В целях реализации пункта 2.4. Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903, Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития национальных систем стандартизации и сертификации Республики Казахстан на 2004-2006 годы (далее - Программа).
2. Руководителям центральных исполнительных органов и иных государственных органов (по согласованию) обеспечить реализацию Программы и представлять Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан ежегодно не позднее 5 января и 5 июля информацию о ходе выполнения Программы.
3. Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан ежегодно не позднее 25 января и 25 июля представлять сводную информацию в Правительство Республики Казахстан о ходе реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Мынбаева С. М.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 6 февраля 2004 года N 148
Программа развития национальных систем
стандартизации и сертификации
Республики Казахстан
на 2004-2006 годы 1. Паспорт (основные параметры Программы)
Наименование Программа развития национальных систем
стандартизации и сертификации Республики Казахстан
на 2004-2006 годы.
Основание для Пункт 2.4 Плана мероприятий по реализации
разработки Программы Правительства Республики Казахстан на
2003-2006 годы, утвержденного постановлением
Правительства Республики Казахстан от 5 сентября
2003 года N 903;
пункт 5.3.3.11 Плана мероприятий на 2003-2005 годы
по реализации Стратегии индустриально-
инновационного развития Республики Казахстан на
2003-2015 годы, утвержденного постановлением
Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2003
года N 712-1.
Основной Министерство индустрии и торговли
разработчик Республики Казахстан.
Цель Программы Целью Программы является обеспечение перехода
Республики Казахстан на международную практику
работ в области технического регулирования,
включающую в себя совершенствование работ по
стандартизации, оценке соответствия, аккредитации,
управлению качеством, государственному надзору и
контролю для создания условий выхода Республики
Казахстан на мировой рынок, а также создание
условий для вступления во Всемирную торговую
организацию (далее - ВТО).
Основные задачи Обеспечение ведения единой государственной
политики в области стандартизации, сертификации
и управления качеством;
переход на международную модель технического
регулирования;
создание условий для развития и совершенствования
работ по стандартизации в отраслях;
создание условий для вступления Казахстана в ВТО;
создание условий для признания результатов оценки
соответствия продукции, проведенной в республике,
на мировом рынке;
повышение конкурентоспособности и качества
отечественной продукции;
поэтапное создание единого информационного
пространства на государственном, региональном и
международном уровнях;
повышение квалификации специалистов;
активизация работ по международной стандартизации
Срок реализации 2004-2006 годы.
Исполнители Министерство индустрии и торговли
Программы Республики Казахстан, министерства и ведомства
Республики Казахстан
Источник Республиканский бюджет.
финансирования
Финансовые Всего: 590 556 тысяч (пятьсот девяносто миллион
затраты пятьсот пятьдесят шесть тысяч) тенге, в том числе:
- на 2004 год - 242 683,0 тысяч (двести сорок два
миллиона шестьсот восемьдесят три тысячи) тенге
- на 2005 год - 170 402,0 тысяч (сто семьдесят
миллионов четыреста две тысячи) тенге
- на 2006 год - 177 471,0 тысяч (сто семьдесят
семь миллионов четыреста семьдесят одна тысяча)
тенге
Ожидаемые Реализация Программы должна способствовать:
результаты - повышению конкурентоспособности и
потребительских свойств продукции на основе
государственных и международных стандартов;
- устранению технических барьеров в торговле,
вследствие гармонизации стандартов с
международными требованиями;
- постепенному переходу к международной практике
работ в области технического регулирования,
стандартизации и оценки соответствия;
- образованию новых технических комитетов, в том
числе на международном уровне, а также служб
стандартизации в отраслях;
- активизации сотрудничества с международными,
региональными и национальными организациями;
- созданию единого информационного пространства.
2. Введение
Программа развития национальных систем стандартизации и сертификации на 2004-2006 годы разработана в соответствии с пунктом 7.3.3 Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096, на основании пункта 2.4 Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903 и пункта 5.3.3.11 Плана мероприятий на 2003-2005 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2003 года N 712-1.
Настоящая Программа является продолжением Программы развития национальных систем стандартизации и сертификации Республики Казахстан на 2001-2002 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2001 года N 913
"О Программе развития национальных систем стандартизации и сертификации Республики Казахстан на 2001-2002 годы", выполнением мероприятий которой было начато создание условий для перехода Республики Казахстан к международной практике разработки и применения стандартов и оценки соответствия.
