Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (Высший орган Таможенного союза) на уровне глав правительств решил:
1. Принять к сведению прилагаемые:
- Доклад белорусской Стороны о формировании и организации деятельности Суда Евразийского экономического сообщества;
- проект Плана основных мероприятий по формированию Суда Евразийского экономического сообщества.
2. Сторонам в срок до 15 мая 2011 года определить кандидатуры для назначения на должности судей Суда ЕврАзЭС и проработать организационно-финансовые вопросы их деятельности.
3. Просить Правительство Республики Беларусь внести в Интеграционный Комитет Евразийского экономического сообщества материалы, необходимые для принятия в рабочем порядке решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) о формировании и организации деятельности Суда Евразийского экономического сообщества.
Члены Межгосударственного Совета:
От |
От |
От |
ДОКЛАД о формировании и организации деятельности Суда
Евразийского экономического сообщества
ЕврАзЭС является активно развивающейся международной организацией, потенциал которой создает реальные возможности для укрепления взаимовыгодных торгово-экономических связей, повышения эффективности национальных экономик и их устойчивого развития.
Динамичное развитие ЕврАзЭС, а также Таможенного союза и Единого экономического пространства в его рамках, диктует необходимость развития правовых инструментов и механизмов разрешения споров, которые могут возникать при активизации внешнеэкономической деятельности.
В целях рассмотрения споров экономического характера и обеспечения единообразного применения государствами-членами ЕврАзЭС международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза, а также решений, принимаемых органами ЕврАзЭС и Таможенного союза, создан Суд ЕврАзЭС.
В настоящее время функции Суда ЕврАзЭС выполняет Экономический Суд СНГ на основании Соглашения между ЕврАзЭС и СНГ о выполнении Экономическим Судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС от 3 марта 2004 г. (с учетом изменений и дополнений от 17 января 2011 г.).
Такое положение дел не отвечает сегодняшним реалиям, в том числе интенсивному развитию процессов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Очевидной в такой ситуации является необходимость создания Суда ЕврАзЭС как отдельного самостоятельного судебного органа.
Правовую основу деятельности Суда ЕврАзЭС составляют Договор об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., Статут Суда ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. (далее – Статут), Договор об обращении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 г. (далее – Договор об обращении хозяйствующих субъектов).
Наряду с рассмотрением споров экономического характера, возникающих при применении международных договоров в рамках ЕврАзЭС и решений органов ЕврАзЭС, Суд ЕврАзЭС обладает компетенцией после объединения таможенных территорий разрешать споры в рамках Таможенного союза.
Суд ЕврАзЭС осуществляет толкование положений международных договоров, а также решений органов ЕврАзЭС и Таможенного союза.
В Суд ЕврАзЭС для рассмотрения спора могут обратиться:
- государства-члены ЕврАзЭС и Таможенного союза;
- органы ЕврАзЭС и Таможенного союза;
- хозяйствующие субъекты государств-членов Таможенного союза и третьих стран (только по делам об оспаривании действий (бездействий) и решений Комиссии таможенного союза).
Предусмотрена также процедура дачи Судом ЕврАзЭС консультативных заключений по вопросам применения международных договоров и решений органов ЕврАзЭС и Таможенного союза по запросам государств-членов ЕврАзЭС и Таможенного союза, органов ЕврАзЭС и Таможенного союза, а также высших органов судебной власти государств-членов ЕврАзЭС. В отличие от консультативных заключений, которые носят рекомендательный характер, решения Суда ЕврАзЭС обязательны для государств-членов ЕврАзЭС, Таможенного союза, а также органов ЕврАзЭС и Таможенного союза.
Решения, вынесенные по спорам в рамках Таможенного союза с участием хозяйствующих субъектов Коллегией Суда, до вступления в силу могут быть обжалованы в Апелляционную палату Суда ЕврАзЭС. В таком случае окончательным решением Суда ЕврАзЭС будет являться решение Апелляционной палаты, которое не подлежит обжалованию.
НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕЙ
В состав Суда ЕврАзЭС входят по два судьи от каждого государства-члена ЕврАзЭС. Срок полномочий судьи – шесть лет.
В рассмотрении споров в рамках Таможенного союза участвуют только судьи от государств-участников Таможенного союза.
Судьи назначаются и освобождаются от должности Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) и для назначения на должность должны отвечать одновременно 3 критериям:
- обладать высокими моральными качествами;
- соответствовать требованиям, предъявляемым для назначения на должности судей верховных или высших арбитражных, хозяйственных и экономических судов в государствах-членах ЕврАзЭС;
- являться специалистами высокой квалификации в области международного и внутригосударственного права, особенно в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенных правоотношений.
Процедура назначения судей включает в себя следующие этапы:
1) подбор и выдвижение кандидатов на должности судей от каждого государства-члена ЕврАзЭС;
2) рассмотрение кандидатур Межгоссоветом ЕврАзЭС (на уровне глав государств) для их последующего представления Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС;
3) назначение судей Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС;
4) торжественное заявление судей на заседании Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС в связи со вступлением в должность.
