Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Указ
Президента Республики Казахстан О Государственной программе развития образования
в Республике Казахстан на 2005-2010 годы
В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан и в целях развития системы образования Республики Казахстан постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы.
3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
4. Контроль и координацию обеспечения выполнения Программы возложить на Министерство образования и науки Республики Казахстан.
5. Министерству образования и науки Республики Казахстан один раз в полугодие не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
Утверждена
Указом Президента
Республики Казахстан
от "___"______2004 года N___
Государственная программа развития образования
в Республике Казахстан на 2005-2010 годы
1. Паспорт Программы
Наименование программы Государственная программа развития
образования в Республике Казахстан
на 2005-2010 годы
Основание для разработки Послание Президента Республики Казахстан
народу Казахстана от 19 марта 2004 года
"К конкурентоспособному Казахстану,
конкурентоспособной экономике,
конкурентоспособной нации",
Стратегический план развития Республики
Казахстан до 2010 года, утвержденный
Указом Президента Республики Казахстан
от 4 декабря 2001 года N 735
Ответственный Министерство образования и науки
исполнитель Республики Казахстан
Цель Модернизация национальной системы
многоуровневого образования на основе
приоритетов Стратегического плана
развития Республики Казахстан до 2010
года для повышения качества подготовки
человеческих ресурсов, удовлетворения
потребностей личности и общества
Задачи Обеспечение доступности качественного
образования для всех слоев населения;
совершенствование нормативной правовой
базы функционирования национальной
системы образования на основе дальнейшей
демократизации управления образованием;
воспитание казахстанского патриотизма,
толерантности, высокой культуры,
уважения к правам и свободам человека;
приоритетное развитие государственного
языка;
обновление содержания и структуры
образования на основе отечественных
традиций, мирового опыта и принципов
устойчивого развития;
переход на 12-летнее среднее общее
образование;
реструктуризация системы
профессионального образования
и подготовки кадров в соответствии с
рекомендациями Международной стандартной
классификации образования (МСКО);
создание целостной трехступенчатой
системы подготовки кадров: бакалавриат -
магистратура - докторантура, основанной
на аккумулирующей кредитной системе
обучения;
повышение качества подготовки
высококвалифицированных и
конкурентоспособных кадров для всех
отраслей экономики;
интеграция в мировое образовательное
пространство;
создание национальной системы оценки
качества образования;
формирование единой образовательной
информационной среды;
совершенствование учебно-методического
и научного обеспечения образовательного
процесса;
укрепление материально-технической базы
системы образования;
интеграция образования, науки и
производства;
создание механизмов привлечения ресурсов
секторов экономики для повышения
качества образования;
совершенствование финансового, кадрового
обеспечения системы образования,
повышение социального статуса
педагогических работников;
обеспечение баланса государственного,
общественного и личностного интересов
в системе многоуровневого непрерывного
образования
Необходимые ресурсы Объем расходов государственного бюджета,
и источники необходимых для реализации Программы, финансирования составит 330 812,0 млн. тенге, в том
числе из средств республиканского
бюджета 175769,8 млн. тенге, из средств
местных бюджетов 155 042,2 млн. тенге
По годам Всего Республи- Местный
канский бюджет
бюджет
2005 год 41402,2 23379,8 18022,4
2006 год 53514,2 34036,9 19477,3
2007 год 53855,9 32150,8 21705,1
2008 год 57769,3 26216,8 31552,5
2009 год 61600,0 29484,4 32115,6
2010 год 62670,4 30501,1 32169,3
Объемы финансирования Программы в
2006-2010 годы будут уточняться при
планировании республиканского и местных
бюджетов на соответствующий финансовый
год.
Ожидаемые В результате реализации Программы:
результаты будет создана эффективная система
управления образованием, обеспечивающая
формирование профессионально-компетентной
личности, конкурентоспособного
специалиста, способное самостоятельно и
творчески решать профессиональные
задачи, осознавать личностную и
общественную значимость профессиональной
деятельности, нести ответственность за
ее результаты;
будет обеспечена реализация принципа
"образование для всех в течение всей
жизни";
будут созданы условия для получения
качественного, конкурентоспособного
образования, ориентированного на
результат;
осуществится переход на 12-летнее
среднее общее образование;
будут обеспечены доступность и
преемственность всех уровней образования;
будет обеспечено опережающее развитие
образования по сравнению с другими
социальными сферами и отраслями
экономики;
осуществится переход на трехступенчатую
систему подготовки специалистов:
бакалавриат - магистратура -
докторантура;
будет создана эффективная система
научного и учебно-методического
обеспечения всех уровней образования;
будет создана единая образовательная
информационная среда системы образования;
будет создана система статистических
показателей образования, адекватных
международным статистическим стандартам;
будут созданы система мониторинга и
прогнозирования развития системы
образования, национальная система оценки
качества образования;
будут усилены государственная поддержка
и совершенствование механизмов
стимулирования труда педагогических
работников;
будут созданы условия для социального
партнерства в профессиональной
подготовке кадров;
активизируется научная и инновационная
деятельность в сфере образования
Сроки 2005-2010 годы
реализации Программа будет реализовываться в два
этапа:
первый этап - 2005-2007 годы;
второй этап - 2008-2010 годы
2. Введение
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации". Программа определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области образования и служит основанием для внесения изменений и дополнений в законодательство, систему управления и финансирования, структуру и содержание системы образования, кадровую и социальную политику.
Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях.
Программа разработана на основе анализа результатов реализации Государственной программы "Образование", утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 года N 448 (далее - Программа "Образование").
3. Анализ состояния системы образования
Республика Казахстан признана мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости страна достигла значительного роста в экономике, интегрируясь в мировое сообщество.
В этом контексте возрастают роль и значение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня общественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны. Преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики.
В условиях быстроизменяющегося мира и лавинообразного увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена система казахстанского образования (знаниецентризм). Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся такие компетенции, как умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность). Казахстанская система образования продолжает развиваться в условиях устаревших методологической базы, структуры и содержания, не позволяющих ей занять достойное место в мировом образовательном пространстве. Содержание образования остается фактологическим и не ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни общества. Отсутствие унифицированной системы управления образованием на региональном уровне, недостаток штатной численности специалистов в отделах образования отрицательно сказываются на эффективности управления образованием.
Дошкольное воспитание и обучение
Большинство развитых стран создают возможности для равного доступа к дошкольному образованию. Это выражается не только в уровне финансирования (9,5% от общего бюджета образования стран Организации экономического сотрудничества и развития, 1999 г.), но и в создании различных моделей дошкольного воспитания, основанных на полнодневном или кратковременном пребывании детей: обязательные материнские школы, школы для малышей, для детей в возрасте от 3 до 5 лет, игровые группы, группы присмотра и ухода за детьми.
В Казахстане, по сравнению с 2000 годом, количество дошкольных организаций выросло на 12 единиц (1%), в то время как контингент в них вырос на 25421 ребенка (18,7%), что свидетельствует о дисбалансе между ростом востребованности в дошкольном воспитании и обучении и возможностями удовлетворить эту востребованность (таблица 1). В результате на 100 мест в дошкольной организации приходится от 105 до 130 детей. В целом по республике около 22 тыс. детей стоят в очереди на устройство в дошкольные организации, 127 тыс. пяти-шестилетних детей должны быть охвачены программами предшколы.
Таблица 1
__________________________________________________________________
Годы ! Сеть ! Контингент
------------------------------------------------------------------
2000 1144 135287
2001 1167 146375
2002 1162 153965
2003 1156 160708
___________________________________________________________________
В системе дошкольного воспитания трудится 16,3 тысячи педагогических работников, из которых 38,7% имеют высшее педагогическое образование, 52,8 % - среднее специальное педагогическое образование, 6,4 % - незаконченное высшее педагогическое образование, 2,1 % - среднее образование. 40 % педагогов дошкольных организаций имеют высшую и первую категории, 31,2 % - без категории.
Создается нормативная правовая и учебно-методическая база дошкольного воспитания. Разработано, апробировано и в 2003/2004 учебном году впервые внедрено 19 учебно-методических комплексов из 82 наименований на государственном и русском языках.
В 1999 году в Казахстане введена обязательная предшкольная подготовка детей, что способствовало росту охвата детей программами предшкольной подготовки (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Показатели охвата детей предшкольной
подготовкой и дошкольным обучением (%)
см. бумажный вариант
Вместе с тем, в дошкольном образовании имеется ряд проблем. В настоящее время только около 40% детей в предшколе обеспечено учебниками за счет местных бюджетов. В действующих детских садах морально и физически устарели мебель, спортивный инвентарь, библиотечный фонд, игрушки, наглядные средства обучения. Только 58% районных и городских отделов образования укомплектованы специалистами по дошкольному воспитанию.
