В целях дальнейшего совершенствования накопительной пенсионной системы, направленной на защиту прав вкладчиков и получателей, повышение эффективности управления пенсионными активами Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития накопительной пенсионной системы Республики Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), представлять информацию о ходе выполнения Плана мероприятий по реализации Программы в Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций два раза в год, к 15 января и 15 июля, по итогам полугодия.
3. Агентству Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (по согласованию) представлять сводную информацию о ходе выполнения Плана мероприятий по реализации Программы в Правительство Республики Казахстан два раза в год, к 30 января и 30 июля, по итогам полугодия.
4. Контроль и координацию обеспечения выполнения Программы возложить на Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (по согласованию).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 24 декабря 2004 года N 1359
Программа развития
накопительной пенсионной системы
Республики Казахстан на 2005-2007 годы
1. Паспорт Программы <*>
Сноска. В Паспорт внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N 40 .
Наименование Программа развития накопительной пенсионной
системы Республики Казахстан на 2005-2007 годы
Разработчики Агентство Республики Казахстан по регулированию
и надзору финансового рынка и финансовых
организаций, Министерство труда и социальной
защиты населения Республики Казахстан,
Министерство финансов Республики Казахстан и
Министерство экономики и бюджетного планирования
Республики Казахстан
Основания для Поручения Президента Республики Казахстан
разработки от 12 августа 2004 года N 3274 и от 15 ноября
2004 года на IV Конгрессе финансистов Казахстана,
а также распоряжение Премьер-Министра Республики
Казахстан от 27 сентября 2004 года N 281-р
Главная цель Дальнейшее развитие накопительной пенсионной
системы Казахстана, защита прав вкладчиков и
получателей, повышение эффективности управления
пенсионными активами как источника долгосрочных
внутренних инвестиций
Задачи Расширение участия населения в накопительной
пенсионной системе, обеспечение эффективности
уплаты обязательных пенсионных взносов путем
реализации требования "один вкладчик-один фонд"
по обязательным пенсионным взносам и снижения
задолженности агентов по обязательным
пенсионным взносам, определение порядка исполнения
государством гарантий по сохранности обязательных
пенсионных взносов в накопительных пенсионных
фондах в размере фактически внесенных обязательных
пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на
момент приобретения получателем права на
пенсионные выплаты, определение ответственности
организаций, осуществляющих инвестиционное
управление пенсионными активами и накопительных
пенсионных фондов и защита интересов вкладчиков
(получателей), повышение эффективности управления
пенсионными активами, увеличение доли долгосрочных
финансовых инструментов в объеме пенсионных
активов, хеджирование ценовых и валютных рисков
финансовых инструментов в портфелях накопительных
пенсионных фондов, выпуск долгосрочных
индексированных государственных ценных бумаг,
развитие проектного инвестирования и активизация
рынка акций, развитие и повышение эффективности
надзора за субъектами накопительной пенсионной
системы и внедрение Принципов регулирования
частных пенсионных фондов Международной
Ассоциацией Пенсионных регуляторов (INPRS)
Объемы и Предполагаемые финансовые затраты составят
источники в сумме 35,7 млн. тенге в 2006 году и
финансирования 182,5 млн. тенге в 2007 году, размер
которых будет уточняться
в республиканском бюджете соответствующего
года
Ожидаемый Реализация Программы будет способствовать:
результат расширению охвата накопительной пенсионной
системой населения, повышению финансовой
надежности и прозрачности деятельности
накопительных пенсионных фондов, организаций,
осуществляющих инвестиционное управление
пенсионными активами, увеличению предложения
финансовых инструментов для инвестирования
пенсионных активов, стабилизации доходов от
инвестирования пенсионных накоплений,
повышению эффективности надзора и регулирования
субъектов накопительной пенсионной системы
Срок реализации 2005-2007 годы
2. Введение
Программа развития накопительной пенсионной системы разработана Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерством финансов Республики Казахстан и Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан во исполнение поручений данных Президентом Республики Казахстан 12 августа 2004 года N 3274 и 15 ноября 2004 года на IV Конгрессе финансистов Казахстана, а также распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан от 27 сентября 2004 года N 281-р.
Казахстан - первая из стран Содружества Независимых Государств, осуществившая реформу социального обеспечения населения. Преобразование системы социального обеспечения населения было осуществлено в соответствии с Концепцией реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 1997 года N 819.
Главным стратегическим направлением пенсионной реформы стал постепенный переход от распределительной системы социального обеспечения, основанной на солидарности поколений, к накопительной пенсионной системе, предусматривающей индивидуальные пенсионные сбережения в накопительных пенсионных фондах.
Основными принципами накопительной пенсионной системы с момента реформы и до настоящего времени являются:
государственное регулирование пенсионной системы;
обеспечение гражданам права выбора накопительного пенсионного фонда для формирования пенсионных накоплений;
прямые государственные гарантии по обеспечению установленной минимальной пенсии для граждан;
разграничение пенсий и других форм социального обеспечения;
обязательность участия каждого гражданина трудоспособного возраста в формировании пенсионных накоплений;
личная ответственность трудоспособных граждан за свое пенсионное обеспечение в старости;
эффективность инвестирования пенсионных накоплений в сочетании с безопасностью и сохранностью денег населения в накопительных пенсионных фондах;
обеспечение права наследования граждан на накопления в накопительных пенсионных фондах;
право каждого гражданина на дополнительное добровольное пенсионное обеспечение;
вклад в экономику через инвестирование пенсионных сбережений граждан.
Накопительная пенсионная система, берущая отсчет с начала 1998 года с введением Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", благодаря созданной правовой инфраструктуре, на современном этапе развития переживает бурный рост.
В долгосрочной перспективе накопительная пенсионная система обеспечит решение следующих социально-экономических задач:
более эффективной и справедливой организации поддержания доходов вкладчиков (получателей) накопительных пенсионных фондов в зависимости от размера заработной платы, длительности уплаты пенсионных взносов и эффективности инвестирования пенсионных накоплений;
снятие с государства и налогоплательщика части обязательств по полному социальному обеспечению граждан пенсионного возраста в условиях ухудшающейся демографической ситуации;
представление долгосрочных инвестиций для модернизации производственной базы национальной экономики и повышении ее конкурентоспособности.
За 6 лет и 8 месяцев в пенсионных фондах аккумулировано более 436 миллиардов тенге накоплений граждан нашей страны, что составляет 9 % валового внутреннего продукта. Сфера применения этих денег в национальной экономике различна - как финансирование дефицита государственного бюджета, так и потребностей реального сектора через выпуск финансовых инструментов и вклады в банках второго уровня.
Вместе с этим, динамичный рост основных показателей системы сопровождается снижением эффективности управления пенсионными накоплениями, связанным с уровнем развития экономики страны, снижением дефицита государственного бюджета и, соответственно, объемом государственных заимствований, ревальвацией тенге, а также внешнеэкономическими факторами.
Кроме того, необходимость определения основных приоритетов развития накопительной пенсионной системы как части социально-экономической политики государства и координации усилий государственных органов в этой области на среднесрочную перспективу обуславливают разработку данной Программы.
3. Анализ современного состояния
В Казахстане создана нормативная правовая база для функционирования накопительных пенсионных фондов, организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами.
Определена система взаимоотношений с государственными органами, вкладчиками (получателями), агентами по уплате обязательных пенсионных взносов и банками второго уровня, позволяющая осуществлять персонифицированный учет пенсионных накоплений.
По состоянию на 1 сентября 2004 года лицензию на деятельность по приему пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат имеют 16 накопительных пенсионных фондов (далее- НПФ), которые имеют в регионах республики 72 филиала и 73 представительства.
Количество НПФ, их филиалов и представительств в течение продолжительного времени остается без изменений, что говорит об их достаточности на рынке пенсионных услуг для обслуживания вкладчиков.
Число организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (далее - ООИУПА), составляет 9, в том числе 2 НПФ имеют лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами - акционерное общество (далее - АО) "Государственный накопительный пенсионный фонд" (далее - "ГНПФ") и АО "НПФ Народного Банка Казахстана".
Хранение и учет пенсионных активов осуществляют 7 банков второго уровня, при этом лицензию на кастодиальную деятельность имеют 9 банков второго уровня и Национальный Банк Республики Казахстан.
