В целях реализации п.2.6.1. Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903, Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую научно-техническую программу "Национальная система космического мониторинга Республики Казахстан" на 2004-2006 годы (далее - Программа).
2. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 26 мая 1993 года N 434 "О республиканских целевых научно-технических программах" следующее дополнение:
перечень республиканских целевых научно-технических программ,
утвержденный указанным постановлением, дополнить пунктом 16 следующего содержания:
"16. Национальная система космического мониторинга Республики
Казахстан".
3. Министерству образования и науки Республики Казахстан два раза в год, до 1 февраля и 1 августа, по итогам полугодия представлять Правительству Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстана Марченко Г.А.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 6 февраля 2004 года N 147
Научно-техническая программа
"Национальная система космического мониторинга
Республики Казахстан на 2004-2006 годы"
1. Паспорт Программы
Наименование Национальная система космического
мониторинга Республики Казахстан
на 2004-2006 годы
Государственный Министерство образования и науки
заказчик - разработчик Республики Казахстан
Сроки реализации 2004-2006 годы
Основание для разработки Стратегия индустриально-
инновационного развития Республики
Казахстан на 2003-2015 годы,
утвержденная Указом Президента
Республики Казахстан от 17 мая 2003 года
N 1096; п.2.6.1. Плана мероприятий по
реализации Программы Правительства
Республики Казахстан на 2003-2006 годы,
утвержденного постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 5 сентября 2003 года N 903
Цель Программы Развитие Национальной системы
космического мониторинга Республики
Казахстан путем создания современной
научно-технической инфраструктуры для
приема, архивации и обработки регулярных
космических съемок территории Казахстана.
Внедрение новых информационных
технологий оперативной поддержки
государственных органов управления при
решении задач контроля и
сбалансированного устойчивого развития
отраслей экономики и регионов республики
с использованием данных дистанционного
зондирования
Задачи Программы Создать в городе Астане Центр
космического мониторинга,
ориентированный на оперативный прием и
обработку данных дистанционного
зондирования высокого разрешения в
интересах государственных органов
управления.
Организовать опорную сеть станций
приема, обеспечивающих регулярное
покрытие всей территории Казахстана
оперативными космическими съемками
высокого, среднего и низкого разрешения
в различных спектральных диапазонах.
Создать национальный архив цифровых
изображений территории Казахстана.
Разработать и внедрить комплекс
геоинформационных технологий для решения
наиболее приоритетных задач мониторинга
с использованием данных дистанционного
зондирования.
Создать сеть подспутниковых полигонов
для верификации результатов космического
мониторинга.
Разработать корпоративную сеть для
оперативного доступа заинтересованных
министерств и ведомств Республики
Казахстан к результатам космического
мониторинга
Необходимые ресурсы и Финансовое обеспечение программы
источники финансирования осуществляется в рамках государственного
заказа за счет и в пределах средств
республиканского бюджета,
предусмотренных администратору Программы
в республиканском бюджете на
соответствующие финансовые годы в объеме
бюджетных средств, необходимых для
реализации мероприятий 2004-2006 годов.
Необходимые финансовые затраты,
связанные с реализацией Программы,
составляют всего - 206,0 млн.тенге,
в том числе по годам: 2004 году - 67,3
млн.тенге; 2005 году - 68,8 млн.тенге;
2006 году - 69,9 млн.тенге.
Объемы расходов на 2005-2006 годы
будут уточняться в соответствии
с Законом Республики Казахстан
"О республиканском бюджете" на
соответствующий финансовый год
Ожидаемые результаты Создание Национальной системы
космического мониторинга Республики
Казахстан, включающая:
центр космического мониторинга в
городе Астане, обеспечивающий прием и
обработку данных дистанционного
зондирования земли (ДЗЗ) высокого
разрешения с космических аппаратов IRS
(Индия), RADARSAT (Канада);
опорную сеть станций приема,
объединяющую Центры в городах Астане,
Алматы и Приозерске высокоскоростными
каналами передачи данных;
национальный архив цифровых
изображений территории Казахстана;
базовый комплекс геоинформационных
технологий для решения приоритетных
задач мониторинга аграрных ресурсов,
чрезвычайных ситуаций, окружающей
среды и минеральных ресурсов;
сеть тестовых подспутниковых
полигонов для синхронных наземных
исследований;
корпоративную информационную сеть,
обеспечивающую оперативный доступ к
результатам космического мониторинга
заинтересованным министерствам и
ведомствам Республики Казахстан.
