Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Одобрить в целом проект Концепции согласованной агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
2. Одобрить проект решения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «О Концепции согласованной агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства» (прилагается) и внести его для рассмотрения на очередном заседании Совета Евразийской экономической комиссии.
Председатель В.Б. Христенко
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
СОВЕТ
______________________________________________________________
Проект
Р Е Ш Е Н И Е
«__» __________ 2013 г. № г. Москва
О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «О Концепции согласованной агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства»
Совет Евразийской экономической комиссии решил:
Одобрить проект решения Высшего Евразийского экономического совета «О Концепции согласованной агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства» (прилагается) и внести его для рассмотрения на очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики |
От Республики |
От Российской |
С. Румас |
К. Келимбетов |
И. Шувалов |
ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Проект
Р Е Ш Е Н И Е
«___» __________ 2013 г. № г. Москва
О Концепции согласованной агропромышленной политики государств
– членов Таможенного союза и Единого экономического
пространства
На основании доклада Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Христенко В.Б. Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств решил:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию согласованной агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
2. Евразийской экономической комиссии совместно с государствами – членами Таможенного союза и Единого экономического пространства:
разработать до 1 января 2014 г. план мероприятий по реализации Концепции, указанной в пункте 1 настоящего Решения, и представить его для рассмотрения на очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств;
разработать и включить до 1 мая 2014 г.в проект Договора о Евразийском экономическом союзе основные положения согласованной агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
От Республики |
От Республики |
От Российской |
ОДОБРЕНА
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
«____» _________ 2013г. № ____
КОНЦЕПЦИЯ
согласованной агропромышленной политики государств – членов
Таможенного союза и Единого экономического пространства
I. Предпосылки формирования согласованной агропромышленной политики
Интеграционные процессы на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства направлены на создание Евразийского экономического союза, ключевыми элементами которого выступают формирование согласованной политики в ключевых секторах
и отраслях экономики и обеспечение функционирования полноценного общего рынка.
Сельское хозяйство является одной из стратегических отраслей экономики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее – государства-члены), обеспечивающей продовольственную безопасность государств-членов, а также влияющей на продовольственную безопасность в мире.
По данным за 2011 год, государства-члены занимают ведущие позиции по производству подсолнечника (1-е место в мире), ячменя (2-е место в мире), ржи (2-е место в мире), пшеницы (3-е место в мире), овса (2-е место в мире), сахара из сахарной свеклы (1-е место в мире). По экспорту пшеницы и ячменя государства-члены занимают
3-е место в мире, по экспорту ржи – 5-е место.
Сельскохозяйственные угодья, в совокупности превышающие 280 млн. га, составляют от общей территории страны: в Республике Беларусь – 43%, в Республике Казахстан – 33% и в Российской Федерации – 11%.
Наибольшая доля сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства
в валовой добавленной стоимости характерна для Республики Беларусь – 9,6%, в Республике Казахстан и Российской Федерации она составляет 5,4% и 4,3% соответственно (по данным за 2011 год).
Общий объем сельскохозяйственного производства в государствах-членах превышает 143 млрд. долларов США, из них на Республику Беларусь приходится 7,1%, на Республику Казахстан – 10,8% и на Российскую Федерацию – 82,1%.
Основная часть сельскохозяйственной продукции в Республике Казахстан и Российской Федерации производится в хозяйствах населения
и крестьянских (фермерских) хозяйствах (71,7% и 52,3% соответственно), а в Республике Беларусь – в крупных сельскохозяйственных организациях (около 70%).
Согласно демографической структуре населения государств-членов наибольшая доля сельских жителей в общей численности отмечается
в Республике Казахстан – 45,3%, в Республике Беларусь и Российской Федерации данный показатель не превышает 30%.Доля занятых
в сельскохозяйственном производстве в Республике Казахстан составляет 27,3% от общего числа экономически активного населения, в Республике Беларусь и Российской Федерации – 10,3% и 8,1% соответственно.