Финансирование по остаточному принципу дошкольных организаций, которые имеют статус ГККП (государственные коммунальные казенные предприятия), привело к увеличению оплаты пребывания ребенка в детском саду и сделало дошкольные организации недоступными для малоимущих и уязвимых слоев населения, которые наиболее нуждаются в них.
В целом дошкольное воспитание и обучение характеризуются низким охватом детскими садами детей в возрасте от одного года до шести лет (19,1%). Обязательную программу предшколы получают 40% пятилетних и 60% шестилетних детей.
Среднее общее образование
Зарубежный опыт реформ в общеобразовательной школе свидетельствует об увеличении сроков обучения до 12-13 лет, внедрении внешнего оценивания учебных достижений и профильного обучения учащихся старшей ступени.
Среднее общее образование Казахстана характеризуется увеличением численности общеобразовательных школ и уменьшением контингента учащихся в отдельных регионах ввиду демографических и миграционных процессов, что повлекло рост количества малокомплектных школ (таблица 2).
Таблица 2
___________________________________________________________________
Учебный год ! Количество школ ! Контингент обучающихся
-------------------------------------------------------------------
2000/2001 8109 3043,3
2001/2002 8171 3019,5
2002/2003 8164 3095,6
2003/2004 8260 302+6,2
-------------------------------------------------------------------
В республике действует 4272 малокомплектные (далее - МКШ) общеобразовательные школы (52 % от общего количества школ). В них обучается 429,1 тыс. детей (14,1 % от общего контингента обучающихся). Затраты на обучение 1 учащегося МКШ на 30 - 100 % (в зависимости от региона) выше, чем в обычной школе. Ввиду отдаленности школ от мест проживания организован подвоз 37 тысяч детей.
Функционирует 3687 (44,6 %) общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 2069 (26,1 %) школ с казахским и русским языками обучения. Увеличивается контингент учащихся школ с государственным языком обучения. Если в 2000 году на государственном языке обучалось 52,1 %, то в настоящее время - 54,8% школьников. Действуют школы с родными языками обучения - узбекским, уйгурским, немецким, таджикским, украинским и другими. В общеобразовательных школах республики работает более 270 тысяч педагогов, из них 195,8 тысяч имеют высшее образование, более 60 тысяч - среднее профессиональное. 36,5 тысяч педагогов имеют высшую категорию, 67,0 тысяч - первую. В малокомплектных школах работает более 64 тысяч учителей.
В учебный процесс общеобразовательных школ внедрены учебники нового поколения 1-8 классов, которыми бесплатно обеспечиваются учащиеся-сироты, дети из малообеспеченных и многодетных семей. В профессиональных школах (лицеях), колледжах внедряются отечественные учебники по специальным дисциплинам.
В результате реализации Государственной программы "Образование" количество психолого-медико-педагогических консультаций увеличилось на 27 единиц, что позволило обеспечить выявление детей, нуждающихся в специальном обучении.
В республике действует 614 интернатных учреждений, где содержится за счет государства около 75 тысяч детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из малообеспеченных и многодетных семей, с девиантным поведением; 18 детских домов-интернатов, в том числе один для детей с физическими недостатками, где воспитывается 2,8 тысяч детей, находящихся на полном государственном обеспечении.
Открыто 5 детских деревень семейного типа и 17 домов юношества, где условия жизни приближены к семейным. Получает развитие патронатная форма воспитания.
С 2000 года количество внешкольных организаций увеличилось на 25 единиц, охват учащихся - на 1,6 % (таблица 3).
Таблица 3
___________________________________________________________________
Учебный год ! Количество внешкольных ! Контингент
! организаций !
-------------------------------------------------------------------
2000/2001 568 219126
2001/2002 598 251684
2002/2003 617 266547
2003/2004 629 291545
--------------------------------------------------------------------
Вместе с тем, в среднем общем образовании обозначились проблемы, требующие своего решения. Из-за отсутствия опыта создания учебников, школы авторов, финансового механизма обеспечения полноценной экспертизы и институциональной поддержки - качество учебников вызывает нарекания педагогической общественности.
Эксплуатация устаревших и отсутствие современных учебной мебели и оборудования, спортивного инвентаря (особенно в сельских школах) не позволяют выполнять в полном объеме требования государственного общеобязательного стандарта образования и негативно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. Каждая третья школа республики не имеет предметных кабинетов: химии, физики, биологии, математики и др., специализированных лабораторий и спортивных залов.
256 школ находятся в аварийном состоянии. Нуждается в капитальном ремонте более 2 тысяч школ. Дефицит ученических мест по стране составляет около 500 тысяч.
Государственные общеобязательные стандарты образования, основанные на предметном подходе, не дают ученику четко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30 % старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. 70% будущих выпускников обладают низкой самооценкой и не подготовлено к самостоятельности в жизни. Из-за недостаточной профилизации обучения на старшей ступени выпускники школ остаются невостребованными на рынке труда.
Результаты комплексного тестирования показывают невысокий уровень знаний абитуриентов. Доля получивших неудовлетворительные оценки в течение 5 лет остается неизменной и составляет 28-30 %. Итоги единого национального тестирования (ЕНТ) 2004 года, показывают, что 24,2 % выпускников школ не набрали порогового уровня в 40 баллов из 120 возможных, лишь 0,7 % подтвердили отличные оценки, набрав 101-120 баллов.
Из более 120 тысяч детей с ограниченными возможностями только треть охвачена специальным образованием в коррекционных организациях. Нормативная правовая и программно-методическая база специального образования, система подготовки и переподготовки педагогических кадров для коррекционных учреждений нуждаются в совершенствовании и обновлении. Отсутствует система централизованного учета детей с ограниченными возможностями. Слабо развивается инклюзивное образование.
Вывод части детских юношеских спортивных школ из системы образования привел к потере единой координации внешкольной работы, снижению уровня военно-патриотического и физического воспитания, уровня охвата подростков оздоровительными программами.
Начальное и среднее профессиональное образование
Анализ состояния профессионального образования в развитых странах свидетельствует о наличии механизмов стимулирования работодателей для участия в процессе подготовки кадров, наличии институциональной основы регулирования качества профобразования (национальные центры присвоения и подтверждения квалификаций) и высокой мобильности и интегрированности профессиональных программ.
Систему начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан представляют 722 учебных заведения, в том числе 307 профессиональных школ (лицеев) и 415 колледжей с общим контингентом обучающихся 341,3 тыс. чел.
Контингент обучающихся в учебных заведениях начального профессионального образования с 2000 по 2004 годы увеличился на 10,3 тысяч человек (таблица 4).
Таблица 4
___________________________________________________________________
Учебный год ! Количество ! Контингент ! Количество обучающихся
! ПШ (ПЛ) ! обучающихся ! за счет средств госбюджета
-------------------------------------------------------------------
2000/2001 306 88,3 75,4
2001/2002 312 88,1 72,1
2002/2003 312 89,6 82,3
2003/2004 307 98,7 91,3
--------------------------------------------------------------------
По сравнению с 2000 годом количество колледжей выросло на 101 единицу за счет открытия частных учебных заведений. Контингент обучающихся в колледжах увеличился на 86,5 тыс. человек (таблица 5).
Таблица 5
____________________________________________________________________
Учебный год ! Количество ! Контингент ! Количество обучающихся
! колледжей ! обучающихся ! за счет средств госбюджета
--------------------------------------------------------------------
2000/2001 314 156,1 43,8
2001/2002 349 189,8 45,7
2002/2003 382 207,9 54,8
2003/2004 415 242,6 63,3
--------------------------------------------------------------------
В учебных заведениях начального и среднего профессионального образования работает 28,1 тысяча педагогов. Из них имеют высшее образование 2231 человек, среднее профессиональное - 5647 человек, остальные - среднее техническое. Имеют высшую категорию 7580 человек, первую - 6989. В колледжах работают 5 докторов наук и 96 кандидатов наук.