Настоящая Программа направлена на дальнейшее развитие государственных систем стандартизации и сертификации, поэтапный переход к международной практике работ в области стандартизации, оценки соответствия, управления качеством и информационного обеспечения работ в указанных направлениях.
Мероприятия Программы охватывают период 2004-2006 годов, имеют долгосрочный характер и будут реализовываться в последующих программах.
3. Анализ современного состояния проблемы
В настоящее время в республике создается законодательная основа государственных систем стандартизации и сертификации, основные положения которых гармонизируются с международными требованиями и принципами Всемирной торговой организации. С этой целью разработан проект Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании". В республике проводятся работы по гармонизации основополагающих стандартов государственных систем стандартизации и сертификации с международными аналогами.
В республике сформирован фонд нормативных документов (Государственный фонд стандартов), насчитывающий более 39 тысяч наименований нормативных документов, в том числе: 3 700 государственных нормативных документов по стандартизации (около 700 государственных стандартов, более 3000 технических условий, правил и рекомендаций); 20 000 межгосударственных стандартов; около 15 000 зарубежных стандартов и 4 000 международных стандартов. Однако имеющийся фонд недостаточно укомплектован международными, региональными и национальными стандартами зарубежных стран для проведения работ по гармонизации действующих в Казахстане нормативных документов с международными требованиями. В предстоящий период необходимы расширение и обновление Государственного фонда стандартов (далее - ГФС).
Для проведения работ по расширению и обновлению ГФС, а также по информационному обмену в полном объеме необходимо модернизировать техническое оснащение информационной системы ГФС и продолжить работу по его развитию.
Как показал проведенный анализ, темпы обновления государственных стандартов за последние 10 лет существенно сократились. В результате этого процент гармонизированных с международными аналогами государственных стандартов к 2003 году составляет лишь 17 %, в основном за счет основополагающих стандартов.
Слабая заинтересованность отраслей в разработке стандартов, отсутствие или недостаточность финансирования отраслевых программ, являются основной причиной спада активности развития науки в стандартизации.
С целью проведения работ по стандартизации в различных отраслях экономики в республике созданы 40 технических комитетов по стандартизации, в область деятельности которых входит работа по разработке государственных стандартов и участие в международной стандартизации. Однако необходимо создание аналогичных технических комитетов по стандартизации и в неохваченных отраслях.
Республика Казахстан с 1994 года является членом Международной организации по стандартизации (далее - ИСО). В рамках ИСО Казахстан участвует в работе 6-ти международных технических комитетов по стандартизации и в работе группы по разработке стандарта на морские ледостойкие нефтегазовые сооружения. Однако Казахстан не является членом Международной электротехнической комиссии (далее - МЭК). Отсутствие членства в данной организации не дает возможности применять международные стандарты МЭК.
Для информирования заинтересованных стран - членов ВТО о стандартах и процедурах оценки соответствия, действующих в Республике Казахстан, на базе подведомственного Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации предприятия создается информационный центр по взаимодействию с ВТО по вопросам аккредитации, стандартизации, метрологии и сертификации. В настоящее время информационный центр не доукомплектован необходимыми программными продуктами, библиографическими и полнотекстовыми базами данных.
С целью обеспечения заинтересованных лиц информацией о состоянии рынка в республике создана и ведется система каталогизации выпускаемой продукции. В настоящее время созданы 3 электронных каталога продукции, ведение и актуализацию которых необходимо продолжить.
В республике действуют 25 классификаторов, разработанных различными ведомствами, 10 из которых имеют статус государственных. В будущем необходимо создание единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации.
В соответствии с действующим законодательством для создания условий упорядоченного оборота оружия, как необходимого условия безопасности граждан Республики Казахстан, Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации поручено издание Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему. Для реализации данной задачи в дальнейшем необходимо ведение Перечня моделей гражданского и служебного оружия
и Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
Конкурентоспособность отечественной продукции напрямую зависит от наличия на производствах системы менеджмента качества. В республике в настоящее время сертифицировали системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО 9000 лишь около 116 предприятий, из которых в реальном секторе всего по 3-4 в каждой отрасли. Одной из основных причин низкой заинтересованности предприятий во внедрении систем менеджмента качества являются слабая пропаганда политики в области качества и отсутствие научно-методической базы. Для обеспечения повышения уровня конкурентоспособности отечественной продукции в ближайшие годы необходима государственная поддержка работ по внедрению и сертификации на предприятиях систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
В настоящее время проводятся прикладные научные исследования по анализу проблем, возникающих при внедрении международных стандартов ИСО серий 9000 и 14000 на предприятиях приоритетных отраслей промышленности, которые необходимо продолжить.
