Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии
со статьями 5 и 18 Договора о Евразийской экономической комиссии
от 18 ноября 2011 года, пунктом 83 Регламента работы Евразийской экономической комиссии, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 г. № 1,
на основании информации члена Коллегии (Министра) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Ахметова Д.К.
рекомендует государствам – членам Таможенного союза и Единого экономического пространства с даты официального опубликования настоящей Рекомендации принять к сведению Единую методологию тарифообразования в сферах естественных монополий согласно приложению.
Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии В. Христенко
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Рекомендации Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 7 октября 2014 г. № 10
ЕДИНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
тарифообразования в сферах естественных монополий
I. Общие положения
Настоящая Методология носит рекомендательный характер.
Положения настоящей Методологии рекомендуется использовать при гармонизации законодательства государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее – государства-члены), касающегося сфер естественных монополий.
Настоящая Методология основана на следующих принципах:
соблюдение интересов государств-членов;
свобода выбора методов тарифного регулирования в сферах естественных монополий;
прозрачность при тарифообразовании в сферах естественных монополий;
доступ к услугам субъектов естественных монополий и соблюдение стандартов раскрытия их информации.
Целями настоящей Методологии являются:
создание действенных и прозрачных механизмов в тарифообразовании в сферах естественных монополий;
преодоление существующих барьеров по созданию общего рынка услуг в сферах естественных монополий;
обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка государств-членов;
обеспечение равных условий для потребителей услуг субъектов естественных монополий;
снижение темпов роста тарифов (цен) на регулируемые услуги (далее – тарифы).
Для целей настоящей Методологии могут применяться отраслевые особенности тарифообразования в сферах естественных монополий, существующие в государствах-членах.
Настоящая Методология предлагает общие для органов государств-членов подходы к тарифному регулированию в сферах естественных монополий, не ограничивая национальный суверенитет, а также предполагает наличие в государствах-членах:
нормативных правовых актов, устанавливающих правила и условия доступа к услугам субъектов естественных монополий;
общих подходов, условий, правил и минимальных требований к организационному и (или) структурному разделению видов деятельности (выделение характерных услуг инфраструктуры) в рамках оказания регулируемых услуг субъектами естественных монополий;
нормативных правовых актов, устанавливающих требования к ведению раздельного учета доходов, расходов (затрат) и задействованных активов по осуществляемой регулируемой деятельности;
нормативных правовых актов, устанавливающих правила и условия раскрытия информации субъектами естественных монополий в соответствии с минимальным перечнем раскрываемой информации, а также с применением механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;
методических указаний по расчету тарифов для каждой регулируемой услуги в сферах естественных монополий;
нормативных правовых актов, устанавливающих правила и условия расчета, прогнозирования и учета при расчете тарифов на услуги субъектов естественных монополий уровня надежности и качества реализуемой продукции (услуг).
II. Основные понятия
Для целей настоящей Методологии используются понятия, которые означают следующее:
«база инвестированного капитала» – используемая при формировании долгосрочных тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования стоимость активов субъекта естественной монополии, находящихся в эксплуатации, созданных с использованием инвестированного капитала, непосредственно применяемых в сфере оказания регулируемых услуг;
«базовый уровень операционных расходов» – уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования;
«долгосрочные параметры регулирования» – параметры, необходимые для расчета долгосрочных тарифов, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования;
«долгосрочные тарифы» – тарифы, установленные на основе долгосрочных параметров регулирования;
«долгосрочный период регулирования» – период, на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования и который составляет, как правило, не менее 3 лет;
«доступ к услугам субъектов естественных монополий» – оказание субъектами естественных монополий одного государства-члена услуг, относящихся к сфере естественных монополий, потребителям другого государства-члена на условиях не менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется аналогичная услуга потребителям первого государства-члена при наличии технической возможности;
