Во исполнение Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 1999-2000 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1998 года N 4189 U984189_ , и в целях развития традиционных народных промыслов, направленных на возрождение ремесленничества, Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития ремесленничества в Республике Казахстан.
2. Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса в соответствии с данной Концепцией развития ремесленничества в Республике Казахстан разработать Программу развития ремесленничества в Республике Казахстан на 2001-2002 годы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 11 июля 2000 года N 1051
Концепция
развития ремесленничества
в Республике Казахстан
Введение
В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути развития ремесленничества в Казахстане. Этот процесс имеет необратимый характер и может обеспечить населению республики достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития ремесленничества. Казахстан должен войти в семью экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития как с сохранением политической независимости, так и национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки ремесленного производства будут сформированы в Казахстане при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях.
К характерным чертам и признакам ремесленничества следует отнести:
создание и развитие рынка ремесленничества как фактора производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход ресурсов ремесленничества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в ремесленных продуктах и услугах;
возрастание роли инфраструктуры ремесленничества в системе общественного производства;
полноправное участие ремесленничества в процессах экономической интеграции регионов, стран и народов;
повышение уровня образования, культурного развития за счет расширения возможностей ремесленного производства на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификация, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда.
Вышеперечисленное определяет необходимость изменения отношения к ремесленничеству, расширения возможностей применения ремесленного производства для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях, выявления "точек" и методов воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование ремесленника в условиях рыночной экономики.
Ремесленничество - часть субъектов малого предпринимательства, для которых характерно изготовление продукта труда или предоставление услуг в малом объеме, или по индивидуальным заказам с высокой долей ручного труда и с творческим использованием собственных особых знаний, навыков и умений, как правило, без функционального и производственного разделения труда внутри ремесленного предприятия, на основе собственности ремесленника (мастера) на средства производства.
Такое определение позволяет распространить на ремесленничество нормативную правовую базу поддержки малого предпринимательства. Для Казахстана основа этой поддержки определена Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке малого предпринимательства", другими нормативными правовыми актами. Таким образом, можно определить ремесленника как представителя малого предпринимательства, занимающегося изготовлением, как правило, ручным способом каких-либо изделий и (или) услуг при помощи собственных орудий труда.
Анализ современного состояния развития
ремесленничества
Ремесленничество является одним из важных секторов современной многоукладной социально-рыночной экономики и способно обеспечить создание широкой сети мелких предприятий, рост количества частных кустарей-ремесленников, создающих благоприятные предпосылки для развития малого предпринимательства и эффективной конкурентной среды. Их гибкость и мобильность позволяют решить целый комплекс хозяйственных и социальных задач и обеспечить максимальную занятость населения, в том числе людей с самыми различными свойствами интеллекта, физических возможностей, людей с различным запасом знаний и разными профессиональными интересами, полнее реализовать их творческий потенциал. Развитие ремесленничества способствует социальному выравниванию, что создает предпосылки для стабильности внутри государства.
Ремесленничество в Казахстане имело богатые традиции и развивалось в основном в виде домашней промышленности. Распространение его на огромной территории было неравномерным, и быстрее оно прогрессировало в городах и центрах.
Владение мастерством ремесленника издревле считалось делом благородным, в нем серьезные промышленники видели свои корни, в нем искали таланты и создавали условия для совершенствования мастерства.
Казахстанский участок трассы Шелкового пути или так называемый "Степной" участок пути представляет собой уникальный комплекс памятников истории, археологии, архитектуры, градостроительного и монументального искусства, отражающих глубинные процессы торгово-ремесленного взаимодействия кочевых и оседло-земледельческих культур народов Центральной Азии.
В процессе урбанизации Шелкового пути происходило расширение и укрепление многочисленных ранних городских и сельских поселений, возникновение вокруг них торгово-ремесленных центров.
В Казахстане к началу XX века ремесленники представляли собой достаточно прогрессивный слой населения. Число ремесленных профессий и промыслов было очень велико, города были насыщены товарами ремесленного производства, широко была развита сфера ремесленных услуг.
К сожалению, концепция планового хозяйства в течение почти более полувека исключала ремесленничество из социальной и экономической структуры общества, а государственная власть вела жесткую политику на уничтожение ремесленников как социального слоя. Но как свидетельствует наша история, при любых социально-политических формациях в обществе продолжают сохраняться предпосылки к развитию ремесленничества.
В настоящее время ремесленничество утратило свои господствующие позиции как система производства, однако оно продолжает существовать во многих развитых странах мира, получая государственную поддержку, как часть малого предпринимательства либо как самостоятельная система производства.