Заработная плата на 1 занятого в сельском хозяйстве составляет в Российской Федерации– 410 долларов США, в Республике Беларусь – 327 долларов США, в Республике Казахстан – 300 долларов США, что практически в 2 раза ниже средней заработной платы в государствах-членах.
Объем инвестиций в сельское хозяйство за 2011 год в целом в государствах-членах по сравнению с 2010 годом вырос на 21%.Наибольший рост отмечен в Российской Федерации и Республике Беларусь – на 28,2% и на 22,3% соответственно, в Республике Казахстан – на 14,5%.
Это свидетельствует о положительных результатах реализации государственной политики развития сельского хозяйства и сельских территорий в рамках целевых программ.
Действующие международные договоры, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, включают положения, которые определяют ряд важнейших элементов согласованной агропромышленной политики.
Взаимодействие государств-членов в области агропромышленного производства регулируется Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года, которое принято с целью ограничения применения мер государственной поддержки сельского хозяйства, оказывающих искажающее воздействие на взаимную торговлю.
Указанным Соглашением определены полномочия Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) по осуществлению мониторинга и проведению сравнительно-правового анализа законодательства каждого из государств-членов на предмет соответствия этому Соглашению, подготовке ежегодных отчетов о соблюдении
его положений, а также по содействию в организации консультаций
по вопросам осуществления гармонизации и унификации законодательства государств-членов.
Соглашение о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года предполагает координацию макроэкономической политики, в том числе определение основных направлений экономического развития и сценарных параметров для разработки прогнозов социально-экономического развития, проведение консультаций и обмен информацией по приоритетам структурной политики, в том числе аграрной.
Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года предусматривается формирование единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории Таможенного союза.
Проведение единой политики в отношении внешней торговли, в том числе сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, обеспечивается комплексом международных договоров, в том числе Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года, Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года и др.
Формируется договорно-правовая база в отношении обязательных требований к продукции, основанная на Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года. Соответствующие требования устанавливаются техническими регламентами Таможенного союза.
К вопросам сельского хозяйства относится установление единых принципов и норм обеспечения ветеринарного контроля, карантинного фитосанитарного контроля, контроля за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в соответствии с Соглашением Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года и Соглашением Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года.
Таким образом, сформированы многие положения, необходимые для осуществления согласованной, а при необходимости единой политики в отношении сельскохозяйственной продукции и продовольствия и обеспечения свободного передвижения такой продукции на единой таможенной территории Таможенного союза.
В то же время действующая договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства не позволяет реализовать целостную политику в вопросах развития сельского хозяйства, формирования и регулирования общего аграрного рынка, обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия, продовольственной безопасности. Не определены механизмы согласования приоритетов и целевых показателей развития сельскохозяйственных отраслей государств-членов, координации в сферах регулирования общего аграрного рынка, развития экспортного потенциала, научных разработок и технологической модернизации, унификации требований и правил в области семеноводства, племенного животноводства, формирования единой системы информационного обеспечения и в ряде других сфер.
В государствах-членах приняты на государственном уровне долгосрочные программы развития сельского хозяйства, но их положения не учитывают возрастающий уровень интеграции в рамках Таможенного союза, прогнозы развития аграрной отрасли государств-членов не в полной мере отражают потенциал общего аграрного рынка.
В рамках интеграционных образований, в которых участвуют государства-члены, прорабатывались проекты согласованной аграрной политики. Так, Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 24 марта 2005 г.№ 204 утверждена Концепция агропромышленной политики государств – членов ЕврАзЭС, 22 декабря 2010 г. Решением совместного заседания Коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации утверждена Концепция единой аграрной политики Союзного государства России и Беларуси. Вместе с тем их положения не были закреплены в форме международных договоров, не созданы межгосударственные механизмы реализации согласованной аграрной политики.
