Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития и совершенствования Государственной противопожарной службы Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям на 2001-2005 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 27 октября 2000 года N 1317
Концепция развития и совершенствования Государственной
противопожарной службы Агентства Республики Казахстан
по чрезвычайным ситуациям на 2001-2005 годы
1. Введение
В настоящее время положение дел с обеспечением пожарной безопасности в Республике Казахстан находится в крайне тяжелом состоянии. Общее количество пожаров в республике составляет более половины от всех чрезвычайных природных и техногенных аварий, включая дорожно-транспортные происшествия, а материальные убытки более восьмидесяти процентов от них.
Принимаемые Правительством Республики Казахстан, центральными и местными исполнительными органами меры по реализации Закона Республики Казахстан "О пожарной безопасности" позволили в определенной степени стабилизировать обстановку с пожарами. В то же время по данным Организации Объединенных Наций в последние десятилетия практически во всех регионах мира отмечается устойчивый рост количества пожаров, стихийных бедствий и наносимого ими ущерба, что не может обойти и Казахстан.
Упразднение государственных органов по контролю за обеспечением пожарной безопасности в жилых домах, эксплуатацией электрического и газового хозяйства, наличие большого количества производственно- технологических комплексов, содержащих значительные запасы горюче-смазочных средств, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ, а также использование устаревших технологий и оборудования создают потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и катастроф как в жилых домах, так и на предприятиях и в организациях.
В государствах, где используются изношенные технологии и производственное оборудование, к которым, к сожалению, относится и Казахстан, вероятность возникновения пожаров, аварий и катастроф с тяжелыми последствиями значительно возрастает.
По оценкам специалистов, после пожара 29 процентов пострадавших предприятий закрываются через 3 года, 43 процента вообще больше не открываются и только 28 процентов предприятий переносят последствия пожара и продолжают свое существование.
Для решения вопросов обеспечения пожарной безопасности в республике необходимо принятие совокупных экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер, направленных на предотвращение пожаров и ущерба от них.
Для ликвидации пожаров, проведения спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в составе Государственной противопожарной службы имеется 339 районных, городских пожарных частей, на вооружении которых находится около 1,5 тысяч единиц основной и специальной противопожарной техники, в том числе 21 специализированная пожарная часть, оснащенная специальной техникой и способная до прибытия основных сил и средств инженерных и коммунальных служб местных исполнительных органов производить спасение людей и ликвидировать различные аварии. Государственная противопожарная служба является органом дознания по делам о пожарах и нарушениях правил пожарной безопасности, в ее структуре находится специальный орган надзора - государственный пожарный надзор.
В целях защиты населения, объектов хозяйствования и территории страны при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время в системе Государственной противопожарной службы дополнительно образовываются специальные формирования общей численностью более 10 тысяч единиц.
Вместе с тем имеющиеся силы и средства недостаточны для осуществления профилактических мероприятий в области пожарной безопасности, ликвидации пожаров, проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи пострадавшим.
В настоящее время в Казахстане пожары стали настоящим национальным бедствием, однако масштабы потерь не всегда осознаются населением и многими государственными структурами. Несмотря на принимаемые противопожарной службой меры, только в 1999 году произошло 16 тысяч пожаров, ущерб от которых составил 2,9 миллиарда тенге. При пожарах погибло 579 человек, получили травмы 490 человек. Среднегодовой темп прироста убытков от пожаров возрастает в среднем на 5-7% в год (за первое полугодие количество пожаров возросло на 9 процентов), оказывая заметное негативное влияние на темпы проводимых социально-экономических преобразований. В 2000 году по оценкам специалистов потери от пожаров могут составить более 3 миллиардов тенге (без учета инфляционных процессов), число пострадавших при пожарах превысить 800 человек, а травмированных - более 600 человек. В течение ближайших 3 лет количество пожаров может удвоиться, а материальные потери возрасти примерно в 4 раза. И это без учета значительного экологического ущерба, который часто бывает катастрофическим (пожары в лесах, на нефтяных и газовых месторождениях, химических предприятиях, электростанциях и др.).
В Казахстане относительный уровень потерь от пожаров является одним из самых высоких среди стран СНГ, превышая сопоставимые показатели (без учета потерь от гибели и травмирования людей) по сравнению с Украиной в 1,5 раза, Кыргызстаном - в 2 раза, Белоруссией и Узбекистаном - в 3 раза.
Сложившееся положение с пожарами в Республике Казахстан обусловлено комплексом проблем экономического, социального, нормативно-правового, финансового и материально-технического характера, накапливающихся десятилетиями и не получавших своего решения.
Предпринимаемые меры поддержания боеготовности противопожарной службы не позволяют сдерживать нарастание негативных тенденций по разрушению существующего, и без того весьма слабого, потенциала противопожарной защиты.
Возрастает стремление отдельных местных исполнительных органов, организаций и предприятий добиться экономии финансовых средств за счет сокращения или отказа от содержания противопожарной службы и необходимых затрат на обеспечение защиты от огня, что может в короткий срок еще более обострить проблемы борьбы с пожарами. В связи с реорганизацией колхозов и совхозов, изменением форм собственности организаций и предприятий добровольные пожарные дружины и пожарно-технические комиссии практически ликвидированы, что привело к незащищенности их от пожаров.
