В целях повышения роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности, совершенствования законодательной базы, оптимизации и упрощения таможенных процедур Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить Концепцию совершенствования таможенной службы Республики Казахстан на 2000-2002 годы.
2. Министру государственных доходов Республики Казахстан принять меры по поэтапной реализации Концепции совершенствования таможенной службы Республики Казахстан на 2000-2002 годы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 25 февраля 2000 года N 301
Республика Казахстан
Министерство государственных доходов
Таможенный комитет
Концепция
совершенствования таможенной службы
Республики Казахстан на 2000-2002 годы
Введение
Становление таможенных органов Республики Казахстан проходит в очень непростых экономических условиях. Восьмилетний опыт существования таможенной службы показал, что без четкого определения стратегических целей, формулировки ясных приоритетов достижение серьезных успехов невозможно.
В настоящее время предпринимаются усилия для преобразования таможенной службы в реально действующий инструмент государственного регулирования казахстанской внешней торговли, что требует создания современной таможенной службы с новой системой управления, разработки новой стратегии в области контроля и модернизации используемых традиционных таможенных процедур.
Основной целью этих усилий является поиск наиболее эффективных и рациональных путей решения задач, стоящих перед таможенными органами в области проведения фискальной политики, регулирования внешней торговли и обеспечения экономической безопасности государства.
Необходимость эффективного содействия развитию внешнеэкономических связей поставила перед казахстанской таможней задачу разработки нового подхода к развитию таможенного дела.
Данная Концепция совершенствования таможенной службы Республики Казахстан является попыткой систематизировать накопленный опыт и на этой базе предопределить наиболее вероятный ход реформ по основным направлениям деятельности таможенных органов, определить приоритеты.
Миссия таможенной службы Республики Казахстан
Создание условий для либерализации внешней торговли и благоприятного режима для международного транзита товаров, с учетом географического положения страны.
Цели и задачи:
- Обеспечение экономической безопасности и экономических интересов государства;
- Своевременное и полное взимание таможенных платежей и налогов, осуществление валютно-банковского таможенного контроля;
- Укрепление роли таможенной службы по обеспечению контроля за соблюдением установленных государством мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли страны;
- Обеспечение законодательной базы;
- Борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил;
- Оптимизация таможенных процедур. Создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу государства;
- Обеспечение контроля за движением товаров стратегического назначения, товаров двойного назначения.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее концептуального решения
Развитие экономики на данном этапе и необходимость постепенного вхождения Республики Казахстан в систему мирохозяйственных связей требует проведения реформы таможенной службы. Основной целью этих реформ является поиск наиболее эффективных и рациональных путей решения задач стоящих перед таможенными органами в области регулирования внешней торговли и обеспечения экономической безопасности государства. Принципы, которые заложены в основу проводимой реформы просты - реформа направлена на:
- упрощение системы таможенного контроля;
- прозрачность законодательства и таможенных процедур;
- разработку стратегии увеличения поступления таможенных платежей.
Основная цель создания Концепции - это четкое определение задач на ближайшую перспективу и последовательный переход к долгосрочным приоритетам.
Разрабатывая Концепцию совершенствования таможенных органов, мы исходим из необходимости гармоничного включения в мировую экономическую систему, чтобы меры по осуществлению реформ способствовали выполнению наших международных обязательств, вытекающих из наших договоренностей в рамках региональных объединений (СНГ, Таможенного союза), выполнения международных договоров Республики Казахстан, в части касающейся таможенного дела.
Кроме того реформы должны отражать международную признанную практику, которая нашла свое отражение в конвенциях и соглашениях Всемирной таможенной организации (ВТО), Всемирной торговой организации.
Современное состояние таможенной службы
Становление таможенной системы республики осуществлялось в конкретных исторических условиях: с одной стороны - распад Союзного государства, экономический кризис, с другой - обретение суверенитета и образование независимого государства. В 1991 году наше государство приступило к созданию современной таможенной службы. Одним из первых Указов Президента был Указ от 12.12.1991 г. "О создании Таможенного комитета Республики Казахстан". До этого времени в республике существовала Казахская республиканская таможня, таможня Хоргос, Гурьевская таможня, которые непосредственно подчинялись Союзу ССР.
В 1991 году численность таможенных органов республики была немногим более 150 человек. С образованием Республики Казахстан, как суверенного государства встала необходимость таможенного контроля на границах с государствами бывшего СССР, протяженность так называемых "прозрачных границ" составляла 12760 км, кроме того 1560 км - с КНР. По всему периметру таможенной границы Республики Казахстан не было ни одного обустроенного таможенного перехода для выполнения таможенных и пограничных формальностей.
Отсутствие до 1995 года необходимой законодательной базы, подготовленного кадрового состава, финансирования значительно усложняли проблемы таможенной службы. До принятия Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, Z952368_ "О таможенном деле в Республике Казахстан" (июнь 1995 г.) таможенное дело в республике регулировалось более 200 различными документами, зачастую противоречащими друг другу.
Существенное влияние на деятельность таможенной службы оказывают:
- объемы товаров и транспортных средств, перемещаемых через
таможенную границу Республики Казахстан, а также количество
физических лиц, пересекающих государственную границу страны;
- рост темпов наполнения доходной части государственного бюджета за
счет поступлений таможенных платежей, несмотря на сокращение
внешнеторгового оборота;
- резкое возрастание масштабов таможенных правонарушений как по
количеству случаев, так и по стоимости конфискуемых при этом товаров;
- значительный и устойчивый рост проявлений социально-опасной
контрабанды. В частности контрабанды наркотических средств. В 1999 г.
было задержано 2 тонны наркотических средств. Впервые изъяты
"тяжелые" наркотики героин - 26 кг, опий - 133 кг.
В период становления национальной экономики таможенные службы являются одним из основных источников пополнения доходной части бюджета.
Взыскано:
- 1997 г. - 22 024 705 тыс. тенге
- 1998 г. - 33 706 710 тыс. тенге
- 1999 г. - 38 187 619 тыс. тенге
Прогноз:
- 2000 г. - 58 237 763 тыс. тенге
С 1997 года введен таможенно-банковский валютный контроль, осуществляемый таможенными органами совместно с Национальным Банком Республики Казахстан. Целью валютно-банковского таможенного контроля является обеспечение полноты и своевременности поступления валютной выручки, а также правомерного и обоснованного использования денежных средств на цели импорта. В результате проведенных таможенными органами мероприятий повысилась финансовая дисциплина со стороны участников ВЭД, сократилось время денежного обращения при осуществлении валютных сделок.
В ходе борьбы с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Казахстан, в 1999 году были достигнуты результаты, свидетельствующие о значительной активизации работы таможенных органов в этом направлении.
Было возбуждено 356 уголовных дел, из них по экономической контрабанде - 108; за уклонение от уплаты таможенных платежей и налогов - 42 дела; по выявленным фактам незаконного оборота наркотических средств, запрещенных и изъятых из обращения предметов - 78 дел, других различных преступлений - 128 дел. За весь 1998 год 105 дел, в 1997 году 80 дел.
Сумма взысканных штрафов и стоимости товаров и транспортных средств по делам о нарушении таможенных правил за прошедший год составила свыше 4 млрд. тенге, в 1998 году - 3,09 млрд.тенге.
За период с 1995 года, когда был введен Указ Z952368_ "О таможенном деле в Республике Казахстан" по настоящее время таможенной службой республики проделана определенная работа по самым разнообразным аспектам организации таможенного контроля.
Разработаны в соответствии с Законом Z952368_ "О таможенном деле в Республике Казахстан" нормативные документы, позволяющие обеспечить надежный таможенный контроль. Решаются вопросы контроля за доставкой товаров.
Налажен контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Республики Казахстан материалов, товаров двойного назначения. А также радиоактивных и делящихся материалов.
С прошлого года мы вплотную занялись вопросами внесения изменений в существующее таможенное законодательство. В целом изменено 236 статей. Основная цель изменений - упрощение и ускорение таможенных формальностей.
Целый ряд изменений был сделан для приведения таможенного законодательства Казахстана в соответствие с требованиями ВТО и соглашениями о Таможенном союзе. Эти изменения послужат гармонизации казахстанского законодательства с лучшими международными стандартами и направлены на упрощение таможенных процедур и ускорение прохождения таможенных формальностей, а также разрешение имеющих место отдельных практических проблем, возникающих у импортеров при осуществлении таможенного оформления.
Исключена разрешительная система по применению большинства таможенных режимов с заменой этой системы на требования, исполнение которых должно обеспечить применение того или иного режима вне зависимости от различных обстоятельств; сделан шаг к устранению "перекосов" в функционировании складов временного хранения (СВХ); упрощены таможенные процедуры; конкретизированы сроки проверки таможенной декларации, документов и досмотра товаров (до трех дней). Указанные изменения направлены на поддержку добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Одновременно изменены требования в отношении недобросовестных участников ВЭД, усилены санкции, применяемые в случаях нарушения таможенного законодательства, а также ограничены или более четко определены льготы, предусмотренные действующим таможенным законодательством.