С целью стимулирования отечественных предприятий на производство конкурентоспособной продукции в республике учреждены конкурсы на соискание премий Правительства Республики Казахстан "За достижения в области качества" и "Лучшие товары Казахстана".
Имеющаяся испытательная база республики по сертификационным испытаниям недостаточна, так как не охватывает всю номенклатуру продукции и распределена в республике крайне неравномерно.
Для оснащения испытательной базы необходимы создание и совершенствование сети аккредитованных испытательных центров (лабораторий) по проведению сертификационных испытаний на потенциально-опасные виды продукции, сырья и материалов.
Кроме того, в республике отсутствуют специалисты, признанные на международном уровне и зарегистрированные в международных реестрах экспертов. Необходимы проведение подготовки и повышение квалификации специалистов в международных и региональных организациях.
В настоящее время действующие национальные системы стандартизации и сертификации не приведены в соответствие с международными требованиями, в том числе с требованиями Соглашений Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам и Соглашениями по техническим барьерам в зоне свободной торговли стран СНГ.
Ниже приведены сильные и слабые стороны проблемы.
____________________________________________________________________
Сильные стороны ! Слабые стороны
--------------------------------------------------------------------
- проведение первого этапа работ - низкий процент гармонизации
по переходу на систему техничес- национальных стандартов с
кого регулирования; международными;
- проведение работ по пропаганде - разрозненность государственных
и поддержке работ по внедрению органов, негативно влияющая на
систем менеджмента качества и создание единой политики в облас-
охраны окружающей среды на ти технического регулирования;
предприятиях республики; - отсутствие экспертов, зареги-
- активизация деятельности по стрированных в международных
стандартизации в отраслях. реестрах;
- отсутствие испытательной базы
и современного оборудования для
контроля качества отдельных
видов продукции.
--------------------------------------------------------------------
Возможности Угрозы
--------------------------------------------------------------------
- введение нового, отвечающего - риск остаться за пределами
рыночной экономике и между- мирового процесса глобализации;
народной практике, подхода к - отсутствие информации и норма-
вопросам установления и приме- тивных документов, отвечающих
нения обязательных и рекомен- современным требованиям науки и
дуемых (добровольных) требований техники;
к продукции, процессам ее - отсутствие условий для
производства, работам и услугам; оперативного обмена информацией
- создание единого информацион- и нормативными документами на
ного пространства с международ- республиканском, межгосударст-
ными организациями и националь- венном и международном уровнях.
ными органами по стандартизации
и сертификации;
- увеличение фонда государст-
венных стандартов, а также
повышение процента гармонизи-
рованных национальных стандартов.
____________________________________________________________________
Дальнейшее развитие национальных систем стандартизации и сертификации, предусмотренное настоящей Программой, разрешит проблемы, связанные со сближением их с аналогичными международными системами путем разработки и гармонизации ряда законодательных актов и нормативных документов, совершенствованием форм и методов стандартизации, изменения процедур сертификации продукции, а также совершенствования деятельности в области информационного обеспечения.
Финансирование Программы производится за счет средств республиканского бюджета.
4. Цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение перехода Республики Казахстан на международную практику работ в области технического регулирования, включающую в себя совершенствование работ по стандартизации, оценке соответствия, аккредитации, управлению качеством, государственному надзору и контролю для создания условий выхода Республики Казахстан на мировой рынок, а также создание условий для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Задачами Программы являются:
- обеспечение ведения единой государственной политики в области стандартизации, сертификации и управления качеством;
- переход на международную модель технического регулирования;
- создание условий для развития и совершенствования работ по стандартизации в отраслях;
- создание условий для вступления Казахстана в ВТО;
- создание условий для признания результатов оценки соответствия продукции, проведенной в республике, на мировом рынке;
- повышение конкурентоспособности и качества отечественной продукции;
- поэтапное создание единого информационного пространства на государственном, региональном и международном уровнях;
- активизация работ по международной стандартизации.