В течение периода действия накопительной пенсионной системы (далее - НПС) основная часть пенсионных накоплений и, соответственно, вкладчиков (получателей), пенсионных взносов, чистого инвестиционного дохода, пенсионных выплат, а также переводов пенсионных накоплений концентрировались в трех крупнейших НПФ: АО "НПФ Народного Банка Казахстана", АО "ГНПФ" и АО "НПФ "УларУмит", с тенденцией снижения их совокупной доли в общих показателях по НПС.
3.1 Вкладчики (получатели) НПФ
Рост количества индивидуальных пенсионных счетов (далее - ИПС) вкладчиков (получателей), перечисляющих обязательные пенсионные, добровольные пенсионные и добровольные профессиональные пенсионные взносы, характеризуется следующими данными:
Таблица N 1
__________________________________________________________________________
Дата !Количество ИПС по видам пенсионных взносов (счетов) ! Занятое
!-----------------------------------------------------! население
! По обяза- ! По добро- ! По добро- ! Доля трех ! (тыс.
! тельным ! вольным ! вольным ! крупнейших ! человек)
! ! ! профессио-! фондов* (%) !
! ! ! нальным ! !
--------------------------------------------------------------------------
1998 3752386 26 - 95 6128
1999 2994513 7363 - 85 6105
2000 3715535 16934 - 81 6201
2001 4630205 22071 - 79 6699
2002 5399313 25084 - 75 6709
2003 6164316 27364 - 69 6968
01.09.04 6642793 29507 1359 68 7893
__________________________________________________________________________
* - АО "НПФ Народного Банка Казахстана", АО "ГНПФ" и АО "НПФ "УларУмит"
Как видно из таблицы N 1 количество ИПС по обязательным пенсионным взносам на 1 сентября 2004 года, составляет 84 % от занятого населения в стране.
Вместе с этим, количество ИПС не совпадает с реальным числом вкладчиков, по причине наличия нескольких ИПС одного вкладчика в нескольких НПФ, возникших из-за заключения вкладчиком двух и более договоров о пенсионном обеспечении, отсутствия у вкладчиков зарегистрированного социального индивидуального кода (далее - СИК) до 2000 года, а также ошибок агентов по уплате обязательных пенсионных взносов в указании реквизитов вкладчиков (фамилии, имени, отчества, даты рождения) и НПФ при перечислении ими обязательных пенсионных взносов и накопительных пенсионных фондов ошибок в реквизитах вкладчиков при перечислении агентами обязательных пенсионных взносов.
В настоящее время количество ИПС без зарегистрированного СИК вкладчика составляет порядка 710318 с общей суммой накоплений более 3,5 млрд. тенге, кроме этого, количество ИПС без подтверждения договором о пенсионном обеспечении составляет 663358, из них доля ИПС, на которые продолжают поступать обязательные пенсионные взносы составляет 16 % и соответственно без поступления обязательных пенсионных взносов - 84 %.
Таким образом, сумма пенсионных накоплений вкладчиков с неустановленным правом собственности составляет около 1 % от общей суммы пенсионных накоплений.
3.2 Пенсионные накопления населения в НПФ
Взносы
Высокие темпы развития НПС обеспечиваются ростом занятости населения и заработной платы, и соответственно, увеличением отчислений обязательных пенсионных взносов.
Общее поступление пенсионных взносов в НПФ составило:
Таблицы N 2 (млн. тенге)
__________________________________________________________________________
Дата ! Пенсионные взносы по видам !Средняя
!----------------------------------------------------!заработная
! Всего ! Обяза- ! Добро- ! Добровольные !плата по РК
! ! тельные ! вольные ! профессиональные!(тенге)
--------------------------------------------------------------------------
1998 22332 22331 0,3 - 9683
1999 47864 47856 7 - 11864
2000 85438 85354 84 - 14374
2001 129561 129422 139 - 17303
2002 195454 195243 211 - 20305
2003 276173 275872 301 - 23128
01.09.04 340426 340076 349 1 27092
__________________________________________________________________________
В соответствии с данными, приведенными в таблице N 2, темпы прироста пенсионных взносов в первые годы были достаточно высокими и составляли от 114 % за 1999 год до 41 % в 2003 году в сравнении с предыдущим годом. За период действия НПС наблюдается незначительное увеличение поступлений добровольных пенсионных взносов, а в 2004 году добровольных профессиональных пенсионных взносов.
Снижение и стабилизация темпов уплаты пенсионных взносов связаны с увеличением количества граждан, заключивших пенсионные договора и перечисляющих пенсионные взносы в НПФ, а также сокращением задолженности агентов по уплате обязательных пенсионных взносов.
Вместе с этим, в настоящее время можно выделить несколько основных проблем в действующем порядке уплаты обязательных пенсионных взносов:
1) уплата обязательных пенсионных взносов в два и более НПФ и, как следствие, наличие двух и более ИПС;
2) возврат агенту всей суммы платежа обязательных пенсионных взносов при выявлении республиканским государственным казенным предприятием "Государственный центр по выплате пенсий" (далее - РГКП "ГЦВП") ошибки в реквизитах хотя бы одного вкладчика в списке физических лиц;
3) отсутствие анонимности вкладчика, т. е. наличие у агентов по уплате обязательных пенсионных взносов информации о нахождении вкладчика в определенном НПФ, что приводит к недобросовестной конкуренции среди НПФ.
Кроме того, существуют проблемы уплаты задолженности по обязательным пенсионным взносам и пени за физических лиц, которые в период работы у данного агента не оформили СИК и пенсионный договор и сменили место работы, выехали и т.д.
Инвестиционный доход
Сумма чистого инвестиционного дохода, распределенная на ИПС вкладчиков (получателей) составила на 1 сентября 2004 года 105,2 млрд. тенге.
Темп роста чистого инвестиционного дохода по сравнению с соответствующим периодом прошлых лет характеризуется следующими данными:
Таблица N 3 (млн. тенге)
__________________________________________________________________________
Дата ! Чистый инвестиционный доход пенсионных накоплений
!----------------------------------------------------------
! Сумма ! Прирост ! Темп прироста
--------------------------------------------------------------------------
1998 1597 - -
1999 18855 17258 1080%
2000 32399 13544 72%
2001 49478 17079 53%
2002 77877 28399 57%
2003 99231 21354 27%
01.09.2004 105195 5964 6%
__________________________________________________________________________
Наблюдается снижение темпов прироста инвестиционного дохода: за 2003 год - на процентных 30 пунктов. Снижение темпов инвестиционного дохода в 2003 и текущем году происходит за счет укрепления национальной валюты и снижения доходности по финансовым инструментам, как на внутреннем рынке ценных бумаг, так и на внешних рынках капитала.
Пенсионные накопления
В результате аккумулирования пенсионных взносов в НПФ и инвестиционного управления пенсионными активами пенсионные накопления вкладчиков (получателей) по состоянию на 1 сентября 2004 года составили 436 млрд. тенге.
Темп прироста пенсионных накоплений по годам характеризуется следующими данными:
Таблица N 4 (млн. тенге)
__________________________________________________________________________
Дата ! Сумма ! Доля ! Прирост ! Средне- ! Темп прироста
! пенсионных ! крупнейших ! за год ! месячные ! пенсионных
! накоплений ! фондов в ! ! поступления ! накоплений за
! ! сумме ! ! взносов за ! год (%)
! ! накоплений*! ! истекший !
! ! (%) ! ! период !
--------------------------------------------------------------------------
1998 23541 85 1961
1999 64502 81 40961 3413 174
2000 112649 74 48147 4012 75
2001 182383 71 69734 5811 62
2002 269752 68 87369 7280 48
2003 368349 66 98597 8216 37
01.09.04 436065 65 67716 8128 18
__________________________________________________________________________
* - АО "НПФ Народного Банка Казахстана", АО "ГНПФ" и АО "НПФ "УларУмит"
3.3 Пенсионные выплаты
За период с начала 1998 года по 1 сентября 2004 года пенсионными фондами осуществлены пенсионные выплаты за счет обязательных и добровольных пенсионных взносов, включая переводы, на общую сумму 24 млрд. тенге. В течение указанного периода основная часть пенсионных выплат была сконцентрирована в трех крупных НПФ.
