В соответствии со статьей 7 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктом 5 Порядка осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99, Высший Евразийский экономический совет решил:
Утвердить прилагаемые Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2024 год.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
От Республики Армения |
От Республики Беларусь |
От Республики Казахстан |
От Кыргызской Республики |
От Российской Федерации |
---|
УТВЕРЖДЕНЫ Решением Высшего Евразийского экономического совета от 25декабря 2023 г. № 27 |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
международной деятельности Евразийского экономического союза на 2024 год
В настоящих Основных направлениях определены ключевые векторы и приоритеты международной деятельности Евразийского экономического союза (далее - Союз) на 2024 год.
Международная деятельность Союза в 2024 году будет направлена на достижение целей Союза, указанных в статье 4 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе), а именно создание условий для стабильного развития экономик государств - членов Союза (далее - государства-члены) в интересах повышения жизненного уровня их населения, стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики, на реализацию Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, продвижение экономических интересов Союза и государств-членов на мировом рынке, выстраивание взаимовыгодного и равноправного сотрудничества Союза с внешними партнерами и международными объединениями с учетом устранения внутренних барьеров в пределах полномочий и в сферах, определенных Договором о Союзе и международными договорами в рамках Союза.
При осуществлении Союзом международной деятельности в 2024 году с учетом меняющейся геоэкономической ситуации в мире приоритетными будут следующие направления:
активизация взаимодействия с заинтересованными в развитии торгово-экономического сотрудничества с Союзом государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), не являющимися членами Союза, а также с другими странами ближнего зарубежья;
развитие механизмов эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с государствами - наблюдателями при Союзе (далее - государства-наблюдатели);
развитие системного диалога с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), странами БРИКС и другими заинтересованными государствами и объединениями Центральной Азии и Ближнего Востока в целях расширения экономического сотрудничества в контексте идеи Большого Евразийского партнерства;
развитие сотрудничества с другими перспективными с точки зрения экономических интересов государств-членов международными организациями, региональными интеграционными объединениями и третьими странами, в том числе путем заключения меморандумов о сотрудничестве (взаимодействии), преференциальных и непреференциальных торговых соглашений, а также интенсификация торгово-экономического взаимодействия с зарубежными партнерами, с которыми заключены такие меморандумы и торговые соглашения;
содействие реализации экспортного потенциала государств-членов, в том числе за счет выхода на новые рынки товаров и услуг;
развитие евразийских транспортных коридоров как составляющей системы глобальных транспортных сообщений и их сопряжение с многосторонними международными проектами;
создание благоприятных условий для бизнеса государств-членов в части ведения внешнеэкономической деятельности, включая упрощение торговых процедур и устранение внутренних барьеров;
создание условий для организации на территориях государств- членов новых совместных высокотехнологичных производств и совместного внедрения в государствах-членах передовых технологий с возможным подключением заинтересованных партнеров из третьих стран.
