Об утверждении Программы развития национальных систем стандартизации и сертификации Республики Казахстан на 2004-2006 годы

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 февраля 2004 года N 148

      В целях реализации пункта 2.4. Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903, Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемую Программу развития национальных систем стандартизации и сертификации Республики Казахстан на 2004-2006 годы (далее - Программа).
      2. Руководителям центральных исполнительных органов и иных государственных органов (по согласованию) обеспечить реализацию Программы и представлять Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан ежегодно не позднее 5 января и 5 июля информацию о ходе выполнения Программы.
      3. Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан ежегодно не позднее 25 января и 25 июля представлять сводную информацию в Правительство Республики Казахстан о ходе реализации Программы.
      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Мынбаева С. М.
      5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан
 

  Утверждена               
постановлением Правительства      
Республики Казахстан          
от 6 февраля 2004 года N 148      

Программа развития национальных систем
стандартизации и сертификации
Республики Казахстан
на 2004-2006 годы 1. Паспорт (основные параметры Программы)
 

  Наименование     Программа развития национальных систем
                 стандартизации и сертификации Республики Казахстан
                 на 2004-2006 годы.
 
      Основание для    Пункт 2.4 Плана мероприятий по реализации
разработки       Программы Правительства Республики Казахстан на
                 2003-2006 годы, утвержденного постановлением
                                  Правительства Республики Казахстан от 5 сентября
                 2003 года N 903;
                 пункт 5.3.3.11 Плана мероприятий на 2003-2005 годы
                 по реализации Стратегии индустриально-
                 инновационного развития Республики Казахстан на
                 2003-2015 годы, утвержденного постановлением
                                  Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2003
                 года N 712-1.
 
      Основной         Министерство индустрии и торговли
разработчик      Республики Казахстан.
 
  Цель Программы   Целью Программы является обеспечение перехода
                 Республики Казахстан на международную практику
                 работ в области технического регулирования,
                 включающую в себя совершенствование работ по
                 стандартизации, оценке соответствия, аккредитации,
                 управлению качеством, государственному надзору и
                 контролю для создания условий выхода Республики
                 Казахстан на мировой рынок, а также создание
                 условий для вступления во Всемирную торговую
                 организацию (далее - ВТО).
 
  Основные задачи Обеспечение ведения единой государственной
                 политики в области стандартизации, сертификации
                 и управления качеством;
                 переход на международную модель технического
                 регулирования;
                 создание условий для развития и совершенствования
                 работ по стандартизации в отраслях;
                 создание условий для вступления Казахстана в ВТО;
                 создание условий для признания результатов оценки
                 соответствия продукции, проведенной в республике,
                 на мировом рынке;
                 повышение конкурентоспособности и качества
                 отечественной продукции;
                 поэтапное создание единого информационного
                 пространства на государственном, региональном и
                 международном уровнях;
                 повышение квалификации специалистов;
                 активизация работ по международной стандартизации
 
      Срок реализации 2004-2006 годы.
 
  Исполнители      Министерство индустрии и торговли
Программы        Республики Казахстан, министерства и ведомства
                 Республики Казахстан
 
  Источник         Республиканский бюджет.
финансирования
 
  Финансовые       Всего: 590 556 тысяч (пятьсот девяносто миллион
затраты          пятьсот пятьдесят шесть тысяч) тенге, в том числе:
                 - на 2004 год - 242 683,0 тысяч (двести сорок два
                 миллиона шестьсот восемьдесят три тысячи) тенге
                 - на 2005 год - 170 402,0 тысяч (сто семьдесят
                 миллионов четыреста две тысячи) тенге
                 - на 2006 год - 177 471,0 тысяч (сто семьдесят
                 семь миллионов четыреста семьдесят одна тысяча)
                 тенге

Ожидаемые        Реализация Программы должна способствовать:
результаты       - повышению конкурентоспособности и
                 потребительских свойств продукции на основе
                 государственных и международных стандартов;
                 - устранению технических барьеров в торговле,
                 вследствие гармонизации стандартов с
                 международными требованиями;
                 - постепенному переходу к международной практике
                 работ в области технического регулирования,
                 стандартизации и оценки соответствия;
                 - образованию новых технических комитетов, в том
                 числе на международном уровне, а также служб
                 стандартизации в отраслях;
                 - активизации сотрудничества с международными,
                 региональными и национальными организациями;
                 - созданию единого информационного пространства.

