Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (Высший орган Таможенного союза) на уровне глав правительств решил:
1. Принять к сведению Доклад Ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС о функционировании единой таможенной территории и механизмов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (прилагается).
2. Просить правительства Сторон:
- обеспечить до 1 января 2011 г. приведение национального законодательства, в том числе уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях, в соответствие с законодательством Таможенного союза;
- обеспечить прекращение к 1 января 2011 г. действия двусторонних соглашений о принципах взимания косвенных налогов;
- обеспечить в кратчайшие сроки полноценный информационный обмен между Сторонами по вопросам транспортного контроля и завершить перенос данного вида контроля на таможенную границу Таможенного союза в соответствии с Этапами и сроками формирования единой таможенной территории Таможенного союза.
Члены Межгосударственного Совета:
От |
От |
От |
Приложение
к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС
(Высшего органа Таможенного союза)
на уровне глав правительств
от 19 ноября 2010 г. № 57
О функционировании единой таможенной территории и механизмов
Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС
Работа по созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС ведется в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 6 октября 2007 г. № 1 и Этапами и сроками формирования единой таможенной территории Таможенного союза, установленными Решением № 9 Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств 9 июня 2009 г. Этим решением было установлено три этапа формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее – Таможенный союз): предварительный – до 1 января 2010 г., первый – с 1 января 2010 г. до 1 июля 2010 г. и второй – с 1 июля 2010 г. до 1 июля 2011 г.
К настоящему времени реализованы мероприятия по созданию договорно-правовой базы (далее – ДПБ) Таможенного союза, формированию Единого таможенного тарифа, институциональной структуры Таможенного союза, унификации таможенного законодательства. В соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза продолжается работа по реализации положений международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, унификации торговых режимов. Ведется работа по поэтапному переносу согласованных видов государственного контроля на таможенную границу Таможенного союза.
Завершена разработка нормативно-правовой базы Таможенного союза, предусмотренная подготовительным и первым этапом формирования единой таможенной территории (далее – ЕТТ). Из 51 международного договора, входящего в основной Перечень международных договоров ДПБ Таможенного союза, вступили в силу и применяются 40, временно применяется Соглашение о Секретариате Комиссии Таможенного союза от 12 декабря 2008 г. (вопрос о вступлении Соглашения в силу внесен в повестку дня 12-го заседания Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств на 19 ноября 2010 г.). Соглашение о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 12 декабря 2008 г. будет вводится в действие в рамках ЕврАзЭС. Не применяются 10 международных договоров, из которых 8 утратили актуальность в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС).
Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г. планируется заменить Соглашением об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза и двусторонними соглашениями по вывозу нефти и нефтепродуктов, проекты которых дорабатываются и планируются к подписанию в пакете с международными договорами, предусмотренными Планом действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденным решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 19 декабря 2009 г. № 35. После ратификации этого пакета соглашений, согласно статьи 5 Протокола об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза от 5 июля 2010 г., экспортные пошлины во взаимной торговле государств-членов Таможенного союза применяться не будут.
В соответствии с Этапами и сроками формирования единой таможенной территории Таможенного союза в настоящее время Комиссия Таможенного союза (далее – Комиссия) наделена функциями таможенного, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, применения защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также обеспечения технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер на единой таможенной территории Таможенного союза. Ниже излагаются основные результаты деятельности Комиссии по осуществлению этих функций в рамках формирования единой таможенной территории и создания механизмов Таможенного союза.
Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли осуществляется Комиссией с января 2010 г. в соответствии с решениями Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 18 и № 19. К настоящему времени Комиссией было принято более 20 решений в сфере нетарифного и более 30 – таможенно-тарифного регулирования. В целях предварительного рассмотрения предложений Сторон по введению мер, затрагивающих внешнюю торговлю, создан Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, в который входят представители исполнительных органов власти государств - членов Таможенного союза.
Полномочия по применению защитных мер во внешней торговле Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств 21 мая 2010 г. № 37 переданы Комиссии с июля т.г. согласно Соглашению о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г. В соответствии с этим решением на переходный период уполномоченным органам Сторон было поручено выполнение процедурных действий по рассмотрению заявлений, началу, проведению и завершению расследований. Комиссией утвержден Временный регламент проведения расследований, подготовлен проект Протокола о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих, в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам. Кроме того, разработан проект Соглашения о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода, принятие которого позволит решить задачи унификации специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, принятых на национальном уровне в государствах – членах Таможенного союза.
