Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 56, пунктами 1 и 4 статьи 57 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, пунктом 48 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), в целях реализации распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 25 марта 2020 г. № 11 "О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19", распоряжения Евразийского межправительственного совета от 10 апреля 2020 г. № 6 "О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции COVID-19" и пункта 5 комплексного плана мероприятий в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и иных инфекционных заболеваний на территориях государств – членов Евразийского экономического союза, утвержденного распоряжением Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 г. № 16,
рекомендует государствам – членам Евразийского экономического союза с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Евразийского экономического союза при возникновении вспышек инфекционных заболеваний применять Санитарно-эпидемиологические рекомендации согласно приложению.
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии |
М. Мясникович |
ПРИЛОЖЕНИЕ к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2022 г. № 12 |
Санитарно-эпидемиологические рекомендации, регламентирующие согласованный алгоритм реагирования на вспышки инфекционных заболеваний
I. Общие положения
1. Настоящие Рекомендации предусматривают согласованный алгоритм реагирования на вспышки инфекционных заболеваний в случае их возникновения на территориях государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз) и направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, укрепление систем государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) и здравоохранения государств-членов, наращивание возможностей в области профилактики и лечения населения в период пандемий (включая пандемию, вызванную коронавирусной инфекцией COVID-19), эпидемий и вспышек инфекционных заболеваний, в том числе связанных со стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и другими событиями, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера.
II. Понятия
Для целей применения настоящих Рекомендаций используются понятия, которые означают следующее:
"имитационные учения" – форма обучения специалистов уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения с отработкой практических навыков по ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера для оценки возможностей таких органов по противодействию распространению инфекционных заболеваний, предполагающая описание или имитацию чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера с последующим описанием или имитацией ответных действий. Проведение имитационных учений позволяет сформулировать доказательно обоснованную оценку функциональных возможностей уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения по реагированию на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера и способствует усилению готовности и ответных мер;
"чрезвычайная ситуация санитарно-эпидемиологического характера" – экстраординарное событие, представляющее риск для здоровья населения в связи с распространением инфекционного заболевания на территории государства-члена, которое может потребовать скоординированных ответных мер со стороны уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения.
Иные понятия, используемые в настоящих Рекомендациях, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, международными договорами и актами, составляющими право Союза.
III. Общие вопросы
2. В целях недопущения завоза и распространения на территориях государств-членов инфекционных заболеваний уполномоченным органам государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения рекомендуется осуществлять санитарно-карантинный контроль и санитарно-противоэпидемические мероприятия в отношении продукции (товаров), пассажиров, экипажей воздушных, водных и наземных транспортных средств, поездных бригад и транспортных средств на таможенной границе Союза с учетом Международных медико-санитарных правил (2005 год), актов органов Союза и санитарно-эпидемиологического законодательства государств-членов.
3. С целью предупреждения распространения инфекционного заболевания на территориях государств-членов в случае возникновения чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера государствам-членам рекомендуется реализовать мероприятия, направленные на:
а) взаимоинформирование о чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера;
б) введение совместных ограничительных мероприятий на приграничных территориях (при необходимости);
в) оказание взаимной консультативной, кадровой и материальной помощи в локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера с использованием специализированных противоэпидемических бригад государств-членов;
г) совместное проведение лабораторных исследований по диагностике инфекционных заболеваний и мониторингу циркуляции их возбудителей во внешней среде;
д) обмен опытом и проведение имитационных учений по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера, в том числе по организации работы медицинских учреждений в условиях чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера, их рациональному перепрофилированию, выявлению имеющихся резервов, которые можно задействовать в случае массовых обращений населения в медицинские учреждения.
4. Для решения вопросов планового и оперативного взаимодействия уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения может быть сформирована рабочая группа, включающая в себя соответствующих специалистов.
5. Алгоритм, предусмотренный настоящими Рекомендациями, может включать следующие мероприятия:
а) обеспечение готовности уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения к вспышкам инфекционных заболеваний (с учетом основных направлений реагирования по перечню согласно приложению);
б) выявление, диагностика инфекционного заболевания, а также изоляция лиц с подозрением на инфекционное заболевание и контактировавших с ними лиц;
в) предотвращение, сдерживание и замедление распространения инфекционного заболевания;
г) обеспечение защиты медицинского персонала при оказании медицинской помощи при инфекционном заболевании и поддержание работы системы оперативного реагирования;
д) обеспечение доступа для уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения и населения к информации о вспышке (эпидемии, пандемии) инфекционного заболевания, указанной в разделе VIII настоящих Рекомендаций.
