(Неофициальный текст)
Принят Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств 15 сентября 1992 г. Дополнен 29 декабря 1992 г.
Настоящий Регламент в соответствии с Соглашением о Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 1992 года (в дальнейшем - Соглашение) определяет организацию и порядок ее деятельности.
1. Межпарламентская Ассамблея состоит из парламентских делегаций Сторон, подписавших Соглашение.
2. Верховные Советы (Парламенты) определяют состав и полномочия парламентских делегаций из числа своих депутатов, а также их руководителей.
З. Парламентские делегации обладают равными правами, и каждая из них имеет один голос.
1. Организацию деятельности Межпарламентской Ассамблеи осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций.
Постоянно действующим рабочим органом Совета Ассамблеи является Секретариат Совета Ассамблеи.
2. Межпарламентская Ассамблея проводит очередные пленарные заседания не реже двух раз в год.
Место и время, а также предварительная повестка дня очередного пленарного заседания, как правило, устанавливаются на предшествующем пленарном заседании Ассамблеи. При невозможности провести очередное пленарное заседание в месте и во время, установленные ранее, Председатель Совета Ассамблеи с согласия всех его членов определяет новое место и время его проведения.
3. Внеочередное пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи может быть созвано Советом Ассамблеи.
4. Сообщение о месте и времени проведения пленарного заседания Ассамблеи, а также соответствующие материалы доводятся Председателем Совета Ассамблеи до сведения Сторон Соглашения, как правило, не позднее чем за месяц до начала заседания.
5. Работа Межпарламентской Ассамблеи состоит из пленарных заседаний парламентских делегаций, а также заседаний органов Ассамблеи.
6. Пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи правомочно, если в нем участвует не менее двух третей парламентских делегаций Сторон Соглашения.
1. Межпарламентская Ассамблея формирует из числа представителей парламентских делегаций постоянные и временные комиссии, другие органы для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ее ведению. Для участия в работе комиссий и других органов Межпарламентской Ассамблеи могут привлекаться специалисты и эксперты.
2. Временные комиссии Ассамблеи прекращают свою деятельность после выполнения возложенных на них задач или досрочно по решению Ассамблеи.
3. В период проведения пленарных заседаний или в период между пленарными заседаниями могут проводиться заседания Совета Ассамблеи, а также заседания комиссий и других рабочих органов Ассамблеи и Совета.
4. На период пленарного заседания создается Редакционная комиссия, которая формируется, как правило, на паритетных началах из представителей делегаций.
1. Ассамблея, Совет и другие ее органы проводят, как правило, открытые заседания.
Закрытые заседания Ассамблеи проводятся по предложению делегации постановлением Ассамблеи.
2. Представители средств массовой информации могут присутствовать только на открытых заседаниях.
Статья 5.
1. Проект повестки дня формируется Председателем Совета Ассамблеи на основании предложений Сторон Соглашения и комиссий Межпарламентской Ассамблеи.
2. Парламентские делегации вправе вносить дополнения в проект повестки дня пленарного заседания.
3. Повестка дня утверждается на пленарном заседании Ассамблеи.
Статья 6.
1. Функции председательствующего на пленарном заседании Ассамблеи осуществляют поочередно руководители парламентских делегаций, если не будет принято решение об ином. Очередность определяет Совет Ассамблеи.
2. Председательствующий на пленарном заседании Ассамблеи согласовывает с руководителями парламентских делегаций место и время, а также предварительную повестку дня следующего пленарного заседания.
Статья 7.
1. Председатель Совета Ассамблеи избирается членами Совета Ассамблеи тайным голосованием сроком на один год.
2. Председатель Совета Ассамблеи принимает меры по организации работы Ассамблеи и ее органов, проводит заседания Совета Ассамблеи, представляет на утверждение Совета Ассамблеи Положение о Секретариате Совета Ассамблеи и кандидатуру руководителя Секретариата Совета Ассамблеи, подписывает решения Ассамблеи, представляет Ассамблею в отношениях с другими организациями.
