О проекте Закона Республики Казахстан "О военном положении"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2002 года N 378

 


     Правительство Республики Казахстан постановляет:

     Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан

проект Закона Республики Казахстан "О военном положении".


     Премьер-Министр

     Республики Казахстан


                                                           Проект 


                       Закон Республики Казахстан


                         О военном положении



 
       Настоящий Закон регулирует правовые отношения граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Республики Казахстан (далее - граждане и другие лица), а также государственных органов, органов военного управления и организаций, независимо от форм собственности (далее - организации), в период военного положения.
      Действие настоящего Закона ограничивается периодом военного положения.
 
                  Раздел 1. Общие положения
 
      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
 
      В настоящем Законе используются следующие понятия:
      1) агрессия - применение вооруженной силы иностранным государством (группой, коалицией государств) против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости Республики Казахстан или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций;
      2) акт агрессии - любое из следующих действий, независимо от объявления войны:
      вторжение (нападение) вооруженных сил иностранного государства на территорию Республики Казахстан, любая аннексия территории Республики Казахстан или ее части с применением вооруженной силы;
      бомбардировка территории Республики Казахстан или применение любого оружия иностранным государством против Республики Казахстан;
      блокада портов или берегов Республики Казахстан вооруженными силами иностранного государства;
      нападение вооруженных сил иностранного государства на сухопутные, морские или воздушные силы Вооруженных Сил Республики Казахстан или морские и воздушные флоты Республики;
      применение вооруженных сил государства, находящихся на территории Республики Казахстан по соглашению, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на территории Республики Казахстан по прекращении действия соглашения;
      действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против Республики Казахстан;
      засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Республики Казахстан, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам;
      иные действия иностранных государств, направленные против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости Республики Казахстан, а также акты, определенные Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, как представляющие собой агрессию, согласно положениям Устава Организации Объединенных Наций;
      3) аннексия - насильственное присоединение (захват) иностранным государством территории Республики Казахстан или ее части;
      4) военное положение - особый правовой режим, предусматривающий комплекс политических, экономических, административных, военных и иных мер, вводимый Президентом Республики Казахстан на всей территории Республики или в отдельных ее местностях;
      5) военная цензура - предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с органами военного управления и государственными органами, должностными лицами по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей, а также осуществление контроля за частной перепиской, телефонных и радио переговоров, с целью недопущения опубликования и разглашения сведений, содержащих государственные секреты;
      6) органы военного управления - Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Казахстан, органы управления видами, родами войск и их структурные подразделения;
      7) интернирование - задержание и водворение в специально отведенные места поселения граждан государства, совершившего агрессию, которые оказались на территории Республики Казахстан в военное время;
      8) комендантский час - мера, вводимая при военном положении с указанием сроков и времени его действия с целью охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, пресечения разведывательной, диверсионной и другой враждебной деятельности, запрещающая населению без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, находиться вне жилищ и перемещаться между населенным пунктами в установленное время суток;
      9) непосредственная внешняя угроза безопасности - угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, а также разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц.
 
      Статья 2. Цель введения военного положения
 
      Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Республики Казахстан.
 
      Статья 3. Правовые основы военного положения
 
      Правовыми основами военного положения являются K951000_ Конституция, международные договорные и иные обязательства Республики, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
 
      Статья 4. Введение военного положения
 
      1. Основанием для введения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях военного положения являются случаи агрессии против Республики Казахстан либо непосредственная внешняя угроза ее безопасности.
      2. Военное положение на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Республики Казахстан.
      3. Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, объявляется Президентом Республики Казахстан при введении военного положения в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. В указе Президента Республики Казахстан о введении военного положения определяются:
      обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;
      перечень вводимых мер и временных ограничений прав и свобод граждан и других лиц;
      границы территории, на которой вводится военное положение;
      силы и средства, привлекаемые для установления и поддержания военного положения;
      время, с которого начинает действовать военное положение.
      5. Полный текст указа Президента Республики Казахстан о введении военного положения подлежит незамедлительной трансляции по радио и телевидению, а также официальному опубликованию.
      6. Президент Республики Казахстан незамедлительно информирует Парламент Республики Казахстан о введении военного положения и об объявлении частичной или общей мобилизации.
      7. Порядок подготовки государства к отражению агрессии, определяется Президентом Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
      Статья 5. Период военного положения
 