2. Введение

      Программа развития национальных систем стандартизации и сертификации на 2004-2006 годы разработана в соответствии с пунктом 7.3.3 Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096, на основании пункта 2.4 Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903 и пункта 5.3.3.11 Плана мероприятий на 2003-2005 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2003 года N 712-1.
      Настоящая Программа является продолжением Программы развития национальных систем стандартизации и сертификации Республики Казахстан на 2001-2002 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2001 года N 913
"О Программе развития национальных систем стандартизации и сертификации Республики Казахстан на 2001-2002 годы", выполнением мероприятий которой было начато создание условий для перехода Республики Казахстан к международной практике разработки и применения стандартов и оценки соответствия.
      Настоящая Программа направлена на дальнейшее развитие государственных систем стандартизации и сертификации, поэтапный переход к международной практике работ в области стандартизации, оценки соответствия, управления качеством и информационного обеспечения работ в указанных направлениях.
      Мероприятия Программы охватывают период 2004-2006 годов, имеют долгосрочный характер и будут реализовываться в последующих программах.

3. Анализ современного состояния проблемы

      В настоящее время в республике создается законодательная основа государственных систем стандартизации и сертификации, основные положения которых гармонизируются с международными требованиями и принципами Всемирной торговой организации. С этой целью разработан проект Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании". В республике проводятся работы по гармонизации основополагающих стандартов государственных систем стандартизации и сертификации с международными аналогами.
      В республике сформирован фонд нормативных документов (Государственный фонд стандартов), насчитывающий более 39 тысяч наименований нормативных документов, в том числе: 3 700 государственных нормативных документов по стандартизации (около 700 государственных стандартов, более 3000 технических условий, правил и рекомендаций); 20 000 межгосударственных стандартов; около 15 000 зарубежных стандартов и 4 000 международных стандартов. Однако имеющийся фонд недостаточно укомплектован международными, региональными и национальными стандартами зарубежных стран для проведения работ по гармонизации действующих в Казахстане нормативных документов с международными требованиями. В предстоящий период необходимы расширение и обновление Государственного фонда стандартов (далее - ГФС).
      Для проведения работ по расширению и обновлению ГФС, а также по информационному обмену в полном объеме необходимо модернизировать техническое оснащение информационной системы ГФС и продолжить работу по его развитию.
      Как показал проведенный анализ, темпы обновления государственных стандартов за последние 10 лет существенно сократились. В результате этого процент гармонизированных с международными аналогами государственных стандартов к 2003 году составляет лишь 17 %, в основном за счет основополагающих стандартов.
      Слабая заинтересованность отраслей в разработке стандартов, отсутствие или недостаточность финансирования отраслевых программ, являются основной причиной спада активности развития науки в стандартизации.
      С целью проведения работ по стандартизации в различных отраслях экономики в республике созданы 40 технических комитетов по стандартизации, в область деятельности которых входит работа по разработке государственных стандартов и участие в международной стандартизации. Однако необходимо создание аналогичных технических комитетов по стандартизации и в неохваченных отраслях.
      Республика Казахстан с 1994 года является членом Международной организации по стандартизации (далее - ИСО). В рамках ИСО Казахстан участвует в работе 6-ти международных технических комитетов по стандартизации и в работе группы по разработке стандарта на морские ледостойкие нефтегазовые сооружения. Однако Казахстан не является членом Международной электротехнической комиссии (далее - МЭК). Отсутствие членства в данной организации не дает возможности применять международные стандарты МЭК.
      Для информирования заинтересованных стран - членов ВТО о стандартах и процедурах оценки соответствия, действующих в Республике Казахстан, на базе подведомственного Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации предприятия создается информационный центр по взаимодействию с ВТО по вопросам аккредитации, стандартизации, метрологии и сертификации. В настоящее время информационный центр не доукомплектован необходимыми программными продуктами, библиографическими и полнотекстовыми базами данных.
      С целью обеспечения заинтересованных лиц информацией о состоянии рынка в республике создана и ведется система каталогизации выпускаемой продукции. В настоящее время созданы 3 электронных каталога продукции, ведение и актуализацию которых необходимо продолжить.
      В республике действуют 25 классификаторов, разработанных различными ведомствами, 10 из которых имеют статус государственных. В будущем необходимо создание единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации.
      В соответствии с действующим законодательством для создания условий упорядоченного оборота оружия, как необходимого условия безопасности граждан Республики Казахстан, Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации поручено издание Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему. Для реализации данной задачи в дальнейшем необходимо ведение Перечня моделей гражданского и служебного оружия
и Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
      Конкурентоспособность отечественной продукции напрямую зависит от наличия на производствах системы менеджмента качества. В республике в настоящее время сертифицировали системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО 9000 лишь около 116 предприятий, из которых в реальном секторе всего по 3-4 в каждой отрасли. Одной из основных причин низкой заинтересованности предприятий во внедрении систем менеджмента качества являются слабая пропаганда политики в области качества и отсутствие научно-методической базы. Для обеспечения повышения уровня конкурентоспособности отечественной продукции в ближайшие годы необходима государственная поддержка работ по внедрению и сертификации на предприятиях систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
      В настоящее время проводятся прикладные научные исследования по анализу проблем, возникающих при внедрении международных стандартов ИСО серий 9000 и 14000 на предприятиях приоритетных отраслей промышленности, которые необходимо продолжить.
      С целью стимулирования отечественных предприятий на производство конкурентоспособной продукции в республике учреждены конкурсы на соискание премий Правительства Республики Казахстан "За достижения в области качества" и "Лучшие товары Казахстана".
      Имеющаяся испытательная база республики по сертификационным испытаниям недостаточна, так как не охватывает всю номенклатуру продукции и распределена в республике крайне неравномерно.
      Для оснащения испытательной базы необходимы создание и совершенствование сети аккредитованных испытательных центров (лабораторий) по проведению сертификационных испытаний на потенциально-опасные виды продукции, сырья и материалов.
      Кроме того, в республике отсутствуют специалисты, признанные на международном уровне и зарегистрированные в международных реестрах экспертов. Необходимы проведение подготовки и повышение квалификации специалистов в международных и региональных организациях.
      В настоящее время действующие национальные системы стандартизации и сертификации не приведены в соответствие с международными требованиями, в том числе с требованиями Соглашений Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам и Соглашениями по техническим барьерам в зоне свободной торговли стран СНГ.
      Ниже приведены сильные и слабые стороны проблемы.
____________________________________________________________________
     Сильные стороны             !      Слабые стороны
--------------------------------------------------------------------
- проведение первого этапа работ   - низкий процент гармонизации
по переходу на систему техничес-   национальных стандартов с
кого регулирования;                международными; 
- проведение работ по пропаганде   - разрозненность государственных
и поддержке работ по внедрению     органов, негативно влияющая на
систем менеджмента качества и      создание единой политики в облас-
охраны окружающей среды на         ти технического регулирования;
предприятиях республики;           - отсутствие экспертов, зареги-
- активизация деятельности по      стрированных в международных
стандартизации в отраслях.         реестрах;
                                   - отсутствие испытательной базы
                                   и современного оборудования для
                                   контроля качества отдельных
                                   видов продукции.
--------------------------------------------------------------------
           Возможности                       Угрозы
--------------------------------------------------------------------
- введение нового, отвечающего     - риск остаться за пределами
рыночной экономике и между-        мирового процесса глобализации;
народной практике, подхода к       - отсутствие информации и норма-
вопросам установления и приме-     тивных документов, отвечающих
нения обязательных и рекомен-      современным требованиям науки и
дуемых (добровольных) требований   техники;
к продукции, процессам ее          - отсутствие условий для
производства, работам и услугам;   оперативного обмена информацией
- создание единого информацион-    и нормативными документами на
ного пространства с международ-    республиканском, межгосударст-
ными организациями и националь-    венном и международном уровнях.
ными органами по стандартизации
и сертификации;
- увеличение фонда государст-
венных стандартов, а также
повышение процента гармонизи-
рованных национальных стандартов.
____________________________________________________________________
 
