О проекте Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе "Дети Казахстана» на 2006-2011 годы"

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2006 года N 706. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года N 1245

       Сноска. Постановление Правительства РК от 26 июля 2006 г. N 706 утратило силу постановлением Правительства РК от 21 декабря 2007 г. N  1245 .

      

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе "Дети Казахстана" на 2006-2011 годы".

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан

  УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О Государственной программе
"Дети Казахстана" на 2006-2011 годы

      В соответствии с подпунктом 8)  статьи 44  Конституции Республики Казахстан и в целях обеспечения охраны прав и защиты интересов детей  ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Дети Казахстана" на 2006-2011 годы (далее - Программа).

      2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Программы.

      3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

      4. Контроль и координацию обеспечения выполнения Программы возложить на Министерство образования и науки Республики Казахстан.

      5. Министерству образования и науки Республики Казахстан один раз в полугодие, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.

      6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

       Президент
      Республики Казахстан

УТВЕРЖДЕНА          
Указом Президента   
Республики Казахстан
от 26 июля 2006 года
N 706               

Государственная программа "Дети Казахстана"
на 2006-2011 годы

  1. Паспорт Программы

Наименование     Государственная программа "Дети Казахстана"      
Программы        на 2006-2011 годы (далее - Программа)

Основание        Пункт 144 Сетевого графика исполнения
для разработки   Общенационального плана мероприятий по реализации
                  Послания  Президента Республики Казахстан народу
                 Казахстана от 1 марта 2006 года и Программы
                 Правительства Республики Казахстан на 2006-2008
                 годы, утвержденного постановлением Правительства
                 Республики Казахстан от 31 марта 2006 года N 222

Разработчик      Министерство образования и науки Республики
                 Казахстан

Цель:            Улучшение качества жизни детей

Задачи:          Совершенствование законодательства в области
                 охраны прав и защиты интересов детей;
                 обеспечение межведомственного взаимодействия с
                 государственными структурами, международными и
                 неправительственными организациями;
                 обеспечение условий для получения качественных
                 образовательных, медицинских и социальных услуг
                 всеми категориями детей;
                 формирование комплексной системы мер для охраны
                 прав детей, находящихся в трудной жизненной
                 ситуации;
                 совершенствование системы профилактики детской
                 безнадзорности, беспризорности и правонарушений
                 среди несовершеннолетних;
                 предупреждение социального сиротства;
                 создание условий, способствующих реализации прав
                 детей на отдых, досуг, участие в культурной и
                 творческой жизни.

Необходимые      Объем расходов государственного бюджета,
ресурсы и        необходимых для реализации Программы, составит
источники        10398,067 млн. тенге, из них:
финансирования   за счет средств республиканского бюджета - 300,533
                 млн. тенге:
                 2006 год - 34,183 млн. тенге;
                 2007 год - 72,886 млн. тенге;
                 2008 год - 47,905 млн. тенге;
                 2009 год - 48,827 млн. тенге;
                 2010 год - 48,827 млн. тенге;
                 2011 год - 47,905 млн. тенге;
                 за счет средств местных бюджетов - 10097,534 млн.
                 тенге:
                 2006 год - 66,529 млн. тенге;
                 2007 год - 32,000 млн. тенге;
                 2008 год - 438,243 млн. тенге;
                 2009 год - 4592,653 млн. тенге;
                 2010 год- 4137,168 млн. тенге;
                 2011 год- 830,941 млн. тенге.
                 Объемы финансирования Программы будут уточняться
                 при утверждении республиканского и местных
                 бюджетов на соответствующий финансовый год.
                 Кроме того, предполагается привлечение технической
                 и грантовой помощи международных организаций,
                 коммерческих банков и предпринимательских структур
                 в качестве спонсорской поддержки НПО, общественных
                 фондов и иных источников, не запрещенных
                 законодательными актами Республики Казахстан.