Реализация поставленных задач будет способствовать повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, совершенствованию государственных систем стандартизации и сертификации и созданию единого информационного пространства республики.
5. Основные направления
и механизм реализации Программы
Основными направлениями реализации Программы являются:
- совершенствование законодательства в области стандартизации и сертификации, приведение его в соответствие с международной практикой;
- развитие и гармонизация государственных систем стандартизации и сертификации с международными системами;
- гармонизация действующих нормативных документов по стандартизации с международными требованиями в разрезе отраслей;
- проведение работ по стимулированию внедрения систем менеджмента качества;
- развитие и совершенствование Государственного фонда стандартов;
- расширение международного сотрудничества в области стандартизации, сертификации и аккредитации;
- подготовка и повышение квалификации кадров в области стандартизации, сертификации и аккредитации.
5.1 Совершенствование законодательства в области
стандартизации и сертификации, приведение его
в соответствие с международной практикой
С учетом сложившейся международной практики и практики, принятой в странах СНГ, предполагается разработать и утвердить Закон Республики Казахстан "О техническом регулировании", в котором планируется предусмотреть нормативное регулирование производства продукции через обязательные технические регламенты и стандарты.
5.2 Развитие и гармонизация
государственных систем стандартизации и
сертификации с международными системами
5.2.1 Мероприятия по совершенствованию государственной системы стандартизации и созданию системы технического регулирования.
Дальнейшее развитие и совершенствование государственной системы стандартизации предусматривает сближение их с аналогичными международными системами и переход на добровольное применение стандартов.
В предстоящий период необходимо провести анализ действующего законодательства и нормативной технической документации с целью приведения их в соответствие с вновь разработанным проектом закона и определения отраслей экономики, требующих технического регулирования.
В рамках Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - МГС) предусматривается разработка технических регламентов по секторам, представляющим межгосударственный интерес, с последующим принятием их в странах-членах МГС, в том числе и в Казахстане. В связи с этим, разработка национальных технических регламентов будет осуществляться с учетом межгосударственных тенденций в этой области.
Предстоит разграничить нормативные правовые акты и документы на:
- технические регламенты;
- гармонизированные с техническими регламентами стандарты и другие нормативные документы.
Для совершенствования государственной системы стандартизации Программой предусмотрено:
- подготовить и утвердить план мероприятий по переходу на систему технического регулирования;
- пересмотреть основополагающие стандарты с целью приведения их в соответствие с законодательством о техническом регулировании;
- провести анализ действующих в отраслях экономики стандартов и других нормативных документов, устанавливающих обязательные нормы, для определения приоритетных секторов экономики и видов продукции, требующих технического регулирования и создания перечня необходимых в республике технических регламентов;
- разработать национальные стандарты, гармонизированные с международными требованиями;
- способствовать образованию новых технических комитетов, а также служб стандартизации на предприятиях в отраслях;
- разработать и реализовать план мероприятий по работе со средствами массовой информации по пропаганде системы технического регулирования на телевидении, радио, в печати, в отраслевых и специализированных изданиях;
- совершенствовать порядок проведения государственного надзора за качеством продукции с учетом международного опыта, в том числе финансировать покупку и испытания образцов товаров для определения их качества в сфере реализации;
- обеспечить развитие и сопровождение системы информационного центра по взаимодействию с ВТО по вопросам аккредитации, стандартизации, метрологии и сертификации;
- совершенствовать систему каталогизации, вносить изменения в электронные каталоги продукции, производимой в Республике Казахстан, с целью обеспечения заинтересованных лиц информацией о выпускаемой продукции, нормативных документах и товаропроизводителях;
- вести Государственный кадастр моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
5.2.2 Мероприятия по совершенствованию систем сертификации и аккредитации.
В области сертификации и аккредитации необходимо провести мероприятия, направленные на обеспечение признания результатов аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификатов соответствия, выдаваемых в Республике Казахстан, на международном уровне.
