Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы.
2. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в двухнедельный срок представить в Правительство Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 3 июня 2000 N 833
Программа
по борьбе с бедностью и безработицей
на 2000-2002 годы
Цель Программы
Сокращение масштабов бедности и снижение уровня безработицы за счет осуществления активной политики занятости и оказания адресной помощи малоимущим гражданам, преимущественно нетрудоспособным, а также категориям населения, которые наиболее уязвимы на рынке труда.
Программа нацелена на обеспечение занятости, как минимум, одного члена каждой семьи в Казахстане и предполагает создание новых рабочих мест, стимулирующих вовлечение в трудовую деятельность незанятого населения.
Задачи Программы
Стабилизация и повышение уровня жизни населения, на основе экономического роста, путем проведения последовательных реформ в социальной сфере, адресная борьба с бедностью на основе мер социальной адаптации, экономической реабилитации и социальной поддержки, прежде всего, социально уязвимых слоев населения.
Снижение уровня безработицы до параметров, не представляющих угрозу процессам обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
Финансовое обеспечение Программы
С учетом региональных различий в уровне бедности предусматривается
выделение средств из государственного бюджета на социальное обеспечение и
социальную помощь населению в 2002 году - 1% ВВП.
Кроме того, финансовое обеспечение Программы будет осуществляться
также выделяемыми техническими грантами стран-доноров, добровольными
пожертвованиями.
Дополнительным фактором решения проблемы будет своевременная выплата
пенсий и пособий из республиканского бюджета.
Сноска. В раздел "Финансовое обеспечение Программы" внесены изменения
- постановлением Правительства от 22 мая 2002 г. N 563
.
Ожидаемые результаты от реализации Программы
Сокращение масштабов бедности к 2002 году на 8,7% по сравнению с 1999
годом.
Снижение уровня безработицы с 13,5% в 2000 году до 9% - к концу 2002
года.
Ниже приводятся сведения о численности населения, трудовых ресурсах и
снижении безработицы в Республике Казахстан на 2001-2002 годы, тысяч
человек.
тысяч человек
___________________________________________________________________________
Показатели ! 2000 год ! 2001 год ! 2002 год
___________________________________________________________________________
Численность населения 14869,1 14847,8 14848,5
Трудовые ресурсы, всего 8530,5 8534,3 8540,8
Экономически активное
население 7106,5 7100,7 7118,9
Занятые в экономике 6200,1 6295,2 6416,4
Безработные 906,4 805,5 702,6
___________________________________________________________________________
За счет реализации Программы предусматривается в 2000-2002 годах создать 400,4 тысячи рабочих мест, не допустить снижения числа существующих рабочих мест.
Будет сохранено за счет квотирования 82 тысячи рабочих мест.
Осуществление организации общественных работ позволит создать рабочие места для 295,1 тысячи человек.
Профессиональному обучению и переподготовке подвергнется 52,8 тысячи безработных.
Сноска. В раздел "Ожидаемые результаты от реализации Программы" внесены изменения - постановлением Правительства от 22 мая 2002 г. N 563 P020563_ .
1. Борьба с бедностью
1.1. Оценка уровня бедности
За период рыночных реформ в Казахстане значительно сократилась экономическая активность трудоспособного населения. С 1991 года уменьшились доходы населения, возросла бедность. Разрыв в денежных доходах наиболее состоятельных и наиболее бедных граждан за это время согласно статистическим данным увеличился с 4 до 11 раз. Вместе с тем, статистика не учитывает вторичного и последующего перераспределения доходов, благотворительной помощи и не учитываемых источников доходов. В этой связи количество малоимущего населения по данным акимов областей составляет около 19%.
Значительная дифференциация отмечена в соотношении величины прожиточного минимума к величине среднедушевых денежных доходов. Размер среднемесячной заработной платы в 1999 году к величине прожиточного минимума составил в городах Астане, Алматы и Карагандинской области - 140%, 120% и 110% соответственно, а в Акмолинской и Алматинской областях только около 60%.
В Мангистауской области прожиточный минимум на 47% превышает среднереспубликанский, при этом обеспечивается денежными доходами лишь на 82%.
Использование расчетного коэффициента отношения заработной платы и прожиточного минимума показывает, что более половины бедных районов сосредоточены в Алматинской, Южно-Казахстанской областях. Критерием отнесения к бедным районам является отношение размера заработной платы к прожиточному минимуму, не превышающее 15 процентов.
Основные причины бедности и безработицы в Казахстане:
1) отсутствие востребованных рабочих мест в местах постоянного проживания населения;
2) неподготовленность населения к занятию предпринимательством и поиску работ в условиях перехода к рынку;
3) ограниченность доступа субъектов малого и индивидуального предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам;
4) слабое развитие инфраструктуры поддержки малого и индивидуального предпринимательства, в том числе информационного и обучающего обеспечения;
5) недостаточное использование субъектами малого предпринимательства своих прав и льгот, предусмотренных действующим законодательством;
6) недостаточная прозрачность адресной государственной поддержки малого предпринимательства, занимающегося производством товаров;
7) недостаточный контроль за ввозом иностранных рабочих массовых профессий, используемых при реализации инвестиционных проектов и программ;
8) недостаточные возможности местных исполнительных органов в осуществлении социальной помощи малообеспеченным гражданам, неполный мониторинг среди населения по выявлению фактически нуждающихся;
9) недостаточная активность местных органов в организации содействия созданию рабочих мест на базе существующих организаций или через соучастие в создании новых организаций;
10) неконкурентоспособность отечественных товаров в связи с ввозом дешевых импортных.
1.2. О социальной политике
Изменения в оказании социальной помощи населению, начиная с 2000 года, станут заметными и можно будет говорить о реформировании всей ее системы. При этом не будет возврата натуральных льгот, предоставленных ранее отдельным категориям граждан и замененных на денежные компенсации. Основным направлением социальной защиты населения будет борьба с бедностью.
В 2000 году будут:
1) внесены изменения в Закон Республики Казахстан Z990365_ "О специальном государственном пособии в Республике Казахстан" в части осуществления выплат специальных государственных пособий отдельным категориям получателей за счет средств местных бюджетов;
2) определены размеры оказания государственной адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, с учетом возможностей бюджета в зависимости от состава и совокупного дохода семьи;
3) усовершенствованы методические подходы к определению совокупного дохода граждан;
4) введены карточки учета малообеспеченных граждан во всех населенных пунктах для систематизации учета и отчетности;
5) приняты меры по стимулированию благотворительной деятельности.