2. Введение
Программа разработана в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096.
Программа основывается на одном из ключевых приоритетов Стратегии "Казахстан-2030" и соответствует единой государственной политике долгосрочного социально-экономического развития страны на основе достижений науки и техники, эффективного использования отечественного научно-технологического потенциала.
Космические исследования в Казахстане начали развиваться в рамках Целевой комплексной научной программы "Казахстан-Космос", утвержденной постановлением Кабинета Министров Казахской Советской Социалистической Республики от 13 марта 1991 года N 166, в которой были заложены основные направления космических исследований в республике. За последнее десятилетие Казахстан проводил развитие космических технологий на собственной базе. При поддержке Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан успешно выполнены четыре комплексные программы космических исследований и экспериментов на борту орбитальной станции "Мир" и Международной космической станции с участием космонавтов
Т. Аубакирова (1991 год) и Т. Мусабаева (1994, 1998 и 2001 годы). Были получены важные фундаментальные и прикладные результаты в области экологического мониторинга и контроля окружающей среды, биотехнологии и биомедицины, космического материаловедения и геофизических исследований; созданы основы для дальнейшего развития космического потенциала республики.
Настоящая Программа определяет комплекс взаимосвязанных научно-технических, организационных, правовых мероприятий, направленных на развитие Национальной системы космического мониторинга, как одного из наиболее приоритетных и эффективных направлений использования космических технологий.
Развитие Национальной системы космического мониторинга основано на опыте работы прошлых лет, показавшие исключительность и высокую экономическую эффективность использования средств космического мониторинга. Программа является наукоемкой, с долговременным положительным эффектом в национальном масштабе.
3. Анализ современного состояния проблемы
В современном мире космические информационные технологии, включая средства и методы дистанционного зондирования Земли из космоса, развиваются бурными темпами. В 2002 году объем капитальных вложений в разработку прикладных программ и технологий мировой космической отрасли вырос более чем на 200 % по сравнению с 1996 годом. В настоящее время финансирование гражданских космических программ в России составляет 150 200 млн. долларов США, в Германии- 600 650 млн. долларов США, в Италии - 850 900 млн. долларов США,
в Индии - 1 1.2 млрд. долларов США, в Китае - 1.3 1.5 млрд. долларов США, в Японии - около 3.5 млрд. долларов США, в США (без аэронавтики) - свыше 13 млрд. долларов США. Относительная доля госбюджетных ассигнований в общих затратах на космическую деятельность составляет: в России - 0.998, в Германии - 0.93, в Италии - 0.92, в Индии - 0.972, в Китае - 0.95, в Японии - 0.83, в США - 0.996.
В Казахстане эти цифры значительно ниже. Суммарное бюджетное финансирование казахстанских научно-исследовательских институтов космического профиля в 2002 году составило около 370 тыс. долларов США. В 2003 году развитие космических информационных технологий включено в перечень наиболее приоритетных направлений развития отечественной науки. При этом финансирование программ фундаментальных и прикладных исследований, связанных с космическими исследованиями, на 2003 год увеличено более чем в два раза.
Следует отметить, что за последнее десятилетие в Казахстане разработаны и внедрены современные отечественные технологии в области приема и обработки космической информации, решения практических задач с использованием данных дистанционного зондирования Земли.
Созданы станции приема спутниковой информации на базе Института космических исследований Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - ИКИ) и Национального центра радиоэлектроники и связи (НЦРЭС, город Приозерск). Сегодня антенны, установленные в ИКИ, ежедневно принимают более 5 Гбайт информации с американских спутников NOAA (пространственное разрешение 1100 м), EOS AM Terra (разрешение 250 м) и российского природно-ресурсного спутника "Метеор - 3 М" (разрешение 37 м).
С 1997 года развивается система космического мониторинга сельскохозяйственных угодий, с помощью которой ежегодно определяются площади посевов и состояние зерновых, перспективы на урожай.