Нижеприведенная таблица демонстрирует рост размера пенсионных выплат из НПФ, а также снижение доли выплат крупнейших НПФ по сравнению с соответствующими периодами прошлых лет:
Таблица N 5 (млн. тенге)
__________________________________________________________________________
Дата ! Выплаты за счет пенсионных накоплений, в том числе:
!-----------------------------------------------------------------
!Переводы в ! Выплаты по ! Выплаты ! Другие ! Всего !Доля трех
!страховые ! достижению ! в связи ! выплаты ! выплат !крупней-
!организации! пенсионного! с выездом! ! !ших НПФ*
! ! возраста ! ! ! ! (%)
--------------------------------------------------------------------------
1998 133 38 2 173 98
1999 1119 571 55 1745 97
2000 1946 2135 277 4358 94
2001 2773 4620 648 8041 73
2002 4635 8428 1348 14411 69
2003 6596 11093 3076 20765 67
01.09.04 1,9 8451 11707 3943 24103 66
__________________________________________________________________________
* - АО "НПФ Народного Банка Казахстана", АО "ГНПФ" и АО "НПФ "УларУмит"
На 1 сентября 2004 года почти половина всех выплат из НПФ связана с выездом вкладчиков на постоянное место жительства в другие страны. На практике, поскольку количество эмигрантов сокращалось, в отдельных случаях для изъятия пенсионных накоплений вкладчиками оформлялся фиктивный выезд. В связи с этим, в 2002 году были внесены дополнения и изменения в законодательство, ограничивающие круг лиц, имеющих право досрочного изъятия пенсионных накоплений. В результате, как видно из таблицы N 5, объем выплат в связи с выездом вкладчика за пределы Республики Казахстан за 2003 год составил
2 665 млн. тенге, а за 8 месяцев 2004 года существенно снизился и составил всего 614 млн. тенге.
Определенной проблемой в существующем порядке пенсионных выплат является вопрос обеспечения адекватного размера пенсионных выплат определенному заданному уровню жизни среднего получателя. В соответствии со статьей 5 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" выплата социального пособия из государственного бюджета предполагается в виде доплат до минимальной пенсии, если пенсионер осуществлял обязательные пенсионные взносы в течение трех четвертей своей трудовой деятельности после 1 января 1998 года в рамках НПС, но не накопил достаточной суммы. Иным гражданам, достигшим пенсионного возраста, минимальная пенсия со стороны государства в рамках НПС не гарантируется.
В целях совершенствования схем пенсионных выплат необходимо развитие системы предоставления аннуитетов, как продукта личного страхования, призванного эффективно обеспечить регулярные пожизненные выплаты пенсионерам, поскольку НПФ обеспечивают выплаты по графику до исчерпания накоплений вне зависимости от продолжительности жизни. Однако, основным препятствием для развития пенсионных аннуитетов является все еще недостаточный уровень пенсионных накоплений вкладчиков, а также риски обеспечения страховыми организациями индексированных по минимальной пенсии страховых выплат по пенсионным аннуитетам.
3.4 Переводы пенсионных накоплений
В соответствии с Законом Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" вкладчикам (получателям) предоставлено право самостоятельного выбора НПФ. Также получателю предоставлена возможность перевода своих пенсионных накоплений из одного НПФ в другой, но не чаще двух раз в год.
Таблица N 6 (млн. тенге)
________________________________________________
Дата ! Принятые переводы из других !
! пенсионных фондов !
-----------------------------------------------!
1998 813 !
1999 9218 !
2000 17758 !
2001 26991 !
2002 42341 !
2003 62430 !
01.09.04 77073 !
_______________________________________________!
В результате переводы из одного пенсионного фонда в другой на 1 сентября 2004 года составили 77 млрд. тенге или 18 % пенсионных накоплений. Такой относительно высокий показатель переводов вкладчиков объясняется активностью НПФ в привлечении вкладчиков, процессами реорганизации путем присоединения НПФ и переводов пенсионных накоплений вкладчиков присоединяемого НПФ, а также, в отдельных случаях, давления работодателей на выбор вкладчиком НПФ.
3.5 Структура инвестиционного портфеля НПФ и
расширение предложения финансовых инструментов
На начальном этапе пенсионной реформы инвестиционный портфель НПФ включал в основном государственные ценные бумаги. За период действия НПС структура инвестиционного портфеля пенсионных фондов расширилась и претерпела значительные изменения:
Таблица N 7 (%)
__________________________________________________________________________
Cтруктура ! 1998 ! 1999 ! 2000 ! 2001 ! 2002 ! 2003 ! 01.09.04
инструментов ! ! ! ! ! ! !
--------------------------------------------------------------------------
Государственные
ценные бумаги РК,
в т.ч.: 97,67 93,97 74,62 59,30 48,33 53,33 52,95
Еврооблигации РК 15,27 35,65 65,94 42,95 22,56 12,19 0,80
Ценные бумаги
Министерства
финансов РК 80,43 55,63 4,12 10,82 13,08 17,75 16,53
Ноты
Национального
Банка РК 1,97 2,4 4,33 4,90 12,24 23,18 35,58
Ценные бумаги
местных
исполнительных
органов РК 0,00 0,29 0,23 0,63 0,45 0,21 0,04
Вклады в банках
второго уровня 0,32 1,64 2,55 8,44 8,78 6,85 7,04
Ценные бумаги
международных
финансовых
организаций 0,00 0,59 4,08 3,56 6,45 2,92 0,51
Ценные бумаги
иностранных
государств 0,00 0,00 0,00 0,00 3,69 2,39 4,99
Негосударствен-
ные ценные
бумаги эмитентов
РК, в т.ч.: 0,37 1,96 15,89 23,23 27,96 29,73 31,25
Акции 0,37 0,67 2,14 3,56 3,82 3,98 5,35
Облигации 0,00 1,29 13,75 19,67 24,14 25,75 25,90
Негосударственные
ценные бумаги
иностранных
эмитентов 0,00 0,40 2,44 2,99 3,95 4,22 2,80
Средства на
инвестиционном
счете и прочие
активы 1,64 1,44 0,42 2,48 0,84 0,56 0,46
__________________________________________________________________________
В соответствии с данными таблицы N 7 доля государственных ценных бумаг Республики Казахстан с момента реформы снизилась на 45 процентных пункта, при этом доля негосударственных ценных бумаг эмитентов Республики Казахстан выросла на 31 процентный пункт. В настоящее время пенсионные накопления вложены в акции и облигации 40 предприятий и организаций.
Вместе с этим, для стабилизации инвестиционных доходов и повышения эффективности управления пенсионными накоплениями вкладчиков необходимо дальнейшее проведение мероприятий по диверсификации инвестиционного портфеля НПФ и расширению перечня финансовых инструментов, отвечающих требованиям сохранности пенсионных накоплений, что в свою очередь должно обеспечить решение проблемы финансирования реального сектора экономики Республики Казахстан за счет внутренних накоплений и оживлению производственного сектора.
Доклад об обновленной оценке стабильности финансовой системы, проведенной миссией в Казахстане в период с 11 по 25 февраля 2004 года в рамках совместной Программы оценки финансового сектора (FSAP) Всемирного банка и Международного валютного фонда, констатирует необходимость продолжения усилий по стимулированию выпусков долгосрочных финансовых инструментов для НПФ, а также отмечает, что в Казахстане отсутствует активный предсказуемый рынок государственных долговых обязательств и предлагает сформировать структуру выпусков внутреннего государственного долга таким образом, чтобы она способствовала развитию рынка долговых обязательств, деноминированных в тенге, путем установления ориентиров и кривой доходности.
3.5.1 Развитие проектного инвестирования и активизация рынка акций
Участие НПФ в финансировании инвестиционных проектов имеет позитивное влияние на развитие всей страны, так как внутренние долгосрочные инвестиции оказывают влияние на экономический рост и увеличивают конкурентоспособность страны. В то же время НПФ могут достичь большей диверсификации рисков своих портфелей и достигать адекватной доходности, приобретая долгосрочные инвестиции.
Опыт пенсионных систем латиноамериканских стран в финансировании инфраструктурных проектов показывает, что в любом случае такое финансирование не происходит напрямую. Во всех случаях привлечение пенсионных денег в реальную экономику осуществляется максимально безопасным путем, то есть через ценные бумаги различных субъектов. Среди них наиболее рисковым является участие НПФ в инвестиционных фондах, которые в свою очередь могут быть фондами прямых инвестиций, недвижимости и т.п.
Основной проблемой активизации рынка долевых ценных бумаг является низкая и медленно растущая капитализация казахстанских компаний. Роль рынка акций в экономике республики является незначительной, серьезными проблемами рынка ценных бумаг Казахстана остаются его низкая капитализация и его недооценка предприятиями как механизма привлечения инвестиций в предприятия.