Процедура назначения судей Суда ЕврАзЭС, а также прекращения их полномочий урегулирована в статье 5 Статута.
СЕКРЕТАРИАТ
Правовое, организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Суда ЕврАзЭС возлагается на секретариат Суда ЕврАзЭС (далее – Секретариат).
Структуру и численность Секретариата утверждает Межгоссовет ЕврАзЭС (на уровне глав государств).
В Секретариате предлагается создать 4 специализированных управления (например, управление ЕврАзЭС, управление Таможенного союза, международно-правовое управление, информационно-аналитическое управление), помимо управлений, необходимых для административно-организационной деятельности.
Численность должностных лиц и сотрудников Секретариата на первоначальном этапе не должна превышать 50 человек, за исключением технического и обслуживающего персонала.
В Статуте закреплено, что отдельные работники Секретариата будут являться должностными лицами, т.е. квотными работниками.
В качестве квотных должностей предлагается определить должности руководителя Секретариата и начальников управлений (за исключением руководителей управлений, осуществляющих административно-организационную деятельность).
Кроме того, предлагаем рассмотреть вопрос о введении в Суде ЕврАзЭС штатных должностей помощников судьи, в чьи должностные обязанности будет входить решение вопросов организационного и технического характера, возникающих в деятельности конкретного судьи.
УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА
Условия оплаты труда судей, должностных лиц и сотрудников Секретариата определяются Межгоссоветом ЕврАзЭС (на уровне глав государств).
При оплате труда должностных лиц и сотрудников Суда ЕврАзЭС целесообразно использовать систему оплаты труда, применяемую в Секретариате Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.
Предлагаем расчетные должностные оклады Председателя Суда ЕврАзЭС, судей, должностных лиц и сотрудников Секретариата установить в процентном отношении от расчетного должностного оклада Генерального секретаря ЕврАзЭС.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ
В статье 7 Статута предусмотрено, что на судей Суда и членов их семей распространяются привилегии и иммунитеты, предоставляемые должностным лицам органов ЕврАзЭС в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ЕврАзЭС от 31 мая 2001 года (далее – Конвенция).
Согласно статье 10 Статута должностные лица и сотрудники Секретариата являются международными служащими и при исполнении официальных функций также пользуются иммунитетами, льготами, привилегиями, установленными Конвенцией.
В соответствии со статьей 7 Статута для судей соглашением государств-членов ЕврАзЭС может быть установлен дополнительный объем привилегий и иммунитетов.
Предлагаем на первоначальном этапе ограничиться предоставлением судьям Суда ЕврАзЭС привилегий и иммунитетов, предусмотренных Конвенцией.
В последующем полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о заключении государствами-членами ЕврАзЭС соглашения, предусмотренного статьей 7 Статута, в целях установления дополнительных привилегий и иммунитетов, например, таких как:
- обязанность государств-членов ЕврАзЭС сохранить за судьей Суда ЕврАзЭС право занятия прежней должности, занимаемой им до его назначения на должность судьи ЕврАзЭС, либо права при отсутствии указанной должности на занятие равнозначной должности по оплате и социальным гарантиям, которые он имел до назначения на должность судьи Суда ЕврАзЭС;
- включение времени работы в должности судьи Суда ЕврАзЭС в стаж работы судьи, а также в стаж государственной службы;
- гарантии поддержания определенного уровня и углубления знаний за счет средств бюджета ЕврАзЭС;
- обязательное страхование на случай гибели (смерти), причинения вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей в период пребывания в должности за счет средств бюджета ЕврАзЭС;
- обеспечение судей за счет средств бюджета ЕврАзЭС жилой площадью в порядке и на условиях, предусмотренных для сотрудников дипломатических представительств иностранных государств.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Согласно статье 15 Договора об учреждении ЕврАзЭС финансирование деятельности органов ЕврАзЭС, в том числе и Суда ЕврАзЭС, осуществляется за счет средств бюджета ЕврАзЭС.
В соответствии со статьей 10 Статута для определения порядка финансирования деятельности Суда ЕврАзЭС за счет средств бюджета ЕврАзЭС потребуется принятие решения Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств).
Согласно статье 17 Статута обращения в Суд ЕврАзЭС Стороны, органов ЕврАзЭС и Таможенного союза не облагаются пошлиной.
Статьей 7 Договора об обращении хозяйствующих субъектов определено, что обращение хозяйствующего субъекта в Суд ЕврАзЭС облагается пошлиной.
Предлагается взимаемую пошлину зачислять в бюджет ЕврАзЭС.
Для этого в решении Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) следует предусмотреть, что пошлина, взимаемая за обращение хозяйствующего субъекта в Суд ЕврАзЭС, зачисляется на депозитный счет Суда ЕврАзЭС. Пошлина возвращается хозяйствующему субъекту, требования которого удовлетворены. Если требования субъекта не удовлетворены, пошлина перечисляется в бюджет ЕврАзЭС.
УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ
Местом нахождения Суда ЕврАзЭС является г. Минск (Республика Беларусь).
Условия пребывания Суда ЕврАзЭС на территории Республики Беларусь будут определяться соглашением между Правительством Республики Беларусь и ЕврАзЭС.