6. Перечень нозологических форм, количественные критерии инфекционных заболеваний, в отношении которых требуется информирование и оперативное реагирование, а также объем мероприятий в рамках алгоритма, предусмотренного настоящими Рекомендациями, определяются в соответствии с законодательством государств-членов.
IV. Обеспечение готовности уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения к вспышкам инфекционных заболеваний
7. Для обеспечения готовности к вспышкам инфекционных заболеваний рекомендуется реализовать следующие меры:
а) разработка организационной схемы, отражающей структуру взаимодействия уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения на территории государства-члена и на международном уровне (в рамках Союза и с уполномоченными органами третьих стран);
б) разработка унифицированных и количественно охарактеризованных определений очагов с групповой заболеваемостью в зависимости от их этиологии и локализации, характеристики пораженных групп населения и рисков распространения инфекционного заболевания в популяции, которые регламентируют сроки и объемы противоэпидемических мероприятий;
в) проведение субвидового типирования патогенов, ассоциированных со вспышечной заболеваемостью, обеспечивающего сопоставимость результатов исследований, проводимых на территориях государств-членов;
г) создание механизмов реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера и координации действий уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения (анализ и тестирование возможностей систем государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) и здравоохранения с помощью имитационных учений в зависимости от условий и этапа вспышки инфекционного заболевания);
д) разработка механизма участия в проведении противоэпидемических мероприятий команд быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера;
е) обеспечение возможности быстрого выявления случаев инфицирования, отслеживания контактов и проведения лабораторных исследований;
ж) обеспечение возможности наращивания материально-технического и кадрового потенциала медицинских учреждений при увеличении потребности в оказании медицинской помощи;
з) обучение медицинского персонала мерам профилактики инфекций, инфекционного контроля и клиническому ведению инфекционного заболевания;
и) обеспечение подготовки системы здравоохранения к повышенным нагрузкам во время вспышек инфекционных заболеваний;
к) защита и укрепление цепочек поставок медицинских изделий и средств индивидуальной защиты;
л) организация централизованной национальной информационной системы сбора и обобщения данных о санитарно-эпидемиологической ситуации и заболеваемости;
м) организация эффективных коммуникационных связей и обмена данными и информацией со Всемирной организацией здравоохранения и третьими странами в целях получения и предоставления необходимых сведений.
V. Выявление, диагностика инфекционного заболевания, а также изоляция лиц с подозрением на инфекционное заболевание и контактировавших с ними лиц
8. В целях раннего выявления, диагностики инфекционного заболевания, а также изоляции лиц с подозрением на инфекционное заболевание и контактировавших с ними лиц рекомендуется реализовать следующие меры:
а) обеспечение активного выявления всех случаев инфекционного заболевания и изоляции в кратчайший срок лиц с подозрением на инфекционное заболевание и лиц с подтвержденным диагнозом в целях ограничения риска передачи инфекции, в первую очередь контактным лицам первого порядка;
б) организация расследования каждого случая инфекционного заболевания для выявления контактов заболевших, помещение лиц, контактировавших с инфицированными, на изоляцию с последующим наблюдением. Срок наблюдения зависит от инкубационного периода инфекционного заболевания;
в) разработка системы лабораторного обеспечения деятельности уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения с определением перечня нозологических форм, рекомендованных для выявления в рамках диагностического скрининга, методов и алгоритмов лабораторных исследований, обеспечивающих сопоставимость при обмене информацией между государствами-членами;
г) разработка внутренних требований по минимально необходимому оснащению организаций, входящих в систему лабораторного обеспечения деятельности уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения, оборудованием, расходными материалами, обеспечению персоналом, прошедшим соответствующее обучение;
д) проведение ускоренной подготовки медицинских учреждений к работе в условиях чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера и введение в действие мер профилактики инфекций и инфекционного контроля;
е) обеспечение в случае дефицита диагностических средств проведения приоритетного обследования лиц с повышенной вероятностью протекания инфекционного заболевания в тяжелой форме и уязвимых групп населения, медицинского персонала с симптомами инфекционного заболевания, а также лиц с симптомами инфекционного заболевания, находящихся продолжительное время в закрытых помещениях (интернаты, больницы, тюрьмы и др.).