С принятием нового жилищного законодательства граждане не в состоянии адекватно принимать меры по поддержанию своего жилья в пожаробезопасном состоянии, в то же время органы страхования, несмотря на чрезвычайно высокую рентабельность страхования, не занимаются страхованием не только жилищного фонда, но и основных фондов предприятий, организаций и учреждений от пожаров, а сами руководители объектов и граждане не понимают его перспективности.
Подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, система мер по противопожарной пропаганде и обучению неэффективна. В результате для большинства граждан пожар представляется маловероятным событием, игнорируются противопожарные требования и большинство пожаров происходит по причине так называемого человеческого фактора.
Ограничения в ресурсном обеспечении противопожарной службы привели к нарастанию кризисных ситуаций в деле тушения пожаров, а также связанных с ними аварийно-спасательных работ, сдерживается рост боеготовности оперативных пожарных подразделений. Потребность в технических средствах тушения пожаров из-за отсутствия в Казахстане соответствующих производств, высокой стоимости продукции по многим видам удовлетворяется на 10-15 процентов, до 30 процентов объектов противопожарной службы нуждается в ремонте, 56 процентов пожарной техники подлежит списанию и обновлению, практически полностью отсутствует специальная техника для ведения аварийно-спасательных работ. Имеющаяся численность подразделений противопожарной службы Казахстана недостаточна для обеспечения эффективной работы по профилактике и тушению пожаров, сельская местность, где происходит порядка 60 процентов пожаров, практически не имеет боеспособных подразделений Государственной противопожарной службы.
Несмотря на критическое положение дел с обеспечением пожарной безопасности в Казахстане и нарастание негативных тенденций в деле организации борьбы с огнем, рассмотрение всего комплекса проблем на государственном уровне не проводилось.
2. Цели и задачи
Целью Концепции является совершенствование деятельности центральных и местных исполнительных органов по охране жизни и здоровья людей, собственности, национального богатства и окружающей среды в области пожарной безопасности, определение степени риска в деятельности организаций и граждан, обучение мерам предупреждения и ликвидации пожаров, обеспечение постоянной готовности и дальнейшее совершенствование деятельности Государственной противопожарной службы в чрезвычайных ситуациях по своевременному и эффективному тушению пожаров. Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
- разработка основных направлений единой политики в области пожарной безопасности;
- участие в координации деятельности центральных и местных исполнительных органов в обеспечении пожарной безопасности, контроль за исполнением ими нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;
- укрепление кадрового потенциала, обеспечение правовой защищенности пожарных (создание системы стандартов и средств по профессиональному отбору, введение альтернативных форм комплектования и т.д.);
- развитие материально-технической базы противопожарной службы (производство и закупка серийно выпускаемой противопожарной продукции и др.);
- улучшение условий социальной защиты пострадавших от огня, обеспечение мер по снижению смертности и травматизма граждан при пожарах (выплата компенсаций, обязательное страхование);
- создание и развитие сети региональных спасательных отрядов и специализированных частей;
- совершенствование организационной структуры противопожарной службы (преобразования в соответствии с новыми функциями).
3. Характеристика ситуации
В отличие от развитых стран мира в Республике Казахстан в настоящее время только формируется правовая база, регулирующая отношения в области обеспечения пожарной безопасности.
Существующие нормативные правовые акты в этой области разрознены, не отвечают положениям Закона Республики Казахстан "О пожарной безопасности", по многим требованиям противоречат друг другу, содержат устаревший механизм регулирования вопросов пожарной безопасности, а также взаимоотношений Государственной противопожарной службы, отраслевой противопожарной службы, их правоотношения с центральными и местными исполнительными органами, собственниками в новых социально-экономических условиях.
Происходит возрастание объемов работы органов ГПС за счет увеличения ее функций, включения в зону обслуживания дополнительных объектов, расширения границ населенных пунктов.
Реконструкция и переоборудование части жилого сектора под производственные, складские предприятия, магазины, офисы, расширение действующих, строительство новых промышленных предприятий, в том числе в удаленных районах.
Неэффективное ведение профилактической работы в производственных зонах, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов мерам пожарной безопасности, научно-исследовательской деятельности, лицензирования и сертификации.
Отсутствие соответствующих специальных информационных систем и банков данных по учету пожаров, пожаровзрывоопасных предприятий и используемых ими химически опасных производств и технологий, веществ и материалов.
Тяжелое положение остается с внедрением автоматических систем обнаружения и тушения пожаров, как наиболее эффективных средств борьбы с пожарами, а также их последствиями в общественных, производственных зданиях и сооружениях. Основные предприятия по выпуску элементов и оборудования для указанных систем оказались сосредоточенными на территории Украины, Белоруссии, России и Латвии. Производственные мощности этих предприятий, сложившаяся экономическая ситуация не позволяет рассчитывать на удовлетворение, таким образом, острой потребности объектов хозяйствования Казахстана, в связи с чем государство расходует значительные валютные средства на приобретение оборудования за рубежом, которое во многих случаях не отвечает установленным нормативами условиям эксплуатации. Поэтому назрела необходимость в разработке и освоении серийного производства отечественного оборудования и систем, отвечающих современному техническому уровню. Кроме того, необходимо в кратчайшие сроки разработать ряд государственных нормативных документов, уровень которых соответствовал бы европейским и американским стандартам.