I. Взаимодействие с международными организациями, региональными интеграционными и межгосударственными объединениями, третьими странами в целях развития существующих механизмов сотрудничества
В 2024 году основные усилия Союза в области международной деятельности будут сосредоточены на развитии уже созданных механизмов сотрудничества, в том числе в рамках заключенных меморандумов, деклараций и торговых соглашений (актуальный перечень указанных документов размещается на официальном сайте Союза), а также на осуществлении планов и программ по реализации указанных документов:
с государствами-наблюдателями:
Республикой Узбекистан, Республикой Куба и Республикой Молдова, в том числе в рамках реализации меморандумов о взаимодействии и планов совместных действий, интенсификации диалога между бизнес-сообществами и расширения повестки взаимодействия совместных рабочих групп, а также в целях повышения эффективности торгово-экономического сотрудничества с государствами-наблюдателями, в том числе путем проработки возможности участия государств-наблюдателей в отдельных кооперационных и инфраструктурных проектах Союза;
с международными организациями:
организациями системы Организации Объединенных Наций (ООН), в частности с:
Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) в целях изучения перспективных механизмов выявления и устранения препятствий во взаимной торговле государств-членов, создания общих рынков и путей развития экономического сотрудничества в рамках интеграционных объединений, по вопросам установления требований к колесным транспортным средствам и контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов путем участия на консультативных началах в специализированных сессиях, включая заседания Рабочей группы ЕЭК ООН по политике в области стандартизации и сотрудничества по вопросам нормативного регулирования и Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств, предоставления качественной статистической информации о социально-экономическом развитии Союза как единого интеграционного объединения на основе современных принципов функционирования и с учетом международных стандартов в сфере статистики, а также участия в международных мероприятиях;
Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) в целях изучения передовых международных практик и участия в заседаниях рабочих органов ЭСКАТО, в том числе Комитета ЭСКАТО по энергетике в части продвижения опыта Союза в сфере энергетики и энергосбережения, Комитета ЭСКАТО по торговле, инвестициям, предпринимательству и инновациям в целях изучения передовых практик в сфере трансграничной безбумажной торговли, Комитета ЭСКАТО по статистике в части изучения международных стандартов в сфере статистики, а также по вопросам, касающимся трудовой миграции, путем организации совместных международных мероприятий;
Экономической комиссией ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) в целях налаживания контактов по вопросам, представляющим взаимный интерес, в том числе в сфере развития предпринимательской деятельности и торговли услугами, посредством обмена аналитическими и справочными материалами и взаимного участия в мероприятиях, в том числе на площадках сторонних организаций;
ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ЭКЛАК и др. в части продвижения повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и укрепления регионального экономического сотрудничества;
Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в части развития тематики диалога между интеграционными объединениями в рамках обновленного по итогам 15-й министерской конференции ЮНКТАД (3-7 октября 2021 г.) мандата данной структуры, включающего интеграционную тематику; в целях изучения опыта в области развития предпринимательства на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также наилучших международных практик; по вопросам оценки экономического воздействия препятствий на взаимную торговлю и экономики государств- членов, выявления перспективных механизмов по урегулированию и разрешению торгово-экономических споров (медиации) с целью устранения препятствий, создания общих рынков и развития экономического сотрудничества; по вопросам применения методологической базы ЮНКТАД при выстраивании информационного взаимодействия, направленного на выявление и устранение препятствий в рамках интеграционных объединений; в сфере конкуренции, в том числе в рамках сессий Межправительственной группы экспертов по конкурентной политике и праву; в сфере защиты прав потребителей посредством участия в деятельности отраслевых консультативных органов, созданных на площадке ЮНКТАД, и проведения совместных тематических мероприятий;
Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) в целях восстановления диалога и актуализации направлений работ, определенных Совместным заявлением о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию от 30 октября 2014 года;
