О проекте Закона Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 мая 2006 года N 460

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности"

      Премьер-Министр
   Республики Казахстан

  Закон Республики Казахстан
"О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности"

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, призван способствовать справедливой и свободной конкуренции путем запрещения, ограничения и контроля антиконкурентных соглашений (согласованных действий), злоупотреблений доминирующим положением, чрезмерной экономической концентрации, обеспечивая условия для эффективного функционирования национальной экономики.

  Глава 1. Общие положения

       Статья 1 . Основные понятия, используемые
                 в настоящем Законе

      В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
      информация - сведения в любой форме и виде, сохраненные на любых носителях (в том числе переписка, книги, пометки, иллюстрации (карты, диаграммы, рисунки, схемы и тому подобное), фотографии, голограммы, кино-, видео-, микрофильмы, звуковые записи, базы данных компьютерных систем или полное либо частичное воспроизведение их элементов), объяснения лиц и любые другие, публично объявленные или документированные сведения;
      конкуренция - состязательность субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров;
      взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене, а также другим параметрам, таким образом, что покупатель заменяет их друг другом в процессе потребления (производства);
      монополистическая деятельность - противоречащее настоящему Закону действие (бездействие) субъектов рынка, государственных органов, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также злоупотребление доминирующем положением;
      монопольно высокая цена - цена товара, установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и существенно превышающая цену, которую в условиях конкуренции на соответствующем товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемых товаров за год, количеству покупателей (продавцов) и их составу, а также условиям доступа, устанавливают субъекты рынка, не входящие с покупателями (продавцами) товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке, либо превышающая сумму экономически обоснованных расходов и соответствующей им разумной прибыли при производстве и реализации такого товара;
      монопольно низкая цена - цена товара установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, которая существенно ниже цены, устанавливаемой в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке субъектами рынка, занимающими доминирующее положение, не входящими с покупателями (продавцами) товара в одну группу лиц и не занимающими доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке, либо которая существенно ниже суммы экономически обоснованных расходов и соответствующей им разумной прибыли при производстве и реализации такого товара;
      монопольный доход - доход, полученный субъектом рынка в результате осуществления монополистической деятельности;
      субъекты рынка - физические и/или казахстанские и иностранные юридические лица (их филиалы и представительства), осуществляющие самостоятельную или совместную с другими лицами предпринимательскую деятельность;
      исключительное положение субъекта рынка - положение субъекта рынка на соответствующем товарном рынке, при котором данный субъект рынка является единственным поставщиком (производителем) либо покупателем товара;
      товар - объект гражданских правоотношений, в том числе товар, работы и услуги, предназначенный для продажи, обмена и иного участия в гражданском обороте;
      товарный рынок - сфера оборота товара или взаимозаменяемых товаров на территории Республики Казахстан или ее части, определяемая исходя из экономической, территориальной и технологической возможности покупателя приобрести товар;
      фиксированная цена - цена, устанавливаемая уполномоченным органом в случае повторного злоупотребления субъектом рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке превышает предельную величину и (или) совершения данным субъектом антиконкурентных соглашений (согласованных действий) в течение года после наложения административного взыскания, предусмотренного за данные деяния законодательством об административных правонарушениях;
      уполномоченный орган - государственный орган в сфере защиты конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
      предельная величина - выраженная в процентном соотношении и установленная пунктом 1 статьи 10 настоящего Закона доля субъекта рынка на соответствующем товарном рынке.

       Статья 2 . Сфера применения настоящего Закона

      Настоящий Закон распространяется на отношения, которые влияют или могут повлиять на конкуренцию на товарных рынках Республики Казахстан или ее части.

       Статья 3 . Законодательство Республики Казахстан о
                 конкуренции и ограничении монополистической
                 деятельности

      1. Законодательство Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

  Глава 2. Функции, полномочия уполномоченного органа

       Статья 4 . Система уполномоченного органа

      Систему уполномоченного органа образуют уполномоченный орган и подчиненные ему территориальные органы.
      Территориальные органы осуществляют свою деятельность в пределах полномочий, установленных уполномоченным органом.

        Статья 5 . Функции уполномоченного органа

      Функциями уполномоченного органа являются:
      обеспечение государственной политики по вопросам развития конкуренции и ограничению монополистической деятельности;
      пресечение актов, действий (бездействий) государственных органов, направленных на ограничение конкуренции;
      недопущение экономической концентрации, противоречащей требованиям настоящего Закона;
      предупреждение и устранение злоупотреблений доминирующим положением на рынке;
      предотвращение и пресечение антиконкурентных соглашений, недобросовестной конкуренции.