В 2001-2002 годах:
1) назначение адресной социальной помощи будет осуществляться уполномоченным органом в пределах сумм, предусмотренных соответствующим бюджетом на оказание адресной помощи;
2) вводится запрет на секвестрирование бюджетных программ по социальной защите;
3) будут охвачены Программой оказания адресной социальной помощи все
граждане Республики Казахстан, имеющие среднедушевой доход ниже уровня
черты бедности;
4) будет продолжаться ведение учета малообеспеченных семей, в которых
нет ни одного работающего члена семьи трудоспособного возраста в целях
содействия их дальнейшему трудоустройству.
Сноска. В подраздел 1.2. внесены изменения - постановлением
Правительства от 22 мая 2002 г. N 563
.
1.3. Меры государственной поддержки социально уязвимых слоев населения
1.3.1. Пенсионеры
Правительство Республики Казахстан обеспечит своевременную выплату
пенсий и пособий.
Предусматривается ежегодное повышение размеров пенсий.
Особое внимание будет уделено одиноко проживающим пенсионерам с
минимальной пенсией.
1.3.2. Репатрианты
Предполагается, что в 2000-2002 годах 38,5 тысячи репатриантов, возвращающихся на историческую родину, будут нуждаться в трудоустройстве. Их предполагается расселить во всех областях, кроме населенных избыточно.
Для решения проблемы трудоустройства репатриантов предусматривается обучение и переобучение, участие в общественных работах, прием на работу в счет установленной квоты, а также создание дополнительных рабочих мест.
1.4. Нетрудоспособное население
1.4.1. Инвалиды
Решение проблемы бедности инвалидов будет заключаться в:
1) реабилитации инвалидов, укрепление их интеграции в общество, создании законодательной базы по усовершенствованию социальной и коррекционно-педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями, организации центров социальной адаптации лиц, не имеющих определенного места жительства;
2) расширении трудотерапии инвалидов в лечебно-производственных мастерских при психоневрологических больницах и специализированных лечебно-профилактических организациях, усовершенствовании системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, определяемой на основе медико-социальной экспертизы;
3) организации выпуска протезно-ортопедических изделий по более новым и усовершенствованным технологиям и производстве по выпуску инвалидных детских и взрослых кресел-колясок, средств малой механизации и реабилитации для инвалидов, престарелых и больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, используемых в домах-интернатах, санаториях, больницах, а также в домашних условиях;
4) обеспечении своевременной выплаты пособий;
5) реализации мер по трудоустройству инвалидов службами занятости при участии работодателей, профсоюзов;
6) усилении ответственности работодателей по отношению к трудящимся, получившим увечье на производстве;
7) размещении государственных заказов в специализированных организациях с превалирующим коллективом инвалидов.
1.4.2. Дети
Сироты, бездомные дети, дети, находящиеся в неблагополучных семьях, вынужденные работать, дети-инвалиды, малолетние правонарушители нуждаются в особом внимании и помощи. Будут созданы условия детям сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в учреждениях по уходу за детьми (детских домах-интернатах, в специализированных организациях образования, детских деревнях семейного типа, школах- интернатах военного типа) для получения образования, лечения, социального обеспечения.
В связи с появлением бродяжничества детей будут приняты срочные меры по искоренению этого социального явления. Во всех областях будут созданы дома-приюты для содержания детей-беспризорников на период выяснения причин беспризорности и определения их дальнейшей судьбы.
В республике существует 35 детских домов и 114 детских домов семейного типа и приемных детей, контингент которых составляет около 5 тысяч детей.
Будет изменена практика функционирования детских домов-интернатов.
По достижении совершеннолетия этим детям будет оказываться содействие в трудоустройстве и предоставлении жилья.
1.5. Черта бедности и государственная адресная социальная помощь
Численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, ежеквартально рассчитывается Агентством Республики Казахстан по статистике.
Черта бедности в соответствии с Законом Z990474_ "О прожиточном минимуме" устанавливается в зависимости от экономических возможностей государства и служит критерием для оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам.
Размер черты бедности определяется ежеквартально в процентах от прожиточного минимума Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Адресная социальная помощь предоставляется в виде денежных выплат за счет средств местных бюджетов. Порядок определения размера адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам будут устанавливать представительные органы областей, городов Астаны и Алматы. Размер адресной социальной помощи будет зависеть от величины среднедушевого дохода в семье.
При оказании адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам
будут учитываться заключения участковых комиссий о необходимости
предоставления адресной социальной помощи.
Право на получение социальной помощи станет определяться на основании
данных о среднедушевых доходах семьи.
Сноска. В подраздел 1.5. внесены изменения - постановлением
Правительства от 22 мая 2002 г. N 563
.
2. Борьба с безработицей - основное условие преодоления бедности
2.1. Оценка уровня безработицы
Переход Казахстана к рынку снизил занятость трудоспособного населения. Увеличилась безработица. Развился теневой рынок рабочей силы.
Уровень официально зарегистрированной безработицы или доля граждан обратившихся в уполномоченные органы по вопросам занятости в поисках работы составляет 4,4% от экономически активного населения. Доля безработных в Казахстане, в число которых входят учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства, трудоспособное население, незанятое экономической деятельностью и учебой, неработающие многодетные матери, домохозяйки и другие неработающие лица, на начало 2000 года составляет более 13,5%, а по отдельным регионам до 15% и более.
Агентство по статистике будет ежеквартально представлять экспертные показатели уровня безработицы в республике и численность занятых в разрезе регионов и отраслей.
В настоящее время в республике простаивают 407 организаций с числом работающих 28,6 тысячи человек, частично простаивают 646 организаций с числом работающих 125,4 тысячи человек и 289 организаций перешли на неполный рабочий день, где численность работающих составляет 37 тысяч человек.
В то же время не все неработающие граждане особенно в сельской местности могут быть в полной мере отнесены к безработным, так как 2,3 миллиона граждан в процессе разгосударствления сельскохозяйственных организаций наделены условными земельными долями, которыми могут распорядиться в любое время по своему усмотрению. Земельные участки имеют 1691,6 тысячи семей для ведения личного подсобного хозяйства, 939,9 тысячи семей для садоводства и 57,6 тысячи семей - для огородничества.
Средний возраст граждан, испытывающих затруднения с трудоустройством, составляет 45-50 лет, не имеют перспектив найти работу по специальности женщины с высшим и специальным образованием старше 45 лет. Еще острее проблема трудоустройства в сельской местности, в малых городах и рабочих поселках. Появились семьи, где практически нет работающих членов семьи.
Количество свободных рабочих мест (вакансий), заявляемых работодателями в уполномоченные органы по вопросам занятости, составляет не более 8-9 тысяч в месяц. В среднем на одно рабочее место по республике претендуют 29 безработных.