В целях обеспечения соответствия отдельных положений Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г. нормам ВТО экспертами Сторон совместно с единой переговорной делегацией Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по присоединению к ВТО разработан проект Протокола о внесении изменений в это Соглашение.
Функции таможенного регулировании Комиссия осуществляет с июля т.г. в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 17 о вступлении в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза. Во исполнение Плана мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17, подготовлено 20 проектов международных договоров, 16 из которых приняты и применяются. Соглашение о порядке перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом, Соглашение об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. на таможенной территории Таможенного союза находятся в стадии доработки. Соглашение об особенностях перемещения товаров и транспортных средств с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории Таможенного союза, а также с остальной части таможенной территории Таможенного союза на территорию Калининградской области Российской Федерации проходит внутригосударственные процедуры, необходимые для его подписания в рабочем порядке.
Подготовлены и одобрены 75 нормативных документов, которые отнесены к компетенции Комиссии. В том числе решениями Комиссии утверждены: формы таможенных документов и инструкции по их заполнению; регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; порядок совершения таможенных операций по товарам для личного пользования физических лиц; перечни товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин; документы по декларированию и классификации товаров, таможенной стоимости; формы, реестры, порядки и другие документы по таможенному администрированию.
В целях единообразного обеспечения форм и методов таможенного администрирования на единой таможенной территории Таможенного союза разработаны проекты международных договоров: Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств – членов Таможенного союза и Договор об Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза.
Функции санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, а также технического регулирования с 1 июля 2010 г. осуществляются Комиссией в соответствии с Соглашениями Таможенного союза, предусматривающими проведение единой политики на основе унифицированных санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм. Комиссией в рамках предоставленных ей полномочий приняты соответствующие нормативные акты по установлению и применению единых санитарно-эпидемиологических, гигиенических, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных требований к товарам, а также единого порядка ввоза из третьих стран товаров, подлежащих санитарному, ветеринарному и фитосанитарному контролю. На товары, прошедшие на таможенной территории Таможенного союза любой из указанных видов контроля, оформляются разрешительные документы по единой форме, которые признаются в каждой из Сторон.
Вместе с тем указанные виды контроля еще не упразднены на казахстанско-российском участке таможенной границы Таможенного союза. Согласно одобренным главами правительств Сторон Этапам и срокам формирования единой таможенной территории Таможенного союза, Республика Казахстан и Российская Федерация должны быть готовы к их отмене к 1 июля 2011 г.
Ведется работа по унификации норм технического регулирования. Продукция, в отношении которой технические требования, формы и схемы подтверждения соответствия, применяемые при этом методы исследований (испытаний) и измерений продукции у Сторон совпадают, включена в Единый перечень продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов. Она допускается к обращению на единой таможенной территории после прохождения установленных процедур подтверждения соответствия на территории любого из государств – членов Таможенного союза. При этом пока остаются в силе и установленные национальными законодательствами перечни продукции, подлежащей обязательной оценке (соответствию) требованиям безопасности.
Имеющиеся различия в законодательствах государств – членов Таможенного союза в сфере технического регулирования (технические требования, формы и схемы подтверждения соответствия, применяемые при этом методы исследований (испытаний) и измерений продукции) могут быть устранены только путем принятия единых технических регламентов Таможенного союза. В этих целях подготовлено к подписанию Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. После принятия этого Соглашения Комиссией будут утверждены План разработки технических регламентов Таможенного союза и Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза. В соответствии с этими документами разработчиком проекта технического регламента Таможенного союза является уполномоченный национальный орган одной из Сторон.
При Комиссии создан Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, который является координационным органом, обеспечивающим принятие согласованных решений уполномоченных органов исполнительной власти государств – членов Таможенного союза в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Основными задачами Комитета являются рассмотрение вопросов, связанных с оценкой состояния и путей совершенствования технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза. В функции Комитета входит подготовка рекомендаций и проектов решений Комиссии по вопросам введения, применения, изменения или прекращения действия мер технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
В июне т.г. утвержден План мероприятий по взаимному признанию регистрационных удостоверений на лекарственные средства производителей государств – членов Таможенного союза, произведенные в условиях надлежащей производственной практики (GMP). Требуется активизировать работу в этом направлении.
В целях обеспечения единства правоприменительной практики ведется работа по разработке Единых принципов гармонизации законодательств государств – членов Таможенного союза в части видов правонарушений и установления ответственности за нарушение требований законодательства Таможенного союза и законодательства Сторон в сфере технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
В соответствии с Решением Комиссии от 20 сентября 2010 г. № 406 разрабатывается проект Стратегии развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер таможенного союза на 2011-2015 годы. Этот документ должен определить перспективные цели и задачи в обеспечении дальнейшей либерализации движения товаров на единой таможенной территории Таможенного союза и создании условий для развития торговли с третьими странами при повышении безопасности взаимопоставляемой и импортируемой продукции.
