В соответствии с пунктом 30 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 3 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и руководствуясь Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2016 г. № 169, Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Утвердить прилагаемые Правила реализации общего процесса "Обеспечение реализации электронного информационного взаимодействия между государствами – членами Евразийского экономического союза в целях обмена таможенной информацией с третьими странами".
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии |
Т. Саркисян |
УТВЕРЖДЕНЫ Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 декабря 2018 г. № 207 |
правила
реализации общего процесса "Обеспечение реализации электронного информационного взаимодействия между государствами – членами Евразийского экономического союза в целях обмена таможенной информацией с третьими странами"
I. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со следующими международными договорами и актами, входящимив право Евразийского экономического союза (далее – Союз):
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе);
Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года (далее – Таможенный кодекс Союза);
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. № 200 "О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общих процессов";
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 января 2015 г. № 5 "Об утверждении Правил электронного обмена данными в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли";
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 апреля 2015 г. № 29 "О перечне общих процессов в рамках Евразийского экономического союза и внесении изменения в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 августа 2014 г. № 132";
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 июня 2015 г. № 63 "О Методике анализа, оптимизации, гармонизации и описания общих процессов в рамках Евразийского экономического союза";
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2016 г. № 169 "Об утверждении Порядка реализации общих процессов в рамках Евразийского экономического союза";
международные договоры, заключенные с третьими государствами, их интеграционными объединениями и международными организациями, предусматривающие электронное информационное взаимодействие государств – членов Союза в целях обмена таможенной информацией (далее соответственно – международные договоры с третьей стороной, государства-члены).
2. Настоящие Правила являются основанием для выполнения технологического проектирования и планирования работ по организационно-техническому обеспечению реализации общего процесса "Обеспечение реализации электронного информационного взаимодействия между государствами – членами Евразийского экономического союза в целях обмена таможенной информацией с третьими странами" (далее – общий процесс).
3. Реализация общего процесса предусмотрена пунктом 761 перечня общих процессов в рамках Евразийского экономического Союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 апреля 2015 г. № 29.
4. Для целей настоящих Правил используются понятия, которые означают следующее:
"база данных таможенной информации" – база данных, создаваемая на национальном уровне в рамках информационной системы таможенных органов, содержащая структурированные и детализированные сведения из таможенных документов;
"технические условия" – документ, разработка которого предусмотрена в рамках реализации международного договора с третьей стороной и который определяет технические требования, в том числе состав сервисов, электронных сообщений, структуру данных, состав и содержание используемых справочников и классификаторов, а также порядок и регламент электронного обмена информацией между участниками такого обмена;
"технологические документы" – документы, включенные в типовой перечень технологических документов, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации общего процесса, предусмотренный пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. № 200;
"третья страна" – государство, не являющееся членом Союза, или международное интеграционное объединение таких государств, являющихся сторонами международного договора Союза, предусматривающего обмен таможенной информацией с государствами-членами;
"центральный таможенный орган государства-члена" – государственный орган государства-члена, уполномоченный в сфере таможенного дела.
Иные понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, определенных Договором о Союзе, Таможенным кодексом Союза и актами органов Союза по вопросам создания и развития интегрированной информационной системы Союза (далее – интегрированная система).
II. Цели и задачи
5. Целями реализации общего процесса являются упрощение совершения таможенных операций, ускорения выпуска товаров и предотвращения нарушений таможенного законодательства и нарушений нормативно-правовых актов в сфере таможенного регулирования.
6. Для достижения целей реализации общего процесса в соответствии с настоящими Правилами необходимо решить следующие задачи:
а) обеспечить электронный обмен таможенной информацией в отношении товаров, вывозимых с территорий государств-членов на территорию третьей страны и вывозимых с территории третьей страны на территории государств-членов, на участке между национальными сегментами интегрированной информационной системы и компонентами интеграционного сегмента Евразийской экономической Комиссии (далее – Комиссия), обеспечивающего взаимодействие с внешними системами;
б) обеспечить в рамках электронного обмена таможенной информацией передачу (получение) центральным таможенным органом государства-члена следующей информации:
сведений из базы данных таможенной информации;
об изменении сведений, ранее представленных из базы данных таможенной информации;
об аннулировании сведений, ранее представленных из базы данных таможенной информации.