Ситуация с занятостью особенно остро стоит в городах и рабочих поселках, где промышленные организации являются градообразующими. Имевший место спад объемов производства в аграрном секторе также отразился на занятости населения. Усилились миграционные процессы среди сельских жителей, особенно молодежи, переезжающей на заработки в города, регионы с более развитой экономической структурой.
Ситуация на рынке труда согласно прогнозам в 2000-2002 годах будет формироваться под воздействием следующих факторов:
1) продолжающихся процессов приватизации оставшихся государственных организаций, усиления реформ в аграрном секторе экономики;
2) реформы бюджетной сферы, перевода значительного объема функций государства в частный сектор;
3) ускорения процедур банкротства и ликвидации несостоятельных производств, роста масштабов высвобождения рабочей силы;
4) инвестиционной активности, направленной на строительство и создание новых высокотехнологичных и трудоемких производств, объектов инфрастуктуры и социальной сферы путем привлечения прямых иностранных инвестиций и внешних займов;
5) активизации программ импортозамещения, жилищного строительства, нацеленных на создание новых рабочих мест;
6) реализации Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 1999-2000 годы;
7) расширения Программы микрокредитования;
8) миграции сельских жителей в города, развития процессов урбанизации.
В целях обеспечения борьбы с безработицей будут предприняты активные действия, предполагающие:
1) сохранение и увеличение числа экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях и производствах;
2) создание рабочих мест посредством повышения инвестиционной активности за счет привлечения различных источников финансирования;
2-1) предотвращения нелегального ввоза иностранной рабочей силы на отечественный рынок труда;
2-2) принятия мер по легализации трудовых отношений;
3) создание условий для развития малого и среднего
предпринимательства, поддержка трудовой и предпринимательской инициативы
граждан, желающих открыть собственное дело;
4) организацию и расширение видов общественных работ;
5) предоставление земельных участков для ведения личного подсобного
хозяйства, садоводства и огородничества;
6) совершенствование подготовки и переподготовки безработных с
учетом потребностей рынка труда;
7) расширение общереспубликанской информационно-аналитической базы
данных по вопросам занятости;
8) совершенствование системы микрокредитования;
9) развитие лотереи занятости.
Ниже приведены данные о прогнозном уровне безработицы в разрезе
регионов:
___________________________________________________________________________
Области ! Уровень безработицы (%)
!______________________________________________
! 2000 год ! 2001 год ! 2002 год
___________________________________________________________________________
Акмолинская 12,7 10,9 9,4
Актюбинская 13,3 13 12,6
Алматинская 13 11,9 10,9
Атырауская 15,5 14,4 11,8
Восточно-Казахстанская 8,2 8 7,8
Жамбылская 14,3 13,3 11,3
Западно-Казахстанская 7,8 7,2 5,8
Карагандинская 12,7 10 9,4
Кызылординская 14,5 12,7 11,4
Костанайская 13,1 12,1 10,6
Мангистауская 13,7 11,9 9,2
Павлодарская 13,8 11,4 9,5
Северо-Казахстанская 12,8 12,5 9,9
Южно-Казахстанская 14,3 12 9,6
Город Алматы 12,5 10,3 7,9
Город Астана 14,3 12,6 11
По стране 12,8 11,3 9,9
___________________________________________________________________________
Сноска. В подраздел 2.1. внесены изменения - постановлением
Правительства от 22 мая 2002 г. N 563
.
2.2. Создание новых рабочих мест в промышленности
В 2000-2003 годах приоритетными направлениями создания рабочих мест станут легкая, пищевая промышленность, производство минеральных удобрений, машиностроение, а также отрасли промышленности, непосредственно связанные с развитием сельского хозяйства.
Сохранение и повышение загрузки действующих производств, а также создание новых производств будет обеспечиваться реализацией программы импортозамещения.
2.2.1. Машиностроение
Основные направления создания рабочих мест в машиностроении:
1) развитие производства продукции машиностроения за счет замещения импорта позволит в условиях действующих производств обеспечить восстановление производства уже в 2000 году в объеме до 200 миллионов долларов США;
2) реализация конверсионной программы в организациях отрасли дает возможность для освоения производства конкурентной по качеству продукции, необходимой внутреннему и мировому рынкам, в том числе сложной техники, оборудования;
3) организация производства сельскохозяйственной техники, развитие горно-шахтного и нефтегазового машиностроения;
4) создание разветвленной сети малых предприятий, работающих по заказам крупных и средних машиностроительных организаций.
Восстановление и развитие действующих производств по указанным направлениям в машиностроении обеспечит трудовую занятость 7500 тысяч человек. (В 2000 году - 3500, 2001 году - 3000, 2002 году - 1000).
2.2.2. Легкая промышленность
На первом этапе реализации Программы в легкой промышленности в 2000 году преимущество отдается крупным производствам текстильной и кожевенной промышленности. Они должны обеспечить последующие переделы легкой промышленности отечественным сырьем - пряжей, тканями, кожевенными товарами. Это, прежде всего, касается хлопчатобумажных организаций - ТОО "Адал", организованного на базе АО "Южтекс" в Шымкенте и АО "АХБК - ОЗАТ" в Алматы, камвольно-суконных - АО "Каргалы" в поселке Фабричный Алматинской области и ТОО "Костанайская текстильная компания" в Костанае, производства смесовых синтетических тканей - ТОО "КШТ" на базе АО "Мако" в Усть-Каменогорске.
Выпуск полуфабрикатов в виде хлопчатобумажной и шерстяной пряжи, кожтоваров позволит загрузить трикотажные и чулочно-носочные организации, увеличить выпуск готовых хлопчатобумажных и шерстяных тканей, восстановить производство изделий из кожи.
Всего в легкой промышленности в крупных и средних организациях за 2000-2002 годы предусмотрено восстановление до 12 тысяч рабочих мест. Кроме того, в этой отрасли будут создаваться новые рабочие места на малых предприятиях, что обеспечит занятость 14.2 тысячи человек. (В 2000 году -
6.7 тысячи, 2001 году - 5 тысяч, 2002 году - 2.5 тысячи).
2.2.3. Пищевая промышленность
В пищевой промышленности основными предпосылками для восстановления и развития рабочих мест является привлекательность отрасли для прямых инвестиций ввиду высокой востребованности отечественной продовольственной продукции на внутреннем рынке. Отрасль имеет по ряду производств значительные неиспользуемые мощности. Приоритетом в программе импортозамещения в пищевой промышленности определены новые производства, ориентированные не только на внутренний, но и на внешний рынок.
В мясной и молочной промышленности это организация глубокой переработки мяса и молока с расширением ассортимента мясных и мясорастительных консервов, создание производства концентрированного и сгущенного молока, сухих молочных смесей, новых видов полезных добавок для хлебопекарной и кондитерской продукции в увязке с развитием сельскохозяйственного производства.