Опыт таких стран, как Германия, Турция, Индия, где в условиях рынка ремесленничество целиком доказывает свою жизнеспособность, позволяет сделать вывод, что со временем оно должно занять прочные позиции в социально-экономической структуре общества и в нашей стране.
В Казахстане, несмотря на отсутствие в действующем законодательстве правовой базы, регулирующей деятельность ремесленных предприятий, тысячи людей занимаются изготовлением широкого спектра товаров народного потребления и изделий, используемых как в повседневной жизни, так и в качестве украшений. Повсеместно, в разных уголках нашей страны можно встретить уникальные изделия народного промысла, изготовленные руками людей, бережно хранящих историю и традиции своего народа.
Это и плетенная из лозы мебель, посуда из глины и металла, ковры, кошма, национальная одежда, изготовленная руками талантливых мастериц. Особое восхищение вызывают изделия декоративно-прикладного искусства с использованием кожи, кости и шкур животных, украшения из серебра и других благородных металлов.
На протяжении более десяти лет в Карасайском районе Алматинской области существует поселок ремесленников - "Шеберлер аулы" - неправительственная организация, образованная энтузиастами народно-прикладного искусства, собравшими мастеров из разных регионов Казахстана.
Членами этой организации при содействии "Лиги женщин творческой инициативы", Центра декоративно-прикладного искусства "Бахыт" при Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства им. А. Тансыкбаева проводится определенная работа по возрождению ремесленничества.
Сегодня этот положительный опыт должен быть изучен, обобщен и учтен, прежде всего в области ремесленничества и создания ремесленных общественных объединений, выражающих и защищающих интересы ремесленников в органах государственной власти и управления, и распространен в регионах страны.
В данный момент отсутствует законодательно утвержденный список ремесел и промыслов, нет и закона о ремеслах, который бы регулировал социально-правовые и экономические стороны этой деятельности.
В Казахстане существует достаточно широкий слой хозяйствующих субъектов, которые могут быть отнесены к категории ремесленников. Большей своей частью они не могут рассчитывать на стабильное существование в условиях рынка и на равные конкурентные возможности по сравнению с иными формами предпринимательства, поскольку их существование осложняется рядом факторов, наиболее существенные из которых:
неустойчивый спрос на продукцию и услуги ремесленничества;
высокие для этого вида деятельности налоги;
недостаточные инвестиционные возможности (необеспеченность кредитом, в основном из-за отсутствия залогового обеспечения);
отсутствие у ремесленников достаточных экономических, юридических и прочих знаний для участия в рыночных отношениях.
Исключением могут служить традиционные для казахстанского ремесленничества художественные народные промыслы (изготавливающие предметы декоративно-прикладного искусства), которые стали самостоятельными производствами благодаря целенаправленной государственной поддержке и обширному потребительскому рынку.
Таким образом, в современных условиях ремесленничество представляет собой важное с точки зрения экономической эффективности и социальной стабильности явление, развитие которого государство должно непременно взять под свою опеку, обеспечивая ему всемерную поддержку и рост.
Кроме того, выгодное геополитическое положение Казахстана, обуславливающее прохождение международных и коммерческих потоков между Западом и Востоком, многообразие туристско-рекреационных зон, природных ландшафтов, флоры и фауны, привлекательных для иностранных туристов, служит стимулирующим фактором для развития ремесленничества.
Приоритетными направлениями деятельности ремесленничества должно стать изготовление изделий народных промыслов, предназначенных для удовлетворения утилитарных, эстетических, ритуальных и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов.
Казахстан обладает великим культурным наследием и современной самобытной многонациональной культурой, что открывает большие возможности ремесленничеству наполнить казахстанским содержанием предоставляемые населению товары и услуги.
Цель и принципы развития ремесленничества
Концепция развития ремесленничества в Республике Казахстан подготовлена в целях практической реализации Государственной программы развития и поддержки предпринимательства в Республике Казахстан на 1999-2000 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1998 года N 4189.
Являясь, по сути, субъектами малого бизнеса, в силу ряда особенностей ремесленные мастерские лишь условно можно назвать предприятиями и применить к ним параметры, установленные законодательством для малого предпринимательства.
Принципиальными основами развития ремесленничества являются возрождение древних традиций, пропаганда национальной культуры, свобода творческой личности. Из всей совокупности параметров, характеризующих малое предпринимательство, ремесленному производству присущи следующие: | принадлежность к производственной сфере;
преобладание доли ручного труда в процессе производства;
непосредственное участие собственника в процессе труда или в процессе производства;
единичность производства товаров (малосерийность выпускаемой продукции).