Для этого необходимо:
- создавать и совершенствовать сети испытательных центров (лабораторий) по проведению сертификационных испытаний. В том числе, способствовать созданию испытательных лабораторий по сельскохозяйственной технике в Северном регионе; по электробытовым приборам, газу, кабельной продукции в Центральном регионе; а также созданию испытательных лабораторий по проверке показателей пожарной безопасности изделий и материалов. Для реализации данной задачи, программой предусмотрена покупка передвижных лабораторий,
укомплектованных приборами и средствами измерений;
- провести модернизацию испытательного оборудования сети испытательных лабораторий (центров) и их аккредитацию в международных реестрах;
- провести обучение специалистов в области стандартизации, сертификации и аккредитации с целью включения их в международные реестры экспертов, с целью обеспечения признания результатов аккредитации;
- подготовить к аккредитации на международном уровне национальный орган по аккредитации с целью признания за рубежом сертификатов соответствия, выдаваемых казахстанскими органами по сертификации;
- обеспечить финансирование работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий.
5.3 Гармонизация действующих нормативных документов
по стандартизации с международными требованиями
в разрезе отраслей
Приоритетными объектами стандартизации и сертификации в данный период должна стать продукция, в соответствии с Перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также производство предприятий с потенциально-опасным видом деятельности.
Основные мероприятия Программы направлены на внедрение в отраслях международных стандартов, для чего предполагается:
- создание служб стандартизации на предприятиях республики в отраслях;
- утверждение государственными органами управления различных секторов экономики республики программ и планов разработки и гармонизации действующих в отрасли нормативных документов по стандартизации с международными требованиями с учетом перехода республики на систему технического регулирования;
- приобретение международных, региональных и национальных стандартов развитых зарубежных стран для приоритетных отраслей экономики Республики Казахстан;
- проведение гармонизации действующих нормативных документов на экспортируемую отечественную продукцию и объекты (технологии, услуги).
5.4 Проведение работ по стимулированию внедрения
систем менеджмента качества
Одним из гарантов качества и безопасности продукции на мировом рынке является сертификация систем менеджмента качества и охраны окружающей среды по международным стандартам.
Стандарты на системы менеджмента качества ориентированы на высокую компетентность и специальную подготовку руководителей и специалистов в вопросах качества, требуют поиска новых подходов в организации производства и управлении процессами.
Для подготовки предприятий различных секторов экономики к внедрению систем менеджмента качества и охраны окружающей среды Программой предусмотрено:
- проведение прикладных научных исследований по внедрению систем менеджмента качества и охраны окружающей среды, результатом которых будет являться разработка рекомендаций и методических пособий по внедрению этих систем в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и 14000 с учетом местных условий производства;
- разработка рекомендаций и методических материалов по адаптации международного стандарта ИСО 19011 "Руководство по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды";
- публикация рекомендаций и других материалов в научно-технических журналах и средствах массовой информации;
- разработка рекомендаций по гармонизации системы сертификации Республики Казахстан с европейской для уменьшения нетарифных барьеров и эффективного участия Казахстана в ВТО.
5.5 Развитие и совершенствование
Государственного фонда стандартов
С целью развития и совершенствования Государственного фонда стандартов планируется:
- пополнение ГФС международными, региональными и национальными стандартами промышленно-развитых зарубежных стран, преимущественно на электронных носителях;
- перевод нормативных документов, имеющихся в фонде, с бумажных на электронные носители;
- проведение анализа эффективности действующего фонда нормативных документов и подготовка предложений по совершенствованию нормативной документации с целью приведения в соответствие с задачами реформирования действующей системы технического регулирования;
- создание библиографических баз данных нормативных документов на продукцию, например, нефть и нефтепродукты, цветные металлы и их сплавы, сельскохозяйственное сырье и продукты его переработки и другие;
- подготовка и издание указателей, каталогов, стандартов, в том числе и на электронных носителях;
- осуществление маркетинговой деятельности по изданию и распространению печатной продукции по стандартизации, сертификации, метрологии и системам менеджмента качества.
5.6 Расширение международного сотрудничества в области стандартизации, сертификации и аккредитации
С целью активизации работ по международному сотрудничеству Программа предусматривает:
- участие в работе Международной организации по стандартизации ИСО;
- участие в работе региональных организаций по стандартизации, метрологии и сертификации - Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации;
- участие в работе международных и межгосударственных технических комитетов по стандартизации.
Учитывая предстоящее вступление Республики Казахстан в ВТО и необходимость интеграции в мировую экономику, планируется расширение международного сотрудничества,
в том числе:
- вступление в Международную электротехническую комиссию;
- сотрудничество с национальными органами по стандартизации и сертификации стран СНГ
и дальнего зарубежья.