       Статья 6 . Полномочия уполномоченного органа

      1. В соответствии с установленными функциями, уполномоченный орган вправе:
      1) разрабатывать и предлагать меры по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности и практики его применения, по развитию конкуренции на товарных рынках;
      2) согласовывать проекты нормативных правовых актов по вопросам функционирования товарных рынков, развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности;
      3) осуществлять координацию деятельности государственных органов по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности;
      4) осуществлять мониторинг ценообразования субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке;
      5) организовывать взаимодействие и сотрудничество с государственными органами и организациями иностранных государств, международными организациями, а также участие в разработке и реализации международных проектов и программ по вопросам, относящимся к его полномочиям;
      6) вести государственный реестр субъектов рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке превышает предельную величину;
      7) разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты в области защиты конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
      8) вносить Президенту и Правительству Республики Казахстан предложения по основным направлениям государственной политики в области развития конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
      9) организовывать и проводить информационно-презентационные мероприятия, а также совещания по вопросам развития конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
      10) утверждать порядок определения монопольного дохода, установления монопольно высоких (низких) цен;
      11) утверждать правила применения мер антимонопольного реагирования на нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
      12) утверждать инструкцию по выявлению соглашений (согласованных действий) субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию;
      13) утверждать методические рекомендации по анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке;
      14) проводить проверки по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности государственными органами, субъектами рынка в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами;
      15) давать субъектам рынка обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении нарушений настоящего Закона и (или) устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, о расторжении или изменении договоров, противоречащих настоящему Закону, о заключении договора с другим субъектом рынка, о возмещении ущерба потребителям и перечислении в республиканский бюджет монопольного дохода;
      16) давать государственным органам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменений заключенных ими соглашений, противоречащих настоящему Закону;
      17) рассматривать дела об административных правонарушениях в области защиты конкуренции и ограничении монополистической деятельности и налагать административные взыскания в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
      18) обращаться в суд с исками и заявлениями, а также участвовать в процессах при рассмотрении судами дел, связанных с применением и нарушением законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
      19) направлять в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
      20) давать рекомендации государственным органам по проведению мероприятий, направленных на развитие конкуренции на товарных рынках Республики Казахстан;
      21) проводить расследование нарушений законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности государственными органами, субъектами рынка и их должностными лицами;
      22) получать беспрепятственный доступ в помещения и на территорию субъектов рынка, с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан;
      23) в целях выполнения возложенных на него обязанностей запрашивать и получать информацию от государственных органов, субъектов рынка, их должностных и иных лиц, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
      24) устанавливать фиксированные цены субъектам рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке превышает предельную величину в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
      2. Уполномоченный орган обязан:
      1) ежегодно не позднее 1 июня направляет Президенту и Правительству Республики Казахстан годовой отчет о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и мерах принимаемых по ограничению монополистической деятельности;
      2) изучать состояние товарного рынка, уровень конкуренции на нем и разрабатывает на этой основе меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности;
      3) осуществлять контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Республики Казахстан или ее части;
      4) проводить анализ с целью выявления субъектов рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке превышает предельную величину;
      5) давать разъяснения по вопросам законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
      6) рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к его полномочиям, и сообщать заявителям о принятых решениях в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;
      7) обеспечить сохранность получаемых сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также другой информации, полученной при исполнении возложенных задач.

  Глава 3. Монополистическая деятельность

       Статья 7 . Антиконкурентные соглашения
                (согласованные действия) субъектов рынка

      1. Запрещаются и в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) между субъектами рынка, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), касающиеся:
      1) установления (поддержание) согласованных цен либо других условий приобретения или реализации товаров;
      2) искажения итогов торгов в результате повышения, снижения или поддержания цен, либо иных соглашений между участниками торгов;
      3) раздела товарных рынков по территориальному признаку, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов или покупателей либо по другим признакам;
      4) необоснованного ограничения производства либо реализации товаров, включая квотирование;
      5) необоснованного отказа от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями;
      6) ограничения доступа на товарный рынок или устранение с него других субъектов рынка в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
      7) применения дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами;
      8) заключения договоров при условии принятия другими субъектами рынка, дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота, не касаются предмета этих договоров (необоснованные требования передачи финансовых средств иного имущества, имущественных прав, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, в которых контрагент не заинтересован и другие).
      2. Запрещается координация физическими лицами, коммерческими и некоммерческими организациями экономической деятельности субъектов рынка, которая приводит или может привести к последствиям, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи.

        Статья 8 . Соглашения (согласованные действия)
                  относительно некоторых прав

      Ограничения, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, не применяются к соглашениям (согласованным действиям) по:
      лицензионным договорам;
      договорам комплексной предпринимательской лицензии
(франчайзинга);
      договорам, связанным с передачей технологий;
      договорам о кооперации в научно-исследовательской и опытно-конструкторской работах;
      иным договорам, связанным с передачей прав на объекты интеллектуальной собственности.

        Статья 9 . Группа лиц

      1. Группой лиц является совокупность физических и (или) юридических лиц, применительно к которой выполняется одно из следующих условий:
      1) лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (доли, паи), составляющие уставный капитал юридического лица;
      2) лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа;
      3) одни и те же физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники, представляют собой более пятидесяти процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц;
      4) одни и те же физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники и (или) юридические лица получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые двумя и более юридическими лицами, в том числе определять условия ведения этими лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия их исполнительных органов;
      5) физические лица, исполняющие трудовые обязанности в юридическом лице одновременно:
      представляют собой пятьдесят и более процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) другого юридического лица;
      получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими юридическими лицами, в том числе определять условия ведения этими лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия их исполнительных органов;
      6) одни и те же физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (доли, паи), составляющие уставный капитал каждого из двух и более юридических лиц;
      7) физические лица и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей распоряжаться в сумме более чем двадцатью пятью процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (паи, доли), составляющие уставный капитал одного юридического лица, одновременно данные физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники либо представители указанных юридических лиц, занимают более пятидесяти процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного органа управления другого юридического лица.
      2. Положение настоящего Закона, относящиеся к субъектам рынка, распространяется на группы лиц.

       Статья 10 . Доминирующее положение

      1. Доминирующим положением признается исключительное или иное положение субъекта рынка или нескольких субъектов рынка, дающее ему (им) возможность оказывать значительное или решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
      Доминирующим не может быть признано положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке не превышает тридцати пяти процентов, за исключением случаев, когда доминирующим считается также положение каждого из нескольких субъектов рынка, если в отношении них выполняются следующие условия:
      1) совокупная доля не более чем трех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет пятьдесят и более процентов;
      2) совокупная доля не более чем четырех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет семьдесят и более процентов.
      2. Порядок определения границ соответствующего товарного рынка и признание субъекта рынка, занимающим доминирующее положение, определяется уполномоченным органом на основании анализа соответствующего товарного рынка.