Ожидаемые        В результате реализации Программы в Республике
результаты и     Казахстан до 2011 года будет сформирована
индикаторы       эффективно функционирующая казахстанская система
Программы        охраны прав и защиты интересов детей, которая
                 создаст условия для улучшения качества жизни и
                 развития всех категорий детского населения,
                 отвечающая международным нормам и стандартам.
                  На первом этапе (2006-2008 годы) будут(ет):
                 разработаны и внесены соответствующие изменения и
                 дополнения в действующие нормативные правовые акты
                 Республики Казахстан по вопросам охраны прав и
                 защиты интересов детей;
                 разработана нормативная правовая база по развитию
                 организаций дошкольного образования как
                 социального института, оказывающего поддержку
                 социально незащищенным, малообеспеченным и
                 многодетным семьям;
                 внедрена система постоянного мониторинга по
                 вопросам обеспечения прав детей на получение
                 качественных образовательных и социальных услуг;
                 созданы социальные центры поддержки семьи, центры
                 для несовершеннолетних по профилактике форм
                 поведения опасных для жизни и здоровья в рамках
                 пилотных проектов;
                 открыт дом юношества с целью создания условий для
                 социальной адаптации 36 выпускников детских домов;
                 открыты 4 детских дома семейного типа в 2 областях
                 с охватом 96 детей;
                 расширена на 30 % сеть детских общественных
                 организаций по интересам для обеспечения досуга.
                На втором этапе (2009-2011 годы) будут(ет):
                 введено в качестве показателя, при проведении
                 государственной аттестации деятельности организаций
                 и органов различной ведомственной принадлежности,
                 выполнение правовых норм по защите прав и законных
                 интересов детей;
                 усовершенствована методическая служба по вопросам
                 охраны прав детей путем сотрудничества с
                 заинтересованными ведомствами и
                 неправительственными организациями;
                 внедрена система постоянного мониторинга и контроля
                 на получение всеми категориями детей медицинских
                 услуг в соответствии со стандартами
                 здравоохранения;
                 созданы условия для искоренения наихудших форм
                 детского труда;
                 снижена численность безнадзорных и беспризорных
                 детей на 43,5 %   за счет открытия 4 реабилитационных
                 центров в 4 областях с ежегодным охватом 2400
                 несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
                 адаптации и реабилитации;
                 увеличено число патронатных воспитателей с 501 до
                 800;
                 обеспечено поэтапное сокращение учреждений
                 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
                 родителей;
                 построены 9 детских деревень семейного типа в 8
                 областях для проживания в условиях, приближенных к
                 семейным, с охватом 1115 детей-сирот и детей,
                 оставшихся без попечения родителей;
                 открыты 14 домов юношества в 7 областях
                 для создания условий с целью интеграции в общество
                 940 выпускников детских домов;
                 открыты 15 детских домов семейного типа в 7
                 областях с охватом 3704 детей;
                 построены 8 специализированных коррекционных
                 организаций образования в 5 областях с охватом
                 1600 детей с ограниченными возможностями и детей-
                 инвалидов;
                 осуществлено дальнейшее развитие детских
                 общественных организаций по интересам.

Сроки            Программа будет реализована в два этапа:
реализации       первый этап: 2006 - 2008 годы  
(этапы)          второй этап: 2009 - 2011 годы          
                 

  2. Введение

      Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
      Республика Казахстан в 1994 году ратифицировала Конвенцию о правах ребенка (далее - Конвенция). В целях реализации положений данной Конвенции, Декларации и Плану действий "Мир, пригодный для жизни детей", принятых на специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по положению детей (Нью-Йорк, 8-10 мая 2002 года), в республике проведена определенная работа.
      В связи с выполнением Республикой Казахстан обязательств, вытекающих из международных норм, регулирующих вопросы охраны прав детей, а также в соответствии с  пунктом 144  Сетевого графика исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года и Программы Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2006 года N 222, разработана данная Программа.
      В рамках Программы предполагается создание эффективной системы взаимодействия заинтересованных государственных структур, местных исполнительных органов, международных и неправительственных общественных организаций, с целью улучшения жизни детей.
      Программа обеспечивает адресность мероприятий, направленных на охрану прав и защиту интересов всех категорий детей, гарантированность исполнения положений Конвенции,  Закона  Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан" и других нормативных правовых документов, направленных на охрану прав и защиту интересов детей.
      В Программе определены основные направления государственной политики в области охраны прав и защиты интересов детей и комплексная система мер обеспечения социальных и правовых гарантий для всех категорий детского населения.
      Необходимость принятия Программы обусловлена тем, что позволит сохранить и развить социальные приоритеты, обеспечивающие всем категориям детей равный доступ к системе образования, качественное медицинское обслуживание и оздоровление, защиту от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации, обеспечение права детей на отдых, досуг, культурную и творческую жизнь.