Статья 8.
1. На время непосредственной подготовки и проведения пленарного заседания Ассамблеи формируется Секретариат пленарного заседания.
2. Секретариат формируется из представителей парламентских делегаций.
3. На Секретариат пленарного заседания возлагается организация подготовки материалов к заседаниям, ведения стенограммы или краткой записи выступлений, оказание помощи председательствующему при определении очередности выступлений и порядка применения положений настоящего Регламента, при регистрации вопросов, справок, сообщений, заявлений и предложений, а также иные обязанности, связанные с обеспечением проведения заседаний.
Права выступающих. Порядок ведения.
Предложения по процедуре
Статья 9.
Представители парламентских делегаций выступают с разрешения председательствующего. В ходе заседания председательствующий обеспечивает возможность высказать свое мнение всем парламентским делегациям. Прения могут быть прекращены только при соблюдении этого условия.
1. Во время прений на пленарном заседании по одному и тому же вопросу повестки дня каждая парламентская делегация может выступать не более двух раз, если не будет принято иное решение. Если председательствующий на заседании не решит иначе, время одного выступления не должно превышать 10 минут.
2. Предложения по обсуждаемым проектам вносятся в письменном виде в начале заседания либо в устном или письменном виде для внесения в соответствующий текст по мере обсуждения.
1. Представители делегаций, за исключением назначенных докладчиков, выступают в том порядке, в каком они просили слова. Докладчики назначаются решением Совета Ассамблеи и выступают в порядке, определенном в таком решении, либо в порядке, определенном председательствующим.
2. Делегации могут заблаговременно обращаться к председательствующему с письменными или устными заявками с просьбой предоставить слово либо просят предоставить слово непосредственно в ходе заседания.
3. Выступающие могут быть прерваны председательствующим лишь "по порядку ведения".
4. Председательствующий в ходе обсуждения обеспечивает соблюдение Регламента. В случаях, когда выступающий отклоняется от обсуждаемого вопроса, нарушает порядок ведения заседания или допускает некорректные выражения, председательствующий может сделать предупреждение или лишить выступающего слова и предложить парламентской делегации заменить выступающего.
1. В первую очередь слово предоставляется делегациям, желающим предложить:
а) отложить дискуссию;
б) закрыть или отложить заседание;
в) внести любое другое предложение, касающееся ведения заседания.
2. Предложения по вопросам процедуры пользуются приоритетом по сравнению с вопросами по существу, обсуждение которых прерывается на то время, пока рассматриваются вопросы процедуры.
3. Автор предложения по вопросам процедуры кратко излагает мотивы своего предложения, не касаясь существа обсуждаемого вопроса.
4. При обсуждении предложений по вопросам процедуры выступают только делегации - автор предложении и одна делегация, выражающая противоположное мнение, причем ни одна из них не может выступать более 3 минут; после этого на заседании принимается решение.
Статья 13.
1. Межпарламентская Ассамблея принимает свои решения в форме следующих актов:
заявлений;
обращений;
рекомендаций;
предложений;
меморандумов.
По организационным вопросам Ассамблея может принимать постановления. Межпарламентская Ассамблея разрабатывает рекомендательные, законодательные акты по вопросам, находящимся в сфере общих интересов Сторон Соглашения.
2. Решения Ассамблеи могут приниматься только на ее пленарном заседании.
1. Решения Межпарламентской Ассамблеи по обсуждаемым вопросам принимаются на основе общего согласия (консенсуса). Под консенсусом понимается отсутствие любого официального возражения делегаций, присутствующих на заседании и принимающих участие в обсуждении данного вопроса.
2. Рекомендации, предложения и иные решения, принятые Межпарламентской Ассамблеей, в необходимых случаях направляются Совету глав государств или Совету глав правительств СНГ. Рекомендательные законодательные акты направляются для рассмотрения парламентам Сторон Соглашения.
Рассмотрение рекомендательных законодательных актов
Статья 15.