        Статья 11 . Злоупотребление доминирующим положением

      Запрещаются и признаются недействительными действия субъекта рынка, занимающего доминирующее положение, ограничивающие доступ на соответствующий товарный рынок либо ограничивающие, устраняющие конкуренцию, и (или) ущемляющие интересы других лиц, в том числе такие действия как:
      установление монопольно высоких (низких) цен;
      применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами без объективно оправданных на то причин;
      установление ограничений на перепродажу купленных у него товаров по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, а также количеству, цене;
      обусловливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или, согласно обычаям делового оборота, не касаются предмета этих соглашений;
      необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или реализации соответствующего товара;
      обусловливание поставки товаров принятием ограничений по продаже товаров произведенных либо реализуемых конкурентами;
      необоснованное сокращение объемов производства или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности их производства или поставки;
      нарушение действующего порядка ценообразования, приведшего к получению монопольного дохода.

       Статья 12 . Антиконкурентные действия
                  государственных органов

      1. Антиконкурентными действиями государственных органов являются принятие актов либо решений, дача письменных либо устных указаний, заключение соглашений и (или) иные действия, которые привели или могут привести к ограничению конкуренции.
      2. Антиконкурентными действиями государственных органов, в частности признаются:
      1) запрещение либо препятствование созданию субъектов рынка в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение или реализацию определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Казахстан;
      2) прямое или косвенное принуждение субъектов рынка к приоритетному заключению договоров, к первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей либо первоочередному приобретению товаров у определенных продавцов;
      3) любое действие, направленное на централизованное распределение товаров, а также распределение рынков между субъектами рынка по территориальному признаку, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок или по кругу потребителей или продавцов, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан;
      4) установление запрета на реализацию (вывоз) определенных товаров из одного региона Республики Казахстан в другой, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан;
      5) предоставление отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции;
      6) действие, вследствие которого отдельным субъектам рынка создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению с конкурентами;
      7) действие, которым устанавливаются не предусмотренные законами Республики Казахстан запреты и ограничение самостоятельности субъектов рынка, в том числе относительно приобретения или реализации товаров, ценообразования, формирования программ деятельности и развития, распоряжения доходом (выручкой) от реализации товаров.
      3. Совершение государственными органами антиконкурентных действий запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

  Глава 4. Государственный контроль
за экономической концентрацией

       Статья 13. Экономическая концентрация

      1. С целью предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением или ограничения конкуренции уполномоченный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона.
      С предварительного согласия уполномоченного органа на основании ходатайства физического или юридического лица осуществляются сделки (действия), указанные в пункте 2 настоящей статьи.
      2. Экономической концентрацией признается:
      1) создание субъектом рынка нового юридического лица, в том числе в случае оплаты ее уставного капитала акциями (долями, паями) или имуществом другого юридического лица, если вновь созданное юридическое лицо приобретает в отношении таких акций (долей, паев) или имущества права, предусмотренные подпунктом 4) настоящего пункта;
      2) реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) субъекта рынка, доля которого превышает предельную величину на соответствующем товарном рынке;
      3) приобретение лицом (группой лиц) акций (долей, паев) с правом голоса в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25 процентами указанных акций (долей, паев), если до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось акциями (долями, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось меньшим, чем 25 процентов количеством акций (долей, паев) с правом голоса в уставном капитале указанного субъекта рынка. Данное требование не распространяется на учредителей юридического лица при его создании;
      4) получение в собственность, пользование или владение субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество;
      5) приобретение субъектом рынка (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок, в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения, соглашении прав, или иным способом позволяющих определять условия ведения субъектом рынка его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;
      6) участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более субъектов рынка.
      3. Не считается экономической концентрацией:
      1) приобретение акций (долей, паев) субъекта рынка финансовыми организациями, если это приобретение осуществляется с целью их следующей перепродажи, при условии, что указанное лицо не принимает участия в голосовании в органах управления субъекта рынка;
      2) назначение реабилитационного или конкурсного управляющего, временной администрации (временного администратора).

       Статья 14 . Случаи, при которых необходимо
                  получение разрешения на экономическую
                  концентрацию

      1. В случае, если балансовая стоимость активов по последним балансам участвующих в соответствующей сделке (действии) субъектов рынка или совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает пятисот тысячный размер месячного расчетного показателя или одним из них является субъект рынка, доля которого превышает предельную величину на соответствующем товарном рынке, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность субъектов рынка, указанных в данном пункте, за исключением случаев экономической концентрации с участием финансовых организаций, экономическая концентрация осуществляется при условии разрешения уполномоченного органа.
      2. Получение разрешения на экономическую концентрацию с участием финансовых организаций осуществляется в случае, если стоимость активов, либо величина собственного капитала финансовой организации превышает размер, установленный уполномоченным органом совместно с государственным органом, осуществляющим регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций.
      3. При расчете объемов реализации товаров в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи используется сумма дохода (выручки) от реализации товаров за вычетом суммы налога на добавленную стоимость и акциза за последний финансовый год, предшествовавший подаче ходатайства о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию.
      4. В случае, если субъект рынка существовал в течение срока меньше чем последний финансовый год, предшествовавший подаче ходатайства о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию, при расчете объемов реализации товаров в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи используется сумма дохода, полученного за время до подачи ходатайства о представлении разрешения на экономическую концентрацию, но не более одного года.