Предусмотрены процедуры по предварительному, периодическому декларированию товаров. В Закон включена новая глава, по защите прав интеллектуальной собственности. Внесены изменения в отношении таможенного режима транзита.
В настоящее время на территории СНГ действует зона свободной торговли, объединившая 12 государств, которые участвуют в ней полностью либо с оговорками, Таможенный союз, ЦАЭС. За прошедший период на государственном и правительственном уровне был подписан ряд документов, имеющих принципиальное значение в деле формирования Таможенного союза, СНГ. Это - Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ, Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли, Соглашение о единой товарной номенклатуре внешнеторговой деятельности СНГ.
В развитие Соглашения о Таможенном союзе подписан и реализуется ряд межправительственных и межведомственных документов, унифицирующих и упрощающих таможенные процедуры во взаимной торговле. Открыто представительство таможенной службы Республики Казахстан при российской таможенной службе.
Таможенная служба Республики Казахстан с 1992 года является членом Всемирной таможенной организации.
Важным условием деятельности таможен является наличие таможенной инфрастуктуры. В целом оснащенность техническими средствами таможенного контроля, связью, автотранспортными средствами составляет по республике около 30 %.
Постановлением Правительства Республики Казахстан N 193 от 10.03.1998 г. "О строительстве контрольно-пропускных пунктов (КПП) на государственной границе" определены 112 КПП, строительство которых запланировано на 1998-1999 гг. В течение 1998 г. введено в действие 7 стационарных таможенных постов и 25 постов модульного типа. К концу 1999 года завершен первый этап обустройства. По всему периметру таможенной границы республики введено в действие 105 постов.
В 1999 году начато строительство пунктов пропуска "Жибек жолы" (граница с Узбекистаном) и Бахты (граница с КНР, СУАР), которые будут отвечать международным стандартам, что предусматривает создание необходимых условий для всех служб, интересы которых имеются на границе.
Таможенным комитетом проводилась планомерная работа по созданию около таможенной инфраструктуры, деятельность которой призвана способствовать ускорению таможенной очистки товаров и транспортных средств. По состоянию на 1 января 2000 года создано и функционирует 94 склада временного хранения, 22 таможенных склада.
Во исполнение соответствующих статей Закона Z952368_ "О таможенном деле в Республике Казахстан" в 1998 году таможенные органы приступили к формированию таможенной статистики внешней торговли страны.
Таможенные органы на сегодняшний день составляют единую систему, в которую входят: центральный таможенный орган, таможенные управления и таможни, таможенные посты. Созданы специализированные таможенные учреждения - Центральная энергетическая таможня, Информационно- статистическая таможня, Центральная таможенная экспертиза. Численность таможенных органов республики на конец 1999 года составляет 5995 единиц, в том числе Центрального аппарата 124 единицы.
Основная цель, внесенных в Указ изменений - облегчение и минимизация затрат процесса таможенного оформления для участников ВЭД. Новые положения Закона Z952368_ "О таможенном деле в Республике Казахстан" будут способствовать сокращению административных препятствий, которые влекут необоснованные материальные и временные издержки (избыточность таможенной документации, сложность таможенного оформления, недостаточную "прозрачность" и непредсказуемость применения таможенного регулирования) при осуществлении международной торговли.
Ставится задача применения прогрессивных методов, в частности, более широкое использование информационных технологий. Особое внимание уделяется профессиональной подготовке и переподготовке таможенных кадров, реализуется комплекс мероприятий по борьбе с фактами коррупции и взяточничества среди сотрудников таможенных органов. Во исполнение Закона Республики Казахстан Z980267_ "О борьбе с коррупцией" и в целях проверки профессиональной пригодности, уровня теоретических знаний, а также деловых качеств сотрудников центрального аппарата и территориальных подразделений проведено тестирование, в результате которого 118 человек не прошедших аттестацию уволены из таможенных органов, 230 понижены в должности. С начала 1999 года уволены по различным причинам 520 сотрудников.
Важная роль в упрощении таможенных процедур отводится созданию системы информационной технологии. Внедряемая Единая автоматизированная система таможенной службы, использование собственных прикладных систем будут способствовать дальнейшему упрощению процесса таможенного оформления грузов, сокращению времени прохождения таможенных формальностей, эффективному анализу деятельности таможенных органов, противодействию контрабанде и нарушениям таможенных правил.
В перспективе предполагается создание системы автоматизированного обмена данными со странами, являющимися торговыми партнерами Казахстана, внедрение в международную электронную систему обмена данными, которая позволит усилить контроль за перемещением товаров через таможенную границу Республики Казахстан, одновременно упростив таможенные формальности, связанные с заполнением различных форм документов вручную.
Практическая реализация Договора о Таможенном союзе и Едином
экономическом пространстве направлена на создание общего рынка товаров,
услуг, интенсификацию процессов вливания и оттока капиталов, перемещение
рабочей силы, что будет способствовать оживлению экономик государств-
участников Таможенного союза, прогрессивным изменениям в структуре
внешнеторгового обмена.
Основными принципами Таможенного союза являются:
единая территория, на которой отменяется таможенный контроль на общей
границе стран-участников Таможенного союза;
осуществление единой таможенной политики;
использование Общего таможенного тарифа или согласованных ставок
таможенных пошлин;
применение единых мер тарифного и нетарифного регулирования;
обеспечение унификации торговых режимов с третьими странами;
обеспечение единства управления таможенными органами;
установление единого порядка взимания и распределения таможенных
платежей между странами-участниками Таможенного союза.
Раздел 1. Основные направления
совершенствования таможенной политики
Приоритет 1. Формирование Единой автоматизированной
информационной системы и таможенной статистики
внешней торговли Республики Казахстан
Общие положения
В настоящее время информация становится важнейшим стратегическим ресурсом. Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику и многое другое. Все эти приложения и связанные с ними прикладные задачи требуют создания нового класса телекоммуникационных сетей и систем управления информационными ресурсами. Перенесенные на электронные носители информационные ресурсы приобретают качественно новое состояние, становятся активными, так как в этом качестве становятся доступными с помощью компьютерных средств и систем, сетей связи общего пользования, в том числе и дистанционных. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.
Информатизация таможенных органов предполагает:
Создание правовых, экономических, технологических, социальных и профессионально-образовательных условий для того, чтобы необходимая для решения социальных и экономических проблем информация была доступна в любое время, в любой точке, любому потенциальному пользователю.
Создание аппаратных и программных средств, телекоммуникационной системы, обеспечивающей формирование информационных ресурсов и доступ к ним, включая хранение, переработку, преобразование и передачу информации.
Обеспечение первоочередного развития структур, гарантирующих производство информации.
Разработку и реализацию организационно-методологических основ и программ последовательного, целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий в сферу управления таможенных органов Республики Казахстан.
Таким образом, Единая автоматизированная информационная система Республики Казахстан представляет собой организационный социально- экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей органов финансовой государственной власти, органов местного управления, министерств и ведомств на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационное пространство Центрального таможенного органа - это совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие органов таможни и фискальных ведомств, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Иными словами, информационное пространство Таможенных органов Республики Казахстан включает следующие главные компоненты:
- информационные ресурсы, содержащие данные и сведения зафиксированные на соответствующих носителях информации;
- организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
- средства информационного взаимодействия таможенных и фискальных органов и их доступа к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы.
Основные цели информатизации органов таможенной
службы Республики Казахстан
Главная цель информатизации таможенных органов - обеспечить повышение качества и уровня администрирования сбора таможенных платежей, упрощение таможенных процедур, ведение специальной таможенной и внешней торговой статистик за счет широкого использования информационных ресурсов и технологий, а также существенно улучшить подготовку и принятие решений на государственном, территориальном или региональном уровнях за счет использования системы полных, достоверных и доступных баз данных по всем субъектам внешнеэкономической деятельности.
Информатизация и создание информационной таможенной инфраструктуры является одним из важнейших способов реализации:
- Обеспечения всех базовых функций стратегического и текущего управления таможенными органами (анализ и прогноз ситуаций, обмен информацией, планирование и координация деятельности, контроль за выполнением принятых решений и т.п.);
- Эффективного контроля за деятельностью таможенных органов и использование прозрачности информационной политики в качестве действенного средства, борьбы с теневой экономикой, коррупцией и должностными преступлениями;
- Интеграции информационной среды таможенной службы с единым информационным пространством Республики Казахстан и мирового сообщества;
- Демонополизации информационных служб и структур, распоряжающихся информационными ресурсами;
- Создания условий для развития всеобъемлющей информатизации в сфере таможенной информационной инфраструктуры.