Вместе с тем, развитие нерегулируемого рынка образовательных услуг в быстро изменяющейся экономической ситуации, отсутствие социального партнерства между работодателями и системой начального и среднего профессионального образования привели к диспропорции в подготовке кадров по уровням образования и секторам экономики. Количество подготавливаемых специалистов технического и обслуживающего труда в расчете на 10 тысяч населения значительно ниже, чем в сфере высшего образования, и составляет в колледжах 162 учащихся, в профессиональных школах - 66 учащихся, в то время как в вузах - 439 студентов. Наблюдается увеличение подготовки кадров для сферы обслуживания и непроизводственного сектора, в то время как потребность в технических, строительных и сельскохозяйственных специальностях остается неудовлетворенной (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Контингент учащихся профессиональных школ (лицеев)
в 2003-2004 учебном году в разрезе отраслей экономики
см. бумажный вариант
Контингент учащихся колледжей в 2003-2004
учебном году в разрезе направлений обучения
см. бумажный вариант
Работодатели и другие социальные партнеры слабо задействованы в формировании заказа на подготовку специалистов технического и обслуживающего труда. Нет механизма привлечения средств частного сектора экономики в организацию профессионального образования и подготовки кадров. Требуется капитальный ремонт 122 зданий профессиональных школ (45 %), текущий ремонт 115 (42,1 %), недостает 153 кабинетов профессионального цикла, 146 - общеобразовательного цикла, 108 учебных лабораторий, 78 учебных мастерских, 33 столовых, 72 медпунктов.
На организацию производственного обучения, приобретение учебных материалов, инструментов и оборудования, переподготовку и повышение квалификации кадров финансовые средства не выделяются.
Выделенные финансовые средства расходуются, в основном, на выплату заработной платы и социальный налог (54 %), на питание, обмундирование и стипендию (23 %), коммунальные услуги (10 %), содержание и обслуживание помещений (3 %).
Потребность в кадрах профшкол и колледжей составляет 934 преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения. Сохраняется тенденция старения кадрового состава профессиональных школ и колледжей, оттока наиболее квалифицированных преподавателей в малый и средний бизнес. Молодые специалисты из-за низкого уровня оплаты труда и социального статуса педагога не мотивированы для работы в профшколах и колледжах.
Структура управления и учебно-методического обеспечения учебных заведений профессионального образования и подготовки кадров на областном уровне не укреплялась с момента передачи функции управления и финансирования этих учебных заведений местным представительным и исполнительным органам власти (1996 год).
Структура и образовательные программы профессионального образования и подготовки кадров технического и обслуживающего труда по уровням квалификации не соответствуют Рекомендациям о техническом и профессиональном образовании (ЮНЕСКО, 2001 год), критериям программ Международной стандартной классификации образования (МСКО, 1997 год), что уменьшает мобильность, гибкость системы профессионального образования и снижает вероятность ее признания в мировом образовательном пространстве.
Высшее образование
Анализ развития системы высшего и послевузовского образования ведущих стран мира свидетельствует о том, что наиболее распространенной и признанной является трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат - магистратура - докторантура Ph.D, основанная на кредитной системе обучения. Данная модель практикуется в университетах США и большинства стран Европы. Она является наиболее гибкой и эффективной, обеспечивает академическую мобильность и востребованность выпускников в быстро меняющихся условиях рынка труда.
Система высшего образования Республики Казахстан представлена 180 высшими учебными заведениями и 86 филиалами вузов. 9 ведущих университетов имеют особый статус. В целях совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в 2004 году открыто 5 государственных педагогических вузов.
Увеличивается количество высших учебных заведений, контингент студентов и государственный образовательный заказ (таблица 6).
Таблица 6
____________________________________________________________________
Учебный год ! Количество ! Контингент ! Госзаказ (помимо
! вузов ! обучающихся ! продолжающих обучение)
-------------------------------------------------------------------
2000/2001 181 440715 21970
2001/2002 182 514738 25265
2002/2003 173 590982 25465
2003/2004 180 656561 26465
--------------------------------------------------------------------
Из 41 тысячи человек профессорско-преподавательского состава вузов - 2520 докторов и 11610 кандидатов наук. Численность студентов на 10000 населения увеличилась с 257 человек в 2000-2001 учебном году до 439 в 2003-2004 учебном году.
В ходе реализации Государственной программы "Образование" , принятой в 2000 году, усовершенствован классификатор специальностей высшего образования. Разработаны государственные общеобязательные стандарты высшего образования с унифицированными образовательными программами начальных курсов, обеспечившими технологичность учебного процесса. Дисциплины специальностей и направлений подготовки высшего образования обеспечены 7000 типовыми учебными программами.
В целях обеспечения равного доступа к получению высшего профессионального образования и отбора наиболее подготовленной молодежи введена новая модель формирования студенческого контингента через комплексное или единое национальное тестирование и предоставление государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов на конкурсной основе.
Заложены основы для перехода системы подготовки кадров на общепринятую в мире бакалаврско-магистерскую модель. Вузам предоставлена значительная академическая свобода. Активизировались научные исследования, используемые в обучении, академическая мобильность. Около 19 тысяч граждан Республики Казахстан обучается в вузах 35 стран мира, в том числе 16,4 тыс. - в вузах России. 800 человек стали обладателями международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак". 8690 иностранных граждан обучаются в вузах республики.
Вместе с тем снижение требований отдельных вузов и их многочисленных филиалов к уровню подготовки абитуриентов и студентов, при недостаточном интеллектуальном, кадровом, материально-техническом потенциале высшей школы, приводит к снижению качества подготовки специалистов. Это вызывает необходимость совершенствования нормативной правовой базы в направлении усиления требований к кадровому обеспечению и материально-технической базе вузов.
Существующая в вузах подготовка по узкопрофильным специальностям ориентированна только на стабильные отрасли и потребителей, которые характерны для плановой экономики. Требуют дальнейшего развития социальное партнерство и адресная подготовка кадров, особенно на региональном уровне. Наблюдается дефицит учебников и учебных пособий по техническим, аграрным, технологическим, ветеринарным специальностям на государственном языке. 50 % имеющейся в вузах учебной, учебно-методической и научной литературы требует обновления.
Медленно идет процесс разработки механизмов взаимоучета и взаимопризнания казахстанских и зарубежных образовательных программ, документов об образовании, что сдерживает академическую мобильность студентов и преподавателей.
Послевузовское образование
Аспирантура на бюджетной основе функционирует в 48 государственных вузах, 5 негосударственных и 66 научных организациях; докторантура - в 15 государственных вузах и 23 научных организациях.
В последние годы менее 18 % выпускников аспирантуры заканчивают ее с присвоением ученой степени, что является свидетельством низкой эффективности существующей системы подготовки научных кадров.
Программы послевузовского образования не позволяют управлять качеством подготовки научных и научно-педагогических кадров. Снижена ответственность научных руководителей (консультантов), организаций образования и науки за результаты обучения аспирантов и докторантов.
Имеется дефицит научных кадров по ряду направлений, в том числе медицинских (трансплантологии и искусственным органам, нейрохирургии, гематологии, лечебной физкультуре, спортивной медицине и др.), что связано с отсутствием в республике соответствующих научных школ. В научно-исследовательских институтах и вузах происходит "старение" кадров. Если 10 лет назад средний возраст докторов наук составлял 56 лет, то в настоящее время - 62 года, кандидатов наук - соответственно 44 года и 47 лет.
Незначительно участие научных организаций в образовательном процессе вузов. Разрыв между содержанием образования и современным состоянием науки не позволяет осуществить полноценный переход от подготовки "специалиста" к подготовке "специалиста-исследователя", способного творчески воспринимать новые научные идеи, быть проводником новейших технологий и управлять современными технологическими процессами.
Многочисленные исследования по педагогическим наукам имеют низкую практическую значимость. Несмотря на то, что в последние годы по педагогическим наукам защищено около 140 докторских и 600 кандидатских диссертаций, методы и формы обучения на всех уровнях образования на протяжении многих десятилетий остаются неизменными; не изменилось устаревшее представление о назначении педагога как источника готовых знаний.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации
педагогических кадров
Базовую подготовку по педагогическим специальностям ведут 34 вуза по 19 педагогическим специальностям с контингентом обучающихся более 167 тысяч человек с годовым выпуском более 22 тысяч учителей.
Растет государственный образовательный заказ на подготовку педагогов: с 5655 грантов и кредитов в 2001 году до 6075 в 2004 году.
Увеличивается количество учителей, проходящих переподготовку и повышение квалификации: в 2001 году - 42784 учителя, в 2003 - 48157. Однако этого не достаточно для реализации положения Закона об образовании, обязывающего прохождение курсов повышения квалификации каждым учителем не реже одного раза в пять лет, в соответствии с которым ежегодно повышение квалификации должны проходить 54 000 учителей.