С 2001 года функционирует система космического мониторинга Западно-Казахстанской области (Ак-Жаик), в рамках которой решаются задачи мониторинга сельскохозяйственных угодий, картирования очагов пожаров и зон затопления, контроля экологической обстановки в районе нефтегазоконденсатное месторождение Карачаганак и бывшего испытательного полигона Азгир.
Накоплен большой опыт по приему, архивации и тематической обработке данных дистанционного зондирования. В ИКИ разработаны геоинформационные системы (ГИС) - "Аграрные ресурсы Казахстана", "Семипалатинский ядерный полигон", "Алматы", "Арал", "Каспий".
Выполнены научные проекты в рамках программ фундаментальных исследований: "Теоретические основы дистанционного зондирования и космических технологий" (1997-1999 годы), "Разработка методов анализа данных дистанционного зондирования и свойств синтезированных в космосе материалов", "Разработка математических моделей атмосферной коррекции данных дистанционного зондирования Земли на основе теории переноса излучения" (2000-2002 годы).
Слабые стороны проблемы: в случае затягивания принятия решения по созданию НСКМ возможны большие экономические потери вследствие неконтролируемой эксплуатации природных и минеральных ресурсов, нерационального землепользования, нарушения границ лицензионных участков, несвоевременного обнаружения и локализации чрезвычайных ситуаций, ухудшения экологической ситуации.
Сильные стороны проблемы: внедрение новых отечественных технологий информационной поддержки государственных органов при решении наиболее актуальных задач и социально-
экономического развития республики на основе данных дистанционного зондирования различного разрешения, своевременного принятия решения, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и стабилизацию экологической обстановки. Существенно повысить эффективность использования сельскохозяйственных угодий и минеральных ресурсов.
4. Цель и задачи Программы
Целью Программы развития Национальной системы космического мониторинга Республики Казахстан (НСКМ) на 2004-2006 годы являются:
создание современной научно-технической инфраструктуры для приема, архивации и тематической обработки регулярных космических съемок территории Казахстана;
внедрение новых геоинформационных технологий оперативной поддержки государственных органов управления при решении задач контроля и сбалансированного устойчивого развития отраслей и регионов республики с использованием данных дистанционного зондирования земли (ДЗЗ).
В соответствии с поставленными целями, в рамках Программы предусматривается решить следующие задачи:
создать в городе Астане Центр космического мониторинга, ориентированного на прием и обработку данных ДЗЗ высокого разрешения;
организовать опорную сеть станций приема данных ДЗЗ, обеспечивающую регулярное покрытие территории Казахстана космическими снимками высокого, среднего и низкого разрешения в различных спектральных диапазонах;
создать национальный архив цифровых изображений территории Казахстана;
разработать и внедрить математические модели, алгоритмы и геоинформационные технологии для решения наиболее приоритетных задач космического мониторинга чрезвычайных ситуаций, сельскохозяйственных угодий, минеральных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан;
создать сеть тестовых подспутниковых полигонов для верификации результатов космического мониторинга;
создать корпоративную информационную сеть, обеспечивающую распространение результатов мониторинга в соответствии с потребностями (заявками) органов государственного управления, заинтересованных министерств и ведомств Республики Казахстан.
5. Основные направления и механизм
реализации Программы
Программа направлена на развитие Национальной системы космического мониторинга Республики Казахстан, разработку и реализацию отечественных наукоемких технологий, способствующих переходу на качественно новый уровень мониторинга с использованием комплекса мультиспектральных снимков различного разрешения; решение актуальных социально-экономических задач устойчивого развития отраслей и регионов республики.
В рамках Программы будут реализованы следующие основные направления работ.
5.1. Создание Национального Центра
космического мониторинга в городе Астане
НЦКМ создается для приема и обработки данных ДЗЗ высокого разрешения в интересах государственных органов управления. В НЦКМ будут установлены аппаратно-программные комплексы (АПК) для приема данных с индийских спутников IRS 1C/1D (разрешение PAN 5.6м) и данных активного зондирования с канадских спутников RADARSAT-1/2 (разрешение 8 - 25м). Расположение НЦКМ в городе Астане, административном и географическом центре Казахстана, позволит не только расширить зону радиовидимости приемных станций и обеспечить максимальное покрытие территории Казахстана космическими снимками, но и повысит оперативность представления важнейших результатов мониторинга руководству республики.