Секретариатом ООН в целях развития взаимодействия по торгово-экономическим вопросам путем обмена информацией и опытом, участия в совместных мероприятиях и исследованиях, экономической стабильности и социального благополучия, защиту экономических прав, а также на достижение Целей устойчивого развития ООН; по вопросам внедрения в сфере статистики Союза цифровых технологий на основе международного стандарта SDMX (обмен статистическими данными и метаданными) в целях обеспечения доступа к статистическим базам данных в интерактивном формате;
Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) по вопросам достижения продовольственной обеспеченности, устойчивого развития сельского хозяйства, включая внедрение цифровых и инновационных технологий, а также организации взаимодействия Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) и ФАО в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, фитосанитарной и ветеринарной безопасности территорий;
Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) в целях изучения наилучших международных практик в сфере интеллектуальной собственности и подготовки предложений по совершенствованию системы правовой охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках Союза посредством организации совместных мероприятий по актуальным вопросам в сфере интеллектуальной собственности, обмена аналитическими и справочными материалами, а также взаимного участия в мероприятиях, представляющих интерес для Комиссии и ВОИС;
Международной организацией по миграции (МОМ) в целях участия в проводимых МОМ региональных проектах и выработки предложений по разрешению конкретных проблемных вопросов в сфере трудовой миграции;
Международной электротехнической комиссией (МЭК) в целях обмена опытом в области установления требований к электротехнической продукции, а также проведения консультаций по проблемным вопросам технического регулирования электротехнической продукции;
Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в пределах компетенции Комиссии в целях развития научно-методического и экспертного потенциала по актуальным для Союза вопросам в сфере регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий, предупреждения распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, выполнения международных медико-санитарных правил, недопущения обращения опасной для жизни и здоровья человека продукции и предупреждения возникновения и распространения резистентности к антимикробным препаратам на основе участия в заседаниях рабочих групп и консультативных органов сторон, обмена опытом и использования рекомендаций ВОЗ в рамках подготовки актов органов Союза, а также в целях выработки предложений по вопросам охраны здоровья трудящихся и членов их семей в государстве трудоустройства;
Всемирной таможенной организацией (ВТамО) посредством участия в пределах компетенции Союза в мероприятиях, проводимых данной организацией, и заседаниях рабочих органов ВТамО в целях изучения передовых практик и продвижения опыта Союза в сфере таможенного регулирования, а также проработки с государствами- членами вопроса присоединения Союза к основополагающим правовым инструментам и средствам ВТамО и осуществления совместных с государствами-членами действий, направленных на получение Союзом статуса члена ВТамО;
Международным торговым центром (МТЦ) по вопросам электронной торговли, упрощения процедур торговли, нетарифного регулирования, поддержки развития экспорта, обеспечения доступности информации по торговле;
Международной конкурентной сетью (МКС) в целях позиционирования Комиссии на мировой площадке по конкуренции посредством представления опыта Союза в данной сфере, участия в деятельности рабочих групп, разработке документов и в других мероприятиях;
Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма от 12 февраля 2021 года;
Комиссией "Кодекс Алиментариус" (ФАО, ВОЗ) по вопросам разработки пищевых стандартов посредством участия в мероприятиях по разработке международных стандартов, методических указаний, норм и правил, способствующих обеспечению безопасности и повышению качества пищевой продукции, а также устранению препятствий для добросовестной торговли продовольственными товарами;
Всемирной организацией здоровья животных (ВОЗЖ) по вопросам применения международных стандартов ВОЗЖ и их учета при подготовке актов органов Союза в сфере применения и разработки ветеринарно-санитарных мер с целью повышения уровня защиты территорий государств-членов от заноса и распространения возбудителей особо опасных болезней животных и оптимизации ветеринарно-санитарных требований к безопасности продукции животного происхождения путем организации совместных мероприятий и участия в них, а также участия в сессиях, заседаниях и семинарах, организуемых ВОЗЖ;
Секретариатом Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР) и ее региональными организациями в целях развития научно-методического и экспертного потенциала по актуальным для Союза вопросам в сфере обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности, применения карантинных фитосанитарных мер в рамках подготовки актов органов Союза посредством участия в совместных мероприятиях, обмена информацией и опытом, а также учета предложений уполномоченных органов государств-членов по вопросам разработки новых и пересмотра действующих международных стандартов в сфере применения фитосанитарных мер МККЗР;