Перенос согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу проводится в соответствии с Этапами и сроками формирования единой таможенной территории Таможенного союза. Выполняются меры по переносу таможенного и транспортного контроля, ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора).
Согласно Решению Комиссии от 17 августа 2010 г. № 335 обращение грузов во взаимной торговле государств-членов Таможенного союза осуществляется на основе стандартных коммерческих и товарно- транспортных документов. Вместе с тем в соответствии с Протоколом от июля 2010 г. Об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза на втором этапе ее формирования временно сохраняется необходимость таможенного декларирования и контроля по ограниченной группе товаров на границах между государствами-членами Таможенного союза.
В целях обеспечения исполнения таможенного законодательства Таможенного союза Комиссией проводится постоянный мониторинг ситуации, складывающийся с прохождением товаров и транспортных средств через белорусско-российскую и казахстанско-российскую границы. По результатам выездов на пункты приема уведомлений (на белорусско-российской границе) и пункты пропуска (на казахстанско-российской границе) можно констатировать соблюдение органами таможенного контроля норм Таможенного законодательства Таможенного союза. Произошедшее упрощение таможенных формальностей способствует увеличению товарооборота между государствами, что позитивно воспринимается гражданами и деловыми кругами.
Вместе с тем, в посещенных пунктах пропуска на казахстанско-российской границе наблюдалось усиление пограничного контроля в отношении транспортных средств, которые досматриваются с применением специальных и технических средств, а также служебно-розыскных собак. Вследствие этого время стоянки пассажирских поездов в целях пограничного контроля не сократилось. Граждане и участники внешнеторговой деятельности государств – членов Таможенного союза высказывают замечания об ухудшении условий прохождения границы. В этой связи российской и казахстанской Сторонам предложено провести консультации по упрощению порядка проведения пограничного контроля с целью улучшения условий функционирования единой таможенной территории Таможенного союза.
Согласно поручению Комиссии межгосударственная рабочая группа, сформированная Росграницей из числа представителей заинтересованных министерств и ведомств, посетила 25 казахстанских пунктов пропуска, расположенных на внешней границе Таможенного союза, с целью оценки их фактического состояния, технического оснащения и обустройства, технических и технологических возможностей, аппаратного и программного обеспечения, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля. По результатам мониторинга сделан вывод о соответствии данных пунктов пропуска требованиям законодательства Республики Казахстан. Вместе с тем отмечено, что правила контроля в пунктах пропуска и требования к их обустройству в Российской Федерации и Республике Казахстан не совпадают. Представляется целесообразным проведение унификации национальных законодательств в части правового регулирования режима внешней границы государств – членов Таможенного союза. В том числе необходимо утвердить Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу на внешней границе государств-членов Таможенного союза, направленного на сближение законодательства в части регламентации вопросов обустройства и функционирования системы пунктов пропуска на внешней границе государств-членов Таможенного союза.
Дальнейшую модернизацию и обустройство пунктов пропуска по внешнему периметру Таможенного союза целесообразно проводить в рамках реализации межгосударственной целевой программы «Укрепление и обустройство внешних границ государств – членов ЕврАзЭС».
Проводится работа по упрощению транспортного контроля. 5 октября 2010 г. подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза. Ведется подготовка проекта Соглашения между государствами – членами Таможенного союза об осуществлении транспортного контроля на внешней границе Таможенного союза.
Унификация норм экспортного контроля на единой таможенной территории Таможенного союза ведется в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 5 июля 2010 г. № 52, которым определен перечень нормативных правовых актов, требующих разработки. Решением Комиссии от 17 августа 2010 г. № 356 утвержден План мероприятий по обеспечению экспортного контроля государств – членов Таможенного союза, предусматривающий разработку нормативных правовых актов в отношении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, проведение мер по обеспечению признания государствами – членами Таможенного союза лицензий (разрешений) на ввоз и (или) вывоз товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, выданных уполномоченными органами государств – членов Таможенного союза.
Взимание косвенных налогов во взаимной торговле с июля т.г. в связи с переносом таможенного контроля на внешнюю границу единой таможенной территории возложено на налоговые органы. В этих целях между налоговыми органами государств-членов Таможенного союза отработан и согласован формат электронного взаимодействия, осуществляется регулярный информационный обмен сведениями из Заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налогоплательщиками.