       Статья 15 . Предоставление разрешения на
                  экономическую концентрацию

      1. Уполномоченный орган предоставляет разрешение на экономическую концентрацию в случае, если она не приводит к установлению или усилению доминирующего положения субъекта рынка (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции.
      2. Уполномоченный орган вправе предоставить разрешение на экономическую концентрацию при возможности ограничения конкуренции в случае, если участники соответствующей сделки докажут, что положительный эффект от их действий превысит негативные последствия на соответствующем товарном рынке.

  Глава 5. Рассмотрение ходатайств о предоставлении
разрешения на соглашения (согласованные действия),
экономическую концентрацию

       Статья 16 . Предоставление субъектами рынка ходатайств о
                  предоставлении разрешения на соглашения
                  (согласованные действия), экономическую
                  концентрацию

      1. Субъекты рынка, намеревающиеся заключить соглашения (осуществлять согласованные действия), осуществлять экономическую концентрацию, обращаются в уполномоченный орган с ходатайством:
      1) о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия);
      2) о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию.
      Участники соглашений (согласованных действий), экономической концентрации представляют общее ходатайство. Конфиденциальная информация, необходимая для рассмотрения ходатайств, может представляться в уполномоченный орган этими лицами в отдельности.
      2. В случае, если соглашения (согласованные действия) или экономическая концентрация проводятся с применением конкурсных процедур (аукционы, тендеры, конкурсы), ходатайство может представляться как до начала конкурсной процедуры, так и после, но не позднее тридцати дней с даты объявления победителя, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
      3. Порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении разрешения на соглашение (согласованные действия), экономическую концентрацию, устанавливается уполномоченным органом.

       Статья 17 . Рассмотрение ходатайств о предоставлении
                  разрешения на соглашения (согласованные
                  действия), экономическую концентрацию

      1. Ходатайство считается принятым к рассмотрению по истечении пятнадцати дней со дня его поступления, если в течение этого времени уполномоченный орган не возвратил заявителю ходатайство с уведомлением, что оно и другие документы не отвечают установленным уполномоченным органом требованиям.
      2. Уполномоченный орган может запрашивать у заявителя и других лиц в соответствии с требованиями настоящего Закона дополнительную информацию, если ее отсутствие препятствует рассмотрению дела, а также назначить экспертизу.
      3. Срок рассмотрения ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию не должен превышать тридцать дней. В случае назначения экспертизы указанный срок не должен превышать шестидесяти дней с момента принятия ходатайства к рассмотрению. В течение указанного срока уполномоченный орган должен принять соответствующее решение на заключение соглашения (осуществление согласованных действий) или осуществление экономической концентрации.
      Днем принятия решения о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию считается последний день срока рассмотрения ходатайства, предусмотренного частью первой настоящего пункта.
      4. Рассмотрение ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию приостанавливается в случае невозможности его рассмотрения до решения уполномоченным органом или судом связанного с ним другого ходатайства или до решения государственным органом связанного с ним другого вопроса. О приостановлении рассмотрения ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию и его возобновлении уполномоченным органом принимается решение, о чем уведомляется заявитель.
      Уполномоченный орган возобновляет рассмотрение ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию после устранения обстоятельств, которые явились причиной его приостановления.
      Течение срока рассмотрения ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию приостанавливается со дня приостановления рассмотрения данного ходатайства. Со дня возобновления рассмотрения течение срока рассмотрения ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию продолжается.
      5. В рассмотрении ходатайств о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию могут принимать участие третьи лица, если решение уполномоченного органа может существенно затронуть их права и интересы, охраняемые настоящим Законом.
      Вопрос о привлечении к участию в рассмотрении ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию третьих лиц решается уполномоченным органом, о чем уведомляются лица, принимающие участие в рассмотрении данного ходатайства.

       Статья 18 . Решение по ходатайствам о предоставлении
                  разрешения на соглашения (согласованные
                  действия), экономическую концентрацию

      1. По результатам рассмотрения ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую  концентрацию уполномоченным органом принимается одно из следующих решений:
      1) о предоставлении разрешения на соглашение (согласованные действия);
      2) о запрещении соглашения (согласованных действий);
      3) о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию;
      4) о запрещении экономической концентрации.
      2. Решение уполномоченного органа о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию может быть обусловлено выполнением участниками соглашения (согласованных действий) или экономической концентрации определенных требований и обязательств, которые устраняют или смягчают отрицательное влияние соглашения (согласованных действий), экономической концентрации на конкуренцию. Такие условия и обязательства могут касаться, в частности, ограничения по управлению, пользованию или распоряжению имуществом, а также обязательства субъекта рынка осуществить отчуждение имущества.
      Разрешение на соглашения (согласованные действия) предоставляется на неопределенный срок или на срок, не превышающий пять лет.
      3. Соглашения (согласованные действия), экономическая концентрация должны быть осуществлены в течение года со дня принятия решения уполномоченным органом о предоставлении разрешения на соглашение (согласованные действия), экономическую концентрацию, если иное не определено в решении уполномоченного органа. Если соглашение (согласованные действия), экономическая концентрация в установленный срок не осуществлены, участники соглашения (согласованных действий), экономической концентрации имеют право подать новое ходатайство о предоставлении разрешения на соглашение (согласованные действия), экономическую концентрацию.
      4. Порядок определения сроков действий разрешений на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи утверждается уполномоченным органом.
      5. Заявителю присылается решение, а в случаях наличия сведений, составляющих служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну - выписка из решения уполномоченного органа.
      6. Уполномоченный орган, приняв решение, не имеет права его отменить или изменить, кроме случаев, предусмотренных статьями 26, 27, 35 настоящего Закона. Уполномоченным органом могут быть исправлены допущенные в решении описки или явные арифметические ошибки, разъяснить свое решение, не изменяя при этом его содержания, а также принять дополнительное решение, если по какому-то вопросу, который исследовался во время рассмотрения ходатайства, не принято решение.
      Государственная регистрация, перерегистрация субъектов рынка, которым необходимо получить разрешение от уполномоченного органа на экономическую концентрацию, осуществляется регистрирующим органом только с предварительного согласия уполномоченного органа.
      Экономическая концентрация, совершенная без разрешения уполномоченного органа может быть признана судом недействительной по иску уполномоченного органа.