Предполагаемое обучение в профильном классе, иностранным языкам, информатике со 2 класса, расширение сети профессиональных школ потребует дополнительного введения 28 тысяч педагогических ставок.
Необходимо разработать механизм привлечения и закрепления выпускников вузов для работы в сельской местности.
Не в полной мере используются возможности вузов для повышения квалификации педагогических кадров. Слабо развит обмен опытом с зарубежными странами по проблемам повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Недостаточно эффективно используются механизмы материального и морального стимулирования приобретения новых знаний руководителями и сотрудниками организаций образования; слабо внедряются активные тренинговые технологии обучения, ориентированные на практическую деятельность.
Информатизация образования
В соответствии с Государственной программой информатизации системы среднего образования завершена 100-процентная компьютеризация общеобразовательных школ. Создан Центральный коммуникационный узел, к которому подключены узел центрального аппарата Министерства образования и науки и телекоммуникационные узлы департаментов образования областей. Электронные учебные издания для организаций среднего общего образования охватывают 25% школьных предметов. К спутниковому каналу дистанционного обучения подключено 717 школ шести областей республики (8,7%).
Вместе с тем, развитие и применение информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в сфере образования значительно отстают от потребности.
В Казахстане на один компьютер приходится 54 учащихся общеобразовательных школ, что по данным ЮНЕСКО, является одним из самых высоких показателей среди стран СНГ (в России - 59). В то же время в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель на 2002 год равнялся 13, в Латвии, Венгрии и Чешской Республике он составлял 5, 9 и 15 соответственно. На начало 2004 года в Великобритании в средних школах на 1 компьютер приходилось 5 учащихся, в США - 4.
В настоящее время доступ к сети Интернет имеют только 44 % школ Казахстана. В Финляндии уже в 1999 году более 90 % школ имели выход в Интернет, в 2000 году - 100 % школ Эстонии, более 80 % школ Австралии, Канады, Исландии, 58 % - Венгрии, 52 % - в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития.
Доля школ, имеющих доступ к сети Интернет,
в разрезе областей (%)
см. бумажный вариант
В профессиональных школах (лицеях) и колледжах на 1 компьютер приходится 31 и 25 учащихся соответственно. К сети Интернет подключено 39 % профшкол (лицеев) и 51 % колледжей.
На уровне высшего образования работают отдельные локальные системы управления учебным процессом, не имеющие согласованного интерфейса с информационной системой.
Лишь отдельные вузы внедрили технологию дистанционного обучения, в некоторых данная технология реализуется в экспериментальном режиме.
Финансирование образования
Стабилизация экономического положения страны позволила значительно увеличить расходы государственного бюджета на образование (таблица 7).
Таблица 7 (млн. тенге)
____________________________________________________________________
! 2000 ! 2001 ! 2002 ! 2003 ! 2004
--------------------------------------------------------------------
Дошкольное воспитание и
обучение 2975 3322 3880 4553 5742
Среднее общее образование 60007 67224 81744 98906 124979
Начальное профессиональное
образование 2693 3018 3910 5299 6540
Среднее профессиональное
образование 2662 2528 2989 3495 5001
Высшее и послевузовское
образование 8120 9344 11783 12763 15506
Прочие программы 4959 17640 14671 24505 33547
Итого 81416 103076 118977 149521 191315
в % к ВВП 3,1 3,1 3,2 3,4 3,8
-------------------------------------------------------------------
Увеличение расходов государства на образование было не только абсолютным, но и в процентном отношении к ВВП, несмотря на значительные темпы его роста.
Качество образования
Внедряется система независимой внешней оценки учебных достижений: единое национальное тестирование (далее - ЕНТ), промежуточный государственный контроль (далее - ПГК).
Однако действующий механизм контроля и оценки качества всех уровней образования не в полной мере отражает реальное состояние образования и, следовательно, не может быть объективным инструментом обратной связи для управления.
Показатели и критерии оценки качества деятельности организаций образования несовершенны, отсутствует объективный мониторинг. Компоненты управления качеством образования функционируют разрозненно. Содержание, цели и задачи внешней оценки достижений обучающихся не отвечают современным требованиям к качеству знаний. Казахстан не участвует в международных программах по сравнительным исследованиям уровня знаний обучающихся.
Действующая система статистики Министерства образования и науки не соответствует современным требованиям как в содержательном, так и в технологических аспектах. Отсутствуют насыщенность и оперативность, не выработаны необходимые по комплексности и полноте потоки унифицированной статистической информации, соответствующей международным стандартам. Система показателей образования подменяется набором данных, собираемых по разным основаниям, которые после обобщения трактуются в терминах административной отчетности.
Основными причинами создавшейся в системе образования ситуации стали:
преобладание в оценке качества образования процедур, не обеспечивающих объективность;
недостаточная восприимчивость системы образования к нововведениям, приверженность к устаревшим принципам содержания и структуры образования;
низкий уровень подготовки педагогических кадров, отток кадров, слабое материальное стимулирование педагогического труда;
недостаточное финансирование укрепления материально-технической базы организаций образования;
несоответствие учебно-лабораторного, физкультурного, игрового оборудования, учебной и методической литературы современным требованиям;
отсутствие научно-обоснованного долгосрочного прогноза спроса и предложения на рынке образовательных услуг;
несогласованность методологических подходов при создании и реализации преемственных государственных общеобязательных стандартов образования и программ для всех уровней и ступеней образования, механизма их мониторинга;
отсутствие механизмов привлечения работодателей и других социальных партнеров в процесс организации профессионального обучения и подготовки специалистов;
недостаточная разработанность инструментариев, методик и технологий оценочной деятельности в образовательной сфере;
слабое развитие системы переподготовки и повышения квалификации педагогических, научно-педагогических кадров и мастеров производственного обучения;
отсутствие единой информационной инфраструктуры системы образования, включающей в себя систему управления образованием.
Улучшение экономической ситуации в стране в начале нового столетия, а также меры, принятые по реализации Программы "Образование", в целом позитивно отразились на системе образования. Однако этого недостаточно для устранения несоответствия системы образования потребностям рыночной экономики и открытого гражданского общества.
Требуется принятие мер по преодолению негативных явлений, кардинальным организационным, структурным преобразованиям, обновлению содержания образования и совершенствованию качества обучения и воспитания детей, подготовке специалистов в соответствии с современными социально-экономическими и политическими условиями развития республики и прогрессивным опытом высокоразвитых стран.
4. Цель и задачи Программы
Цель: модернизация национальной системы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов и удовлетворения потребностей личности и общества.
Задачи:
обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения;
совершенствование нормативной правовой базы функционирования национальной системы образования на основе дальнейшей демократизации управления образованием;
воспитание казахстанского патриотизма, толерантности, высокой культуры, уважения к правам и свободам человека;
приоритетное развитие государственного языка;
обновление содержания и структуры образования на основе отечественных традиций, мирового опыта и принципов устойчивого развития;
переход на 12-летнее среднее общее образование;
реструктуризация системы профессионального образования и подготовки кадров в соответствии с критериями МСКО;
создание целостной трехступенчатой системы подготовки кадров: бакалавриат - магистратура - докторантура, основанной на аккумулирующей кредитной системе обучения;
повышение качества подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров для всех отраслей экономики;
интеграция в мировое образовательное пространство;
создание национальной системы оценки качества образования;
формирование единой образовательной информационной среды;
совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса;
укрепление материально-технической базы системы образования;
интеграция образования, науки и производства;
создание механизмов привлечения ресурсов секторов экономики для повышения качества образования;
совершенствование финансового, кадрового обеспечения системы образования, повышение социального статуса педагогических работников;
обеспечение баланса государственного, общественного и личностного интересов в системе многоуровневого непрерывного образования.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
Для реализации поставленных задач необходимо:
трансформировать содержание образования от знаниецентристского к компетентностному, ориентированному на результат;
привести материально-техническую базу, предметно-пространственную среду и учебно-методическое обеспечение организаций образования в соответствие с современными социально-экономическими условиями и требованиями учебно-воспитательного процесса;
усилить языковую, информационную, экологическую, экономическую и правовую подготовку обучающихся;
усовершенствовать структуру и содержание профессиональных образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней образования;
обеспечить преемственность уровней образования по содержанию и продолжительности обучения.
Дошкольное воспитание и обучение
Основным направлением повышения качества дошкольного воспитания и обучения является создание условий для приобретения детьми основ личностной культуры, навыков, необходимых для обучения в школе, изучения государственного языка, интеллектуального и эмоционального развития детей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья.