        Дальнейшее развитие национальных систем стандартизации и сертификации, предусмотренное настоящей Программой, разрешит проблемы, связанные со сближением их с аналогичными международными системами путем разработки и гармонизации ряда законодательных актов и нормативных документов, совершенствованием форм и методов стандартизации, изменения процедур сертификации продукции, а также совершенствования деятельности в области информационного обеспечения.
      Финансирование Программы производится за счет средств республиканского бюджета.

4. Цель и задачи Программы

      Целью Программы является обеспечение перехода Республики Казахстан на международную практику работ в области технического регулирования, включающую в себя совершенствование работ по стандартизации, оценке соответствия, аккредитации, управлению качеством, государственному надзору и контролю для создания условий выхода Республики Казахстан на мировой рынок, а также создание условий для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).
      Задачами Программы являются:
      - обеспечение ведения единой государственной политики в области стандартизации, сертификации и управления качеством;
      - переход на международную модель технического регулирования;
      - создание условий для развития и совершенствования работ по стандартизации в отраслях;
      - создание условий для вступления Казахстана в ВТО;
      - создание условий для признания результатов оценки соответствия продукции, проведенной в республике, на мировом рынке;
      - повышение конкурентоспособности и качества отечественной продукции;
      - поэтапное создание единого информационного пространства на государственном, региональном и международном уровнях;
      - активизация работ по международной стандартизации.
      Реализация поставленных задач будет способствовать повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, совершенствованию государственных систем стандартизации и сертификации и созданию единого информационного пространства республики.