За 2000-2003 годы в пищевой промышленности в рамках программы импортозамещения предусматривается восстановление и дополнительное создание 7,336 тысячи рабочих мест. (В 2000 году - 3.2 тысячи, 2001 году - 2,136 тысячи, 2002 году - 2 тысяч).
Сноска. В подраздел 2.2.3. внесены изменения - постановлением Правительства от 22 мая 2002 г. N 563 P020563_ .
2.2.4. Угольная промышленность
В угольной отрасли предстоит стабилизировать добычу энергетического угля в Экибастузском бассейне и экспорт его в Российскую Федерацию, увеличить мощности по добыче низкозольных углей месторождений Каражыра, Шубарколь и Шоптыколь. Обеспечить развитие малых угольных месторождений регионального значения для удовлетворения местных коммунально-бытовых нужд.
Это позволит повысить занятость в угольной промышленности на 5%, обеспечить занятость до 1283 человек. (В 2000 году - 700, 2001 году - 483, 2002 году - 100).
Сноска. В подраздел 2.2.4. внесены изменения - постановлением Правительства от 22 мая 2002 г. N 563 P020563_ .
2.2.5. Нефтегазовая и нефтеперерабатывающая промышленность
В рамках программы развития добычи нефти и попутного газа в 2000 году планируется продолжить бурение разведочных скважин на Каспийском шельфе, продолжить геофизические исследования по японскому проекту на Аральском бассейне, строительству КТК, работы по расширению пропускной способности нефтепровода Атырау-Самара. Продолжатся работы по реабилитации Узеньского месторождения за счет финансирования Всемирного Банка, разработке месторождений Алибекмола, Кожасай, Урихтау, расширению мощностей по подготовке нефти на Тенгизском НПЗ.
Будет продолжена реализация проекта КТК, завершится подготовка технико-экономического обоснования сооружения нефтепровода Западный Казахстан - Китай.
Основными источниками роста добычи газа до 2002 года являются:
нефтегазовое месторождение Тенгиз и нефтегазоконденсатное месторождение Карачаганак. Предстоит решить вопрос ухода от зависимости узбекского газа путем освоения газовых месторождений Южного региона Казахстана (группа Амангельдинских месторождений).
В 2000 году должна быть преодолена тенденция снижения объемов переработки нефти как за счет создания для этого необходимых экономических условий, так и решения технических вопросов обеспечения Павлодарского нефтеперерабатывающего завода отечественным сырьем за счет строительства нефтеналивной эстакады на станции Атасу.
На АО "ШНОС" будет продолжено строительство комплекса каталитического крекинга.
Указанный комплекс мер позволит за период 2000-2002 годов повысить занятость в нефтегазовой отрасли на 11% и ввести дополнительно 3300 рабочих мест. (В 2000 году -1000, 2001 году - 1000, 2002 году - 1300).
2.2.6. Горно-металлургическая промышленность
Для сохранения и расширения позиций Казахстана на рынке стали предстоит обеспечить совершенствование производства черных металлов, сокращение затрат на производство и усиление мер по их продвижению на мировые рынки.
В отрасли предусмотрен рост производства на ОАО "ССГПО", ОАО "Корпорация Казахмыс", ОАО "Казцинк" и других. На ОАО "Корпорация Казахмыс" начато строительство цинкового завода, который будет введен в эксплуатацию в начале 2003 года. В 2002 году возобновятся работы на рудниках Шалкия и Юбилейный.
Рост трудовой занятости в горно-металлургической отрасли возрастет к 2002 году на 4200 человек. (В 2000 году - 2000, 2001 году - 1200, 2002 году - 1000).
Сноска. В подраздел 2.2.6. внесены изменения - постановлением Правительства от 22 мая 2002 г. N 563 P020563_ .
2.2.7. Химическая промышленность
В химической промышленности, исходя из сырьевой базы, конъюнктуры мировых и внутреннего рынка, наиболее приоритетными является выпуск минеральных удобрений, фосфора, хромовых соединений, приоритетное развитие которых предусмотрено в 2000-2002 годах.
В рамках импортозамещения предусмотрено восстановление производства резинотехнической продукции. Это, прежде всего, восстановление ОАО "Карагандарезинотехника" и повышение конкурентоспособности шинного производства за счет перехода на отечественное сырье - продукты переработки Карачаганакского газового конденсата. Кроме того, организация производства лакокрасочных изделий на основе титановых, цинковых и бариевых пигментов.
За счет этого рост трудовой занятости в химической отрасли составит до 3500 человек. (В 2000 году - 2000, 2001 году - 1000, 2002 году - 500).
Сноска. В подраздел 2.2.7. внесены изменения - постановлением Правительства от 22 мая 2002 г. N 563 P020563_ .
2.3. Сельское хозяйство
Для реализации потенциальных возможностей обеспечения занятости в сельском хозяйстве предусматривается осуществление следующих мер:
1) оказать содействие в создании гибкой системы закупа и переработки животноводческой продукции, ориентированной на мелкотоварное производство;
2) разработать экономические рычаги, создающие основу для ускорения процесса объединения мелких землепользователей;
3) создать сеть заготовительных перерабатывающих организаций оптово-производственных рынков, преимущественно в депрессивных сельских районах и малых городах;
4) сформировать единую информационно-маркетинговую систему агропромышленного комплекса;
5) внести изменения в нормативные правовые акты по вопросам залога земельных участков и права землепользования;
6) обеспечить доступность кредитных ресурсов, прежде всего, сезонных, путем создания сельских кредитных товариществ и введения института "зерновых расписок" в качестве залогового инструмента;
7) сосредоточить усилия на создании машинотехнологических станций и пунктов проката сельхозтехники и оборудования.
В сельском хозяйстве предполагается создать 165 тысяч рабочих мест. (В 2000 году - 28 тысяч, 2001 году - 55 тысяч, 2002 году - 82 тысячи).
Сноска. В подраздел 2.3. внесены изменения - постановлением Правительства от 22 мая 2002 г. N 563 P020563_ .
2.4. Малый бизнес и предпринимательство
В 2000-2003 годах путем реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности, строительстве и недропользовании, на объектах транспорта и коммуникаций и др. предполагается создать 17.4 тысячи рабочих мест. По инвестиционным проектам, финансируемым за счет негосударственных внешних займов, предполагается создание 9,6 тысячи рабочих мест. Ожидается обеспечение 1,8 тысячи рабочих мест по инвестиционным проектам и 600 рабочих мест за счет других источников.
