О толковании Соглашения о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24 декабря 1993 года

Новый

Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 7 февраля 1996 года № 10/95/С-1/3-96

      Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
      председательствующего - Председателя Экономического Суда Дашука Л.А.,
      судей Экономического Суда: Абдрахманова С.С., Апостола Д.Д., Бегалиева М.А., Бекенова Р.А., Вылкова И.К., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Симоняна Г.В., Толибова X.,
      при секретаре Мадудиной Т.И.,
      с участием Генерального советника Экономического Суда Лазаренкова Е.В.,
      рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Высшего Арбитражного Суда Республики Казахстан о толковании,

УСТАНОВИЛ :

      В запросе Высший Арбитражный Суд Республики Казахстан просит дать разъяснение в порядке толкования Соглашения о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24 декабря 1993 года, а именно:

      1. Правомерно ли требование национальных банков государств-участников Содружества об оплате им за конвертацию национальной валюты при оплате госпошлины и взыскании денежных сумм по решениям арбитражных органов государств-участников Содружества, так как указанным Соглашением данные затраты к судебным издержкам не отнесены?

      2. При взыскании денежных сумм по решениям арбитражных органов государств-участников Содружества и их конвертации возникают вопросы, по какому курсу должна проводиться конвертация взысканной суммы: на момент возникновения долга либо на момент вынесения решения о взыскании суммы, или на момент исполнения решения. Курсы национальных валют изменяются, порядок исполнения решений по спорам государств-участников СНГ межгосударственными соглашениями не регламентируется.

      Заслушав судью-докладчика Апостола Д.Д., исследовав собранные по делу материалы, относящиеся к существу запроса, проанализировав заключение Генерального советника Экономического Суда Лазаренкова Е.В., Экономический Суд пришел к следующим выводам.

      Поставленные в запросе вопросы в основном урегулированы статьей 3 Соглашения о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств, которое вступило в силу с 24 декабря 1993 года.

      Статьей 3 данного Соглашения установлен порядок взыскания госпошлины в судебно-арбитражные органы государств-участников Содружества: при уплате госпошлины единым денежным эквивалентом установлен рубль; курсом пересчета национальных валют к рублю признаются курсы национальных банков государств-участников СНГ; оплата госпошлины производится в национальной валюте государства нахождения суда либо в рублях Российской Федерации с перерасчетом по курсам национальных валют, определяемым национальными банками государств-участников Содружества Независимых Государств.

      Частью третьей статьи 3 упомянутого Соглашения предусмотрена единственная обязанность национальных банков государств-участников Содружества - обеспечить беспрепятственную оплату госпошлины и взыскание денежных сумм по решениям арбитражных органов государств-участников Содружества Независимых Государств.

      Соглашением (статьей 2) установлен также размер госпошлины, который равен 10 процентам от суммы иска в валюте иска. Иных обязательных платежей, связанных с обращением в судебно-арбитражные органы государств-участников Содружества, Соглашение не предусматривает.

      Таким образом, Соглашением о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24 декабря 1993 года для хозяйствующих субъектов СНГ устанавливается обязательность уплаты при обращении в судебно-арбитражные органы государств-участников Содружества Независимых Государств государственной пошлины, порядок определения которой (в процентах от суммы иска в валюте иска) не учитывает расходы истца на конвертацию национальной валюты в рубли Российской Федерации (иную валюту государств-участников Соглашения).

      Участники Соглашения не приняли на себя обязательств (не обязали национальные (центральные) банки участников Соглашения), в случае необходимости, безвозмездно производить конвертацию средств (сумм госпошлины, а также взыскиваемых по решениям судебно-арбитражных органов) в национальных валютах в рубли Российской Федерации (в национальные валюты государств нахождения судебно-арбитражных органов, рассматривающих споры).

      Следовательно, требование банков государств-участников Содружества об оплате услуг, связанных с конвертацией национальных валют при уплате госпошлины и взыскании денежных сумм по решениям судебно-арбитражных органов государств-участников Содружества, не противоречит Соглашению о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24 декабря 1993 года.

      Данный вывод подтвержден национальным законодательством и банковской деятельностью государств-участников СНГ. Так, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь" от 14 декабря 1990 года (Ведомости Верховного Совета БССР, 1990, N 2, ст. 15) отношения банков с клиентами строятся на договорной основе, поэтому, если иное не предусмотрено международными договорами, в которых участвует Республика Беларусь, у банков Республики Беларусь существует право требовать от своих клиентов оплату услуг, связанную с конвертацией валют. Вышеупомянутым законом установлено также (часть пятая статьи 23), что банки по исполнительным документам судов о взыскании с должников сумм в валюте других государств за счет находящихся в банке денежных средств должников обязаны за их счет осуществить покупку валюты на валютном рынке и перечислить эти суммы получателям. Аналогичный порядок существует в Республике Молдова (пункт 7.4 Временного положения о безналичных расчетах в Республике Молдова, утвержденного Национальным банком Республики Молдова 3 февраля 1994 года (N 10009/5-69), в соответствии с которым "инкассовые распоряжения, предъявляемые на основании приказов арбитражных и судебных органов независимых государств, Арбитража Республики Молдова и судов Республики Молдова в пользу иностранных экономических субъектов, оплачиваются в безакцептном порядке с соответствующего валютного счета плательщика. Если на валютном счете плательщика отсутствуют необходимые средства, уполномоченный банк оплачивает инкассовое распоряжение путем купли соответствующей суммы валюты на валютной бирже (рынке) за счет средств в леях на расчетном счете плательщика.