«инвестированный капитал» – капитал, который использовался для создания активов субъектов естественных монополий, необходимых для осуществления регулируемой деятельности;
«индекс эффективности операционных расходов» – показатель, характеризующий динамику изменения уровня расходов (затрат), связанных с поставками соответствующей продукции (услуг), позволяющий обеспечить поэтапное достижение эффективного уровня операционных расходов (затрат), определяемого методом сравнения аналогов или путем расчета эффективного уровня расходов (затрат), связанных с содержанием типового оборудования;
«метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» – метод формирования долгосрочных тарифов, предусматривающий ежегодную индексацию необходимой валовой выручки с учетом индекса потребительских цен, определенного
в соответствии с официальным прогнозом социально-экономического развития;
«метод доходности инвестированного капитала» – метод формирования долгосрочных тарифов, предусматривающий расчет необходимой валовой выручки с учетом возврата инвестированного капитала в установленный срок и получения дохода на инвестированный капитал;
«метод индексации конечного тарифа» – метод формирования тарифов, предусматривающий умножение тарифов, установленных в предшествующий период, на индексы, отражающие изменение условий деятельности субъекта естественной монополии;
«метод сравнительного анализа» – метод формирования тарифов, предусматривающий расчет необходимой валовой выручки с учетом сравнения эффективности деятельности данного субъекта естественной монополии в группе субъектов естественных монополий, сопоставимых по экономическим и техническим характеристикам;
«метод экономически обоснованных расходов (затрат)» – метод формирования тарифов на основе расчета необходимой валовой выручки от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования;
«необходимая валовая выручка» – экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый субъекту естественной монополии для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. В случае если для субъекта естественной монополии устанавливаются несколько тарифов (ставок, сборов) и (или) конечные тарифы имеют несколько сегментных составляющих, необходимая валовая выручка (далее – НВВ) рассчитывается (разбивается) на несколько соответствующих составляющих;
«норма доходности инвестированного капитала» – прибыль, выраженная в процентном отношении к инвестированному капиталу;
«общий рынок» – экономическое пространство, в котором обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов;
«операционные расходы (затраты)» – расходы (затраты), связанные с осуществлением регулируемой деятельности, за исключением амортизации основных средств, расходов на обслуживание заемных средств, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, расходов по оплате услуг, оказываемых субъектами естественных монополий, а также налогов и сборов, предусмотренных нормативными правовыми актами государств-членов;
«органы государств-членов» – органы государств-членов, осуществляющие регулирование и (или) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий;
«период регулирования» – период, на который устанавливаются тарифы и который составляет, как правило, не менее 12 месяцев;
«потребитель» – субъект гражданского права (физическое или юридическое лицо), пользующийся или намеревающийся пользоваться оказываемыми субъектами естественных монополий услугами;
«размер инвестированного капитала» – величина инвестированного капитала, установленная с учетом результатов независимой оценки при переходе к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
«регулируемая деятельность» – деятельность субъектов естественных монополий, в рамках которой расчеты за продукцию (услуги) субъектов естественных монополий осуществляются по тарифам, которые в соответствии с нормативными правовыми актами государств-членов подлежат государственному регулированию;
«срок возврата инвестированного капитала» – срок, в течение которого капитал, инвестированный в создание активов, введенных в эксплуатацию, будет в полном объеме возвращен субъекту естественной монополии, осуществляющему регулируемую деятельность;
«уровень надежности и качества реализуемой продукции
(услуг)» – совокупность показателей, отражающих качественные характеристики реализуемой продукции (услуг) субъектов естественных монополий;
«чистый оборотный капитал» – разность между величиной текущих активов и величиной текущих обязательств субъектов естественных монополий, определяемая органами государств-членов с учетом максимального и минимального значения норматива чистого оборотного капитала, устанавливаемого на долгосрочный период регулирования в процентах от НВВ;
«экономия операционных расходов» – снижение уровня фактических операционных расходов по сравнению с уровнем плановых расходов предыдущего года за вычетом величины, характеризующей изменение уровня расходов, предусмотренного индексом эффективности операционных расходов.