  3. Анализ современного состояния проблемы

      Республикой Казахстан в соответствии со статьей 4 Конвенции приняты законодательные, административные и другие меры для осуществления норм, определенных Конвенцией.
      Процесс имплементации международных норм в области обеспечения прав и интересов детей нашел свое отражение в развитии и совершенствовании национального законодательства Республики Казахстан. Общие принципы и нормы Конвенции имплементированы в Конституцию Республики Казахстан, Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан. Был принят целый комплекс законов, основной сферой применения которых стали права и интересы детей: законы Республики Казахстан " О правах ребенка  в Республике Казахстан", " Об образовании ", " Об охране здоровья граждан ", " О социальной  и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", " О детских деревнях  семейного типа и домах юношества", " О браке и семье ", " О профилактике правонарушений  среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности" и другие нормативные правовые акты.
      В целях более детальной и полной гармонизации международных и национальных норм были внесены поправки, дополнения и изменения в действующие законодательные акты. Реализации прав детей способствуют ратифицированные Казахстаном факультативные протоколы к Конвенциям, касающимся участия детей в вооруженных конфликтах, торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, а также запрещения и принятия немедленных мер по искоренению наихудших форм детского труда.
      Государственная политика в отношении соблюдения прав детей обеспечивает дальнейшее развитие законодательства в целях его полного соответствия принципам и положениям Конвенции.
      Существует ряд норм Конвенции, не имплементированных в национальное законодательство. Так, например, не решен вопрос предоставления детям-беженцам особой защиты.
      В соответствии с рекомендациями, данными Республике Казахстан на заседании 33-й специальной сессии Комитета Организации Объединенных Наций по правам детей, в феврале 2006 года создан Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан, основной задачей которого является реализация государственной политики по обеспечению охраны прав и законных интересов детей.
      Особое внимание уделяется мобилизации ресурсов для наиболее полного выполнения норм Конвенции. Новые возможности, предоставляемые экономическим ростом, используются для приоритетного финансирования государственной политики в интересах детей в области обучения, воспитания, охраны здоровья, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания и социальной защиты детей и их семей.
      Объем расходов государственного бюджета на социальную сферу составляет:

      Доля расходов в общем объеме государственного бюджета

2003 год

2004 год

2005 год

48,2 %

48,4 %

43,7 %

      Однако, несмотря на определенные достижения, а также предпринимаемые в настоящее время меры, еще не обеспечена возможность для всех детей, в полной мере, пользоваться каждым из имеющихся у них прав.
      Вопросами охраны прав и защиты интересов детей занимаются специалисты органов опеки и попечительства. Согласно  статье 106  Закона Республики Казахстан "О браке и семье", органами опеки и попечительства являются местные исполнительные органы. Районные и городские исполнительные органы осуществляют свои функции по опеке и попечительству через уполномоченные органы образования, социальной защиты населения и здравоохранения, а поселковые, сельские, аульные исполнительные органы осуществляют эти функции самостоятельно. В настоящее время в республике численность населения в возрасте от 0 до 18 лет составляет 4 968 630 детей, а штат органов опеки и попечительства всего 180 специалистов, таким образом, на одного специалиста возлагаются обязанности по охране прав 27 603 детей. Как показывает мировая практика количество специалистов по охране детства определяется из расчета один специалист на 5000 детей. В этой связи, численность штата органов опеки и попечительства в Казахстане целесообразно увеличить до 956 специалистов.
      Создание эффективной системы межведомственной координации и контроля за деятельностью детских организаций со стороны уполномоченного органа, представителями которого на местах станут органы опеки и попечительства, будет эффективным механизмом,  который позволит улучшить качество жизни и создаст условия для развития детей.
      Отсутствие единой системы сбора сведений и постоянного мониторинга не позволяет регулярно отслеживать и оценивать результаты выполнения норм Конвенции и эффективность проводимых мероприятий.
      Внедрение механизма постоянного мониторинга и контроля позволит реализовать выполнение норм Конвенции и выявить эффективность участия каждого государственного органа в мероприятиях по обеспечению прав детей.
      Остается открытым вопрос доступа детей к образованию. В настоящее время в Республике Казахстан функционирует 1283 дошкольных организации, в них воспитывается 192,5 тыс. детей. Сеть дошкольных организаций в сравнении с 2003 годом увеличилась всего на 127 единиц: в 2004 году на 25 единиц, в 2005 году на 102 единицы. Контингент с 2003 года по 2005 год - на 31,8 тыс. детей, охват детей в возрасте от 1 года до 6 лет дошкольным образованием составил в 2006 году всего 23,2 %. В этой связи необходимо дальнейшее совершенствование реформ в системе дошкольного воспитания с учетом развития низкозатратных форм дошкольного образования.
      В республике выявлено более 120 тыс. детей с ограниченными возможностями. Для обеспечения эффективного доступа их к получению образования в республике открыты 102 специальные коррекционные организации образования, где обучается 17861 ребенок, что составляет лишь 30 % от общего числа детей этой категории.

      Динамика развития сети и контингента специальных
            коррекционных организаций образования

Год

Количество 
организаций

Количество
детей (тыс.)