Международной организацией по сахару (МОС) и Международным советом по зерну (МСЗ) в части обмена информацией о новых тенденциях на рынках сахара и зерна и новых приоритетах в торговле зерном, масличными и сахаром;
Исламской организацией по продовольственной безопасности (ИОПБ) в целях организации взаимодействия по вопросам устойчивого развития сельского хозяйства, стимулирования повышения конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции;
Мировым энергетическим советом (МИРЭС) и Международным энергетическим агентством (МЭА) в целях развития многостороннего сотрудничества в сфере энергетики посредством изучения лучших мировых практик топливно-энергетического комплекса и использования полученного опыта при формировании общих рынков энергетических ресурсов Союза (электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты), а также участия в совместных международных мероприятиях;
Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ), Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международным союзом железных дорог (МСЖД), Международным координационным советом по трансъевразийским перевозкам (МКСТП), Межгосударственным авиационным комитетом (МАК), Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА), Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в целях изучения мирового интеграционного опыта и имплементации наилучших международных практик при реализации приоритетов и задач скоординированной (согласованной) транспортной политики, включая внедрение цифровых технологий в транспортной и логистической деятельности;
Международной ассоциацией пенсионных и социальных фондов (МАПСФ) в целях применения наилучших международных практик в сфере пенсионного обеспечения, а также популяризации опыта евразийской интеграции в указанной сфере;
Общественной организацией Всеобщая конфедерация профсоюзов - международное профсоюзное объединение (ВКП) в целях выработки предложений по разрешению имеющихся проблемных вопросов, разработки документов, изучения передового опыта правового регулирования в сфере трудовых отношений;
другими заинтересованными международными организациями;
с региональными интеграционными и межгосударственными объ единен иям и:
Исполнительным комитетом СНГ в целях развития всестороннего торгово-экономического сотрудничества между государствами-членами и государствами - участниками СНГ, не являющимися членами Союза, путем взаимного участия в мероприятиях, в том числе с привлечением представителей бизнес-сообществ государств-членов и государств - участников СНГ, проведения консультаций по вопросам устранения противоречий между проектами актов органов Союза и нормативными правовыми актами, разрабатываемыми в рамках СНГ, в целях повышения интеграционного потенциала двух объединений, сопряжения подходов по вопросам развития сотрудничества в сфере животноводства, семеноводства и обмена опытом, в том числе по вопросам, касающимся технического регулирования и применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, защиты прав потребителей посредством организации совместных мероприятий и заседаний рабочих органов и участия в них, а также с другими структурами в рамках СНГ, в частности с:
Межгосударственным статистическим комитетом СНГ в целях сотрудничества по вопросам повышения доступности статистических данных для пользователей, снижения нагрузки на поставщиков данных и обеспечения высокого качества статистической информации в Союзе путем проведения совместных мероприятий, обмена опытом, в том числе по вопросам гармонизации официальной статистической методологии, повышения уровня сопоставимости официальной статистической информации, расширения практики применения цифровых технологий для сбора и распространения официальной статистической информации;
Советом руководителей миграционных органов государств - участников СНГ (СРМО) в целях обмена опытом мониторинга трудовой миграции в государствах-членах;
Координационным советом руководителей налоговых служб государств - участников СНГ (КСРНС) и Международным центром по налогам и инвестициям (МЦНИ) путем обмена информацией, а также проведения совместных тематических встреч и круглых столов по вопросам, представляющим взаимный интерес, в соответствии с Договором о Союзе;
Межгосударственным советом по антимонопольной политике в целях обмена опытом по вопросам, касающимся правоприменительной практики, анализа рынков, а также совершенствования конкурентного права, путем взаимного участия в мероприятиях, в том числе организуемых Штабом по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств - участников СНГ;
руководителей органов страхового надзора государств - участников СНГ в целях гармонизации страхового законодательства государств-членов в соответствии с Договором о Союзе и принятыми в его развитие международными договорами и актами органов Союза путем проведения совместных мероприятий, конференций, форумов;