III. Услуги субъектов естественных монополий,
в отношении которых тарифы регулируются государством
1. Сфера транспортировки нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам
Положения настоящей Методологии распространяются на следующий минимальный перечень регулируемых услуг, оказываемых субъектами естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам:
1) услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам:
перекачка нефти по магистральным трубопроводам;
выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефти по магистральным трубопроводам (операторская деятельность по единой маршрутизации);
прием нефти в систему магистральных трубопроводов;
налив нефти из системы магистральных трубопроводов в танкера;
налив нефти из системы магистральных трубопроводов в железнодорожные цистерны;
налив нефти из системы магистральных трубопроводов в автоцистерны;
слив нефти с железнодорожных цистерн в систему магистральных трубопроводов;
слив нефти c автоцистерн в систему магистральных трубопроводов;
2) услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам:
перекачка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включая отводы, ответвления и подключения;
выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
сдача нефтепродуктов в систему магистральных трубопроводов;
налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов в танкера;
налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов в железнодорожные цистерны;
налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов в автоцистерны.
2. Сфера передачи и распределения электроэнергии
Положения настоящей Методологии распространяются на минимальный перечень услуг, оказываемых субъектами естественных монополий в сфере передачи и распределения электроэнергии, включающий услуги по передаче и (или) распределению электроэнергии.
3. Сфера железнодорожных перевозок
Минимальный перечень услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта, оказываемых субъектами естественных монополий, приведен в таблице.
Республика |
Республика |
Российская |
1. |
Предоставление инфраструктуры и выполнение необходимых работ для осуществления движения (проследования) поездов, включая электроснабжение тягового подвижного состава перевозчика |
Предоставление инфраструктуры и выполнение необходимых работ для осуществления движения (проследования) поездов |
Предоставление инфраструктуры и выполнение необходимых работ для осуществления движения (проследования) поездов, включая электроснабжение тягового подвижного состава перевозчика |
2. |
Предоставление инфраструктуры и выполнение необходимых работ для маневровых передвижений, включая электроснабжение тягового подвижного состава перевозчика |
Предоставление инфраструктуры и выполнение необходимых работ для маневровых передвижений |
Предоставление инфраструктуры и выполнение необходимых работ для маневровых передвижений, включая электроснабжение тягового подвижного состава перевозчика |
3. |
Услуги по техническому и коммерческому контролю, направленные на обеспечение безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа |
– |
Услуги по техническому и коммерческому контролю, направленные на обеспечение безопасности движения поездов |
__________________________________________________
* В том числе для участков инфраструктуры, принадлежащих
Республике Казахстан, на территории Российской Федерации.
** В том числе для участков инфраструктуры, принадлежащих
Российской Федерации, на территории Республики Казахстан.
4. Сфера транспортировки газа по трубопроводам
Положения настоящей Методологии распространяются на следующий минимальный перечень услуг по транспортировке газа по трубопроводам:
услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам;
услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (системам).
IV. Принципы оказания услуг субъектами
естественных монополий
Субъектами естественных монополий оказываются услуги на основании следующих принципов:
возмездность оказания услуг субъектами естественных монополий;
договорное оформление отношений, возникающих между потребителями и субъектами естественных монополий;
равенство требований к потребителям со стороны субъектов естественных монополий при договорном оформлении отношений;
установление тарифов с учетом необходимости достижения соответствующего уровня надежности и качества реализуемой продукции (услуг).
V. Принципы тарифного регулирования
в сферах естественных монополий
Принципами, которыми руководствуются государства-члены при регулировании и (или) контроле за деятельностью субъектов естественных монополий в сферах естественных монополий являются:
соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий государств-членов, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий;
применение гибкого тарифного (ценового) регулирования субъектов естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, масштабов их деятельности, рыночной конъюнктуры, среднесрочных (долгосрочных) макроэкономических и отраслевых прогнозов, а также мер тарифного (ценового) регулирования этих субъектов, в том числе возможности установления дифференцированного тарифа, который не может быть установлен по принципу принадлежности потребителя (групп потребителей) к любому из государств-членов;
введение регулирования в случаях, когда на основании анализа соответствующего внутреннего рынка установлено, что этот рынок находится в состоянии естественной монополии;
снижение барьеров доступа на внутренние рынки, в том числе путем обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий;
применение процедур регулирования деятельности субъектов естественных монополий, обеспечивающих независимость принимаемых решений, преемственность, открытость, объективность и прозрачность;
направленность регулирования на конкретный субъект естественной монополии;
обеспечение соответствия устанавливаемых тарифов качеству услуг в сферах естественных монополий, на которые распространяется регулирование;
защита интересов потребителей, в том числе от различных нарушений субъектами естественных монополий, связанных с применением тарифов на регулируемые услуги;
создание экономических условий, при которых субъектам естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новые технологии, повышать эффективность использования инвестиций.