3.5.2 Выпуск долгосрочных государственных ценных бумаг
В настоящее время в структуре внутреннего государственного долга наибольший объем занимают инструменты со сроками обращения от года до пяти лет, и существует определенная нехватка более длинных инструментов, которые пользуются спросом со стороны НПФ.
Выпуски государственных ценных бумаг должны соответствовать общим нормам на рынке - обладать предсказуемостью и осуществляться в соответствии с определенным графиком, в установленных достаточно больших объемах и на длительные сроки (10 и более лет).
График выпуска государственных ценных бумаг должен охватывать продолжительный период времени, являться доступным для участников организованного рынка ценных бумаг и соблюдаться их эмитентом.
Долгосрочные государственные ценные бумаги с плавающей ставкой вознаграждения (интереса), базой для исчисления которой является индекс инфляции, должны выпускаться в целях получения НПФ и страховыми организациями, осуществляющими пенсионное и страхование жизни, реального положительного дохода по портфелю государственных ценных бумаг.
Необходимо отметить, что пенсионная система, действующая в Казахстане, предусматривает обязательные пенсионные взносы, государственная гарантия сохранности которых установлена законодательством. В связи с тем, что эта гарантия учитывает уровень инфляции на момент получения права на пенсионные выплаты, представляется целесообразным выпуск долгосрочных индексированных государственных ценных бумаг, что будет способствовать предупредительному исполнению данной гарантии при инвестировании пенсионных активов в вышеупомянутые бумаги.
3.6 Защита прав вкладчиков (получателей)
3.6.1 Ответственность ООИУПА и НПФ
Согласно действующему законодательству, в случае уменьшения суммы пенсионных накоплений на ИПС на момент перевода или выплаты пенсионных накоплений ниже размера фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции, а уменьшение пенсионных накоплений произошло вследствие вины НПФ или ООИУПА или банка-кастодиана, НПФ обязан за счет собственного капитала восстановить потерю пенсионных накоплений до размера фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.
Данная обязанность (ответственность) НПФ возникает только в случае установления вины НПФ, ООИУПА или банка-кастодиана. В действительности, вина указанных субъектов может быть установлена только судом на основании иска заинтересованного лица.
Вместе с тем, возможность предъявления исков заинтересованных лиц по возмещению ущерба предусмотрена Гражданским кодексом Республики Казахстан в качестве норм гражданско-правовых отношений, в связи, с чем данная норма законодательства не требует отражения в Законе Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и ничем не дополняет общую гражданско-правовую ответственность субъектов накопительной пенсионной системы.
В таблице N 7 приведен международный опыт определения критериев ответственности НПФ перед своими вкладчиками.
Таблица N 7
__________________________________________________________________________
Особенности ! Чили ! Аргентина ! Польша ! Казахстан
пенсионных ! ! ! !
систем ! ! ! !
--------------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5
--------------------------------------------------------------------------
База для Средний Минимальный Ежекварталь-
расчета уровня реальный гарантиро- но рассчиты-
гарантирован- инвестдоход ванный вается
ного инвест- всех пенси- инвестдоход средний
дохода онных фондов определяется номинальный
за преды- в номиналь- инвестдоход,
дущие 36 ных, а не в взвешенный в
месяцев реальных соответствии
величинах с величиной
основных
средств
пенсионного
фонда за
последние
24 месяца
Минимальный Наименьшая Наименьшая Наименьшая
уровень гаран- величина из величина из величина из
тированного (1) 50 % от (1) 70 % от (1) 50 % от
инвестдохода среднего среднего среднего
реального номинального номинального
инвестдохода инвестдохода инвестдохода
и (2) средне- и (2) средне- и (2) среднего
го реального го номиналь- номинального
инвестдохода, ного инвест- инвестдохода,
уменьшенного дохода, уменьшенного
на 2% уменьшенного на 4%
на 2%
Резервный фонд Формируется Формируется Не преду- Не преду-
за счет за счет смотрен смотрен
инвестдохода, инвестдохода, резервный резервный фонд,
превышающего превышающего фонд, формируемый
средний максимально формируемый из средств
уровень установленный из средств инвестдохода.
инвестдохода уровень. инвестдохода. Создается
по всем Дополнительно Создается резервный
фондам. создается резервный капитал за счет
Дополнительно резервный фонд за чистого дохода
создается фонд за счет счет собст- управляющего
собственный собственных венных или за счет
резервный средств в средств в дополнительных
фонд в раз- размере 2 % размере от взносов его
мере 1 % от от средств, 1 до 3 % акционеров.
собственных находящихся от совокуп- Основной резерв-
средств. в управлении ных средств ный капитал
фонда формируется в
размере от
0,25 до 0,1 %
от величины
пенсионных
активов и
дополнительный -
в зависимости
от уровня
доходности по
пенсионным
активам.
Механизм При снижении Максимальный Не устанав- Регулируется
гарантий ставки инвес- инвестдоход, ливается на уровне
возмещения дохода ниже начисляемый максималь- гражданско-
инвестдохода минимальной, работнику, ный уровень правовой
на счет устанавли- инвестдохода ответствен-
работника вается в ности
начисляется размере 30
минимальный % выше
инвестдоход, средне-
а не реаль- арифметичес-
ный. При кого показа-
превышении теля по всем
ставки пенсионным
инвестдохода фондам либо
над средней превышение
по всем этого пока-
фондам на зателя на
50 % либо 2 процентных
превышение пункта (в
этого показа- зависимости
теля на 2 от того,
процентных что выше).
пункта (в В случае,
зависимости если в
от того, течение 2-х
что выше), лет резерв-
на счет ный фонд
работника превышает
начисляется совокупные
установлен- средств
ный макси- фонда на
мальный 5%, избыток
доход, а не средств
реальный переводится
на индиви-
дуальные
счета.
Источники При умень- При умень- Гарантийные В случае
финансового шении шении ин- выплаты установления
обеспечения инвестдохода вестдохода производятся вины судом,
ниже гаран- ниже гаран- за счет потери пен-
тированного тированного собственного сионных
уровня, раз- уровня, резервного накоплений
ница возме- разница фонда. возмещаются
щается из возмещается В случае за счет
резервного из резерв- недостаточ- собственных
фонда. ного фонда. ности средств средств
В случае В случае резервного фонда или
недостаточ- недоста- фонда, воз- управляющего
ности точности мещение про-
средств в средств в изводится за
резервном резервном счет собст-
фонде, фонде, венных сред-
расходы расходы ств. При
покрываются покрываются недостаточ-
за счет за счет ности и этих
собственного собствен- средств,
резервного ного недостаток
фонда резервного покрывает
фонда национальный
гарантийный
фонд
Дополнитель- Правительство Правительство В случае Государство
ные гарантии выступает выступает дифицита гарантирует
гарантом гарантом средств сохранность
последней последней националь- обязательных
инстанции и инстанции и ного гаран- пенсионных
обеспечивает предоставляет тированного взносов, на
гарантию на страховку фонда, его момент при-
солидарной бесплатно обязатель- обретения
основе для пенсион- ства покры- права на
ных фондов. ваются из пенсионные
Национальный средств выплаты, с
банк гаран- государст- учетом уровня
тирует доход венного инфляции. При
в размере бюджета. уменьшении
доходности Средства пенсионных
сберегатель- фонда форми- накоплений
ных счетов руются за ниже размера
счет спе- фактически
циальных внесенных
взносов взносов, при
пенсионных выплате или
фондов и переводе
инвестдохода пенсионных
самого га- накоплений,
рантийного фонд восста-
фонда, навливает
общая размер
стоимость фактически
которых не внесенных
должна пре- взносов с
вышать 0,1 учетом
% от сово- уровня
купных инфляции, в
средств случае вины
всех пен- фонда или
сионных управляющего.
фондов.
__________________________________________________________________________
Таким образом, опыт стран с обязательной НПС показывает, что конкретная финансовая ответственность ООИУПА и НПФ, самостоятельно управляющих пенсионными активами, вытекающая из специфики их деятельности и оказываемых ими услуг, может быть определена законодательством, устанавливающим ответственность ООИУПА и НПФ, самостоятельно управляющих пенсионными активами, по обеспечению определенного уровня пороговой доходности, исходя из фактически сложившейся за определенной период времени доходности по всем НПФ с детализацией порядка обеспечения инвестиционного дохода по пенсионным накоплениям.