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ (МГС СНГ) по планированию, разработке, принятию и применению межгосударственных стандартов, в том числе используемых для реализации технических регламентов Союза, с перспективой перехода к скоординированной политике в сфере стандартизации;
Советом руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников СНГ в целях гармонизации законодательства в сфере рынка ценных бумаг в соответствии с Договором о Союзе и принятыми в его
развитие международными договорами и актами органов Союза путем проведения совместных мероприятий, конференций, форумов;
Электроэнергетическим советом СНГ (ЭЭС СНГ) в целях развития интеграционных процессов в сфере электроэнергетики посредством организации и проведения форумов, конференций, круглых столов и других мероприятий, направленных на развитие сотрудничества в сфере электроэнергетики;
Постоянным Комитетом Союзного государства в целях обмена информацией;
ШОС в целях установления более тесного практического сотрудничества, увеличения доли расчетов во взаимной торговле в национальных валютах, реализации проектов в сфере экономики, в том числе в сферах транспорта, сельского хозяйства, использования потенциала площадок мероприятий государств-членов по тематике ШОС с участием представителей органов государственной власти, бизнес- сообществ, а также экспертных сообществ государств-членов и государств - членов ШОС;
АСЕАН в целях активизации торгово-экономического сотрудничества с государствами - членами АСЕАН, а также взаимодействия в сферах энергетики и цифровой повестки, машиностроения, химической промышленности, сельского хозяйства, производства продуктов питания, упрощения процедур торговли, технического регулирования, беспрепятственного функционирования внутренних рынков, развития цифровой экономики, санитарных и фитосанитарных мер, защиты прав потребителей, конкуренции и по другим аспектам взаимодействия в рамках компетенции Союза с учетом вывода в перспективе сотрудничества Комиссии и АСЕАН на уровень секторального или диалогового экономического партнерства; в целях содействия развитию контактов бизнес-сообществ государств- членов и государств - членов АСЕАН путем участия их представителей в деловых форумах и других совместных мероприятиях;
Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР) в целях укрепления сотрудничества в торгово-экономической сфере, продвижения развития и диверсификации торговли между Союзом и МЕРКОСУР путем реализации договоренностей, достигнутых в рамках деятельности Совместного комитета по торгово-экономическому сотрудничеству, учрежденного в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам между Евразийской экономической комиссией и Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР) от 17 декабря 2018 года;
Африканским союзом в целях активизации системного взаимодействия в сферах инфраструктуры и сельского хозяйства, торговли, развития предпринимательства, региональной экономической интеграции путем участия в совместных мероприятиях представителей государственных органов и бизнес-сообществ государств-членов, государств - членов Африканского союза и Комиссии, в том числе в рамках организуемых государствами-членами конгрессных мероприятий;
Общим рынком Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) в области конкурентной политики и правоприменения посредством обмена опытом в сфере наднационального регулирования конкуренции и правоприменения, адвокатирования конкуренции и участия в совместных мероприятиях;
Тихоокеанским альянсом в целях установления кооперационных связей в представляющих взаимный интерес областях экономики, обмена интеграционным опытом, изучения взаимовыгодных направлений сотрудничества, в том числе вопросов региональной экономической интеграции, упрощения процедур торговли посредством развития прямых контактов представителей бизнес-сообществ государств-членов и государств - участников Рамочного соглашения Тихоокеанского альянса от 5 июля 2019 года, организации совместных круглых столов и бизнес-форумов;
Генеральным секретариатом Андского сообщества в целях углубления сотрудничества посредством обмена опытом в сфере региональной экономической интеграции в части прослеживаемости движения товаров на внутреннем рынке, использования и взаимного признания электронной цифровой подписи, анализа лучших практик преодоления негативных тенденций развития мировой экономики путем систематического проведения совместных семинаров;
Секретариатом по экономической интеграции в Центральной Америке (СИЕКА) в целях развития взаимовыгодного экономического сотрудничества и содействия расширению и диверсификации торговли между странами - участницами Подсистемы экономической интеграции в Центральной Америке и государствами-членами путем проведения совместных мероприятий, разработки рекомендаций по развитию экономического сотрудничества между Комиссией и СИЕКА, обмена опытом и информацией;