III. Участники информационного взаимодействия
7. Участниками общего процесса являются:
а) центральные таможенные органы государств-членов, выступающие в следующих ролях:
таможенный орган-отправитель;
таможенный орган-получатель;
б) Комиссия, обеспечивающая общую координацию работ, направленных на реализацию информационного взаимодействия, а также бесперебойное функционирование интеграционного сегмента Комиссии (далее – координатор).
8. Электронное информационное взаимодействие между центральными таможенными органами государств-членов и центральными таможенными органами третьей страны осуществляется с использованием сервисов, предоставляемых подсистемой взаимодействия с внешними системами, входящей в состав интеграционной платформы интегрированной системы, и функционирующих в рамках интеграционного сегмента Комиссии (далее – внешний шлюз).
9. В рамках реализации общего процесса центральные таможенные органы государств-членов обеспечивают:
а) формирование и представление в интеграционный сегмент Комиссии сведений из базы данных таможенной информации (далее – сведения из деклараций на товары);
б) формирование и представление в интеграционный сегмент Комиссии изменений сведений из деклараций на товары, представленных ранее;
в) формирование и представление в интеграционный сегмент Комиссии информации об аннулировании сведений из деклараций на товары, представленных ранее;
г) получение из интеграционного сегмента Комиссии и обработку уведомлений о результатах обработки сведений из деклараций на товары в центральном таможенном органе третьей страны, в том числе изменений сведений из деклараций на товары и информации об аннулировании представленных ранее таможенным органом-отправителем сведений из деклараций на товары;
д) получение из интеграционного сегмента Комиссии и обработку сведений из деклараций на товары, представленных от центрального таможенного органа третьей страны;
е) получение из интеграционного сегмента Комиссии и обработку изменений сведений из деклараций на товары, представленных ранее центральным таможенным органом третьей страны;
ж) получение из интеграционного сегмента Комиссии и обработку информации об аннулировании сведений из деклараций на товары, представленных ранее центральным таможенным органом третьей страны;
з) формирование и направление в интеграционный сегмент Комиссии уведомлений о результатах обработки в таможенном органе-получателе сведений из деклараций на товары, представленных центральным таможенным органом третьей страны, в том числе изменений сведений из деклараций на товары и информации об аннулировании представленных ранее сведений из деклараций на товары.
10. В рамках реализации общего процесса координатор в автоматическом режиме обеспечивает:
а) получение от таможенного органа-отправителя и направление в центральный таможенный орган третьей страны сведений из деклараций на товары;
б) получение от таможенного органа-отправителя и направление в центральный таможенный орган третьей страны изменений сведений из деклараций на товары, представленных ранее;
в) получение от таможенного органа-отправителя и направление в центральный таможенный орган третьей страны информации об аннулировании представленных ранее сведений из деклараций на товары;
г) направление в таможенный орган-отправитель поступивших в интеграционный сегмент Комиссии уведомлений о результатах обработки в центральном таможенном органе третьей страны сведений из деклараций на товары, в том числе изменений сведений из деклараций на товары и информации об аннулировании сведений из деклараций на товары;
д) направление в таможенный орган-получатель сведений из деклараций на товары, поступивших в интеграционный сегмент Комиссии от центрального таможенного органа третьей страны;
е) направление в таможенный орган-получатель изменений сведений из деклараций на товары, поступивших в интеграционный сегмент Комиссии от центрального таможенного органа третьей страны;
ж) направление в таможенный орган-получатель информации об аннулировании представленных ранее сведений из деклараций на товары, поступивших в интеграционный сегмент Комиссии от центрального таможенного органа третьей страны;
з) получение и направление в центральный таможенный орган третьей страны уведомлений о результатах обработки сведений из деклараций на товары в таможенном органе-получателе, поступивших от центрального таможенного органа третьей страны, в том числе изменений сведений из деклараций на товары и информации об аннулировании представленных ранее сведений из деклараций на товары.
11. Представление в интеграционный сегмент Комиссии сведений из базы данных таможенной информации выполняется таможенным органом-отправителем в отношении деклараций, содержащих сведения о товарах, которые помещены под таможенную процедуру экспорта и страной назначения которых является третья страна.