В целях удовлетворения возрастающих потребностей населения в услугах дошкольного воспитания и обучения необходимо создать нормативные правовые и финансовые условия для открытия и обновления материально-технической базы:
дошкольных центров разного профиля (физкультурно-оздоровительные, гуманитарные, спортивные, эстетические, лингвистические, экологические, по обучению родителей, для одаренных дошкольников, детей с ограниченными возможностями и т.д.);
семейных детских садов;
кабинетов коррекции и инклюзивного образования;
дошкольных мини-центров на базе общеобразовательных школ с группами кратковременного пребывания;
детских яслей, детских садов, яслей-садов;
комплексов "школа-детский сад";
предшкольных групп и классов на базе организаций образования.
На местах управление и методическое обеспечение дошкольного воспитания должно осуществляться соответствующими специалистами в составе органов управления образованием.
Для научно-методического обеспечения качества дошкольного воспитания и обучения, соответствующего актуальным и перспективным потребностям общества, будет создан Республиканский научно-практический центр "Дошкольное детство". Центр будет разрабатывать и реализовывать стратегию развития дошкольного образования, исследовать и анализировать деятельность системы дошкольного воспитания и обучения, разрабатывать государственные стандарты, инновационные проекты, проводить экспертизу учебно-методических пособий, игрушек, игрового оборудования и т.д.
Необходимо создать механизмы стимулирования долевого участия работодателей в развитии сети негосударственных дошкольных организаций, открытия детских садов при крупных предприятиях.
В целях создания равных стартовых условий для обучения в школе, дети пятилетнего возраста будут охвачены программами предшкольной подготовки на базе общеобразовательных школ и дошкольных организаций.
Среднее образование
Содержание среднего образования включает в себя следующие образовательные поля: язык и литература, человековедение, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, физическое воспитание.
В среднем общем образовании будет осуществлен переход на 12-летнее обучение, предусматривающее три ступени.
I-ая ступень - начальное общее образование, продолжительность обучения 4 года, 1-4 классы. Начало обучения с 6 лет. Программа начальной школы направлена на формирование личности ребенка, выявление и развитие его индивидуальных способностей.
Содержание образования будет обогащено ранним (со 2-го класса) изучением иностранного языка и основ информатики.
Обучение и воспитание на I-ой ступени ориентируются на формирование положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, элементарного опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения, основ личной гигиены и здорового образа жизни для последующего освоения образовательных программ основной школы. Ступень завершается промежуточным контролем знаний учащихся и выборочным мониторинговым оцениванием учебных достижений.
II-ая ступень - основное общее образование, продолжительность обучения 6 лет, 5-10 классы. Приоритетным направлением функциональной деятельности основной школы является освоение учащимися базисных основ системы наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределения личности и профессиональной ориентации. На данной ступени содержание каждого предмета логически завершается в объеме основного базового образования. Расширяется вариативная часть учебного плана для изучения учебных дисциплин по выбору, вводится предпрофильная подготовка.
После завершения II-ой ступени выявляются способности и уровень подготовки учащихся для выбора дальнейшего профиля обучения на III-ей ступени среднего общего образования. Ступень завершается промежуточным контролем знаний учащихся в виде централизованного тестирования для выявления способностей, наклонностей и степени усвоения пройденного материала.
III-я ступень - среднее общее образование, профильное обучение, продолжительность обучения 2 года, 11-12 классы.
Программы III-ей ступени среднего общего образования будут разработаны на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования. Принципиальным новшеством III-ей ступени является введение профильного обучения по социально-гуманитарному, естественно-научному, технологическому и другим направлениям для осуществления углубленной допрофессиональной подготовки учащихся.
Учащимся III-ей ступени предоставляется возможность выбирать индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и развитию индивидуальных способностей. Обеспечивается переход от установки на приобретение знаний к овладению систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке, умению и стремлению самостоятельно и творчески их использовать, расширять и углублять.
Освоение образовательных программ среднего общего образования завершается единым национальным тестированием.
Переход на 12-летнее образование будет осуществляться поэтапно. В 2008-2009 учебном году первоклассники будут обучаться по новой программе. С 2009-2010 года начнется переход на 12-летнее образование 5 и 11 классов. В среднем образовании необходимо:
создание нормативной правовой базы перехода на 12-летнее обучение;
усовершенствование базового и профильного содержания образовательных программ, разработка и экспертиза экспериментальных учебных планов, учебников и учебно-методических комплексов;
создание научно-методического центра "Учебник", задачами которого будут методическое обеспечение разработки и издания учебников и учебно-методической литературы, организация экспертизы учебной литературы для 12-летней школы;
внедрение новых педагогических, информационных и здоровье сберегающих технологий обучения;
создание системы внешнего текущего и итогового оценивания учебных достижений обучающихся;
изменение принципов организации обучения и роли ученика от пассивного "получателя" знаний, умений, навыков к активно познающему субъекту познавательного процесса;
четкое разграничение функций звеньев управления и их подчиненноcти путем разработки положения об областных и районных (городских) управлениях образования;
создание системы вовлечения всего сообщества в процесс обсуждения ожидаемых результатов школьного обучения и путей их достижения на основе данных мониторинга;
строительство общеобразовательных школ.
Учебный процесс будет направлен на:
формирование потребности и умения самостоятельно добывать применять знания на практике, целенаправленное и систематическое приобщение к научным способам познания;
развитие ученика как личности и субъекта деятельности, формирование ценностных жизненных ориентиров;
уважение к национальной культуре и открытость по отношению к другим культурным истокам;
формирование основных понятий рыночной экономики и качества и умение применять их на практике;
обеспечение предпрофильной подготовки на ступени основного общего и профильного обучения на ступени среднего общего образования.
Новый государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования будет устанавливать систему национальных целей образования, ориентированного на результат в виде базовых компетенции выпускников.
Будут совершенствоваться формы и методы работы с одаренными детьми, направленные на формирование интеллектуального потенциала Республики Казахстан, развиваться международные связи.
Особое внимание будет уделено развитию сельских школ. Для полноценного и качественного проведения учебного процесса в малокомплектных школах совмещенные классы основного и старшего звена будут постепенно сокращаться. В сельской местности предусматриваются строительство и открытие профильных школ-интернатов для детей из малокомплектных школ. Для создания открытой образовательной среды будут шире внедряться дистанционная и другие инновационные формы организации учебного процесса.
Будет сохранена и расширена сеть специальных коррекционных организаций образования, расширен доступ к допрофессиональной и профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями, разработаны меры по государственной поддержке интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями, организации обучения детей, ранее считавшихся необучаемыми, совершенствоваться кадровое обеспечение специального образования.
Реализация программ коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями с раннего возраста создаст условия значительной части детей данной категории для обучения в обычных общеобразовательных школах.
Для развития дополнительного образования предполагаются укрепление и развитие сети организаций дополнительного образования, совершенствование нормативной правовой базы, максимальный охват внеурочной деятельностью детей из социально-незащищенных слоев населения и детей, склонных к девиантному поведению, создание условий для посещения организаций дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями.
К участию в развитии специального и дополнительного образования будут привлекаться международные, неправительственные организации, частный сектор.
Техническое и профессиональное образование
Начальное профессиональное образование и часть среднего профессионального образования по техническим и сельскохозяйственным специальностям будут трансформированы в техническое и профессиональное образование, которое будет являться составной частью системы среднего образования и обеспечивать подготовку человека к эффективной профессиональной деятельности на уровне требований новейших технологий и рынка труда.
Техническое и профессиональное образование будет базовым уровнем системы профессионального образования и подготовки кадров, направленным на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов технического и обслуживающего труда по всем основным видам общественно-полезной профессиональной деятельности.
Техническое и профессиональное образование по сложности реализуемых профессиональных образовательных программ подразделяется на:
1) техническое и профессиональное образование первой ступени, предусматривающее овладение умениями и навыками выполнения работ по несложным массовым профессиям технического и обслуживающего труда, не требующим углубленной теоретической и профессиональной подготовки.
Содержание образовательных программ первой ступени предусматривает изучение интегрированных курсов по общеобразовательным, социально-экономическим предметам, являющимся профилирующими для успешного освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин и приобретения профессиональных навыков. По завершении обучения присваивается достигнутый уровень профессиональной квалификации (разряд, класс, категория) по конкретной профессии. Продолжительность обучения на базе основного общего образования составляет не менее 2 лет;
2) техническое и профессиональное образование второй ступени, предусматривающее овладение более сложными (смежными) специальностями и практическими навыками выполнения работ технического и обслуживающего труда во всех отраслях экономики, связанных с высокими технологиями и профессиональной деятельностью.