Отсутствуют на вооружении противопожарной службы качественно новые технические средства, позволяющие эффективно бороться с пожарами на современных промышленных объектах, в административных зданиях и жилье, включая здания повышенной этажности, в частности:
- технические средства тушения резервуаров большой емкости для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов;
- новые пожарные автомобили основного и специального назначения, базирующиеся на современных шасси;
- технические средства вооружения пожарных для эффективного тушения пожаров в жилом секторе;
- экологически безвредные огнетушащие составы;
- современные средства эвакуации и спасения людей.
Необходимо обеспечить развитие и внедрение в областных центрах Казахстана автоматизированных систем и оперативного управления противопожарной службы на базе локальных сетей вычислительной техники, объединенных в оперативную информационную сеть Государственной противопожарной службы, что позволит сократить время оперативного реагирования на 1,5-2 минуты на каждое сообщение о пожаре, добиться до 9 процентов уменьшения потерь от пожаров, обеспечить руководителя тушения пожара необходимой информацией при ликвидации пожаров и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, объединить системы пожарной связи с системами информационной поддержки служб жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий.
За рубежом во всех городах с численностью населения свыше 50 тыс. человек имеются аналогичные автоматизированные системы, сокращающие время оперативного реагирования подразделений на 30-40 процентов.
В Республике Казахстан имеется около 375 объектов, подведомственных противопожарной службе, или 56 процентов от требуемого по нормам, из них 10 процентов (38) непригодны для дальнейшей эксплуатации ввиду полной амортизации. Кроме того, темпы строительства пожарных депо значительно отстают от темпов гражданского и промышленного строительства в городах, и в итоге во многих городах радиус обслуживания пожарных депо в 3-5 раз выше нормативного, что резко повышает вероятность гибели и травмирования людей при пожарах, приводит к росту ущерба от пожаров. Для обеспечения нормального функционирования Государственной противопожарной службы требуется построить вновь около 290 объектов различного назначения.
4. Мероприятия по реализации Концепции
Для решения выявленных проблем необходимо осуществить:
- разработку отраслевой программы развития и совершенствования Государственной противопожарной службы;
- анализ законодательства по вопросам пожарной безопасности и подготовку предложений по их совершенствованию;
- разработку соглашения по пожарной безопасности совместно с центральными исполнительными органами;
- активизацию деятельности по координации работы центральных и местных исполнительных органов в области пожарной безопасности;
- принятие мер по развитию научно-исследовательской деятельности, пропаганде знаний, обучению граждан и специалистов в области пожарной безопасности, проведение сертификационных испытаний веществ и материалов;
- совершенствование деятельности органов государственного пожарного надзора по профилактике пожаров и органов дознания по расследованию причин их возникновения;
- совершенствование организации служб пожаротушения и проведения аварийных и спасательных работ;
- принятие комплекса мер по подготовке, переподготовке кадров, повышению профессионального мастерства и профессиональной пригодности.
5. Заключение
При осуществлении своевременных инвестиций выполнении намеченных в Концепции мероприятий предполагается за период до 2005 года достигнуть в борьбе с пожарами результатов, характерных для большинства развитых стран, обеспечить сокращение потерь от пожаров на 20-30 процентов, уменьшить гибель и травмирование людей при пожарах, создать эффективную систему пожарной безопасности и необходимую материально-техническую базу для функционирования противопожарной службы.
Кроме того, реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, позволит:
- решить вопросы экономического, социального, организационного, научно-технического и правового характера в области пожарной безопасности;
- повысить меры по охране здоровья людей, собственности, национального богатства и окружающей среды от пожаров;
- достигнуть снижения гибели и травматизма людей, а также прямого и косвенного ущерба от пожаров и сопутствующих им потерь;
- определить степень риска в деятельности организаций и граждан, обучить граждан мерам предупреждения и осуществления профилактических мероприятий в области пожарной безопасности;
- усилить координацию центральных и местных исполнительных органов в области пожарной безопасности;
- разрешить правовые противоречия и создать комплексную систему государственного регулирования в сфере пожарной безопасности;
- увеличить сеть специализированных частей и аварийно-спасательных отрядов, оснащенных современными средствами для ведения первоочередных противопожарных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи пострадавшим;
-создать в составе существующих частей противопожарной службы подразделения быстрого реагирования, оснастив их, соответственно, специальной пожарной и аварийно-спасательной техникой, в т.ч. автомобилями, специальными средствами пожаротушения (пенообразователи,
твердо-аэрозольные и водо-аэрозольные огнетушители, современные
спецсредства);
- разработать и внедрить тактические приемы и нормативы оснащения и
применения пожарно-технического оборудования быстрого реагирования и
систем оперативной связи.
(Специалисты: Мартина Н.А.,
Склярова И.В.)