       Статья 19 . Основания прекращения рассмотрения ходатайств
                  о предоставлении разрешения на соглашения
                  (согласованные действия), экономическую
                  концентрацию

      1. Рассмотрение ходатайств о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию подлежит прекращению в случаях:
      1) поступления от заявителей уведомлений об отзыве ходатайств и заявлений или поступления заявлений заинтересованных лиц о прекращении рассмотрения ходатайств на предоставление разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию;
      2) непредставления заявителем информации в определенный уполномоченным органом срок, если отсутствие такой информации препятствует рассмотрению ходатайства.
      2. После прекращения рассмотрения ходатайства заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган с новым заявлением о предоставлении разрешения на соглашение (согласованные действия), экономическую концентрацию.

  Глава 6. Расследование нарушения законодательства
Республики Казахстан о конкуренции и ограничении
монополистической деятельности

       Статья 20 . Обязательность и основания для проведения
                  расследования нарушений законодательства
                  Республики Казахстан о конкуренции и
                  ограничении монополистической деятельности

      1. Для принятия решений по поводу нарушения статей 7, 11 и 12 настоящего Закона уполномоченный орган обязан провести расследование.
      Решения, касающиеся иных нарушений настоящего Закона, принимаются уполномоченным органом без проведения расследования.
      2. Основаниями для проведения расследования нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности служат:
      1) заявления физических и юридических лиц о нарушении их прав в результате монополистической деятельности;
      2) представления государственных органов о нарушении законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
      3) собственная инициатива уполномоченного органа на основании анализа товарных рынков, сообщений средств массовой информации и иных сведений, имеющихся в его распоряжении.
      3. Не позднее пятнадцати дней со дня возникновения основания для проведения расследования уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:
      1) о расследовании нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
      2) об отказе в расследовании нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности ввиду отсутствия оснований.
      Уполномоченный орган принимает одно из вышеуказанных решений исходя из того, оказывает ли предполагаемое нарушение ощутимое влияние на условия конкуренции на соответствующем товарном рынке.

       Статья 21 . Порядок проведения расследования

      1. Расследование проводится в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан с учетом требований, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, а также настоящей главой.
      2. Расследование проводится после вынесения решения уполномоченного органа о расследовании. Решение уполномоченного органа о расследовании должно содержать:
      1) наименование уполномоченного органа;
      2) должность, фамилию, имя и отчество лица (лиц), осуществляющего (осуществляющих) расследование;
      3) указание основания к проведению расследования;
      4) перечень субъектов рынка, государственных органов, вовлеченных в предполагаемое нарушение законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
      5) указание предполагаемого нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
      3. Решение о расследовании подписывается руководителем уполномоченного органа либо иным уполномоченным им лицом, заверяется печатью уполномоченного органа и регистрируется в специальном журнале, с учетом требований, предусмотренных законодательными актами, а также в порядке, установленном уполномоченным органом.
      4. При проведении расследования должностное лицо уполномоченного органа обязано предъявить субъекту рынка, государственному органу решение о расследовании и служебное удостоверение.
      5. При предъявлении решения о расследовании и служебного удостоверения субъекты рынка, государственные органы обязаны допустить должностное лицо уполномоченного органа на территорию или помещение, принадлежащие им, и обеспечить возможность получения необходимой для проведения расследования информации.
      6. При воспрепятствовании доступа должностного лица уполномоченного органа, проводящего расследование, на указанные территорию или помещения, составляется протокол. Протокол подписывается должностным лицом уполномоченного органа, проводящего расследование и субъектом рынка, государственным органом. При отказе от подписания указанного протокола субъект рынка, государственный орган обязан дать письменные объяснения причин отказа.
      7. Расследование заканчивается составлением заключения о результатах расследования. Заключение о результатах расследования должно содержать описание нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности со ссылкой на соответствующие нормы настоящего Закона. В случае, если по завершению расследования не установлено нарушение законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, то об этом в заключении о результатах расследования делается соответствующая запись.
      8. Расследование должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок со дня принятия решения о расследовании.
      В случае необходимости дополнительного расследования срок может быть продлен решением уполномоченного органа на один месяц.

       Статья 22 . Решения уполномоченного органа по результатам расследования
                  нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции
                  и ограничении монополистической деятельности

      1. По результатам расследования нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности уполномоченный орган принимает следующее решение:
      1) об отсутствии оснований в возбуждении дела об административном правонарушении;
      2) о возбуждении дела об административном правонарушении;
      3) о передаче материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела;
      4) о вынесении предписания об устранении нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
      5) о проведении внеплановой проверки субъекта рынка и государственного органа на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
      2. Решение уполномоченного органа доводится до сведения заявителя, государственного органа, соответствующего субъекта рынка и иных заинтересованных лиц.
      3. Дело об административном правонарушении рассматривается в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан об административных правонарушениях.