По условиям контрактов с прямыми инвесторами в 2000-2002 годах прогнозируется создание 15 тысяч новых рабочих мест и сохранение 20 тысяч действующих.
3. Региональная политика занятости населения
Региональная политика борьбы с бедностью и безработицей будет направлена на решение следующих задач:
1) создание рабочих мест, улучшение жизни населения, сокращение безработицы;
2) экономическое оздоровление группы депрессивных сельских районов, требующих первоочередной государственной поддержки, путем реализации специальных мероприятий, обеспечивающих решение накопившихся проблем;
3) поддержку сельского хозяйства путем закупа зерна по твердым "справедливым" ценам;
4) реструктуризацию и сегментацию бездействующих производств, ликвидацию и банкротство несостоятельных организаций в установленном законодательством порядке;
5) проведение политики развития конкуренции на региональных рынках путем поддержки отечественных товаропроизводителей, в частности, субъектов малого и среднего бизнеса.
Предполагается проведение следующих мер по содействию занятости в региональном разрезе.
Акмолинская область. Предусматривается развитие индустрии хранения и переработки сельхозпродуктов, специализация отраслей сельского хозяйства, связанных с производством зерна, мясомолочных продуктов. Будут налаживаться производство минеральных удобрений, добыча и переработка золота. Предусматриваются: реконструкция группового водопровода; развитие индустрии туризма и спорта; консервация и ликвидация рудников, захоронение техногенных урановых отходов; реконструкция станции очистки воды.
Будет создано 42 тысячи рабочих мест, пройдут профобучение 1564 человека.
Актюбинская область. Будет осуществляться развитие нефтегазодобывающей, химической, черной металлургии, добычи хромовой руды. Продолжится поиск, разработка, добыча и переработка углеводородного сырья, а также твердых полезных ископаемых, строительство объектов по газификации села. Возобновится деятельность организаций сельскохозяйственного машиностроения, металлообработки, приборостроения, промышленности строительных материалов, легкой промышленности. Продолжится реализация мер, направленных на развитие собственных энергетических мощностей. В сельскохозяйственном секторе будут оптимизированы структуры посевных площадей. Начнется реализация мер для обеспечения прямого транспортного сообщения Западного Казахстана с северными и центральными регионами республики.
Будет создано 6,4 тысячи рабочих мест, пройдут профобучение 1,4 тысячи человек.
Алматинская область. Будут осуществляться приоритетное развитие предприятий перерабатывающей и добывающей отраслей промышленности, решаться задачи по обеспечению внутреннего спроса на электроэнергию за счет восстановления малых ГЭС и использования нетрадиционных источников энергии. В сельском хозяйстве предусматривается достичь роста производства для полного удовлетворения внутренних потребностей в основных продуктах питания, а также закрепления на региональных рынках. Планируется развитие инфраструктуры туризма на казахстанском участке Шелкового пути.
Будет создано 11,4 тысячи рабочих мест, пройдут профобучение 1900 человек.
Атырауская область. Предусматривается увеличение объемов нефтегазодобычи и нефтепереработки, развитие нефтяного машиностроения, производства строительных материалов, продукции рыбной и пищевой промышленности. Намечается реконструкция Атырауского НПЗ; взлетно- посадочной полосы и аэропорта города Атырау; развитие транспортной инфраструктуры, в первую очередь, нефтепроводной; ремонт автодорог. Дальнейшее развитие получит сельское хозяйство. В животноводстве более ускоренными темпами станет развиваться табунное коневодство и верблюдоводство, вестись селекционная племенная работа по дальнейшему улучшению продуктивности эдильбаевских и каракульских овец, повышению продуктивных показателей выведенного нового типа каракульских мясо- сальных овец.
Будет создано 11,6 тысячи рабочих мест, пройдут профобучение 1950 человек.
Восточно-Казахстанская область. Предполагается дальнейшее развитие мощностей добывающих и перерабатывающих организаций цветной металлургии, прирост их сырьевой базы, геологоразведочных работ на перспективу; машино- и приборостроения, легкой и пищевой промышленности, расширение производства нефтяного оборудования, индустрии строительных материалов. Будет развиваться лесная и деревообрабатывающая промышленность. В аграрном секторе получат развитие крупяные (просо, гречиха, горох, овес), масличные (подсолнечник) культуры, в животноводстве - молочное и мясное скотоводство, тонкорунное и полугрубошерстное овцеводство, птицеводство и мараловодство. Предусмотрено завершение реконструкции маслоэкстракционного завода. Намечено развитие индустрии туризма и отдыха, в том числе на казахстанском участке Шелкового пути.
Будет создано около 51 тысячи рабочих мест, пройдут профобучение 6250 человек.
Жамбылская область. Планируется осуществлять дальнейшее развитие горнодобывающей и химической отраслей промышленности; восстановление и развитие организаций металлообработки, по производству машин и оборудования; легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности. Намечено оздоровление экологической обстановки, обеспечение качественной питьевой водой отдаленных населенных пунктов. Планируется развитие инфраструктуры туризма на казахстанском участке Шелкового пути. Дальнейшее развитие получат отрасли сельского хозяйства, предстоит значительно расширить посевы сахарной свеклы, кукурузы на зерно, восстановить каракулеводство, создать условия для улучшения семеноводства и племенного дела.
Будет создано 29,9 тысячи рабочих мест, пройдут профобучение 1180 человек.
Западно-Казахстанская область. Предусматривается ускорение развития нефтегазохимического комплекса, легкой и пищевой промышленности, производства продукции машиностроения на оборонных организациях. Продолжатся освоение Карачаганакского газоконденсатного месторождения и газификация села. Дальнейшее развитие получат пастбищное животноводство, в частности, мясо-сальное овцеводство, табунное коневодство и мясное скотоводство.
Будет создано 25,5 тысячи рабочих мест, пройдут профобучение 2708 человек.
Карагандинская область. Будут развиваться базовые отрасли, в том числе теплоэнергетический комплекс и металлургия, производство медного проката, эмальпровода и кабельной продукции. Предусматривается развитие химической промышленности и машиностроения, пищевой и легкой промышленности, сложнобытовой техники; в сельском хозяйстве - мясо-сального овцеводства, мясного скотоводства и табунного коневодства. Намечено развитие индустрии туризма и отдыха. На общественные работы будут направлены более 39 тысяч безработных.
Будет создано 32,7 тысячи рабочих мест, пройдут профобучение 7150 человек.
Кызылординская область. Предусматривается развитие энергетического комплекса, легкой, пищевой и нефтедобывающей промышленности, индустрии строительных материалов и производственной инфрастуктуры, увеличение производства риса за счет введения интенсивных технологий и развитие мясо-сального овцеводства и каракулеводства, развитие инфрастуктуры туризма на казахстанском участке Шелкового пути. Намечены: освоение свинцово-цинковых месторождений и производство оборудования для сельхозмашин. Одним из приоритетных направлений станет оздоровление экологической обстановки в регионе.