VI. Методы тарифного регулирования,
применяемые в сферах естественных монополий
Органом государства-члена на основе утвержденных им методических указаний (рекомендаций), инструкций и правил расчета тарифов осуществляется установление тарифов на регулируемые услуги и (или) их предельных уровней, а также осуществляется соответствующий контроль за применением субъектами естественных монополий установленных тарифов.
Настоящая Методология определяет общие для органов государств-членов и субъектов естественных монополий правила учета расходов (затрат) на осуществление регулируемых услуг и иных составляющих, учитываемых при расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии, а также методы тарифного регулирования.
При осуществлении тарифного регулирования услуг субъектов естественных монополий для расчета НВВ субъекта естественной монополии органы государств-членов вправе применять в том числе следующие методы тарифного регулирования и (или) их сочетания в соответствии с законодательством государств-членов:
1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
2) метод доходности инвестированного капитала;
3) методы индексации:
метод долгосрочной индексации НВВ;
метод индексации конечного тарифа;
4) метод сравнительного анализа.
Вне зависимости от выбранного метода тарифного регулирования услуг субъектов естественных монополий при установлении тарифа соблюдаются следующие условия:
возмещение субъектам естественных монополий экономически обоснованных расходов (затрат), связанных с осуществлением регулируемой деятельности;
получение субъектами естественных монополий экономически обоснованной прибыли.
Выбор метода тарифного регулирования в отношении субъектов естественных монополий и переход к стимулирующим методам тарифного регулирования осуществляются с учетом:
стимулирования субъектов естественных монополий к снижению расходов;
формирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий с учетом уровня надежности и качества реализуемой продукции (услуг);
стремления к снижению объемов государственных дотаций и отказу от других мер государственной поддержки;
повышения энергетической эффективности деятельности субъектов естественных монополий.
При использовании метода доходности инвестированного капитала НВВ субъекта естественной монополии устанавливается на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, установленных органами государств-членов:
базовый уровень операционных расходов;
индекс эффективности операционных расходов;
база инвестированного капитала;
чистый оборотный капитал;
норма доходности инвестированного капитала;
срок возврата инвестированного капитала;
коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов;
норматив технологического расхода (потерь);
уровень надежности и качества реализуемой продукции (услуг).
Тарифы устанавливаются на основе НВВ, которая определяется с учетом ежегодных корректировок, осуществляемых в течение долгосрочного периода регулирования, и обеспечивает:
покрытие расходов (затрат);
возврат инвестированного капитала;
получение дохода на инвестированный капитал.
VII. Формирование тарифов
Формирование тарифов и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий может осуществляться путем:
1) установления органами государств-членов тарифов на регулируемые услуги и (или) их предельных уровней на основе утвержденных органами государств-членов методических указаний, рекомендаций, инструкций или правил расчета тарифов, разработанных в том числе с учетом механизма достижения рыночных (равнодоходных, экономически обоснованных) тарифов и правил их применения;
2) установления органами государств-членов тарифов на регулируемые услуги и (или) их предельных уровней на основе утвержденных органами государств-членов методических указаний, рекомендаций, инструкций или правил расчета тарифов, учитывающих следующие условия:
особенности функционирования естественных монополий на территориях государств-членов, в том числе особенности технических требований и регламентов;
конъюнктура рынка, в том числе уровень цен на нерегулируемых сегментах рынка;
планы развития территорий;
государственная налоговая, бюджетная, инновационная, экологическая и социальная политика;
мероприятия по энергоэффективности и экологические аспекты.
Формирование тарифов на регулируемые услуги субъектов естественных монополий осуществляется путем установления их фиксированных и (или) предельных уровней исходя из:
возмещения субъектам естественных монополий экономически обоснованных расходов (затрат), связанных с осуществлением регулируемой деятельности;
установления законодательством государств-членов для субъектов естественных монополий, осуществляющих регулируемую деятельность, экономически обоснованной прибыли;
учета налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством государств-членов.