5. Основные направления
и механизм реализации Программы

      Основными направлениями реализации Программы являются:
      - совершенствование законодательства в области стандартизации и сертификации, приведение его в соответствие с международной практикой;
      - развитие и гармонизация государственных систем стандартизации и сертификации с международными системами;
      - гармонизация действующих нормативных документов по стандартизации с международными требованиями в разрезе отраслей;
      - проведение работ по стимулированию внедрения систем менеджмента качества;
      - развитие и совершенствование Государственного фонда стандартов;
      - расширение международного сотрудничества в области стандартизации, сертификации и аккредитации;
      - подготовка и повышение квалификации кадров в области стандартизации, сертификации и аккредитации.

5.1 Совершенствование законодательства в области
стандартизации и сертификации, приведение его
в соответствие с международной практикой

      С учетом сложившейся международной практики и практики, принятой в странах СНГ, предполагается разработать и утвердить Закон Республики Казахстан "О техническом регулировании", в котором планируется предусмотреть нормативное регулирование производства продукции через обязательные технические регламенты и стандарты.

5.2 Развитие и гармонизация
государственных систем стандартизации и
сертификации с международными системами

      5.2.1 Мероприятия по совершенствованию государственной системы стандартизации и созданию системы технического регулирования.
      Дальнейшее развитие и совершенствование государственной системы стандартизации предусматривает сближение их с аналогичными международными системами и переход на добровольное применение стандартов.
      В предстоящий период необходимо провести анализ действующего законодательства и нормативной технической документации с целью приведения их в соответствие с вновь разработанным проектом закона и определения отраслей экономики, требующих технического регулирования.
      В рамках Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - МГС) предусматривается разработка технических регламентов по секторам, представляющим межгосударственный интерес, с последующим принятием их в странах-членах МГС, в том числе и в Казахстане. В связи с этим, разработка национальных технических регламентов будет осуществляться с учетом межгосударственных тенденций в этой области.
      Предстоит разграничить нормативные правовые акты и документы на:
      - технические регламенты;
      - гармонизированные с техническими регламентами стандарты и другие нормативные документы.
      Для совершенствования государственной системы стандартизации Программой предусмотрено:
      - подготовить и утвердить план мероприятий по переходу на систему технического регулирования;
      - пересмотреть основополагающие стандарты с целью приведения их в соответствие с законодательством о техническом регулировании;
      - провести анализ действующих в отраслях экономики стандартов и других нормативных документов, устанавливающих обязательные нормы, для определения приоритетных секторов экономики и видов продукции, требующих технического регулирования и создания перечня необходимых в республике технических регламентов;
      - разработать национальные стандарты, гармонизированные с международными требованиями;
      - способствовать образованию новых технических комитетов, а также служб стандартизации на предприятиях в отраслях;
      - разработать и реализовать план мероприятий по работе со средствами массовой информации по пропаганде системы технического регулирования на телевидении, радио, в печати, в отраслевых и специализированных изданиях;
      - совершенствовать порядок проведения государственного надзора за качеством продукции с учетом международного опыта, в том числе финансировать покупку и испытания образцов товаров для определения их качества в сфере реализации;
      - обеспечить развитие и сопровождение системы информационного центра по взаимодействию с ВТО по вопросам аккредитации, стандартизации, метрологии и сертификации;
      - совершенствовать систему каталогизации, вносить изменения в электронные каталоги продукции, производимой в Республике Казахстан, с целью обеспечения заинтересованных лиц информацией о выпускаемой продукции, нормативных документах и товаропроизводителях;
      - вести Государственный кадастр моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
      5.2.2 Мероприятия по совершенствованию систем сертификации и аккредитации.
      В области сертификации и аккредитации необходимо провести мероприятия, направленные на обеспечение признания результатов аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификатов соответствия, выдаваемых в Республике Казахстан, на международном уровне.
      Для этого необходимо:
      - создавать и совершенствовать сети испытательных центров (лабораторий) по проведению сертификационных испытаний. В том числе, способствовать созданию испытательных лабораторий по сельскохозяйственной технике в Северном регионе; по электробытовым приборам, газу, кабельной продукции в Центральном регионе; а также созданию испытательных лабораторий по проверке показателей пожарной безопасности изделий и материалов. Для реализации данной задачи, программой предусмотрена покупка передвижных лабораторий,
укомплектованных приборами и средствами измерений;
      - провести модернизацию испытательного оборудования сети испытательных лабораторий (центров) и их аккредитацию в международных реестрах;
      - провести обучение специалистов в области стандартизации, сертификации и аккредитации с целью включения их в международные реестры экспертов, с целью обеспечения признания результатов аккредитации;
      - подготовить к аккредитации на международном уровне национальный орган по аккредитации с целью признания за рубежом сертификатов соответствия, выдаваемых казахстанскими органами по сертификации;
      - обеспечить финансирование работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий.