Решением Межгоссовета от 21 мая 2010 г. № 36 Сторонам поручено принять меры, направленные на прекращение действия двусторонних международных договоров по взиманию косвенных налогов. С 1 июля 2010 г. нормы указанных двусторонних документов применяются только в той мере, в какой их положения совместимы с положениями трехстороннего Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г. Вместе с тем, Сторонами формально не прекращены действия двусторонних международных договоров по взиманию косвенных налогов. Параллельное действие нескольких идентичных международных налоговых договоров, регулирующих одну и ту же сферу налоговых взаимоотношений, приводит к неоднозначному юридическому толкованию норм и положений договоров. В этой связи Правительствам Сторон предлагается завершить к 1 января 2011 г. прекращение действия международных договоров, определенных решением Межгоссовета от 21 мая 2010 г. № 36.
Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) с 1 сентября 2010 г. осуществляется в соответствии с Соглашением Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа той Стороны, в которой они подлежат к уплате в соответствии таможенным законодательством Таможенного союза, и распределяются в бюджеты Сторон согласно установленным нормативам распределения.
По предварительным итогам распределения ввозных таможенных пошлин в сентябре 2010 г., в бюджеты государств – членов Таможенного союза поступили следующие суммы в долларовом эквиваленте, рассчитанном из среднего номинального курса доллара США по отношению к национальным валютам Сторон:
Республика Беларусь – 109,39 млн. долларов США;
Республика Казахстан – 170,89 млн. долларов США;
Российская Федерация – 2047,51 млн. долларов США.
Согласно данным, поступившим от Республики Казахстан и Российской Федерации, объемы импортных пошлин по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились в 4,2 раза и в 1,57 раза соответственно.
Работа по унификации режима торговли товарами государств – членов Таможенного союза с третьими странами ведется единой переговорной делегацией Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по присоединению к ВТО (далее - ЕПД) в соответствии с Решением Комиссии от 11 декабря 2009 г. № 144 и утвержденной концепцией. В ходе проведенных консультаций были достигнуты предварительные договоренности о перечне товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли с Азербайджаном, Арменией, Молдовой, Сербией и Черногорией.
В соответствии с поручением Комиссии от 14 октября 2010 г. переговоры по унификации режимов торговли стран – членов Таможенного союза со странами СНГ, являющимися участниками переговоров по новому Договору о зоне свободной торговли в СНГ, будут продолжены ЕПД в рамках переговоров по данному Договору.
В настоящее время ЕПД продолжает работу по вопросу унификации торговых режимов государств – членов Таможенного союза с Сербией и Черногорией. Стороны согласовали с указанными торговыми партнерами перечни товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли при импорте на единую таможенную территорию Таможенного союза, предварительно согласованы правила происхождения товаров
7 октября 2010 г. в рамках визита Президента Республики Сербия Б.Тадича в г. Астана состоялось подписание Соглашения о свободной торговле между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Сербия, предусматривающее правила определения страны происхождения товаров, согласованные с российской и белорусской Сторонами 16 сентября 2010 г.
Государствами – членами Таможенного союза проводятся консультации в отношении целесообразности заключения соглашений о свободной торговле с Черногорией, Сирией, Египтом, Новой Зеландией, Вьетнамом и государствами – членами ЕАСТ.
Переговоры о присоединении государств-членов Таможенного союза к ВТО ведутся ЕПД в соответствии с Решением Комиссии от 25 сентября 2009 г. № 90. Этим же Решением Комиссии были утверждены директивы ЕПД на проведение переговоров. Во исполнение указанного Решения Комиссии ЕПД представила в ВТО меморандум о Таможенном союзе, включающий описание системы соглашений Таможенного союза и их правоприменения. Проведены двусторонние и многосторонние встречи с заинтересованными странами-членами ВТО по вопросам дальнейшего присоединения к ВТО. Обязательства Республики Беларусь и Республики Казахстан по вопросам, входящим полностью или частично в компетенцию Таможенного союза, должны быть максимально гармонизированы по смыслу и возможным интерпретациям с обязательствами, согласованными Российской Федерацией в ВТО. При этом согласовываться должны верхние и нижние пределы тарифных обязательств.
К настоящему времени переговоры по тарифным обязательством завершены только Российской Федерацией. Казахстану требуется достичь гармонизации своих тарифных обязательств по примерно 3000 тарифным позициям. Для этого Российской Федерации и Республике Казахстан необходимо не позднее начала следующего года начать переговоры по повышению уровня ставок обязательств Республики Казахстан по указанным позициям до российского уровня. К результатам этих переговоров без дополнительных условий со стороны ВТО могла бы присоединиться Республика Беларусь.
