О проекте Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2004 года N 429

      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике".

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан

            Проект

   Закон Республики Казахстан Об электроэнергетике

      Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области производства, передачи и использования электрической и тепловой энергии.

       Глава 1. Общие положения

       Статья 1. Основные понятия, применяемые в Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) аварийная бронь - минимально необходимая электрическая мощность, подача которой на объект непрерывного электроснабжения сохраняет функционирование важных для него устройств и предотвращает нарушение работы объектов жизнеобеспечения, а также катастрофические экологические, социальные или экономические последствия или гибель людей;
      2) аварийное нарушение - недопустимые отклонения технологических параметров работы электроустановки или ее элементов, вызвавшие вывод их из работы или повреждение во время эксплуатации;
      3) балансирующая электроэнергия - электрическая энергия, используемая для устранения возникающих дисбалансов при реализации утвержденного системным оператором почасового суточного графика производства-потребления электрической энергии;
      4) балансирующий рынок электрической энергии - система взаимоотношений между системным оператором и энергопроизводящими, энергоснабжающими организациями, оптовыми потребителями, иными организациями, осуществляющими деятельность на оптовом рынке электрической энергии, складывающаяся в результате физического и последующего финансового урегулирования системным оператором возникающих в режиме реального времени дисбалансов, между договорными и фактическими величинами производства и (или) потребления электрической энергии в ЕЭС Казахстана в текущие операционные сутки;
      5) вспомогательные услуги - услуги, приобретаемые системным оператором у субъектов оптового рынка электрической энергии для обеспечения готовности необходимых объемов и структуры оперативных резервов электрической мощности, регулирования реактивной мощности, регулирования активной мощности, по запуску энергосистемы из обесточенного состояния;
      6) гарантирующий поставщик электрической энергии - энергоснабжающая организация, осуществляющая энергоснабжение потребителей в случаях прекращения энергоснабжения потребителей всеми другими энергоснабжающими организациями не по вине потребителя;
      7) дисбаланс электроэнергии - отклонение фактической величины производства-потребления электрической энергии от величины, утвержденной системным оператором почасового суточного графика производства-потребления электрической энергии;
      8) единая электроэнергетическая система Республики Казахстан (далее - ЕЭС Казахстана) - совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей Республики Казахстан;
      9) зоны оптового рынка электрической энергии - части ЕЭС Казахстана, в которых действуют особые условия организации и функционирования оптового рынка электрической энергии в соответствии с пунктом 2 статьи 15 настоящего Закона;
      10) коммерческий учет электрической и тепловой энергии - учет электрической и тепловой энергии, необходимый для взаиморасчета между сторонами по договорам купли-продажи и передачи электрической и тепловой энергии;
      11) национальная электрическая сеть - совокупность линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих межгосударственную и (или) межрегиональную передачу электрической энергии;
      12) оператор рынка централизованной торговли электрической энергии - организация, осуществляющая централизованные торги электрической энергией, включая спот торги;
      13) операционные сутки - текущие сутки, в течение которых системный оператор осуществляет операции по централизованному оперативно-диспетчерскому управлению исполнением заключенных субъектами оптового рынка электрической энергии договоров купли-продажи электрической энергии;
      14) оптовый рынок электрической энергии - система отношений, связанных с куплей-продажей электрической энергии, функционирующая на основе договоров между субъектами оптового рынка электрической энергии;
      15) передача тепловой энергии - услуга по транспортировке тепловой энергии по тепловым сетям, оказываемая энергопередающими организациями, в соответствии с заключенными договорами;
      16) передача электрической энергии - услуга по транспортировке электрической энергии, оказываемая энергопередающими организациями, в соответствии с заключенными договорами;
      17) потребитель - физическое или юридическое лицо, использующее на основе договора электрическую и (или) тепловую энергию;
      18) прибор коммерческого учета - техническое устройство, предназначенное для коммерческого учета электрической мощности, электрической или тепловой энергии, разрешенное к применению в установленном законодательством порядке;
      19) региональная электросетевая компания - энергопередающая организация, эксплуатирующая электрические сети регионального уровня и осуществляющая передачу электрической энергии по электрическим сетям в пределах одной административно-территориальной единицы (области);