5.3 Гармонизация действующих нормативных документов
по стандартизации с международными требованиями
в разрезе отраслей

      Приоритетными объектами стандартизации и сертификации в данный период должна стать продукция, в соответствии с Перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также производство предприятий с потенциально-опасным видом деятельности.
      Основные мероприятия Программы направлены на внедрение в отраслях международных стандартов, для чего предполагается:
      - создание служб стандартизации на предприятиях республики в отраслях;
      - утверждение государственными органами управления различных секторов экономики республики программ и планов разработки и гармонизации действующих в отрасли нормативных документов по стандартизации с международными требованиями с учетом перехода республики на систему технического регулирования;
      - приобретение международных, региональных и национальных стандартов развитых зарубежных стран для приоритетных отраслей экономики Республики Казахстан;
      - проведение гармонизации действующих нормативных документов на экспортируемую отечественную продукцию и объекты (технологии, услуги).

5.4 Проведение работ по стимулированию внедрения
систем менеджмента качества

      Одним из гарантов качества и безопасности продукции на мировом рынке является сертификация систем менеджмента качества и охраны окружающей среды по международным стандартам.
      Стандарты на системы менеджмента качества ориентированы на высокую компетентность и специальную подготовку руководителей и специалистов в вопросах качества, требуют поиска новых подходов в организации производства и управлении процессами.
      Для подготовки предприятий различных секторов экономики к внедрению систем менеджмента качества и охраны окружающей среды Программой предусмотрено:
      - проведение прикладных научных исследований по внедрению систем менеджмента качества и охраны окружающей среды, результатом которых будет являться разработка рекомендаций и методических пособий по внедрению этих систем в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и 14000 с учетом местных условий производства;
      - разработка рекомендаций и методических материалов по адаптации международного стандарта ИСО 19011 "Руководство по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды";
      - публикация рекомендаций и других материалов в научно-технических журналах и средствах массовой информации;
      - разработка рекомендаций по гармонизации системы сертификации Республики Казахстан с европейской для уменьшения нетарифных барьеров и эффективного участия Казахстана в ВТО.

5.5 Развитие и совершенствование
Государственного фонда стандартов

      С целью развития и совершенствования Государственного фонда стандартов планируется:
      - пополнение ГФС международными, региональными и национальными стандартами промышленно-развитых зарубежных стран, преимущественно на электронных носителях;
      - перевод нормативных документов, имеющихся в фонде, с бумажных на электронные носители;
      - проведение анализа эффективности действующего фонда нормативных документов и подготовка предложений по совершенствованию нормативной документации с целью приведения в соответствие с задачами реформирования действующей системы технического регулирования;
      - создание библиографических баз данных нормативных документов на продукцию, например, нефть и нефтепродукты, цветные металлы и их сплавы, сельскохозяйственное сырье и продукты его переработки и другие;
      - подготовка и издание указателей, каталогов, стандартов, в том числе и на электронных носителях;
      - осуществление маркетинговой деятельности по изданию и распространению печатной продукции по стандартизации, сертификации, метрологии и системам менеджмента качества.

5.6 Расширение международного сотрудничества в области стандартизации, сертификации и аккредитации

      С целью активизации работ по международному сотрудничеству Программа предусматривает:
      - участие в работе Международной организации по стандартизации ИСО;
      - участие в работе региональных организаций по стандартизации, метрологии и сертификации - Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации;
      - участие в работе международных и межгосударственных технических комитетов по стандартизации.
      Учитывая предстоящее вступление Республики Казахстан в ВТО и необходимость интеграции в мировую экономику, планируется расширение международного сотрудничества,
в том числе:
      - вступление в Международную электротехническую комиссию;
      - сотрудничество с национальными органами по стандартизации и сертификации стран СНГ
и дальнего зарубежья.