Содержание образовательных программ данной ступени предусматривает изучение гуманитарных, экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин и выполнение практических работ по приобретению и закреплению профессиональных навыков. По завершении обучения присваивается повышенный уровень профессиональной квалификации по конкретной специальности (техник-механик, техник-строитель и т.д.). Продолжительность обучения на базе основного общего образования составляет не менее 3 лет.
Содержание программ данной ступени будет гармонизировано с программами следующих ступеней образования.
Реализация образовательных программ специальностей культуры и искусства осуществляется с учетом принципа ранней профессионализации и особенностей содержания профессиональных программ.
Для лиц, имеющих среднее общее образование, программы предусматривают изучение общепрофессиональных, экономических и специальных дисциплин, определяющих будущую профессиональную деятельность по избранной специальности. Продолжительность обучения зависит от сложности программ и уровня присваиваемой квалификации.
Послесреднее профессиональное образование
Реализация отдельных программ среднего профессионального образования будет поднята на новый уровень - послесреднее профессиональное образование. Послесреднее профессиональное образование предусматривается как часть казахстанской системы профессионального образования и подготовки кадров для реализации профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена, обслуживающего и управленческого труда в области экономики, права, экологии, социологии, психологии, медицины, информационных технологий и инновационного менеджмента и обеспечивается только на базе среднего общего образования. Продолжительность обучения (кроме специальностей медицины) - не менее 2 лет, на базе технического и профессионального образования - не менее 1 года.
Содержание образовательных программ данной ступени предусматривает изучение (наряду с профессиональными) ассоциированных образовательных программ, включающих социально-гуманитарные и естественно-научные дисциплины, гармонизацию с образовательными программами 1-2 курсов бакалавриата высших учебных заведений.
По завершении обучения присваивается квалификация на уровне младшего специалиста обслуживающего и управленческого труда в области экономики, права, социологии, психологии, медицины и информационных технологий.
Для развития технического профессионального и послесреднего профессионального образования предполагаются:
развитие и расширение сети организаций профессионального образования через строительство, укрепление материально-технической базы за счет средств местных бюджетов и частного сектора;
увеличение финансирования на профессиональное образование и подготовку квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда на региональном уровне и по остродефицитным, стратегического значения профессиям и специальностям из республиканского бюджета;
создание механизма стимулирования инвестиций частного сектора в сферу технического и профессионального, послесреднего профессионального образования за счет системы льготного налогообложения;
совершенствование нормативной правовой базы;
разработка и внедрение учебников и учебно-методических комплексов специальных дисциплин;
информатизация организаций технического и профессионального, послесреднего профессионального образования;
гармонизация государственных общеобязательных стандартов профессионального образования с Международной стандартной классификацией образования (МСКО 1997 год);
внедрение кредитной системы обучения, гармонизация образовательных программ технического и послесреднего профессионального образования с программами высшего образования;
внедрение системы независимой оценки качества профессиональной подготовленности, присвоения и подтверждения квалификации путем создания Республиканского и региональных Центров подтверждения и присвоения квалификации.
Подготовка квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда высокого качества создаст условия для успешной реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096, и послужит импульсом развития промышленности, строительства, малого и среднего бизнеса, сервиса и экономики в целом.
Организации образования, реализующие программы послесреднего профессионального образования, при наличии соответствующей учебной и материальной базы и лицензии, могут реализовывать программы профильного обучения и технического профессионального образования.
Высшее образование
Для развития высшего образования предусматриваются:
дальнейшее совершенствование Классификатора специальностей высшего образования для устранения сегментации, узкопрофильности, диспропорции и излишнего дублирования в подготовке кадров;
разработка и внедрение прогрессивных систем и технологий обучения, том числе, кредитной и дистанционной;
перевод магистратуры на послевузовский уровень;
трансформация высшего и послевузовского профессионального образования в трехступенчатую систему: бакалавриат - магистратура - докторантура;
разработка образовательных программ бакалавриата, гармонизированных с международными по структуре и содержанию;
повышение доступности высшего образования путем увеличения количества образовательных грантов, создания новой модели кредитования студентов;
введение механизма распределения государственного заказа на подготовку профессиональных кадров среди лучших вузов страны;
развитие социального партнерства, привлечение работодателей для организации профессиональных практик, стажировок студентов, трудоустройства выпускников;
разработка нормативных правовых и организационно-экономических механизмов привлечения потенциала научных организаций для подготовки специалистов с высшим образованием;
обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности вузов;
укрепление и обновление материально-технической и учебно-лабораторной базы высших учебных заведений;
усиление требований к вузам и филиалам в части кадрового обеспечения и материально-технической базы;
формирование новых принципов управления вузами, основанных на стратегическом планировании, системе менеджмента качества и повышении автономности;
рост остепененности профессорско-преподавательского состава вузов;
создание условий для подготовки к аккредитации профессиональных образовательных программ вузов в соответствии с требованиями ведущих зарубежных аккредитационных агентств.
Вместо традиционной системы организации учебного процесса вводится кредитная система обучения, которая стимулирует активную самостоятельную работу обучающихся, обеспечивает выборность индивидуальной образовательной траектории, мобильность, большую степень академической свободы бакалавров, магистрантов и докторантов, способствует признанию документов об образовании в мировом образовательном пространстве.
Содержание общеобразовательного компонента на первых двух курсах бакалавриата будет максимально унифицировано, а на последующих курсах бакалавриата подготовка будет осуществляться по базовым дисциплинам. В рамках вузовского компонента будет реализовываться профильная подготовка.
Нормативный срок обучения в бакалавриате составляет 4 года. Освоение образовательных программ бакалавриата завершается итоговой государственной аттестацией с присвоением соответствующей академической степени бакалавра в той или иной области.
В дальнейшем бакалавр имеет возможность продолжить обучение в 1-2-х годичной магистратуре.
Послевузовское образование
В магистратуре подготовка будет проводиться по двум направлениям:
профильная углубленная подготовка;
научно-педагогическая подготовка.
Образовательные программы магистратуры предусматривают фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по узким направлениям науки.
Необходимо значительно увеличить объем средств на подготовку специалистов в магистратуре, а также обеспечить их эффективное использование.
Выпускникам магистратуры присваивается академическая степень "магистр". Магистры имеют право продолжить обучение в докторантуре или заниматься научно-педагогической и иной трудовой деятельностью.
Докторантура станет завершающим образовательным уровнем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Срок обучения по докторским программам не менее 3 лет.
Лицам, освоившим программу докторантуры и защитившим докторскую диссертацию, присваивается академическая степень доктора философии (PhD); при освоении профильной докторантуры - доктора по профилю (медицины, музыки, образования, права и т.д.).
В докторантуру PhD трансформируются аспирантура, адъюнктура, соискательство, предоставление творческих отпусков, традиционная докторантура и все другие формы подготовки научных и научно-педагогических кадров.
Докторские программы обеспечат оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью, получение широкой научной, образовательной и методологической подготовки, академическую мобильность преподавателей и научных работников.
Интеграция образования и науки продолжится в следующих направлениях:
концентрация ресурсов на приоритетных научных направлениях;
создание учебно-научных организаций, научных лабораторий в вузах и филиалов кафедр вузов в научных организациях, создание технопарков;
совместное проведение научных исследований вузами и научными организациями, являющимися администраторами научных программ.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров
В области подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров предполагаются:
восстановление и дальнейшее развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров вузов на базе ведущих университетов;
обновление содержания образовательных программ педагогических специальностей, создание вариативных моделей обучения;
введение в программы подготовки педагогических кадров непрерывной педагогической и психолого-педагогической практики на протяжении всех лет обучения;
переподготовка учителей-предметников по сокращенным образовательным программам второй специальности, в том числе, по государственному, иностранным и родным языкам, информатике, психологии;
введение для будущих учителей педагогической стажировки от трех месяцев до одного года, с независимой профессиональной оценкой уровня их профессиональной подготовки;
увеличение государственного заказа на подготовку специалистов по педагогическим специальностям для работы в 12-летней школе и в организациях дошкольного, специального, дополнительного общего и профессионального образования;
разработка новой системы аттестации и переаттестации педагогов и руководителей, сертификации педагогической деятельности учителя;
совершенствование механизмов стимулирования труда и закрепления педагогов на местах;
осуществление переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей организаций образования с учетом нового содержания образования, изменения технологий обучения и методик преподавания.