Основные направления развития ремесленничества
Государственная поддержка возрождения и развития ремесленничества должна быть направлена, в первую очередь, на создание благоприятных социально-экономических, правовых условий и содействие самоорганизации ремесленничества.
Необходимость государственной поддержки ремесленничества, его возрождение и развитие обусловлены следующим:
ремесленничество дает средства к существованию достаточно широкому слою населения, являясь одновременно одним из средств первоначального накопления капитала;
ремесленное производство способствует насыщению рынка товарами и услугами и в ряде секторов производства способно конкурировать с крупными производителями;
ремесленное производство имеет возможность более гибкого реагирования на изменения рынка, что обеспечивает его относительную устойчивость;
развитие ремесленничества снижает уровень безработицы;
ремесленничество сохраняет и развивает историко-бытовые традиции, культуру народа;
вовлечение в ремесленное производство развивает самодеятельность населения, позволяет раскрыть личные качества человека, способствует его самореализации и вовлечению в рыночные отношения;
слой ремесленников - часть среднего класса, существование которого обеспечивает стабильность общества.
Учитывая, что специфика ремесленного производства, ориентирована в большей степени на местный рынок, государственная поддержка должна обеспечиваться, в первую очередь, на региональном уровне и включать в себя:
предоставление на льготных условиях помещений для мастерских, находящихся в коммунальной собственности;
предоставление льготных субсидий и кредитов из средств, выделяемых на развитие малого предпринимательства;
помощь в создании инфраструктуры поддержки ремесленничества:
- организация системы консалтинговых услуг (консультационная помощь в создании и функционировании ремесленных предприятий);
- информационное обеспечение о рынках сбыта товаров, сырья и материалов, проведение семинаров, ярмарок, выставок и т. д.;
- организация рекламно-маркетинговой деятельности;
создание условий для подготовки кадров и организация стажировок по ремесленным специальностям;
формирование благоприятного общественного мнения, способствующего развитию ремесленного производства, в том числе через средства массовой информации;
разработку региональных программ поддержки и развития ремесленничества (на основе межрегиональных соглашений);
правовую поддержку:
- защита авторского права ремесленников на созданный товар;
- юридические консультации.
Одним из первоочередных мероприятий на государственном уровне, направленным на развитие сферы ремесленного производства и позволяющим решать существующие проблемы комплексно, является создание Центров ремесел и Ремесленных палат в виде некоммерческих организаций.
Этапность реализации Концепции
Развитие ремесленничества в Казахстане возможно в два этапа. Первый этап - создание благоприятной нормативной правовой базы, в том числе закрепление в законах и нормативных актах правовой основы развития ремесленничества, предоставление ремесленничеству льгот (в первую очередь по аренде помещений и по налогам - исходя из принадлежности к малому предпринимательству и учитывая его специфический характер).
Второй этап - он требует значительных капиталовложений, достаточно короткий по времени и будет включать в себя:
создание Центров ремесел, Ремесленных палат и других ремесленных общественных объединений;
подготовку и переподготовку специалистов по ремесленному делу, повышение роля квалификации, профессионализма и способностей к ремесленному творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала;
формирование и развитие индустрии услуг ремесленников, ориентированной на массового потребителя.
Решение этих задач будет означать реальное превращение ремесленничества в подлинный ресурс социально-экономического и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распространение и использование товаров ремесленного производства, расширение возможностей саморазвития личности.
Скорость движения по данному этапу будет обеспечиваться выделенными средствами. В этой связи необходим выбор пути, ориентированного на чисто казахстанские критерии и характеристики качества ремесленного производства, социально-культурные особенности и требующего в сегодняшних социально-экономических условиях лишь минимальных капиталовложений со стороны государства. Для реализации данного этапа требуется получить основные объемы инвестиций из зарубежных источников или от отечественных коммерческих структур и населения.
Кроме того, этот этап будет требовать существенного изменения менталитета слоя ремесленников и их переориентации на цели, приоритеты и направления развития малого предпринимательства.
Движение по пути развития ремесленничества, особенно на первом этапе, требует широкой общественной поддержки, глубокого осознания целей развития ремесленничества и использования политических, экономических, социальных и культурных преимуществ, являющихся основными факторами в его становлении. Для этой поддержки должны быть скоординированы усилия многих специалистов, и получено самое широкое пропагандистское обеспечение во всех печатных и электронных средствах массовой информации.
(Специалисты: Мартина Н.А.,
Польский В.Ф.)