А.Г., Егорова А.П., Жолдыбаева С.Ж., Исайчева В.Н., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием:
Генерального советника Экономического Суда СНГ Верховодко И.И., специалиста Костюкевич В.Ф.,
эксперта Государственного учреждения "Центр судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции Республики Беларусь" Жмайлика В.М.,
представителей истца - Правительства Республики Казахстан: Султанова А.С., эксперта Юридического управления Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан; Иргалиева Р.И., начальника Управления по вопросам международного арбитража и претензионно-исковой работы Департамента международного права и защиты имущественных прав государства Министерства юстиции Республики Казахстан; Хамитовой Р.Е., начальника юридического управления АО "Мангистаумунайгаз",
представителей ответчика - Правительства Российской Федерации: Пличко А.И., заместителя начальника Правового управления - начальника отдела по защите прав государства как акционера, при оспаривании ненормативных актов и при проведении процедур банкротства Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации; Хлыстовой Е.А., главного специалиста - эксперта отдела по защите прав государства как акционера, при оспаривании ненормативных актов и при проведении процедур банкротства Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации,
рассмотрев дело по жалобе Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации на решение коллегии Экономического Суда СНГ от 18 апреля 2008 года № 01-1/3-06 по заявлению Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан, действующего от имени Правительства Республики Казахстан, к Правительству Российской Федерации с требованием обязать Правительство Российской Федерации признать право собственности Республики Казахстан на имущественный комплекс санатория "Узень", расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, г.Железноводск, пос.Иноземцево, хутор Р.Люксембург, на основании статьи 4 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года (далее - Соглашение от 9 октября 1992 года),
УСТАНОВИЛ:
Определением коллегии Экономического Суда СНГ от 16 ноября 2006 года № 01-1/3-06 принято к рассмотрению заявление Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан, действующего от имени Правительства Республики Казахстан, к Правительству Российской Федерации с требованием обязать Правительство Российской Федерации признать право собственности Республики Казахстан на имущественный комплекс санатория "Узень" в соответствии со статьей 4 Соглашения от 9 октября 1992 года.
Согласно части первой указанной статьи Соглашения от 9 октября 1992 года "Стороны взаимно признают, что находящиеся на их территории объекты (или соответствующие доли участия) социальной сферы - санатории, санатории-профилактории, дома и базы отдыха, пансионаты, гостиницы и кемпинги, туристические базы, детские оздоровительные учреждения, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканских бюджетов других Сторон, а также средств предприятий и организаций республиканского и бывшего союзного подчинения, расположенных на территориях других Сторон, являются собственностью этих Сторон или их юридических и физических лиц".
Решением коллегии Экономического Суда СНГ от 18 апреля 2008 года № 01-1/3-06 признан установленным факт финансирования строительства имущественного комплекса санатория "Узень" за счет собственных средств производственного объединения "Мангышлакнефть". На Правительство Российской Федерации возложена обязанность признать право собственности (долю участия) Республики Казахстан на имущественный комплекс санатория "Узень" в соответствии со статьей 4 Соглашения от 9 октября 1992 года. Правительству Российской Федерации рекомендовано урегулировать права на имущественный комплекс санатория "Узень" посредством заключения соглашения с Правительством Республики Казахстан.
Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом Российской Федерации на решение коллегии в сроки, установленные Регламентом Экономического Суда СНГ, подана жалоба, в которой ответчик просит отменить решение и констатировать отсутствие нарушений Российской Федерацией обязательств, установленных статьей 4 Соглашения от 9 октября 1992 года, по отношению к Республике Казахстан в части признания собственности казахстанской стороны на санаторий "Узень".
По мнению ответчика, Правительство Республики Казахстан является ненадлежащим истцом и поэтому не вправе обращаться в Экономический Суд СНГ. Представленные истцом документы являются частью перечня необходимых документов, установленного решением Экономического Суда СНГ от 5 апреля 2007 года о толковании части первой статьи 4 Соглашения от 9 октября 1992 года. Ответчик считает, что истцом не доказан факт финансирования строительства санатория "Узень".
Кроме того, в жалобе указано, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 17 Соглашения от 9 октября 1992 года, и вынесенное решение о возложении на Правительство Российской Федерации обязанности признать право собственности (долю участия) Республики Казахстан на имущественный комплекс санатория "Узень" не входит в компетенцию коллегии Экономического Суда СНГ. Ответчиком направлено Дополнительное обоснование жалобы на решение коллегии Экономического Суда СНГ, в котором он подтверждает ранее изложенные доводы и просит отменить решение коллегии Экономического Суда СНГ.
Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан в отзыве на жалобу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации просит оставить решение коллегии Экономического Суда СНГ без изменения, жалобу - без удовлетворения. По мнению истца, доводы ответчика необоснованны, коллегией Экономического Суда СНГ полно, всесторонне и объективно исследованы материалы дела и им дана надлежащая правовая оценка.