При подготовке педагогических кадров для дошкольных организаций будет предусмотрена возможность дополнительной специализации: педагогика-психология по работе с детьми дошкольного возраста, менеджмент дошкольного образования, иностранный язык для детей дошкольного возраста, педагогика дополнительного образования.
Образовательные программы будут ориентированы на подготовку полиязычного учителя, владеющего инновационными педагогическими технологиями, навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности, информационными и дистанционными технологиями обучения.
Информатизация образования
Основными направлениями реализации блока информатизации являются:
совершенствование нормативной правовой базы по внедрению ИКТ в учебный процесс;
дальнейшая компьютеризация организаций среднего образования для достижения мировых показателей обеспеченности компьютерной техникой (число учащихся на один компьютер - 10-15);
подключение к сети Интернет организаций среднего образования;
разработка и внедрение технологий дистанционного обучения на всех уровнях образования;
создание образовательных информационных ресурсных центров в регионах и образовательного портала Министерства;
обеспечение организаций среднего образования электронными учебными изданиями в соответствии с образовательными программами;
объединение портала и ресурсных центров регионов на базе Единой транспортной среды государственных органов;
внедрение информационной системы мониторинга, анализа и управления организациями образования.
Реализация указанных направлений обеспечит повышение уровня качества образования за счет внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс и принятия управленческих решений на основе достоверных данных мониторинга и анализа состояния образования.
Качество образования
Для реализации задач Национальной системы оценки качества образования (далее - НСОКО) будут:
внедрены процедуры внутренней и внешней оценки качества образования;
усовершенствованы стандартизированные оценочные средства и инструменты, определяющие уровень учебных достижений обучающихся;
созданы организационные структуры, осуществляющие оценку качества образования.
Для внешнего оценивания организаций образования предусматриваются процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации, ранжирования, централизованного тестирования и прямых мониторинговых исследований.
Внутренняя оценка предусматривается в форме самооценки (самоаттестации), текущего контроля успеваемости, оценки образовательных достижений обучающихся, осуществляемых в организациях образования.
Централизованное тестирование обучающихся будет проводиться на базе стандартизированных заданий, разрабатываемых в соответствии с государственными общеобязательными стандартами всех уровней образования.
Государственный контроль образовательных достижений обучающихся в форме централизованного тестирования будет проводиться при завершении каждой ступени среднего общего образования (4 класс, 9 (10) класс, 11 (12) классы), на выпускных курсах колледжей и высших учебных заведений.
Функционирование НСОКО будет поддерживаться соответствующей инфраструктурой.
Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования (НЦГСОТ) проводит внешнюю оценку учебных достижений обучающихся на всех уровнях и ступенях образования в форме централизованного тестирования; обеспечивает методологическое, технологическое, техническое сопровождение; организует разработку государственных общеобязательных стандартов образования и программ, создает научную, методологическую и методическую базу для разработки содержания образовательных стандартов.
Национальный центр оценки качества образования (НЦОКО) осуществляет мониторинг состояния системы образования и разрабатывает стратегию развития сферы образования в Республике Казахстан, создает статистическую базу данных для осуществления анализа и оценки качества, объединяет информационные ресурсы в единую систему мониторинга сферы образования и готовит Национальный доклад о состоянии образования в Республике Казахстан.
Национальный аккредитационный центр (НАЦ) проводит институциональную аккредитацию вузов и аккредитацию профессиональных образовательных программ, разрабатывает согласованные критерии и процедуры аккредитации для гармонизации оценки качества с условиями Болонского процесса, осуществляет процедуры признания и нострификации документов об образовании, выданных зарубежными организациями образования, участвует в международных сетях по обеспечению качества.
Центр сертификации, менеджмента качества и консалтинга (ЦСМКК) осуществляет внедрение и сертификацию в вузах систем менеджмента качества на основе стандартов ISO серии 9000 и 14000, разработку учебно-методической и нормативной документации в области менеджмента качества.
Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации (РЦППК) будет проводить независимую оценку профессиональной подготовленности, подтверждения и присвоения квалификации рабочих кадров и специалистов технического и обслуживающего труда.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Для создания условий перехода на новую модель казахстанского образования необходимо укрепление экономического базиса. Общая сумма расходов, необходимых для реализации Программы, составит 330812,0 млн. тенге в базовых ценах 2004 года (таблица 8).
Таблица 8 (млн. тенге)
___________________________________________________________________
! 2005 ! 2006 ! 2007 ! 2008 ! 2009 ! 2010 ! Всего
-------------------------------------------------------------------
Республи- 23379,8 34036,9
канский 32150,8 26216,8
бюджет 29484,4
30501,1 175769,8
Местный 18022,4 19477,3
бюджет 21705,1 31552,5 32115,6
32169,3
155042,2
Государст- 41402,2 53514,2
венный 53855,9 57769,3
бюджет 61600,0 62670,4
330812,0
--------------------------------------------------------------------
Объемы финансирования Программы в 2006-2010 годы будут уточняться при планировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.
7. Ожидаемые результаты от реализации и индикаторы программы
Программа будет реализовываться поэтапно.
Первый этап (2005 - 2007 годы)
Будет создана унифицированная система управления образованием на региональном уровне.
В системе дошкольного воспитания и обучения будут разработаны нормативная правовая база и научно-методические основы по развитию организаций дошкольного образования как социального института, предоставляющего женщинам возможность работать, и оказывающего поддержку социально-незащищенным и малообеспеченным семьям.
Будут разработаны нормативные правовые акты по льготному налогообложению предприятий, реструктуризации сельских школ как полифункциональной организации образования с целью создания в них комплексов "школа - детский сад", а также создан Республиканский научно-практический центр "Дошкольное детство".
Расширится сеть дошкольных организаций за счет строительства детских садов и создания дошкольных мини-центров на базе организаций образования.
В системе специального образования:
расширится охват детей с ограниченными возможностями;
сохранится и разовьется сеть специальных коррекционных организаций образования;
будет создана единая форма учета детей с ограниченными возможностями;
расширится доступ к допрофессиональной и профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.
В системе дополнительного образования:
детские юношеские спортивные школы будут возвращены в систему образования;
увеличится занятость несовершеннолетних в свободное от учебы время;
увеличится участие школьников в объединениях по интересам;
снизится число детей с асоциальным поведением.
В среднем образовании будут:
созданы нормативные правовые и организационные условия перехода на 12-летнее обучение;
создан научно-методический центр "Учебник";
создана система внешнего текущего и итогового оценивания;
изменены принципы организации обучения и роли ученика от пассивного "получателя" знаний, умений и навыков к активно познающему субъекту образовательного процесса;
создана система вовлечения всего сообщества в процесс обсуждения ожидаемых результатов школьного обучения и путей их достижения на основе данных мониторинга;
усовершенствована методическая служба путем восстановления методических кабинетов при районных отделах образования;
внедрены новые педагогические, информационные и здоровьесберегающие технологии обучения.
Ежегодно будут проходить повышение квалификации более 31 тысячи педагогических кадров.
Строительство сельских школ будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельских территорий. Кроме этого дополнительно за счет средств республиканского бюджета будет осуществляться строительство 7 школ в 2005 году, 8 школ в 2006 году и 11 школ в 2007 году в городской местности.
В 2005-2007 годах будут построены две школы-интерната для детей с нарушениями зрения, что позволит охватить обучением 500 нуждающихся детей.
Предполагается отремонтировать в 2005 году 780, в 2006 году - 880, в 2007 году - 970 объектов образования.
Будут обеспечены лингафонными и мультимедийными кабинетами в 2005 году - 2746 организаций образования, в 2006 году - 1628, в 2007 году - 1864, что будет способствовать улучшению языковой подготовки учащихся.
Специальные коррекционные организации образования будут обеспечены специальными техническими и компенсаторными средствами для обучения детей-инвалидов.