      1. Период военного положения начинается со времени введения военного положения и заканчивается со времени отмены военного положения.
      2. В период действия военного положения предусматриваются ограничения прав и свобод граждан и других лиц, за исключением прав и свобод, предусмотренных статьями, перечисленными в пункте 3 статьи 39 K951000_ Конституции Республики Казахстан, деятельности организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей, определенных настоящим Законом.
      3. В местностях, в которых введено военное положение, расширяются полномочия органов военного управления, к ним переходят все функции органов государственной власти и управления в области обороны и обеспечения общественного порядка.
      4. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан в период действия военного положения применяются для отражения агрессии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      5. Мероприятия гражданской и территориальной обороны в период действия военного положения проводятся в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
           Раздел 2. Обеспечение военного положения
 
      Статья 6. Меры военного положения
 
      1. Военное положение включает в себя комплекс политических, экономических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения и предотвращения агрессии против Республики Казахстан или непосредственной внешней угрозы ее безопасности.
      2. На территории, где введено военное положение, могут быть введены следующие меры:
      1) перевод государственных органов и иных организаций, а также экономики Республики на функционирование в условиях военного положения;
      2) проведение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
      3) создание специальных формирований, для выполнения задач в интересах Вооруженных Сил, обеспечения бесперебойной работы экономики и жизнедеятельности населения;
      4) проведение мероприятий гражданской и территориальной обороны;
      5) разбронирование и использование запасов материальных средств государственного резерва;
      6) усиление охраны общественного порядка, а также государственных и военных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта и коммуникаций, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и окружающей природной среды, согласно перечням, определяемым по республиканским объектам - Правительством Республики Казахстан, по коммунальным - местными исполнительными органами;
      7) установление особого режима работы транспорта, коммуникаций и энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и окружающей природной среды;
      8) эвакуация населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное переселение граждан и других лиц из районов, опасных для проживания, в другие районы с обязательным предоставлением им жилых и нежилых помещений для временного или постоянного проживания и размещения;
      9) реквизиция необходимого для нужд обороны имущества, земельных участков, жилых и нежилых помещений организаций, граждан и других лиц в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;
      10) установление и обеспечение особого режима въезда на территорию, где введено военное положение, и выезда из нее, а также ограничение свободы передвижения;
      11) привлечение в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, организаций, граждан и других лиц к выполнению работ оборонного характера, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов, систем жизнеобеспечения, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями;
      12) установление запретов и ограничений на выбор места пребывания и места жительства в местности, где введено военное положение;
      13) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, забастовок и иных форм приостановления деятельности организаций;
      14) установление комендантского часа и предоставление права органам военного управления и государственным органам осуществлять проверку документов у граждан и других лиц, проводить их личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспорта, а также осуществлять задержание граждан, других лиц и транспортных средств по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан;
      15) установление запрета на продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, алкогольной продукции;
      16) временное изъятие у граждан и других лиц, организаций оружия, боеприпасов, взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ, боевой и учебной военной техники в порядке установленном законодательством Республики Казахстан;
      17) установление контроля за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их для нужд обороны, а также ограничение их деятельности;
      18) введение военной цензуры;
      19) интернирование в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства (государств), совершившего (совершивших) агрессию;
      20) запрещение или ограничение выезда граждан Республики Казахстан за границу;
      21) введение в государственных органах и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
      22) иные меры необходимые для обеспечения военного положения в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
      3. В период военного положения в целях обеспечения условий для производства продукции, осуществления работ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей государства в интересах обороны, а также нужд населения, законодательством Республики Казахстан могут быть введены меры, связанные с временными ограничениями на осуществление экономической и финансовой деятельности, свободное перемещение товаров (услуг) и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности, а также могут устанавливаться особенности функционирования финансовой, налоговой, таможенной и банковской систем как на всей территории Республики Казахстан, так и в отдельных местностях.
      4. Необходимые законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление мер военного положения, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.
 