5.7 Подготовка и повышение квалификации кадров в области
стандартизации, сертификации и аккредитации
С целью создания эффективной системы подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации, сертификации и управления качеством необходимо:
- совершенствование программ подготовки специалистов по стандартизации, метрологии
и сертификации в высших учебных заведениях, в том числе создание типовых программ
обучения, учебных и методических пособий на этапе получения общего и специального
образования;
- участие, совместно с Министерством образования и науки Республики Казахстан,
в подготовке учебного и методического материала для образовательных учреждений по вопросам
стандартизации, сертификации и управления качеством;
- проведение стажировок студентов образовательных учреждений в структурных подразделениях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации.
Для признания за рубежом сертификатов соответствия на продукцию, выданных органами по сертификации, аккредитованными в Казахстане, необходимо, чтобы казахстанские специалисты были зарегистрированы в международных реестрах экспертов-аудиторов. С этой целью предусмотрена подготовка специалистов центрального аппарата Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации и его подведомственных предприятий на международном уровне с присвоением квалификации эксперта - аудитора в области стандартизации, сертификации и аккредитации в международных и региональных организациях,
а также привлечение международных и национальных организаций промышленно развитых стран мира для проведения семинаров и обучения специалистов в республике.
Также мероприятиями Программы предусматривается подготовка и повышение квалификации на базе подведомственных предприятий Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации:
- государственных инспекторов за соблюдением обязательных требований нормативных документов по стандартизации;
- специалистов государственных органов управления, организаций и предприятий, осуществляющих деятельность по стандартизации в отраслях.
Реализация мероприятий, приведенных в разделе 5, позволит создать условия для перехода на международные стандарты, что, в конечном итоге, обеспечит повышение конкурентоспособности отечественной продукции и возможность ее выхода на мировой рынок.
Основным исполнителем настоящей Программы является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, который в соответствии с Законами Республики Казахстан от 16 июля 1999 года "О стандартизации" и от 16 июля 1999 года "О сертификации" является уполномоченным органом по стандартизации, метрологии и сертификации и осуществляет управление работами по стандартизации и сертификации в Республике Казахстан. В реализации Программы также предполагается участие органов государственного управления, исполнительных органов и юридических лиц Республики Казахстан, осуществляющих работы по стандартизации и сертификации.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на развитие национальных систем стандартизации и сертификации Республики Казахстан. Выделение из республиканского бюджета средств составляет 590 556 тыс. тенге в том числе: 242 683,0 тыс. тенге - на 2004 год, на 2005 год - 170 402,0 тыс. тенге, на 2006 год - 177 471,0 тыс. тенге.
При этом ежегодные объемы финансирования будут уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
Реализация мероприятий Программы в 2004-2006 годах обеспечит условия для:
- повышения конкурентоспособности и потребительских свойств продукции на основе
государственных и международных стандартов;
- устранения технических барьеров в торговле, вследствие гармонизации стандартов с международными требованиями;
- постепенного перехода к международной практике работ в области технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия;
- образования новых технических комитетов, в том числе на международном уровне,
а также служб стандартизации в отраслях;
- активизации сотрудничества с международными, региональными и национальными организациями;
- создания единого информационного пространства.
В результате исполнения мероприятий Программы будут достигнуты следующие позитивные изменения:
- будет разработан и утвержден Закон Республики Казахстан "О техническом регулировании", что обеспечит введение нового, отвечающего рыночной экономике и международной практике, подхода к вопросам установления и применения обязательных и рекомендуемых (добровольных) требований к продукции, процессам ее производства и обращения, работам и услугам;
- увеличение количества государственных стандартов с 700, действующих на настоящий период, до 1100 к 2006 году. Так, только в 2004 году мероприятиями Программы будет реализована разработка 260 стандартов, гармонизированных с международными требованиями; в последующие годы темпы разработки стандартов и их гармонизации не снизятся. Таким образом, к 2006 году предполагается увеличение количества государственных стандартов на 57% от числа действующих в настоящее время, улучшение качества разработанных стандартов за счет гармонизации с 17% до 60%;
- в результате ведения электронных каталогов продукции, достоверной информацией могут быть обеспечено около 900 заинтересованных предприятий энергетики, 3000 предприятий малого и среднего бизнеса и другие заинтересованные лица;
- количество предприятий реального сектора и машиностроения, внедривших системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 увеличится в 2004 году в полтора раза, в 2005 году в два раза, в 2006 году в два с половиной раза;
- увеличится нормативная база ГФС с 30 000 до 40 000, за счет комплектования международными, региональными и национальными стандартами в электронном режиме;
- обеспечится оперативный и достоверный обмен информацией с секретариатом ВТО за счет внедрения 14 автоматизированных информационных систем.