Основными направлениями и целями информатизации таможенных органов являются:
- реализация государственной политики в сфере формирования и объединения информационных ресурсов, информатизации и обеспечения права на информацию;
- создание и поддержка необходимой информационной инфраструктуры и ресурсов для устойчивого развития;
- формирование рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
- обеспечение условий для развития и защиты информационных ресурсов;
- обеспечение баланса интересов в использовании и развитии информационной среды государственных, корпоративных структур для качественного информационного обслуживания;
- разработка нормативной правовой базы информационного взаимодействия и формирования рынка информационных и телекоммуникационных услуг;
- организация конфиденциальной связи и обеспечение защищенного информационного взаимодействия между структурами таможенного комитета и кредитно-финансовой системы;
- формирование у специалистов таможенных органов Республики Казахстан высокой информационной культуры с осознанием экономической целесообразности информационных услуг;
- максимальное использование интеллектуального и кадрового потенциала таможенных органов Республики Казахстан, возможностей конверсии, применительно к каждой конкретной предметной сфере;
- создание и развитие информационной таможенной инфраструктуры в интересах Республики Казахстан;
- поддержка корпоративной информационной системы и сети таможенных органов, а также обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Республики Казахстан.
Обеспечение централизованного контроля начисления и взимания таможенных платежей. Информационная поддержка борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
Контроль исполнения лицензий и квот.
Приоритетные задачи информатизации
таможенных органов Республики Казахстан
Важнейшей задачей информатизации таможенных органов является создание и развитие информационной инфраструктуры таможенных органов и органов финансовой государственной власти и управления.
К приоритетным задачам информационной индустрии таможенной системы относятся:
- формирование и осуществление единой научно-технической политики в сфере информатизации таможенных органов с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
- организационное обеспечение и формирование структуры управления информатизацией;
- разработка методических и организационно-правовых материалов по обеспечению информатизации таможенных органов;
- решение организационно-правовых и технических вопросов информационной безопасности и комплексной защиты данных в единой информационной системе таможенных органов;
- решение проблем информационной безопасности в существующей и проектируемой информационных комплексах и системах;
- реорганизация системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающей функционирование и развитие информационной среды таможни Республики Казахстан, на основе передового мирового опыта и современных тенденций развития информационных технологий, средств телекоммуникаций и
технологий обучения.
Интегрированная информационная среда таможенной службы
и органов государственной власти Республики Казахстан
Интегрированная информационная среда органов государственной власти
Республики Казахстан рассматривается как комплекс взаимоувязанных и
взаимодействующих отраслевых корпоративных и проблемно-ориентированных
информационных систем, в том числе:
- таможенных органов Республики Казахстан;
- налоговых органов Республики Казахстан;
- органов Министерства финансов Республики Казахстан;
- банковской системы;
- органов телекоммуникационных служб Республики Казахстан и др.
Интегрированная информационная среда таможенных органов Республики Казахстан как часть единого информационного пространства Республики Казахстан включает в себя следующие главные компоненты:
- телекоммуникационную среду;
- информационные ресурсы, информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе;
- организационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование и развитие информационной среды;
- систему подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды.
Создание условий информационной безопасности и защиты данных есть важнейший фактор интеграции корпоративных, отраслевых и предметно- проблемных информационных средств в единое информационное пространство.
Обязательным и важнейшим условием существования и стабильности интегрированной информационной среды является нормативная правовая база, определяющая основы регулирования в Республике Казахстан отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации.
Основные принципы и задачи формирования
телекоммуникационной среды таможенных органов
Телекоммуникационная среда таможенных органов должна адекватно соответствовать потребностям, способствовать рациональной организации и обеспечивать эффективное управление информационными потоками республиканского и территориального, межрегионального характера. Развитие существующих и создание новых коммуникаций таможни Республики Казахстан должно обеспечивать возможность их функционирования в рамках единого информационного пространства государственного управления. Для этого необходимо соблюдение следующих принципов:
1. Являясь составной частью государственной и мировой сети телекоммуникаций, сеть таможенных органов Республики Казахстан должна развиваться и совершенствоваться в строгом соответствии с документами Международного Союза Электросвязи и национальными требованиями.
2. Телекоммуникационная инфраструктура таможни должна развиваться, дополняя и развивая возможности существующих телекоммуникационных ресурсов Республики Казахстан.
3. Обеспечение безопасности телекоммуникационной среды на основе комплекса алгоритмических и организационно-технических мер, средств и способов путем интеграции физической безопасности, безопасности аппаратных средств, безопасности программно-математического обеспечения и безопасности связи. Решение задач информатизации предъявляет к телекоммуникационным сетям следующие требования:
- дальнейшее расширение состава и повышение качества связи;
- внедрение и развитие новых телекоммуникационных служб;
- интеграция всех существующих сетей связи и служб РК в единую телекоммуникационную среду на базе цифровых методов передачи и обработки сигналов;
- взаимный обмен информацией между информационными системами и сетями таможни, налоговой системы, банковской системы, регионами стран СНГ и мирового сообщества;
- предоставление пользователям широкополосных услуг для передачи аудиовизуальной, текстовой и другой информации.
Безопасность в таможенной телекоммуникационной сети является одной из составляющих национальной безопасности Республики Казахстан и вопросы ее обеспечения должны рассматриваться, решаться и контролироваться на государственном уровне. При этом необходимо обеспечение защиты от следующих факторов:
- комплексного воздействия, направленного на нарушение
функционирования непосредственно телекоммуникационной среды;
- несанкционированного доступа к технологической (служебной) и иной
информации, связанной с работой сети;
- разрушения встроенных средств защиты.
Основой инфраструктуры сетевого сервиса являются:
- первичная сеть, обеспечивающая услуги по предоставлению выделенных
магистральных каналов связи;
- служба базового телекоммуникационного сервиса, включающая
обеспечение узлов маршрутизации данных и коммутации сообщений;
- служба конечного пользователя, реализуемая с помощью стандартного
программного обеспечения и связного оборудования.
Приоритетные направления развития Единой
автоматизированной информационной сети таможенной службы РК
и Республиканской сети обмена данных ТК МГД РК
В настоящее время любой процесс контроля в масштабе государства предполагает мобилизацию обширных информативных ресурсов для организации многоуровневого взаимодействия различных государственных контролирующих структур.
Единая автоматизированная информационная сеть таможенной службы РК и Республиканской сети обмена данных ТК МГД РК (ЕАИС ТС РК и РСОД ТК МГД), как средство реализации информационной системы, представляется не только в виде механизма обмена информационными блоками между региональными таможенными подразделениями, центральным таможенным органом и государственными контролирующими органами, являющимися постоянными потребителями входящей в их компетенцию информации, но и как активный инструмент таможенного контроля, средство формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов.
Развитие ЕАИС - процесс поэтапной разработки и внедрения в отрасли новых информационных технологий, базирующихся на современном программно- техническом комплексе.
Уже сейчас, в соответствии с требованиями времени необходимо вводить разделение декларантов на группы контроля (зеленый и красные коридоры).
Увеличение поступлений доходной части бюджета невозможно реализовать без оперативного реагирования таможенных органов на изменения как на внутреннем, так и на внешнем рынке, без разветвленных и многоуровневых систем связи и передачи данных от мест таможенного оформления в органы управления.
В соответствии с изложенными тезисами
предполагается осуществление следующих программ:
Программа 1
Программа предусматривает развитие приоритетных приграничных таможенных постов по всему периметру таможенной границы Республики Казахстан, с развитием существующей инфраструктуры локальных вычислительных сетей в территориальных координирующих таможенных органах. Создание, внедрение и сопровождение унифицированного программного обеспечения таможенного контроля, а также создание глобального банка данных по всем видам внешнеэкономической деятельности и формирование достоверной специальной таможенной статистики.
Программа предполагает установку на приграничных таможенных постах станций спутниковой связи, оборудование залов таможенного оформления, развитие локальных вычислительных систем не только на таможенных постах, но и в территориальных таможенных органах. Примерный расчет необходимых финансовых средств включает в себя закупку и монтаж технического оборудования, сервисное сопровождение.
Помимо этого, в рамках этой программы предполагается создание Wеb-сервера таможенной службы, предназначенного для предоставления открытой информации всем заинтересованным лицам по сети Intеrnеt, а также для осуществления обмена информацией между государственными органами.
В рамках осуществления Программы предполагается дальнейшее совершенствование существующего программного обеспечения таможенной службы Республики Казахстан. Предполагается дополнительная закупка лицензионного программного обеспечения для дальнейшей разработки и усовершенствования как клиентской, так и серверной части программного продукта.
Программа 2
Создание глобального банка данных по всем видам внешнеэкономической деятельности и формирование достоверной специальной таможенной статистики. Программа представляет собой развернутую многоранговую локальную вычислительную сеть и центральный узел связи в центральном таможенном органе (г. Астана, здание ТК МГД РК), где сводится вся поступающая информация в центральном сервере таможенной службы. На базе данных, хранящихся в центральном сервере должна вестись специальная таможенная статистика, ведется работа в рамках выполнения Программы 1.