2001

103

18,9

2002

102

19,1 

2003

102

19,1

2004

102

18,6

2005

102

17,8

      Несмотря на то, что в республике система специального образования последовательно расширяется, еще не все нуждающиеся дети обеспечены специальным образованием. В настоящее время в общеобразовательных школах республики обучается более 50 тыс. детей без квалифицированной помощи специалистов. Только в 643 специальных классах общеобразовательных школ созданы условия для обучения 6480 детей с интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития.
      Имеет место острая нехватка учебников и учебно-методических пособий, специальных технических средств обучения для детей с недостатками слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи.
      Необходимо разработать и внедрить меры по поддержке программ специального образования для решения проблем в вопросах обучения воспитания детей с ограниченными возможностями и привлечения их к активному и равному участию в культурной жизни, выявлению талантливых детей-инвалидов в сфере художественного творчества, спорта.
      Дети, содержащиеся в интернатных организациях, также имеют ограниченный доступ к информационным ресурсам, таким как современные издания, учебники, периодическая печать, интернет, не получают на должном уровне компьютерные знания, низок уровень обучения иностранным языкам.
      На сегодня одной из актуальных проблем является состояние здоровья детей подросткового периода, социальная значимость которого обусловлена необходимостью подготовки к профессиональной деятельности, службе в вооруженных силах и созданию семьи.
      Право ребенка на охрану здоровья обеспечивается следующими мерами: совершенствованием законодательства Республики Казахстан в области охраны здоровья ребенка, пропагандой и стимулированием здорового образа жизни детей, обеспечением контроля за состоянием здоровья ребенка, его родителей и профилактикой детских заболеваний.
      В течение последних пяти лет доля расходов от ВВП на систему здравоохранения в республике увеличилась, с 1,97 % в 2001 году до 2,85 % в 2006 году. Несмотря на это, в республике ежегодно регистрируются около 5 млн. случаев заболеваний у детей до 18 - летнего возраста. По итогам ежегодных профилактических медицинских осмотров подростков (12-18 лет) более 53 % из числа диагностируемых детей страдают заболеваниями органов пищеварения, зрения, костно-мышечной системы, дыхания, нервной и эндокринной систем.

            Общая заболеваемость детей по отдельным классам
           болезней и группам болезней в Республике Казахстан
        на 2003-2005 годы (число заболеваний, зарегистрированных
             в первые в жизни на 100 000 детского населения) 

Основные группы болезней

2003
год

2004
год

2005
год

новообразования

133,9

140,6

159,6

болезни крови, кроветворных 
органов и отдельные
нарушения с вовлечением
иммунного механизма