Будет создано около 11 тысяч рабочих мест, пройдут профобучение 5200 человек.
Костанайская область. Будут предприняты меры, способствующие увеличению добычи и переработки железной руды, а также расширению производства в отраслях агропромышленного комплекса, в частности, в производстве зерна, мясомолочном скотоводстве, табунном коневодстве, свиноводстве и птицеводстве.
Будет создано более 36,8 тысячи рабочих мест, пройдут профобучение 530 человек.
Мангистауская область. Продолжится дальнейшее развитие топливной, химической и нефтехимической промышленности, реконструкция и модернизация "МАЭК", внедрение новейших методов увеличения нефтеотдачи пластов, создание современной транспортной инфрастуктуры, увеличение производства продукции морского промысла, расширение обустройства нефтегазовых месторождений. Завершится реконструкция морского порта Актау, строительство рыбохолодильника и модернизация мощностей по производству минеральных удобрений. Предусматривается восстановление производства камня-ракушечника, кормовой муки. В сельском хозяйстве получат развитие верблюдоводство, каракулеводство, мясо-сальное овцеводство. Намечено развитие индустрии туризма и отдыха, в том числе на казахстанском участке Шелкового пути.
Будет создано 22,7 тысячи рабочих мест, пройдут профобучение 220 человек.
Павлодарская область. Предусматривается дальнейшее расширение рынков сбыта электроэнергии, угля, развитие энергоемких производств, дальнейшее развитие производства глинозема, ферросплавов, обеспечение загрузки производственных мощностей нефтеперерабатывающего завода, угольных разрезов. В аграрном секторе получат развитие производство крупяных (просо, гречиха, горох, овес), масличных (подсолнечник) культур, в животноводстве - мясомолочное скотоводство и мясо-сальное овцеводство.
Будет создано 54,6 тысячи рабочих мест, пройдут профобучение 2850 человек.
Северо-Казахстанская область. Будут осуществляться меры по дальнейшему развитию машиностроения на базе государственных конверсионных программ, легкой и пищевой промышленности, приборостроения и отдельных видов наукоемких производств. Предусмотрено наращивание объемов производства зерновых культур, мясомолочного скотоводства и свиноводства. Будут продолжены работы по консервации и ликвидации уранового рудника и захоронению техногенных урановых отходов. Будут развернуты работы по обеспечению сельских населенных пунктов качественной питьевой водой путем восстановления и реконструкции групповых магистральных водопроводов.
Будет создано 9,3 тысячи рабочих мест, пройдут профобучение 4784 человека.
Южно-Казахстанская область. Предусматривается дальнейшее развитие легкой и пищевой, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии, машиностроения, а также таких основных отраслей сельского хозяйства, как хлопководство и виноградарство, инфраструктуры туризма на казахстанском участке Шелкового пути. Продолжится строительство моста и автомобильной дороги "Кызыласкер-Кировский".
Будет создано 10,3 тысячи рабочих мест, пройдут профобучение 1800 человек.
Город Астана. Развитие столицы предусматривается в рамках разрабатываемой национальной Программы "Расцвет Астаны - расцвет Казахстана". Основой будущей Программы может стать внутригосударственная интеграция, необходимость которой диктуется сегодняшним экономическим положением страны. Стержнем будущей Программы должна стать схема развития экономических связей регионов Казахстана. Предусматривается развитие сельскохозяйственного машиностроения, организация производства зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, зернообрабатывающей техники. Будет осуществлен широкий комплекс мер по модернизации объектов жизнеобеспечения и благоустройства столицы, строительству жилья, реконструкции объектов инфраструктуры и культурно-бытового назначения. Намечено развитие индустрии туризма и отдыха, будет продолжено строительство международного аэропорта в городе Астане.
Будет создано 12 тысяч рабочих мест, пройдут профобучение 1900 человек.
Город Алматы. Будет осуществляться дальнейшее социально-экономическое развитие города на основе максимального использования созданного научно- технического и производственного потенциала, развития финансовой и банковской сферы, легкой и пищевой промышленности, ведущих отраслей машиностроения на основе конверсии оборонных организаций, сферы услуг и туризма, а также строительства нового пассажирского терминала в Алматинском аэропорту. Будут осуществлены мероприятия по развитию города как регионального Центральноазиатского финансового центра.
Будет создано около 33 тысяч рабочих мест, пройдут профобучение 6800 человек.
Местные бюджеты все в большей мере будут зависеть от состояния региональной экономики. Правительство намерено усилить межрегиональную конкуренцию на финансовых рынках, рынках труда и инвестиций, стимулируя свободное передвижение рабочей силы, капитала и инвестиций.
Предполагается дальнейшее совершенствование рейтинговой системы оценки социально-экономического положения регионов на основе важнейших ключевых параметров бедности и занятости местного населения.
4. Меры по содействию трудоустройству безработных
Основной мерой на рынке труда станет содействие в трудоустройстве граждан, ведущих активный поиск работы, формирование, расширение и использованию банка вакансий.
К конкретным шагам активного поиска работы относятся: регистрация в государственных уполномоченных органах или частных агентствах занятости, обращение к работодателю, помещение объявлений в средствах массовой информации о поисках работы, попытки организации собственного дела или профессиональной переподготовки с учетом потребностей на рынке труда.
Уполномоченные органы по вопросам занятости в городах и районах будут оказывать следующие услуги:
1) информирование граждан о возможностях трудоустройства и о требованиях, предъявляемых к лицам, желающим получить ту или иную работу;
2) содействие в выборе подходящей работы, трудоустройстве на новые рабочие места, вахтовым методом, за границей, а также выпускников образовательных учреждений и граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
3) консультирование граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
4) организация общественных работ;
5) обучение и переобучение безработных граждан;
6) содействие безработным в организации собственного дела через выдачу микрокредитов;
7) определение государственного заказа на профессиональную подготовку, обучение деловым навыкам через сеть учебных заведений профессионального образования;
8) содействие в трудоустройстве выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений.
Будет оказываться информационная и методическая помощь учебным заведениям в разработке и корректировке объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов с учетом потребностей рынка труда.
Помимо традиционных форм трудоустройства, предоставляемых уполномоченным органом по вопросам занятости, получат развитие альтернативные формы трудоустройства для ищущих работу граждан. Прежде всего, это частные агентства по трудоустройству, которые в рамках действующего законодательства возьмут на себя трудоустройство наиболее квалифицированной и перспективной рабочей силы, способной заплатить за подбор высокооплачиваемой и престижной работы. Существование альтернативных видов трудоустройства, с одной стороны, расширяет возможности граждан, ищущих работу, получить необходимые услуги, с другой - создает конкурентную среду между организациями занимающимися трудоустройством.