8. План мероприятий по реализации Программы развития
национальных систем стандартизации и сертификации
Республики Казахстан на 2004-2006 годы
-------------------------------------------------------------------
N ! Мероприятие ! Форма !Ответст-!Срок ис-!Предпо-!Источ-
п/п! !завершения!венный !полнения!лагае- !ник
! ! !за ис- !(реали- !мые !финан-
! ! !полнение!зации) !расходы!сирова-
! ! !(реали- ! !(тыс. !ния
! ! !зацию) ! !тенге) !
-------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
-------------------------------------------------------------------
8.1. Совершенствование законодательства в области стандартизации
и сертификации, приведение его в соответствие с международной
практикой
8.1.1 Разработка Законо- МИТ,МВД, III Не -
Закона РК проект МО,МЗ, квартал тре-
"О техническом Республики МИД,МЭМР, 2004г. буется
регулировании" Казахстан МООС,
МТСЗ,МТК,
МСХ,МИ
8.2. Развитие и гармонизация государственных систем стандартизации
и сертификации с международными системами
8.2.1 Разработать и Проект МИТ,МВД, III Не -
утвердить план постанов- МО,МЗ, квартал тре-
мероприятий по ления МИД,МЭМР, 2004г. буется
переходу на сис- Правитель- МООС,
тему технического ства Рес- МТСЗ,МТК,
регулирования и публики МСХ, МИ
его реализация Казахстан
8.2.2 Разработать и Приказ МИТ, МИ I Не -
реализовать план МИТ квартал тре-
мероприятий по ежегодно буется
работе со средст-
вами массовой
информации,
пропаганда сис-
темы технического
регулирования
8.2.3 Вести каталоги Отчет в МИТ, IV Всего:- Рес-
продукции: Правитель- МЭБП, МФ квартал 3318,0 пуб-
- Каталог про- ство ежегодно в том ли-
дукции, выпускае- Республики числе: кан-
мой предприятиями Казахстан 2004г.- ский
ТЭК; 1054,0 бюд-
- Каталог про- 2005г.- жет
дукции, выпус- 1107,0
каемой предприя- 2006г.-
тиями малого 1157,0
бизнеса;
- Каталог
продукции, выпус-
каемой иными
предприятиями
Республики
Казахстан
8.2.4 Вести Государ- Проект МИТ,МВД, IV Всего:- Рес-
ственный кадастр постанов- МЭБП, МФ квартал 6000,0 пуб-
гражданского и ления ежегодно в том ли-
служебного оружия Правитель- числе: кан-
и патронов к нему ства 2004г.- ский
Республики 2000,0 бюд-
Казахстан 2005г.- жет
2000,0
2006г.-
2000,0
8.2.5 Аккредитовать Приказ МИТ, IV Всего:- Рес-
органы по серти- Комитета МЭБП, МФ квартал 6631,0 пуб-
фикации, испыта- по стан- ежегодно в том ли-
тельных и измери- дартизации, числе: кан-
тельных лаборато- метрологии 2004г.- ский
рий и сертифи- 2107,0 бюд-
кации МИТ 2005г.- жет
РК (далее 2212,0
КСМС) 2006г.-
2312,0
8.2.6 Совершенствовать Отчет в МИТ, IV 2004г.- Рес-
сети испытательных Правитель- МЭБП, МФ квартал 55908,0 пуб-
центров. Покупка и ство Рес- 2004 ли-
обеспечение пере- публики года кан-
движными лаборато- Казахстан ский
риями, укомплек- бюд-
тованными прибо- жет
рами и средствами
измерений терри-
ториальных органов
Комитета по стан-
дартизации, метро-
логии и сертифи-
кации
8.2.7 Приобрести Отчет в МИТ, IV Всего:- Рес-
и испытывать Правитель- МЭБП, МФ квартал 62945,0 пуб-
образцы товаров ство ежегодно в том ли-
для осуществле- Республики числе: кан-
ния государст- Казахстан 2004г.- ский
венного надзора 20000,0 бюд-
ха их качеством 2005г.- жет
и безопасностью 21000,0
в сфере 2006г.-
реализации 21945,0
8.3 Гармонизация действующих нормативных документов по стандартизации с международными требованиями в разрезе отраслей
