В соответствии со статьей 28 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в рамках реализации подпункта 10 пункта 43 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), а также во исполнение распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. № 29 Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Утвердить прилагаемую Методологию разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения и признания барьеров устраненными.
2. Признать утратившим силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 ноября 2017 г. № 152 "Об утверждении Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения".
3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии |
М. Мясникович |
УТВЕРЖДЕНА Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 февраля 2021 г. № 10 |
МЕТОДОЛОГИЯ
разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения и признания барьеров устраненными
I. Общие положения
1. Настоящая Методология разработана в соответствии со статьей 28 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) в рамках реализации подпунктов 4 и 10 пункта 43 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору), а также во исполнение распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. № 29 в целях разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза (далее – Союз) на барьеры, изъятия и ограничения, признания барьеров устраненными и формирования реестра препятствий на внутреннем рынке Союза (далее – реестр препятствий).
2. Взаимодействие департамента Евразийской экономической комиссии, к компетенции которого относятся вопросы функционирования внутренних рынков (далее соответственно – уполномоченный департамент, Комиссия), с государственными органами государств – членов Союза (далее – государства-члены) и структурными подразделениями Комиссии осуществляется в соответствии с Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 98 (далее – Регламент), и Правилами внутреннего документооборота в Евразийской экономической комиссии, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 5 мая 2015 г. № 46.
3. В случае если Договором и (или) иными международными договорами и актами, составляющими право Союза, предусмотрен порядок рассмотрения вопросов (обращений), отличный от порядка, предусмотренного настоящей Методологией, такие вопросы (обращения), содержащие сведения о препятствиях, не рассматриваются в соответствии с настоящей Методологией.
II. Определения
4. Понятия, используемые в настоящей Методологии, означают следующее:
"барьеры" – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза и их доступа на рынки государств-членов, возникшие вследствие несоответствия норм законодательства государств-членов либо сложившейся в государствах-членах правоприменительной практики праву Союза;
"изъятия" – предусмотренные правом Союза исключения (отступления) в части неприменения государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза;
"ограничения" – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза и их доступа на рынки государств-членов, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Союза.
Иные понятия, используемые в настоящей Методологии, применяются в значениях, определенных Договором и актами, входящими в право Союза.
III. Сведения о препятствиях
5. Уполномоченным департаментом рассматриваются сведения о препятствиях, содержащиеся в:
обращениях органов государственной власти государств-членов, уполномоченных на взаимодействие с Комиссией;
результатах осуществления Комиссией мониторинга исполнения государствами-членами положений Договора, международных договоров и актов, составляющих право Союза, мониторинга соответствия проектов нормативных правовых актов государств-членов положениям Договора, международных договоров и актов, составляющих право Союза, в том числе на основании поступивших в Комиссию запросов юридических и физических лиц.
Информация о поступивших обращениях, содержащих сведения о препятствиях, подлежит размещению после введения в действие реестра обращений Союза на информационном ресурсе "Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза" по адресу: https://barriers.eaeunion.org.
6. Сведения о препятствиях, предусмотренные абзацем вторым пункта 5 настоящей Методологии, включают в себя описание ситуации, приведшей к возникновению препятствия на внутреннем рынке Союза, а также следующие материалы (при наличии):
а) информация о рассмотрении указанной ситуации органами государственной власти государств-членов и (или) в судебных инстанциях;
б) указания на нормы права Союза и законодательства государства-члена, в связи с применением (неприменением) которых возникло препятствие;
в) копии документов (материалы), имеющих отношение к препятствию и подтверждающих нарушение права Союза (в том числе подтверждающих наличие сложившейся правоприменительной практики);
г) информация об экономическом эффекте от наличия препятствия;
д) иные сведения.
7. Структурные подразделения Комиссии направляют сведения о препятствиях, предусмотренные абзацем третьим пункта 5 настоящей Методологии, в уполномоченный департамент (с приложением позиций этих структурных подразделений и информации об итогах рассмотрения данного вопроса органами государственной власти государств-членов).