Необходимо учитывать, что в соответствии с Декларацией о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года осуществляется переход к следующему этапу интеграционного строительства на территории Таможенного союза – Единому экономическому пространству. К 1 января 2015 г. должна быть завершена кодификация международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, что станет основой для формирования Евразийского экономического союза.
В рамках указанного Союза должно быть обеспечено эффективное функционирование общего рынка товаров, углубление сотрудничества в целях обеспечения экономической безопасности во всех ее аспектах, формирование согласованной политики, в том числе в аграрной сфере.
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. № 21 подтверждает курс на развитие интеграции государств-членов, содержательным наполнением которой будет проведение согласованной политики в ключевых отраслях, и нацеливает на ускорение формирования такой политики.
Согласованная агропромышленная политика должна охватывать все сферы агропромышленного комплекса, базироваться на гармонизированных механизмах регулирования, координации и мониторинга на межгосударственном уровне. Для ее реализации необходимо принять соответствующий международный договор, а также внести изменения в некоторые действующие соглашения, регулирующие отдельные аспекты функционирования отрасли. Настоящая Концепция определяет цель и задачи согласованной агропромышленной политики, перечень механизмов межгосударственного взаимодействия, необходимых для ее реализации.
II. Цель и задачи согласованной агропромышленной политики
Основной целью согласованной агропромышленной политики является эффективная реализация ресурсного потенциала государств-членов для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, а также наращивания экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие наиболее важные задачи:
сбалансированное развитие производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
обеспечение справедливой конкуренции между субъектами государств-членов, в том числе равных условий доступа на общий аграрный рынок;
унификация требований, связанных с обращением сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
защита интересов производителей государств-членов на внутреннем и внешнем рынках;
обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия на территориях государств-членов на основе единых требований и правил.
Согласованная агропромышленная политика будет осуществляться на основе принципов равенства и учета интересов всех государств-членов, взаимной выгоды в торговле, приоритетности удовлетворения внутреннего спроса.
Решение задач согласованной агропромышленной политики предполагает внедрение механизмов межгосударственного взаимодействия по следующим основным направлениям, которые будут регламентироваться международными договорами.
III. Основные направления согласованной агропромышленной политики
1. Прогнозирование и индикативное планирование в агропромышленном комплексе
Проведение согласованной политики в аграрном секторе предполагает совместное определение приоритетов развития и целевых индикаторов по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству в целом с учетом национальных приоритетов государств-членов.
Целевые индикаторы включают в себя прогнозные показатели, характеризующие аграрный сектор, производство и переработку, внутреннюю и внешнюю торговлю сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, социальную сферу, продовольственную безопасность. Совокупность целевых индикаторов составляет основу индикативного плана развития агропромышленного комплекса государств-членов.
В индикативный план также включаются планируемые объемы государственной поддержки агропромышленного комплекса в государствах-членах и индикативные цены.
Целевые индикаторы могут разрабатываться на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.
Необходимо осуществлять разработку совместных прогнозов спроса
и предложения государств-членов по агрегированным товарным позициям (зерно, мясо, молоко и др.) и по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в том числе в целях определения объемов тарифных квот.
Целевые индикаторы и прогнозы спроса и предложения должны учитываться при формировании межгосударственной программы развития агропромышленного комплекса, которая должна основываться на соответствующих программах государств-членов и ориентироваться на повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках,обеспечение продовольственной безопасности.
Необходимо проводить постоянный мониторинг ситуации
в агропромышленном комплексе государств-членов, который позволит оценивать степень достижения целевых индикаторов и состояние продовольственной безопасности, разрабатывать предложения
о необходимости корректировки целевых индикаторов и программ развития агропромышленного комплекса с учетом изменения макроэкономических показателей и рыночной конъюнктуры.
Совместная деятельность государств-членов по формированию прогнозов и индикативных показателей будет развиваться поэтапно.