      Статья 7. Привлечение Вооруженных Сил, других войск и воинских
                формирований, а также государственных органов к обеспечению
                военного положения
 
      1. К обеспечению военного положения по решению Президента Республики Казахстан привлекаются Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, а также государственные органы для выполнения следующих основных задач:
      1) поддержание особого режима въезда на территорию, где введено военное положение, и выезда с этой территории, а также ограничение свободы передвижения по ней;
      2) участие в спасении и эвакуации населения, в аварийно-спасательных и других неотложных работах, в проведении санитарно-противоэпидемических, противоэпизоотических и других мероприятий;
      3) охрана государственных и военных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта и коммуникаций, а также представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и окружающей природной среды;
      4) охрана общественного порядка и общественной безопасности, участие в проведении мероприятий по обеспечению мер военного положения;
      5) пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористов и диверсантов, а также общественных и религиозных объединений, иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительные органы и органы военного управления имеют достоверные сведения о том, что эта деятельность, направлена на подрыв обороны и безопасности Республики Казахстан.
      2. Деятельность государственных органов, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, привлекаемых для обеспечения мер военного положения, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
      Статья 8. Применение оружия, боевой техники, специальных средств, а
                также физической силы при обеспечении военного положения
 
      1. При исполнении служебных обязанностей военнослужащим и сотрудникам государственных органов, привлекаемым для обеспечения военного положения, предоставляется право на ношение, хранение, применение оружия, боевой техники, специальных средств, а также применения физической силы.
      Указанные лица не несут ответственности за причинение вреда, в связи с применением физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия и боевой техники, если нанесенный вред соответствует характеру и степени общественной опасности.
      2. Военнослужащие и сотрудники государственных органов, привлекаемые для обеспечения военного положения, имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие или боевую технику:
      1) для отражения нападения на государственные и военные объекты, граждан и других лиц;
      2) для пресечения сопротивления, сопряженного с опасностью для жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников государственных органов, а также граждан и других лиц;
      3) для задержания лиц, имеющих при себе огнестрельное или холодное оружие, боеприпасы, взрывчатые, химические или ядовитые вещества если они:
      застигнуты при совершении преступления;
      не выполняют законные требования военнослужащих или сотрудников государственных органов;
      препятствуют военнослужащим и сотрудникам государственных органов осуществлять, возложенные на них служебные обязанности;
      4) для пресечения попыток незаконного проникновения на охраняемые объекты и в места дислокации войск;
      5) для освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, сооружений, транспортных средств и грузов, а также для пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;
      6) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил законные требования;
      7) для подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
      8) в иных случаях в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
      3. Применение физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.
 
          Раздел 3. Полномочия Президента, Правительства
                    Республики Казахстан в период военного положения
 
      Статья 9. Полномочия Президента Республики Казахстан
 
      1. Президент Республики Казахстан в период военного положения:
      1) осуществляет общее руководство организацией обеспечения военного положения;
      2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов;
      3) утверждает порядок применения мер военного положения на территории, где оно введено, а также полномочия государственных органов по обеспечению этих мер;
      4) издает нормативные правовые акты по вопросам военного положения;
      5) в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан принимает и вводит государственный бюджет военного времени и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики Казахстан;
      6) устанавливает порядок привлечения Вооруженных Сил и государственных органов к обеспечению военного положения и определяет их задачи в соответствии с настоящим Законом;
      7) устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований, забастовок, а также на иные формы приостановления деятельности организаций;
      8) определяет особенности прохождения военной службы;
      9) представляет, для денонсации Парламентом Республики Казахстан международные договоры Республики Казахстан, с государством (группой или коалицией государств), совершившим (совершивших) агрессию;
      10) устанавливает особый режим работы транспорта, коммуникаций и энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и окружающей природной среды;
      11) образует консультативно-совещательные органы по вопросам обороны и безопасности;
      12) по представлению Премьер-Министра Республики Казахстан определяет структуру и состав Правительства Республики, а также образует, упраздняет и реорганизует министерства и центральные исполнительные органы не входящие в состав Правительства Республики Казахстан на период действия военного положения.
      2. В период действия военного положения Президент Республики Казахстан осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией и другими законами Республики Казахстан.
 