VI. Предотвращение, сдерживание и замедление распространения инфекционного заболевания
10. В целях предотвращения, сдерживания и замедления распространения инфекционного заболевания рекомендуется реализовать следующие меры:
а) обеспечение соблюдения социальной дистанции, правил личной гигиены;
б) введение ограничений при проведении публичных мероприятий (концертов, спортивных мероприятий, религиозных собраний и др.), посещении театров и кинотеатров, закрытие мест массового пребывания людей (баров, ресторанов, спортивных клубов и других аналогичных объектов);
в) внедрение дистанционного обучения в образовательных учреждениях, сокращение неосновной деятельности, осуществляемой этими учреждениями, введение посменных методов работы;
г) ограничение доступа в медицинские учреждения и другие организации, оказывающие услуги населению, за исключением случаев крайней необходимости (по жизненным показаниям);
д) меры, направленные на защиту людей из групп риска (беременные женщины, лица старше 65 лет, другие социально уязвимые слои населения);
е) ограничение перемещения граждан (в случае необходимости), в том числе:
международные и внутренние поездки;
передвижение по городу, району;
перемещение в пределах определенных адресов при росте числа кластерных случаев распространения инфекционного заболевания;
все перемещения в случае неконтролируемого распространения инфекции.
VII. Обеспечение защиты медицинского персонала при оказании медицинской помощи при инфекционных заболеваниях и поддержание работы системы оперативного реагирования
11. Для обеспечения защиты медицинского персонала при оказании медицинской помощи при инфекционных заболеваниях и поддержания работы системы оперативного реагирования при вспышках инфекционных заболеваний рекомендуется реализовать следующие меры:
а) строгое соблюдение мер профилактики инфекционных заболеваний и инфекционного контроля в медицинских учреждениях;
б) обеспечение готовности систем оперативного реагирования и оказания медицинских услуг;
в) установление упрощенных или оптимизация существующих механизмов управления системой оперативного реагирования и координации ее деятельности (использование помещений учреждений немедицинского профиля, разделение помещений медицинских учреждений с организацией отдельных входов для медицинского персонала и для пациентов с инфекционным заболеванием);
г) введение протоколов скрининга и сортировки заболевших на всех пунктах доступа в медицинские учреждения;
д) рациональное использование имеющегося в медицинских учреждениях медицинского персонала;
е) обеспечение доступности основных лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и расходных материалов.
VIII. Обеспечение доступа для уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения и населения к информации о вспышке (эпидемии, пандемии) инфекционного заболевания
12. Для обеспечения своевременного и эффективного реагирования уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения на вспышки инфекционных заболеваний рекомендуется реализовать следующие меры:
а) взаимное информирование о масштабах вспышки (эпидемии, пандемии) инфекционного заболевания, природе угрозы, которую представляет собой инфекционное заболевание, его последствиях с учетом особенностей и специфики вспышки (эпидемии, пандемии) с использованием различных, в том числе инновационных, подходов, технологий;
б) информирование населения о введенных в период режима чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера правилах и ограничениях всеми доступными способами передачи информации своевременно и заблаговременно;
в) предоставление населению информации в доступной форме с учетом возможного отсутствия доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или ограничений в получении информации (люди с инвалидностью, пожилые граждане, малообеспеченные семьи, жители отдаленных и труднодоступных районов);
г) публикация на официальных сайтах государственных органов государств-членов решений по вопросам предотвращения распространения инфекционного заболевания, данных об инфекционном заболевании, о показателях заболеваемости и смертности от него, об уровне распространения как на территории соответствующего государства-члена, так и в мире в целом;
д) регулярный пересмотр подходов, формата и инструментов проведения информационной работы по профилактике инфекционного заболевания, а также предупреждения тяжелых форм заболевания;
е) проведение целевых просветительских кампаний среди всех групп населения о природе угрозы, масштабах вспышки (эпидемии, пандемии) инфекционного заболевания, мерах профилактики, информирование о доступе к услугам учреждений здравоохранения, образования и занятости, социальной защиты.
ПРИЛОЖЕНИЕ к Санитарно-эпидемиологическим рекомендациям, регламентирующим согласованный алгоритм реагирования на вспышки инфекционных заболеваний |
Перечень
основных направлений реагирования на вспышки инфекционных заболеваний
Наименование направления | Содержание направления |
1. Санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) | санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) и предупреждение возникновения вспышек инфекционных заболеваний; организация системы оповещения уполномоченных органов и населения государств – членов Евразийского экономического союза о возникновении чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера; управление информацией в рамках системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля); отслеживание контактов заболевших лиц |
2. Лабораторный сектор | оценка возможностей лабораторного тестирования на наличие инфекционного заболевания; транспортировка лабораторного материала; исследование лабораторного материала; управление лабораторной информацией |
3. Координация и оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера |
координация мер оперативного реагирования |
4. Коммуникация и привлечение общественности | привлечение средств массовой информации; информирование населения о рисках; привлечение общественности к реализации профилактических мер |
5. Ведение случаев инфекционного заболевания и профилактические меры | ведение случаев инфекционного заболевания; профилактика инфекционных заболеваний и меры инфекционного контроля; введение карантина; иммунопрофилактические меры; организация безопасных захоронений; борьба с переносчиками инфекционных заболеваний и ликвидация резервуаров возбудителей инфекций |