Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 11.11.2010 № 1189 (вводится в действие с 01.01.2011).
Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .
В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 28 февраля 2007 года, постановления Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года N 1284 "О Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы", Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения Республики Казахстан на 2007-2011 годы (далее - Программа).
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .
2. Агентству Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы (по согласованию) представлять в Правительство Республики Казахстан один раз в полугодие, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, информацию о выполнении Программы.
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .
3. (Исключен - постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 ).
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 27 июня 2007 года N 536
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НА 2007-2011 ГОДЫ
Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .
Астана, 2007 год
Содержание
1 Паспорт
2 Введение
3 Анализ современного состояния проблемы
4 Цель и задачи Программы
5 Основные направления и механизм реализации Программы
6 Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7 Ожидаемый результат от реализации Программы
8 План мероприятий по реализации Программы
1. Паспорт
Сноска. Раздел 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .
Наименование |
Программа повышения инвестиционной культуры и |
Основание для |
Послание Президента Республики Казахстан народу |
Разработчик |
Министерство финансов Республики Казахстан |
Цель Программы |
Повышение инвестиционной активности и обеспечение |
Задачи Программы |
Выявление целевых групп потребителей услуг |
Срок реализации |
2007-2011 годы |
Объемы и источники |
3 993 220 500 тенге за счет республиканского |
Ожидаемые |
Увеличение доли населения, пользующегося |
2. Введение
Сноска. Раздел 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .
Программа повышения инвестиционной культуры и грамотности населения Республики Казахстан на 2007-2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 28 февраля 2007 года "Новый Казахстан в новом мире", постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года N 1284 "О Концепции развития финансового сектора", пунктом 49 Указа Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года N 310 "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года", пунктом 11.3 постановления Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года N 319 "О Плане мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы".
В быстрорастущей экономике особую роль играет финансовый рынок, эффективность которого определяется сбалансированностью развития всех его секторов: банковского, фондового, страхового, пенсионного.
Фондовый рынок, как инструмент рыночного регулирования, играет важную роль. Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время, рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.
Формирование рынка ценных бумаг в Казахстане происходит под влиянием ряда разнообразных и неравнозначных факторов, среди которых: темпы приватизации, размеры эмиссии и погашение ценных бумаг, уровень инфляции и значение ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, степень прибыльности различных финансовых инструментов, возможности инвесторов и уровень государственного контроля за их деятельностью на фондовом рынке.
Дальнейшее развитие фондового рынка зависит от поэтапности и организованности подхода в осуществлении отдельных элементов. Прежде всего, важен один из главных его компонентов - это формирование класса частных инвесторов, формирование "экономического" менталитета и мировоззрения, которые позволили бы сделать частные инвестиции важным звеном казахстанской экономики.
Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью повышения уровня финансовой грамотности населения, предоставления населению базовых знаний в области использования различных финансовых инструментов, распределения финансовых средств населения с рисковых сегментов инвестирования (земля, недвижимость) в доходные и менее рисковые финансовые инструменты фондового рынка, привлечения средств физических лиц в финансовый сектор экономики, разъяснения общественности его возможности по увеличению доходов, а также рисков, которые оно принимает на себя, реализуя данные возможности.
3. Анализ современного состояния проблемы
Интенсивный рост финансового сектора является важнейшей составляющей ускоренного развития Казахстана, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления. Это отражается в растущем внутреннем спросе на продукты и услуги финансового сектора.
Так, по данным Национального Банка Республики Казахстан, объем кредитов банков экономике вырос на 81 % до 4 691 миллиардов тенге (около 37,2 миллиардов долларов). Показатель отношения кредитов банков экономике к валовому внутреннему продукту (далее - ВВП) в 2006 году по сравнению с 2005 годом повысился с 34,1 % до 48,2 %.
При этом, рост кредитов в национальной валюте носил опережающий характер по сравнению с кредитами в иностранной валюте. Кредиты в национальной валюте за 2006 год выросли на 92,8 % до 2 422 миллиардов тенге, в иностранной валюте - на 69,8 % до 2 269 миллиардов тенге (18 миллиардов долларов). В результате, удельный вес тенговых кредитов повысился с 48,4 % до 51,6 %.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что население в достаточной мере осведомлено о динамике курсов валют, о "плюсах" и "минусах" тенговых и валютных кредитов, что позволяет ему делать соответствующие выводы и отдавать предпочтения в пользу той валюты, в которой брать и возвращать кредит является наиболее выгодным.