Программа 3
Взаимодействие информационной системы Таможенного комитета с информационными системами уполномоченных банков второго уровня и Национального Банка Республики Казахстан. Таким образом, разработка совместно с Национальным Банком Республики Казахстан Информационной системы валютно-банковского контроля.
Уже сейчас Таможенным комитетом совместно с Национальным Банком Республики Казахстан осуществляется валютно-банковский контроль. Реализация данной программы предполагает интеграцию с банковской системой, получение оперативной информации непосредственно из Национального Банка Республики Казахстан.
Программа 4
Разработка механизмов взаимодействия с информационными технологиями
стран-участниц Таможенного союза. Реализация Программы является этапом,
который уже предусматривает выполнение всех трех вышеперечисленных
программ. Это полноценное информационное взаимодействие со странами
участниками Таможенного союза, многочисленными международными таможенными
организациями.
Реализация программ
Осуществление данных программ предполагает поэтапное освоение (тыс.
тенге):
2000 год
Программа 1 645 489, 5
Программа 2 89 855, 5
Программа 3 114 380
Программа 4 47 442
Всего 897 167
ЕАИС таможенных органов Республики Казахстан на конечном этапе будет представлять собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности, систему информационного взаимодействия не только в рамках государства, но и партнерами по таможенному союзу.
Таможенная статистика внешней торговли Республики Казахстан формируется:
- на правовой основе, вытекающей из соответствующих положений Закона Республики Казахстан "О таможенном деле";
- на документальной информации, представляющей совокупность показателей, содержащихся в грузовых таможенных декларациях, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности для таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан.
В настоящий момент назрела необходимость развития как методологических, так и конструкционных, то есть в виде унифицированных, выходных форм и периодичности представления официальных публикаций, принятых в международной практике.
Концепция совершенствования таможенной службы Республики Казахстан на 2000-2002 годы предполагает реализацию следующих мероприятий, призванных оптимизировать таможенную статистику внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан:
- анализ основных тенденций, структуры и динамики товарооборота в увязке с анализом макроэкономической ситуации;
- контроль за исполнением статей доходной части бюджета;
- оперативное обеспечение оперативных пользователей агрегированными данными таможенной статистики внешней торговли страны;
- анализ конъюнктуры рынка в пределах компетенции таможенных органов;
- разработка предложений в области таможенной политики;
- анализ и формирование общей картины движения платежей;
- полная и своевременная репатриация платежей, причитающихся казахстанским экспортерам за экспортированные ими товары;
- контроль за правомерностью осуществления казахстанскими импортерами платежей за импортируемые товары;
- использование статистических данных для формирования и регулирования ценовой базы, таможенно-тарифного регулирования для поддержания отечественного производства;
- обеспечение широкого спектра нерегламентированных запросов по различным аспектам внешней торговли страны.
Необходимо наладить на постоянной основе обмен данными статистики внешней торговли со странами СНГ, сопредельными государствами, а также с государствами, активно торгующими с нашей республикой, используя современные средства связи.
Необходимо обеспечить активное участие таможенной службы в формировании таможенно-тарифной политики государства, тогда как таможенная статистика внешней торговли должна служить важнейшим инструментом в определении таможенного тарифа.
Приоритет 2. Развитие международного
таможенного сотрудничества
Цели:
Всемерное содействие развитию и совершенствованию таможенной службы, обеспечение гармонизации и унификации таможенного законодательства с международными стандартами, повышение эффективности управления таможенной службой, интеграция в глобальные процессы, происходящие в международной торговле.
Задачи:
- Обеспечение выполнения международных обязательств Республики Казахстан в части, касающейся таможенного дела.
- Осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами зарубежных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.
Таможенная служба республики развивается в направлении сближения с общепринятыми международными нормами и практикой и находится на пороге восприятия и применения мирового таможенно-правового опыта. Это сотрудничество можно свести к трем основным направлениям:
- Таможенно-правовое сотрудничество со странами Таможенного союза, странами СНГ.
- Таможенно-правовое сотрудничество с зарубежными государствами.
- Таможенно-правовое сотрудничество с международными организациями, имеющими отношение к таможенному делу.
Важнейшим направлением региональной таможенной политики Республики Казахстан должно стать создание и укрепление Таможенного союза, а впоследствии единого экономического пространства с СНГ. В качестве ключевых моментов Таможенного союза должны стать:
проведение политики снятия имеющихся в торговле прямых и косвенных ограничений, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, выработка единых подходов во взаимоотношениях с третьими странами, защита внутренних рынков государств-участников Таможенного союза и национальных товаропроизводителей от экспансии зарубежных поставщиков, с учетом необходимости поддержания в экономике стран Содружества в целом, и в отдельных ее отраслях условий для добросовестной конкуренции;
формирование механизмов поддержки и стимулирования прямых
торгово-экономических связей хозяйствующих субъектов, включая развитие
компенсационных, толлинговых и лизинговых операций;
проведение согласованной таможенной политики, формирования механизма
согласованного регулирования тарифа.
Это будет строиться, прежде всего, на регулировании целого комплекса
таможенных вопросов таких как:
- тарифные вопросы, вопросы номенклатуры;
- определение страны происхождения;
- таможенная стоимость;
- таможенные процедуры и таможенное регулирование;
- таможенные режимы;
- вопросы предоставления таможенных льгот;
- порядок взимания таможенных платежей;
- порядок перемещения товаров в рамках Таможенного союза, за пределы
Таможенного союза.
На фоне образования мощных торгово-экономических блоков становится все более очевидным, что странам Таможенного союза, СНГ необходим единый подход в проведении таможенной политики по отношению к третьим странам, легче иметь дело с ЕС, ВТО другими региональными объединениями действуя сообща, чем строить с ними отношения поодиночке. Реализация таможенной политики в рамках региональных объединений будет осуществляться путем активного участия в работе Советов руководителей таможенных служб Таможенного союза, СНГ, Интеграционного комитета, Исполнительного комитета.
Следующий блок вопросов - это отношения с зарубежными таможенными службами. Такие отношения должны строиться на последовательном использовании мирового таможенного опыта. С рядом стран намечено подписать и обеспечить практическую реализацию соглашений о таможенном сотрудничестве и взаимопомощи, основные положения которого отвечают требованиям, изложенным в Меморандуме о сотрудничестве ВТО (таможенной). Установление контакта с мировыми таможенными администрациями будет направлено на получение содействия в вопросах подготовки и переподготовки кадров, технического содействия, обмена по вопросам борьбы с контрабандой, экономическими правонарушениями, вопросах экспортного контроля, изучения опыта по реформированию и модернизации таможенных служб, гармонизации и упрощения таможенных процедур, в соответствии с международными стандартами. Одним из ключевых моментов формируемых двусторонних отношений с таможенными службами должно стать установление контактов с иностранными деловыми кругами, что позволит вести внешнеэкономическую деятельность в рамках требований мировой торговли, одновременно обеспечивая защиту экономической безопасности государства.
Учитывая протяженность границы с КНР, имеющиеся в этом регионе интересы нашего государства, особую актуальность приобретает установление отношений между таможенными службами Республики Казахстан и Китайской Народной Республики. Основной задачей станет практическая реализация подписанного с КНР Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, развитие сотрудничества между приграничными таможенными службами, которые будут направлены на содействие развитию торговли между двумя государствами.
Серьезное внимание будет уделено дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества с таможенной службой США, что позволит усилить торгово-экономические связи с этим важным и перспективным партнером Республики Казахстан. При этом учитывается лидерство США в мировой экономике, наличие в стране большого числа крупных американских компаний, которые являются основными инвесторами в экономику Казахстана, огромный потенциал таможенной службы США, обладающей необходимыми ресурсами и опытом.
Предстоит наладить контакт с таможенными службами государств Европейского Союза, опыт которых будет использоваться в работе таможенной службы республики. В основном эта работа будет проводиться в рамках программы ТАСИС и установления тесного контакта с Евротаможней.
Взаимодействие с зарубежными государствами будет строиться как на основе двусторонних контактов, так и на основе реализации сотрудничества с региональными объединениями (ЕС, ОЭС, АПЕК).
В современных условиях все страны мира используют широкий комплекс средств защиты внутреннего рынка от конкуренции, включающий тарифные и нетарифные методы поддержки национальных производителей, валютные и кредитные средства и многое другое. Применение большинства этих средств регламентируется международными правилами, закрепленными в многосторонних межгосударственных соглашениях и конвенциях.