6516,1

6786,5

7653,0

Эндокринные болезни,
расстройства питания и
обмена веществ

2665,7

2664,2

2878,8

психические расстройства 
и расстройства поведения

1560,5

1589,4

1535,3

болезни нервной системы

5186,0

5279,8

5336,1

Болезни органов
дыхания

54402,1

58258,7

61513,3

Болезни органов
пищеварения

9698,6

9443,8

9910,0

Болезни кожи и
подкожной клетчатки

6109,3

6280,5

6318,5

болезни костно-мышечной 
системыи соединительной
ткани

2109,6

2077,9

2091,8

Травмы и отравления

3403,6

3596,1

3719,5

      Как видно из представленной таблицы заболеваемость детей растет. Это связано с низкой укомплектованностью медицинскими кадрами, слабой материально-технической базой детских лечебно-профилактических организаций.
      Приоритетность получения социально-направленных медицинских услуг для детей заключается в следующем: медицинское обеспечение должно исходить не из имеющихся в распоряжении средств, а с учетом существующих стандартов здравоохранения.
      Особую тревогу вызывает отсутствие мер по профилактике рискованных форм поведения опасных для здоровья и жизни подростков.
      Среди несовершеннолетних обостряется проблема употребления алкоголя, курения и наркомании: в республике официально зарегистрировано более 52 тысяч потребителей наркотиков, в числе которых более 4-х тысяч - дети в возрасте 14-17 лет.
      На 1 декабря 2005 года зарегистрирован 5 541 ВИЧ-инфицированный, в том числе детей до 14 лет - 41 ребенок, от 15 до 19 лет - 498 человек, зарегистрирован 201 ребенок, рожденный от ВИЧ-инфицированной матери.
      Учитывая то, что работа по профилактике форм поведения опасных для жизни и здоровья подростков не имеет системного характера, необходимо для реализации адресных мероприятий шире привлекать неправительственный гражданский сектор.
      Государственная политика в отношении детей реализуется в условиях экономического и политического реформирования. В соответствии с происходящими в стране позитивными изменениями принимаются адекватные меры по улучшению положения детей в обществе.
      Несмотря на это, остаются проблемы падения социального института семьи, растет число родителей, ведущих асоциальный образ жизни.
      Число родителей, привлеченных к административной и уголовной ответственности, составило в 2003 году - 1902 человека, в 2004 году - 1338 человек, в 2005 году - 1539 человек.
      Число внебрачной рождаемости, которая влечет за собой отказ от детей, составило на начало 2005 года у несовершеннолетних девушек (на 100000 тыс. рожениц) 23,5 %, у матерей в возрасте до 20 лет - 49,2 %.
      Опыт зарубежных государств показывает, что необходимо создание единой комплексной социально-направленной системы управляемой помощи детям и их семьям, обновление и расширение перечня услуг, направленных на поддержку всех категорий детей.
      В ряде таких стран, как Россия, Чехия, Латвия, Румыния, Болгария, Албания, Дания, Швеция уже созданы новые формы работы с детьми и их семьями - "социальный патронаж", центры социального обслуживания семьи и детей, социальные центры обслуживания взрослых и детей. Деятельность данных служб направлена на социальное, психологическое, медицинское и правовое сопровождение детей и их семей во всех сферах жизни общества. Опыт стран Европы в вопросах социального сопровождения семьи и защиты детей от всех форм насилия может быть заимствован Казахстаном.
      Несмотря на возросшее за последние годы внимание государственных органов к фактам насилия в отношении детей и имеющиеся ресурсы для искоренения данной проблемы, насилие против детей стало актуальной социальной проблемой современного общества. По данным Ассоциации социологов и политологов Республики Казахстан 70 % детей испытывают насилие со стороны сверстников, 38 % - со стороны учителей, 18 % - со стороны родителей. С 2003 года по апрель 2006 года к уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми привлечены 238 родителей.
      Согласно данным Третьей межправительственной конференции стран Европы и Центральной Азии, которая состоялась в июне 2006 года (г. Паленсия, Испания), уровень детской смертности в результате грубого обращения в Бельгии, Чешской Республике, Венгрии и Франции в 4-6 раз выше соответствующего среднего показателя в развитых странах.
      Полученный в странах данного региона опыт работы предполагает введение ряда мер по предотвращению насилия в отношении детей. Это приведение национальных законов в полное соответствие с международными нормами, введение административных мер по практическому применению норм законов, разработка и внедрение образовательных программ для целевых групп населения, создание механизмов отчетности по выявлению фактов насилия в отношении детей, информирование и сотрудничество с общественными структурами в вопросах искоренения насилия в отношении детей.
      Социальная дезадаптация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и, как следствие, увеличивающаяся безнадзорность, беспризорность, преступность детей и подростков опасна как для самих несовершеннолетних, так и для окружающих.
      Наличие большого количества дезадаптированных детей представляет угрозу для будущего страны.
      В этой связи особую значимость приобретает вопрос координации деятельности многих заинтересованных служб в судьбе несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом или нуждающегося в защите своих прав. Взаимодействие всех структур является механизмом, обеспечивающим социально-правовое насыщение работы с такими детьми.
      Внедрение комплекса социальных и правовых механизмов, которые объединят деятельность правоохранительных органов и суда с одной стороны, лечебно-реабилитационных и социально-психологических государственных и негосударственных служб с другой стороны, позволит реализовать рекомендации Комитета ООН по правам ребенка о необходимости принятия соответствующих мер для содействия в реабилитации и социальной реинтеграции несовершеннолетних, совершивших противоправные действия.
      В настоящее время в структуре различных министерств Республики Казахстан находятся организации, занимающиеся вопросами охраны прав детей.
      Так, в структуре Министерства образовании и науки Республики Казахстан находятся 665 интернатных организаций для детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с охватом 74536 детей. Кроме того, 23 дома юношества с контингентом 1035 несовершеннолетних и 27 приютов с охватом 904 ребенка.
      В системе здравоохранения функционирует 27 домов ребенка с охватом 2095 детей.
      В системе социальной защиты функционируют 20 домов интернатов для детей-инвалидов с охватом 2994 ребенка.