Создание НЦКМ поможет укрепить научно-технический потенциал столицы и будет способствовать более активному применению результатов фундаментальных исследований в практической деятельности государственных органов управления. Центр призван сыграть роль управляющего ядра, вокруг которого будут развиваться остальные компоненты Национальной системы космического мониторинга.
Тематическая ориентация НЦКМ будет определяться реальными потребностями экономики Казахстана. В первую очередь планируется акцентировать усилия на разработке и внедрении геоинформационных технологий мониторинга аграрных ресурсов, чрезвычайных ситуаций,
окружающей среды, природных и минеральных ресурсов.
Результаты решения прикладных задач по корпоративной сети будут оперативно передаваться в Аппарат Президента Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, соответствующие министерства и ведомства. Анализ этих данных позволит объективно представлять ситуацию в регионах и принимать более эффективные управленческие решения.
5.2. Создание опорной сети станций
приема данных дистанционного зондирования Земли
Эффективная система космического мониторинга должна обеспечивать регулярное покрытие территории Казахстана и сопредельных государств оперативными космическими съемками высокого, среднего и низкого разрешения в различных спектральных диапазонах. Как показывает опыт других стран, наиболее разумное решение заключается в создании распределенной сети станций приема, каждая из которых ориентирована на работу с определенными системами дистанционного зондирования Земли из космоса.
В настоящее время в Казахстане созданы станции приема спутниковой информации на базе ИКИ (ЦПКИ в городе Алматы и ЦКМ в городе Астане) и антенный комплекс Национального центра радиоэлектроники и связи (город Приозерск).
В ЦПКИ установлены антенны для приема данных с американских спутников NOAA (разрешение 1100 м), EOS AM Terra (разрешение 250 м) и российского спутника "Метеор - 3 М" (разрешение 37 м).
ЦКМ в городе Астане ориентирован на прием данных ДЗЗ высокого разрешения с действующих международных спутников IRS 1C/1D (разрешение PAN 5.6 м) и RADARSAT-1/2 (разрешение от 8 до 25 м).
Антенный комплекс Национального центра радиоэлектроники и связи в Приозерске ориентирован на прием данных с российских спутников "Монитор" и "Ресурс-ДК", которые планируется запустить в 2004-2006 годы.
В рамках настоящей Программы предусматривается модернизировать оборудование вышеперечисленных центров и объединить их высокоскоростными каналами передачи данных. Это позволить осуществлять централизованный сбор и хранение данных, принятых на разные станции, в Национальном архиве данных ДЗЗ.
5.3. Создание Национального архива
цифровых космических изображений
Важным элементом НСКМ является архив данных ДЗЗ. Учитывая, что ежедневный объем принятых данных ДЗЗ к концу 2004 года будет превышать 30 Гбайт, организация такого архива совсем не тривиальная проблема.
Структурно архив будет состоять из двух уровней: долговременного хранилища и промежуточного хранилища, где будут размещаться наиболее часто используемые фрагменты космических снимков. В качестве первичных носителей долговременного хранилища предусмотрено использовать DVD-диски, а промежуточного - внешние HDD с повышенной скоростью обмена.
В рамках Программы предусматривается приобрести необходимое оборудование и разработать систему управления архивом, которая будет обеспечивать не только сохранность и защиту данных от несанкционированного доступа, но и эффективный поиск по запросам
пользователей. Для реализации этих функций будет создан электронный каталог архива, содержащий всю информацию, необходимую для оперативного доступа к данным и справочного обслуживания пользователей. Таким образом, система управления архивом будет обеспечивать:
формирование двухуровневого архива цифровых изображений на машинных носителях;
ведение электронного каталога долговременного архива и базы данных изображений промежуточного хранилища;
формирование QL - изображений с пониженным разрешением;
защиту архива от несанкционированного доступа;
поиск и актуализацию космоснимков по запросам пользователей.
5.4. Разработка геоинформационных технологий решения
приоритетных задач мониторинга
Любая система мониторинга создается для решения конкретных прикладных задач. В тематическом плане развитие НСКМ будет направлено на решение наиболее актуальных задач мониторинга в интересах министерств сельского хозяйства, охраны окружающей среды, энергетики и минеральных ресурсов, агентств по чрезвычайным ситуациям, по управлению земельными ресурсами; областных и районных акиматов. При этом круг решаемых задач будет определяться реальными потребностями экономики Казахстана.