Основной задачей таможенной службы на ближайшую перспективу станет участие в работе международных организаций, имеющих отношение к таможенному делу. Это, прежде всего ВТО (таможенная), ВТО (торговая), КЕС (в частности, XXI Директорат). ВТО (таможенной) и ВТО (торговой) накоплен обширный и весьма ценный опыт сотрудничества государств по различным аспектам таможенного дела, таможенной политики и таможенного законодательства. Крупнейший комплекс таких соглашений составляющий правовую основу ВТО (торговой) и ВТО (таможенной) в настоящее время подвергается, изучается и обобщается. Требования ВТО (торговой) учтены при подготовке изменений и дополнений, внесенных в Закон Z952368_ "О таможенном деле в Республике Казахстан". Эта задача потребует дальнейшего продолжения, что в перспективе обеспечит переход таможенно-правового регулирования на нормы и правила, содержащиеся в соглашениях ВТО (торговой), ВТО (таможенной).
Таможенной службой предполагается проведение реформирования с учетом Программы модернизации и реформирования таможенных служб, разработанной ВТО и поддерживаемой МВФ, МБР. Такая Программа предполагает наличие Концепции развития таможенной службы и соответствующей поддержки Правительства.
Для практической реализации этого блока требуется решение задачи присоединения в ближайшее время к таким документам, разработанным и администрируемым ВТО (таможенной) как:
- Конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
- Найробской конвенции;
- Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур.
Учитывая изменения, внесенные в приложения к Киотской Конвенции, стоит задача осмысления ее положений, последующее присоединение к Конвенции и постепенное присоединение к ее приложениям, с учетом первоочередных задач, стоящих перед таможенной службой. Это потребует внесения изменений в основной Закон, регулирующий таможенное дело в республике, иные нормативные правовые акты.
Необходимо обеспечить постепенное участие таможенной службы в работе
Политической комиссии, заседаниях и комитетах ВТО (таможенной). На
ближайший период эта работа будет вестись путем активной переписки с ВТО,
изучения методологических рекомендаций, проведения анализа тенденций
развития мировой таможенной системы.
Приоритет 3. Совершенствование механизма
таможенного контроля и таможенного оформления
Цель:
Унификация процедур таможенного оформления
Задачи:
- Упразднить неэффективные или излишние таможенные процедуры.
- Разработать дифференцированные технологии таможенного оформления и
контроля.
- Информационная прозрачность.
Для реализации комплекса функций, возложенных на таможенные органы, прежде всего, необходимо осуществление таможенного оформления и таможенного контроля.
Таможенное оформление и контроль будут развиваться в направлении ускорения таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан путем упрощения таможенных процедур, приближения их к мировым стандартам, полного соблюдения международных договоров Республики Казахстан (оформление товаров и транспортных средств непосредственно на пунктах пропуска, создание "зеленых" коридоров для добросовестных участников ВЭД).
Как "зеленый коридор" можно охарактеризовать следующие мероприятия:
- оформление товаров по процедуре периодического и предварительного декларирования;
- оформление товаров, освобожденных от уплаты таможенных платежей без декларирования с использованием ГТД;
- оформление товаров, освобожденных от уплаты таможенных платежей, имеющих стоимость ниже установленного минимума без декларирования;
- оформление товаров путем использования процедуры посттаможенного аудита;
- использование таких форм таможенного контроля, которые в тех или иных конкретных обстоятельствах являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства о таможенном деле.
Для организации действенного таможенного контроля и таможенного оформления товаров на таможенной границе необходимо предпринять следующие шаги:
- определить достаточное и необходимое количество маршрутов движения (автопереходов) товаров и транспортных средств, исходя из объемов грузооборота, степени развития таможенной и околотаможенной инфраструктуры;
- определить пограничные железнодорожные станции как пункты пропуска;
- применять формы таможенного контроля, являющиеся достаточными для обеспечения соблюдения законодательства и международных договоров;
- приступить к укреплению, расширению, оснащению указанных постов с последующим приданием статуса таможни.
С учетом изложенного, для организации таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых автотранспортом непосредственно на таможенной границе Республики Казахстан необходимо:
- подготовка для такого оформления наиболее крупных постов, укомплектованных личным составом, техническими и другими средствами, необходимыми для оперативного и качественного таможенного оформления и контроля;
- развитие банковских, брокерских и др. услуг;
- приступить на этих постах к оформлению юридических и физических лиц, изъявивших желание произвести таможенное оформление непосредственно на таможенной границе;
- при увеличении объемов грузоперевозок изучить опыт и развивать посты на других наиболее оживленных участках;
- внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты.
Механизм проведения таможенного оформления и таможенного контроля призван обеспечить:
- создание условий, способствующих ускорению внешнеэкономического оборота (упразднить неэффективные или излишние таможенные процедуры);
- соблюдение разрешительного порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
- ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также пресечения незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов;
- своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Казахстана;
- осуществление в пределах компетенции таможенных органов валютного контроля.
Для таможенного оформления товаров, поступающих в адрес товаропроизводителей или отправляемых ими, и используемых в промышленном производстве, с целью недопущения остановок производства предполагается следующее:
- создать специальное подразделение (группу) в таможенных органах по контролю товаров добросовестных, на первом этапе крупных товаропроизводителей;
- к работе в указанном подразделении привлечь наиболее подготовленных в профессиональном плане работников таможенных органов, желательно имеющих специальное образование;
- работники таможенных органов указанного подразделения должны осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль непосредственно на предприятиях без приостановления производственного процесса, вести учет и контроль, не вмешиваясь в деятельность предприятий;
- получение и отправка товаров может производиться как под контролем сотрудника таможенного органа, так и самостоятельно предприятием в соответствии с технологическими схемами, после предварительного или с последующим таможенным оформлением;
- руководство и контроль должно осуществляться только начальником таможенного органа.
Основной упор предполагается сделать на поддержку отечественных экспортеров, что можно обеспечить за счет совершенствования и дальнейшего упрощения механизма таможенного оформления и таможенного контроля по принципу необходимости и достаточности при использовании режима экспорта.
Будет принято активное участие в разработке таможенной политики путем
внесения предложений по вопросам, касающимся стимулирования экспорта и
поощрения импортозамещающего производства, в отношении таможенных
режимов, имеющих существенное значение для производителей поставляемой на
экспорт продукции.
Приоритет 4. Совершенствование кадровой политики
Сноска. В приоритет 4 внесены изменения - постановлением
Правительства РК от 15 мая 2001 г. N 643.
Цель:
Эффективность работы таможенных органов
Задачи:
- Внедрение современных методов подбора кадров
- Разработать систему ротации кадров
- Разработать программу повышения квалификации кадров
- Оптимизация организационных структур и совершенствование
расстановки кадров
- Профилактика и защита от коррупционных правонарушений
Решение проблемы повышения эффективности деятельности таможенных органов, в том числе связанной с обеспечением экономической безопасности Республики Казахстан, в значительной степени зависит от совершенствования кадровой политики.
В настоящее время единая система таможенных органов РК - это, прежде всего, организационно объединенные в единое целое таможенные органы Казахстана, в которую входят:
- Центральный таможенный орган Республики Казахстан (Таможенный комитет МГД РК),
- главные таможенные управления (ГТУ),
- таможенные управления (ТУ),
- таможни, таможенные посты, а также учреждения и организации, подведомственные ТК МГД РК.
Структура таможенных органов должна обеспечить эффективное взаимодействие всех подразделений по выполнению основных функций, возложенных на таможенную службу Республики Казахстан. Организационно-штатная работа в таможенных органах должна базироваться на прочной нормативной базе. Прежде всего, следует ориентироваться на интенсивные методы деятельности: повышение качества труда, совершенствование технологии таможенного контроля, схем взаимодействия и технической оснащенности таможенного оформления - за счет компьютеризации.
С учетом сложностей, испытываемых в настоящее время всеми государственными структурами при их комплектовании, сложной финансовой ситуации будут предприняты меры по существенной корректировке сложившейся в таможенных органах практике решения штатных вопросов. Прежде всего, будет обеспечено рациональное использование штатной численности в таможенных органах:
- дополнительная численность будет использована только для развития таможенной инфраструктуры;
- решение вопросов развития приоритетных направлений в основном будет производиться за счет перераспределения штатной численности и имеющихся на местах вакансий;
- на основе изучения загруженности личного состава структурных подразделений таможенных органов и соответствия численности подразделений фактическим объемам работ.
Требуется скорейшее осуществление комплекса мер, позволяющих перейти к статусу таможенного служащего. И в этой связи ставятся следующие задачи:
- Определить новый образ таможенного служащего. С этой целью помимо утверждения Положения о прохождении службы в таможенных органах разработан ряд мероприятий, таких как "Кодекс таможенной чести", текст присяги.
- Дать оценку тому контингенту, который уже служит в таможенных органах.
- Провести глубокий и качественный анализ сотрудников, поступивших на службу в последние два-три года. Определить возможности и способности каждого, избавиться от случайных людей.
- Обеспечить создание системы первоначальной подготовки и переподготовки кадров.
- Создать систему эффективной воспитательной работы в таможенных органах.