3.6.2 Государственная гарантия сохранности фактически внесенных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент выплаты
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов в НПФ в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан.
Предусмотренная государственная гарантия сохранности обязательных пенсионных накоплений требует реализации механизмов, обеспечивающих мониторинг, прогноз для включения необходимых расходов в республиканский бюджет, а также порядок реализации данной гарантии в случае наступления оснований.
В целях выработки процедур исполнения гарантий со стороны государства при возможном наступлении предусмотренных Законом Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" событий, необходим мониторинг минимального размера накоплений в размере фактически внесенных взносов с учетом уровня инфляции на базе данных РГКП "ГЦВП".
3.7. Развитие и повышение эффективности надзора
за субъектами накопительной пенсионной системы
Вопросы регулирования деятельности НПФ, обеспечивающих комплексное развитие частных систем социального обеспечения в мировой практике, установлены Принципами регулирования частных пенсионных фондов Международной Ассоциацией Пенсионных регуляторов (INPRS) при Организации Стран Экономического Сотрудничества (OECD):
1) наличие адекватной системы регулирования;
2) надлежащее регулирование финансовых рынков;
3) защита прав вкладчиков и участников;
4) адекватные требования к схемам пенсионных выплат;
5) система регулирования и разделение;
6) фондирование;
7) техника расчетов;
8) организация надзора;
9) саморегулирование;
10) конкурентный рынок;
11) инвестирование;
12) страховые механизмы;
13) ликвидация;
14) раскрытие информации и ее доступность;
15) корпоративное управление.
Система регулирования НПС Казахстана обеспечивает защиту интересов вкладчиков пенсионных фондов, устойчивость НПФ и ООИУПА, разделение в учете пенсионных и собственных активов, законодательством установлены схемы пенсионных выплат и порядок их осуществления, предельные ставки комиссионного вознаграждения, механизм ликвидации НПФ и передачи пенсионных активов, действует принцип полного финансирования со стороны вкладчика, уполномоченный орган надзора обладает соответствующими регулирующими и контролирующими полномочиями в отношении субъектов системы. Таким образом, большинство из принципов регулирования частных пенсионных фондов успешно применяются, за исключением принципов техники расчетов, страховых механизмов и корпоративного управления, для внедрения которых необходимо рассмотреть вопросы корпоративного управления и системы управления рисками в НПФ и ООИУПА, создания системы страхования пенсионных активов, предусмотренного Законом Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", ее формы и времени создания, совершенствования консолидированного надзора, обеспечения безопасности автоматизированных информационных систем НПФ.
3.8 Доходность и повышение эффективности
управления пенсионными активами
В настоящее время, оценка результатов управления пенсионными активами производится на основании коэффициентов номинального и реального дохода НПФ, рассчитываемых для любых последовательных 12 месяцев.
График N l.
(См. бумажный вариант)
График N 1 показывает изменение средневзвешенного номинального дохода всех НПФ и темпов инфляции с июня 1998 года. Поскольку базой для анализа могут быть различные периоды времени, а также вследствие выбора той или иной методики данные оценки эффективности пенсионных накоплений могут отличаться. Для объективной оценки доходности портфелей НПФ, в качестве базы исчисления необходимо установить как можно более продолжительный период, так как специфика управления пенсионными активами определяется долгосрочными обязательствами НПФ перед получателями.
На графике N 2 приведены изменения среднего темпа роста стоимости пенсионного взноса, внесенного с момента образования НПФ и уровня инфляции, рассчитанного с 1 января 1998 года, то есть на базе всего периода деятельности НПС. Данный график свидетельствует, что у большинства НПФ прирост стоимости пенсионных взносов, поступивших в момент образования соответствующего НПФ, превышает уровень инфляции за аналогичный период, что говорит о некотором запасе доходности, сложившейся у НПФ в благоприятные периоды.
График N 2.
(См. бумажный вариант)
Однако с начала 2004 года, средневзвешенная доходность всех НПФ, указанная на графике N 3, опустилась ниже инфляции, что говорит об отрицательной реальной доходности пенсионных активов в рассматриваемом периоде. Данная ситуация складывается в результате увеличения темпов инфляции и уменьшения доходности по финансовым инструментам в рассматриваемых периодах.
Основным приоритетом государственного регулирования НПС, в том числе в мировой практике, является обеспечение сохранности пенсионных накоплений и снижение рисков потерь для вкладчиков, а затем обеспечение уровня доходности пенсионных активов. При этом на определенных этапах развития НПС отмечается отрицательная доходность, которая в целом перекрывается положительной доходностью последующих лет.
График N 3.
(См. бумажный вариант)
3.8.1 Увеличение доли долгосрочных финансовых инструментов в портфелях НПФ
Ежемесячная доходность пенсионных активов НПФ характеризуется коэффициентом реального дохода, который в свою очередь базируется на рыночной оценке финансовых инструментов портфеля и темпах инфляции за 12 предыдущих календарных месяцев. Рыночная оценка финансовых инструментов портфеля НПФ рассчитывается исходя из параметров сделок с ценными бумагами, заключенных на торгах, которые были проведены на Казахстанской фондовой бирже в течение последних тридцати дней, предшествующих дате оценки. Такой короткий период принимаемых к расчету цен способствует пересмотру ООИУПА (НПФ) портфеля пенсионных активов в сопоставимые периоды, что, в конечном счете, приводит к стремлению инвестировать в краткосрочные инструменты. Таким образом, существующие регуляторные требования и недостаток финансовых инструментов косвенно стимулируют практику краткосрочного инвестирования.
Краткосрочный характер финансовых инструментов в портфелях пенсионных активов характеризует наличие постоянной потребности для замещения полученных активов, т.е. высокую реинвестиционную потребность НПФ вместе с ограниченными инвестиционными альтернативами рынка ценных бумаг Казахстана, увеличивающие рыночные риски пенсионных активов.
Из данных факторов следует, что базовый период для определения рыночных цен инструментов портфеля НПФ должен быть максимально продолжительным.
Также, разумная инвестиционная стратегия пенсионных активов должна твердо базироваться на следующих принципах:
диверсификация (между различными категориями активов) и дисперсионность (внутри категории) активов;
соответствие сроков (включая принципы ликвидности);
соответствие валютной структуры, насколько это максимально возможно, или, как минимум, хеджирование через диверсификацию по различным валютам.
В целом, инвестиционная политика управляющих пенсионными активами должна базироваться на необходимости инвестирования в более долгосрочные инструменты, с учетом максимальной диверсификации, в том числе на зарубежных рынках в целях минимизации инвестиционных рисков.
3.8.2 Приобретение производных финансовых инструментов
В связи с колебанием курса тенге инвестиции пенсионных активов в валютные финансовые инструменты сопряжены с определенным риском. В данной ситуации следует при инвестировании пенсионных активов в финансовые инструменты, деноминированные в иностранной валюте, хеджировать валютные риски путем диверсификации валютной структуры инвестиций, а также приобретение производных финансовых инструментов с целью хеджирования валютного, рыночного и кредитного рисков.
Данные меры могут способствовать расширению перечня финансовых инструментов, в которые могут быть инвестированы пенсионные активы и служить механизмом страхования рыночных рисков в условиях неустойчивой экономической конъюнктуры.
3.9 Прогноз основных показателей накопительной
пенсионной системы до 2008 года
Темпы роста пенсионных накоплений позволяют прогнозировать, что к 2008 году объем пенсионных накоплений достигнет 947 млрд. тенге.
Таблица N 8 (млн. тенге)
__________________________________________________________________________
Дата ! Сумма пенсионных ! Прирост ! Среднемесячные ! Темп роста
! накоплений ! за год ! поступления ! пенсионных
! ! ! взносов ! накоплений
! ! ! ! за год (%)
--------------------------------------------------------------------------
2004 480000 112000 10000 30
2005 618000 138000 11500 29
2006 773000 155000 12900 25
2007 947000 174000 14500 22
__________________________________________________________________________
Учитывая нормы действующих Правил осуществления деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами, прогнозируемый к 2008 году объем пенсионных накоплений, можно предположить следующую схему инвестирования пенсионных активов во внутренние и внешние финансовые инструменты:
Таблица N 9
Пессимистичный прогноз
__________________________________________________________________________
Финансовый ! 01.09.2004 ! 2005 ! 2006 ! 2007
инструмент !----------------------------------------------------------
! доля ! млрд. ! доля ! млрд.! доля ! млрд. ! доля ! млрд.