Настоящая Программа предусматривает развитие следующих тематических компонент НСКМ:
подсистемы космического мониторинга сельского хозяйства;
подсистемы космического мониторинга чрезвычайных ситуаций;
подсистемы космического мониторинга минеральных ресурсов;
подсистемы космического мониторинга экологического состояния окружающей среды.
Подсистема космического мониторинга сельского хозяйства предназначена для оперативного контроля состояния и использования аграрных ресурсов на территории республики.
В 2004-2006 годы в рамках подсистемы будут решены следующие задачи:
мониторинг агроклиматических условий предпосевного периода;
картирование и оценка площадей посевов сельскохозяйственных культур;
контроль состояния посевов; определение очагов и площадей распространения болезней и вредителей; контроль сроков и качества проведения основных агротехнических работ; комплексная оценка продуктивности пахотных земель.
Подсистема космического мониторинга чрезвычайных ситуаций предусматривает разработку и создание технологий раннего обнаружения чрезвычайных ситуаций, картирования зон бедствий, контроля за ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и оценки ущерба, нанесенного природными и техногенными катастрофами.
В 2004-2006 годы в рамках подсистемы будут решены следующие задачи:
контроль сроков формирования и схода снежного покрова; картирование зон затопления в период прохождения паводковых вод; раннее распознавание очагов лесных и степных пожаров; картирование нефтяных пятен на акватории Каспийского моря; контроль потенциальных зон сейсмической активности.
Подсистема космического мониторинга минеральных ресурсов создается с целью регулярной инвентаризации минерально-сырьевой базы республики и оперативного контроля добычи, транспортировки и использования полезных ископаемых.
В 2004-2006 годы в рамках подсистемы будут решены следующие задачи: комплексное районирование и оценка перспективности нефтегазоносных провинций Казахстана с целью поиска и разведки новых месторождений углеводородного сырья; контроль состояния инфраструктуры нефтегазодобывающей отрасли; мониторинг добычи и транспортировки углеводородного сырья; картирование процессов затопления скважин; контроль ледовой обстановки в районах нефтяных платформ; контроль состояния объектов недропользования (открытых карьерных разработок, дражных полигонов, кустов буровых скважин); выявление границ нарушения лицензионных участков; картирование региональных и трансрегиональных линеаментов, разрывных нарушений (тектонических разломов).
Подсистема космического мониторинга окружающей среды создается с целью регулярного контроля состояния зон экологических бедствий, кризисных регионов и территорий с повышенной антропогенной нагрузкой.
Подсистема предусматривает решение следующих задач:
космический мониторинг облачного покрова над территорией Казахстана; мониторинг Аральского моря и регистрация пыльных бурь; мониторинг Семипалатинского испытательного ядерного полигона (далее - СИЯП) и прилегающих к нему территорий; контроль сгонно-нагонных явлений на Казахстанском побережье Каспийского моря; мониторинг бассейна реки Сыр-Дарьи; картирование зеленых насаждений промышленных городов Казахстана.
5.5. Создание сети
подспутниковых полигонов
Для получения достоверных результатов, тестирования и калибровки данных дистанционного зондирования необходимо проводить наземные исследования на тестовых полигонах синхронно с космическими съемками. Потоки данных, полученные путем контактных и дистанционных измерений, дополняют друг друга и только вместе могут дать объективную и полную картину наблюдаемых явлений. Сеть комплексных и специализированных полигонов должна покрывать всю территорию Казахстана с учетом региональных особенностей. В первую очередь необходимо оборудовать полигоны в районах экологических бедствий, таких как Приаралье, Прикаспий, Прибалхашье, СИЯП и другие. Полигоны целесообразно создавать на базе имеющихся ведомственных экспериментальных площадок.
Создание сети тестовых полигонов позволит:
сформировать комплексные трехмерные цифровые модели различных экосистем полигонов для изучения и прогноза их развития;
разработать "спектральные образы" различных типов поверхности для автоматической классификации космоснимков и верификации данных дистанционного зондирования;
отработать ГИС-технологии космического мониторинга аграрных ресурсов, чрезвычайных ситуаций, минеральных ресурсов, охраны окружающей среды и адаптировать полученные результаты на другие регионы республики.