5.7 Подготовка и повышение квалификации кадров в области
стандартизации, сертификации и аккредитации

      С целью создания эффективной системы подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации, сертификации и управления качеством необходимо:
      - совершенствование программ подготовки специалистов по стандартизации, метрологии
и сертификации в высших учебных заведениях, в том числе создание типовых программ
обучения, учебных и методических пособий на этапе получения общего и специального
образования;
      - участие, совместно с Министерством образования и науки Республики Казахстан,
в подготовке учебного и методического материала для образовательных учреждений по вопросам
стандартизации, сертификации и управления качеством;
      - проведение стажировок студентов образовательных учреждений в структурных подразделениях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации.
      Для признания за рубежом сертификатов соответствия на продукцию, выданных органами по сертификации, аккредитованными в Казахстане, необходимо, чтобы казахстанские специалисты были зарегистрированы в международных реестрах экспертов-аудиторов. С этой целью предусмотрена подготовка специалистов центрального аппарата Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации и его подведомственных предприятий на международном уровне с присвоением квалификации эксперта - аудитора в области стандартизации, сертификации и аккредитации в международных и региональных организациях,
а также привлечение международных и национальных организаций промышленно развитых стран мира для проведения семинаров и обучения специалистов в республике.
      Также мероприятиями Программы предусматривается подготовка и повышение квалификации на базе подведомственных предприятий Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации:
      - государственных инспекторов за соблюдением обязательных требований нормативных документов по стандартизации;
      - специалистов государственных органов управления, организаций и предприятий, осуществляющих деятельность по стандартизации в отраслях.
      Реализация мероприятий, приведенных в разделе 5, позволит создать условия для перехода на международные стандарты, что, в конечном итоге, обеспечит повышение конкурентоспособности отечественной продукции и возможность ее выхода на мировой рынок.
      Основным исполнителем настоящей Программы является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, который в соответствии с Законами Республики Казахстан от 16 июля 1999 года "О стандартизации" и от 16 июля 1999 года "О сертификации" является уполномоченным органом по стандартизации, метрологии и сертификации и осуществляет управление работами по стандартизации и сертификации в Республике Казахстан. В реализации Программы также предполагается участие органов государственного управления, исполнительных органов и юридических лиц Республики Казахстан, осуществляющих работы по стандартизации и сертификации.

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования

      Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на развитие национальных систем стандартизации и сертификации Республики Казахстан. Выделение из республиканского бюджета средств составляет 590 556 тыс. тенге в том числе: 242 683,0 тыс. тенге - на 2004 год, на 2005 год - 170 402,0 тыс. тенге, на 2006 год - 177 471,0 тыс. тенге.
      При этом ежегодные объемы финансирования будут уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.

7. Ожидаемый результат от реализации Программы

      Реализация мероприятий Программы в 2004-2006 годах обеспечит условия для:
      - повышения конкурентоспособности и потребительских свойств продукции на основе
государственных и международных стандартов;
      - устранения технических барьеров в торговле, вследствие гармонизации стандартов с международными требованиями;
      - постепенного перехода к международной практике работ в области технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия;
      - образования новых технических комитетов, в том числе на международном уровне,
а также служб стандартизации в отраслях;
      - активизации сотрудничества с международными, региональными и национальными организациями;
      - создания единого информационного пространства.
      В результате исполнения мероприятий Программы будут достигнуты следующие позитивные изменения:
      - будет разработан и утвержден Закон Республики Казахстан "О техническом регулировании", что обеспечит введение нового, отвечающего рыночной экономике и международной практике, подхода к вопросам установления и применения обязательных и рекомендуемых (добровольных) требований к продукции, процессам ее производства и обращения, работам и услугам;
      - увеличение количества государственных стандартов с 700, действующих на настоящий период, до 1100 к 2006 году. Так, только в 2004 году мероприятиями Программы будет реализована разработка 260 стандартов, гармонизированных с международными требованиями; в последующие годы темпы разработки стандартов и их гармонизации не снизятся. Таким образом, к 2006 году предполагается увеличение количества государственных стандартов на 57% от числа действующих в настоящее время, улучшение качества разработанных стандартов за счет гармонизации с 17% до 60%;
      - в результате ведения электронных каталогов продукции, достоверной информацией могут быть обеспечено около 900 заинтересованных предприятий энергетики, 3000 предприятий малого и среднего бизнеса и другие заинтересованные лица;
      - количество предприятий реального сектора и машиностроения, внедривших системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 увеличится в 2004 году в полтора раза, в 2005 году в два раза, в 2006 году в два с половиной раза;
      - увеличится нормативная база ГФС с 30 000 до 40 000, за счет комплектования международными, региональными и национальными стандартами в электронном режиме;
      - обеспечится оперативный и достоверный обмен информацией с секретариатом ВТО за счет внедрения 14 автоматизированных информационных систем.

