Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 04.12.2012 № 1546 (вводится в действие с 10.03.2013).
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 26 июня 1998 года Z980233_ "О национальной безопасности Республики Казахстан" и Концепцией управления государственным имуществом и приватизации, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июля 2000 года N 1095 P001095_ , в целях обеспечения экономической безопасности и независимости Казахстана, сохранения и укрепления ресурсно-энергетической основы экономики страны, единых и самостоятельных коммуникационной и энергетической систем, недопущения дисбаланса в социально-экономическом развитии регионов, обеспечения устойчивого экономического роста, а также в целях совершенствования управления государственной собственностью Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления комплексного мониторинга функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности.
2. Возложить на Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан организацию работ по проведению комплексного мониторинга и ведение единой республиканской базы данных учета результатов мониторинга объектов государственной собственности, а также объектов, в которых государство имеет долю собственности.
3. Центральным и местным исполнительным органам, располагающим материалами о состоянии объектов мониторинга, представлять копии этих материалов Комитету государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство финансов Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 24 июля 2001 года N 998
Правила
осуществления комплексного мониторинга
функционирования и эффективности управления
объектами государственной собственности, а также объектами,
в которых государство имеет долю собственности
1. Общие положения
1. Настоящие Правила осуществления комплексного мониторинга функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности, регулируют правоотношения его участников, определяют предмет и объекты мониторинга, источники информации, методы и порядок осуществления мониторинга и использования его результатов.
2. Комплексный мониторинг функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности, представляет собой систему базового и оперативного (периодического) отслеживания и аналитических оценок качественного и количественного состояния технологической, финансово-хозяйственной деятельности, правовой характеристики данных объектов в целях своевременного выявления происходящих изменений, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов в их деятельности.
3. Комплексный мониторинг функционирования и эффективности управления является составной частью системы государственного прогнозирования и регулирования устойчивого экономического развития в соответствии со стратегическими интересами страны, выполняет информационно-аналитические функции обеспечения экономической безопасности на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики.
4. Объектами комплексного мониторинга эффективности управления являются:
1) государственные предприятия и учреждения;
2) юридические лица, акции и доли участия в которых принадлежат государству;
3) все виды имущества, являющиеся государственной собственностью, в том числе находящиеся в доверительном управлении, аренде, концессии.
5. Мониторинг выявляет состояние и тенденции развития организаций, оказывающие влияние на сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны и регионов. Аналитическая информация о состоянии и тенденциях развития организации (с полной или частичной государственной собственностью), полученная в результате мониторинга, предоставляется Правительству, а также другим уполномоченным государственным органам.
6. Настоящие Правила распространяются на хозяйствующие субъекты, деятельность которых является предметом мониторинга, центральные и местные органы государства, осуществляющие функции по ведению мониторинга, сбору и представлению информации, а также на всех других участников мониторинга, включая консалтинговые организации и иных экспертов и консультантов, привлеченных к выполнению мониторинга.
7. Работы по ведению мониторинга функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности, осуществляются за счет бюджетных средств.
2. Цели и задачи комплексного мониторинга
функционирования и эффективности управления
8. Целью комплексного мониторинга функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности, является обеспечение экономической безопасности Республики Казахстан, защита национальной экономики от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость.
9. Основными задачами комплексного мониторинга функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности, являются:
1) комплексный анализ эффективности управления объектами мониторинга в производственно-технических, технологических, финансово-экономических, правовых, экологических и других параметрах и целостная оценка состояния объекта в части прогнозируемости развития объекта в соответствии с интересами национальной экономики и ее безопасности;
2) анализ выполнения обязательств и условий договоров купли-продажи приватизированных объектов, концессии, доверительного управления, аренды объектов государственной собственности;
3) выявление проблем и разработка рекомендаций по дальнейшему развитию организаций;
4) экспертная оценка перспектив развития техники, технологии организаций и их влияния на состояние регионов;
5) формирование и ведение компьютерной базы данных по мониторингу функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности в базовых отраслях экономики;
6) создание благоприятных условий для обеспечения экономического роста государства, максимального уменьшения степени уязвимости экономики от возможных отрицательных факторов, содействие притоку инвестиций в национальную экономику;
7) предупреждение ситуаций, способствующих нанесению ущерба экономической безопасности государства;
8) координация действий с государственными органами, несущими в пределах своей компетенции всю полноту ответственности за обеспечение национальной безопасности.