      В правоохранительной системе функционируют 18 центров временной изоляции и реабилитации несовершеннолетних с охватом 10342 ребенка.
      Деятельность этих организаций направлена на достижение единой цели: сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья воспитанников. При этом задачи вышеуказанных организаций разные и предполагают оказание социальных, медицинских, правовых и прочих услуг по определенной специфике, присущей данным организациям. Отсутствие единых подходов, скоординированности действий не позволяют реализовать защиту прав ребенка, оказавшегося в подобной организации.
      В детских домах и интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает 16843 несовершеннолетних.
      Сегодня в республике функционируют 6 детских деревень семейного типа, 29 домов семейного типа. Всего 19,4 % из числа этих детей являются сиротами, большую часть детей, нуждающихся в защите государства, составляют социальные сироты, чьи родители лишены родительских прав.
      Рост числа детей этой категории ведет к увеличению количества организаций для детей-сирот: домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. В сравнении с 1999 годом количество детских домов возросло на 31 единицу, а число детей в них - на 63,6 %.
      Как показывает анализ, во многих странах Западной Европы долгосрочное воспитание детей в подобных организациях уступило место их краткосрочному содержанию в специальных организациях (приютах) с последующим воссоединением ребенка со своей семьей или передачей его в замещающую семью. В качестве причин, послуживших резкому сокращению масштабов использования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Европе, называют: изменение взглядов на права детей в обществе, повышение стоимости воспитания на базе стационарных учреждений по сравнению с семейными формами воспитания, недоверие со стороны общества и плохие результаты данной формы социального обеспечения.
      Поэтапное сокращение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является необходимой мерой для успешной интеграции детей данной категории в общество.
      Действенным механизмом реализации данного процесса является устройство воспитанников в семьи граждан или создание условий, приближенных к семейным.
      С 2000 года по 2006 год на усыновление (удочерение) гражданам Республики Казахстан передано более 17 тысяч детей, родственникам-иностранцам - 306, иностранцам - более 5 тысяч детей.
      С 1999 года по 2005 год переданы под опеку и попечительство в семьи граждан Республики Казахстан более 29 тысяч детей.
      Одним из механизмов процесса сокращения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать расширение системы патроната, как одна их форм альтернативного воспитания, позволяющая сократить число воспитанников детских домов. В настоящее время патронатным воспитанием охвачено всего 1928 детей. На эти цели из средств республиканского бюджета в 2004 году было выделено 244 млн. 682 тыс. тенге, в 2005 году только из средств местного бюджета - 348 млн. 352 тыс. тенге.
      Право детей на отдых, досуг и культурную деятельность реализуется в республике через сеть внешкольных организаций. Это - дома школьников, студии детского и юношеского творчества, станции и базы юных техников, туристов, натуралистов, детские музыкальные, спортивные школы, школы искусств, клубы по интересам, спортивные, оздоровительные, туристические лагеря и другие.
      Активизировался процесс приобщения детей к искусству путем создания соответствующих условий в образовательных организациях: лицеях, гимназиях, средних общеобразовательных школах с углубленным обучением искусству, профильных и художественных классах.
      В настоящее время в республике функционируют 586 внешкольных организаций, из них 216 - в сельской местности, около 500 дворовых клубов, 5 тысяч спортзалов, 8,5 тысяч спортивных площадок. Но охват детей школьного возраста внешкольными организациями в республике составляет всего 12 %, в том числе 5 % в сельской местности.
      Одной из причин асоциального поведения детей являются отсутствие занятости подростков во внеучебное время, недостаточно развитая сеть подростковых клубов, спортивных секций, недостатки в организации летнего отдыха, дворовой досуговой деятельности и особенно, трудовой занятости старших подростков.
      Необходимо осуществить всеобщность доступа всем категориям детей к дополнительному образованию путем обеспечения кадровыми, материальными, методическими ресурсами. В настоящее время содержание и технологии реализации программ дополнительного образования не вполне соответствуют потребностям детей и подростков в освоении направлений деятельности, связанных с ключевыми компетенциями и функциональными навыками.
      Необходимость создания условий для реализации прав детей на отдых, досуг, культурную и творческую жизнь, гарантированных  Конституцией  Республики Казахстан, исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности.
      Открытие досуговых центров, развитие сети общественных детских объединений, доступ всех категорий детей к отдыху и другие мероприятия, направленные на улучшение качества жизни детей, могут осуществляться совместно с неправительственными организациями.
      Особую значимость в республике приобретает вопрос эксплуатации детского труда.
      По данным Международной организации труда к сферам и формам эксплуатации детского труда в Республике Казахстан относятся: выполнение тяжелых работ в сельском хозяйстве, строительстве, на предприятиях частной формы собственности, где детский труд используется без учета возраста, с нарушением договорных обязательств. Вопрос использования в республике детского труда в крестьянских и фермерских хозяйствах требует дополнительного изучения.
      Детей привлекают для занятий проституцией, попрошайничеством, используют в наркотрафике, продают для получения прибыли.
      Имеют место случаи оформления опекунства над детьми с целью получения выгоды, нанесение детям увечья с целью получения социальных пособий.
      Эффективным механизмом для искоренения эксплуатации детей наихудшими формами труда является сотрудничество заинтересованных государственных органов со СМИ, неправительственными и международными организациями.
      Анализ современного состояния детства показывает, что требуется принятие комплексных мер по преодолению негативных явлений, кардинальным организационным и структурным преобразованиям, просвещению общества в вопросах охраны прав и защиты интересов детей, подготовке специалистов в соответствии с современными социально-экономическими и политическими условиями развития республики с целью улучшения жизни детей.