В течение 2006 года позитивные изменения произошли также в структуре кредитов по срокам, где рост долгосрочных кредитов (со сроком более 1 года) носил опережающий характер по сравнению с краткосрочными кредитами. Долгосрочные кредиты выросли почти в 2 раза до 3 434,3 миллиардов тенге, краткосрочные кредиты - на 44,6 % до 1 256,7 миллиардов тенге. Удельный вес долгосрочных кредитов увеличился с 66,5 % до 73,2 %. В 2006 году объем кредитов физическим лицам к ВВП за аналогичные периоды вырос с 8,8 % до 15,8 %.
Данный рост обусловлен значительным расширением таких видов банковских продуктов, как ипотечное и потребительское кредитование. Так, в течение 2006 года потребительские кредиты выросли в 2,4 раза, составив 777,0 миллиардов тенге, ипотечные кредиты выросли на 79,6 % до 396,1 миллиардов тенге.
Депозиты физических лиц выросли на 73,6 % до 1 020 миллиардов тенге. При этом, важным моментом развития депозитного рынка в 2006 году стал значительный рост депозитов в национальной валюте. Это говорит как о росте доверия к тенговым инструментам, так и о понимании клиентами выгод от вложений в депозиты в тенге, поскольку предпочтения обусловлены разницей в ставках вознаграждения по валютным и тенговым депозитам. Удельный вес тенговых депозитов в общем объеме депозитов увеличился с 58,1 % до 64,8 %.
Растет популярность такого инструмента осуществления розничных безналичных расчетов, как платежные карточки: в настоящее время в среднем на 4 человека республики приходится одна платежная карточка, тогда как по состоянию на 1 января 2006 года одна платежная карточка приходилась в среднем на 5 человек. За последние годы значительно расширился сегмент услуг, предлагаемых для клиентов на рынке платежных карточек, внедряются новые карточные продукты.
Количество держателей данных карточек увеличилось на 27,9 % и на 1 января 2007 года составило 3,93 миллионов человек, или 49 % от общей численности экономически активного населения страны (для сравнения, на 1 января 2006 года данное соотношение составляло 39 %).
Перечисленные показатели свидетельствуют, с одной стороны, о наличии той активной части населения, которая пользуется и готова воспользоваться новыми услугами агентов финансового рынка, а с другой стороны - об эффективности широкого рекламирования услуг, в первую очередь, банков.
Предварительные результаты кампании по легализации имущества также свидетельствуют о действенности широкой пропаганды возможностей населения реализовать свои права, а также - о наличии у населения средств, которые могут быть направлены в экономику Казахстана посредством вложения в ценные бумаги: на конец марта 2007 года в виде сборов за легализацию имущества поступило 7 700 миллионов тенге, из них за легализацию денег - 5 400 миллионов тенге.
Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста финансового сектора, существует ряд проблем в его развитии.
Состояние рынка потребительских кредитов, который хотя и растет из года в год, вызывает определенную тревогу: население берет кредиты, не рассчитав собственные возможности, и становится должником. Клиенты не вникают в условия контракта, не считают нужным консультироваться со специалистами, прежде чем заключать договор о кредитовании.
Существует категория самозанятых работников, которая не пользуется услугами пенсионных фондов, с которой необходимо проводить просветительскую работу относительно возможностей пенсионной системы.
Добровольные пенсионные взносы населения, которые отчасти могут служить показателем инвестиционной активности и грамотности населения, весьма скромны: по состоянию на 1 февраля 2007 года количество открытых индивидуальных пенсионных счетов составляет 35 174, или 0,43 % от общего числа индивидуальных пенсионных счетов.
Объемы такой части финансового сектора, как рынок ценных бумаг, в Казахстане остаются незначительными. На сегодняшний день количество зарегистрированных брокерских счетов очень невелико: порядка 3800 по состоянию на 1 апреля 2007 года, из которых около 2200 открыты в результате размещения акций акционерного общества "Казахтелеком". Другими словами, услугами посредников, работающих на фондовом рынке, пользуется 0,04 % населения. При этом, в числе зарегистрированных брокерских счетов существуют и неработающие счета. По данным Агентства Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы, количество индивидуальных инвесторов на Казахстанской фондовой бирже не превышает 2000 человек. В 2006 году доля заключенных с участием населения сделок в общем объеме торгов составила: по акциям - 15,1 %, по облигациям - 15,9 %.
