В соответствии со статьей 7 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктом 5 Порядка осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99, Высший Евразийский экономический совет решил:
Утвердить прилагаемые Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2020 год.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
От Республики Армения | От Республики Беларусь | От Республики Казахстан | От Кыргызской Республики | От Российской Федерации |
УТВЕРЖДЕНЫ Решением Высшего Евразийского экономического совета от 01 октября 2019 г. № 19 |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
международной деятельности Евразийского экономического союза на 2020 год
В настоящих Основных направлениях определены ключевые векторы и практические приоритеты международной деятельности Евразийского экономического союза (далее - Союз) на 2020 год.
Документ подготовлен на основании предложений государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства- члены), в том числе инициатив их председательства в органах Союза, а также с учетом выводов доклада о реализации Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза на 2018 год.
В соответствии с Декларацией о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза от 6 декабря 2018 года реализация настоящих Основных направлений должна обеспечить формирование Союза как одного из наиболее значимых центров развития современного мира, открытого для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества как между государствами-членами, так и с зарубежными партнерами, и выстраивание новых форматов взаимодействия, в том числе в развитие идеи "интеграции интеграций" и Большого евразийского партнерства, составными частями которого являются реализация проектов по линии сопряжения развития Союза и китайской инициативы "Один пояс - один путь", а также углубление взаимодействия с ключевыми региональными экономическими объединениями и крупнейшими национальными экономиками Евразии.
Успешной реализации целей и задач международной деятельности Союза будет способствовать вовлечение государств-членов в мировую архитектуру экономических отношений, в том числе путем расширения географии и объемов экспорта, встраивания субъектов хозяйствования государств-членов в международные производственные цепочки, создания новых кооперационных связей, привлечения иностранных инвестиций и технологий в целях экономического развития государств- членов.
При осуществлении Союзом международной деятельности в 2020 году приоритетными будут следующие направления:
углубление сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств;
выстраивание системного диалога, предусматривающего поступательное и взаимовыгодное налаживание сотрудничества, с Европейским союзом (ЕС), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), форумом "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), иными ключевыми региональными экономическими объединениями и крупнейшими национальными экономиками Евразии;
развитие сотрудничества с третьими странами, региональными интеграционными объединениями и международными организациями, взаимодействие с которыми представляет взаимный экономический интерес, в том числе путем заключения преференциальных и непреференциальных соглашений, а также меморандумов;
расширение присутствия экспортеров государств-членов на рынках третьих стран, на которых товары и услуги государств- членов недостаточно представлены.
I. Взаимодействие с третьими странами, региональными интеграционными объединениями и международными организациями в развитие существующих механизмов сотрудничества
В 2020 году основные усилия Союза в области международной деятельности будут сосредоточены на развитии уже созданных механизмов сотрудничества:
с международными организациями:
организациями системы Организации Объединенных Наций (ООН), в том числе с региональными комиссиями - Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), Экономической и Социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и Экономической комиссией ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), специализированными учреждениями ООН - Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) как органом Генеральной Ассамблеи ООН и другими организациями с целью реализации положений меморандумов и совместных заявлений о сотрудничестве;
Всемирной торговой организацией (ВТО) посредством участия в работе рабочих органов ВТО, рабочих групп и регулярных комитетов, в процедурах разрешения споров ВТО по мерам, относящимся к компетенции Союза, в первую очередь по мерам защиты внутреннего рынка Союза в соответствии с разделением национальной и наднациональной компетенции в рамках Союза, а также посредством продолжения работы по получению Союзом статуса наблюдателя в отдельных органах ВТО в рамках компетенции Союза в соответствии с решениями Совета Евразийской экономической комиссии;
Всемирной таможенной организацией (ВТамО) посредством участия в пределах компетенции Союза в деятельности ее рабочих и управляющих органов, в мероприятиях, проводимых ВТамО, а также в рамках диалога о полноформатном участии Союза в работе этой организации при поддержке государств-членов;
Международным торговым центром в целях реализации основных положений Программы сотрудничества между Евразийской экономической комиссией и Международным торговым центром на 2019 - 2020 годы;
Международной организацией по миграции (МОМ) в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Международной организацией по миграции от 12 апреля 2013 года посредством проведения совместных мероприятий и экспертных консультаций с целью выработки предложений по разрешению конкретных проблемных аспектов в сфере миграции, разработке нормативных документов и изучению передового опыта правового регулирования процессов трудовой миграции, а также обмена информационными и аналитическими материалами;
Всемирной организацией здравоохранения животных (МЭБ) в рамках реализации Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной организацией здравоохранения животных от 10 января 2014 года и пилотной программы мероприятий по его реализации на 2018 - 2020 годы;
Международной ассоциацией пенсионных и социальных фондов (МАПСФ) в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Международной ассоциацией пенсионных и социальных фондов от 20 февраля 2018 года посредством участия в пределах компетенции Союза в деятельности рабочих групп МАПСФ, а также в мероприятиях по линии данной ассоциации;