На первом этапе предполагаются определение перечня целевых индикаторов и подготовка совместных прогнозов спроса и предложения на основе действующих методик государств-членов.
На втором этапе будет гармонизироваться методологическая база для прогнозирования с учетом современного международного инструментария моделирования и прогнозирования.
Третий этап предполагает разработку совместных прогнозов и целевых индикаторов на основе единой методологии, а также формирование межгосударственной программы развития агропромышленного комплекса.
Предполагается, что международным договором, предусматривающим проведение государствами-членами согласованной агропромышленной политики, будет предусмотрено обеспечение Комиссией на основе предложений и информации государств-членов подготовки:
методологии расчета целевых индикаторов, совместных прогнозов спроса и предложения по основным видам продукции;
сводных целевых индикаторов и совместных прогнозов спроса
и предложения;
периодических сводных информационно-аналитических материалов о ситуации в агропромышленном комплексе государств-членов.
Для реализации перечисленных функций необходимо осуществление взаимодействия Комиссии с экспертным, научным и отраслевым сообществами государств-членов, авторитетными организациями и экспертами из зарубежных стран, международными организациями. Комиссия с привлечением органов исполнительной власти государств-членов, экспертного, научного и отраслевого сообществ может создавать экспертные центры для информационного обмена и консультирования по вопросам формирования и реализации агропромышленной политики государств-членов.
2. Государственная поддержка производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Основные требования в отношении государственной поддержки агропромышленного комплекса определяются Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года, в основе которого – Соглашение по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года.
С учетом формирования согласованных целевых индикаторов и прогнозов развития агропромышленного комплекса государства-члены будут оптимизировать объемы и определять приоритетные направления предоставления государственной поддержки.
Государственная поддержка сельского хозяйства может предоставляться любому субъекту хозяйствования вне зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы, размещения и состава учредителей.
Мониторинг выполнения основных положений Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года должен осуществляться на основе единой для государств-членов методологии расчета объемов государственной поддержки агропромышленного комплекса, включая совокупный объем и объемы, формируемые за счет отдельных механизмов поддержки. Данная методология учитывает имеющиеся международные разработки, в том числе методику Всемирной торговой организации, Организации по экономическому сотрудничеству и развитию и др. Использование методологии обеспечит прозрачность процедуры оценки уровня и эффективности государственной поддержки в государствах-членах, а также сопоставимость результатов.
Предполагается, что международным договором, предусматривающим проведение государствами-членами согласованной агропромышленной политики, будет предусмотрено, что Комиссия должна осуществлять:
мониторинг и анализ мер государственной поддержки сельского хозяйства в государствах-членах на государственном уровне
и уровне административно-территориальных единиц. При этом анализ должен включать в себя оценку соответствия мер поддержки требованиям договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства;
подготовку обзоров государственной политики и государственной поддержки в государствах-членах, включая анализ расчетов объемов государственной поддержки;
разработку рекомендаций по повышению эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса, которые могут учитываться в процессе бюджетного планирования в государствах-членах, а также, при необходимости, уведомлений о приведении национальных нормативных правовых актов в соответствие с требованиями договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства.
3. Регулирование аграрного рынка государств-членов
Ценообразование на аграрном рынке государств-членов на всех этапах обращения сельскохозяйственной продукции и продовольствия обеспечивается на основе спроса и предложения, с учетом законодательства государств-членов.
Реализуемые государствами-членами меры государственного регулирования, включая государственную поддержку, должны быть направлены на формирование стабильных и прогнозируемых условий реализации произведенной продукции, обеспечивающих:
повышение конкурентоспособности производимой
в государствах-членах продукции по сравнению с продукцией производителей третьих стран;
равные конкурентные условия во взаимной торговле на общем аграрном рынке, включая свободный доступ к рыночной инфраструктуре, и беспрепятственное товародвижение;
конкурентное и справедливое ценообразование в отношении сельскохозяйственной продукции и продовольствия на всех этапах товародвижения в цепочке от производителя до потребителя;
прозрачность ценообразования на общем аграрном рынке и формирование общедоступных ценовых индикаторов;
рентабельность и инвестиционную привлекательность агропромышленного комплекса государств-членов;
экономическую доступность производимой продукции для населения;
минимизацию негативного воздействия краткосрочных изменений конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков.