5.6. Создание корпоративной информационной сети для
распространения результатов мониторинга
Для распространения результатов мониторинга необходимо создать корпоративную информационную сеть НСКМ, которая обеспечит доступ к информации со стороны органов государственного управления различного уровня, включая заинтересованные министерства и ведомства, а также областные акиматы, на основе технологии "клиент-сервер".
Архитектура корпоративной сети НСКМ предусматривает разделение на внутренние сети (Intranet), обслуживающие отдельные ведомства или регионы в пределах территории Казахстана, и внешнюю сеть (Internet), обеспечивающую связь с мировым сообществом. Для эффективного взаимодействия этих сетей предполагается использовать технические решения на основе стандартов и протоколов ИНТЕРНЕТ.
При создании корпоративной сети НСКМ предусматривается максимальное использование действующих ведомственных информационно-измерительных сетей, банков данных и средств телекоммуникаций.
Создание корпоративной сети позволит:
увеличить скорость и надежность представления основных результатов мониторинга пользователям всех рангов;
объединить локальные (ведомственные и территориальные) сети и создать единое информационное пространство НСКМ, входящее в мировую систему мониторинга;
упростить доступ к наиболее известным мировым архивам космоснимков, представляющим значительный интерес для Казахстана;
отработать технологии сопряжения мультидисциплинарных и территориальных баз данных, а так же геоинформационных систем республиканского и областного уровня.
Идеология развития сети предусматривает ее постоянное расширение за счет включения в систему новых пользователей, задач и источников информации.
Основными пользователями корпоративной сети НСКМ являются: Администрация Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан, министерства сельского хозяйства, охраны окружающей среды, энергетики и минеральных ресурсов, транспорта и коммуникаций; агентства по чрезвычайным ситуациям, по управлению земельными ресурсами; областные и районные акиматы Республики Казахстан, другие государственные органы и организации.
По мере развития информационной инфраструктуры системы к ней будут подключаться новые абоненты, в том числе: научно-исследовательские институты и центры, учебные заведения, организации и предприятия агропромышленного комплекса, территориальные и ведомственные информационно-измерительные сети, обеспечивающие оперативный доступ к результатам космического мониторинга государственных органов управления, заинтересованных министерств и ведомств Республики Казахстан.
Реализация Программы будет осуществляться на основе государственного заказа на выполнение проектов, соответствующих целям и задачам Программы и прошедших конкурсный отбор.
Администратор Программы - Министерство образования и науки Республики Казахстан обеспечивает:
проведение конкурса проектов на выполнение заданий Программы;
координацию выполнения заданий Программы и текущий контроль;
приемку промежуточных и заключительных отчетов по Программе.
Для непрерывного управления и контроля предполагается создать научно-технический Совет при головной организации, включающий представителей заинтересованных министерств.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Финансовое обеспечение Программы осуществляется в рамках государственного заказа за счет и в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных администратору Программы в республиканском бюджете на соответствующие финансовые годы в объеме бюджетных средств, необходимых для реализации мероприятий 2004-2006 годов.
Необходимые финансовые затраты, связанные с реализацией Программы, составляют всего - 206,0 млн.тенге, в том числе по годам: в 2004 году - 67,3 млн.тенге; 2005 году - 68,8 млн.тенге; 2006 году - 69,9 млн. тенге.
Объемы расходов на 2005-2006 годы будут уточняться в соответствии с Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на соответствующий финансовый год.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
В результате выполнения Программы будет создана Национальная система космического мониторинга, включающая следующие компоненты:
Центр космического мониторинга в городе Астане;
опорную сеть станций приема данных дистанционного зондирования, обеспечивающих регулярное покрытие территории Казахстана оперативными космическими съемками высоко, среднего и низкого разрешения в различных спектральных диапазонах;
Национальный архив цифровых изображений территории Казахстана;
базовый комплекс ГИС-технологии для решения актуальных задач мониторинга аграрных ресурсов, чрезвычайных ситуаций, минеральных ресурсов, кризисных районов, зон экологических бедствий и территорий с повышенной антропогенной нагрузкой на территории Казахстана;
сеть тестовых подспутниковых полигонов для верификации результатов космического мониторинга;
корпоративную информационную сеть, обеспечивающую передачу основных результатов мониторинга в Аппарат Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан, соответствующие министерства и ведомства.