Общественной организацией Всеобщая конфедерация профсоюзов - международное профсоюзное объединение (ВКП) в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Общественной организацией Всеобщая конфедерация профсоюзов - международное профсоюзное объединение от 25 декабря 2013 года посредством осуществления взаимодействия с целью создания условий для эффективного регулирования социально-трудовой сферы государств-членов;
международными организациями в сферах стандартизации, аккредитации и метрологии в рамках заключенных меморандумов и иных форм взаимодействия с целью дальнейшего развития механизмов сотрудничества;
с региональными интеграционными объединениями:
Содружеством Независимых Государств в соответствии с Меморандумом о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств от 17 декабря 2012 года и Меморандумом об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств от 27 ноября 2018 года;
Союзным государством в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Постоянным Комитетом Союзного государства от 13 декабря 2012 года;
Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Генеральным секретариатом Андского сообщества, Латиноамериканской экономической системой (ЛАЭС), Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР) и Тихоокеанским Альянсом (ТА) в рамках реализации меморандумов (декларации) о взаимопонимании (сотрудничестве);
с третьими странами:
Республикой Молдова в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Республикой Молдова от 3 апреля 2017 года, а также с учетом статуса Республики Молдова как государства - наблюдателя при Союзе;
правительствами Народной Республики Бангладеш, Греческой Республики, Иорданского Хашимитского Королевства, Республики Индонезии, Королевства Камбоджа, Республики Куба, Королевства Марокко, Монголии, Республики Перу, Республики Сингапур, Королевства Таиланд, Фарерских островов и Республики Чили в рамках реализации меморандумов (декларации) о сотрудничестве (взаимопонимании) с акцентом на развитие практики проведения совместных рабочих групп, формируемых и функционирующих в соответствии с данными меморандумами, а также на подключение к их работе представителей органов исполнительной власти государств- членов, Делового совета Евразийского экономического союза, а также бизнес-сообществ государств-членов, в том числе в целях активизации отраслевого сотрудничества с учетом компетенции Евразийской экономической комиссии.
Государства-члены будут оказывать поддержку проводимым в рамках заключенных меморандумов форумам, конференциям, круглым столам и т. п. посредством информационного сопровождения и содействия в формировании делегаций представителей бизнес- сообществ и органов исполнительной власти государств-членов;
Китайской Народной Республикой в соответствии с Соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 года и Соглашением об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики, от 6 июня 2019 года;
Социалистической Республикой Вьетнам в соответствии с Соглашением о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 года;
Республикой Сербией в соответствии с Соглашением о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны (подписание планируется в 2019 году);
Республикой Сингапур в соответствии с Соглашением о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сингапур, с другой стороны (подписание планируется в 2019 году), а также в рамках двусторонних соглашений о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций, планируемых к заключению между государствами-членами и Республикой Сингапур;
Исламской Республикой Иран в соответствии с Временным соглашением, ведущим к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года.
Будет продолжено взаимодействие с представителями третьих стран по вопросам применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении этих стран, включая встречи и консультации, в том числе на территориях третьих стран, а также с представителями третьих стран, региональных интеграционных объединений и международных организаций по тематике применения мер защиты внутреннего рынка;
с третьими странами в межведомственном формате:
Аргентинской Республикой в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительственным Секретариатом по агроиндустрии Министерства производства и труда Аргентинской Республики о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса от 1 августа 2019 года;
Венгрией в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Министерством сельского хозяйства Венгрии о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса от 26 сентября 2016 года;
Республикой Корея в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Службой по государственным закупкам Республики Корея от 22 октября 2015 года;
Монголией в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Главным управлением Специализированной инспекции Монголии в области ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер от 4 октября 2017 года и Меморандумом о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Агентством по стандарту и метрологии Монголии в области технического регулирования и аккредитации от 4 октября 2017 года;
Республикой Эквадор в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Министерством внешней торговли и инвестиций Республики Эквадор о торгово-экономическом сотрудничестве от 24 ноября 2017 года, в том числе в рамках деятельности Совместного комитета по взаимодействию между Евразийской экономической комиссией и Министерством внешней торговли и инвестиций Республики Эквадор.
II. Сотрудничество с потенциальными партнерами, к углублению связей с которыми Союз стремится в приоритетном порядке
Будет продолжена работа по формированию институциональной основы для развития взаимодействия:
с третьими странами:
Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и другими странами, сотрудничество с которыми представляет взаимный экономический интерес, в частности в рамках переговорного процесса с целью заключения меморандумов о сотрудничестве, принимая во внимание инициативы третьих стран и предложения государств- членов, учитывая приоритеты и инициативы, выдвигаемые в рамках председательства государств-членов в органах Союза;
Арабской Республикой Египет, Государством Израиль, Республикой Индией в рамках переговоров о заключении соглашений о свободной торговле.