8.3.1 Создать и Норматив- МИТ,МВД, IV Не -
реализовать ные и пра- МО,МЗ, квартал тре-
отраслевые планы вовые акты МИД,МЭМР, ежегодно буется
гармонизации государст- МООС,
действующих нор- венных МТСЗ,МТК,
мативных доку- органов МОН,МСХ,
ментов по стан- МИ
дартизации с
международными
требованиями
8.3.2 Разработать и Приказ МИТ,МВД, IV Всего:- Рес-
приобрести между- КСМС МО,МЗ, квартал 379432,0 пуб-
народные, регио- МИД,МЭМР, ежегодно в том ли-
нальные и нацио- МООС,МТ, числе: кан
нальные стандарты МТК,МСХ, 2004г.- ский
в области стандар- МФ,МИ, 120560,0 бюд-
тизации, метроло- МЭБП 2005г.- жет
гии, сертификации 126588,0
и нефтегазовой 2006г.-
отрасли 132284,0
Пересмотреть
основополагающие
стандарты с целью
приведения в
соответствие с
законом
"О техническом
регулировании"
8.4 Проведение работ по стимулированию внедрения систем
менеджмента качества
8.4.1 Провести научно- Отчет в МИТ,МОН, IV Всего:- Рес-
исследовательские Правитель- МООС, МФ квартал 31473,0 пуб-
работы по прик- ство ежегодно в том ли-
ладным научным Республики числе: кан-
исследованиям в Казахстан 2004г.- ский
области качества 10000,0 бюд-
и охраны окружаю- 2005г.- жет
щей среды, 10500,0
разработка реко- 2006г.-
мендаций и 10973,0
методических
пособий
8.5 Развитие и совершенствование Государственного фонда стандартов
8.5.1 Развивать Отчет в МИТ,МИ, IV Всего:- Рес-
информационную Правитель- МЭБП,МФ квартал 13950,0 пуб-
систему Государ- ство ежегодно в том ли-
ственного фонда Республики числе: кан-
стандартов РК, Казахстан 2004г.- ский
в том числе: 7591,0 бюд-
- комплектование 2005г.- жет
Государственного 3359,0
фонда стандартов 2006г.-
на электронных 3000,0
носителях, соз-
дание баз данных;
- осуществление
деятельности по
изданию и рас-
пространению
печатной продук-
ции по стандар-
тизации, серти-
фикации, метро-
логии и системам
менеджмента
качества
8.5.2 Сопровождать Отчет в МИТ, IV Всего:- Рес-
информационные Правитель- МЭБП,МФ квартал 10899,0 пуб-
системы Государ- ство ежегодно в том ли-
ственного фонда Республики числе: кан-
стандартов РК Казахстан 2004г.- ский
(обслуживать 3463,0 бюд-
оборудование и 2005г.- жет
вести программное 3636,0
обеспечение 2006г.-
баз данных) 3800,0
8.6 Расширение международного сотрудничества в области
стандартизации, сертификации и аккредитации
8.6.1 Участвовать Отчет в МИТ,МИД IV Не -
в работе между- Правитель- квартал тре-
народных органи- ство Рес- ежегодно буется
заций по стан- публики
дартизации, Казахстан
сертификации и
аккредитации,
в том числе
участие в работах
международных
технических коми-
тетов по стан-
дартизации;
участие в работах
по межгосударст-
венной стандар-
тизации, серти-
фикации и аккре-
дитации
8.7 Подготовка и повышение квалификации кадров в области
стандартизации, сертификации и аккредитации
8.7.1 Обучать специа- Приказ МИТ, IV 2004г.- Рес-
листов на звание КСМС МЭБП,МФ квартал 20000,0 пуб-
экспертов-ауди- 2004 ли-
торов между- года кан-
народного уровня ский
бюд-
жет
--------------------------------------------------------------------
Итого: Всего:- Рес-
590556 пуб-
в том ли-
числе: кан-
2004г.- ский
242683,0 бюд-
2005г.- жет
170402,0
2006г.-
177471,0
____________________________________________________________________