Регулируемые тарифы рассчитываются на основе НВВ субъекта естественной монополии, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования с учетом достижения уровня надежности и качества реализуемой продукции (услуг).
Органами государств-членов при утверждении инвестиционных программ субъектов естественных монополий, тарифов на регулируемые услуги субъектов естественных монополий и (или) их предельных уровней обеспечивается проведение публичной экспертизы с участием всех заинтересованных сторон с учетом опыта государств-членов.
Тарифообразование в сферах естественных монополий должно носить стимулирующий характер и способствовать достижению целей повышения энергоэффективности, решению экологических и иных задач, устанавливаемых для субъектов естественных монополий.
В целях проведения сбалансированной тарифной политики, энергосбережения и повышения энергоэффективности в соответствии с законодательством государств-членов в области энергосбережения и энергетической эффективности устанавливается обязательство по проведению регулярного (не реже 1 раза в 5 лет) энергетического обследования (энергоаудита) для всех субъектов естественных монополий, расположенных на территориях государств-членов. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности, организуемые по результатам проведения энергетических обследований, учитываются органами государств-членов при формировании инвестиционных программ субъектов естественных монополий. При формировании инвестиционных программ субъектов естественных монополий учитываются также инвестиции, направленные на обеспечение достижения нормативных значений параметров выбросов загрязняющих веществ и потребления природных ресурсов, в случае изменения данных нормативных значений параметров в законодательстве государств-членов.
1. Перечень составляющих, учитываемых
при расчете тарифов (НВВ)
В НВВ субъекта естественной монополии включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы (затраты), уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы (затраты), связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы (затраты), то есть расходы, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции (услуг)), и расходы (затраты), не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые к прибыли после налогообложения).
Представление в органы государств-членов сводных (плановых и фактических) показателей по затратной части тарифа на регулируемые услуги субъектов естественных монополий, используемых при расчете тарифов (НВВ), может осуществляться по рекомендуемой форме согласно приложению.
При расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии учитываются следующие расходы (затраты):
1) расходы (затраты), непосредственно связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности:
а) амортизация основных средств производственного назначения, используемых для оказания услуг в рамках регулируемых видов деятельности;
б) амортизация нематериальных активов;
в) аренда основных средств;
г) расходы (затраты) на ремонт, в том числе:
текущий;
капитальный;
д) расходы (затраты) на оплату труда производственного персонала, в том числе:
заработная плата;
налоговые и иные обязательные отчисления с заработной платы;
е) материальные расходы (затраты), расходуемые на производственные и хозяйственные цели, в том числе:
сырье;
материалы;
электроэнергия;
тепловая энергия;
топливо и горюче-смазочные материалы;
вода;
иные материальные расходы (затраты);
ж) нормативные технические потери;
з) обязательные виды страхования;
и) расходы на выплату вознаграждения за заемные средства для реализации инвестиционного проекта субъекта естественной монополии;
2) расходы (затраты), непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности:
а) налоги и иные обязательные платежи, в том числе платежи за нормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
б) амортизация непроизводственных основных средств;
в) расходы (затраты) на оплату труда административного и вспомогательного персонала, в том числе:
заработная плата;
налоговые и иные обязательные отчисления с заработной платы;
г) расходы (затраты) на оплату работ и услуг сторонних организаций, в том числе:
коммунальных услуг;
услуг транспорта всех видов;
услуг связи;
услуг ведомственной, вневедомственной и пожарной охраны;
услуг банка;
юридических услуг;
информационных услуг;
аудиторских, консультационных, маркетинговых и нотариальных услуг;
д) прочие расходы (затраты) (при представлении обосновывающих материалов в органы государств-членов для расчета тарифов (НВВ) указываются все элементы прочих расходов (затрат), превышающие 10 процентов от общей суммы этих расходов),
в том числе:
арендная плата;
расходы (затраты) на служебные командировки;
расходы (затраты) на обучение и повышение квалификации персонала;
расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
представительские расходы (затраты);
расходы на охрану труда и технику безопасности;
канцелярские и почтово-телеграфные расходы.