Постановлением Пленума Экономического Суда СНГ от 12 марта 2009 года № 01-1/3-06/1 Пл рассмотрение жалобы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации на решение коллегии Экономического Суда СНГ от 18 апреля 2008 года по делу № 01-1/3-06 отложено. Правительству Республики Казахстан и Правительству Российской Федерации рекомендовано урегулировать спор о праве собственности на имущественный комплекс санатория "Узень". Принято решение назначить дату заседания Пленума Экономического Суда СНГ по рассмотрению жалобы по истечении трехмесячного срока с момента принятия постановления Пленума.
В целях получения информации о мерах, принятых по урегулированию имущественного спора, Экономическим Судом СНГ сторонам по делу направлены письма (исх. № 01-1/3-06/213 и № 01-1/3-06/214 от 7 мая 2009 года, исх. № 01-7/230 и № 01-7/231 от 21 мая 2009 года, исх. № 01-1/3-06/351 и № 01-1/3-06/352 от 3 сентября 2009 года, исх. № 01-1/3-06/455 и № 01-1/3-06/456 от 22 октября 2009 года).
В ответ на обращения Экономического Суда СНГ казахстанской стороной представлены: письмо Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (исх. № КГИП-4/1186 от 3 апреля 2009 года); письмо Первого заместителя Премьер-министра Республики Казахстан У. Шукеева на имя Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. Шувалова (исх. № 12-39/2492,3569 от 21 апреля 2009 года); Протокол встречи сопредседателей Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 10 июня 2009 года.
В ответ на обращения Экономического Суда СНГ Министерство экономического развития Российской Федерации сообщило, что в Посольство Республики Казахстан направлена нота Министерства иностранных дел Российской Федерации с просьбой о подтверждении готовности казахстанской стороны к проведению переговоров в рамках российско-казахстанской рабочей группы для урегулирования имущественного спора в отношении санатория "Узень" (исх. № 8407/3денг от 23 июля 2009 года).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации подтвердило свою позицию, изложенную в ноте Министерства иностранных дел Российской Федерации от 23 июля 2009 года о готовности российской стороны к проведению переговоров с казахстанской стороной.
Премьер-министр Республики Казахстан К. Масимов письмом от 11 декабря 2009 года № 12-39/6487 проинформировал Экономический Суд СНГ о том, что российской стороной не были представлены ответы на обращение Правительства Республики Казахстан в течение указанного Экономическим Судом СНГ трехмесячного срока, и просил возобновить рассмотрение жалобы по существу.
Заслушав судью-докладчика Каменкову Л.Э., выступления представителей сторон - Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации, Генерального советника Экономического Суда СНГ Верховодко И.И., специалиста Костюкевич В.Ф., проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и в отзыве на жалобу, изучив имеющиеся в деле материалы, Пленум Экономического Суда СНГ пришел к следующим выводам.
Доводы ответчика о том, что Правительство Республики Казахстан является ненадлежащим истцом и не обладает правом обращения в Экономический Суд СНГ, являются необоснованными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. На день рассмотрения спора в коллегии Экономического Суда СНГ правомочия собственника санатория "Узень" осуществляло Государственное учреждение "Мангистауский территориальный комитет государственного имущества и приватизации". В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 238 Гражданского кодекса Республики Казахстан). Переход права собственности по договору купли-продажи от 30 июля 2004 года № 14, заключенному между Мангистауским территориальным комитетом государственного имущества и приватизации и товариществом с ограниченной ответственностью "Денсаулык", не был осуществлен в связи с тем, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю отказало ТОО "Денсаулык" в регистрации права собственности на указанный объект. Согласно пункту 5 Регламента Правительства Республики Казахстан, утвержденного Постановлением Правительства от 10 декабря 2002 года № 1300, представление и защита интересов Правительства в судах осуществляется по поручению Премьер-министра Республики Казахстан тем государственным органом, в чью компетенцию входят вопросы, ставшие предметом разбирательства. В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан в компетенцию указанного органа входит реализация прав собственника по отношению к республиканской собственности, из чего следует, что Правительство Республики Казахстан является надлежащим истцом и вправе обращаться в Экономический Суд СНГ.
Пленум Экономического Суда СНГ соглашается с выводами коллегии о том, что досудебная процедура урегулирования спора, предусмотренная статьей 17 Соглашения от 9 октября 1992 года, соблюдена.
Не могут быть приняты во внимание и доводы ответчика относительно предоставления истцом неполного перечня документов и типовых форм, на основе которых можно определить источник финансирования строительства.
В соответствии с пунктом 31 Регламента Экономического Суда СНГ "доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых коллегия Экономического Суда СНГ устанавливает наличие и отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного, всестороннего и объективного разрешения спора". Перечень документов, подтверждающих источники финансирования строительства объектов социальной сферы, установленный решением Экономического Суда СНГ от 5 апреля 2007 года № 01-1/4-06 по делу о толковании части первой статьи 4 Соглашения от 9 октября 1992 года, не является исчерпывающим. Порядок признания права собственности на объекты социальной сферы, перечень рассматриваемых при этом документов, в том числе подтверждающих источники финансирования строительства, государства-участники устанавливают в каждом конкретном случае по взаимной договоренности (пункт 3 решения Экономического Суда СНГ от 5 апреля 2007 года). Относительно документов, на основании которых может быть установлен источник финансирования, в обжалуемом решении определено, что "...коллегия Экономического Суда СНГ определила документы, допустимые в качестве доказательств, подтверждающих источники и порядок финансирования строительства спорного объекта…". Таким образом, факт финансирования может подтверждаться также иными доказательствами.