  Глава 7. Проведение проверок на предмет соблюдения
законодательства Республики Казахстан о конкуренции и
ограничении монополистической деятельности

       Статья 23 . Виды и предмет проверок по вопросу
                  соблюдения законодательства Республики Казахстан
                  о конкуренции и ограничении монополистической
                  деятельности

      1. Предметом проверок, проводимых уполномоченным органом, является соблюдение субъектами рынка, государственными органами (далее - проверяемые субъекты) законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
      2. Осуществляемые уполномоченным органом проверки субъектов рынка и государственных органов на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности могут быть плановыми и внеплановыми.

       Статья 24 . Плановые проверки

      1. Плановые проверки охватывают весь комплекс вопросов, связанных с соблюдением проверяемыми субъектами законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
      2. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в год.
      3. Плановые проверки могут проводиться по месту нахождения проверяемого субъекта или по месту нахождения его структурного подразделения.
      4. Основанием для проведения плановой проверки является план работы уполномоченного органа, ежегодно утверждаемый его руководителем. План должен содержать перечень проверяемых субъектов, в отношении которых предполагается проведение проверки и период проведения проверки.

       Статья 25 . Внеплановые проверки

      1. Внеплановой проверкой считается проверка, которая не предусмотрена планом работы уполномоченного органа и проводится для подтверждения поступившей в уполномоченный орган либо самостоятельно обнаруженной информации о нарушении законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
      2. Основанием для проведения внеплановой проверки служат:
      1) заявления физических и юридических лиц о нарушении их прав в результате монополистической деятельности;
      2) материалы о нарушении законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, поступившие из других государственных органов;
      3) собственная инициатива уполномоченного органа на основании анализа товарных рынков, сообщений средств массовой информации и иных сведений;
      4) результат расследования уполномоченного органа по вопросам нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

       Статья 26. Особенности порядка организации и
                  проведения проверок

      1. Для проведения проверки уполномоченным органом принимается предписание на бланке строгой отчетности, подписываемое руководителем уполномоченного органа, заверенное печатью и зарегистрированное в органах правовой статистики и специальных учетов, в установленном законодательством порядке и приказ о назначении проверки и утверждается план проведения проверки.
      2. Предписание о проведении проверки составляется в двух экземплярах, которые предоставляются органу правовой статистики и специальных учетов для регистрации. Один экземпляр с отметкой о регистрации приобщается к материалам дела.
      3. Копия предписания с отметкой о регистрации в органе правовой статистки и специальных учетов, а также план проверки в день проведения проверки вручается руководителю проверяемого субъекта. 
      Копия предписания о проведении поверки, вручаемая проверяемому субъекту без отметки о регистрации в органе правовой статистики и специальных учетов, является недействительной.
      4. Для проведения проверки приказом руководителя уполномоченного органа может быть создана рабочая группа, утвержден ее состав, определен руководитель и заместитель руководителя рабочей группы.
      5. В случае отказа проверяемого субъекта в принятии предписания о проведении проверки или воспрепятствования доступу должностных лиц уполномоченного органа, осуществляющих проверку, к материалам, необходимым для проведения проверки, составляется протокол. Протокол подписывается должностным лицом уполномоченного органа, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта.
      Уполномоченное лицо проверяемого субъекта может отказаться от подписания протокола, предоставив письменное обоснование причин отказа.
      Отказ от получения предписания о проведении проверки не является основанием для отмены проверки.
      Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами) уполномоченного органа, которое указано в предписании о назначении проверки.

       Статья 27 . План и сроки проведения проверки

      1. План проверки должна содержать:
      1) сроки проведения проверки;
      2) основные задачи и цели проведения проверки, процедуру их реализации;
      3) перечень вопросов и круг обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверки;
      4) график проведения проверки;
      5) иную информацию в соответствии со спецификой деятельности проверяемого субъекта.
      2. Срок проведения проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ и поставленных задач и не должен превышать 30 календарных дней с момента регистрации предписания о проведении проверки в органе правовой статистики и специальных учетов.
      3. В случаях, когда в связи со спецификой деятельности проверяемого субъекта и значительным объемом работ проверка не может быть завершена в установленный законом срок, должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за проведение проверки, представляет руководителю уполномоченного органа служебную записку с изложением результатов проделанной работы и обоснований необходимости продления срока проведения проверки.
      4. Руководитель уполномоченного органа вправе издать приказ о продлении срока проведения проверки. Руководителем уполномоченного органа вносится отметка о продлении срока проверки в приказ и предписание о проведении проверки, а также в план проверки.
      Продление срока проведения проверки не может превышать 30 календарных дней.
      5. Копия приказа о продлении срока проведения проверки в день регистрации вручается руководителю проверяемого субъекта.
      6. Завершением срока проверки считается день вручения проверяемому субъекту справки о результатах проверки, но не позднее срока окончания проверки, указанного в предписании о проведении проверки.

        Статья 28 . Права уполномоченного органа при
                    проведении проверки

      1. Должностные лица уполномоченного органа при проведении проверки имеют право:
      1) на беспрепятственный доступ на территорию и в помещения проверяемого субъекта;
      2) на доступ к автоматизированным базам данных (информационные системы) проверяемого субъекта в соответствии с предметом проверки;
      3) запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц и других работников проверяемого субъекта необходимую информацию, документы или их копии, относящиеся к предмету проверки, объяснения в устном и письменном виде по вопросам, возникшим в ходе проверки, а также при наличии свидетелей нарушений законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности получать письменные и устные пояснения от них.
      2. В случае отказа руководителя и должностных лиц проверяемого субъекта по устному запросу должностного лица уполномоченного органа, ответственного за проведение проверки, предоставлять информацию, документы или их копии ему вручается соответствующий письменный запрос. В случае невозможности вручения письменного запроса руководителю проверяемого субъекта, он направляется почтовой связью на имя руководителя проверяемого субъекта заказным письмом с уведомлением.
      3. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна не может служить основанием для отказа в ее предоставлении должностным лицам уполномоченного органа, осуществляющим проверку.
      Любая информация о проверяемом субъекте, полученная уполномоченным органом в ходе проверки, не подлежит распространению, за исключением случаев передачи информации другому государственному органу в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. Для оказания помощи в проведении проверки уполномоченный орган вправе привлекать специалистов других государственных органов Республики Казахстан, а также ученых и экспертов.
      5. Должностным лицам уполномоченного органа, осуществляющим проверку, запрещается предъявлять требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки.