В целях оценки ситуации на общем аграрном рынке будут разработаны индикативные цены на основные виды производимой продукции. Необходимо иметь в виду, что уровни индикативных цен предполагают безубыточность реализации продукции, произведенной в государствах-членах, а сами индикативные цены не носят нормативного характера и должны использоваться органами исполнительной власти государств-членов и Комиссией для анализа экономического состояния товаропроизводителей, определения и корректировки механизмов государственной поддержки отрасли с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.
В рамках согласованной агропромышленной политики государства-члены будут стремиться к синхронизации и координации применения мер государственного регулирования рынка для поддержания равных конкурентных условий на общем аграрном рынке.
В условиях присоединения государств-членов к Всемирной торговой организации и, следовательно, ограниченной возможности использования мер таможенно-тарифного регулирования для оперативного реагирования на изменения конъюнктуры внешнего рынка государственные органы государств-членов должны оказывать содействие бизнесу в предоставлении информации, необходимой для проведения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований и введения соответствующих мер.
Государства-члены будут предоставлять по согласованным схемам государственную поддержку для модернизации и строительства новых объектов рыночной инфраструктуры, которая необходима для создания равных условий доступа на общий аграрный рынок для товаропроизводителей всех государств-членов, эффективного применения мер государственного регулирования, а именно:
складского хозяйства, логистических центров, оптовых и специализированных рынков (включая скотные рынки);
морских и речных терминальных комплексов;
специализированного транспорта (включая автомобильный, речной и морской транспорт, железнодорожные вагоны).
Предполагается создание государствами-членами стимулов для увеличения объемов внебиржевой электронной торговли, в том числе для государственных нужд, что упростит доступ на общий аграрный рынок
для товаропроизводителей и обеспечит конкурентное и прозрачное ценообразование.
Государства-члены должны унифицировать правила обращения складских свидетельств на зерно и другую сельскохозяйственную продукцию.
Целесообразно формирование общей биржевой торговой площадки для выпуска в обращение производных инструментов (фьючерсов, опционов) на сельскохозяйственную продукцию в целях формирования биржевых ценовых индикаторов общего аграрного рынка, создания механизма хеджирования ценовых рисков и привлечения дополнительных финансовых ресурсов в отрасль.
В соответствии с Соглашением о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, от 9 декабря 2010 года государствами-членами проведена унификация тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по видам сообщения и обеспечено право организаций железнодорожного транспорта на изменение уровня тарифов в ценовых пределах, установленных уполномоченными органами государств-членов.
Проведение гибкой тарифной политики при перевозках сельскохозяйственной продукции и продовольствия обеспечивает сбалансированное развитие производства в различных регионах.
Необходимыми условиями для развития аграрных рынков государств-членов являются расширение платежеспособного спроса населения и оптимизация рациона питания с учетом рекомендованных норм. Государствам-членам следует стремиться к унификации подходов в вопросах здорового питания населения, а также необходимо разработать согласованные меры по поддержке отдельных групп населения (в том числе малообеспеченных) для увеличения потребления продуктов питания.