12. Представление сведений из деклараций на товары в интеграционный сегмент Комиссии обеспечивается не позднее 4 часов после выпуска экспортируемых товаров, если иные ограничения не установлены соответствующими техническими условиями.
13. Представление в интеграционный сегмент Комиссии измененных сведений из декларации на товары выполняется таможенным органом-отправителем в отношении деклараций на товары, сведения из которых были представлены ранее центральному таможенному органу третьей страны и в сведения которых в последующем были внесены изменения. Представление измененных сведений из декларации на товары в интеграционный сегмент Комиссии обеспечивается не позднее 4 часов после внесения изменений в декларацию на товары, если иные ограничения не установлены соответствующими техническими условиями.
14. Представление в интеграционный сегмент Комиссии информации об аннулировании сведений из декларации на товары выполняется таможенным органом-отправителем в отношении деклараций на товары, сведения из которых ранее были представлены центральному таможенному органу третьей страны и в отношении которых был разрешен таможенным органом отзыв после выпуска. Представление информации об аннулировании сведений из декларации на товары в интеграционный сегмент Комиссии обеспечивается не позднее 4 часов после отзыва декларации на товары, если иные ограничения не установлены соответствующими техническими условиями.
15. Прием и обработка сведений из деклараций на товары, в том числе изменений сведений из деклараций на товары и информации об аннулировании сведений из деклараций на товары, представленных центральным таможенным органом третьей страны, обеспечиваются таможенным органом-отправителем не позднее 15 минут после получения указанных сведений из интеграционного сегмента Комиссии, если иные ограничения не установлены соответствующими техническими условиями.
16. Прием и обработка уведомлений о результатах обработки в центральном таможенном органе третьей страны сведений из деклараций на товары, в том числе изменений сведений из деклараций на товары и информации об аннулировании представленных ранее сведений, обеспечиваются таможенным органом-отправителем не позднее 15 минут после получения указанных уведомлений из интеграционного сегмента Комиссии, если иные ограничения не установлены соответствующими техническими условиями.
17. Прием и обработка уведомлений о результатах обработки в центральном таможенном органе третьей страны сведений из деклараций на товары, в том числе изменений сведений из деклараций на товары и информации об аннулировании ранее представленных сведений, обеспечиваются таможенным органом-отправителем не позднее 15 минут после получения указанных уведомлений из интеграционного сегмента Комиссии, если иные ограничения не установлены соответствующими техническими условиями.
18. Информационное взаимодействие при реализации общего процесса осуществляется по функциональной схеме согласно приложению № 1.
IV. Информационные ресурсы и сервисы
19. Центральные таможенные органы государств-членов обеспечивают формирование и ведение в рамках информационных систем таможенных органов баз данных таможенной информации, а также информационных ресурсов, содержащих сведения из деклараций на товары, представленных центральными таможенными органами третьих стран.
20. В рамках реализации общего процесса не предусматривается формирование общих информационных ресурсов.
21. Состав сведений из базы данных таможенной информации, используемый при реализации электронного информационного взаимодействия, определяется международным договором Союза с третьей стороной или соответствующими техническими условиями.
22. Требования к структурам электронных документов (сведений в электронном виде), используемым для реализации электронного информационного взаимодействия, и правилам их заполнения определяются в соответствующих технических условиях с учетом рекомендаций, определенных международными стандартами и общепризнанными инициативами в сфере электронного обмена данными, прежде всего моделью данных Всемирной таможенной организации.
23. Технические схемы структур электронных документов (сведений в электронном виде), используемых для реализации электронного информационного взаимодействия, разрабатываются на основе XML-схем структур базовых информационных пакетов Модели данных Всемирной таможенной организации, с соблюдением соответствующих правил и рекомендаций Всемирной таможенной организации и с учетом состава сведений из базы данных таможенной информации, используемого при реализации электронного информационного взаимодействия, и являются неотъемлемой частью технических условий.