      20) регулирование электрической мощности - услуга по компенсации отклонений фактической электрической нагрузки субъекта оптового рынка электрической энергии от заявленной электрической нагрузки, при условии соблюдения нулевого сальдо обменной электрической энергии, с планированием или без планирования в суточном графике;
      21) регулирующий орган - государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии;
      22) резерв электрической мощности ЕЭС Казахстана - установленная стандартами надежности и качества электроэнергии электрическая мощность агрегатов энергопроизводящих организаций, имеющих требуемую структуру (резерв первичного и вторичного регулирования, постоянный резерв и др.) и величину, а также степень готовности к диспетчеризации;
      23) розничный рынок тепловой энергии - система отношений участников производства, передачи и потребления тепловой энергии, функционирующая на основе договоров;
      24) розничный рынок электрической энергии - система отношений купли-продажи, передачи и потребления электрической энергии, а также предоставления, связанных с этим услуг, функционирующая на основе договоров между субъектами розничного рынка электрической энергии вне оптового рынка электрической энергии;
      25) системная авария - аварийное нарушение режимов работы объектов электроэнергетики, приведшее к потере устойчивости единой электроэнергетической системы и разделению ее на части;
      26) системные услуги - услуги, оказываемые системным оператором субъектам оптового рынка электрической энергии по передаче электрической энергии, технической диспетчеризации, регулированию и резервированию мощности, организации балансирования производства-потребления электрической энергии;
      27) системный оператор - организация, осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление, обеспечение параллельной работы с энергосистемами других государств, поддержание баланса в энергосистеме, оказание системных услуг и приобретение вспомогательных услуг у субъектов оптового рынка электрической энергии, а также передачу электрической энергии по национальной электрической сети, ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;
      28) спот торги электрической энергии - организованная торговля почасовыми объемами электроэнергии на краткосрочном основании в режимах "за день вперед" и "в течение операционных суток";
      29) субъекты оптового рынка электрической энергии - энергопроизводящие, энергопередающие, энергоснабжающие организации, потребители электрической энергии, системный оператор, оператор централизованной торговли электрической энергией и иные организации, осуществляющие деятельность на оптовом рынке электрической энергии;
      30) субъекты розничного рынка электрической энергии - энергопроизводящие, энергоснабжающие, энергопередающие организации, потребители электрической энергии и иные организации, осуществляющие деятельность на розничном рынке электрической энергии;
      31) суточный график производства-потребления электрической энергии - утвержденный системным оператором документ, регламентирующий почасовые величины производства и потребления электрической энергии на каждые календарные сутки, в соответствии с договорами по купле-продаже электрической энергии, заключенными участниками оптового рынка на рынках децентрализованной купли-продажи электрической энергии и централизованной торговли электрической энергии. Порядок составления суточного графика производства-потребления электрической энергии устанавливается уполномоченным органом;
      32) техническая диспетчеризация - услуга, оказываемая системным оператором по осуществлению централизованного оперативно-диспетчерского управления режимами производства и потребления электрической энергии в ЕЭС Казахстана;
      33) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий регулирование отношений, связанных с электроэнергетикой;
      34) централизованная торговля электрической энергией - сделки по купле-продаже электрической энергии, осуществляемые субъектами оптового рынка электрической энергии в электронной системе торговли на добровольной основе за исключением случаев, установленных настоящим Законом;
      35) централизованное оперативно-диспетчерское управление - осуществляемый системным оператором процесс непрерывного управления технически согласованной работой энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, обеспечивающий нормативный уровень надежности ЕЭС Казахстана и соблюдение нормативного качества электрической энергии;
      36) электроэнергетика - сфера производства, передачи и использования электрической и тепловой энергии;
      37) энергетическая экспертиза - экспертиза, проводимая в области электроэнергетики по действующим объектам, проектам реконструируемых, модернизируемых и вновь строящихся объектов, при расследовании технологических нарушений и аварий на энергетическом оборудовании в электрических и тепловых сетях, а также в случаях производственного травматизма на них на соответствие нормативным правовым и нормативным актам;
      38) энергопередающая организация - организация, осуществляющая на основе договоров передачу электрической или тепловой энергии;
      39) энергопроизводящая организация - организация, осуществляющая производство электрической и (или) тепловой энергии;
      40) энергоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям произведенной и (или) купленной электрической и (или) тепловой энергии.