- Создать стройную систему работы с руководителями таможенных органов: подбор, подготовка к должности, переподготовка, стажировка. В связи с этим на базе Академии финансовой полиции открыт факультет таможенного дела, курсы для повышения квалификации высшего и среднего руководящего звена.
- Обеспечить дальнейшее развитие принципов единоначалия. Единоначалие предполагает высокую организованность, исполнительскую дисциплину в коллективе и вместе с тем персональную ответственность руководителя за принятое решение.
В связи с усилением деятельности различных субъектов, дезорганизующих работу таможенных органов, а также во исполнение Закона Республики Казахстан Z980267_ "О борьбе с коррупцией" необходимо возродить в системе таможенных органов подразделения обеспечивающие собственную безопасность. В связи с чем, особое внимание будет уделяться:
- выявлению и пресечению преступной деятельности должностных лиц таможенных органов;
- проверке деятельности подразделений таможенных органов на предмет надлежащего исполнения служебных обязанностей сотрудниками;
- сбору и анализу информации, сообщений.
В целях выполнения Указа Президента о внедрении казахского языка в делопроизводство государственных органов намечено обеспечить обучение персонала казахскому языку для поэтапного его введения, в соответствии со сроками установленными законодательством.
Выполнение профессионального долга, строгое соблюдение правовых и этических норм во многом зависит от "социального самочувствия", видения перспектив служебного роста, удовлетворенности трудом и уровнем материального благосостояния сотрудников таможенных органов. Важным направлением деятельности в этой области должно стать решение вопросов
социальных гарантий:
- совершенствование оплаты труда;
- обеспечение, в случае гибели, получения увечья или иного
повреждения здоровья при исполнении служебного долга должностными
сотрудниками таможенных органов, соответствующих социальных гарантий;
- решение вопроса пенсионного обеспечения должностных лиц таможенных
органов.
Принципы подбора, расстановки и ротации кадров:
- Профессионализм и компетентность.
- Владение современной компьютерной техникой.
- Умение принимать оперативные и обоснованные решения.
- Принципиальность и патриотизм.
- Умение отстаивать свою точку зрения.
- Требовательность к себе и подчиненным.
- Настойчивость в достижении поставленной цели.
- Умение строить корректные взаимоотношения с коллегами и партнерами.
- Высокая исполнительская дисциплина.
Приоритет 5. Совершенствование фискально-экономической
деятельности таможенных органов
Цель:
Обеспечение экономической безопасности и экономических интересов
государства
Задачи:
- Обеспечение полноты поступления таможенных платежей и налогов в
государственный бюджет.
- Механизм контроля за перемещением товаров во взаимной торговле и порядок взимания налогов по принципу "страны назначения".
- Обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, защиты законных прав и интересов граждан и организаций при осуществлении таможенного дела.
Объективно возросшая роль таможенного дела и таможенной политики во внутриэкономических процессах и расширение диапазона их влияния на фоне либерализации ВЭД обусловили, в свою очередь, необходимость нового подхода к регулированию всего сложного и неоднородного комплекса отношений, связанных с таможенно-тарифным и нетарифным регулированием.
Основными направлениями работы таможенных органов по дальнейшему совершенствованию механизма таможенно-тарифного регулирования ВЭД должны стать:
- разработка нормативных правовых актов, направленных на совершенствование таможенно-тарифной политики;
- поэтапный переход к единой системе формирования, данных в части таможенно-тарифного регулирования на базе создания автоматизированной системы учета таможенных платежей и налогов;
- разработка и внедрение комплексных технологий тарифного регулирования;
- технологии выборочного контроля и проверки, основанной на базе данных полной автоматизированной системы учета.
Для того чтобы эффективно защищать в современных условиях национальные интересы, таможенный тариф должен быть максимально дифференцированным. Таможенный тариф, с учетом вступления в ВТО и основных принципов Таможенного союза должен будет усложняться, товарные позиции должны быть дифференцированы в соответствии с ГС и ТН ВЭД СНГ.
Становится необходимым:
- дальнейшее совершенствование механизма эффективного контроля таможенной стоимости товаров;
- практическая реализация порядка определения и контроля таможенной стоимости товаров в соответствии с требованиями ГАТТ/ВТО;
- выработка единого порядка в предоставлении участникам ВЭД льгот по уплате таможенных платежей и налогов;
- дальнейшее совершенствование механизма контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, определением страны происхождения товаров;
- разработка и практическая реализация порядка взаимодействия таможенных органов Республики Казахстан с компетентными органами стран-бенефициаров по контролю за достоверностью предоставляемых сертификатов происхождения товаров;
- гармонизация взимания таможенных платежей с требованием ВТО с целью создания благоприятных условий притока иностранных инвестиций в экономику страны;
- разработка механизма и практическая реализация взаимодействия таможенной и налоговой служб Республики Казахстан по контролю за соблюдением участниками ВЭД таможенного и налогового законодательства;
- создание равных условий для всех участников ВЭД, отсутствие индивидуальных льгот по уплате таможенных платежей и налогов. Соблюдение этого принципа создает условия для здоровой конкуренции при осуществлении внешнеторговых операций;
- активное участие в разработке механизма предоставления тарифных преференций в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, снижения ставок таможенных пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз на таможенную территорию Республики Казахстан товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Республикой Казахстан зону свободной торговли или таможенный союз, либо двусторонних соглашений;
- формирование автоматизированной системы учета поступлений
таможенных платежей и налогов;
- автоматизация контроля учета и обработки статистических отчетов по
таможенным платежам и налогам;
- мониторинг экспортно-импортных контрактов по товарам, облагаемым
таможенными платежами и налогами.
Все перечисленные выше меры таможенно-тарифного регулирования
направлены на:
- защиту национальных производителей от неблагоприятного воздействия
нежелательной иностранной конкуренции;
- развитие в республике импортозамещающего производства;
- анализ структуры ввозимых на территорию страны товаров;
- формирование доходной части бюджета.
Меры по упорядочению экономического регулирования внешнеэкономических связей должны быть адекватны изменениям в социально-экономическом положении страны и в ее международном положении. Только при этих условиях могут эффективно решаться задачи государственного регулирования внешнеэкономических связей в интересах государства и обеспечение его экономической безопасности.
Борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил
Важнейшей задачей, поставленной Правительством перед таможенными органами, является обеспечение экономической безопасности Республики Казахстан, защита ее экономических интересов, ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил, обеспечение защиты прав и интересов граждан и организаций при осуществлении таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, предметов художественного исторического и археологического достояния республики.
Все эти и другие функции, входящие в компетенцию таможенных органов, реализуются путем оказания непосредственного противодействия нелегальному перемещению через таможенную границу Республики Казахстан товаров, в том числе криминального характера.
Государственная программа Республики Казахстан по борьбе с преступностью на 1997-1998 годы и основным направлениям правоохранительной деятельности до 2000 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 20.06.97 г. N 3558 U973558_ , определила роль таможенных органов республики в решении поставленных задач.
В соответствии со статьей 65 Z970206_ Уголовно-процессуального Кодекса таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность, являются органами дознания по делам о контрабанде и уклонению от уплаты таможенных платежей. Осуществляют производство по нарушениям таможенных правил, исполняют по ним взыскания.
С принятием Закона Республики Казахстан Z980233_ "О национальной безопасности Республики Казахстан" от 26.06.98 г. N 233-1 таможенные органы ведут работу по обеспечению национальной безопасности.
Законом Республики Казахстан Z980267_ "О борьбе с коррупцией" от 02.07.98 г. N 267 на таможенные органы возложена задача по борьбе с коррупцией.
Согласно статье 6 Закона Республики Казахстан Z944000_ "Об оперативно-розыскной деятельности" таможенные органы являются субъектом оперативно-розыскной деятельности.
Для дальнейшего совершенствования организационно-правовых норм защиты экономических интересов таможенным органам необходимо осуществить ряд мероприятий, таких как:
- Развитие функций по борьбе с контрабандой и обеспечение соблюдения разрешительного порядка при перемещении через таможенную границу Республики Казахстан.
Данные функции заключаются в осуществлении политических, правовых, организационных, экономических, оперативных и иных мер по обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами установленных таможенным законодательством Республики Казахстан правоотношений на таможенной границе Республики Казахстан, борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела.
- Совершенствование форм и методов борьбы с экономическими таможенными правонарушениями.
- Необходимо обеспечить разработку методики расследования правонарушений, механизма взаимодействия с органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой полиции и другими государственными органами Республики Казахстан.
- Совершенствование форм и методов борьбы с особо опасными видами контрабанды.
Усилить меры по контролю за нелегальным перемещением энергоносителей, обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, валюты, наркотиков, оружия и боеприпасов. Необходимо создать условия для получения упреждающей оперативной информации, установить эффективный механизм противодействия правонарушениям, совершенствовать организационную структуру подразделений по борьбе с контрабандой и обеспечить техническое оснащение подразделений.