! ! тенге ! !тенге ! ! тенге ! ! тенге
--------------------------------------------------------------------------
Государственные
ЦБ РК 0,53 231 0,31 194 0,25 196 0,25 239
казначейские
обязательства,
в т.ч.: 0,17 76 0,06 40 0,02 15 0,05 51
индексированные
по инфляции 0,00 1 0,01 4 0,01 4 0,01 10
ноты 0,36 155 0,25 154 0,23 181 0,20 188
местные органы
власти 0,00 0 0,00 0 0,00 0 0,00 0
Негосударст-
венные ЦБ РК 0,31 136 0,32 198 0,34 263 0,34 321
облигации 0,26 113 0,28 173 0,29 224 0,30 280
акции 0,05 23 0,04 25 0,05 39 0,04 41
Вклады и
сертификаты БВУ 0,07 31 0,09 56 0,17 132 0,20 189
вклады 0,07 31 0,09 56 0,10 77 0,10 95
депозитные
сертификаты 0 0 0,00 0 0,07 55 0,10 95
ЦБ МФО и
иностранных
эмитентов 0,08 36 0,27 167 0,23 179 0,21 194
ЦБ МФО и
иностранных
государств 0,05 24 0,11 67 0,09 77 0,09 78
акции и паи 0,02 8 0,08 50 0,07 51 0,06 58
облигации 0,01 4 0,08 50 0,07 51 0,06 58
Прочие активы
и деньги 0,01 2 0,00 3 0,00 3 0,00 4
Прогнозируемый
объем активов 436 618 773 947
Средневзвешенная
доходность
(номинальная/
реальная) 5,4% 0,4% 5,1% 0,1% 4,9% -0,1%
__________________________________________________________________________
Оптимистичный прогноз
__________________________________________________________________________
Государственные
ЦБ РК 0,53 231 0,44 274 0,31 242 0,31 296
казначейские
обязательства,
в т.ч.: 0,17 76 0,14 89 0,07 53 0,11 101
индексированные
по инфляции 0,00 1 0,09 53 0,07 53 0,06 61
ноты 0,36 155 0,30 185 0,24 189 0,20 195
местные органы
власти 0,00 0 0,00 0 0,00 0 0,00 0
Негосудар-
ственные ЦБ РК 0,31 198 0,32 198 0,34 263 0,34 321
облигации 0,26 113 0,28 173 0,29 224 0,30 280
акции 0,05 23 0,04 25 0,05 39 0,04 41
Вклады и
сертификаты БВУ 0,07 31 0,10 56 0,17 131 0,20 189
вклады 0,07 31 0,10 56 0,10 77 0,10 95
депозитные
сертификаты 0 0 0,00 0 0,07 54 0,10 95
ЦБ МФО и
иностранных
эмитентов 0,08 36 0,15 87 0,18 134 0,15 136
ЦБ МФО и
иностранных
государств 0,05 24 0,07 41 0,08 62 0,07 64
акции и паи 0,02 8 0,04 23 0,05 36 0,04 36
облигации 0,01 4 0,04 23 0,05 36 0,04 36
Прочие активы
и деньги 0,01 2 0,00 3 0,00 3 0,00 4
Прогнозируемый
объем активов 436 618 773 947
Средневзвешенная
доходность
(номинальная/
реальная) 6,3% 1,3% 5,6% 0,6% 5,3% 0,3%
__________________________________________________________________________
Сумма внутреннего государственного долга за 8 месяцев текущего года увеличилась на 34 % и на 1 сентября 2004 года составляет 553 млрд. тенге, в том числе ноты НБРК - 323 млрд. тенге (рост на 44 %), ценные бумаги МФ РК - 220 млрд. тенге (рост на 25 %). Таким образом, для удовлетворения спроса НПФ и других инвесторов рынок внутреннего государственного долга к 2008 году должен составлять более 1,2 трлн. тенге.
Вместе с этим, прогнозы дефицита государственного бюджета до 2008 года, и связанного с ним размера внутреннего государственного долга, дают основания полагать, что вышеуказанный объем спроса на государственные ценные бумаги не будет обеспечен.
В соответствии с прогнозом капитализация внутренних корпоративных облигаций официального списка организованного рынка Казахстана в 2007 году будет составлять около 375 млрд. тенге.
Таким образом, в среднесрочном периоде можно ожидать динамичный рост вложений пенсионных активов в корпоративные ценные бумаги казахстанских эмитентов и ипотечные облигации, рынок которых в настоящее время увеличивается быстрыми темпами, объем действующих выпусков облигаций на 1 сентября 2004 года составил 310 млрд. тенге (за 8 месяцев 2004 года увеличился на 70 %), а также в финансовые инструменты нерезидентов Республики Казахстан при условии превышения доходности данных финансовых инструментов над темпами ревальвации тенге к основным мировым валютам.
4. Цель и задачи Программы
Главной целью Программы является дальнейшее развитие НПС Казахcтана, защита прав вкладчиков и получателей, повышение эффективности управления пенсионными активами как источника долгосрочных внутренних инвестиций.
Достижение цели настоящей Программы предполагает решение следующих задач:
расширение охвата НПС населения и стимулирование добровольных видов пенсионного обеспечения;
обеспечение эффективности уплаты обязательных пенсионных взносов и анонимности вкладчиков НПФ, а также реализация принципа "один вкладчик-один фонд" по обязательным пенсионным взносам;
снижение задолженности агентов по обязательным пенсионным взносам;
определение порядка исполнения государством гарантий по сохранности обязательных пенсионных взносов в НПФ в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты;
определение ответственности ООИУПА и НПФ и защита интересов вкладчиков (получателей);
повышение эффективности управления пенсионными активами;
увеличение доли долгосрочных финансовых инструментов в объеме пенсионных активов;
хеджирование ценовых и валютных рисков финансовых инструментов в портфелях НПФ;
выпуск долгосрочных индексированных государственных ценных бумаг;
развитие проектного инвестирования и активизация рынка акций;
развитие и повышение эффективности надзора за субъектами НПС и внедрение Принципов регулирования частных пенсионных фондов Международной Ассоциацией Пенсионных регуляторов (INPRS).
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1.Совершенствование государственного
регулирования накопительной пенсионной системы
5.1.1 Расширение охвата НПС населения и стимулирование добровольных видов пенсионного обеспечения
В целях максимального охвата НПС населения страны будут рассмотрены:
1) комплекс административных и экономических мер по расширению охвата индивидуальных предпринимателей и лиц, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе путем изменения действующего порядка и усиление контроля налоговыми органами за уплатой данными лицами обязательных пенсионных взносов;
2) возможность уплаты обязательных пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета в пользу лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
3) возможность увеличения вычетов при определении налогооблагаемого дохода по добровольным пенсионным взносам, уплаченным в НПФ;
4) вопросы развития сети трансфер-агентов, в том числе путем привлечения РГКП "ГЦВП" и АО "Казпочта" для обслуживания вкладчиков (получателей) во всех регионах страны.
5.1.2 Обеспечение эффективности уплаты обязательных пенсионных взносов и реализация принципа "один вкладчик-один фонд" по обязательным пенсионным взносам
Решение данных проблем будет осуществляться путем создания единого учетного центра на базе РГКП "ГЦВП". Таким образом, все информационные и денежные потоки (взносы, возврат ошибочно зачисленных взносов и переводы пенсионных накоплений) будут сконцентрированы в едином учетном центре, а суммы обязательных пенсионных взносов или пенсионных накоплений физического лица при переводах после проверки правильности СИК и идентификации его как вкладчика определенного НПФ, будут направляться в данный фонд.
Кроме того, несомненным преимуществом данной схемы будут наличие достоверной базы данных по всем вкладчикам НПС, что в свою очередь гарантирует соблюдение принципа "один вкладчик - один фонд" и отражение реальной суммы пенсионных накоплений одного вкладчика, формирование агентами платежных документов на перечисление обязательных пенсионных взносов одному бенефициару, а также снижение издержек на переводные операции.