Кроме того, реализация Программы будет способствовать расширению рынка информационных услуг и технологий, связанных с получением, обработкой и использованием космической информации, развитию новых космических технологий, во многом определяющих современный уровень научно-технического прогресса, повышению уровня инвестиционной активности зарубежных компаний.
Ожидаемые результаты по основным направлением Программы приведены в нижеследующей таблице.
Таблица
____________________________________________________________________
N ! Основные задания ! Ожидаемые результаты
п/п! !
--------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3
--------------------------------------------------------------------
1 Создать Национальный НЦКМ, оснащенный антеннами,
центр космического оборудованием и программным обеспечением
мониторинга в городе для приема данных ДЗЗ высокого
Астане разрешения с индийских спутников
IRS-1C/1D (пространственное разрешение
PAN-5.8 м, LISS-23.6 M) и канадского
спутника RADARSAT (разрешение 8-25 м),
комплекс базовых технологий первичной
обработки ДЗЗ, включающий калибровку,
атмосферную и радиометрическую
коррекцию и географическую привязку
цифровых изображений.
Программы и методические пособия для
подготовки специалистов в области
тематической обработки данных
дистанционного зондирования и
геоинформационного моделирования
2. Организовать опорную Опорные станции приема данных ДЗЗ в
сеть станций приема городах Астане (IRS, RADARSAT), Алматы
данных ДЗЗ (NOAA, MODIS, Метеор-3 М) и Приозерске
(монитор, ресурс-ДК).
Высокоскоростные системы передачи
информации, объединяющие центры приема
и национальный архив цифровых
изображений
3. Создать национальный Долговременный архив космических
архив цифровых снимков на DVD-дисках.
изображений Промежуточный архив актуальных данных
территории на HDD.
Казахстана Электронный каталог цифровых
изображений доступный через Internet.
Технологии быстрого поиска
актуализации космических снимков с
использованием QL - изображений.
Алгоритмы и процедуры защиты архива
от несанкционированного доступа
4. Внедрить комплекс ГИС- Математические модели, алгоритмы и ГИС-
технологий для решения технологии решения прикладных задач
прикладных задач мониторинга аграрных ресурсов.
мониторинга Математические модели, алгоритмы и ГИС-
технологии решения прикладных задач
мониторинга чрезвычайных ситуаций.
Математические модели, алгоритмы и ГИС-
технологии инвентаризации минерально-
сырьевой базы республики, оперативного
контроля добычи и транспортировки
полезных ископаемых.
Математические модели, алгоритмы и ГИС-
технологии мониторинга зон
экологических бедствий и регионов
повышенной антропогенной нагрузки на
территории Казахстана
5. Создать сеть Тестовые полигоны в зонах
подспутниковых экологического бедствия (Приаралье,
полигонов для Прикаспии, Прибалхашье, СИЯП),
верификации Акмолинской, Западно-Казахстанской и
результатов других областях.
мониторинга Банк "спектральных образов" различных
типов поверхности для автоматической
классификации космоснимков и
верификации данных дистанционного
зондирования.
Комплексные трехмерные цифровые модели
различных экосистем и методы
верификации результатов решения
прикладных задач космического
мониторинга
6. Разработать Технологии быстрого распространения
корпоративную сеть результатов мониторинга с
для распространения использованием высокоскоростных каналов
результатов связи и спутниковых телекоммуникаций.
мониторинга Стандарты, протоколы и соглашения,
регламентирующие обмен данными в едином
информационном пространстве НСКМ.
Процедуры сопряжения ведомственных и
территориальных сетей и баз данных на
основе протоколов Internet/lntranet.
Упрощенный доступ к международным
архивам космоснимков и оперативный
заказ съемок территории Казахстана на
льготных условиях
___________________________________________________________________
8. План мероприятий по реализации Программы
-------------------------------------------------------------------
N ! Мероприятие ! Форма !Ответст-!Срок ис-!Предпо-!Источ-
п/п! !завершения!венный !полнения!лагае- !ник
! ! !за ис- ! !мые !финан-
! ! !полнение! !расходы!сирова-
! ! ! ! !(млн. !ния
! ! ! ! !тенге) !