В целях исполнения п. 7.3 Плана действий по формированию Таможенного союза ведется работа по приведению национальных правовых актов, регулирующих ограничительные меры экономического характера во взаимной торговле Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в соответствие с законодательством Таможенного союза. С целью обеспечения свободного перемещения товаров на едином рынке Таможенного союза путем установления правил прямого действия в отношении ввоза товаров с территории государств – членов Таможенного союза, а также оборота товаров (продажа, покупка, транспортировка, хранение и т.д.), находящихся в свободном обращении на территории государств-членов Таможенного союза, разработан проект Соглашения о свободном движении товаров на общем рынке Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В настоящее время ведется работа по его согласованию.
Вместе с тем ряд действующих в настоящее время ограничительных мер в сферах, связанных с правилами конкуренции, госзакупками, субсидированием и предоставлением иных мер государственной поддержки, выходит за пределы сферы регулирования Таможенного союза. Они могут быть отменены после ратификации пакета соглашений по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, подписание которого запланировано на декабрь 2010 г.
Ведение статистики внешней и взаимной торговли существляется Комиссией в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. № 40. С 1 июля т.г. вступили в силу Протокол о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза и Протокол о статусе Центра таможенной статистики Комиссии. Решениями Комиссии одобрена Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза, приняты Технические условия передачи данных названной статистики и утверждена Программа статистических работ Центра таможенной статистики Комиссии на 2011 г. Разработаны Технические условия на создание программно-технического комплекса Секретариата Комиссии по обработке всех видов статистики. Решениями Комиссии принят комплект унифицированных классификаторов, применяемых для заполнения таможенных деклараций и одобрены структуры и форматы электронных копий таможенных деклараций, деклараций таможенной стоимости и корректировки таможенной стоимости.
Остаются нерешенными вопросы финансирования создания программно-технического комплекса Центра таможенной статистики Комиссии. В Российской Федерации до настоящего времени, не определен уполномоченный орган по представлению в Секретариат Комиссии статистики взаимной торговли.
Работа по информатизации реализации функций таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Таможенного союза, ветеринарного и фитосанитарного контроля, а также ведения таможенной статистики внешней и статистики взаимной торговли должна осуществляться в рамках создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее – ИИСВВТ), Концепция которой была одобрена Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 22. Во исполнение названного решения приняты Соглашение о создании, функционировании и развитии ИИСВВТ и Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза. Разработано технико-экономическое обоснование создания ИИСВВТ.
Для практической реализации Соглашения о создании, функционировании и развитии ИИСВВТ необходимо утвердить решениями Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств Концепцию создания ИИСВВТ, Положение о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии, а также План первоочередных мер по созданию ИИСВВТ, проекты которых подготовлены Секретариатом Комиссии. Следует также определить уполномоченные органы Сторон по созданию национальных сегментов ИИСВВТ и разработать соответствующие план-графики создания и введения в действие национальных сегментов ИИСВВТ. Кроме того, необходимо решить вопрос о проведении технического проектирования ИИСВВТ, финансировании и организации разработки интеграционного о сегмента ИИСВВТ, а правительствам Сторон обеспечить разработку ее национальных сегментов.
Важной подсистемой интеграционного сегмента ИИСВВТ является создание единой базы данных выданных лицензий и разрешений в сфере внешней торговли Таможенного союза. Разработано технико-экономическое обоснование «На разработку и внедрение программного продукта, обеспечивающего ведение единой базы данных выданных лицензий и разрешений в сфере внешней торговли товарами и предоставление информации на официальном сайте Комиссии Таможенного союза» в рамках интеграционного сегмента ИИСВВТ. Реализация данной базы данных входит в План первоочередных мер по созданию ИИСВВТ. Однако вопросы финансирования разработки указанной базы данных к настоящему времени не решены.
В целях создания судебного механизма разрешения споров в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза Межгоссоветом ЕврАзЭС 5 июля 2010 г. Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (Решение № 502) была принята новая редакция Статута Суда ЕврАзЭС, компетенция которого расширяется в части рассмотрения дел в рамках Таможенного союза в связи с принятым Протоколом о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 г. В соответствии с данным Протоколом подготовлен проект Договора о порядке обращения в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним, который планируется внести на рассмотрение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств.
В настоящее время в целях рассмотрения заявлений юридических и физических лиц по вопросам соответствия решений Комиссии, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе Таможенного союза в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 16 формируется Экспертный совет. Его состав планируется утвердить на предстоящем заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств.