Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года

Новый

Решение Евразийского Межправительственного Совета от 30 апреля 2021 года № 5.

      В целях реализации пункта 6 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Евразийский межправительственный совет решил:

      1. Утвердить прилагаемые Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года (далее – Основные направления).

      2. Правительствам государств – членов Евразийского экономического союза совместно с Евразийской экономической комиссией обеспечить реализацию Основных направлений.

      3. Евразийской экономической комиссии подготовить совместно с государствами – членами Евразийского экономического союза проект плана мероприятий по реализации Основных направлений и представить его до 31 декабря 2021 г. для рассмотрения Советом Евразийской экономической комиссии.

      4. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.


Члены Евразийского межправительственного совета:

От Республики Армения

От Республики
Беларусь

От Республики
Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации

  УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Евразийского
межправительственного совета
от 30 апреля 2021 г. № 5

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года

I. Общие положения

      Настоящие Основные направления разработаны в соответствии со статьей 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор), являются среднесрочным стратегическим документом и определяют цель, задачи, направления, инструменты, приоритетные виды экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (далее – Союз) по перечню согласно приложению № 1, относящиеся к добывающей и обрабатывающей промышленности (за исключением пищевой переработки) в соответствии с национальными классификаторами видов экономической деятельности, и перечень чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества государств – членов Союза (далее – государства-члены), в целях взаимного информирования государств-членов о планируемых мерах промышленной политики и проведения консультаций до 2025 года.

      Настоящие Основные направления не распространяются на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, производство кокса и продуктов нефтепереработки, а также на производство вооружения и боеприпасов.

      В целях реализации настоящих Основных направлений государства-члены обеспечивают проведение промышленной политики в рамках Союза в соответствии с правом Союза.

      Реализация настоящих Основных направлений не должна препятствовать разработке, формированию и реализации политики государств-членов в промышленной сфере.

II. Определения

      Для целей настоящих Основных направлений используются понятия, которые означают следующее:

      "евразийская технологическая платформа" – объект инновационной инфраструктуры, позволяющий обеспечить эффективную коммуникацию и создание перспективных коммерческих технологий, высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции на основе участия всех заинтересованных лиц (представителей бизнес-сообществ, органов государственной власти, общественных организаций);

      "евразийский центр компетенций" – объект инфраструктуры, в том числе на базе высшего учебного заведения или научной организации, позволяющий обеспечить разработку инновационных решений в области сквозных технологий (по ключевым научно-технологическим направлениям, оказывающим влияние на перспективные технологические рынки и отрасли промышленности) и глобальное лидерство для компаний, которые используют данные технологии для производства товаров и услуг;

      "системообразующее предприятие" – предприятие государства-члена, важнейшее для развития соответствующей отрасли, реализующее инновационные и инвестиционные проекты, оказывающие существенное влияние на динамику производства и занятость в соответствующих отраслях промышленности;

      "сквозные технологии" – технологии, которые одновременно охватывают несколько трендов или отраслей промышленности (например, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, нейротехнологии и искусственный интеллект, квантовые технологии, "большие данные", системы распределенного реестра, технологии виртуальной и дополненной реальности и др.);

      "совместный проект" – проект, направленный на развитие кооперационных связей, реализуемый совместно организациями государств-членов, в том числе в рамках евразийских технологических платформ;

      "чувствительный товар" – товар с высоким уровнем конкуренции между производителями различных государств-членов.

III. Ключевые тренды, вызовы и риски для промышленного развития и сотрудничества государств-членов

      К ключевым трендам мировой экономики, оказывающим влияние на динамику и устойчивость промышленного развития государств-членов, относятся:

      ускорение научно-технического прогресса и технологической трансформации в сфере промышленности, связанное с роботизацией и цифровизацией производственных процессов;

      широкое распространение, кастомизация промышленных товаров и услуг по запросам потребителей;

      расширение технологического и торгового протекционизма на мировом рынке промышленных товаров.

      Данные изменения создают следующие вызовы промышленному развитию и сотрудничеству государств-членов:

      рост конкуренции (в том числе недобросовестной) со стороны производителей промышленных товаров и услуг третьих стран как на внутреннем рынке Союза, так и на внешних рынках и необходимость оперативно реагировать на него;

      технологическое отставание и зависимость от существующих или формирующихся производственно-технологических центров;

      распространение новых технических стандартов, создающее дополнительные барьеры для доступа на внешние рынки;

      увеличение отставания по уровню оплаты труда от промышленно развитых стран и усиление оттока высококвалифицированных кадров за рубеж;

      незаконный оборот промышленных товаров и отсутствие синхронизированных информационных систем прослеживаемости.

      К ключевым рискам для промышленного развития и сотрудничества государств-членов могут быть отнесены:

      наступление очередной рецессии мировой экономики;

      усиление волатильности мировых цен на основные экспортируемые промышленные товары государств-членов;

      резкие изменения обменных курсов мировых валют и национальных валют государств-членов, радикально меняющие направления внешнеторговых потоков;

      возникновение недобросовестных практик субсидирования и конкурентной борьбы в рамках Союза, усиление протекционистских мер, появление новых барьеров;

      увеличение доли незаконного оборота промышленных товаров на территориях государств-членов;

      появление и массовое внедрение в индустриально развитых странах новых эффективных технологий производства промышленных товаров, снижающих конкурентные преимущества товаров Союза на мировых рынках сбыта.

IV. Цель и задачи промышленного сотрудничества в рамках Союза

      Целью промышленного сотрудничества в рамках Союза являются ускорение и повышение устойчивости промышленного развития на основе эффективного и взаимовыгодного сотрудничества государств-членов для построения современной, интеллектуальной, конкурентоспособной на мировом рынке экономики Союза.

      Достижение этой цели к 2025 году с учетом имеющихся результатов и текущего уровня промышленного сотрудничества в рамках Союза, национальных приоритетов развития государств-членов, существующих вызовов и вероятных рисков потребует решения следующих задач:

      стимулирование опережающего роста промышленного производства государств-членов на основе использования потенциала рынка Союза;

      повышение конкурентоспособности промышленных предприятий государств-членов, продвижение экспорта их совместно произведенных товаров путем совместной работы на внешних рынках;

      переход на новый уровень технологического развития промышленного производства путем совместного стимулирования инновационного развития и цифровой трансформации промышленности;

      развитие промышленной интеграции в рамках реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12;

      совершенствование системы маркировки и прослеживаемости промышленных товаров в рамках Союза;

      информационное взаимодействие и аналитическая деятельность.

V. Направления развития промышленного сотрудничества в рамках Союза

      Направления развития промышленного сотрудничества в рамках Союза определяют общие подходы к проработке вопросов и реализации проектов при взаимодействии государств-членов для осуществления промышленного сотрудничества в рамках Союза.

      К направлениям развития промышленного сотрудничества в рамках Союза относятся использование потенциала рынка Союза, совместная работа на экспортных рынках, инновационное сотрудничество и цифровизация промышленности, стратегические направления углубления промышленной интеграции, совершенствование системы маркировки и прослеживаемости промышленных товаров в рамках Союза, информационное взаимодействие и аналитическая деятельность.

      Каждое направление определяет часть вопросов, касающихся развития промышленного сотрудничества в рамках Союза. Совокупность направлений позволяет определить ключевые моменты для систематизации предложений по промышленному сотрудничеству в рамках Союза, подготовки и реализации совместных проектов.

Направление 1. Использование потенциала рынка Союза

1. Выявление и устранение барьеров

      Для обеспечения взаимодействия промышленных организаций с органами Союза по вопросам, касающимся барьеров на рынке Союза и для развития предприятий государств-членов Евразийская экономическая комиссия (далее – Комиссия):

      проводит работу с обращениями промышленных организаций по вопросам, касающимся барьеров;

      разрабатывает предложения по устранению барьеров для рассмотрения органами Союза.

      Комиссия совместно с государствами-членами осуществляет:

      мониторинг системообразующих предприятий государств-членов (с проведением анкетирования) и готовит 1 раз в 2 года доклад о выявленных барьерах на основе указанного мониторинга;

      подготовку предложений по снижению трансграничных барьеров и формированию условий для производственной кооперации.

2. Координация промышленных политик государств-членов в отношении чувствительных товаров

      В целях взаимного информирования государств-членов о принимаемых мерах по поддержке производства чувствительных товаров Комиссия совместно с государствами-членами:

      реализует механизм взаимного информирования государств-членов о планируемых направлениях реализации национальной промышленной политики в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Союза, по перечню согласно приложению № 2 в соответствии с порядком согласно приложению № 3;

      проводит на постоянной основе мониторинг и осуществляет анализ нормативных правовых актов, принимаемых государствами-членами в отношении чувствительных товаров;

      обеспечивает ведение на официальном сайте Союза реестра нормативных правовых актов (проектов актов), принятых (разработанных) государствами-членами в отношении чувствительных товаров (реестр формируется на основании информации, представляемой государствами-членами в соответствии с пунктом 17 Порядка, предусмотренного приложением № 3 к настоящим Основным направлениям, и результатов проводимого Комиссией мониторинга разработки и принятия государствами-членами нормативных правовых актов в отношении чувствительных товаров);

      подготавливает ежеквартально отчет об исполнении государствами-членами права Союза в отношении чувствительных товаров и направляет его государствам-членам для учета в работе;

      при выявлении нормативных правовых актов (проектов актов), в отношении которых государствами-членами не было обеспечено предварительное информирование, направляет информацию о них в уполномоченные органы государств-членов и при поступлении обращения от государств-членов инициирует проведение консультаций;

      осуществляет мониторинг исполнения механизма обязательного информирования о проектах нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление специфических субсидий производителям чувствительных товаров;

      осуществляет анализ проектов нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление специфических субсидий производителям чувствительных товаров, и подготавливает заключение об их соответствии положениям Договора;

      обобщает информацию о принятых государствами-членами нормативных правовых актах, предусматривающих предоставление специфических субсидий производителям чувствительных товаров;

      организует при необходимости консультации государств-членов перед принятием мер промышленной политики в отношении чувствительных товаров для учета взаимных позиций государств-членов.

3. Формирование кооперационного сотрудничества и реализация совместных проектов

      В целях углубления кооперационных связей промышленных комплексов государств-членов, формирования евразийских производственных цепочек, расширения участия в них малых и средних промышленных компаний, повышения эффективности обмена новыми знаниями и технологиями, их внедрения на промышленных предприятиях государств-членов Комиссия совместно с государствами-членами осуществляет:

      формирование евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий;

      формирование предложений по перспективным кооперационным проектам, механизмам их реализации (в том числе в рамках цифровой повестки Союза);

      формирование карты индустриализации Союза, ее опубликование на официальном сайте Союза, а также актуализацию;

      подготовку периодических отраслевых обзоров.

      На основании карты индустриализации Союза Комиссия осуществляет мониторинг ее реализации и актуализирует ее содержание по предложениям уполномоченных органов государств-членов.

      Для реализации проектов на основе наилучших мировых практик Комиссия совместно с государствами-членами обеспечивает взаимное участие организаций, финансовых и нефинансовых институтов, банков государств-членов в реализации таких проектов путем проведения поиска и отбора проектов с интеграционным эффектом.

4. Углубление кооперационного сотрудничества

      В целях стимулирования заинтересованности промышленных организаций государств-членов в налаживании и углублении кооперационного сотрудничества, взаимного учета выполняемых в государствах-членах технологических операций Комиссия совместно с государствами-членами:

      разрабатывает предложения по расширению механизмов поддержки кооперационных проектов в рамках Союза (в том числе посредством привлечения международных финансовых институтов) для рассмотрения органами Союза;

      прорабатывает возможность унификации требований к промышленным товарам, предусмотренных законодательством государств-членов, с учетом актов органов Союза;

      формирует на основе предложений государств-членов перечень товаров, в отношении которых целесообразно определить условия, производственные и технологические операции, при выполнении которых товар будет считаться происходящим из государства-члена, для последующего внесения изменений в приложение № 1 к Правилам определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г.№ 105.

Направление 2. Совместная работа на экспортных рынках

1. Продвижение совместно произведенных товаров на рынки третьих стран

      Для объединения усилий в целях совместного выхода и стимулирования экспорта промышленных товаров и услуг на рынки третьих стран (в том числе для реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года) государства-члены при участии Комиссии формируют механизм взаимодействия, направленного на совместный выход на рынки третьих стран (в том числе на экспорт промышленных услуг), и прорабатывают следующие вопросы:

      возможность формирования механизма финансирования в национальных валютах государств-членов для поддержки проектов с интеграционным эффектом (при участии Евразийского банка развития);

      возможность применения совместных мер нефинансовой поддержки экспорта в части использования информационных ресурсов, созданных в государствах-членах для поддержки экспорта товаров, произведенных в государствах-членах, на рынки третьих стран (в том числе проведения совместных выставочно-ярмарочных мероприятий с размещением информации на официальном сайте Союза).

      Комиссия в целях аналитического сопровождения работы на экспортных рынках:

      проводит анализ перспективных рынков и отраслей промышленности для совместного экспорта государств-членов и при необходимости разрабатывает соответствующие рекомендации для государств-членов;

      проводит мониторинг экспорта на рынки третьих стран и разрабатывает при необходимости предложения по развитию экспорта и сотрудничеству государств-членов с целью предотвращения конкуренции между производителями государств-членов на рынках третьих стран;

      проводит анализ наилучших мировых практик поддержки экспорта и при необходимости разрабатывает предложения по совершенствованию применяемых механизмов для рассмотрения органами Союза;

      подготавливает обзоры внешних рынков и иной аналитической информации для экспортеров и потенциальных экспортеров государств-членов с использованием аналитической информации Евразийского банка развития.

2. Работа с объединениями деловых кругов третьих государств

      Для применения наилучших мировых практик, создания условий для локализации в рамках Союза высокотехнологичных товаров, включения производителей государств-членов в международные производственные цепочки Комиссия организует взаимодействие
с объединениями деловых кругов третьих государств и совместно с государствами-членами реализует следующие мероприятия:

      содействие организации совместно с ведущими производителями государств-членов международных мероприятий, направленных на продвижение интересов бизнес-сообществ государств-членов;

      содействие участию производителей государств-членов в международных выставках, семинарах, конференциях и форумах;

      содействие посещению предприятий государств-членов представителями компаний третьих государств для получения информации о потенциальных партнерах из государств-членов;

      представление промышленным организациям третьих государств информации о преимуществах и особенностях работы на рынке промышленных товаров в рамках Союза;

      проведение анализа проблемных вопросов, ограничивающих развитие отраслевых локализованных производств в государствах-членах, включение промышленных организаций государств-членов в международные производственные цепочки, продвижение товаров государств-членов на внешние рынки и подготовка с учетом наилучших мировых практик предложений для рассмотрения органами Союза.

3. Сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями

      Для применения в рамках Союза наилучших мировых практик, развития международной производственной и научно-технической кооперации, создания условий для продвижения промышленных товаров и услуг на рынки третьих стран Комиссия оказывает содействие государствам-членам в организации взаимодействия с:

      правительствами и государственными органами третьих государств;

      международными организациями и международными интеграционными объединениями.

      Комиссия совместно с государствами-членами:

      участвует в крупнейших международных мероприятиях, обеспечивает включение вопросов, касающихся промышленного сотрудничества в рамках Союза, в повестку дня этих мероприятий по согласованию с государствами-членами;

      представляет на международных площадках информацию о целях, задачах, основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Союза;

      организует обмен опытом с международными организациями о наилучших практиках мониторинга, прогнозирования, стимулирования развития промышленных комплексов государств-членов;

      учитывает международный опыт при разработке предложений для рассмотрения органами Союза.

Направление 3. Инновационное сотрудничество и цифровизация промышленности

1. Формирование общей системы технологического прогнозирования в рамках Союза

      В целях своевременного выявления наиболее перспективных тенденций и возможностей в сфере развития технологий Комиссия совместно с государствами-членами может осуществлять следующие мероприятия:

      формирование постоянно действующей площадки для обсуждения тенденций и прогнозов развития технологий по ключевым направлениям с участием представителей институтов развития, организаций – разработчиков инноваций (включая научно-исследовательские, промышленные предприятия);

      организация обсуждения прогнозов технологического развития, подготовленных организациями, государственными органами государств-членов, а также международными организациями;

      подготовка обзора о тенденциях и перспективах развития технологий, рынков инновационных товаров в мире и в рамках Союза и выработка предложений о перспективных направлениях технологического сотрудничества в рамках Союза, мерах его поддержки.

2. Взаимодействие в рамках евразийских технологических платформ

      Для обеспечения технологического развития промышленных организаций, своевременного внедрения в производство инновационных разработок Комиссия совместно
с государствами-членами организует взаимодействие ведущих промышленных предприятий, научных и образовательных учреждений, государственных органов, общественных организаций в рамках евразийских технологических платформ как постоянно действующих площадок сотрудничества по направлениям технологического развития и реализует следующие мероприятия:

      координация деятельности евразийских технологических платформ, взаимодействие по вопросам выявления потребности реального сектора экономики государств-членов в новых технологиях, определения наилучших мировых практик для возможного применения на промышленных предприятиях государств-членов, налаживания инновационного сотрудничества и поддержки совместных инициатив и совместных проектов, выявления барьеров, препятствующих научно-техническому развитию государств-членов, выработки рекомендаций по их устранению и др.;

      формирование предложений с учетом инициатив ведущих промышленных, научных организаций государств-членов и участников евразийских технологических платформ по актуальным направлениям технологического развития;

      подготовка совместно с участниками евразийских технологических платформ предложений по межгосударственным программам и проектам для рассмотрения органами Союза;

      координация реализации совместных программ и высокотехнологичных проектов, в том числе с привлечением международных институтов развития (Евразийский банк развития, Евразийский фонд стабилизации развития и др.);

      содействие участникам евразийских технологических платформ в организации выставок, семинаров, конференций и форумов для продвижения технологических разработок государств-членов, углубления технологического взаимодействия в реальном секторе экономики;

      проведение мониторинга деятельности евразийских технологических платформ, подготовка соответствующего доклада (с указанием предложений по повышению эффективности их работы).

3. Формирование евразийских центров компетенций

      Выбор способов решения конкретных прикладных задач инновационного развития и модернизации промышленных предприятий государств-членов с учетом наилучших мировых практик может реализовываться посредством создания государствами-членами условий для формирования хозяйствующими субъектами государств-членов евразийских центров компетенций, включая содействие:

      формированию евразийских центров компетенций по актуальным направлениям технологического развития с учетом инициатив ведущих промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, бизнес-ассоциаций и объединений государств-членов;

      организации евразийскими центрами компетенций выставок, семинаров, конференций и форумов для информирования организаций реального сектора экономики о мировых и отечественных трендах технологического развития, о наилучших доступных для внедрения технологиях и др.

      Государства-члены совместно с Комиссией:

      координируют работу евразийских центров компетенций, взаимодействуют по вопросам применения наилучших мировых практик для реализации межгосударственных программ и проектов, экспертизы внедряемых промышленными предприятиями технологий, разработки отраслевых рекомендаций по направлениям технологической модернизации и др.;

      анализируют деятельность евразийских центров компетенций, разрабатывают предложения по повышению эффективности их работы для рассмотрения органами Союза.

4. Обмен опытом в сфере промышленно-технологического сотрудничества

      Комиссия совместно с государствами-членами, в том числе в рамках деятельности евразийских технологических платформ и евразийских центров компетенций в сфере промышленно-технологического сотрудничества, содействует установлению рабочих контактов между научно-исследовательскими организациями, институтами развития и промышленными предприятиями государств-членов, разрабатывает предложения по повышению эффективности реализуемых в государствах-членах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для рассмотрения органами Союза.

      Комиссия на основании предложений государств-членов публикует на официальном сайте Союза перечни:

      научно-исследовательских организаций государств-членов;

      завершенных, проводимых и планируемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленной сфере, факт проведения которых не является государственной или коммерческой тайной;

      технологических компаний (стартапов) государств-членов;

      центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальными научными установками в государствах-членах;

      инжиниринговых центров государств-членов;

      испытательных центров государств-членов.

5. Углубление сотрудничества в рамках деятельности объектов индустриально-инновационной инфраструктуры

      В целях углубления сотрудничества в рамках реализации проектов, создания объектов индустриально-инновационной инфраструктуры, повышения эффективности участия в них промышленных организаций Комиссия совместно с государствами-членами участвует в развитии механизма "единого окна" и обеспечении условий его доступности для предпринимателей и производителей, желающих создать производства.

6. Цифровая трансформация промышленности государств-членов

      Для внедрения электронных систем и повышения конкурентных преимуществ промышленных организаций Комиссия совместно с государствами-членами обеспечивает развитие сотрудничества в сфере цифровой трансформации промышленности и реализует при участии отраслевых ассоциаций, ведущих технологических компаний и профильных организаций государств-членов следующие мероприятия:

      опубликование каталогов, содержащих описание наилучших мировых практик цифровизации промышленности;

      опубликование реестров программного и аппаратного обеспечения для применения в промышленности;

      подготовка рекомендаций по вопросам цифровой трансформации предприятий и реализации цифровых проектов.

Направление 4. Стратегические направления углубления промышленной интеграции

1. Всесторонняя оценка целесообразности формирования общей стратегии развития промышленности

      Комиссия совместно с государствами-членами осуществляет подготовку комплексного доклада о целесообразности формирования в рамках Союза общей стратегии развития промышленности.

2. Оценка инструментов и уровней государственной поддержки промышленности в государствах-членах и проработка возможных направлений их сближения

      В целях выработки гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию Комиссия совместно с государствами-членами реализует следующие мероприятия:

      проведение анализа и оценки инструментов, механизмов и уровней государственной поддержки промышленности в государствах-членах;

      подготовка доклада об инструментах, уровнях государственной поддержки промышленности в государствах-членах (с указанием предложений по возможным направлениям их сближения) для рассмотрения органами Союза.

3. Развитие экономического сотрудничества в сфере "зеленых" технологий и защиты окружающей среды

      В целях развития экономического сотрудничества в сфере "зеленых" технологий и защиты окружающей среды Комиссия совместно с государствами-членами реализует следующие мероприятия:

      изучение вопроса введения поэтапного запрета на ввоз и производство одноразового пластика (в том числе пакетов);

      формирование предложений на основе анализа промышленной отрасли.

Направление 5. Снижение доли незаконного оборота промышленных товаров и развитие синхронизированных информационных систем прослеживаемости

      В целях совершенствования системы маркировки и прослеживаемости промышленных товаров, обеспечения прослеживаемости промышленных товаров, перемещаемых между государствами-членами, Комиссия и государства-члены реализуют следующие меры и механизмы:

      принимают участие в разработке проектов актов органов Союза по вопросам прослеживаемости промышленных товаров, перемещаемых между государствами-членами, в целях реализации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, от 29 мая 2019 года;

      принимают участие в разработке единого цифрового каталога товаров Союза на основе соответствующих каталогов государств-членов в части, касающейся промышленных товаров.

Направление 6. Информационное взаимодействие и аналитическая деятельность

      Информационное взаимодействие государств-членов при реализации настоящих Основных направлений (включая формирование информационных ресурсов, реестров и др.) осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Союза.

      В целях аналитического сопровождения принимаемых решений Комиссия:

      готовит ежеквартально электронный информационно-аналитический обзор о состоянии и тенденциях развития промышленности государств-членов с использованием индикаторов по перечню согласно приложению № 4 (пункты 1 и 2 раздела I указанного перечня) и размещает его на официальном сайте Союза;

      осуществляет мониторинг рынка промышленных товаров в рамках Союза с использованием индикаторов в соответствии с разделами I – III перечня, предусмотренного приложением № 4 к настоящим Основным направлениям, и разрабатывает предложения по использованию потенциала рынка Союза;

      готовит ежегодно доклад о результатах мониторинга рынка промышленных товаров в рамках Союза, включая результаты мониторинга кооперационного сотрудничества с использованием индикаторов в соответствии с разделами IV и V перечня, предусмотренного приложением № 4 к настоящим Основным направлениям;

      готовит ежегодно доклад о результатах мониторинга реализации настоящих Основных направлений, включающий в себя при необходимости информацию о результатах мониторинга системообразующих предприятий государств-членов, для рассмотрения Евразийским межправительственным советом;

      готовит ежегодно обзор проектов создания промышленных производственных мощностей в государствах-членах.

  ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Основным направлениям
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза до 2025 года

ПЕРЕЧЕНЬ
приоритетных видов экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза

      1. Специализированное машиностроение

      2. Автомобилестроение

      3. Станкостроение

      4. Авиастроение

      5. Космические технологии

      6. Легкая промышленность

      7. Химическая промышленность

      8. Обработка древесины и производство изделий из дерева

      9. Энергетическое машиностроение, электротехническая и кабельная промышленность

      10. Системы накопления энергии

      11. Возобновляемая энергетика

      12. Тяжелое машиностроение

      13. Нефтегазовое машиностроение

      14. Водородная энергетика

      15. Производство автомобильного электротранспорта, комплектующих для него и зарядной инфраструктуры

      16. Промышленная продукция для железнодорожного транспорта

      17. Металлургия

      18. Производство строительных материалов

      19. Ювелирная промышленность

      20. Фармацевтическая промышленность

      21. Ядерные и радиационные технологии

      22. Судостроительная промышленность

      23. Производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов

      24. Производство целлюлозы, бумаги и изделий из бумаги

      25. Подготовка и прядение льняного волокна, производство льняных тканей

  ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Основным направлениям
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза до 2025 года

ПЕРЕЧЕНЬ
чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза

Наименование позиции

Код ТН ВЭД *

I. Автомобилестроение

Автомобили легковые

из 8703

Автобусы

из 8702

Автомобили грузовые и специальные

из 8704, 8705

Карьерные самосвалы

из 8704

Прицепы и полуприцепы

из 8716

Части и принадлежности моторных транспортных средств, в том числе двигатели внутреннего сгорания, кузова и шасси автотранспортных средств

из 8407, из 8408,
8706 00 – 8708

II. Производство резиновых и пластмассовых изделий

Шины автомобильные

из 4011

III. Легкая промышленность

Пряжа и ткани хлопчатобумажные

5205 – 5212

Пряжа и ткани шерстяные

5106, 5107, 5109, 5111, 5112

Пряжа и ткани шелковые

5004 00, 5005 00
из 5006 00, 5007

Пряжа и ткани льняные

5306, 5309

Нити и волокна химические

5401 –5406 00 000 0, 5501 – 5504

Ткани из синтетических и искусственных волокон и нитей, в т.ч. комплексных (включая штапельные)

5407 – 5408,
5512 – 5516

Нитки швейные из химических волокон, пряжа из химических волокон (синтетических и искусственных)

5508 – 5511

Одеяла и пледы дорожные

6301

Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное

6302

Ковры и прочие текстильные напольные покрытия

5701 – 5705 00

Трикотажные полотна машинного или ручного вязания

6001 – 6006

Нетканые материалы

5602, 5603

Текстильные материалы пропитанные, в том числе материалы кордные для шин

5902, из 5903, 5906,
из 5907 00 000 0

Трикотажные изделия, включая верхнюю одежду, нательное белье, свитеры, джемперы и аналогичные изделия

6101 – 6117

Одежда из текстильных материалов (кроме трикотажных), включая верхнюю одежду, нательное бельҰ и аналогичные изделия, кроме корсетных изделий

6201 – 6217

Головные уборы

6504 00 000 0 – 6506

Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха

4303

Выделанная кожа, в том числе замша

4104 – 4107, 4112 00 000 0 – 4114

Обувь и части обуви

6401 – 6406

Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия

из 4202

IV. Металлургическая промышленность

Стальной прокат

7208 – 7217, 7219 – 7223 00, 7225 – 7229

Трубы стальные

7303 00 – 7306

V. Промышленность строительных материалов

Стекло

7002 – 7004, 7006 00, 7007

Стекловолокно и стеклоткани

7019

Керамические плиты и плитки

из 6907

Цемент

из 2523

Кирпичи строительные, блоки для полов, камни керамические несущие или для заполнения балочных конструкций и аналогичные изделия из керамики

6904

Санитарно-технические изделия из керамики

6910

Стекло термически полированное и стекло со шлифованной или полированной поверхностью, в листах, имеющее или не имеющее поглощающий, отражающий или неотражающий слой, но не обработанное иным способом

7005

Зеркала стеклянные, в рамах или без рам, включая зеркала заднего обзора

7009

Стеклопакеты

7008 00

Стекло закаленное, стекло многослойное

7007

VI. Производство электрического оборудования

Лампы накаливания и светодиодные лампы

из 8539

VII. Производство машин и оборудования

для сельского и лесного хозяйства

Тракторы гусеничные и колесные

из 8701, из 8709

Комбайны зерноуборочные

из 8433

Машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы

из 8432

VIII. Производство прочего транспортного оборудования

Цельнокатаные колеса для железнодорожного подвижного состава

из 8607

      * Для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться наименованием вида продукции, коды ТН ВЭД ЕАЭС приведены в справочных целях.

  ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Основным направлениям
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза до 2025 года

ПОРЯДОК
взаимного информирования государств – членов Евразийского экономического союза и проведения консультаций в отношении чувствительных товаров

I. Общие положения

      1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 8 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в целях взаимного учета позиций государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз) перед принятием мер промышленной политики в отношении чувствительных товаров по перечню, предусмотренному приложением № 2 к Основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденным Решением Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2021 г. № 5 (далее – перечень чувствительных товаров), и определяет сроки и последовательность действий уполномоченных в области разработки нормативных правовых актов по вопросам реализации национальной промышленной политики органов государственной власти государств-членов (далее – уполномоченные органы) и Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) при проведении консультаций в отношении чувствительных товаров (далее – консультации) и взаимном информировании государств-членов о планируемых направлениях реализации национальной промышленной политики (далее – взаимное информирование).

      2. По предложению государства-члена и с согласия остальных государств-членов проведение консультаций и взаимное информирование могут осуществляться в отношении товаров, не включенных в перечень чувствительных товаров.

      3. Проведение консультаций и взаимное информирование не препятствуют осуществлению государствами-членами внутригосударственного согласования проектов нормативных правовых актов и принятию ими таких актов.

      Для целей настоящего Порядка под нормативными правовыми актами (проектами актов) понимаются нормативные правовые акты государств-членов в сфере промышленности, ведомственные акты органов государственной власти государств-членов (проекты таких актов), государственные и ведомственные программы (проекты таких программ) по вопросам реализации национальной промышленной политики.

      4. При организации проведения консультаций и взаимном информировании государствами-членами и Комиссией при наличии технической возможности используются оперативные каналы связи (электронная почта, факсимильная связь).

II. Проведение консультаций

      5. Консультации проводятся по предложениям уполномоченных органов.

      Комиссия по согласованию с государствами-членами может инициировать проведение консультаций в случае, если в отношении нормативных правовых актов (проектов актов) государствами-членами не было обеспечено предварительное информирование в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка.

      6. Предложения о проведении консультаций направляются в Комиссию уполномоченным органом не позднее 20 рабочих дней до предлагаемой даты проведения консультаций.

      7. Комиссия в течение 3 рабочих дней со дня получения предложения о проведении консультаций направляет соответствующую информацию в уполномоченные органы других государств-членов
с указанием предлагаемой даты, места и формата проведения консультаций.

      8. Уполномоченные органы в течение 7 рабочих дней со дня получения информации от Комиссии информируют Комиссию о согласовании предложения о проведении консультаций либо направляют свои предложения о проведении консультаций, а также информацию об участниках консультаций.

      9. Информационное сопровождение консультаций (составление проекта протокола, рассылка информации о позициях государств-членов) осуществляется Комиссией.

      10. Консультации могут проводиться в рамках Консультативного комитета по промышленности и (или) на площадке Комиссии.

      Проведение консультаций может осуществляться путем проведения заседания как в очном формате, так и в формате видеоконференции.

      11. При проведении консультаций в формате видеоконференции организация видео-конференц-связи обеспечивается уполномоченными органами и Комиссией самостоятельно.

      12. В консультациях могут принимать участие:

      а) от государств-членов – представители уполномоченных органов и иных заинтересованных органов, а также по приглашению уполномоченных органов – представители бизнес-сообществ, организаций-производителей и потребителей промышленной продукции, ассоциаций и иных объединений производителей и потребителей;

      б) от Комиссии – представители департамента, к компетенции которого относятся вопросы промышленной политики, а также иных заинтересованных департаментов Комиссии.

      13. По итогам проведения консультаций составляется протокол, который направляется государствам-членам в течение 5 рабочих дней с даты проведения консультаций.

      14. По предложению государства-члена в ходе консультаций может быть рассмотрен вопрос о разработке и внесении в Комиссию заинтересованным государством-членом соответствующего проекта акта органа Союза.

      15. Расходы, связанные с проведением консультаций, осуществляются государствами-членами и Комиссией самостоятельно.

III. Взаимное информирование

      16. Государства-члены обеспечивают информирование уполномоченными органами Комиссии о планируемых направлениях реализации национальной промышленной политики в отношении чувствительных товаров путем направления проектов нормативных правовых актов, а также информации о них по форме согласно приложению.

      17. Проекты нормативных правовых актов и информация о них направляются уполномоченными органами в Комиссию после согласования этих проектов нормативных правовых актов
с заинтересованными органами государственной власти государств-членов, а проекты нормативных правовых актов, не требующих согласования с другими органами государственной власти государства-члена, и информация о них – после проведения внутриведомственного согласования.

      В случае если в проекте нормативного правового акта предусмотрены меры субсидирования, соответствующие положениям пункта 3 статьи 93 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, уполномоченным органом также представляется в Комиссию информация по формам, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2014 г. № 111.

      18. Комиссия обеспечивает направление поступивших от уполномоченного органа проекта нормативного правового акта и информации о нем в уполномоченные органы других государств-членов в течение 3 рабочих дней со дня поступления в Комиссию указанных проекта и информации, а также вносит поступившие от уполномоченного органа проекты нормативных правовых актов и информацию о них в реестр нормативных правовых актов (проектов актов), принятых (разработанных) государствами-членами в отношении чувствительных товаров, размещенный в закрытом доступе на официальном сайте Союза.

      19. Уполномоченные органы направляют в Комиссию замечания и предложения по поступившему проекту нормативного правового акта (при наличии) не позднее 20 рабочих дней со дня получения ими проекта акта и информации о нем или не позднее 20 рабочих дней со дня внесения проекта нормативного правового акта в реестр, указанный в пункте 18 настоящего Порядка.

      20. Комиссия в течение 3 рабочих дней со дня получения от уполномоченных органов замечаний и предложений по поступившему проекту нормативного правового акта представляет их
в уполномоченный орган, представивший этот проект, который рассматривает их и не позднее 10 рабочих дней со дня получения замечаний и предложений представляет в Комиссию информацию о результатах их рассмотрения.

      21. Комиссия в течение 3 рабочих дней со дня получения информации, указанной в пункте 20 настоящего Порядка, направляет ее в уполномоченные органы других государств-членов.

      22. Информирование Комиссии и государств-членов о проектах нормативных правовых актов не препятствует прохождению процедуры внутригосударственного согласования и принятию этих актов государством-членом.

  ПРИЛОЖЕНИЕ
к Порядку взаимного информирования
государств – членов Евразийского экономического
союза и проведения консультаций в отношении
чувствительных товаров

ФОРМА
взаимного информирования государств – членов Евразийского экономического союза в отношении чувствительных товаров

Наименование проекта нормативного правового акта

Товары (отрасль), в отношении которых будет применяться нормативный правовой акт

Срок разработки, планируемая дата принятия нормативного правового акта
 

Цель принятия нормативного правового акта

Описание мер промышленной политики, предусмотренных проектом нормативного правового акта

Срок действия нормативного правового акта

Дополнительная информация*

1

2

3

4

5

6

7

      *Указываются имеющиеся в распоряжении уполномоченного органа государственной власти государства – члена Евразийского экономического союза статистические данные по товару (отрасли), а также оценка влияния на отрасль мер, предусмотренных проектом нормативного правового акта, и иная информация.

  ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к Основным направлениям
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза до 2025 года

ПЕРЕЧЕНЬ
индикаторов развития промышленности и кооперационного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза

I. Индикаторы роста и структуры промышленного производства

      1. Темпы роста промышленного производства в целом и в обрабатывающей промышленности в частности в сопоставимых ценах

      2. Объемы роста производства промышленных товаров в целом и товаров обрабатывающей промышленности в частности государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз) в отчетном периоде (в долларах США)

      3. Доля обрабатывающей промышленности в структуре промышленности по валовой добавленной стоимости (в процентах)

      4. Доля валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте государств-членов (в процентах)

      5. Доля высокотехнологичных промышленных видов деятельности в объеме производства товаров обрабатывающей промышленности (в процентах)

      6. Темпы роста обрабатывающей промышленности государств-членов в сопоставимых ценах в сравнении с динамикой мировой обрабатывающей промышленности, а также стран Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики (составляется таблица, в которой за 5 последних лет отражаются темпы роста производства товаров обрабатывающей промышленности государств-членов, стран Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики)

      7. Доля государств-членов в формировании добавленной стоимости мировой обрабатывающей промышленности в отчетном периоде

II. Индикаторы эффективности работы обрабатывающей промышленности государств-членов

      1. Производительность труда по валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности государств-членов в сравнении с мировым уровнем производительности труда в обрабатывающей промышленности

      2. Темпы роста производительности труда по валовой добавленной стоимости в промышленности в целом и в обрабатывающей промышленности в частности государств-членов (в долларах США)

III. Индикаторы использования потенциала рынка

промышленных товаров в рамках Союза

      1. Изменение доли товаров обрабатывающей промышленности государств-членов на рынке промышленных товаров в рамках Союза в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом (в процентных пунктах) (показатель рассчитывается по обрабатывающей промышленности в целом и в разрезе ее видов деятельности)

      2. Доля импорта (промежуточного потребления) в стоимости произведенных товаров обрабатывающей промышленности государств-членов в отчетном периоде (в процентах)

IV. Индикаторы внешней торговли

      1. Объем и темпы роста экспорта промышленных товаров в третьи страны (в долларах США)

      2. Отношение экспорта промышленных товаров в третьи страны к объему производства промышленных товаров государствами-членами

      3. Доля товаров высокотехнологичных отраслей в экспорте промышленных товаров государств-членов в третьи страны (в процентах)

      4. Доля экспорта промышленных товаров государств-членов в третьи страны в общем объеме мирового экспорта (в процентах)

V. Индикаторы кооперационного сотрудничества

      1. Объем и темпы роста кооперационных поставок между государствами-членами

      2. Объем и темпы роста кооперационных поставок в рамках торговли с третьими странами

      3. Индекс производственной кооперации промышленности государств-членов, определенный как отношение объемов кооперационных поставок между государствами-членами к объему промышленного производства в обрабатывающей промышленности государств-членов

      4. Объемы накопленных взаимных прямых инвестиций в рамках Союза

      5. Индекс вовлеченности в глобальные мировые цепочки, определенный как отношение объема кооперационных поставок в рамках торговли с третьими странами к объему промышленного производства в государствах-членах

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.