8. План мероприятий по реализации Программы развития
      национальных систем стандартизации и сертификации
Республики Казахстан на 2004-2006 годы

-------------------------------------------------------------------
N  !    Мероприятие   !  Форма   !Ответст-!Срок ис-!Предпо-!Источ-
п/п!                  !завершения!венный  !полнения!лагае- !ник
   !                  !          !за ис-  !(реали- !мые    !финан-
   !                  !          !полнение!зации)  !расходы!сирова-
   !                  !          !(реали- !        !(тыс.  !ния
   !                  !          !зацию)  !        !тенге) !
-------------------------------------------------------------------
1 !         2        !     3    !    4   !    5   !   6   !   7
-------------------------------------------------------------------
8.1. Совершенствование законодательства в области стандартизации
     и сертификации, приведение его в соответствие с международной
     практикой

8.1.1 Разработка       Законо-    МИТ,МВД,  III      Не        -
    Закона РК          проект     МО,МЗ,    квартал  тре-
    "О техническом     Республики МИД,МЭМР, 2004г.   буется
    регулировании"     Казахстан  МООС,
                                  МТСЗ,МТК,
                                  МСХ,МИ

8.2. Развитие и гармонизация государственных систем стандартизации
     и сертификации с международными системами
 
  8.2.1 Разработать и    Проект     МИТ,МВД,  III      Не        -
    утвердить план     постанов-  МО,МЗ,    квартал  тре-
    мероприятий по     ления      МИД,МЭМР, 2004г.   буется
    переходу на сис-   Правитель- МООС,
    тему технического  ства Рес-  МТСЗ,МТК,
    регулирования и    публики    МСХ, МИ
    его реализация     Казахстан

8.2.2 Разработать и    Приказ     МИТ, МИ   I        Не        -
    реализовать план   МИТ                  квартал  тре-
    мероприятий по                          ежегодно буется
    работе со средст-
    вами массовой
    информации,
    пропаганда сис-
    темы технического
    регулирования

8.2.3 Вести каталоги   Отчет в    МИТ,      IV       Всего:-   Рес-
    продукции:         Правитель- МЭБП, МФ  квартал  3318,0    пуб-
    - Каталог про-     ство                 ежегодно в том     ли-
    дукции, выпускае-  Республики                    числе:    кан-
    мой предприятиями  Казахстан                     2004г.-   ский
    ТЭК;                                             1054,0    бюд-
    - Каталог про-                                   2005г.-   жет
    дукции, выпус-                                   1107,0
    каемой предприя-                                 2006г.-
    тиями малого                                     1157,0
    бизнеса;
    - Каталог
    продукции, выпус-
    каемой иными
    предприятиями
    Республики
    Казахстан

8.2.4 Вести Государ-   Проект     МИТ,МВД,  IV       Всего:-   Рес-
    ственный кадастр   постанов-  МЭБП, МФ  квартал  6000,0    пуб-
    гражданского и     ления                ежегодно в том     ли-
    служебного оружия  Правитель-                    числе:    кан-
    и патронов к нему  ства                          2004г.-   ский
                       Республики                    2000,0    бюд-
                       Казахстан                     2005г.-   жет
                                                     2000,0
                                                     2006г.-
                                                     2000,0

8.2.5 Аккредитовать    Приказ     МИТ,      IV       Всего:-   Рес-
    органы по серти-   Комитета   МЭБП, МФ  квартал  6631,0    пуб-
    фикации, испыта-   по стан-             ежегодно в том     ли-
    тельных и измери-  дартизации,                   числе:    кан-
    тельных лаборато-  метрологии                    2004г.-   ский
    рий                и сертифи-                    2107,0    бюд-
                       кации МИТ                     2005г.-   жет
                       РК (далее                     2212,0
                       КСМС)                         2006г.-
                                                     2312,0

8.2.6 Совершенствовать Отчет в    МИТ,      IV       2004г.-   Рес-
    сети испытательных Правитель- МЭБП, МФ  квартал  55908,0   пуб-
    центров. Покупка и ство Рес-            2004               ли-
    обеспечение пере-  публики              года               кан-
    движными лаборато- Казахстан                               ский
    риями, укомплек-                                           бюд-
    тованными прибо-                                           жет
    рами и средствами
    измерений терри-
    ториальных органов
    Комитета по стан-
    дартизации, метро-
    логии и сертифи-
    кации

8.2.7 Приобрести       Отчет в    МИТ,      IV       Всего:-   Рес-
    и испытывать       Правитель- МЭБП, МФ  квартал  62945,0   пуб-
    образцы товаров    ство                 ежегодно в том     ли-
    для осуществле-    Республики                    числе:    кан-
    ния государст-     Казахстан                     2004г.-   ский
    венного надзора                                  20000,0   бюд-
    ха их качеством                                  2005г.-   жет
    и безопасностью                                  21000,0
    в сфере                                          2006г.-
    реализации                                       21945,0

8.3 Гармонизация действующих нормативных документов по стандартизации с международными требованиями в разрезе отраслей