  4. Цель и задачи Программы

      Целью Программы является улучшение качества жизни детей.
      Основными задачами Программы являются:
      совершенствование законодательства в области охраны прав и защиты интересов детей;
      обеспечение межведомственного взаимодействия с государственными структурами, международными и неправительственными организациями;
      обеспечение условий для получения качественных образовательных, медицинских услуг и социальных услуг всеми категориями детей;
      формирование комплексной системы мер для охраны прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
      совершенствование системы профилактики детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
      предупреждение социального сиротства;
      создание условий, способствующих реализации прав детей на отдых, досуг, участие в культурной и творческой жизни.

  5. Основные направления и
механизм реализации Программы

      Реализация Программы связана с социально-экономическим развитием страны и будет осуществляться поэтапно по следующим основным направлениям:№№№

  5.1. Совершенствование законодательства
в области охраны прав и защиты интересов детей

      В целях правового обеспечения процесса улучшения качества жизни всех категорий детей будут приняты следующие меры:
      на первом этапе (2006-2008 годы) проведение экспертизы действующих нормативных правовых документов по вопросам охраны прав и защиты интересов детей;
      разработка и внесение соответствующих изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам охраны прав и защиты интересов детей;
      приведение национального законодательства и практики в соответствие с принципами и положениями Конвенции;
      на втором этапе (2009-2011 годы) организация выпуска сборника нормативных правовых актов по вопросам охраны прав и защиты интересов детей;
      разработка и внедрение региональных программ по исполнению положений Конвенции.

  5.2. Обеспечение межведомственного взаимодействия
заинтересованными министерствами, ведомствами,
международными и неправительственными организациями

      С целью эффективной реализации государственной политики в области охраны прав и защиты интересов детей предусматриваются:
      на первом этапе (2006-2008 годы) разработка методических рекомендаций для различных профессиональных групп, работающих с детьми и для детей;
      обеспечение взаимодействия с центральными и местными исполнительными органами в вопросах охраны прав и защиты интересов детей;
      привлечение к сотрудничеству в области охраны прав и защиты интересов детей заинтересованных государственных структур и представителей гражданского общества путем проведения совместных мероприятий;
      на втором этапе (2009-2011 годы)
      разработка и внедрение постоянного мониторинга с целью изучения эффективности участия государственных органов в мероприятиях, направленных на охрану прав и защиту интересов детей;
      дальнейшее совершенствование межведомственной координации в вопросах охраны прав и защиты интересов детей с целью создания благоприятных условий для жизни и развития всех категорий детского населения;
      введение в качестве показателя при проведении государственной аттестации деятельности организаций и органов различной ведомственной принадлежности выполнения правовых норм по защите прав и законных интересов детей. 

  5.3. Обеспечение условий для получения
детьми качественных образовательных,
медицинских и социальных услуг

      Одним из основных направлений является создание условий для получения детьми качественных образовательных, медицинских и социальных услуг:
      на первом этапе (2006-2008 годы)
      организационно-методическое обеспечение процесса предоставления качественных социальных услуг детям;
      разработка комплекса мер по обеспечению прав детей дошкольного возраста, детей с отклонениями в развитии, детей, проживающих в отдаленных сельских районах, в вопросах получения качественных образовательных и медицинских услуг;
      разработка и внедрение системы постоянного мониторинга и контроля по вопросам обеспечения прав детей на получение качественных образовательных и социальных услуг;
      создание социальных центров поддержки семьи в рамках пилотных проектов;
      на втором этапе (2009-2011 годы)
      разработка комплекса мер по обеспечению прав несовершеннолетних, находящиеся в пенитенциарных организациях, на получение образовательных и медицинских услуг, способствующих успешной интеграции в общество;
      внедрение системы постоянного мониторинга и контроля на получение всеми категориями детей медицинских услуг в соответствии со стандартами здравоохранения;
      разработка и внедрение мер по социальной интеграции детей-инвалидов;
      строительство коррекционных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями.

  5.4. Формирование комплексной системы мер
для охраны прав детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, профилактики безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних

      В целях формирования комплексной системы мер для охраны прав детей и совершенствования системы профилактики детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних (безнадзорных и беспризорных, проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении, подвергшихся насилию и эксплуатации, злоупотребляющих психотропными средствами и психотропными веществами, алкоголем), находящихся в трудной жизненной ситуации, будут осуществляться следующие меры:
      на первом этапе (2006-2008 годы)
      разработка методических рекомендаций по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
      разработка методов профилактики рискованных форм поведения, опасных для здоровья и жизни детей;
      создание центров для несовершеннолетних по профилактике форм поведения опасных для жизни и здоровья в рамках пилотных проектов;
      введение системы мониторинга по привлечению к административной и уголовной ответственности представителей профессиональных групп, работающих с детьми, допустивших насилие в отношении детей;
      на втором этапе (2009-2011 годы)
      разработка и внедрение комплекса мер для привития детям правозащитных навыков;
      организация постоянного мониторинга по вопросам искоренения наихудших форм детского труда;
      строительство реабилитационных центров для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации.

  5.5. Предупреждение социального сиротства

      Для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе предполагаются:
      на первом этапе (2006-2008 годы)
      разработка и внедрение системы выявления и учета потенциальных усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей, патронатных воспитателей, приемных родителей;
      разработка и внедрение комплекса мер по своевременному выявлению детей, оставшихся без попечения родителей;
      развитие альтернативных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в шефские, гостевые, приемные и патронатные семьи;
      на втором этапе (2009-2011 годы)
      совершенствование программного обеспечения, предназначенного для обработки сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, и граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью;
      осуществление постоянного мониторинга и контроля по охране прав детей, воспитывающихся в патронатных семьях;
      обеспечено поэтапное сокращение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
      строительство детских деревень, детских домов семейного типа, домов юношества.