      Статья 10. Полномочия Правительства Республики Казахстан
 
      1. Правительство Республики Казахстан в период военного положения:
      1) руководит деятельностью органов исполнительной власти и организаций по обеспечению военного положения;
      2) обеспечивает выполнение мер, направленных на удовлетворение нужд государственных органов, Вооруженных Сил, организаций, граждан и других лиц;
      3) определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение организациями заданий (заказов) государства в целях обеспечения обороны и безопасности Республики Казахстан, а также прекращения действия ранее заключенных договоров (контрактов);
      4) определяет порядок финансирования нужд обороны и безопасности Республики Казахстан, представляет Президенту Республики Казахстан государственный бюджет военного времени и обеспечивает его исполнение;
      5) организует работу по обеспечению мер военного положения материально-техническими, трудовыми и другими ресурсами;
      6) определяет порядок возмещения государством ущерба, связанного с реквизицией собственности организаций, граждан и других лиц в период действия военного положения;
      7) представляет, для денонсации Парламентом Республики Казахстан международные договоры с государством (группой или коалицией государств), совершившим (совершивших) агрессию, в пределах своей компетенции;
      8) руководит гражданской и территориальной обороной.
      2. В период действия военного положения Правительство Республики Казахстан осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан и другими законодательными актами Республики Казахстан.
 
             Раздел 4. Обязанности граждан и других лиц,
                       организаций в период военного положения
 
      Статья 11. Обязанности граждан и других лиц в период военного
                 положения
 
      1. Граждане и другие лица обязаны выполнять требования K951000_ Конституции, международных договорных и иных обязательств Республики, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам военного положения.
      2. Граждане и другие лица, находящиеся на территории, где введено военное положение, обязаны:
      1) выполнять требования государственных органов, обеспечивающих военное положение, их должностных лиц и оказывать им содействие;
      2) являться по вызову в органы военного управления и государственные органы, по месту жительства;
      3) выполнять, установленные законодательством Республики Казахстан требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках, распоряжениях государственных органов и их должностных лиц;
      4) участвовать в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, в работах оборонного характера, в ликвидации последствий применения противником оружия, в восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов, систем жизнеобеспечения, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями;
      5) предоставлять в соответствии с законодательством Республики Казахстан необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности;
      6) выполнять иные обязанности, возложенные на них законодательством Республики Казахстан.
 
      Статья 12. Обязанности организаций в период военного положения
 
      1. Организации, находящиеся на территории, где введено военное положение, обязаны выполнять законные требования государственных органов, обеспечивающих военное положение, их должностных лиц и оказывать им содействие.
      2. Организации в период военного положения обязаны:
      1) предоставлять в соответствии с законодательством Республики Казахстан необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности;
      2) в первоочередном порядке выполнять задания (заказы) государства в целях обеспечения обороны и безопасности Республики Казахстан на основании договоров (контрактов).
      3) выполнять иные обязанности, возложенные на них законодательством Республики Казахстан.
 
      Статья 13. Ответственность за неисполнение законодательства
                 Республики Казахстан о военном положении
 
      Юридические и физические лица, в случае нарушения ими законодательства о военном положении, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
              Раздел 5. Заключительные положения
 
      Статья 14. Выполнение международных правовых обязательств
 
      В случае введения военного положения на территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях Президент Республики Казахстан принимает меры в соответствии с обязательствами Республики, вытекающими из Устава Организации Объединенных Наций и международных договоров Республики Казахстан.
 
      Статья 15. Отмена военного положения
 
      1. Военное положение на территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях отменяется Президентом Республики Казахстан после прекращения обстоятельств, послуживших основанием для его введения.
      2. Нормативные правовые акты, принятые в целях обеспечения военного

 

положения и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан, а

также прав организаций, применяются только в течение срока, на который

введено военное положение и подлежат отмене в установленном

законодательством порядке.

     3. Настоящий Закон вступает в силу со дня подписания и подлежит

опубликованию.


          Президент

     Республики Казахстан


     (Специалисты: Мартина Н.А.,

                   Абрамова Т.М.)





Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.