В целях решения данной задачи будут:
1) разработаны процедуры взаимодействия, стандарты обмена информацией участников платежей в НПС и определены их права и обязанности в Законе Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и нормативных правовых актах;
2) в функции РГКП "ГЦВП" будут включены:
администрирование списка всех физических лиц, заключивших пенсионный договор, с обеспечением контроля "один вкладчик-один фонд", при этом на этапе создания данного списка - единой базы данных по вкладчикам (получателям) НПФ, должен быть разработан порядок объединения счетов в случае наличия у вкладчика (получателя) нескольких ИПС;
перевод обязательных пенсионных взносов от агентов в соответствии с единой базой данных по вкладчикам (получателям) НПФ с обеспечением анонимности уплаты пенсионных взносов;
возврат ошибочных пенсионных взносов, в том числе обеспечение возврата пенсионных взносов только тех вкладчиков, в чьих реквизитах обнаружены ошибки;
перевод пенсионных накоплений из одного НПФ в другой в соответствии с единой базы данных по вкладчикам (получателям) НПФ.
5.1.3 Снижение задолженности агентов по обязательным пенсионным взносам
В целях решения вопросов уплаты агентами задолженности и пени по обязательным пенсионным взносам за лиц, состоявших в трудовых отношениях, и не имевшим СИК или пенсионный договор с НПФ, необходимо активизировать работу агентов по розыску таких работников.
Получение реквизитов, необходимых для перечисления обязательных пенсионных взносов, возможно путем запроса у РГКП "ГЦВП" и НПФ информации о зарегистрированном СИК и наличии (отсутствии) заключенного пенсионного договора.
В целях решения данной задачи будут внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и другие нормативные правовые акты.
5.1.4 Государственная гарантия сохранности фактически пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент выплаты
В целях определения порядка реализации гарантий сохранности пенсионных накоплений вкладчиков (получателей) в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент получения права на пенсионные выплаты и прогнозной суммы для включения необходимых расходов в республиканский бюджет будет:
1) осуществляться мониторинг минимального размера накоплений в размере фактически внесенных взносов с учетом уровня инфляции на базе данных РГКП "ГЦВП";
2) внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры исполнения ответственности государства по возмещению соответствующих потерь пенсионных накоплений, в части методики расчета фактически внесенных взносов с учетом уровня инфляции, сроков и перечня необходимых документов со стороны получателя.
5.2 Защита прав вкладчиков (получателей)
Внесудебная ответственность ООИУПА и НПФ, самостоятельно управляющих пенсионными активами, и порядок обеспечения инвестиционного дохода в пределах определенных отклонений средневзвешенного положительного номинального дохода всех НПФ будет установлена в Законе Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и других нормативных правовых актах. При значении номинального дохода по пенсионным активам отдельного НПФ ниже установленного отклонения средневзвешенного номинального дохода, сумму недостатка инвестиционного дохода ООИУПА или НПФ, самостоятельно управляющего пенсионными активами, будут восстанавливать до нижнего предела за счет собственного капитала.
Уровень минимального порогового инвестиционного дохода будет изменяться от месяца к месяцу в соответствии с фактическим значением средневзвешенного номинального дохода НПФ. Пороговые значения отклонения от средневзвешенной номинальной доходности пенсионных активов будут определяться в зависимости от ситуации на рынке, что позволит адекватно реагировать на изменения экономических факторов.
Учитывая долгосрочность пенсионных накоплений, в качестве базы для исчисления средневзвешенного номинального дохода НПФ с 1 января 2007 год будет установлен период оценки равный 36 месяцам.
5.3 Повышение эффективности управления
пенсионными активами расширение перечня
финансовых инструментов
5.3.1 Увеличение доли долгосрочных финансовых инструментов в портфелях НПФ
С целью стимулировать ООИУПА и НПФ к обеспечению долгосрочной доходности методика оценки и учета стоимости финансовых инструментов в портфелях пенсионных активов НПФ будет определена в Законе Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и нормативным правовым актом.
Портфель пенсионных активов НПФ будет разделен в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка" на 2 категории - "инвестиции, удерживаемыми до погашения" и "финансовые активы, имеющиеся в наличие для продажи".
Инвестиции за счет пенсионных активов с фиксированным сроком погашения будут определены в категорию "инвестиции, удерживаемые до погашения", которые после первоначального признания по покупной стоимости необходимо отражать по амортизированным затратам методом эффективной ставки процента, которая применяется при точном дисконтировании суммы будущих денежных платежей, ожидаемой до наступления срока платежа или очередной даты пересмотра ставки процента, до величины текущей чистой балансовой стоимости финансового актива или финансового обязательства.
Кроме того, удерживаемые до погашения инвестиции, отражаемые по амортизированным затратам, будут являться эффективными инструментами хеджирования рисков, связанных с изменениями курсов иностранных валют.
Долевые и производные финансовые инструменты, находящиеся в портфелях НПФ, будут определены в категорию "финансовые активы, имеющиеся в наличие для продажи" и после первоначального признания по покупной стоимости отражаться с учетом изменения рыночного курса данных инструментов.
5.3.2 Приобретение производных финансовых инструментов
В целях хеджирования ценовых и валютных рисков финансовых инструментов в портфелях пенсионных активов будут внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", предусматривающие возможность заключения за счет пенсионных активов договоров на покупку производных ценных бумаг, приобретаемых с целью хеджирования рисков.
Также в целях предотвращения нецелевого использования пенсионных активов, в стратегиях управления рисками будет регулироваться порядок совершения операций и процедуры оценки эффективности хеджирования пенсионных активов НПФ.
5.3.3 Выпуск долгосрочных государственных ценных бумаг
В рамках проводимой политики в сфере государственного внутреннего заимствования будут решены следующие задачи:
составление Министерством финансов Республики Казахстан графика эмиссий государственных ценных бумаг на среднесрочный период с указанием их прогнозного объема и срочности;
снижение стоимости внутреннего заимствования путем увеличения объемов выпусков государственных ценных бумаг и срока их обращения при сокращении общего количества выпусков и уменьшении периодичности выплаты вознаграждения;
минимизация процентных рисков, путем установления оптимального соотношения в общем объеме заимствования между индексированными и купонными государственными ценными бумагами, в зависимости от ситуации на рынке.
Размещение государственных ценных бумаг будет осуществляться на Казахстанской фондовой бирже в целях предоставления доступа ООИУПА и НПФ, самостоятельно управляющих пенсионными активами, на участие при первичном размещении государственных ценных бумаг. При этом, первичное размещение государственных ценных бумаг, ставка вознаграждения по которым индексирована на значение инфляции, предназначенных для инвестирования активов накопительных пенсионных фондов, будет осуществляться с использованием отдельного механизма проведения торгов.
5.3.4 Развитие проектного инвестирования и активизация рынка акций
Развитие альтернативных форм финансирования инвестиционных проектов может осуществляться путем законодательного определения списка таких проектов с предоставлением государственных гарантий по облигациям, выпущенным для финансирования данных инвестиционных проектов. При наступлении случаев исполнения государством обязательств по гарантиям может быть предусмотрен механизм принудительного выпуска акций эмитента облигаций, с их последующей передачей в собственность государства.
Для выпусков облигаций, осуществленных в целях финансировании инвестиционных проектов, и включения в перечень финансовых инструментов, приобретаемых за счет пенсионных активов, будет рассмотрена возможность предоставления государственных гарантий и гарантий АО "Банк Развития Казахстана" в соответствии с Законом "О Банке Развития Казахстана".
Важным путем развития рынка долевых ценных бумаг является возможность продажи государственных пакетов акций или дальнейшей капитализации предприятий и организаций с участием государства, институтов развития путем дополнительных выпусков акций и размещения среди пенсионных фондов. В случае дополнительного выпуска акций государство может сохранять контрольный пакет в их капитале. Данная мера будет способствовать эффективному использованию потенциала внутренних институциональных инвесторов. Поскольку среди инвесторов ключевая роль принадлежит пенсионным фондам, будут реализованы такие экономические задачи, как: привлечение пенсионных активов для финансирования стратегических проектов реального сектора, обеспечение сохранности и адекватной доходности пенсионных активов. С другой стороны данная мера будет способствовать обеспечению прозрачности деятельности государственных предприятий и институтов развития, публичному раскрытию информации о финансируемых ими проектах и результатах деятельности.
Активизация рынка акций будет осуществляться путем включения ценных бумаг акционерных обществ с участием государства в официальный список фондовой биржи по наивысшей категории листинга или получения кредитных рейтингов, в том числе по национальной рейтинговой шкале, и продажи акций данных предприятий на организованном рынке.