Предполагается, что международным договором, предусматривающим проведение государствами-членами согласованной агропромышленной политики, будет предусмотрено следующее:
разработка Комиссией совместно с органами исполнительной власти государств-членов методологии определения индикативных цен;
информирование государствами-членами Комиссии о применяемых и планируемых мерах государственного регулирования рынка;
осуществление Комиссией с учетом информации государств-членов:
мониторинга цен на продукцию агропромышленного комплекса, производимую в государствах-членах и поступающую по импорту, включая анализ ценообразования на всех этапах производства, переработки и реализации продукции;
мониторинга конъюнктуры мирового рынка;
сравнительного анализа ценовой конкурентоспособности производимой в государствах-членах продукции на внутреннем и внешнем рынках;
оценки экономического положения производителей продукции агропромышленного комплекса в государствах-членах;
анализа эффективности применяемых государствами-членами мер государственного регулирования и распространение информации
о данных мерах;
проведения консультаций по вопросам регулирования аграрных рынков государств-членов;
разработки с учетом индикативных цен рекомендаций по повышению эффективности применения мер государственного регулирования.
4. Единые требования в сфере производства и обращения продукции
В рамках системы технического регулирования должны формироваться согласованные подходы по обеспечению безопасности продукции животного и растительного происхождения, осуществляться мониторинг показателей безопасности основных видов продукции, анализ которых проводится уполномоченными государственными и независимыми организациями. По результатам мониторинга будет сформирована информация о характеристиках поступающей на рынок государств-членов продукции.
Необходимо установить единые требования в области безопасного обращения средств защиты растений, унифицировать порядки их государственной регистрации (лицензирования),установить единые требования в области безопасного обращения лекарственных средств и препаратов для применения в ветеринарии, а также реализовывать иные меры.
В международном договоре, предусматривающем проведение государствами-членами согласованной агропромышленной политики, будет предусматриваться обеспечение унификации требований в сферах производства и обращения сельскохозяйственной продукции.
Так, в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений должно быть предусмотрено:
установление единого порядка ввоза, вывоза и перемещения по территориям государств-членов семян сельскохозяйственных растений;
формирование единого реестра сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, допущенных к использованию
на территориях государств-членов, и установление порядка его ведения;
разработка единых методик сортовой идентификации сельскохозяйственных растений на основе схем Организации экономического сотрудничества и развития;
обеспечение взаимного признания документов о качестве семян сельскохозяйственных растений.
В сфере племенного животноводства должно быть предусмотрено:
разработка единых методик оценки продуктивных и племенных качеств сельскохозяйственных племенных животных;
разработка совместимых баз данных племенного учета;
формирование единых реестров (племенных книг) племенных животных;
формирование единых реестров селекционных достижений;
разработка единого порядка признания племенных свидетельств и эквивалентных ему документов;
формирование условий для проведения геномной оценки племенных животных на территориях государств-членов путем создания межнациональной лаборатории геномного анализа.
Международный договор, предусматривающий проведение государствами-членами согласованной агропромышленной политики, будет направлен на создание в государствах-члена хединой системы комплексного контроля животных и продукции животного происхождения «от поля до прилавка» на основе согласованных и гармонизированных с международными требованиями нормативных правовых актов в области идентификации, регистрации сельскохозяйственных животных и прослеживаемости продукции животного происхождения, а также с применением информационных систем и технологий, позволяющих учитывать и прослеживать события жизненного цикла каждой единицы (партии) от рождения до переработки и реализации, включая ветеринарные (ветеринарно-санитарные) мероприятия.
При этом указанная система контроля будет являться составной частью интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.
Предусматривается осуществление Комиссией ведения единого реестра сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, единых реестров племенных животных и селекционных достижений в области животноводства, единой базы племенного учета и оценки племенной ценности животных, а также принятие ею мер по внедрению передового опыта в области растениеводства и животноводства в государствах-членах.