       Статья 29 . Результаты проверок

      1. В случае выявления во время проведения проверки нарушений законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, должностное лицо уполномоченного органа вправе до окончания проверки применить по отношению к проверяемому субъекту необходимые меры антимонопольного реагирования в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
      2. Результаты проверки оформляются справкой, которая должна содержать анализ, выводы и предложения по всем проверяемым вопросам и составляться в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемого субъекта.
      3. Результаты проверки излагаются в справке на основании проверенных данных и фактов, которые подтверждаются соответствующими документами. Включение в справку выводов, предложений и данных, не подтвержденных документами, не допускается.
      4. В случае отсутствия нарушений законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности по результатам проверки в справке производится соответствующая запись.
      5. В случае наличия замечаний и/или возражений по результатам проверки, руководитель проверяемого субъекта излагает их в письменном виде.
      Замечания и/или возражения могут прилагаться к справке о результатах проведения проверки, о чем делается соответствующая отметка.
      6. В случае отказа руководителя проверяемого субъекта от подписания справки о результатах проведения проверки должностным лицом уполномоченного органа, ответственным за проведение проверки, в справку вносится соответствующая запись.
      7. Второй экземпляр справки после окончания проверки должностным лицом уполномоченного органа, ответственным за проведение проверки, вручается руководителю проверяемого субъекта.
      В случае невозможности вручения справки руководителю проверяемого субъекта, справка направляется почтовой связью на имя руководителя проверяемого субъекта заказным письмом с уведомлением.

       Статья 30 . Порядок обжалования действий (бездействий)
                  должностных лиц уполномоченного органа,
                  осуществляющих проверку

      1. В случае нарушения прав и законных интересов проверяемых субъектов при проведении проверки, проверяемый субъект вправе обжаловать действия (бездействия) уполномоченного органа в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.
      2. Неправомерные действия (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа при проведении проверок влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

  Глава 8. Отдельные формы государственного
регулирования и контроля

       Статья 31 . Принудительное разделение, (выделение)
                  субъектов рынка, занимающих доминирующее
                  положение

      1. В случае, когда доминирующее положение субъекта рынка, не позволяет уполномоченному органу эффективно ограничивать негативные последствия такого положения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд об его принудительном разделении или выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц на базе структурных подразделений и (или) принудительной продаже акций (долей, паев) данного субъекта рынка, если это ведет к развитию конкуренции.
      2. Решение о принудительном разделении (выделении) субъекта рынка, занимающего доминирующее положение, принимается при наличии совокупности следующих условий:
      1) возможности организационного и территориального обособления его разделения (выделения) структурных подразделений;
      2) отсутствия между его разделенными (выделенными) структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемых субъектом рынка товаров его структурного подразделения не превышает тридцати процентов общего объема товаров, производимых этим структурным подразделением);
      3) возможности юридических лиц, образовавшихся в результате реорганизации, самостоятельно работать на соответствующем товарном рынке.
      3. Решение о принудительном разделении, выделении субъекта рынка подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в судебном решении.
      4. Условия проведения принудительного разделения или выделения финансовой организации определяются уполномоченным органом, совместно с уполномоченным государственным органом, осуществляющим регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      5. При невозможности или нецелесообразности разделения, выделения субъекта рынка, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, к нему принимаются иные меры антимонопольного регулирования и контроля.

       Статья 32 . Дополнительные обязательства субъектов рынка по
                  предоставлению информации уполномоченному органу

      1. Для контроля и мониторинга деятельности субъектов рынка уполномоченным органом ведется государственный реестр субъектов рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке превышает предельную величину (далее - Реестр).
      2. Субъекты рынка, включенные в Реестр, обязаны предоставлять в уполномоченный орган:
      1) ежеквартальную финансовую отчетность в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете;
      2) сведения о продаже и (или) передаче в доверительное управление десяти и более процентов своих голосующих акций (долей, паев), либо пяти и более процентов акций - для народного акционерного общества;
      3) ежемесячную информацию по монопольным видам продукции об объемах производства (реализации), отпускных ценах и уровне доходности производимых (реализуемых) товаров.
      3. Субъекты рынка, включенные в Реестр, обязаны уведомлять уполномоченный орган в письменном виде за тридцать дней о предстоящем повышении цен на товар, по которому субъекты рынка включены в Реестр, и о причинах их повышения с обязательным предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
      4. В процессе рассмотрения документов, представленных субъектом рынка, включенным в Реестр, уполномоченный орган вправе запросить дополнительную информацию о причинах повышения цены, которая должна быть представлена в пятидневный срок с даты получения субъектом рынка, включенным в Реестр, соответствующего запроса.
      5. Субъекты рынка, их объединения и руководители, государственные органы, их должностные лица обязаны по требованию уполномоченного органа предоставлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, в том числе составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, за исключением банковской тайны, необходимой для осуществления уполномоченным органом его деятельности.
      6. Сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, полученные уполномоченным органом в ходе осуществления его деятельности, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
      Работники уполномоченного органа за разглашение сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан.