1. Под рекомендательным законодательным актом понимается примерный законодательный акт, принимаемый Ассамблеей для ориентации согласованной законодательной деятельности Сторон Соглашения.
2. Проекты рекомендательных законодательных актов по решению Межпарламентской Ассамблеи предварительно рассматриваются ее комиссиями. После одобрения соответствующей комиссией или комиссиями по их инициативе Председатель Совета Ассамблеи вносит в проект повестки дня пленарного заседания пункт о рассмотрении и принятии данного акта.
3. Председательствующий на пленарном заседании при определении очередности пунктов повестки дня, как правило, предусматривает приоритетность рассмотрения и принятия актов, если, по его мнению, в повестке дня нет более важных вопросов.
В случае необходимости проекты актов рассматривают на пленарном заседании постатейно.
4. Если в ходе обсуждения на пленарном заседании в проект текста предлагается поправка, имеющая существенное значение, то по предложению любой из делегаций или председательствующего такой проект может направляться на доработку в соответствующую комиссию или комиссии Ассамблеи.
5. Парламентские делегации информируют Ассамблею о результатах рассмотрения их Верховными Советами (Парламентами) рекомендательных актов Ассамблеи.
Статья 16.
1. С согласия Совета Ассамблеи в работе открытых заседаний Ассамблеи или ее органов могут принимать участие в качестве наблюдателей представители парламентов иных государств - участников Содружества Независимых Государств.
2. На открытых заседаниях могут присутствовать в качестве наблюдателей представители органов Содружества Независимых Государств, государств - участников Содружества, их общественных организаций (объединений).
3. На открытых заседаниях могут также присутствовать в качестве наблюдателей представители государств, не являющихся участниками Содружества, а также представители общественных организаций этих государств и представители международных организаций.
1. Наблюдателям, входящим в категорию, упомянутую в пункте 1 статьи 16, председательствующий может предоставить слово в такой последовательности и в такое время, в какое он сочтет это целесообразным.
2. Наблюдателям, не входящим в категорию, упомянутую в пункте 1 статьи 16, также может быть предоставлено слово по просьбе одной из делегаций Сторон Соглашения или по предложению председательствующего.
3. В случае возражений любой из делегаций Сторон Соглашения наблюдатель может быть лишен права выступать на заседании.
Список предполагаемых наблюдателей формируется Председателем Совета Ассамблеи по инициативе участников Соглашения или по просьбе органов и организаций, желающих принять участие в заседаниях Ассамблеи в качестве наблюдателей, и заблаговременно доводится до сведения всех Сторон Соглашения.
Председательствующий на пленарном заседании информирует парламентские делегации о приглашенных на заседание наблюдателях. Наблюдатели не вправе вмешиваться в работу Ассамблеи, обязаны воздерживаться от проявления одобрения или неодобрения, соблюдать установленный порядок.
Статья 20.
1. Официальными языками Межпарламентской Ассамблеи являются государственные языки Сторон Соглашения.
2. Рабочим языком является русский язык, на котором ведется вся документация, кроме случаев, когда принимается иное решение.
Выступление может быть сделано на языке, не являющемся рабочим. В этом случае выступающий должен обеспечить устный перевод на рабочий язык.
Статья 21.
Печатными изданиями Межпарламентской Ассамблеи являются "Информационный бюллетень", журнал "Вестник Межпарламентской Ассамблеи", выпускаемые не реже одного раза в квартал, а также журнал "Диалог".
Финансирование, изменения, хранение
Статья 22.
1. Деятельность парламентских делегаций финансируется соответствующими Верховными Советами (Парламентами).
2. Организационное, техническое и иное обеспечение деятельности Межпарламентской Ассамблеи и ее органов финансируется Сторонами Соглашения в равных долях.
3. Изменения в Регламент могут быть внесены на пленарном заседании при условии общего согласия всех Сторон Соглашения.
4. Настоящий Регламент вводится в действие с момента его принятия.