Будет продолжена работа по заключению международных договоров Союза с третьими странами о свободной торговле и торгово- экономическом сотрудничестве и сформирован перечень стран для создания совместных исследовательских групп по изучению целесообразности заключения соглашений о свободной торговле;
с региональными интеграционными объединениями:
Европейским союзом (ЕС) с целью установления диалога в формате ЕАЭС - ЕС и институализации сотрудничества с Европейской комиссией, иными наднациональными органами Европейского союза и правительствами государств европейского региона путем развития отраслевого взаимодействия, в том числе в сферах технического регулирования, стандартизации, защиты прав потребителей, таможенного администрирования, конкуренции и антимонопольного регулирования, урегулирования экономических торговых споров (медиации) и функционирования внутреннего рынка, санитарного и фитосанитарного контроля, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, интеллектуальной собственности, а также активизации участия представителей Евразийской экономической комиссии и государств-членов в публичных мероприятиях по евразийской проблематике, организуемых как на территориях государств-членов, так и за их пределами;
Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) в части установления более тесного практического сотрудничества путем подписания рамочного документа о взаимодействии;
Форумом "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), Латиноамериканской ассоциацией интеграции (ЛАИ), Карибским сообществом (КАРИКОМ), Африканским союзом (АС), Сообществом развития Юга Африки (САДК), Организацией Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и другими региональными интеграционными объединениями с целью установления сотрудничества и развития взаимодействия в сферах, представляющих взаимный интерес;
с международными организациями:
организациями системы Организации Объединенных Наций, в том числе в рамках работы по предоставлению Союзу статуса наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН;
Международным валютным фондом (МВФ) и Группой Всемирного банка (ВБ) в целях обмена опытом и продвижения совместных проектов в сферах, представляющих взаимный интерес;
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в рамках работы по заключению меморандума о взаимопонимании;
Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в части экономической корзины и вопросов экономической взаимосвязанности в регионе (в частности, в области миграционной политики, цифровой экономики и трудовых ресурсов);
Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другими специализированными международными организациями (включая региональные), союзами и т. п., их отраслевыми органами и учреждениями по широкому спектру вопросов глобального и отраслевого характера в пределах компетенции Союза, в том числе с целью изучения и внедрения передового опыта зарубежных партнеров в государствах-членах;
Международным союзом электросвязи (МСЭ) в сфере цифровой экономики, развития информационно-коммуникационных технологий, экономики данных, информационной безопасности с учетом переговоров по заключению соответствующего меморандума о взаимопонимании.
Сотрудничество с указанными региональными интеграционными объединениями и международными организациями будет направлено на обеспечение широкого международного признания Союза, комплексное решение задач по встраиванию Союза в мировую архитектуру экономических отношений, расширение географии и объема экспорта, а также привлечение иностранных инвестиций и технологий.
Будет продолжена целенаправленная работа по популяризации и разъяснению за рубежом идеи евразийской экономической интеграции путем проведения конференций, форумов, презентаций, круглых столов и других мероприятий, посвященных тематике евразийской экономической интеграции, в контексте возможностей, которые открывает единый рынок Союза для экономик третьих стран.
Евразийская экономическая комиссия при содействии государств- членов продолжит усилия по продвижению международной повестки Союза на площадках Петербургского международного экономического форума, Астанинского экономического форума, Восточного экономического форума, выставочного форума "Евразийская неделя", а также других мероприятий международного уровня, проводимых на территориях государств-членов.
Евразийская экономическая комиссия продолжит тесную работу с Деловым советом Евразийского экономического союза и диалог с бизнес-сообществами государств-членов. Большое значение при этом будет иметь наличие консолидированной позиции деловых кругов в ходе переговорного процесса с зарубежными партнерами. Эффективному решению задач Союза на международной арене будет способствовать положительно зарекомендовавшая себя практика информирования Делового совета Евразийского экономического союза и представителей бизнес-сообществ государств-членов о международных мероприятиях в целях формирования соответствующих бизнес-делегаций для участия в указанных мероприятиях.
Евразийская экономическая комиссия будет последовательно развивать взаимодействие с международным деловым и экспертным сообществом, в том числе с торгово-промышленными палатами, советами делового сотрудничества, региональными банками развития и ключевыми международными дискуссионными площадками, включая Всемирный экономический форум, Международный институт прикладного системного анализа и т. п.
Евразийская экономическая комиссия примет меры в целях повышения информативности и регулярности направляемых в министерства иностранных дел государств-членов отчетов о результатах командировок представителей Евразийской экономической комиссии в третьи страны.
Реализация целей и задач международной повестки Союза будет осуществляться в тесном взаимодействии с внешнеполитическими и внешнеэкономическими ведомствами, дипломатическими и торговыми представительствами государств-членов.