-------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
-------------------------------------------------------------------
Организационные мероприятия
1. Организовать и Приказы, МОН I квартал Не
провести конкурс протоколы 2004 года тре-
по отбору проектов конкурсной буется
на размещение комиссии
государственного
заказа на
выполнение
Программы
2. Заключить договор Договор о МОН I квартал Не
о государственных государ- ежегодно тре-
закупках на ственных буется
выполнение закупках
государственного
заказа по
реализации
Программы
3. Представлять Отчет Институт IV Не
администратору админист- косми- квартал тре-
Программы проме- ратору ческих ежегодно буется
жуточные отчеты Прог- исследо-
и развернутые раммы. ваний
Программы на План
следующий за Прог-
отчетным год раммы на
следующий
за отчет-
ным год
Научно-технические мероприятия
4. Создать Проект МОН IV Всего - Рес-
Национальный центр норматив- квартал 97.3, пуб-
космического ного 2004 в т.ч. ли-
мониторинга (НЦКМ) правового года по годам: кан-
в городе Астане. акта, 2004 - ский
Разработать научно- 34.1; бюд-
комплекс базовых техничес- IV 2005 - жет
технологий кий отчет, квартал 32.0*;
первичной обработки утверж- ежегодно 2006 -
данных дистанцион- денный 31.2*
ного зондирования. приказом
Министра
5. Организовать Научно- МОН Ежегодно, Всего - Рес-
опорную сеть техническая начиная с 10.0, пуб-
станций приема документа- I квар- в т.ч. ли-
данных ДЗЗ. ция, утверж- тала по кан-
Организовать денная 2005 года годам: ский
передачу данных ДЗЗ приказом 2004 - бюд-
с использованием Министра 4.0; жет
высокоскоростных 2005 -
каналов связи 3.0*;
2006 -
3.0*
6. Создать Научно- МОН IV Всего - Рес-
национальный архив техничес- квартал 18.1, пуб-
цифровых изображе- кая доку- ежегодно в т.ч. ли-
ний территории ментация, по кан-
Казахстана. утвержден- годам: ский
Создать двух- ная при- 2004 - бюд-
уровневый архив казом 7.0; жет
космических снимков Министра 2005 -
на DVD и HDD- 5.5*;
дисках и других 2006 -
внешних носителях. 5.6*
Разработать
электронный каталог
и технологии защиты
данных от несанк-
ционированного
доступа
7. Разработать ГИС- Научно- МОН IV Всего - Рес-
технологии для технический квартал 64.4, пуб-
решения прикладных отчет, ежегодно в т.ч. ли-
задач космического утвержден- по кан-
мониторинга. ный прика- годам: ский
Разработать зом 2004 - бюд-
математические Министра 16.7; жет
модели, алгоритмы 2005 -
и ГИС-технологии 22.6*;
мониторинга 2006 -
аграрных ресурсов, 25.1*
чрезвычайных
ситуаций;
инвентаризации
минерально-сырьевой
базы республики
8. Создать сеть Научно- МОН IV Всего - Рес-
подспутниковых техническая квартал 8.0, пуб-
полигонов для документа- ежегодно в т.ч. ли-
верификации ция, научно- по кан-
результатов технический годам: ский
мониторинга. отчет, 2004 - бюд-
Сформировать утвержденные 3.0; жет
тестовые приказом 2005 -
полигоны в зонах Министра 3.0*;
экологического 2006 -
бедствия. 2.0*
Создать банк
"спектральных
образов"
различных типов
поверхности для
автоматической
классификации
космических
снимков и
верификации данных
дистанционного
зондирования
9. Разработать Научно- МОН IV Всего - Рес-
корпоративную техническая квартал 8.2, пуб-
сеть НСКМ для документа- ежегодно в т.ч. ли-
распространения ция, научно- по кан-
результатов технический годам: ский
мониторинга. отчет, 2004 - бюд-
Разработать утвержденные 2.5; жет
технологии быстрого приказом 2005 -
распространения Министра 2.7*;
космических снимков 2006 -
и картографических 3.0*
результатов
мониторинга с
использованием
высокоскоростных
каналов связи и
спутниковых
телекоммуникаций.
--------------------------------------------------------------------
Примечание: *Объемы расходов на 2005-2006 годы будут
уточняться в соответствии с Законом Республики Казахстан
"О республиканском бюджете" на соответствующий финансовый год.