3. Права и обязанности участников комплексного
мониторинга эффективности управления
10. Участниками комплексного мониторинга функционирования и эффективности управления являются:
1) уполномоченный на осуществление мониторинга орган государства, независимые консультанты и эксперты, включая консалтинговые организации, привлекаемые уполномоченным органом государства для проведения обследований предприятий, сбора и анализа информации по предмету мониторинга;
2) хозяйствующие субъекты, чья деятельность является предметом мониторинга.
11. Для реализации поставленных задач в сфере осуществления комплексного мониторинга функционирования и эффективности управления уполномоченному органу государства предоставляется право:
определять перечень объектов мониторинга республиканского и местного уровня, а также базовых отраслей экономики, периодичность и сроки проведения обследований;
определять порядок и условия получения информации о производственно-технических, технологических, финансово-экономических, экологических, правовых и иных параметрах деятельности объектов мониторинга, необходимой для производства достоверного и объективного анализа;
запрашивать и получать от министерств, ведомств и иных центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан и других юридических лиц, независимо от их ведомственной принадлежности, документы и сведения, необходимые для анализа эффективности управления объектами мониторинга;
запрашивать от хозяйствующих субъектов, чья деятельность является предметом мониторинга, и инвесторов регулярную и выборочную отчетность по выполнению условий договоров купли-продажи, инвестиционных программ объектов, в которых государство имеет долю собственности, осуществлять проверку инвестиционной деятельности, если она была предусмотрена в договоре приватизации;
проводить отслеживание объектов мониторинга по основным производственно-техническим, технологическим, финансово-экономическим, правовым и иным параметрам с целью анализа происходящих изменений и прогноза развития организаций в базовых отраслях экономики;
обосновывать объем государственных бюджетных ассигнований для проведения работ по мониторингу;
привлекать для проведения работ по обследованию объектов мониторинга, сбору и анализу информации, выработке рекомендаций отечественные консалтинговые организации и других независимых экспертов и консультантов, производя закуп их услуг в соответствии с Законом Республики Казахстан Z970163_ "О государственных закупках" и осуществляя функции государственного заказчика;
по вопросам своей компетенции в сфере ведения комплексного мониторинга принимать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми органами, должностными лицами и гражданами после прохождения регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
осуществлять методическое обеспечение и координацию работ по ведению комплексного мониторинга функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности и объектами, в которых государство имеет долю собственности.
12. Уполномоченный на осуществление комплексного мониторинга функционирования и эффективности управления объектов с полной или частичной государственной долей собственности орган государства обязан:
вести систематические наблюдения за состоянием и тенденциями развития находящихся в государственной собственности объектов, а также объектов, в которых государство имеет долю собственности, базовых отраслей экономики, осуществляя сбор и анализ информации по предмету мониторинга с целью своевременного выявления и нейтрализации факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на сохранение и укрепление ресурсно- энергетической основы экономики страны и регионов, единых и самостоятельных коммуникационной и энергетической систем, обеспечения устойчивого экономического роста;
представлять по результатам мониторинга обобщенные аналитические записки, прогнозы развития и рекомендации Правительству Республики Казахстан, а также заинтересованным министерствам, ведомствам, агентствам и иным государственным органам;
вести единую республиканскую базу данных мониторинга функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности;
обеспечивать соблюдение гарантий, предоставленных инвесторам, и прав субъектов рынка, определенных законодательством.
13. Права и обязанности независимых экспертов и консультантов, консалтинговых организаций, привлеченных к осуществлению работ по ведению комплексного мониторинга функционирования и эффективности управления контролируемыми объектами, определяются условиями договора, заключаемого с уполномоченным органом государства.
14. Хозяйствующие субъекты, чья деятельность является предметом мониторинга, предоставляют уполномоченному на ведение мониторинга органу государства и/или его доверенным лицам, имеющим соответствующие подтвержденные полномочия, всю необходимую информацию для достоверного и объективного анализа эффективности управления в целях обеспечения экономической безопасности государства.