IV. Анализ сведений о препятствиях и подготовка заключения
8. Уполномоченный департамент в течение 3 рабочих дней с даты получения сведений о препятствиях изучает их и запрашивает позиции структурных подразделений Комиссии, к компетенции которых относится рассматриваемый вопрос, и других заинтересованных структурных подразделений Комиссии (с приложением обращения и имеющихся документов (материалов)).
9. Структурные подразделения Комиссии представляют свои позиции в уполномоченный департамент в течение 7 рабочих дней с даты получения запроса, указанного в пункте 8 настоящей Методологии.
10. Уполномоченный департамент обобщает и анализирует представленные структурными подразделениями Комиссии позиции в течение 7 рабочих дней с даты их получения, после чего:
а) при отсутствии признаков препятствий направляет заявителю и (или) в структурное подразделение Комиссии письмо об отсутствии признаков препятствий на внутреннем рынке Союза с обоснованием. В случае если обращение поступило от правительства государства-члена или органа государственной власти государства-члена, уполномоченного на взаимодействие с Комиссией, член Коллегии Комиссии, к компетенции которого относятся вопросы функционирования внутренних рынков, направляет в правительства государств-членов заключение об отсутствии признаков барьеров или ограничений на внутреннем рынке Союза.
В случае несогласия государства-члена с выводами, указанными в заключении об отсутствии признаков барьеров или ограничений на внутреннем рынке Союза, государство-член в течение 30 рабочих дней с даты получения такого заключения направляет в Комиссию мотивированную позицию о несогласии с заключением об отсутствии признаков барьеров или ограничений на внутреннем рынке Союза (далее – мотивированная позиция).
В случае отсутствия по истечении 30 рабочих дней позиций государств-членов по заключению об отсутствии признаков барьеров или ограничений на внутреннем рынке Союза оно считается согласованным государствами-членами.
Мотивированная позиция должна содержать ссылки на соответствующие нормы права Союза, а также сопровождаться дополнительными материалами по рассматриваемому вопросу, являющимися основанием для несогласия государства-члена с заключением об отсутствии признаков барьеров или ограничений на внутреннем рынке Союза.
Мотивированная позиция направляется в Комиссию за подписью должностного лица не ниже заместителя руководителя органа государственной власти государства-члена, уполномоченного на взаимодействие с Комиссией.
Уполномоченный департамент обобщает сведения и материалы, полученные вместе с мотивированной позицией, и в течение 20 рабочих дней с даты ее получения организует проведение консультаций по вопросам, касающимся признаков барьеров и ограничений на внутреннем рынке Союза (далее – консультации).
В случае если по итогам консультаций препятствие с признаками барьера не выявлено, уполномоченный департамент в течение 5 рабочих дней с даты окончания консультаций оформляет протокол по итогам консультаций и направляет его в государства-члены.
При выявлении по итогам консультаций препятствия с признаками барьера на внутреннем рынке Союза уполномоченный департамент готовит заключение о наличии признаков барьеров на внутреннем рынке Союза в соответствии с пунктом 13 настоящей Методологии.
В общий срок, указанный в пункте 17 настоящей Методологии, не включается период с даты поступления в Комиссию мотивированной позиции до даты направления в государства-члены протокола по итогам консультаций по результатам обсуждения заключения об отсутствии признаков барьеров на внутреннем рынке Союза;
б) в случае, если ситуация, указанная в обращении, обусловлена наличием изъятия, информирует об этом заявителя, а также департамент Комиссии, к компетенции которого относится рассмотрение вопроса о данном изъятии;
в) при выявлении признаков барьеров и ограничений на внутреннем рынке Союза направляет в государства-члены предварительное заключение о наличии признаков барьеров или ограничений, которое содержит сведения, указанные в пункте 14 настоящей Методологии (за исключением сведений, указанных в подпункте "ж" пункта 14) и запрашивает позиции государств-членов по поступившему обращению, а также определяет дату проведения консультаций. Консультации проводятся в течение 40 рабочих дней с даты направления запроса, но не ранее даты истечения срока, установленного Регламентом. Уполномоченный департамент в течение 5 рабочих дней с даты получения указанных позиций направляет их вместе с соответствующими материалами в государства-члены;
г) при выявлении признаков барьеров в ходе мониторинга соответствия проектов нормативных правовых актов государств-членов положениям Договора, международных договоров и актов, составляющих право Союза, Комиссия информирует государство-член, в котором планируется принять нормативный правовой акт, о возможном возникновении барьера на внутреннем рынке Союза.
11. Отсутствие представителей одного или нескольких государств-членов на консультациях не является основанием для переноса консультаций и приостановки подготовки по итогам их проведения заключения о наличии признаков барьеров или ограничений на внутреннем рынке Союза.
Консультации проводятся с учетом производственного календаря государств-членов и рабочего времени, а также с учетом графика проведения заседаний органов Союза.
12. Уполномоченным департаментом для участия в консультациях приглашаются представители структурных подразделений Комиссии, к компетенции которых относится рассматриваемый вопрос, и других заинтересованных структурных подразделений Комиссии, а также могут приглашаться представители бизнес-сообществ, научных и общественных организаций государств-членов.
13. В случае если по итогам консультаций выявлены признаки барьеров или ограничений на внутреннем рынке Союза уполномоченный департамент в течение 7 рабочих дней с даты окончания консультаций обобщает сведения о препятствиях и готовит заключение о наличии признаков барьеров или ограничений на внутреннем рынке Союза, а также протокол по итогам консультаций и направляет их в правительства государств-членов.
14. Заключение, указанное в пункте 11 настоящей Методологии, содержит следующую информацию:
а) предмет обращения (суть вопроса);
б) мероприятия, проведенные Комиссией в ходе мониторинга;
в) позиции государств-членов (при наличии);
г) позиции структурных подразделений Комиссии, в том числе позиция Правового департамента Комиссии;
д) итоги анализа, проведенного уполномоченным департаментом (с указанием информации о нормах права Союза);
е) выводы о наличии признаков барьера или ограничения;
ж) дополнительные сведения, в том числе информация о наличии (отсутствии) аналогичных норм права и правоприменительной практики в государствах-членах, а также возможные рекомендации, направленные на устранение препятствий, которые реализуются в установленном порядке. При этом в случае выявления аналогичных норм права и правоприменительной практики в государствах-членах вопрос рассматривается в отдельном порядке в соответствии с настоящей Методологией.
15. Непредставление в срок позиции государства-члена по поступившему обращению не является основанием для приостановки подготовки заключения о наличии признаков барьеров или ограничений на внутреннем рынке Союза и представления данного вопроса для рассмотрения Коллегией Комиссии.
16. В случае если по итогам консультаций признаков барьеров или ограничений не выявлено, уполномоченный департамент в течение 10 рабочих дней с даты окончания консультаций информирует заявителя об отсутствии признаков барьеров или ограничений. В случае если обращение, на основании которого были проведены консультации, поступило от государства-члена, член Коллегии Комиссии, к компетенции которого относятся вопросы функционирования внутренних рынков, в течение 7 рабочих дней с даты окончания консультаций направляет в правительства государств-членов заключение об отсутствии признаков барьеров или ограничений на внутреннем рынке Союза (с приложением протокола по итогам консультаций).
17. Общий срок с даты поступления сведений о препятствиях в уполномоченный департамент до даты подготовки заключения о наличии признаков барьеров или ограничений на внутреннем рынке Союза или установления факта отсутствия таких признаков не должен превышать 70 рабочих дней с даты получения сведений о препятствиях.
V. Разделение препятствий на барьеры, изъятия и ограничения, их включение в реестр препятствий и исключение из него
18. Если в ходе анализа сведений и подготовки заключения о наличии признаков барьеров или ограничений на внутреннем рынке Союза государство-член, на территории которого возник барьер, согласилось (в письменной форме) с квалификацией препятствия в качестве барьера, уполномоченный департамент готовит проект протокольной записи (с указанием квалификации данного препятствия и готовности государства-члена устранить его в течение 6 месяцев) и направляет материалы по данному вопросу для включения в проект повестки дня заседания Коллегии Комиссии в течение 3 рабочих дней с даты подготовки указанного заключения.