       Статья 2. Законодательство об электроэнергетике

      Законодательство Республики Казахстан об электроэнергетике основывается на  Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

  Глава 2. Государственное управление и
регулирование в электроэнергетике

       Статья 3. Цели и задачи государственного управления в
                 электроэнергетике

      1. Государственное управление в электроэнергетике осуществляется в целях максимального удовлетворения спроса потребителей энергии и защиты прав участников рынка электрической и тепловой энергии путем создания конкурентных условий на рынке, гарантирующих потребителям право выбора поставщиков электрической и тепловой энергии, обеспечения надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса Республики Казахстан и единства управления им как особо важной системой жизнеобеспечения хозяйственно-экономического и социального комплексов страны.
      2. Государственное управление обеспечивает:
      1) эффективное функционирование и развитие электроэнергетического комплекса на основе единства управления, развития конкуренции, права выбора потребителями поставщика электрической и (или) тепловой энергии, регулирования деятельности субъектов естественной монополии и создания условий для защиты отечественных энергопроизводителей, а также надежность и безопасность строительства и эксплуатации линий электропередачи, электро- и энергоустановок;
      2) создание и совершенствование регулируемого рынка электрической и тепловой энергии;
      3) рациональное и экономное использование электрической и тепловой энергии;
      4) использование и развитие возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;
      5) привлечение инвестиций в развитие и перевооружение электроэнергетического комплекса;
      6) создание условий для выполнения комплекса мероприятий по охране окружающей среды, надежности и безопасности эксплуатации линий электропередачи, электро- и энергоустановок;
      7) создание условий для организации энергоснабжения в отдаленных районах страны;
      8) установление государственных стандартов надежности работы ЕЭС Казахстана и качества электрической энергии.
      3. Государственное управление в сфере электроэнергетики заключается:
      1) в лицензировании;
      2) в государственном регулировании тарифов (цен, ставок сбора);
      3) в демонополизации и приватизации объектов электроэнергетики;
      4) в государственном надзоре за надежностью, безопасностью и экономичностью производства, передачи, технической диспетчеризации и потребления электрической энергии;
      5) в разработке и утверждении нормативных правовых и нормативных актов, содержащих технические и технологические нормы регулирования деятельности и отношений в сфере производства, передачи, технической диспетчеризации и потребления электрической и тепловой энергии, а также нормы, обеспечивающие надежность, экономичность и безопасность строительства и эксплуатации линий электропередачи, электро- и энергоустановок.

       Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан
                 в области электроэнергетики

      Правительство Республики Казахстан в области электроэнергетики:
      1) разрабатывает основные направления государственной политики, руководит деятельностью центральных и местных исполнительных органов по ее реализации;
      2) разрабатывает государственные программы развития электроэнергетики и представляет их на утверждение Президенту Республики Казахстан;
      3) принимает решение о включении электрической энергии в перечень приобретаемого имущества (активов), реализуемого на торгах (аукционах) в соответствии с законодательством о государственных закупках.

       Статья 5. Функции уполномоченного органа

      Основными функциями уполномоченного органа являются:
      1) организация разработки и реализации государственной политики в области электроэнергетики;
      2) разработка стратегических и целевых программ развития электроэнергетики и контроль за их выполнением;
      3) участие в проведении государственной политики по стандартизации, метрологии и сертификации в пределах своей компетенции;
      4) содействие установлению взаимовыгодного сотрудничества с организациями электроэнергетических отраслей других государств;
      5) организация сотрудничества Республики Казахстан с другими государствами в области электроэнергетики и представление интересов Республики Казахстан в международных организациях в пределах своей компетенции;
      6) разработка и утверждение нормативных и нормативных правовых актов в области производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии и иных сферах, регулирующих отношения в электроэнергетике;
      7) разработка и утверждение нормативных актов в сфере технической эксплуатации и техники безопасности, эксплуатационных характеристик оборудования, норм расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций;
      8) разработка и утверждение правил организации и функционирования оптового и розничного рынков электрической энергии, рынка централизованной торговли электрической энергии, балансирующего рынка электрической энергии, рынка системных и вспомогательных услуг, оказания услуг системным оператором, доступа на рынки электрической энергии, пользования электрической и тепловой энергией, электросетевых правил, порядков осуществления проектирования, строительства и эксплуатации электрических станций и электрических сетей, мер для предотвращения и ликвидации аварийных нарушений;
      9) разработка и утверждение критериев отнесения линий электропередачи и подстанций к электросетевым объектам национальной электрической сети;
      10) лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании;
      11) утверждение порядка определения гарантирующего поставщика и зон их ответственности;
      12) выдача разрешения на проведение энергетической экспертизы, утверждение порядка и условий выдачи разрешений на проведение энергетической экспертизы;
      13) определение совместно с регулирующим органом зон оптового рынка электрической энергии.