5. Обеспечение санитарных, фитосанитарных и ветеринарных (ветеринарно-санитарных) мер
Договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства в области ветеринарно-санитарных мер должна быть направлена на обеспечение:
охраны таможенной территории Таможенного союза от ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции), несоответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям;
единого контроля и ветеринарной сертификации ввезенных из третьих стран и перемещаемых между территориями государств-членов подконтрольных товаров;
соблюдения принципов эквивалентности при международной торговле;
прослеживаемости животных и продукции животного происхождения от «поля до прилавка» на основе анализа проведенных ветеринарно-санитарных мероприятий, а также данных ветеринарной сертификации и идентификации;
единой методологии мониторинга эпизоотического состояния территории и безопасности подконтрольной продукции животного происхождения;
общих принципов в области профилактики, диагностики и ликвидации заразных болезней животных;
единой методологии лабораторного контроля;
своевременной подготовки научных данных с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной защиты;
применение в безотлагательных случаях мер для недопущения возникновения и распространения заразных болезней животных по информации, полученной от соответствующих международных организаций, компетентных органов третьих стран.
В области карантинных фитосанитарных мер действия государств-членов должны быть направлены на обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности территорий государств-членов.
В целях обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности территорий государств-членов, предотвращения заноса на нее и распространения карантинных вредных организмов, углубления интеграционных процессов, снижения административных барьеров в международной торговле обеспечивается переход к единой политике путем совершенствования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и ее гармонизации с положениями Международной конвенции по карантину и защите растений, международных стандартов по фитосанитарным мерам, Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года.
Договорно-правовой базой Таможенного союза и Единого экономического пространства предусматривается осуществление Комиссией формирования единых систем обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности (в том числе единых карантинных фитосанитарных требований, единого перечня карантинных объектов), ветеринарно-санитарной безопасности единой таможенной территории Таможенного союза и Единого экономического пространства, проведение на системной основе мониторинга исполнения нормативных правовых актов государств-членов в области ветеринарии, карантина и защиты растений, унификация мер ответственности за нарушение установленных требований в указанных областях.
6. Развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия
Стратегическим направлением согласованной агропромышленной политики является увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, увеличение удельного веса поставок из государств-членов в общем объеме мировой торговли.
Развитие экспортного потенциала осуществляется на основе координации сбытовой и маркетинговой политики на внешнем рынке, оптимизации экспортных потоков. По отдельным товарным позициям может проводиться единая экспортная политика, осуществляемая путем создания экспортного пула.
Государства-члены будут стремиться обеспечивать совместную выставочную деятельность, ориентированную на внешний рынок, в том числе с совместным представлением экспозиций при проведении мероприятий в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Предполагается, что международным договором, предусматривающим проведение государствами-членами согласованной агропромышленной политики, будет предусмотрено:
проведение работы по выявлению барьеров в торговле с третьими странами и разработке предложений по их устранению;
использование механизма защиты географических указаний, включая наименования мест происхождения продукции;
обеспечение содействия в сертификации продукции при доступе на внешний рынок с целью защиты интересов товаропроизводителей государств-членов и продвижения их продукции;
разработка Комиссией совместно с государствами-членами предложений по осуществлению согласованных действий, направленных на развитие экспортного потенциала в области агропромышленного комплекса.
7. Научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса
Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и продовольствия государств-членов в долгосрочной перспективе определяется ускоренной технологической модернизацией и созданием государствами-членами собственных перспективных научных
и технологических разработок в разных сферах агропромышленного комплекса. В связи с этим предусматривается концентрация финансовых
и иных ресурсов по направлениям научных и технологических разработок, имеющих инновационный потенциал.
Обеспечение проведения научных и технологических исследований будет осуществляться государствами-членами на основе координации планов проведения перспективных фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в рамках реализации межгосударственных программ.
Основными направлениями совместных научных и технологических разработок государств-членов должны быть:
повышение эффективности интеграционных процессов государств-членов;
формирование и функционирование продуктовых рынков, рынков материально-технических средств;
обеспечение фитосанитарной и ветеринарно-санитарной безопасности территорий государств-членов;
разработка инновационных технологий производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия государств-членов
и научно обоснованной системы машин для их реализации, выведение новых высокоурожайных сортов и гибридов, создание высокого генетического потенциала высокопродуктивных конкурентоспособных пород сельскохозяйственных животных с применением новейших методов селекции и разведения;
обеспечение качества и безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольствия государств-членов на всех стадиях их обращения, в первую очередь зерна и продукции его переработки;
сотрудничество в области экологизации агропромышленного производства государств-членов, в том числе по развитию биотехнологий.