В указанном соглашении должен быть урегулирован правовой статус Суда ЕврАзЭС на территории Республики Беларусь, а также вопросы, связанные с предоставлением Республикой Беларусь здания (помещений) для размещения Суда ЕврАзЭС.
В настоящее время прорабатывается вопрос о предоставлении соответствующего здания (помещений).
Указанное здание (помещения) предлагается предоставить на неопределенный срок на условиях аренды.
ОПУБЛИКОВАНИЕ РЕШЕНИЙ
Согласно статье 19 Статута необходимо определение источника официального опубликования решений Суда ЕврАзЭС.
Кроме того, необходимо определить уполномоченные государственные органы (организации) государств-членов ЕврАзЭС, которым должны направляться решения Суда ЕврАзЭС для обеспечения их последующего включения в национальные банки правовой информации.
Указанные вопросы могут быть урегулированы в решении Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств).
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Для обеспечения начала полноценного функционирования Суда ЕврАзЭС необходимо осуществление комплекса мероприятий, которые обозначены в настоящем докладе.
Белорусской стороной подготовлен проект Плана основных мероприятий по формированию Суда ЕврАзЭС (далее – проект Плана).
План предлагается утвердить решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств). Данное решение предлагается принять в рабочем порядке.
Как видно из проекта Плана, потребуется разработка и принятие мер как на международном, так и на национальном уровне, а также их осуществление непосредственно Судом ЕврАзЭС.
Проектом Плана предусматривается, в частности, подготовка документов, определяющих структуру и численность Секретариата, условия оплаты судей и работников Секретариата, перечень должностных лиц (квотных сотрудников) Секретариата, а также порядок зачисления, использования и возврата пошлины, уплачиваемой хозяйствующим субъектом за обращение в Суд ЕврАзЭС.
Для подготовки указанных документов под руководством белорусской стороны предлагается создать межгосударственную рабочую группу.
Состав рабочей группы предлагается утвердить на очередном заседании Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.
Организационно-техническое обеспечение заседаний рабочей группы предлагается возложить на Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.
Проект
План
основных мероприятий по формированию
Суда Евразийского экономического сообщества
№ |
Описание мероприятия |
Основание |
Срок реализации |
1. Международные договоры |
|||
1.1. |
Ратификация государствами-членами |
Решение Межгоссовета |
II квартал 2011 г. |
1.2. |
Подписание государствами-членами |
||
- Протокола о внесении изменений в |
Решение Межгоссовета |
IV квартал 2011 г. |
|
- Соглашения между Правительством |
Статья 11 Статута |
IV квартал 2011 г. |
|
1.3. |
Денонсация: |
По данному вопросу |
с даты начала |
- Протокола о внесении изменений в |
2. Решения органов ЕврАзЭС и Таможенного союза |
|||
2.1. |
Принятие решения Интеграционного |
- |
II квартал 2011 г. |
2.2. |
Принятие решения Межгосударственного |
статья 5 Статута |
II квартал 2011 г. |
2.3. |
Принятие решения Межпарламентской |
статья 5 Статута |
II квартал 2011 г. |
2.4. |
Принятие решений Межгосударственного |
статья 8 Статута |
III квартал 2011 г. |
- об утверждении структуры и |
статья 10 Статута |
||
- о порядке финансирования |
статья 10 Статута |
||
- об условиях оплаты труда судей, |
статья 7 Договора о |
||
- об определении размера, валюты |
cтатья 19 Статута |
||
- о порядке и правилах опубликования |
cтатья 10 Статута, |
||
- об определении перечня должностных |
даты завершения |
2.5. |
Принятие решения Межгосударственного |
cтатья 19 Статута |
III квартал 2011 г. |
2.6. |
Внесение изменений и дополнений в |
- |
IV квартал 2011 г. |
3. Меры, которые должны быть предприняты государствами-членами ЕврАзЭС |
|||
3.1 |
Внесение в Интеграционный Комитет |
- |
I квартал 2011 г. |
3.2. |
Выдвижение в соответствии с |
cтатья 3 Статута |
II квартал 2011 г. |
3.3. |
Принятие национальных нормативных |
cтатья 7 Статута |
IV квартал 2011 г. |
4. Меры, которые должны быть предприняты Судом ЕврАзЭС |
|||
4.1. |
Избрание Судом ЕврАзЭС председателя |
IV квартал 2011 г. |
|
4.2. |
Разработка и утверждение Судом |
IV квартал 2011 г. |
|
- Регламента, определяющего порядок |
cтатья 15 Статута |
||
- по согласованию с Межпарламентской |
cтатья 13 Договора о хозяйствующих субъектах |
||
4.3. |
Разработка и утверждение порядка и |
cтатья 17 Статута |
IV квартал 2011 г. |
4.4. |
Формирование штата сотрудников |
cтатья 8 Статута |
IV квартал 2011 г. |
1 Подготовка проектов документов будет осуществляться рабочей группой по формированию Суда ЕврАзЭС, создаваемой по решению Интеграционного Комитета ЕврАзЭС