При оценке обоснованности отдельных категорий расходов (затрат) органы государств-членов вправе ограничивать объем соответствующих расходов (затрат), учитываемых при расчете тарифов (НВВ), в рамках нормативов или правил их определения, предусмотренных законодательством государств-членов (нормирования отдельных категорий затрат).
При расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии учитывается возможность получения этим субъектом следующих форм государственной поддержки:
государственные субсидии;
взносы в уставный капитал;
льготы по уплате налогов и взносов;
иные формы государственной поддержки.
В случае получения субъектом естественной монополии государственной поддержки осуществляется корректировка (снижение) НВВ субъекта естественной монополии на величину дополнительных доходов (сокращения расходов (затрат), налогов). Корректировка НВВ субъекта естественной монополии на величину дополнительных доходов (сокращения расходов (затрат), налогов) не осуществляется, в случае если государственные субсидии, взносы в уставный капитал и иные формы государственной поддержки направляются на реализацию целевых инвестиционных проектов. При этом средства на реализацию целевых инвестиционных проектов учитываются при формировании инвестиционной программы субъекта естественной монополии, но не учитываются при расчете тарифов (НВВ).
При расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии учитывается экономически обоснованный уровень прибыли, а также налог на прибыль субъекта естественной монополии. Прибыль субъекта естественной монополии должна обеспечивать возможность реализации утвержденной инвестиционной программы, его стабильное функционирование и возможность обслуживания потребителей. Сумма прибыли, учитываемая при расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии, рассчитывается в соответствии с законодательством государств-членов в зависимости от сферы естественной монополии и выбранного метода тарифного регулирования.
Расчет тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии производится раздельно по каждому виду регулируемых услуг.
При расчете тарифов (НВВ) не допускается повторный учет одних и тех же расходов (затрат).
В случае если выявлены экономически обоснованные расходы (затраты), не учтенные при установлении регулируемых тарифов на тот период регулирования, в котором они понесены субъектом естественной монополии, или доход, недополученный им при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от него причинам, указанные расходы (затраты) и (или) недополученный доход учитываются при расчете тарифов (НВВ) на следующий период регулирования. Для целей применения указанного правила в законодательстве государства-члена определяются перечень экономически обоснованных расходов (затрат), а также основания возникновения недополученных доходов.
В случае применения метода экономически обоснованных затрат при определении суммы чистой прибыли субъекта естественной монополии по согласованию с органами государств-членов могут дополнительно учитываться расходы (затраты), не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые к прибыли после налогообложения), включая:
капитальные вложения (инвестиции);
взносы в уставные (складочные) капиталы субъекта естественной монополии;
иные экономически обоснованные расходы (затраты), относимые к прибыли в соответствии с законодательством государств-членов.
Расходы (затраты) субъекта естественной монополии, связанные с наличием технологических (технических) расходов (потерь), возникающих при осуществлении регулируемых видов деятельности, и учитываемые при расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии, определяются на основании нормативов технологических (технических) расходов (потерь), утверждаемых органами государств-членов.
Расходы (затраты) на сырье, материалы, энергию, топливо, используемые для осуществления регулируемых видов деятельности и учитываемые при расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии, определяются на основании нормативов расходов (затрат) сырья, материалов, энергии, топлива, утверждаемых органами государств-членов.
При определении расчетных значений расходов (затрат) на сырье, материалы, энергию, топливо, на оплату работ и услуг сторонних организаций, а также иных расходов (затрат), используемых для осуществления регулируемых видов деятельности и учитываемых при расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии, органы государств-членов применяют следующие цены (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации):
цены (тарифы) – в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах;
рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов (затрат) на сырье, материалы, энергию, топливо определяются с использованием официальной статистической информации и (или) индексов роста цен в официальных прогнозах социально-экономического развития.
Расходы (затраты) субъекта естественной монополии на оплату труда, учитываемые при расчете тарифов (НВВ), определяются на основе следующих показателей:
штатное расписание;
нормативная численность персонала субъектов естественных монополий;
предельный уровень оплаты труда административного персонала.