       Статья 6. Лицензирование деятельности в области
                 электроэнергетики

      Лицензирование деятельности в области электроэнергетики осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

       Статья 7. Государственный энергетический надзор

      1. Надзор за выполнением технических требований нормативных правовых актов и требований к лицензируемым видам деятельности в сфере электроэнергетики, а также контроль за соблюдением правил пользования электрической и тепловой энергией осуществляются государственным органом по государственному энергетическому надзору (далее - Госэнергонадзор).
      2. Госэнергонадзор имеет право в установленном законодательством порядке:
      1) при нарушении требований нормативных правовых и нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере электроэнергетики, выдавать предписания, выполнение которых является обязательным в отношении объектов электроэнергетики Республики Казахстан;
      2) ставить вопрос о привлечении к ответственности физических и юридических лиц, допускающих нарушения требований нормативных правовых актов Республики Казахстан, регламентирующих надежность работы ЕЭС Казахстана и качество электроэнергии, безопасность эксплуатации объектов электроэнергетики, обязательства по энергосбережению и сохранность энергетического оборудования;
      3) доступа к электро- и энергоустановкам и к приборам технического и коммерческого учета;
      4) проводить проверку для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электро- и энергоустановок.
      3.  Положение о Госэнергонадзоре утверждается Правительством Республики Казахстан.

       Статья 8. Государственное регулирование тарифов
                 (цен, ставок сбора) в электроэнергетике

      1. Государственное регулирование тарифов (цен, ставок сбора) на продукцию и услуги субъектов естественной монополии осуществляется регулирующим органом в установленном законодательством порядке.
      2. Учет затрат по передаче электрической энергии в энергопередающих организациях должен вестись раздельно от затрат по другим видам деятельности в порядке установленном регулирующим органом.

       Статья 9. Недопустимость вмешательства в
                 производственно-технологическую деятельность

      Центральные исполнительные органы, а также местные представительные и исполнительные органы не вправе вмешиваться в производственно-технологическую деятельность организаций, связанную с производством и передачей электрической и тепловой энергии или с технологическим управлением этими процессами, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

       Статья 10. Отдельные меры государственного регулирования
                  и контроля при проектировании, строительстве и
                  эксплуатации электрических станций и
                  электрических сетей

      1. Проектирование, строительство и эксплуатация электрических станций и электрических сетей осуществляются в порядке, установленном уполномоченным органом.
      2. Проектирование и строительство дублирующих (шунтирующих) линий электропередачи и подстанций должно в обязательном порядке, осуществляться с предварительного уведомления и согласования с регулирующим органом.

       Глава 3. Системный оператор и участники отношений
производства, передачи, реализации и потребления
энергии на рынке электрической энергии