  5.6. Создание условий, способствующих
реализации права детей на участие в
культурной и творческой жизни

      Обеспечение условий для реализации права детей на развитие творческих способностей, на участие в культурной общественной жизни, отдых и досуг предусматривается следующими мерами:
      на первом этапе (2006-2008 годы)
      разработка и внедрение мер по защите детей от информации и материалов, наносящих вред их благополучию;
      осуществление мониторинга по реализации права детей на отдых;
      обеспечение права детей на досуг и совершенствование форм досуговой деятельности;
      внедрение комплекса мер по обеспечению права всех категорий детей на всестороннее участие в культурной и творческой жизни;
      на втором этапе (2009-2011 годы)
      развитие новых форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
      осуществление условий для дальнейшего развития сети детских общественных организаций по интересам.

  6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

      Объем расходов государственного бюджета, необходимых для реализации Программы, составит 10398,067 млн. тенге, из них:
      за счет средств республиканского бюджета - 300,533 млн. тенге:
      2006 год - 34,183 млн. тенге;
      2007 год - 72,886 млн. тенге;
      2008 год - 47,905 млн. тенге;
      2009 год - 48,827 млн. тенге;
      2010 год - 48,827 млн. тенге;
      2011 год - 47,905 млн. тенге;
      за счет средств местных бюджетов - 10097,534 млн. тенге:
      2006 год - 66,529 млн. тенге;
      2007 год - 32,000 млн. тенге;
      2008 год - 438,243 млн. тенге;
      2009 год - 4592,653 млн. тенге;
      2010 год- 4137,168 млн. тенге;
      2011 год - 830,941 млн. тенге.
      Объемы финансирования Программы будут уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.
      Кроме того, предполагается привлечение технической и грантовой помощи международных организаций, коммерческих банков и предпринимательских структур в качестве спонсорской поддержки НПО, общественных фондов и иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан.

  7. Ожидаемые результаты
от реализации и индикаторы Программы

      В результате реализации Программы в Республике Казахстан до 2011 года будет сформирована эффективно функционирующая  казахстанская система охраны прав и защиты интересов детей, которая создаст условия для улучшения качества жизни и развития всех категорий детского населения, отвечающая международным нормам и стандартам.
      На первом этапе   (2006-2008 годы) будут(ет):
      разработаны и внесены соответствующие изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам охраны прав и защиты интересов детей;
      разработана нормативная правовая база по развитию организаций дошкольного образования как социального института, оказывающего поддержку социально незащищенным, малообеспеченным и многодетным семьям;
      внедрена система постоянного мониторинга по вопросам обеспечения прав детей на получение качественных образовательных и социальных услуг;
      созданы социальные центры поддержки семьи, центры для несовершеннолетних по профилактике форм поведения опасных для жизни и здоровья в рамках пилотных проектов;
      открыт дом юношества с целью создания условий для социальной адаптации 36 выпускников детских домов;
      открыты 4 детских дома семейного типа в 2 областях с охватом 96 детей;
      расширена на 30 % сеть детских общественных организаций по интересам для обеспечения досуга.
       На втором этапе   (2009 - 2011 годы) будут(ет) :
      введено в качестве показателя, при проведении государственной аттестации деятельности организаций и органов различной ведомственной принадлежности, выполнение правовых норм по защите прав и законных интересов детей;
      усовершенствована методическая служба по вопросам охраны прав детей путем сотрудничества с заинтересованными ведомствами и неправительственными организациями;
      внедрена система постоянного мониторинга и контроля на получение всеми категориями детей медицинских услуг в соответствии со стандартами здравоохранения;
      созданы условия для искоренения наихудших форм детского труда;
      снижена численность безнадзорных и беспризорных детей на 43,5 % за счет открытия 4 реабилитационных центра в 4 областях с ежегодным охватом 2400 несовершеннолетних, нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации;
      увеличено число патронатных воспитателей с 501 до 800;
      обеспечено поэтапное сокращение организаций для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей;
      построены 9 детских деревень семейного типа в 8 областях для проживания в условиях, приближенных к семейным, с охватом 1115 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
      открыты 14 домов юношества в 7 областях для создания условий с целью интеграции в общество 940 выпускников детских домов;
      открыты 15 детских домов семейного типа в 7 областях с охватом 3704 детей;
      построены 8 специализированных коррекционных организаций образования в 5 областях с охватом 1600 детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов;
      осуществлено дальнейшее развитие детских общественных организаций по интересам.

      Примечание: расшифровка аббревиатур:
СМИ - средства массовой информации
НПО - неправительственные организации
ЦВИАРН - центр временной изоляции, адаптации и реабилитации
несовершеннолетних
ВВП - валовый внутренний продукт
ВИЧ - вирус иммунодефицита

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.