Стимулирование субъектов естественных монополий к снижению расходов (затрат) и повышению эффективности деятельности осуществляется путем предоставления возможности получения и использования дополнительной прибыли по регулируемым видам деятельности за счет экономии расходов (затрат) посредством:
внедрения более эффективных методов и технологий оказания регулируемых услуг;
рационального использования денежных средств в результате проведения конкурсных (тендерных) процедур;
проведения мероприятий по снижению нормативных технологических (технических) расходов (потерь);
внедрения передовых методов организации труда;
внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;
проведения иных мероприятий по сокращению и оптимизации расходов (затрат).
При этом субъект естественной монополии представляет в органы государств-членов материалы, подтверждающие экономию расходов (затрат), с приложением материалов, подтверждающих фактическое использование указанной экономии.
Полученная субъектом естественной монополии экономия расходов (затрат) по регулируемому виду деятельности в случае представления в органы государств-членов экономического обоснования по проведенным мероприятиям не учитывается при расчете тарифов (калькуляция расходов (затрат) осуществляется без учета наличия экономии) в течение периода с начала формирования экономии расходов (затрат) до истечения 3 лет после окончания срока окупаемости расходов (затрат) на проведение оптимизационных мероприятий.
При получении дополнительной прибыли в результате оптимизации расходов (затрат) или применения более эффективных методов и технологий оказания регулируемых услуг субъект естественной монополии направляет сумму экономии на создание новых производственных активов, расширение, восстановление, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение производственных активов, а также вправе направлять сумму экономии на выплату вознаграждений сотрудникам в сумме, не превышающей 10 процентов от величины полученной экономии расходов (затрат).
2. Перечень составляющих, не учитываемых
при расчете тарифов (НВВ)
При расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии не допускается учет следующих расходов (затрат), непосредственно не относящихся к производству и оказанию регулируемых услуг и приводящих к росту тарифов:
1) расходы (затраты) субъекта естественной монополии, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности, но покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
2) учтенные при установлении регулируемых тарифов расходы (затраты), фактически не понесенные в период регулирования, на который устанавливались эти регулируемые тарифы (за исключением случая применения метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации НВВ);
3) расходы (затраты) на сверхнормативные технологические (технические) и коммерческие расходы (потери), порчу и недостачу товарно-материальных ценностей и запасов на складах, иные непроизводственные расходы (потери);
4) амортизация основных средств и нематериальных активов, не используемых при оказании регулируемых услуг;
5) платежи за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ;
6) платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов, в том числе водных ресурсов;
7) безнадежные долги;
8) судебные издержки;
9) штрафы, пени и иные санкции, перечисляемые в бюджет государства-члена;
10) убытки от хищений;
11) потери от брака;
12) расходы (затраты) на проведение и организацию культурно-просветительных, оздоровительных, спортивных и научных мероприятий, лекций, выставок, диспутов, встреч с деятелями науки и искусства, научно-технических конференций, выставок, смотров, конкурсов и иных подобных мероприятий;
13) страховые взносы по видам добровольного страхования;
14) дополнительные выплаты, непосредственно не связанные с оплатой труда производственного персонала;
15) расходы (затраты) на бесплатное предоставление помещений и оплату стоимости коммунальных услуг сторонним организациям;
16) расходы (затраты) на содержание следующих объектов социальной инфраструктуры, жилых объектов, а также обслуживающих производств и хозяйств:
объекты здравоохранения;
детские дошкольные учреждения;
учебные заведения;
оздоровительные лагеря и санатории;
объекты культуры и спорта;
объекты гостиничного фонда;
объекты жилого фонда;
17) расходы (затраты) на приобретение, аренду и содержание квартир, жилых зданий и сооружений, мест в общежитиях и гостиницах для персонала субъекта естественной монополии;
18) расходы (затраты) на погашение ссуд (включая беспроцентные), выданных персоналу на улучшение жилищных условий;
19) расходы (затраты) на благоустройство садовых товариществ (в том числе расходы (затраты) на строительство дорог, энерго- и водоснабжение, иные расходы (затраты) общего характера);
20) членские взносы в общественные организации и ассоциации;