Пленум Экономического Суда СНГ считает доказанным факт частичного финансирования имущественного комплекса санатория "Узень" за счет собственных средств нефтегазодобывающим управлением "Узеннефть", что подтверждается материалами дела, выводами Генерального советника Экономического Суда СНГ Верховодко И.И., эксперта Жмайлика В.М. и специалиста Костюкевич В.Ф.
Согласно приведенному в решении коллегии Экономического Суда СНГ расчету сумм капитальных вложений из централизованных и нецентрализованных источников, вложенных в строительство и реконструкцию объектов имущественного комплекса санатория "Узень", произведенного экспертом, общая сумма выполненных капитальных вложений в новое строительство в 1969-1982 годах составила 2 126 280 рублей, в том числе из нецентрализованных источников - 1 031 980 рублей. В качестве нецентрализованных источников финансирования выступала прибыль предприятия за счет накапливаемых средств (фонд развития производства, науки и техники, фонд социального развития и другие целевые фонды, образуемые предприятием в установленном порядке).
Согласно заключению специалиста из общего объема финансирования (2 126 280 рублей) сумма нецентрализованных источников, вложенных в строительство санатория "Узень", составила 1 542 000 рублей. Источниками нецентрализованных капитальных вложений являлись средства фонда развития производства, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства нефтегазодобывающего управления "Узеннефть".
В своем заключении Генеральный советник Экономического Суда СНГ ссылается на факт существенного финансирования строительства спорного объекта.
С учетом изложенного Пленум Экономического Суда СНГ считает необходимым изменить формулировку пункта 1 резолютивной части решения коллегии Экономического Суда СНГ от 18 апреля 2008 года № 01-1/3-06 и изложить данный пункт в следующей редакции: "Признать установленным факт частичного финансирования строительства имущественного комплекса санатория "Узень" (Российская Федерация, Ставропольский край, г. Железноводск, пос. Иноземцево, хутор Р. Люксембург) за счет собственных средств производственного объединения "Мангышлакнефть", расположенного на территории Республики Казахстан".
Пленум Экономического Суда СНГ считает, что абзац первый пункта 2 решения коллегии Экономического Суда СНГ подлежит исключению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 6 июля 1992 года, компетенция Экономического Суда СНГ определяется межгосударственными соглашениями и данным Положением.
Согласно норме части первой пункта 4 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств по результатам рассмотрения спора Экономический Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий.
Пленум Экономического Суда СНГ считает необходимым согласиться с выводом коллегии Экономического Суда СНГ, содержащимся в абзаце втором пункта 2 резолютивной части решения от 18 апреля 2008 года, согласно которому Правительству Российской Федерации рекомендовано урегулировать права на имущественный комплекс санатория "Узень" посредством заключения соглашения с Правительством Республики Казахстан. Однако рекомендацию необходимо отнести к обеим сторонам спора. С учетом исключения абзаца первого пункта 2 решения и изменения формулировки абзаца второго Пленум Экономического Суда СНГ приходит к выводу о том, что пункт 2 резолютивной части решения от 18 апреля 2008 года необходимо изложить в следующей редакции: "Рекомендовать Правительству Российской Федерации и Правительству Республики Казахстан урегулировать права на имущественный комплекс санатория "Узень" посредством заключения двустороннего соглашения".
Таким образом, решение коллегии Экономического Суда СНГ от 18 апреля 2008 года № 01-1/3-06 подлежит изменению.
Руководствуясь пунктом 10 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, пунктами 30, 156, 157 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Пленум Экономического Суда Содружества Независимых Государств
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение коллегии Экономического Суда СНГ от 18 апреля 2008 года № 01-1/3-06 изменить.
Пункт 1 решения изложить в следующей редакции:
"Признать установленным факт частичного финансирования строительства имущественного комплекса санатория "Узень" (Российская Федерация, Ставропольский край, г. Железноводск, пос. Иноземцево, хутор Р. Люксембург) за счет собственных средств производственного объединения "Мангышлакнефть", расположенного на территории Республики Казахстан".
Пункт 2 решения изложить в следующей редакции:
"Рекомендовать Правительству Российской Федерации и Правительству Республики Казахстан урегулировать права на имущественный комплекс санатория "Узень" посредством заключения двустороннего соглашения".
2. В остальной части решение коллегии Экономического Суда СНГ от 18 апреля 2008 года № 01-1/3-06 оставить без изменения.
3. Постановление Пленума Экономического Суда СНГ вступает в силу немедленно после его принятия и обжалованию не подлежит.
Председатель Пленума -
Председатель Экономического Суда
Содружества Независимых Государств Ф. Абдуллоев
Секретарь Пленума -
судья Экономического Суда
Содружества Независимых Государств Л.Э. Каменкова
Руководитель Секретариата Председателя
Экономического Суда СНГ Г.В. Симонян
29 июня 2010 года