24. Для целей реализации общего процесса обеспечиваются:
а) в рамках интеграционного сегмента Комиссии интегрированной системы – реализация, доработка, настройка и (или) применение электронных сервисов, обеспечивающих реализацию функций координатора, определенных в пункте 9 настоящих Правил;
б) в национальных сегментах интегрированной системы в рамках информационных систем таможенных органов государств-членов – реализация, доработка, настройка и (или) применение электронных сервисов, обеспечивающих реализацию функций таможенных органов государств-членов, определенных в пункте 8 настоящих Правил.
V. Особенности информационного взаимодействия
25. Информационное взаимодействие участников общего процесса осуществляется на регулярной основе в соответствии с требованиями, определенными пунктами 12 – 17 настоящих Правил, с использованием интеграционной платформы интегрированной системы с учетом требований технологических документов, регламентирующих такое взаимодействие.
26. Особенности реализации информационного взаимодействия участников общего процесса в соответствии с Правилами электронного обмена данными определяются согласно приложению № 2.
27. Требования к языку представления текстовой информации, используемой в процессе взаимодействия, определяются международным договором Союза с третьей стороной или соответствующими техническими условиями.
VI. Принципы обеспечения информационной безопасности
28. Сведения из базы данных таможенной информации, используемые при реализации электронного информационного взаимодействия в рамках общего процесса, рассматриваются как конфиденциальная информация. Общие требования к обеспечению конфиденциальности указанных сведений определяются международным договором Союза с третьей стороной.
29. При передаче информации внутри информационного пространства государства-члена безопасность передачи сведений должна обеспечиваться в соответствии с законодательством государства-члена и техническими требованиями к обеспечению информационной безопасности государства-члена.
30. При передаче информации в рамках интеграционной платформы интегрированной системы безопасность должна обеспечиваться средствами подсистемы информационной безопасности интегрированной системы.
31. При реализации общего процесса и осуществлении информационного взаимодействия не предполагается применение электронной подписи (электронно-цифровой подписи).
VII. Мероприятия, направленные на реализацию общего процесса
32. В целях реализации общего процесса Комиссия в соответствии с настоящими Правилами и с учетом технических условий осуществляет разработку технологических документов, а также доработку и (или) настройку подсистем интегрированной системы в соответствии с требованиями технологических документов и соответствующих технических условий.
33. Таможенные органы государств-членов обеспечивают разработку (доработку) национальных информационных систем с целью выполнения требований технологических документов
и соответствующих технических условий.
34. Таможенные органы государств-членов при координации Комиссии обеспечивают выполнение процедуры присоединения и введения в действие общего процесса с учетом положений технологических документов.
35. Сроки выполнения мероприятий по присоединению и введению в действие общего процесса определяются в планах по реализации электронного информационного обмена таможенной информацией между центральными таможенными органами государств-членов и центральными таможенными органами третьих стран в соответствии с международным договором Союза с третьей стороной.
36. Комиссия осуществляет контроль и мониторинг реализации электронного информационного обмена таможенной информацией.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА
информационного взаимодействия при реализации общего процесса "Обеспечение реализации электронного информационного взаимодействия между государствами – членами Евразийского экономического союза в целях обмена таможенной информацией с третьими странами"
Особенности реализации информационного взаимодействия участников общего процесса "Обеспечение реализации электронного информационного взаимодействия между государствами – членами Евразийского экономического союза в целях обмена таможенной информацией с третьими странами"
1. Правила заполнения блока заголовков SOAP-конверта должны соответствовать Правилам электронного обмена данными в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 января 2015 г. № 5, с учетом того, что идентификаторы сегментов должны заполняться в соответствии с перечнем, приведенным в таблице.
Таблица
Перечень идентификаторов сегментов интегрированной системы
Назначение | Аббревиатура домена |
интеграционный сегмент Евразийской экономической Комиссии | EEC |
интеграционный сегмент Евразийской экономической Комиссии (подсистема взаимодействия с внешними информационными системами) | 2-буквенный код третьей страны в соответствии со стандартом ISO 3166-1 (alpha-2) используется при реализации общих процессов, обеспечивающих взаимодействие с третьими странами и или их интеграционными объединениями |
национальные сегменты государств – членов Евразийского экономического союза |
в соответствии со стандартом ISO 3166-1 (alpha-2) |