Латиноамериканской экономической системой (ЛАЭС) в целях развития контактов представителей бизнес-сообществ государств-членов и государств - членов ЛАЭС, обмена опытом в сфере развития региональной экономической интеграции путем проведения совместных круглых столов и бизнес-форумов;
Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в целях содействия развитию всестороннего экономического сотрудничества в евразийском регионе путем взаимодействия в сферах региональной экономической интеграции, экономики и финансов, транспорта и перевозок, цифровизации и информационно-коммуникационных технологий, промышленности и агропромышленного комплекса, торговой политики;
с третьими странами:
Аргентинской Республикой, Народной Республикой Бангладеш, Венгрией, Греческой Республикой, Иорданским Хашимитским Королевством, Республикой Индонезией, Королевством Камбоджа, Республикой Корея, Королевством Марокко, Монголией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Республикой Перу, Республикой Союз Мьянма, Республикой Сингапур, Королевством Таиланд, Фарерскими островами, Республикой Эквадор, Республикой Чили, а также другими государствами, с органами государственной власти которых Комиссия заключила меморандумы с целью создания максимально благоприятных условий для развития торгово- экономического сотрудничества с акцентом на развитие отраслевого взаимодействия, в том числе путем формирования и пролонгации планов мероприятий по реализации меморандумов (деклараций) (в случае определения необходимости), развития практики проведения заседаний совместных рабочих групп и привлечения к участию в их работе представителей органов исполнительной власти государств-членов, Делового совета Евразийского экономического союза и бизнес- сообществ государств-членов;
Китайской Народной Республикой (КНР) путем взаимодействия в рамках Совместной комиссии и других рабочих органов, создание которых предусмотрено Соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 года, в том числе посредством реализации плана ("дорожной карты") по развитию торгово-экономического сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, принятого 16 февраля 2023 года, расширения направлений взаимодействия между государствами-членами и КНР в ключевых отраслях экономики, упрощения процедур торговли, а также создания благоприятных условий деятельности компаний государств-членов на китайском рынке, развития диалога по вопросам конкуренции и государственных закупок, мониторинга хода реализации перечня имеющих интеграционную направленность и отвечающих задачам укрепления авторитета Союза приоритетных проектов отраслевого сотрудничества (банка данных интеграционных проектов), реализуемых и планируемых к реализации в рамках сопряжения планов развития Союза и китайской инициативы "Один пояс - один путь", согласованного Евразийской частью Совместной комиссии, реализации Соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики, от 6 июня 2019 года путем заключения и дальнейшей практической реализации протокола об обмене информацией между таможенными службами, реализации Меморандума о взаимопонимании в сфере сотрудничества в области конкурентной политики и антимонопольного регулирования между Евразийской экономической комиссией и Государственным управлением по регулированию рынка Китайской Народной Республики от 16 ноября 2021 года, реализации Меморандума о сотрудничестве в области применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер между Евразийской экономической комиссией и Министерством коммерции Китайской
Народной Республики от 6 декабря 2012 года в целях поддержания диалога между органами, проводящими расследования, по методологическим и процедурным аспектам расследований и обмена мнениями по актуальным вопросам в сфере применения мер торговой защиты;
Социалистической Республикой Вьетнам, Республикой Сербией, Республикой Сингапур и Исламской Республикой Иран в соответствии с преференциальными торговыми соглашениями (для Республики Сингапур - с даты вступления такого соглашения в силу) с целью содействия развитию торговли товарами, а также поддержки взаимного экономического и торгового сотрудничества. Кроме того, сотрудничество с Исламской Республикой Иран будет развиваться путем заключения и дальнейшей практической реализации соглашения о свободной торговле (в настоящее время действует Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года) и протокола об обмене информацией между таможенными службами, с Социалистической Республикой Вьетнам - путем практической реализации заключенных протоколов об обмене информацией между таможенными службами.
Будет продолжено взаимодействие с представителями третьих стран по вопросам применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении этих стран, включая встречи и консультации, в том числе на территориях третьих стран, с представителями третьих стран, региональных интеграционных объединений и международных организаций.