       Статья 11. Системный оператор

      1. Системный оператор выполняет следующие функции:
      1) оказывает системные услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети в соответствии с действующими стандартами надежности и качества, обеспечивает ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;
      2) оказывает системные услуги по технической диспетчеризации, осуществляя централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами работы ЕЭС Казахстана в соответствии с установленными стандартами надежности и качества электроэнергии, включая составление фактических балансов и формирование суточного графика производства-потребления электрической энергии;
      3) оказывает системные услуги по регулированию электрической мощности;
      4) оказывает системные услуги по физическому урегулированию дисбалансов электрической энергии;
      5) создает отдельную организацию, осуществляющую последующее финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии;
      6) определяет объем, структуру, распределение резервов мощности между энергопроизводящими организациями и задействование резервов мощности в ЕЭС Казахстана;
      7) осуществляет организацию функционирования балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени и рынка системных и вспомогательных услуг;
      8) взаимодействует с энергосистемами сопредельных государств по управлению и обеспечению устойчивости режимов параллельной работы;
      9) осуществляет техническое и методическое руководство по созданию единой информационной системы, автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, сопряженных устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики всех субъектов оптового рынка электрической энергии;
      10) обеспечивает равные условия для доступа субъектов оптового рынка электрической энергии к национальной электрической сети;
      11) обеспечивает участников конкурентного оптового рынка электрической энергии Казахстана информацией, не затрагивающей предметы, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
      12) согласовывает вывод в ремонт основного оборудования электростанций, линий электропередачи, устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики, систем технологического управления и контроль их готовности к работе;
      13) участвует в разработке режимов работы гидроэлектростанций с учетом их водно-хозяйственных балансов и режимов работы ЕЭС Казахстана;
      14) осуществляет разработку долгосрочного прогнозирования балансов электрической энергии.
      2. Системный оператор имеет право осуществлять куплю-продажу электрической энергии в следующих случаях:
      1) на технологические нужды в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях и на производственные нужды;
      2) для обеспечения договорных величин перетоков электрической энергии с энергосистемами сопредельных государств.
      3. Системный оператор осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление ЕЭС Казахстана.
      4. Централизованное оперативно-диспетчерское управление ЕЭС Казахстана заключается:
      1) в управлении режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в ЕЭС Казахстана, реализующем условия договоров купли-продажи, передачи электрической энергии, на регулирование электрической мощности, балансирование производства-потребления электрической энергии на основе нормативных правовых актов Республики Казахстан в соответствии с распределением зон и уровней оперативно-диспетчерского управления;
      2) в управлении режимами межгосударственных перетоков электрической энергии;
      3) в обеспечении предотвращения, локализации и ликвидации технологических нарушений в ЕЭС Казахстана;
      4) в оперативном управлении резервами мощности в ЕЭС Казахстана;
      5) в определении структуры, принципов, мест размещения, объемов и уставок систем релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, обеспечивающих надежную и устойчивую работу ЕЭС Казахстана;
      6) в формировании и утверждении суточных графиков производства, передачи и потребления электрической энергии в ЕЭС Казахстана;
      7) в составлении фактических балансов производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии.
      5. Оперативно-диспетчерское управление режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в ЕЭС Казахстана и выдача соответствующих распоряжений, осуществляется на основании текущих значений качественной характеристики электрической энергии - мощности.

       Статья 12. Распоряжения по режиму производства,
                  передачи и потребления электрической энергии
                  при осуществлении централизованного
                  оперативно-диспетчерского управления

      1. Распоряжения системного оператора по режимам производства, передачи и потребления электрической энергии, при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления, обязательны для исполнения всеми субъектами оптового рынка электрической энергии.
      2. Невыполнение оперативных распоряжений системного оператора при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления ЕЭС Казахстана, влечет за собой ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
      3. Системный оператор вправе отключать организацию, не выполняющую оперативные распоряжения по режиму производства, передачи и потребления электрической энергии от электрических сетей, находящихся под централизованным оперативно-диспетчерским управлением.

       Статья 13. Требования к участникам отношений
                  производства, передачи и потребления
                  электрической и тепловой энергии

      1. Участники отношений производства, передачи и потребления электрической и (или) тепловой энергии обязаны:
      1) предоставлять информацию, необходимую для осуществления централизованного оперативно-диспетчерского управления ЕЭС Казахстана и фактическую информацию по технико-экономическим показателям работы электростанций (выработку, отпуск с шин, собственные нужды, удельные расходы на отпуск с шин электроэнергии и прочее);
      2) предоставлять системному оператору, энергопроизводящим, энергопередающим, энергоснабжающим организациям и Госэнергонадзору доступ к приборам коммерческого учета;
      3) обеспечить качество электрической и тепловой энергии в соответствии с требованиями, установленными государственными стандартами и иными нормативными актами по стандартизации;
      4) осуществлять совместно с системным оператором регулирование и поддержание стандартной частоты в ЕЭС Казахстана на основе заключенных договоров;
      5) поддерживать в рабочем состоянии свое основное и вспомогательное оборудование, средства противоаварийной и режимной автоматики, релейной защиты, диспетчерского технологического управления в соответствии с требованиями нормативно-технических актов;
      6) устанавливать новые и производить усовершенствование эксплуатируемых устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики на своих объектах в объемах, определяемых уполномоченным органом.
      2. Региональные электросетевые компании обеспечивают соблюдение суточных графиков производства-потребления всеми субъектами розничного рынка электрической энергии, присоединенными к их сети и соблюдение согласованных с системным оператором сальдо-перетоков электроэнергии между сетями региональных электросетевых компаний и национальной электрической сетью в целом.
      3. В случае прекращения энергоснабжения не по вине потребителя, энергоснабжающая организация - гарантирующий поставщик электрической энергии обеспечивает на договорной основе энергоснабжение потребителей.
      4. Энергоснабжающие организации осуществляют покупку электрической энергии в целях энергоснабжения своих потребителей у энергопроизводящих организаций.
      5. Энергопроизводящие организации обеспечивают поддержание резервов мощности, объем, структуру и размещение в порядке, установленном правилами организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг.
      6. Системный оператор обеспечивает надежность работы ЕЭС Казахстана.
      7. Участники отношений производства, передачи и потребления электрической энергии несут взаимные обязательства за финансовое урегулирование на балансирующем рынке электроэнергии дисбалансов электроэнергии между договорными и фактическими величинами производства-потребления электрической энергии на основании расчетов объемов балансирующей электроэнергии представляемых системным оператором по результатам физического урегулирования дисбалансов электроэнергии.
      8. Субъекты оптового рынка электрической энергии независимо от формы собственности обязаны участвовать в балансирующем механизме (рынке) в режиме реального времени.
      9. Участники отношений производства, передачи и потребления электрической и (или) тепловой энергии при неисполнении своих обязанностей несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

       Глава 4. Организация энергоснабжения на основе
функционирования рынка электрической энергии

       Статья 14. Рынок электрической и тепловой энергии

      1. Энергоснабжение в Республике Казахстан осуществляется в условиях функционирования рынков электрической и тепловой энергии.
      2. Электрическая и тепловая энергия являются товаром на рынке.
      3. Рынок электрической энергии состоит из двух уровней: оптового и розничного рынков электрической энергии, а рынок тепловой энергии состоит из одного уровня - розничного рынка.
      4. Энергопроизводящие организации и энергоснабжающие организации - гарантирующие поставщики электрической энергии должны участвовать в централизованной торговле электрической энергии в порядке, установленном уполномоченным органом.
      5. Системный оператор, региональные электросетевые компании и иные организации, владеющие электрическими сетями, обеспечивают свободный доступ к рынку электрической энергии всех участников рынка в порядке, установленном уполномоченным органом.
      6. Энергопередающая организация не вправе отказывать в подключении энергопроизводящих организаций и потребителей к электрическим и тепловым сетям, а также в передаче электрической или тепловой энергии при условии выполнения ими, а также энергоснабжающими организациями требований, установленных нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
      7. Отношения, возникающие при производстве, передаче, реализации и потреблении энергии на рынке электрической или тепловой энергии, регулируются в электроэнергетике соответствующими договорами.

       Статья 15. Оптовый рынок электрической энергии

      1. Оптовый рынок электрической энергии состоит из:
      1) рынка децентрализованной купли-продажи электроэнергии, функционирующего на основе самостоятельно заключаемых участниками рынка (покупателями и продавцами) договоров купли-продажи электрической энергии по ценам и условиям поставки, устанавливаемым соглашением сторон;
      2) рынка централизованной торговли электрической энергии, представляющего собой организованную торговую площадку для купли-продажи электрической энергии на краткосрочном (спот торги), среднесрочном (неделя, месяц) и долгосрочном (квартал, год) основании;
      3) балансирующего рынка в режиме "реального времени", функционирующего в целях физического и последующего финансового урегулирования почасовых дисбалансов, возникающих в операционные сутки между фактическими и договорными величинами производства и потребления электрической энергии в ЕЭС Казахстана, утвержденного системным оператором суточного графика;
      4) рынка системных и вспомогательных услуг, функционирующего на основе как приобретения у субъектов оптового рынка электрической энергии, так и оказания системным оператором соответствующих услуг субъектам оптового рынка электрической энергии для обеспечения установленных стандартами надежности работы ЕЭС Казахстана и качества электроэнергии.
      2. Условия организации и функционирования зон оптового рынка электрической энергии могут быть различными и устанавливаются уполномоченным органом.
      3. Оператор рынка централизованной торговли:
      1) осуществляет организацию и проведение спот торгов;
      2) осуществляет организацию и проведение централизованной торговли электрической энергии на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды;
      3) обеспечивает равные условия доступа субъектов оптового рынка электрической энергии на рынок централизованной торговли электрической энергии;
      4) определяет соответствие субъектов оптового рынка электрической энергии требованиям, установленным правилами централизованной торговли электрической энергии;
      5) осуществляет регистрацию и учет заключенных сделок по купле-продаже электроэнергии на централизованных торгах электрической энергии;
      6) обеспечивает субъектов оптового рынка электрической энергии информацией по индикативным ценам на электроэнергию, сложившимся на централизованных торгах и другой рыночной информацией в пределах своей компетенции.