Увеличение сети внешкольных организаций позволит довести охват детей дополнительными программами до 20-25%. Такая мера поможет решить проблему занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время и снизить число детей и подростков с асоциальным поведением. В профессиональном образовании:
будет создана нормативная правовая основа привлечения реального сектора экономики к организации подготовки профессиональных кадров;
повысятся доступность и престиж профессионального образования для удовлетворения потребностей рынка труда и общества (доля выпускников школ, которые продолжат обучение в организациях технического и профессионального образования, составит не менее 30%);
укрепятся связи системы технического и профессионального образования с работодателями и субъектами малого и среднего бизнеса, повысится эффективность сотрудничества субъектов социального партнерства;
будут созданы новая учебная, учебно-методическая литература, средства обучения, соответствующие современным требованиям работодателей и ГОСО;
будет внедрена кредитная система обучения, обеспечена гармонизация образовательных программ технического и послесреднего профессионального образования с программами высшего образования;
расширится применение ИКТ в образовательном процессе;
количество компьютеров в учебных заведениях технического и профессионального образования будет доведено до соотношения 25 учащихся на 1 компьютер;
будет создана система содействия трудоустройству молодых специалистов, их переподготовки (включая развитие целевой контрактной подготовки), формирования готовности к профессиональному самоопределению, в том числе, к открытию собственного дела;
будет укреплена материально-техническая база государственных учебных заведений технического и профессионального образования.
В системе высшего и послевузовского образования будут создаваться условия по присоединению Казахстана к Болонскому процессу.
В результате ужесточения квалификационных требований к кадровому и материально-техническому обеспечению вузов будет уменьшена сеть гражданских высших учебных заведений и их филиалов.
Будет ежегодно разрабатываться до 100 наименований учебников, учебно-методических пособий и учебно-методических комплексов для вузов (при этом около 30 % на государственном языке), приобретаться более 300 наименований зарубежной учебной литературы, в том числе по дисциплинам новых образовательных программ магистратуры и докторским Ph.D программам. Учебная литература будет распределяться на наиболее приоритетные специальности, прежде всего технические, технологические, аграрные, ветеринарные и педагогические.
Будет осуществлена поэтапная трансформация аспирантуры, традиционной докторантуры в докторантуру Ph.D и полный переход на трехуровневую систему подготовки кадров (бакалавриат - магистратура - докторантура). Ежегодный прием в магистратуру по новым программам будет составлять более 2500 человек, в докторантуру Ph.D - 100 человек. На базе 5 вузов будут созданы центры по подготовке докторов PhD в партнерстве с ведущими зарубежными вузами, имеющими аккредитованные докторские программы. В лучших вузах Восточной Европы, России будет осуществляться подготовка 3 тысяч граждан Казахстана по программам высшего профессионального образования.
Будут:
обновлены образовательные программы высшего и послевузовского образования, обеспечена фундаментальность, широкопрофильность, творческий уровень усвоения и применения предметных знаний;
обеспечены условия для активной самостоятельной работы студентов, индивидуального выбора траектории обучения, академической мобильности обучающихся, преподавателей;
внедрены системы менеджмента качества, созданы условия для аккредитации профессиональных образовательных программ вузов;
обеспечено участие работодателей и других социальных партнеров в решении проблем высшего образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями, в формировании заказа на подготовку специалистов, в организации производственной практики и стажировки студентов;
усовершенствован механизм формирования студенческого контингента с целью отбора наиболее подготовленной молодежи;
повышен уровень доступности высшего образования путем увеличения количества образовательных грантов и создания новой модели кредитования обучения студентов;
повышена эффективность, улучшено качество, сокращены сроки подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации через усиление преемственности, непрерывности, а также оптимальное сочетание образовательного и научного компонентов, образовательных программ магистратуры и докторантуры Ph.D, что создаст условия для притока молодежи в науку;
внесены изменения и дополнения в лицензионные, аттестационные, аккредитационные требования, предъявляемые к вузам и научным организациям, в том числе, в части обязательного наличия кадров, имеющих степени Ph.D;
внесены изменения и дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, квалификационные характеристики должностей работников научных организаций;
создан механизм, обеспечивающий параллельную признаваемость традиционных дипломов кандидатов и докторов наук и дипломов Ph.D.
На базе ведущих университетов будут функционировать центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов. В этих центрах программами повышения квалификации будет охвачено более 10,3 тысяч педагогов.
В результате выполнения Программы будут созданы основы единой образовательной информационной среды, которая позволит:
сформировать основы единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования;
создать на основе единой транспортной среды отраслевую информационную систему для эффективного управления объектами и процессами образования;
повысить качество обучения в организациях образования, включая сельские школы, путем организации доступа данных учреждений к общим образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых ИКТ для каждой организации образования;
подключить к Интернет до конца 2005 года 75% школ республики;
довести количество компьютеров в школах в 2007 году до соотношения 1 компьютер на 35 учащихся;
разработать и внедрить в учебный процесс современные электронные учебные издания, организовать тиражирование ЭУИ по основным предметам общеобразовательной школы и осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения;
создать информационные ресурсные центры образования в вузах и регионах республики;
создать систему методической поддержки преподавателей образовательных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых ИКТ;
создать базу нормативных документов по стандартизации в области открытого образования, включая дистанционные технологии и ИКТ.
Совершенствование статистики образования будет способствовать созданию новой системы мониторинга образования в Республике Казахстан, основанной на статистических данных, информации о качестве образования.
Национальная система оценки качества образования позволит оценить качество знаний через комплексные экзамены, разработать национальную систему мониторинга качества образования. Будут созданы объективные инструменты внешней и внутренней оценки качества образования, внедрено периодическое ранжинирование организаций образования. По результатам каждого учебного года будет готовиться Национальный доклад о состоянии образования.
Начнут свою деятельность Национальный центр оценки качества образования, Национальный аккредитационный центр, Центр сертификации, менеджмента качества и консалтинга, Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации.
В 2005-2006 годах Казахстан примет участие в сравнительном анализе реальных достижений обучающихся в рамках международной программы исследований PISA.
Второй этап (2008-2010 годы)
Начнется полномасшабная реализация Программы, ее корректировка с учетом накопленного опыта, развития рынка труда и социально-экономических условий в стране.
Будут созданы условия для общедоступности всех форм дошкольного воспитания и обучения за счет постепенного перехода к обязательному дошкольному образованию детей, начиная с трехлетнего возраста. Потенциал и ресурсы системы дошкольного воспитания возрастут за счет:
1) строительства 164 дошкольных организаций на 23 тысячи мест;
2) создания 800 дошкольных мини-центров на 20 тысяч мест на базе организаций образования;
3) открытия 380 кабинетов коррекции и инклюзивного образования для интеграции детей с ограниченными возможностями в систему дошкольного образования.
75% детей пятилетнего возраста будут охвачены институтом "предшколы" с улучшенной учебно-методической, кадровой и материально-технической базой.
Будет создана система образовательной поддержки малообеспеченных семей за счет охвата дошкольными программами 30% детей, получающих адресную социальную помощь.
В системе среднего образования будут:
осуществлен переход на 12-летнее среднее образование;
разработаны государственные общеобязательные стандарты образования, ориентированного на результат;
создана законодательная база привлечения реального сектора экономики к организации подготовки профессиональных кадров;
изменены структура и содержание профессиональных образовательных программ;
создана достаточная сеть и усовершенствованы модели организаций технического и профессионального образования.
Будут созданы равные возможности для получения образования детьми с проблемами в развитии, их социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки и интеграции в общество; решены проблемы занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время, созданы условия для реализации творческих возможностей детей.
В системе высшего и послевузовского образования будет осуществлен полный переход на подготовку высококвалифицированных кадров по бакалаврским, магистерским, докторским программам и кредитной системе обучения. Будет увеличиваться количество образовательных грантов на подготовку кадров по приоритетным специальностям. Средний показатель остепененности ППС достигнет 40%. В целом на данном этапе сеть и показатели высшего образования стабилизируются.
Внедрением систем менеджмента качества в вузах, институциональной оценки и аккредитации профессиональных образовательных программ на уровне требований ведущих зарубежных аккредитационных агентств будут достигнуты реализация основных принципов Болонской декларации и соответствие условиям Всемирной торговой организации.
Казахстан будет принимать участие в сравнительном анализе реальных достижений обучающихся в рамках международных исследований: TIMSS, CIVIC, SITES, LES; в международных сетях агентств по обеспечению качества в высшем образовании ENQA, INQAAHE и других.
На основании данных мониторинга, Национального доклада о состоянии образования, результатов ранжирования организаций образования будет создана система информирования общества о спросе на различные профессии, наличии и качестве образовательных услуг в различных организациях образования, регионах, определяться стратегия развития образования.
Институты повышения квалификации перейдут в статус центров развития образования.
К концу 2010 года число компьютеров в школах будет доведено до соотношения 1 компьютер на 20 учащихся.
В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан до 2010 года будет сформирована эффективно функционирующая казахстанская система образования, достигнут качественно высокий уровень обучения и подготовки кадров, позволяющий Казахстану занять достойное место в современном мире.