5.3.5 Совершенствование схем пенсионных выплат
Развитие долгосрочного личного страхования и обеспечение вкладчиков (получателей) НПФ пожизненными пенсионными аннуитетами связано с созданием Государственной аннуитетной компании, основными направлениями деятельности которой будет предоставление на страховом рынке аннуитетных продуктов, в т.ч. заключение договоров пенсионного аннуитета и осуществление страховых выплат работникам, получившим травмы и увечья, при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей посредством заключения договоров аннуитета.
Также будут рассмотрены вопросы совершенствования налогообложения пенсионных и аннуитетных выплат.
5.3.6 Внедрение пенсионных планов, отличающихся диверсификацией активов
В целях обеспечения доходности пенсионных накоплений будут рассмотрены вопросы внедрения пенсионных планов, отличающихся друг от друга составом финансовых инструментов в портфеле пенсионных активов, доходностью и степенью инвестиционного риска, для различных групп вкладчиков.
5.3.7 Передача части пенсионных активов в управление зарубежным
управляющим компаниям
Увеличение эффективности инвестиций в иностранные ценные бумаги связано с высокой степенью профессионализма управляющих активами, возможностью постоянно отслеживать все изменения, происходящие на мировом фондовом рынке в связи с этим будут рассмотрены механизмы передачи части пенсионных активов в управление зарубежным управляющим компаниям.
5.4. Развитие и повышение эффективности
надзора за субъектами накопительной пенсионной системы
В целях дальнейшего развития системы, достижения эффективного, справедливого и стабильного рынка пенсионных услуг будут рассмотрены вопросы:
внедрения принципов корпоративного управления и системы управления рисками в НПФ и ООИУПА;
создания системы страхования пенсионных активов, предусмотренного Законом "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", ее формы и времени создания;
совершенствования консолидированного надзора;
обеспечения безопасности автоматизированных информационных систем субъектов накопительной пенсионной системы.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования <*>
Сноска. В раздел 6 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N 40 .
Реализация Программы может быть обеспечена посредством совершенствования соответствующих законодательных и нормативных правовых актов в пределах действующих норм финансирования, а также потребует средств республиканского бюджета в сумме 35,7 млн. тенге в 2006 году, 182,5 млн. тенге в 2007 году, размер которых будет уточняться в бюджетах соответствующих годов в рамках финансирования РГКП "ГЦВП".
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать:
расширению охвата НПС населения;
повышению финансовой надежности и прозрачности деятельности НПФ, ООИУПА;
увеличению предложения финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов;
стабилизации доходов от инвестирования пенсионных накоплений среди вкладчиков различных НПФ;
повышению эффективности надзора и регулирования субъектов НПС.
Ожидается, что с учетом расширения инвестиционных возможностей для накопительных пенсионных фондов, увеличения долгосрочных финансовых инструментов, удерживаемых до погашения, средневзвешенный номинальный доход будет составлять 4,5 %-6 %, будет существенно сокращено количество ошибочных счетов, образовавшихся в начале становления системы, будет реализован принцип "один вкладчик - один фонд" и повышена эффективность уплаты платежей в НПФ.
8. План мероприятий по реализации
Программы развития накопительной пенсионной
системы Республики Казахстан на 2005-2007 годы <*>
Сноска. В раздел 8 внесены изменения - постановлениями Правительства РК от 13 января 2006 года N 40 ; от 16 февраля 2007 года N 117 .
__________________________________________________________________________
N ! Мероприятие ! Форма !Ответст-!Срок ис-!Предпо-! Источники
п/п! !завершения!венный !полнения!лагае- ! финансиро-
! ! !за ис- ! !мые ! вания
! ! !полнение! !расходы!
! ! ! ! !(млн. !
! ! ! ! !тенге) !
--------------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
--------------------------------------------------------------------------
1 Разработка плана Проект МТСЗН, 4 квар- Не
мероприятий по постанов- МФ, тал тре-
созданию единого ления АФН (по 2005 буется
учетного центра Правитель- согла- года
на базе РГКП ства сованию)
"ГЦВП" Республики
Казахстан
2 Снижение задол- Проект МТСЗН, 1 Не
женности агентов Закона МФ квартал тре-
по обязательным Республики 2005 буется
пенсионным Казахстан года
взносам и проект
постанов-
ления
Правитель-
ства
Республики
Казахстан
3 Осуществление Проект МТСЗН, 2006 35,7 Республи-
мониторинга постанов- МФ, АФН год канский
минимального ления (по сог- 2007 182,5 бюджет
размера накопле- Правитель- ласова- год
ний в размере ства нию)
фактически Республики
внесенных взносов Казахстан
с учетом уровня
инфляции и
реализация
принципа
"один вкладчик -
один фонд"
4 Определение по- Проект МТСЗН, 1 Не
рядка реализации Закона МФ квартал тре-
гарантий сохран- Республики АФН (по 2005 буются
ности пенсионных Казахстан согласо- год
накоплений вклад- ванию)
чиков (получа-
телей) в размере
фактически вне-
сенных обязатель-
ных пенсионных
взносов с учетом
уровня инфляции
на момент полу-
чения права на
пенсионные
выплаты
5 Установить поро- Проект АФН (по 1 Не
говый минимальный Закона согла- квартал тре-
доход в пределах Республики сованию) 2005 буются
значения средне- Казахстан года
взвешенного номи-
нального дохода
по всем НПФ и
порядок его воз-
мещения ООИУПА
и НПФ, самостоя-
тельно управляю-
щих пенсионными
активами
6 Пересмотреть Проект АФН (по 1 Не
методику учета ведомст- согла- квартал тре-
финансовых венного сова- 2005 буются
инструментов и норматив- нию), года
признания дохода ного НБРК
по ним в портфеле правового (по
пенсионных акти- акта согла-
вов НПФ с целью сованию)
стимулировать
ООИУПА и НПФ,
самостоятельно
управляющих
пенсионными
активами,
к приобретению
долгосрочных
ценных бумаг
7 Разработка по- Проект АФН (по 2 Не
рядка совершения ведомст- согла- квартал тре-
операций хеджи- венного сова- 2005 буются
рования пенсион- норматив- нию), года
ных активов ного НБРК (по
правового согла-
акта сованию)
8 Составление на Проект МФ, 1 Не
среднесрочной ведомст- МЭБП квартал тре-
основе прогнозной венного 2005 буются
схемы выпусков норматив- года
государственных ного
ценных бумаг правового
акта
9 Определить пере- Проект МФ, 2 Не
чень акционерных постанов- МЭБП, квартал тре-
обществ с участием ления АФН (по 2005 буются
государства и их Правитель- согла- года
дочерних организа- ства сованию)
ций, сроки их Республики
дополнительной Казахстан
капитализации и
(или) продажи
долей на органи-
зованном рынке
ценных бумаг
10 Разработать ком- Проект АФН (по 3-4 Не
плекс мероприятий Закона согла- квартал тре-
для внедрения Республики сованию) 2007 буются
различных пенсион- Казахстан года
ных планов, отли-
чающихся диверси-
фикацией активов
с целью самостоя-
тельного их выбора
вкладчиками НПФ
11 Провести анализ Предложе- АФН (по 2 Не
целесообразности ния в согласо- квартал тре-
передачи части Правитель- ванию) 2006 буются
пенсионных акти- ство года
вов в управление
зарубежным управ-
ляющим компаниям
12 Предусмотреть Проект МТСЗН, 4 Не
меры по расши- Закона МФ, квартал тре-
рению охвата НПС Республики АФН (по 2005 буются
населения и сти- Казахстан согласо- года
мулированию добро- и проект ванию)
вольных видов постанов-
пенсионного ления
обеспечения Правитель-
ства
Республики
Казахстан
13 Внедрение прин- Проект АФН (по 1 Не
ципов корпоратив- ведомст- согла- квартал тре-
ного управления и венного сованию) 2007 буются
системы управления норматив- года
рисками в НПФ и ного
ООИУПА правового
акта
14 Рассмотреть Предло- АФН (по 4 Не
механизмы созда- жения в согла- квартал тре-
ния системы стра- Правитель- сованию) 2007 буются
хования пенсион- ство года
ных активов
15 Совершенствование Проект АФН (по 3 Не
консолидированного ведомст- согла- квартал тре-
надзора и ограни- венного сованию) 2006 буются
чение недобро- норматив- года
совестной конку- ного
ренции правового
акта
16 Обеспечение Проект АФН (по 1 Не
безопасности авто- ведомст- согла- квартал тре-
матизированных венного сованию) 2005 буются
информационных норматив- года
систем НПФ ного
правового
акта
__________________________________________________________________________