II. Сотрудничество с потенциальными партнерами, к развитию связей с которыми Союз стремится в приоритетном порядке
Будет продолжена работа по формированию институциональной основы для развития взаимодействия:
с международными организациями:
организациями системы ООН в рамках реализации Целей устойчивого развития ООН и других передовых глобальных инициатив, в том числе по борьбе с негативными последствиями изменения климата в соответствии с Рамочной конвенцией Организиции Объединенных Наций об изменении климата от 9 мая 1992 года и Парижским соглашением от 12 декабря 2015 года, а также посредством реализации во взаимодействии с государствами-членами мер, направленных на принятие резолюции ООН о получении Союзом статуса наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН (ГА ООН);
Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) в целях получения доступа к ее экспертному потенциалу, прежде всего по вопросам развития предпринимательской деятельности, электронной торговли и другим вопросам, представляющим взаимный интерес и входящим в компетенцию Комиссии;
Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в целях выработки предложений по вопросам занятости, труда и социальной защиты трудящихся и в рамках уже налаженного сотрудничества в сфере конкуренции посредством участия в мероприятиях и обучающих программах, а также в работе Секретариата и Комитета по конкуренции ОЭСР;
Международной ассоциацией страховых надзоров (МАСН) и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (ИОСКО) в связи с осуществлением гармонизации законодательства государств- членов в сфере финансовых рынков с учетом наилучших международных практик и принципов МАСН и ИОСКО в соответствии с Протоколом по финансовым услугам (приложение № 17 к Договору о Союзе) и планом мероприятий по гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка, утвержденным распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 27, в целях сближения норм и требований, предусмотренных законодательством государств-членов в финансовой сфере;
Всемирной федерацией бирж (ВФБ) в целях обеспечения равных прав для всех акционеров и координации структур рынков ценных бумаг государств-членов, регулирования торговли ценными бумагами, развития технологии биржевого дела, а также формирования политики воздействия на фондовый рынок путем взаимодействия с международными организаторами торговли ценными бумагами и производными инструментами, проведения совместных мероприятий, конференций и форумов;
Всемирным банком (ВБ) и Международным валютным фондом (МВФ) для развития сотрудничества в валютно-финансовой сфере посредством проведения консультаций по вопросам регулирования финансовых рынков, а также участия в многосторонней системе расчетов между государствами-членами для устранения валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;
Координационным электроэнергетическим советом Центральной Азии (КЭС ЦА) для изучения опыта взаимодействия с государствами, энергосистемы которых работают в рамках Объединенной электроэнергетической системы Центральной Азии, в целях использования при разработке технологических нормативных документов в сфере электроэнергетики;
Международным комитетом по учету животных (ICAR) по вопросам внедрения государствами-членами общепризнанных рекомендаций и методик как фактора повышения эффективности организации племенного дела на территориях государств-членов;
Международной организацией труда (МОТ) в целях изучения и использования наилучших международных практик и опыта их эффективной реализации для подготовки предложений по дальнейшему развитию общего рынка труда Союза путем участия в совместных мероприятиях;
с межгосударственными объединениями и региональными интеграционными объединениями:
БРИКС в целях изучения возможности развития взаимодействия в установленных Договором о Союзе сферах, представляющих взаимный интерес, а также обмена лучшими практиками в регулировании торговли, развитии цифровой экономики, таможенного администрирования, промышленного сотрудничества, в транспортно-логистической и энергетической сферах посредством участия представителей государств-членов и Комиссии в мероприятиях в рамках повестки БРИКС;
Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в целях подписания меморандума о сотрудничестве (в случае поддержки такой инициативы стороной ССАГПЗ), а также определения его заинтересованности в заключении соглашения о свободной торговле;
Боливарианским альянсом для народов нашей Америки - Торговым договором народов (АЛБА - ТДН) в целях развития диалога и обмена опытом по интеграционной повестке путем проведения двусторонних семинаров и презентаций;