Работа по содействию занятости будет развернута для тех, кто активно
ищет работу.
Наладится ежеквартальный учет безработных и выявление категории лиц,
которые нуждаются в трудоустройстве, станет активизироваться деятельность
бирж труда с тем, чтобы они могли реально обеспечить людей работой.
Ниже приводится прогнозное число безработных граждан, которые
обратятся в уполномоченные органы по вопросам занятости.
__________________________________________________________________________
Области ! Количество безработных, человек
!__________________________________________________
! 2000 год ! 2001 год ! 2002 год
__________________________________________________________________________
Акмолинская 52500 45000 38800
Актюбинская 43500 42400 41200
Алматинская 86400 77800 71000
Атырауская 32400 30200 25100
Восточно-Казахстанская 61400 59200 57700
Жамбылская 61700 58100 49200
Западно-Казахстанская 23000 21400 17300
Карагандинская 90500 71000 66500
Кызылординская 37200 33500 30200
Костанайская 64500 58400 50800
Мангистауская 21000 18700 14700
Павлодарская 57000 47000 38700
Северо-Казахстанская 45200 44700 35000
Южно-Казахстанская 118600 99700 80900
Город Алматы 89100 79500 70600
Город Астана 22500 18900 14900
По стране 906400 805500 702600
___________________________________________________________________________
Основными мероприятиями уполномоченных органов по вопросам занятости
по трудоустройству безработных граждан будут:
1) расширение перечня услуг, оказываемых безработным в процессе
поиска работы;
2) обучение безработных навыкам поиска работы;
3) укрепление связи с работодателем, подбор кадров по заявкам,
проведение семинаров, ярмарок вакансий;
4) отработка механизма предоставления работодателями заявок на
рабочую силу;
5) постоянное информирование населения о состоянии рынка труда и
имеющихся вакансиях через средства массовой информации;
6) разработка процедуры взаимодействия между организациями,
занимающимися трудовым посредничеством, для оперативного и полного сбора
сведений о состоянии на рынке труда.
Ниже приводится прогнозное количество безработных, которые будут
трудоустроены:
---------------------------------------------------------------------------
Области ! Будет трудоустроено, человек
!-------------------------------------------------
! 2000 год ! 2001 год ! 2002 год
---------------------------------------------------------------------------
Акмолинская 5000 6030 6180
Актюбинская 9450 8500 8500
Алматинская 10434 9000 11000
Атырауская 2000 2300 2500
Восточно-Казахстанская 9600 13100 10300
Жамбылская 11168 9273 9438
Западно-Казахстанская 5183 5500 5000
Карагандинская 18023 25000 25000
Кызылординская 4000 5000 6000
Костанайская 8400 8100 8000
Мангистауская 4300 4600 5000
Павлодарская 5900 6200 6500
Северо-Казахстанская 4000 4100 4200
Южно-Казахстанская 7900 8200 8300
Город Алматы 8500 8700 9000
Город Астана 2900 3135 3270
По стране 116758 113067 114594
---------------------------------------------------------------------------
Предполагается трудоустроить 364,7 тысячи безработных.
По целевым группам в 2000-2002 годах будет трудоустроено 82 тысячи человек. Среди них: малообеспеченные; молодежь в возрасте до 21 года; воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; граждане, имеющие на содержании лиц, которые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре; лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту); инвалиды; лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан; лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения; репатрианты (оралманы).
Во 2 квартале 2000 года Правительство Республики Казахстан внесет в Парламент Республики Казахстан предложения о внесении изменений в Закон Республики Казахстан Z970163_ "О государственных закупках", с целью поддержки организаций, где работают инвалиды.
Особое внимание будет уделено подготовке и переподготовке безработных с учетом потребности рынка труда в специалистах определенной категории и квалификации. Для этого:
1) расширятся профориентационные услуги для безработных по вопросам
выбора сферы деятельности. Для этих целей будут созданы региональные банки
данных по актуальным профессиям и учебно-курсовой сети;
2) активно станут использоваться возможности конкурса при отборе
организаций образования для переподготовки граждан из числа безработных;
3) активизируется деятельность по обучению безработных основам малого
и среднего предпринимательства, ведения фермерского хозяйства.
Ниже приведены данные по профессиональному обучению:
---------------------------------------------------------------------------
Области ! Будет направлено на профобучение, человек
!-------------------------------------------------
! 2000 год ! 2001 год ! 2002 год
---------------------------------------------------------------------------
Акмолинская 470 583 590
Актюбинская 300 580 800
Алматинская 500 3400 3500
Атырауская 600 790 750
Восточно-Казахстанская 2350 2100 2720
Жамбылская 400 400 380
Западно-Казахстанская 708 1000 1000
Карагандинская 1300 2800 3050
Кызылординская 1800 1700 1700
Костанайская 100 300 350
Мангистауская 50 400 400
Павлодарская 900 950 1000
Северо-Казахстанская 1160 187 194
Южно-Казахстанская 500 600 700
Город Алматы 2000 2300 2500
Город Астана 500 650 750
По стране 13638 16835 17713
---------------------------------------------------------------------------
В 2000-2002 годах будет обучено и переобучено 52,8 тысячи безработных.
Важным средством активной политики рынка труда является содействие самостоятельной трудовой деятельности и ее поддержке. Необходимо создавать компетентные консультационные организации, опираясь на которые, человек сможет сам составить бизнес-план. Консультанты должны дать экспертную
оценку экономическим перспективам концепции организации. Важным моментом
станет то, что услуги консультантов будут оплачиваться в зависимости от
успеха организации. При этом государственная консультационная поддержка
должна постепенно переходить к частному экономическому консультированию
предпринимателей.
Ниже приводятся предполагаемые данные о создании рабочих мест:
---------------------------------------------------------------------------
Области ! 2000 год ! 2001 год ! 2002 год ! Всего
---------------------------------------------------------------------------
Акмолинская 11560 7700 4896 41960
Актюбинская 2630 1500 2290 6420
Алматинская 5846 6000 7448 11366
Атырауская 8297 4300 4380 11647
Восточно-Казахстанская 16700 18467 18000 50999
Жамбылская 11168 9273 9438 29879
Западно-Казахстанская 8588 7449 9472 25509
Карагандинская 10915 10915 10915 32745
Кызылординская 8038 1380 1570 10988
Костанайская 11851 11634 13392 36877
Мангистауская 7928 6607 8195 22730
Павлодарская 15878 7600 9000 54578
Северо-Казахстанская 4237 15052 12806 9308
Южно-Казахстанская 5828 2678 1887 10393
Город Астана 3984 4000 5050 12034
Город Алматы 12778 10193 10007 32978
По стране 146226 121535 132650 400411
---------------------------------------------------------------------------
Сноска. В раздел 4 внесены изменения - постановлением Правительства
от 22 мая 2002 г. N 563
.