В рамках данного направления планируется создание кинологического центра Таможенного Комитета Республики Казахстан, обеспечение профессиональной подготовки таможенных служащих по вопросам контроля за перемещением предметов старины и искусства, объектов интеллектуальной собственности, энергоносителей.
- Проведение оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления, предупреждения и пресечения контрабанды, нарушения таможенных правил, а также коррупционных правонарушений.
- Осуществление мероприятий по выявлению скрывшихся от дознания лиц, а также уклонившихся от уплаты таможенных и других обязательных платежей.
- Правоприменительная деятельность.
- Четко определить и нормативно закрепить границы полномочий и функциональности в правоохранительных и иных органах государства в борьбе с контрабандой и другими правонарушениями в области внешнеэкономической деятельности, создать нормативную базу оперативно- розыскной деятельности таможенных органов, разработать концепцию борьбы с таможенными правонарушениями в условиях Таможенного союза, разработать с использованием научного потенциала правоохранительных органов комментария по применению Закона Республики Казахстан Z952368_ "О таможенном деле в РК" при определении меры ответственности за нарушение таможенных правил и преступление в сфере таможенного дела.
- Информационно-аналитическое обеспечение деятельности таможенных органов.
Необходимо наладить механизм обмена информацией между правоохранительными органами, включить преступления в сфере таможенного дела в единый учет преступлений, для чего планируется введение оперативного учета и уголовной статистики.
Развитие материально-технической базы подразделений по борьбе с
контрабандой и нарушениями таможенных правил.
Обеспечение вооружением, специальными средствами, средствами связи, а
также современными поисковым, криминалистическими средствами и приборами,
оперативной и специальной техникой.
Раздел 2. Развитие материально-технической базы
таможенных органов Республики Казахстан и околотаможенной
инфраструктуры
Цель:
Обеспечение четкого функционирования таможенных органов
Задачи:
- Усиление материально-технической базы таможенных органов.
- Строительство таможенных постов и пунктов переходов.
- Привлечение дополнительных средств для финансирования развития
таможенных органов.
- Оперативное развитие рынка таможенных услуг.
Эффективность исполнения задач, стоящих перед таможенными органами напрямую зависит от уровня технической оснащенности и общего состояния материально-технической базы (МТБ) таможенных органов Республики Казахстан.
Технические средства таможенного контроля (ТСТК)
Использование ТСТК является неотъемлемой частью технологий таможенного контроля практически на всех его стадиях. Отсутствие ТСТК необходимого качества и количества сказывается на процессе таможенного контроля, непомерно затягивая его.
На этапе современного развития научно-технического прогресса и опыта использования его достижений таможенными службами стран с развитой экономикой перед таможенными органами Республики Казахстан стоит задача в приобретении технических средств таможенного контроля по своим техническим и качественным характеристикам, соответствующих мировым стандартам.
В силу тех обстоятельств, что Республика Казахстан в настоящее время вышла на новые рубежи общения с развитыми странами, требуется приобретение и оснащение техническими средствами идентификации (ТСИ) металлов, камней, валюты и документов, наркотических и взрывчатых веществ, которые в таможенных управлениях и таможнях отсутствуют полностью. Актуальность этой проблемы подчеркивается напряженной ситуацией в ближнем зарубежье.
Установка специальных рентгеновских установок типа RAPISCAN X-RAY позволит решить задачи визуального контроля без вскрытия объекта. Необходимы ТСТК для обеспечения таможенного контроля нефти, нефтепродуктов и газа, экспортируемых трубопроводным транспортом, в емкостях, а также контроля электроэнергии. С этой целью необходимо установить аппаратуру контроля нефтепродуктов. При контроле за перемещением электроэнергии необходимы изучение и поиск технических решений.
Контроль за перемещением радиоактивных материалов также является прямой задачей таможенной службы. Средства радиационного контроля, передаваемые таможенным органам РК в качестве гуманитарной помощи, зачастую требуют калибровки. Для эффективности использования передаваемых и приобретаемых приборов радиационного обнаружения нужны специалисты, имеющие опыт в этом деле для обучения личного состава работе с данным оборудованием.
Недавно созданная в ТУ по ВКО региональная таможенная лаборатория за год своего существования дала ощутимые результаты в работе.
В 2000-2002 гг. планируется создание еще 3 региональных таможенных лабораторий для поднятия на должный мировой уровень службы таможенной экспертизы на Севере, Западе и Юге республики.
Создание условий для нормального функционирования таможенных органов напрямую зависит от отлаженной системы снабжения, необходимых объемов запаса (резерва) как финансовых, так и материально-технических средств.
Средства связи
Для эффективного функционирования таможенных органов необходимо создать защищенную ведомственную систему радиосвязи. Инспектор, находящийся на посту или рейде, не имеет возможности держать связь с таможенным постом или Таможней (Базой), что делает его практически беззащитным в случае возникновения внештатной ситуации. Отсутствие подвижной и стационарной радиосвязи также отрицательно влияет на согласованность действий самих таможенных подразделений (постов) с региональным центром (ТУ, таможней). Поэтому планируется внедрение системы HF-SSB радиосвязи УКВ (до 100 км в зависимости от рельефа местности) и КВ
диапазона (дальняя связь), что позволит решить проблему ведомственной
связи таможенных органов РК по всей территории республики, завязав
стационарными и носимыми диапазонными станциями таможенные подразделения
от Таможенного комитета до рядового инспектора, находящегося на расстоянии
100 км от стационарного поста.
Очередность оснащения данной радиосвязью подразделений по
направлениям:
2000 год:
- Юг (ТУ по ЮКО, ТУ по Жамбылской области, ТУ по Кызылординской);
- Юго-запад (ТУ по Мангистауской области);
- Участок границы с КНР (Таможни Калжат, Бахты, Майкапчагай, Коргас);
2001 год:
- Запад (ТУ по ЗКО);
- Восток (ТУ по ВКО, ТУ по Павлодарской области);
- Север (ТУ по Костанайской области, ТУ по Актюбинской области, ТУ по
СКО);
2002 год:
- Таможенные подразделения в центре республики.
В настоящее время для улучшения работы Единой автоматизированной системы таможенной службы Республики Казахстан необходимо предусмотреть следующие меры:
- В дополнение к уже имеющимся 43 спутниковым станциям установить 65 комплектов станций на таможенной границе Республики Казахстан.
- Улучшить сервисное обслуживание существующей вычислительной техники и средств спутниковой связи, создать в территориальных таможенных органах склады запасных частей.
- Увеличить пропускную способность каналов спутниковой связи до 1024 Кб/с в центральном таможенном органе, 268 Кб/с в территориальных таможенных органах, 64/128 Кб/с на таможенных постах.
Транспорт
Оснащение таможенных органов транспортом является задачей, которую необходимо решать в первоочередном порядке.
При уже определенной специфике работы таможенных органов отсутствие необходимого количества транспортных средств серьезно влияет на общий материально-технический и моральный уровень подразделений.
Моторесурс имеющегося в наличии автотранспортного парка на исходе. Лишь 230 автомашин имеют год выпуска позже 1995 года.
Требуется обновление парка автомашин путем приобретения транспорта высокой проходимости импортного производства (джипы). Для патрулирования обширных территорий оперативными группами необходимо приобретение грузовых автомобилей с отапливаемыми кунгами ("Урал", "Камаз"). Северные области в условиях суровой зимы (снежные заносы) нуждаются в оснащении снегоходами
типа "Буран" или "Рысь". Кроме того, существует потребность в морском
транспорте на Каспии (военизированные катера) и воздушном на территориях
Мангистауской, Кызылординской и Костанайской областей (вертолеты).
Необходимое выделение финансовых ассигнований для оснащения
таможенных органов Республики Казахстан
--------------------------------------------------------------------------
! Год ! Денежные ассигнования,
! ! тыс.тенге
--------------------------------------------------------------------------
Материально-техническое 2000 824 954
обеспечение
Строительство таможенных 2000 519997
постов
--------------------------------------------------------------------------
Намечен большой объем работ по строительству, реконструкции, обустройству и техническому оснащению пунктов перехода различного назначения на государственной границе.
Для развития материально-технической базы помимо регулярного бюджетного финансирования планируется обеспечить условия и стимулировать создание и развитие околотаможенной инфраструктуры за счет привлечения средств инвесторов, хозяйствующих субъектов.
Развитие рынка таможенных услуг должно осуществляться на конкурсной основе с составлением заинтересованными предприятиями проектов в различных областях деятельности, связанной с таможенным делом.