       Статья 16. Розничный рынок электрической энергии

      1. Порядок доступа на розничный рынок электрической энергии определяется уполномоченным органом.
      2. Региональные электросетевые компании осуществляют функции передачи электрической энергии по электрическим сетям в границах ее балансовой принадлежности.
      3. В целях обеспечения надежного централизованного оперативно-диспетчерского управления ЕЭС Казахстана в пределах одной административно-территориальной единицы (области) должна функционировать одна региональная электросетевая компания.
      4. Энергоснабжающие организации, гарантирующие поставщики электрической энергии и региональные электросетевые компании, в пределах сферы своей ответственности, отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения и качество электрической энергии.
      5. Потребление электрической энергии не подлежит ограничению, за исключением случаев нарушения потребителем обязательств, предусмотренных законами и договором купли-продажи электрической энергии.
      6. Гарантирующим поставщикам при осуществлении хозяйственной деятельности не могут быть предоставлены преимущества по отношению к иным энергоснабжающим организациям.
      7. Договор энергоснабжения между гарантирующими поставщиками и потребителями электрической энергии является публичным.

       Статья 17. Договоры на оптовом рынке электрической энергии

      1. Купля-продажа электрической энергии, оказание услуг по передаче электрической энергии, технической диспетчеризации, регулированию электрической мощности, балансированию производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электроэнергии осуществляются на основании договоров, заключаемых в соответствии с  Гражданским кодексом , настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
      2. Договоры купли-продажи электрической энергии должны содержать:
      1) график суточного электропотребления;
      2) порядок резервирования энергопроизводящими организациями электрической мощности;
      3. Договоры купли-продажи электрической энергии, договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии, технической диспетчеризации, регулированию электрической мощности, балансированию производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электроэнергии должны содержать условия и порядок прекращения энергоснабжения или оказания соответствующих услуг в случае несвоевременной оплаты по договору.

       Статья 18. Договоры на розничном рынке электрической
                  и   тепловой энергии

      1. Энергоснабжающие и энергопередающие организации обязаны предоставлять равные условия для всех участников розничного рынка электрической и тепловой энергии.
      2. Купля-продажа электрической и тепловой энергии на розничном рынке осуществляется на основании договоров купли-продажи, заключаемых потребителями с энергоснабжающими организациями самостоятельно.
      3. Цены и условия поставки электроэнергии, поставляемой энергоснабжающими организациями, устанавливаются в соответствии с договором купли-продажи по соглашению сторон с учетом тарифа энергопередающей организации.
      4. Передача электроэнергии по региональным электрическим сетям осуществляется на основании договора на оказание услуг по передаче электроэнергии, заключаемом энергоснабжающей организацией или потребителем с региональной электросетевой компанией.
      5. Энергопередающие организации:
      1) в случае нарушения договорных условий имеют право прекратить передачу электрической или тепловой энергии в установленном уполномоченным органом порядке;
      2) не допускают не установленные договором перерывы, прекращение или ограничение передачи электрической и (или) тепловой энергии за исключением случаев аварийных нарушений.

       Статья 19. Права потребителей электрической
                  и тепловой   энергии

      1. Потребители электрической и тепловой энергии имеют право:
      1) получать электрическую и тепловую энергию в соответствии с заключенными договорами;
      2) требовать от энергопроизводящей, энергопередающей и энергоснабжающей организаций возмещения убытков, вызванных недопоставкой или поставкой некачественной электрической и тепловой энергии в соответствии с условиями заключенных договоров;
      3) обращаться в суд для решения спорных вопросов, связанных с заключением и исполнением договоров.

       Статья 20. Обязанности потребителей электрической и
                  тепловой энергии

      1. Потребители электрической и тепловой энергии обязаны:
      1) поддерживать надлежащее техническое состояние токоприемников и приборов коммерческого учета, выполнять требования к их техническому состоянию в соответствии с правилами пользования электрической и тепловой энергией;
      2) соблюдать режимы энергопотребления, определенные договором купли-продажи электрической и тепловой энергии;
      3) выполнять нормативные требования, направленные на поддержание стандартной частоты электрической энергии в ЕЭС Казахстана;
      4) своевременно оплачивать отпущенную, переданную и потребленную электрическую и (или) тепловую энергию согласно заключенным договорам;
      5) допускать работников энергоснабжающих и энергопередающих организаций к приборам коммерческого учета, а также работников Госэнергонадзора для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электро- и энергоустановок.

       Глава 5. Управление объектами электроэнергетики
при аварийных нарушениях в ЕЭС Казахстана

       Статья 21. Меры, предпринимаемые для предотвращения и
                  ликвидации аварийных нарушений

      1. Классификация аварийных нарушений в ЕЭС Казахстана, порядок осуществления мер, предпринимаемых для их предотвращения и ликвидации, определяется уполномоченным органом.
      2. Для ликвидации системных аварий системный оператор привлекает резервные мощности любых энергопроизводящих организаций, независимо от формы собственности, и автономные источники питания потребителей.
      3. При недостатке мощности для ликвидации аварийных нарушений системный оператор имеет право оперативно вносить изменения в утвержденные графики расходов воды через гидроузлы для использования аварийного резерва гидроэлектростанций.
      4. При возникновении дисбаланса, непокрываемого балансирующим рынком электрической энергии, в целях поддержания нормативной частоты электрического тока в ЕЭС Казахстана системный оператор имеет право осуществлять куплю-продажу электрической энергии.

       Статья 22. Энергоснабжение по аварийной брони

      1. При возникновении системной аварии энергоснабжение потребителей осуществляется по разрабатываемым энергопередающими организациями схемам, обеспечивающим поставку электрической мощности в размере аварийной брони для организаций хозяйственной инфраструктуры, в силу технологических причин нуждающихся в непрерывном энергоснабжении, остановка деятельности которых влечет за собой угрозу жизни людей, а также катастрофические экологические, социальные или экономические последствия.
      2. Порядок и условия энергоснабжения потребителей, имеющих аварийную бронь, утверждается Правительством Республики Казахстан.
      3. Аварийная бронь предоставляется в случае ее обеспечения государственным бюджетом в пределах сумм, предназначенных на расходы государственных учреждений по потреблению электрической энергии, а также при наличии соответствующей финансовой гарантии банка, оформленной в установленном Правительством порядке для государственных предприятий и иных организаций, содержащихся за счет собственных доходов.

       Статья 23. Обеспечение сохранности и целостности
                  объектов электроэнергетики

      1. Охрана наиболее важных объектов электроэнергетики осуществляется специальными службами военизированной охраны или подразделениями Министерства внутренних дел. Перечни таких объектов устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
      2. Учитывая особую опасность и уязвимость электрических и тепловых сетей, по представлению уполномоченного органа Правительством Республики Казахстан утверждаются правила охраны электрических и тепловых сетей, обязательные для юридических и физических лиц.
      3. Юридические и физические лица, виновные в повреждении или хищении оборудования и устройств электроэнергетики, самовольном подключении к электрическим и тепловым сетям и хищении продукции электроэнергетики, а также в других действиях, которые могут привести к ущербу в электроэнергетике, к снижению безопасности объектов электроэнергетики и надежности энергоснабжения потребителей, несут материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
      4. Имущество энергопроизводящих, энергопередающих организаций, участвующее в едином технологическом процессе производства и передачи электрической и (или) тепловой энергии является неделимым.
      5. Купля-продажа, передача в аренду или в доверительное управление объектов электроэнергетики и (или) его отдельных частей, независимо от форм собственности, осуществляется с предварительного уведомления и согласования с уполномоченным и регулирующим органами.

       Статья 24. Заключительные и переходные положения

      1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением:
      1) пункта 3 статьи 13, который вводится с 1 июля 2004 года;
      2) пункта 8 статьи 13, который вводится с 1 октября 2005 года;
      3) пункта 4, статьи 14, который вводится с 1 июля 2004 года;
      4) пункта 3, статьи 16, который вводится с 1 октября 2004 года.
      2. Нормы, установленные подпунктом 3) пункта 1 и подпунктом 2) пункта 2 статьи 11, действуют до 1 октября 2005 года.
      3. Энергопередающим организациям осуществить разделение деятельности по передаче электрической и (или) тепловой энергии от деятельности по энергоснабжению до 1 июля 2004 года.
      4. Региональным электросетевым компаниям осуществить разделение деятельности по передаче электрической энергии от деятельности по энергоснабжению путем создания энергоснабжающих организаций до 1 июля 2004 года.
      5. Признать утратившим силу  Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 года "Об электроэнергетике" ("Казахстанская правда" от 24.08.99 г. N 206-207).

       Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.