15. Хозяйствующим субъектам, чья деятельность подвергается обследованию, гарантируется:
невмешательство во внутреннее оперативное управление и производственно-хозяйственную деятельность;
сохранение конфиденциальности данных, относящихся к государственным секретам, являющихся предметом служебной или коммерческой тайны и ставших известными в ходе обследования;
соблюдение гарантий и прав, предоставленных хозяйствующим субъектам действующим законодательством.
4. Ведение мониторинга
16. Содержание комплексного мониторинга функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности, составляют:
базовые комплексные обследования организаций, проводимые не чаще одного раза в год;
периодический оперативный сбор информации по деятельности организаций (производится по мере необходимости).
Базовые комплексные обследования функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности, в основных отраслях экономики включают в себя:
сбор и системный анализ информации по производственно-техническим, технологическим, финансово-экономическим, экологическим и правовым параметрам деятельности объектов мониторинга;
оценку состояния эффективности управления объектами мониторинга, прогноз изменения состояния с целью выработки рекомендаций по предупреждению и преодолению негативных процессов, составляющих угрозу экономической безопасности государства;
экспертную оценку перспектив развития техники, технологии и организаций;
обеспечение государственных органов необходимой информацией о состоянии объектов государственной собственности, а также объектов, в которых государство имеет долю собственности, базовых отраслей экономики, тенденциях и прогнозах их развития.
Периодический оперативный сбор информации предназначен для текущего обновления основных данных мониторинга по деятельности объектов в периоды между комплексными систематическими обследованиями функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности. Сбор данной информации осуществляется путем запроса как от самого объекта мониторинга, так и от центральных и местных исполнительных органов.
5. Порядок обследования объектов мониторинга
17. Мониторинг проводится с позиций обеспечения экономической безопасности государства и включает в себя анализ:
состояния ресурсов, технологии основного и вспомогательного производств;
финансово-хозяйственной деятельности;
инвестиционной деятельности концессионеров, управляющих и совладельцев организаций, имеющих данное обязательство;
охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
кадровой и социальной политики;
правовых вопросов: соответствия проводимой деятельности уставу организации, приватизационному договору;
выполнения обязательств и условий договоров купли-продажи, концессии, доверительного управления.
18. Мониторинг производится в следующем порядке:
1) уполномоченный орган государства уведомляет руководителей объекта мониторинга о производстве обследования с указанием субъекта, с которым заключен договор на проведение обследования (консалтинговой организации), и перечня информации, которая должна быть представлена для ознакомления;
2) мониторинг производится рабочей группой, сформированной субъектом, с которым заключен договор на проведение обследования объекта мониторинга, и составленной из экспертов, исходя из отраслевой принадлежности и специфики деятельности объекта мониторинга. Задача группы экспертов заключается в сборе и анализе информации по юридическим, техническим, технологическим, экологическим, инвестиционным, финансовым и другим вопросам деятельности объекта мониторинга. Соответствующие эксперты должны провести визуальное обследование производства, зданий, сооружений, основной техники, машин и механизмов. По завершении сбора информации и его первичного анализа рабочая группа подготавливает отчет для его последующего анализа;
3) осуществляется системный анализ материалов, полученных в результате обследования, включая:
предварительный анализ, который производится на этапе сбора материалов и предварительной обработки путем сравнения экспертных данных по всем разделам и сопоставления с данными статистической отчетности;
общий технико-экономический анализ деятельности организации, при котором интегрируется взаимоувязанная совокупность показателей организации, отражающая правовую, хозяйственную, производственную, коммерческую и финансовую деятельность; выявляются все существующие проблемы по каждому блоку анализа;
экономико-юридический анализ с выработкой рекомендаций для объектов мониторинга и соответствующих государственных органов, при котором на основе полученных показателей деятельности организации и выявленных проблем в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами вырабатываются рекомендации с целью повышения эффективности управления предприятиями - объектами мониторинга;
4) на основании обследования объекта мониторинга и проведенного анализа его деятельности субъект, проводивший обследование (консалтинговая организация), оформляет отчет и первичные материалы, которые представляются на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченному органу государства;
5) защита отчета по результатам обследования объекта мониторинга производится субъектом, производившим обследование объекта мониторинга, перед комиссией, созданной уполномоченным органом государства и при участии представителей обследуемой организации.
(Специалисты: Мартина Н.А.,
Пучкова О.Я.)