  Глава 9. Порядок исполнения, проверки, пересмотра,
обжалования решений (предписаний) уполномоченного органа

       Статья 33 . Порядок исполнения решений (предписаний)
                  уполномоченного органа

      1. Решение (предписание) уполномоченного органа исполняется субъектом рынка, государственным органом в срок, указанном в решении (предписании) уполномоченного органа.
      2. В случае неисполнения решения (предписания) уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении субъекта рынка, государственного органа исполнить решение (предписание) уполномоченного органа.

       Статья 34 . Проверка решений (предписаний) территориальных
                  органов уполномоченного органа

      1. Решения (предписания), принятые территориальными органами уполномоченного органа, могут быть проверены по заявлениям заинтересованных лиц или по собственной инициативе уполномоченного органа в установленном им порядке.
      2. Уполномоченный орган при проверке решения (предписания) территориального органа может приостановить исполнение решения (предписание) территориального органа до окончания его проверки, о чем письменно уведомляются заинтересованные лица.
      3. По результатам проверки решения (предписания) территориального органа, уполномоченный орган имеет право:
      1) оставить решение (предписание) без изменений;
      2) изменить решение (предписание);
      3) отменить решение (предписание);
      4) принять новое решение (предписание).

       Статья 35 . Пересмотр решений (предписаний) уполномоченного
                 органа

      1. Уполномоченный орган по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица может пересмотреть свое решение (предписание), в случае:
      1) если существенные обстоятельства не были и не могли быть известны уполномоченному органу, что привело к принятию незаконного или необоснованного решения;
      2) если решение было принято на основании недостоверной информации, что привело к принятию незаконного или необоснованного решения;
      3) невыполнения участниками соглашений (согласованных действий), экономической концентрации требований и обязательств, которыми было обусловлено решение уполномоченного органа;
      4) если обстоятельства, на основании которых было принято решение о предоставлении разрешения на соглашение (согласованные действия), экономическую концентрацию уже не существуют;
      5) наличия других оснований, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
      Уполномоченный орган, принявший решение, может приостановить выполнение решения до окончания его пересмотра, о чем письменно уведомляются лица, принимающие участие в деле.
      2. По результатам пересмотра уполномоченный орган может:
      1) оставить решение (предписание) без изменений;
      2) изменить решение (предписание);
      3) отменить решение (предписание);
      4) принять новое решение (предписание).
      3. В случае, если по результатам пересмотра решения уполномоченный орган принимает решение о запрещении экономической концентрации, государственная регистрация субъекта рынка, созданного в результате экономической концентрации, отменяется в судебном порядке по иску уполномоченного органа.

       Статья 36 . Обжалование решений (предписаний)
                  уполномоченного органа

      1. Решения (предписания) уполномоченного органа могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      2. Основаниями для обжалования в уполномоченный орган решений (предписаний) территориальных органов являются:
      1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
      2) не доказанность обстоятельств, имеющих значение для дела и признанных установленными;
      3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
      4) нарушение или неправильное применение норм законодательства Республики Казахстан.
      3. Решение (предписание) территориального органа уполномоченного органа может быть обжаловано субъектом рынка в уполномоченном органе либо в суде в течение трех месяцев со дня, когда субъекту рынка стало известно о нарушении его прав, свобод и охраняемых законом интересов, в порядке установленном законодательством Республики Казахстан.

  Глава 10. Нарушения настоящего Закона

       Статья 37 . Нарушениями настоящего Закона являются:

      антиконкурентные соглашения (согласованные действия);
      злоупотребление доминирующим положением;
      антиконкурентные действия государственных органов;
      невыполнение решения (предписания) уполномоченного органа либо выполнение его не в полном объеме;
      экономическая концентрация без получения соответствующего разрешения уполномоченного органа, в случае, если наличие такого разрешения необходимо;
      непредставление информации уполномоченному органу в установленные сроки либо представление информации в неполном объеме;
      представление недостоверной и (или) ложной информации уполномоченному органу;
      создание препятствий должностным лицам уполномоченного органа в доступе в помещения и на территорию проверяемого субъекта рынка при выполнении ими своих функций;
      невыполнение участниками соглашения (согласованных действий), экономической концентрации требований и обязательств, которыми было обусловленное решение о предоставлении разрешения на соглашение (согласованные действия), экономическую концентрацию.

       Статья 38 . Обязательность исполнения решений (предписаний)
                  уполномоченного органа

      1. При нарушении настоящего Закона субъекты рынка, государственные органы обязаны:
      1) в соответствии с предписаниями уполномоченного органа прекратить нарушение и устранить его последствия, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор, заключить договор с другим субъектом рынка или внести в него изменения, отменить акт, признанный уполномоченным органом не соответствующим законодательству Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием;
      2) возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;
      3) исполнить постановление уполномоченного органа о наложении административного взыскания в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
      4) перечислить в республиканский бюджет монопольный доход, полученный в результате нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
      2. Нарушение требований, указанных в статье 7 настоящего Закона, является основанием для принятия мер к субъектам рынка вплоть до ликвидации по иску уполномоченного органа в судебном порядке.

       Статья 39 . Ответственность за нарушение настоящего Закона

      Лица, виновные в нарушениях настоящего Закона, несут ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.

  Глава 11. Заключительные положения

       Статья 40 . Заключительные положения

      1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его официального опубликования.
      2. Признать утратившим силу  Закон Республики Казахстан от 19 января 2001 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., N  2; ст. 13; 2006 г. N 3, ст. 22).

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.