21) расходы (затраты) на рекламу в средствах массовой информации, издание рекламной, плакатной и типографской продукции, за исключением продукции, используемой в производственных целях;
22) расходы (затраты) на выполнение работ по благоустройству города, оказанию помощи сельскому хозяйству и иных работ подобного рода;
23) расходы (затраты) на оплату стоимости путевок персоналу и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, кроме расходов (затрат), связанных с реабилитационным лечением профессиональных заболеваний;
24) расходы (затраты) на оплату стоимости услуг медицинских учреждений по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным с органами здравоохранения;
25) страховые платежи (взносы, уплачиваемые субъектами естественных монополий по договорам личного и имущественного страхования, заключенным ими в пользу своего персонала);
26) расходы (затраты) на оплату дополнительно предоставленных (сверх предусмотренных трудовым законодательством) отпусков персоналу, в том числе женщинам, воспитывающим детей, на оплату стоимости проезда членов семьи работников к месту использования отпуска и обратно, а также компенсации за неиспользованный отпуск;
27) расходы (затраты) на оказание всех видов спонсорской помощи;
28) расходы (затраты), возникающие в связи с предоставлением льгот персоналу субъекта естественной монополии (предоставление питания персоналу бесплатно или по сниженным ценам, оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, протезирование), кроме предусмотренных трудовым законодательством государств-членов;
29) расходы (затраты) на приобретение подарков на юбилейные даты или подарков, выдаваемых в виде поощрения персоналу (включая автомашины, квартиры, предметы длительного пользования и иные товары, а также увеличение процентных ставок лицевых счетов персонала);
30) расходы (затраты) на компенсацию стоимости питания детям работников, находящимся в дошкольных учреждениях, санаториях и оздоровительных лагерях;
31) расходы (затраты) на услуги банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций по приему платежей от потребителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Единой методологии
тарифообразования в сферах
естественных монополий
Рекомендуемая форма сводных (плановых
и фактических) показателей по затратной
части тарифа на регулируемые услуги
субъектов естественных монополий,
используемых при расчете необходимой
валовой выручки
Наименование показателей |
Единица |
Принято в действующей тарифной смете |
Фактические показатели за предшествующий год |
Фактические показатели за предшествующие 4 квартала |
Проектируемые субъектом естественной монополии показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Расходы (затраты), непосредственно связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности |
|||||
1. Амортизация основных средств производственного назначения, используемых для оказания услуг в рамках регулируемых видов деятельности 2. Амортизация нематериальных активов 3. Аренда основных средств 4. Расходы (затраты) на ремонт, в том числе: текущий капитальный 5. Расходы (затраты) на оплату труда производственного персонала, в том числе: заработная плата налоговые и иные обязательные отчисления с заработной платы 6. Материальные расходы (затраты), расходуемые на производственные и хозяйственные цели, в том числе: сырье материалы электроэнергия тепловая энергия топливо и горюче-смазочные материалы вода иные материальные расходы (затраты) 7. Нормативные технические потери 8. Обязательные виды страхования 9. Расходы на выплату вознаграждения за заемные средства для реализации инвестиционного проекта субъекта естественной монополии Итого расходы (затраты), непосредственно связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности |
|||||
II. Расходы (затраты), непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности |
|||||
1. Налоги и иные обязательные платежи, в том числе платежи за нормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду 2. Амортизация непроизводственных основных средств 3. Расходы (затраты) на оплату труда административного и вспомогательного персонала, в том числе: заработная плата налоговые и иные обязательные отчисления с заработной платы 4. Расходы (затраты) на оплату работ и услуг сторонних коммунальных услуг услуг транспорта всех видов услуг связи услуг ведомственной, вневедомственной услуг банка юридических услуг информационных услуг аудиторских, консультационных, маркетинговых 5. Прочие расходы (затраты), в том числе: арендная плата расходы (затраты) на служебные командировки расходы (затраты) на обучение и повышение квалификации персонала расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ представительские расходы (затраты) расходы на охрану труда и технику безопасности канцелярские и почтово-телеграфные расходы Итого расходы (затраты), непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности Итого расходов (затрат) |
|||||