В целях обеспечения бесперебойного таможенного оформления возрастающего потока товаров и транспортных средств предусматривается создание соответствующей инфраструктуры на границе, для чего необходимо:
- построить, реконструировать, обустроить и технически оснастить пункты пропуска на границе Казахстана, служебно-производственные здания и складские помещения (предполагается доведение до международных стандартов 4 приграничных таможенных постов: "Жибек жолы" (граница с Узбекистаном), "Каерак" (граница с Россией), "Бахты" (граница с КНР), "Кордай" (граница с Кыргызстаном);
- организовать пункты пропуска с применением упрощенного порядка
таможенного оформления, склады временного хранения и другие объекты
таможенной инфраструктуры.
Следует разработать проекты нормативных правовых актов,
регламентирующих порядок осуществления и финансирования указанных работ.
Раздел 3. Развитие международных пунктов перехода
и таможенных постов
Цели и задачи:
- Способствование эффективной интеграции экономики республики в
мировое хозяйство.
- Увеличение доходов государства.
- Развитие транспортных возможностей республики.
- Улучшение политического и социально-экономического положения
приграничных районов.
- Обеспечение эффективности и качества таможенного контроля, ускорение и облегчение таможенного оформления товаров и транспортных средств, создание сервисных услуг, а также удовлетворение социальных потребностей перевозчиков.
- Проведение анализа автотранспортных потоков и прогнозирования развития грузовых и пассажирских перевозок.
- Подготовка и строительство специализированных площадок и помещений, приспособленных для таможенного досмотра и других видов контроля, а также служебных и бытовых помещений для сотрудников таможенных и иных контролирующих органов, а также технического персонала, отвечающих международным требованиям и стандартам.
- Совершенствование государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.
- Необходимость эффективного обеспечения экономической безопасности, защиты экономических интересов государства.
- Координация и организация работы по укреплению и обустройству пунктов пропуска с целью обеспечения надежности таможенного контроля на таможенной границе.
- Пресечение незаконного перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, в том числе оружия и боеприпасов, наркотических и психотропных средств, ядовитых и взрывчатых веществ, ядерных и радиоактивных материалов и т.п.
До 1992 года Казахстан имел охраняемую границу только с КНР, на которой функционировали только пункты пропуска "Коргас", "Бахты" и "Достык".
В настоящее время в Республике Казахстан таможенными органами контролируются 14 автодорог международного значения, 73 автодороги республиканского значения, 17 железнодорожных магистралей, 13 аэропортов, на которых функционируют пункты пропуска:
121 автомобильных;
28 железнодорожных;
12 авиационных;
1 морской (морпорт "Актау").
Общая протяженность таможенной границы Республики Казахстан с сопредельными странами (помимо КНР это - Российская Федерация, Республики Узбекистан, Кыргызская Республика, Туркменистан) составляет более 14 тыс. км. В этих условиях для развития торгово-экономических отношений с соседними государствами и мировым сообществом остро возник вопрос открытия пунктов пропуска и придания им соответствующего статуса: международного и двустороннего.
В этих целях Правительством Республики Казахстан принят ряд постановлений, направленных на строительство и укрепление пунктов пропуска, а также их техническое оснащение.
Так, постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 30.10.92 г. N 906 P920906_ пункту пропуска "Бахты" на границе с КНР придан статус международного, предусматривалось финансирование его строительства и обустройства. Однако с 1993 года строительство таможенного комплекса остается незавершенным. Таможенная служба размещена в неприспособленных для нормальной работы и не соответствующих международному уровню помещениях. Данное обстоятельство послужило одной из причин принятия нового постановления Правительства Республики Казахстан от 12.03.99 г. N 231 P990231_ "Отдельные вопросы деятельности таможни "Бахты", в соответствии с которым временно прекращено перемещение товаров и транспортных средств юридическими и физическими лицами с приостановлением действий по таможенному оформлению и таможенному контролю.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 26.04.95 г. N 557 P950557_ "О мерах по развитию и совершенствованию организации международных автомобильных перевозок в Республике Казахстан" утверждена Программа развития пунктов пропуска Республики Казахстан на 1995-96 гг., согласно которой определены конкретные объекты, запланированы суммы необходимых средств, и намечены сроки окончания работ. Однако из-за дефицита бюджетных средств намеченная программа не была реализована.
Во исполнение постановлений Правительства Республики Казахстан от 04.10.96 г. N 1226 P961226_ "О вопросах Таможенного комитета Республики Казахстан" и от 20.07.97г. N 1003 P971003_ "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 4 октября 1996 года N 1226 P961226_ " было намечено строительство, монтаж и техническое оснащение 140 КПП.
В 1998-1999 годах завершено строительство 57 КПП модульного типа и 16 КПП стационарного типа. Своевременное выделение финансовых ассигнований на завершение строительства и технического оснащения таможенных постов позволит укрепить экономическую независимость республики и увеличить поступление в государственный бюджет.
В настоящее время прилегающие к пунктам пропуска участки таможенной границы на многие десятки и сотни километров практически не охраняются, морское побережье на всем его протяжении пригодно для перемещения товаров - помимо таможенного контроля. Слабая техническая оснащенность автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска не позволяет качественно осуществлять таможенный контроль. Таможенный контроль проводится таможенными органами без надлежащего оформления и проверки товаров со стороны иных государственных органов, осуществляющих другие виды контроля, что способствует проникновению на рынок республики некачественных, некондиционных товаров.
Уровень налогообложения импортных товаров в сопредельных с Казахстаном государствах гораздо ниже и с экономической точки зрения наибольшая прибыль недобросовестными импортерами извлекается от реализации товаров, перемещенных в республику помимо таможенного контроля. Неконтролируемый ввоз товаров на территорию Казахстана наносит государству серьезный экономический ущерб.
Рост внешнеэкономической активности казахстанских лиц, активные преобразования во внешнеторговой сфере ставит перед таможенными органами Республики Казахстан новые масштабные задачи: структурные изменения, направленные на ориентацию профессиональной работы по секторам экономики, организация охраны таможенной границы, учреждение новых институтов - таможенного аудита, таможенного дознания, следствия и т.д. Все это преследует одну цель - обеспечение заслона контрабанде и взыскания таможенных платежей и налогов в полном объеме. Без плотного перекрытия таможенной границы эти проблемы не решить.
На сегодняшний день таможенная служба республики не имеет достаточной материально-технической базы, требуются значительные капитальные вложения для строительства и обустройства пунктов пропуска. Не решены вопросы энергетики, водных ресурсов, теплоснабжения, обеспечения транспортными средствами, топливом, техническими средствами таможенного контроля, устойчивой связью, в том числе электронной и радиотелефонной.
Отсутствие достаточно развитой сети объектов инфраструктуры (склады временного хранения, автостоянки, пункты питания, гостиницы, станции технического обслуживания, почтово-телеграфные службы, автозаправочные станции, банковские, медицинские, брокерские учреждения и т.п.) сдерживает возможность осуществления полноценного таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств непосредственно в пунктах пропуска на таможенной границе.
Строительство, реконструкция, модернизация, расширение, обустройство и техническое оснащение пунктов пропуска на таможенной границе осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Прогнозируемые результаты:
В случае осуществления полного таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным транспортом непосредственно в пунктах пропуска на таможенной границе, допускается вероятность следующих проявлений:
- Изменение маршрутов транзитного транспорта путем использования территории других государств.
- Снижение уровня внешнеторговой активности.
Положительные аспекты:
- Ускорение и упрощение таможенного оформления.
- Усиление контроля товаров и транспортных средств, в том числе за ввозом подакцизной продукции.
- Обнаружение контрабанды непосредственно на таможенной границе.
- Повышение эффективности по организации соблюдения разрешительного порядка при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- Усиление контроля за вывозом стратегически важных для интересов республики материалов.
- Исключение фактов коррупции при перемещении товаров и транспортных средств по территории республики.
- Создание новых рабочих мест в приграничных населенных пунктах.
- Экономия расходов на содержание таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и контроль внутри территории страны.
- Укрепление государственной и таможенной границы Республики Казахстан.
Заключение
Представленная Концепция совершенствования таможенной службы Республики Казахстан до 2002 года - это система взглядов и приоритетов, правовой основой которых являются Конституция Республики Казахстан, законы Республики Казахстан, а также международные Договоры и Соглашения, заключенные или принятые Республикой Казахстан.
Поэтапная ее реализация позволит максимально приблизить таможенную службу к реальным условиям, усовершенствовать механизмы таможенного контроля и таможенного оформления товаров, создать по таможенному делу условия для вхождения во Всемирную торговую организацию.
Превращение таможенной службы Республики Казахстан в эффективно функционирующий инструмент, содействующий развитию внешнеэкономических связей страны и защищающий отечественный рынок с помощью тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешней торговли, будет успешным при условии реализации системы мер, предусмотренных в настоящей Концепции.
Реализация Концепции будет осуществляться Таможенным комитетом при государственном управлении Министерством государственных доходов и при взаимодействии с другими министерствами и ведомствами, правоохранительными и иными органами, что позволит поднять таможенную службу на уровень, отвечающий современным требованиям.
(Специалисты: Умбетова А.М.,
Склярова И.В.)