В отношении препятствий, имеющих признаки барьера, уполномоченный департамент готовит проект решения Коллегии Комиссии о выполнении государством-членом обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Союза и представляет его для рассмотрения Коллегией Комиссии в течение 14 рабочих дней с даты подготовки заключения о наличии признаков барьеров на внутреннем рынке Союза.
Правовой департамент проводит правовую экспертизу проекта решения Коллегии Комиссии о выполнении государством-членом обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка в течение 7 рабочих дней с даты представления такого проекта в Правовой департамент.
19. В отношении препятствий, имеющих признаки ограничений, для включения вопроса в повестку дня заседания Коллегии Комиссии направляется проект протокольной записи с поручением члену Коллегии Комиссии, к компетенции которого относится рассматриваемый вопрос, представить для рассмотрения Коллегией Комиссии предложения по устранению ограничений в срок, установленный Коллегией Комиссии.
Срок направления документов для включения в повестку дня заседания Коллегии Комиссии не должен превышать 3 рабочих дней с даты подготовки заключения о наличии признаков ограничений на внутреннем рынке Союза.
Предложения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, должны содержать:
подходы к устранению выявленного ограничения;
результаты анализа международной практики регулирования подобных правоотношений в рамках иных интеграционных объединений;
сведения об актах органов Союза и (или) международных договорах, подлежащих принятию в целях устранения ограничения;
сроки устранения ограничения.
В случае если при обсуждении вопроса на заседании Коллегии Комиссии членом Коллегии Комиссии, к компетенции которого относится рассматриваемый вопрос, выражено несогласие с квалификацией препятствия в качестве ограничения, после указанного заседания Коллегии Комиссии проводятся консультации между выразившим несогласие членом Коллегии Комиссии и членом Коллегии Комиссии, к компетенции которого относятся вопросы функционирования внутренних рынков, с участием заместителей руководителей органов государственной власти государств-членов, уполномоченных на взаимодействие с Комиссией.
Указанные консультации проводятся в течение 30 рабочих дней с даты проведения заседания Коллегии Комиссии.
В случае если по итогам указанных консультаций член Коллегии Комиссии, к компетенции которого относится рассматриваемый вопрос, согласился с квалификацией препятствия в качестве ограничения, вопрос в установленном порядке включается в повестку дня заседания Коллегии Комиссии повторно.
В случае если по итогам консультаций член Коллегии Комиссии, к компетенции которого относится рассматриваемый вопрос, не согласился с квалификацией препятствия в качестве ограничения, вопрос в установленном порядке может включаться в повестку дня заседания Совета Комиссии.
20. Барьеры включаются в реестр препятствий при наличии одного из следующих оснований:
а) в протокольной записи, предусмотренной пунктом 18 настоящей Методологии, препятствие квалифицировано в качестве барьера;
б) вступившее в силу Решение Коллегии Комиссии, которым Коллегия Комиссии уведомила государство-член (государства-члены) о необходимости выполнения международных договоров, входящих в право Союза, и (или) решений Комиссии.
21. Ограничения включаются в реестр препятствий при наличии одного из следующих оснований:
а) в протокольной записи Коллегии Комиссии, предусмотренной пунктом 19 настоящей Методологии, препятствие квалифицировано в качестве ограничения;
б) приняты акты Совета Комиссии, Евразийского межправительственного совета или иные акты органов Союза, содержащие квалификацию препятствия в качестве ограничения.
22. Изъятия не подлежат включению в реестр препятствий.
23. Барьеры и ограничения исключаются из реестра препятствий после признания их устраненными.
24. Член Коллегии Комиссии, к компетенции которого относятся вопросы функционирования внутренних рынков, обеспечивает проведение мониторинга хода устранения барьеров и ограничений.
25. Реестр препятствий формируется и ведется в электронном виде в порядке, определяемом приказом Председателя Коллегии Комиссии.
VI. Порядок признания барьеров устраненными
26. Устранение барьеров осуществляется государствами-членами в соответствии с законодательством государств-членов.