Эффективное использование научного потенциала государств-членов должно осуществляться на основе:
гармонизации нормативно-правовой базы функционирования аграрной науки;
формирования единого информационного пространства в научно-технологической сфере;
создания совместных научных структур, использующих гранты и программы для совместных видов научной деятельности.
Развитие научного и технологического потенциала должно обеспечиваться подготовкой соответствующих научных кадров в рамках:
взаимного доступа граждан государств-членов к поступлению на равных основаниях (или на основе квот) в высшие, средние сельскохозяйственные и другие учебные заведения, связанные
с агропромышленным комплексом;
обмена научными кадрами государств-членов, приема в аспирантуру и докторантуру;
взаимного признания государствами-членами документов о высшей научной квалификации;
разработки и реализации программ переподготовки и повышения квалификации кадров по основным специальностям агропромышленного комплекса.
Нормы, обеспечивающие координацию научной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, будут определяться в международном договоре, предусматривающем проведение государствами-членами согласованной агропромышленной политики.
8. Интегрированное информационное обеспечение агропромышленного комплекса
Одним из инструментов реализации задач согласованной агропромышленной политики должна стать интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее – интегрированная система), в составе которой должна быть создана информационная подсистема агропромышленного комплекса государств-членов (далее – подсистема), которая призвана обеспечить:
разработку прогнозов развития агропромышленного комплекса и аграрного рынка государств-членов;
анализ эффективности государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса;
снижение накладных расходов за счет внедрения технологий электронного обмена данными и совершения торговых операций
в электронной форме;
мониторинг состояния продовольственной безопасности;
сокращение сроков и повышение уровня научных исследований;
совершенствование международных, межрегиональных, межотраслевых и внутриотраслевых связей;
сбор, обработку и публикацию информации в сфере агропромышленного комплекса государств-членов, международных организаций.
Создание подсистемы должно осуществляться на основе объединения информационных ресурсов государств-членов, информационных систем и информационных ресурсов Комиссии, а также с использованием информационно-телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры интегрированной системы в соответствии с утвержденными регламентами взаимодействия государств-членов.
Создание подсистемы позволит повысить оперативность и качество управленческих решений, обеспечит прозрачность и информационную открытость органов управления государств-членов для всех заинтересованных лиц.
Комиссия разрабатывает методологическую базу и требования
к подсистеме, координирует ее создание, обеспечивает ее функционирование и обновление. Создание и развитие подсистемы осуществляются в соответствии с Соглашением о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза от 21 сентября 2010 года международным договором, предусматривающем проведение государствами-членами согласованной агропромышленной политики.
IV. Механизм реализации согласованной агропромышленной политики
Для достижения целей и задач согласованной агропромышленной политики предусматривается:
распределение функций между Комиссией и органами исполнительной власти государств-членов;
использование прозрачных и оперативных механизмов принятия решений по вопросам реализации и корректировки мер согласованной агропромышленной политики;
формирование механизма контроля и оценки эффективности
исполнения реализации мер согласованной агропромышленной политики;
участие отраслевых общественных организаций в подготовке, обсуждении и оценке эффективности решений по вопросам согласованной агропромышленной политики.
V. Ожидаемые результаты реализации согласованной агропромышленной политики
Реализация согласованной агропромышленной политики государств-членов будет способствовать росту производительности труда в агропромышленном комплексе государств-членов, повышению эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, повышению конкурентоспособности на мировом рынке производимых в государствах-членах сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В результате государства-члены усилят свои позиции на мировом рынке в качестве производителя и поставщика сельскохозяйственной продукции и продовольствия, смогут повысить политическое и экономическое влияние в вопросах определения тенденций развития мирового аграрного рынка.