8.3.1 Создать и        Норматив-  МИТ,МВД,  IV       Не         -
    реализовать        ные и пра- МО,МЗ,    квартал  тре-
    отраслевые планы   вовые акты МИД,МЭМР, ежегодно буется
    гармонизации       государст- МООС,
    действующих нор-   венных     МТСЗ,МТК,
    мативных доку-     органов    МОН,МСХ,
    ментов по стан-               МИ
    дартизации с
    международными
    требованиями

8.3.2 Разработать и    Приказ     МИТ,МВД,  IV       Всего:-   Рес-
    приобрести между-  КСМС       МО,МЗ,    квартал  379432,0  пуб-
    народные, регио-              МИД,МЭМР, ежегодно в том     ли-
    нальные и нацио-              МООС,МТ,           числе:    кан
    нальные стандарты             МТК,МСХ,           2004г.-   ский
    в области стандар-            МФ,МИ,             120560,0  бюд-
    тизации, метроло-             МЭБП               2005г.-   жет
    гии, сертификации                                126588,0
    и нефтегазовой                                   2006г.-
    отрасли                                          132284,0
    Пересмотреть
    основополагающие
    стандарты с целью
    приведения в
    соответствие с
    законом
    "О техническом
    регулировании"

8.4 Проведение работ по стимулированию внедрения систем
    менеджмента качества

8.4.1 Провести научно- Отчет в    МИТ,МОН,  IV       Всего:-   Рес-
    исследовательские  Правитель- МООС, МФ  квартал  31473,0   пуб-
    работы по прик-    ство                 ежегодно в том     ли-
    ладным научным     Республики                    числе:    кан-
    исследованиям в    Казахстан                     2004г.-   ский
    области качества                                 10000,0   бюд-
    и охраны окружаю-                                2005г.-   жет
    щей среды,                                       10500,0
    разработка реко-                                 2006г.-
    мендаций и                                       10973,0
    методических
    пособий

8.5 Развитие и совершенствование Государственного фонда стандартов

8.5.1 Развивать        Отчет в    МИТ,МИ,   IV       Всего:-   Рес-
    информационную     Правитель- МЭБП,МФ   квартал  13950,0   пуб-
    систему Государ-   ство                 ежегодно в том     ли-
    ственного фонда    Республики                    числе:    кан-
    стандартов РК,     Казахстан                     2004г.-   ский
    в том числе:                                     7591,0    бюд-
    - комплектование                                 2005г.-   жет
    Государственного                                 3359,0
    фонда стандартов                                 2006г.-
    на электронных                                   3000,0
    носителях, соз-
    дание баз данных;
    - осуществление
    деятельности по
    изданию и рас-
    пространению
    печатной продук-
    ции по стандар-
    тизации, серти-
    фикации, метро-
    логии и системам
    менеджмента
    качества

8.5.2 Сопровождать     Отчет в    МИТ,      IV       Всего:-   Рес-
    информационные     Правитель- МЭБП,МФ   квартал  10899,0   пуб-
    системы Государ-   ство                 ежегодно в том     ли-
    ственного фонда    Республики                    числе:    кан-
    стандартов РК      Казахстан                     2004г.-   ский
    (обслуживать                                     3463,0    бюд-
    оборудование и                                   2005г.-   жет
    вести программное                                3636,0
    обеспечение                                      2006г.-
    баз данных)                                      3800,0

8.6 Расширение международного сотрудничества в области
    стандартизации, сертификации и аккредитации

8.6.1 Участвовать      Отчет в    МИТ,МИД   IV       Не         -
    в работе между-    Правитель-           квартал  тре-
    народных органи-   ство Рес-            ежегодно буется
    заций по стан-     публики
    дартизации,        Казахстан
    сертификации и
    аккредитации,
    в том числе
    участие в работах
    международных
    технических коми-
    тетов по стан-
    дартизации;
    участие в работах
    по межгосударст-
    венной стандар-
    тизации, серти-
    фикации и аккре-
    дитации

8.7 Подготовка и повышение квалификации кадров в области
    стандартизации, сертификации и аккредитации

8.7.1 Обучать специа-  Приказ     МИТ,      IV       2004г.-   Рес-
    листов на звание   КСМС       МЭБП,МФ   квартал  20000,0   пуб-
    экспертов-ауди-                         2004               ли-
    торов между-                            года               кан-
    народного уровня                                           ский
                                                               бюд-
                                                               жет
--------------------------------------------------------------------
    Итого:                                            Всего:-  Рес-
                                                      590556   пуб-
                                                      в том    ли-
                                                      числе:   кан-
                                                      2004г.-  ский
                                                      242683,0 бюд-
                                                      2005г.-  жет
                                                      170402,0
                                                      2006г.-
                                                      177471,0
____________________________________________________________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.