27. Информирование Комиссии о принятии мер по устранению барьеров осуществляется государствами-членами в сроки, установленные протокольными записями Коллегии Комиссии (с указанием квалификации препятствий в качестве барьеров) и решениями Коллегии Комиссии о необходимости исполнения государством-членом международных договоров, входящих в право Союза, и решений Комиссии.
28. Государства-члены информируют Комиссию:
о принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение барьеров, в течение 7 рабочих дней с даты их принятия;
о прекращении действий (бездействия) уполномоченных органов, которыми были введены барьеры либо которые привели к их возникновению, в течение 3 рабочих дней с даты их прекращения.
В случае если государство-член не информирует Комиссию в установленные сроки о принятых мерах по устранению барьера вопрос о результатах мониторинга Коллегией Комиссии хода устранения барьера может быть включен в повестку заседания Совета Комиссии.
29. Уполномоченный департамент на основе проведенного совместно со структурными подразделениями Комиссии мониторинга устранения барьеров либо при получении информации от государств-членов о принятии мер по устранению барьеров в течение 3 рабочих дней с даты получения такой информации направляет ее в государственные органы государств-членов, уполномоченные на взаимодействие с Комиссией.
В случае если от государств-членов в срок, установленный Регламентом для представления ответа на запрос Комиссии (30 календарных дней), не поступили возражения по вопросу устранения барьера, барьер признается устраненным и исключается из реестра препятствий.
В случае если в срок, установленный Регламентом для представления ответа на запрос Комиссии, от государств-членов поступили возражения по вопросу устранения барьера, уполномоченный департамент в течение 15 рабочих дней с даты получения указанных возражений организует проведение консультаций с государствами-членами по вопросу признания барьера устраненным.
30. Отсутствие представителей одного или нескольких государств-членов на консультациях по вопросу признания барьера устраненным не является основанием для переноса таких консультаций.
Консультации проводятся с учетом производственного календаря государств-членов и рабочего времени, а также с учетом графика проведения заседаний органов Союза.
31. Уполномоченным департаментом для участия в консультациях по вопросу признания барьера устраненным приглашаются структурные подразделения Комиссии, к компетенции которых относится рассматриваемый вопрос, и другие заинтересованные структурные подразделения Комиссии, а также могут приглашаться представители бизнес-сообществ, научных и общественных организаций государств-членов и иные независимые эксперты.
32. По итогам консультаций в случае сохранения разногласий между государствами-членами по вопросу признания барьера устраненным уполномоченный департамент в течение 7 рабочих дней с даты окончания таких консультаций готовит комплект документов и материалов для включения вопроса о признании барьера устраненным (неустраненным) в повестку дня заседания Коллегии Комиссии, а также оформляет протокол по итогам консультаций и направляет его в адрес правительств государств-членов.
33. При оценке результатов устранения барьера должны приниматься во внимание в том числе принятые нормативные правовые акты и (или) действия уполномоченных органов государств-членов, направленные на приведение законодательства и (или) правоприменительной практики государств-членов в соответствие с правом Союза.
34. Предложение члена Коллегии (Министра) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Комиссии о включении вопроса о признании барьера устраненным (неустраненным) направляется Председателю Коллегии Комиссии в порядке, установленном Регламентом.
35. Вопрос о признании барьера устраненным (неустраненным) рассматривается на заседании Коллегии Комиссии.
При принятии Коллегией Комиссии решения о признании барьера устраненным он исключается из реестра препятствий.
В случае непринятия Коллегией Комиссии решения о признании барьера устраненным (неустраненным) член Коллегии (Министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Комиссии организует проведение консультаций с членами Коллегии Комиссии по вопросу признания барьера устраненным (неустраненным). Для участия в указанных консультациях могут быть приглашены представители государств-членов.
По итогам проведенных консультаций член Коллегии (Министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Комиссии представляет Председателю Коллегии Комиссии предложение о повторном рассмотрении на заседании Коллегии Комиссии вопроса о признании барьера устраненным (неустраненным) в порядке, установленном Регламентом.