      Эквивалент суммы иностранной валюты списывается с расчетного счета плательщика в молдавских леях и перечисляется продавцу валюты". При этом оплата вознаграждения банку за эту операцию осуществляется в общем (договорном) порядке.

      Соглашением о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24 декабря 1993 года не урегулирован вопрос о возмещении расходов хозяйствующих субъектов государств-участников Соглашения, связанных с конвертацией при уплате государственной пошлины и взыскании денежных сумм по решениям судебно-арбитражных органов государств-участников Содружества. Эти расходы следует рассматривать в качестве убытков, возникших дополнительно из-за невыполнения контрагентом (ответчиком) основного обязательства (уплаты долга, поставки некачественного товара и др.), что и послужило основанием обращения с иском в судебный (арбитражный) орган. Такие расходы (убытки) могут быть взысканы по общим правилам определения их размера в соответствии с национальным законодательством, на возмещение которых имеет право истец. Реализация такого права возможна, в частности, и путем увеличения исковых требований.

      Соглашением о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24 декабря 1993 года не урегулированы вопросы определения судебно-арбитражными органами размеров взыскания денежных сумм и их зависимости от изменения курса валют, а также применимости курса при конвертации взыскиваемой суммы.

      Порядок определения судебно-арбитражными органами размеров взыскания денежных сумм при рассмотрении хозяйственных споров, а также порядок и условия проведения конвертации валют на территориях государств-участников данного Соглашения устанавливаются национальными законодательствами данных государств. При этом для определения размера подлежащей взысканию суммы судебно-арбитражные органы исходят из убытков, понесенных потерпевшей стороной. Денежные суммы, взыскиваемые по решениям таких органов, конвертируются, при необходимости, по курсам, установленным национальными (центральными) банками государств-участников Соглашения в соответствии с национальными законодательствами данных государств.

      Таким образом, при определении размера взыскания денежных сумм судебно-арбитражным органам необходимо учитывать изменения курсов национальных валют на момент возникновения долга, вынесения решения о взыскании суммы и его исполнения. Разность, возникшую между размером реальных убытков истца и размером убытков, предъявленных в исковых требованиях, следует рассматривать как дополнительные убытки. Их взыскание возможно путем соответствующего увеличения размера взыскания по основному иску либо путем предъявления (удовлетворения) дополнительных исковых требований. Суммы, взыскиваемые по решениям судебно-арбитражных органов, при необходимости, конвертируются уполномоченным банком субъекта хозяйствования по курсу, установленному национальным (центральным) банком в соответствии с действующим законодательством государства местонахождения данного субъекта.

      На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 8.55, 13.4 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд Содружества Независимых Государств

РЕШИЛ :

      Дать следующее толкование по запросу Высшего Арбитражного Суда Республики Казахстан:

      Требование банков государств-участников Содружества об оплате услуг, связанных с конвертацией национальных валют при уплате госпошлины и взыскании денежных сумм по решениям судебно-арбитражных органов государств-участников Содружества, не противоречит Соглашению о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24 декабря 1993 года.

      Расходы, связанные с конвертацией валюты, правомерно рассматривать в качестве убытков, возникающих дополнительно из-за невыполнения ответчиком основного обязательства, и взыскивать по общим правилам, в том числе путем увеличения исковых требований.

      При определении размера взыскания денежных сумм судебно-арбитражным органам необходимо исходить из реальных убытков потерпевшей стороны, учитывая изменения курсов национальных валют на момент возникновения долга, вынесения решения о взыскании суммы и его исполнения. Возникшие вследствие указанных обстоятельств дополнительные убытки могут быть возмещены путем соответствующего увеличения размера взыскания по основному иску либо предъявления (удовлетворения) дополнительных исковых требований.

      Взыскиваемые по решениям судебно-арбитражных органов суммы конвертируются уполномоченным банком ответчика - субъекта хозяйствования по курсу, установленному национальным (центральным) банком в соответствии с действующим законодательством государства местонахождения данного ответчика.

      Копию решения направить в Верховный Суд Республики Казахстан, а также для сведения - в Исполнительный Секретариат Содружества, Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза, государства-участники Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств и арбитражные (судебные) органы государств-участников Содружества.

      Решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня получения его копии в Пленум Экономического Суда Содружества Независимых Государств.

      Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников  Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств.

       Председатель                                     Л.А. Дашук

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.