5. Защита внутреннего рынка труда
С целью защиты внутреннего рынка труда предусматривается установление квоты ввоза иностранной рабочей силы. В числе ключевых задач определены: регулирование иммиграции и эмиграции рабочей силы путем заключения с зарубежными странами соответствующих соглашений, предусматривающих в числе других мер защиту прав и интересов мигрантов в странах временного пребывания, а также обеспечение их прав по возвращении; пресечение нелегальной трудовой миграции и организация иммиграционного контроля.
В настоящее время лицензирование ввоза иностранной рабочей силы недостаточно решает проблему рационального использования местных кадров при реализации инвестиционных проектов в стране. В 2000 году предполагается ввоз иностранной рабочей силы в количестве 7 тысяч человек. Наряду с этим существует нелегальный ввоз, который по оценкам превышает легальный объем. Правительство Республики Казахстан разработает механизм поэтапного сокращения числа иностранцев, используемых в республике, и замещение их местной рабочей силой, определит перечень массовых профессий, по которым ввоз иностранной рабочей силы в Казахстан будет ограничен.
6. Микрокредиты
Планируется распространить Программу микрокредитования на всю территорию Казахстана. В приоритетном порядке - на депрессивные и экологически бедствующие сельские районы. Будет упрощен механизм кредитования. Изменены условия получения кредитов.
Сроки возврата микрокредитов будут устанавливаться в зависимости от вида деятельности. Для организации торговли и коммерческой деятельности - 3 месяца, для организации выпускающей товаров народного потребления и оказывающей услуг населению - 6 месяцев, для сезонного сельскохозяйственного производства - 9 месяцев, для животноводства - 12 месяцев.
Кредиты предполагается выдавать под минимальный процент, обеспечивающий покрытие расходов, связанных с их обслуживанием. Кандидатами на получение микрокредитов должны быть граждане из числа безработных и лица, желающие развить свое дело и обеспечить самозанятость. Кредиты также станут выдаваться группам лиц для микрокредитования. Объединение в такие группы позволит наиболее эффективно использовать кредитные ресурсы и обеспечить ответственность за возвратность. Суммы микрокредитов станут дифференцированными в диапазоне от 100 до 400 долларов США.
Финансирование программы микрокредитования предусматривается за счет инвестиций и добровольных пожертвований. Будет проанализирована практика микрокредитования всеми международными финансовыми институтами и странами- донорами, осуществляющими пилотные проекты по микрокредитованию.
7. Общественные работы
Приоритетное направление в организации общественных работ получат
программы развития дорожного строительства, ремонта дорог, лесопосадок,
инфраструктуры (коммунальные сети, телефонизация и др.).
Всего в 2000-2002 годах общественными работами будет занято около
295,1 тысяч человек.
Ниже приводятся прогнозные данные о числе лиц, направляемых на
общественные работы в разрезе регионов, человек:
---------------------------------------------------------------------------
Области ! Будут направлены на общественные работы
!-------------------------------------------------
! 2000 год ! 2001 год ! 2002 год
---------------------------------------------------------------------------
Акмолинская 5160 6424 6906
Актюбинская 3000 8000 8000
Алматинская 1040 8000 9000
Атырауская 1594 4700 4000
Восточно-Казахстанская 8750 14000 11100
Жамбылская 2800 2800 2900
Западно-Казахстанская 4013 4023 4500
Карагандинская 11234 18450 18400
Кызылординская 3500 4500 5500
Костанайская 2435 6200 4500
Мангистауская 1500 5300 5500
Павлодарская 7655 9600 10000
Северо-Казахстанская 5764 5600 5600
Южно-Казахстанская 6825 7250 7700
Город Алматы 5500 5700 5700
Город Астана 1040 1660 1750
По стране 71810 80607 87031
--------------------------------------------------------------------------
Сноска. В раздел 7 внесены изменения - постановлением Правительства
от 22 мая 2002 г. N 563
.
8. Правовое обеспечение исполнения Программы
Будут разработаны нормативные правовые акты, а также внесены изменения и дополнения в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам бедности, безработицы и занятости.
Будут приняты законодательные акты Республики Казахстан:
по вопросам содействия трудоустройству и оказания социальной помощи безработным;
по ратификации Конвенции МОТ 1948 года N 88 "Об организации государственной службы занятости" в целях создания единой государственной службы занятости в республике;
по внесению дополнений в Закон Республики Казахстан Z970163_ "О государственных закупках", предполагающих создание условий по обеспечению занятости инвалидов и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
по внесению дополнений в законодательные акты Z949000_ "Об иностранных инвестициях", U962828_ "О недрах и недропользовании", U952350_ "О нефти" в части обязанностей инвесторов и недропользователей производить отчисления на подготовку казахстанских кадров;
по обеспечению безопасности, сохранению здоровья и работоспособности человека в процессе труда;
по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан Z990365_ "О специальном государственном пособии в Республике Казахстан" для усиления адресности выплаты специальных государственных пособий с учетом дохода получателей;
Подзаконные нормативные акты:
по внедрению системы микрокредитования для малообеспеченных граждан,
развитию индивидуального предпринимательства;
по квотированию приема на работу работодателями иностранной рабочей
силы для защиты внутреннего рынка труда;
по организации общественных работ;
по созданию центров социальной адаптации для лиц, не имеющих
определенного места жительства.
Сноска. В раздел 8 внесены изменения - постановлением Правительства
от 22 мая 2002 г. N 563
.
9. Информационное обеспечение исполнения Программы
В целях информационного обеспечения Программы будут приняты меры по:
регулярному информированию населения через средства массовой
информации о наличии свободных рабочих мест;
проведению консультирования граждан по вопросам трудоустройства,
законодательства о труде и занятости;
повышению качества и доступности для населения информационно- справочных и статистических материалов о ситуации на рынке труда, возможностях трудоустройства, переобучения и профориентации, повышения квалификации безработных;
освещению в средствах массовой информации хода реализации Программы;
организации выступлений на телевидении и радиовещании, проведению пресс-конференций по проблемам бедности и безработицы.
Сноска. Программа дополнена разделом 9 - постановлением Правительства от 22 мая 2002 г. N 563 P020563_ .
(Специалисты: Склярова И.В.,
Мартина Н.А.)