Всесторонним региональным экономическим партнерством (ВРЭП), Латиноамериканской ассоциацией интеграции (ЛАИ), Карибским сообществом (КАРИКОМ), Восточноафриканским сообществом (ВАС), Экономическим сообществом государств Центральной Африки (ЭСГЦА) и другими субрегиональными и региональными интеграционными объединениями Африки в целях налаживания и развития сотрудничества в установленных Договором о Союзе сферах, представляющих взаимный интерес;
Диалогом по сотрудничеству в Азии (ДСА) в целях определения сфер взаимного интереса в контексте развития торгово-экономических отношений между государствами-членами и странами - участницами ДСА;
Европейским союзом (ЕС) в связи с тем, что заинтересованность в развитии диалога в формате ЕАЭС - ЕС сохраняется. При возобновлении диалога будет продолжаться сотрудничество между Комиссией и Европейской комиссией, специализированными органами ЕС;
региональными интеграционными объединениями, к сфере деятельности которых отнесены вопросы конкуренции, в целях продолжения диалога, в том числе посредством обмена опытом и обсуждения особенностей наднационального регулирования конкуренции;
с третьими странами:
заинтересованными государствами - участниками СНГ, не являющимися членами Союза, сотрудничество с которыми представляет взаимный экономический интерес, путем формализации отношений с ними;
Арабской Республикой Египет, Республикой Индонезией и Объединенными Арабскими Эмиратами в рамках совместных с государствами-членами переговоров о заключении соглашений о свободной торговле, а также с Республикой Индией в случае ее готовности начать предметные переговоры о заключении соглашения о свободной торговле, Монголией, Алжирской Народной Демократической Республикой при выражении ими заинтересованности в заключении торговых соглашений и иными партнерами, которые будут определены органами Союза в качестве приоритетных для заключения соглашений о свободной торговле. При этом реализация внешнеторговой политики Союза будет обеспечена в соответствии с подходами к развитию торгово-экономического сотрудничества с основными партнерами Союза на среднесрочную перспективу;
Алжирской Народной Демократической Республикой, Королевством Бахрейн, Государством Бруней-Даруссалам, Боливарианской Республикой Венесуэла, Грузией, Республикой Ирак, Государством Катар, Государством Кувейт, Лаосской Народно- Демократической Республикой, Малайзией, Республикой Судан, Султанатом Оман, Республикой Филиппины, Республикой Никарагуа, Королевством Саудовской Аравии, Сирийской Арабской Республикой, Южно-Африканской Республикой и другими странами, сотрудничество международные проекты, развития транспортных коридоров "Север - Юг" и "Восток - Запад";
укрепление взаимодействия деловых кругов.
Комиссия совместно с государствами-членами продолжит работу по сопряжению интеграционных процессов на евразийском пространстве в части экономического взаимодействия и позиционирования Союза как одного из центров формирования интеграционного контура Большого Евразийского партнерства.
Будет продолжена работа по созданию благоприятных условий для представителей бизнес-сообществ государств-членов в части ведения внешнеэкономической деятельности, включая упрощение торговых процедур, что будет способствовать продвижению товаров и услуг на внешние рынки.
Основные усилия в рамках сотрудничества с институтами развития, в том числе с Евразийским банком развития (ЕАБР) и Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР), будут направлены на продвижение программ и проектов в рамках мандатов указанных институтов с целью формирования условий для развития промышленной кооперации, создания совместных предприятий в промышленном секторе, реализации новых инфраструктурных проектов в Союзе посредством проведения совместных аналитических работ и взаимного участия в мероприятиях.
Будет продолжена работа по мировому и региональному позиционированию Союза в контексте деятельности Комиссии и государств-членов по информационному сопровождению процессов евразийской экономической интеграции.
Комиссия при содействии государств-членов продолжит предпринимать усилия по продвижению международной повестки Союза на площадках Евразийского экономического форума, Восточного экономического форума, Астанинского международного форума, Петербургского международного экономического форума, а также в рамках других мероприятий международного уровня, проводимых на территориях государств-членов, в том числе Молодежного экономического форума СНГ и ЕАЭС, направленного на привлечение молодых предпринимателей к вопросам, обсуждаемым в рамках евразийской экономической интеграции.
При реализации международной деятельности Союза могут учитываться предложения и рекомендации Консультативного комитета по международной деятельности, поддержанные всеми его членами.
Реализация целей и задач международной повестки Союза будет осуществляться во взаимодействии с уполномоченными органами государств-членов в соответствии с Порядком осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99.