Большая часть внутренних накоплений в виде активов пенсионных и страховых организаций используется для финансирования банковского сектора (по состоянию на 1 января 2007 года объем пенсионных накоплений составил 909,7 миллиардов тенге, с приростом по сравнению с 1 января 2006 года на 40,26 %, а активы страховых организаций - 135,5 миллиардов тенге (рост - на 84,7 % по сравнению с аналогичным показателем на 1 января 2006 года)). Долевые инструменты рынка ценных бумаг не исполняют функции привлечения инвестиций и не отражают справедливую стоимость эмитентов. Одной из указанных проблем является низкий уровень вовлеченности населения в процессы инвестирования средств в экономику, в первую очередь, ввиду слабого владения основами знаний в области инвестирования. Отсутствие базового финансового образования у населения не только делает из них "жертв различных злоупотреблений", но и мешает им обеспечить благосостояние, а также тормозит экономическое развитие страны. Это также объясняется настороженным отношением населения к инвестированию средств в финансовые инструменты, фонды и так далее, обусловленное, в свою очередь, негативным опытом его взаимодействия с финансовым и банковским сектором.
В системе среднего образования предусмотрены курсы обучения основам финансовых знаний: с 1996 года в общеобразовательных школах республики разрабатываются и реализуются программы Общественного фонда "Junior Achievement Казахстан" по экономическому и бизнес-образованию для школьников через партнерство между образовательными учреждениями и бизнес-структурами. Программы "Junior Achievement Казахстан" сфокусированы на семи ключевых областях: бизнесе, экономике, предпринимательстве, этике, финансовой грамотности и навыках, связанных с развитием карьеры. В настоящее время в реализации данной программы задействованы 948 общеобразовательных школ республики с количеством учащихся - 215 629.
В перечень предметов, изучаемых в рамках среднего и высшего профессионального образования, включен курс "Основы экономики". Кроме того, система образования ведет подготовку кадров для финансового сектора экономики в 42 профессиональных школах по 6 профессиям - "Финансовый агент", "Бухгалтер", "Предприниматель малого бизнеса", "Коммерческая деятельность", "Агент банка", "Страховой агент", и в 258, в том числе 178 частных колледжах по 13 специальностям - "Статистика", "Финансы", "Экономика, бухучет и аудит", "Экспертиза качества потребительских товаров", "Биржевая деятельность", "Коммерция", "Менеджмент", "Оценка", "Налоговое дело", "Банковское дело", "Страховое дело", "Финансы и финансовое право", "Казначейское дело".
Вместе с тем, следует учитывать, что часть населения, имеющая финансовое образование, также нуждается в специальных знаниях относительно возможностей фондового рынка, поскольку, не нуждаясь в основах финансовых знаний, она, тем не менее, может быть информирована о более сложных и тонких явлениях рынка ценных бумаг с целью увеличения собственных доходов и сокращения рисков, присущих процессам инвестирования.
Однако, если система образования готовит специалистов, являющихся финансово грамотными, и, таким образом, способных стать активными участниками процесса инвестирования в инструменты фондового рынка, то вопрос об образовании всего населения в этой области остается открытым.
Таким образом, целевой группой Программы является население Казахстана, способное и желающее инвестировать свободные денежные средства в инструменты фондового рынка.
Проблема недостаточной финансовой грамотности населения актуальна не только для Казахстана. Слабое понимание финансовых продуктов и рынков широко распространено в промышленно развитых странах. Это вынуждает правительства этих стран принимать срочные меры по повышению финансовой грамотности населения за счет использования комплексных мер: нормативного правового обеспечения финансовых услуг, совершенствования школьных программ и сотрудничества с частным бизнесом. В 2002-2003 годах такие развитые страны, как США, Великобритания, Австралия запустили национальные проекты в целях повышения качества финансового образования населения, а в 2006 году национальную стратегию в этой сфере приняла Чехия. Другими словами, для многих стран работа в финансовом образовании переведена в плоскость государственной стратегии.
Наиболее интересен в этой связи опыт США, где эта проблема стала предметом пристального внимания властей на рубеже 80-90 годов прошлого столетия. США и в настоящее время уделяет большое внимание повышению финансовой грамотности населения, применяя разнообразные формы и методы решения этой задачи: федеральные и местные программы, а также программы, проводимые по инициативе общественных организаций, ассоциаций и партнерств.
Большой популярностью пользуется федеральная программа "Финансовая грамотность в США", цель которой - обучить население практическим знаниям и навыкам для принятия компетентных финансовых решений на протяжении всей жизни. К сферам, в которых принятие компетентных решений имеет ключевое значение, отнесены основы накопления, управление кредитами, домовладение и пенсионное планирование.
Федеральные власти координируют и финансируют осуществление этой программы. Результаты, полученные по итогам ее реализации, учитываются в национальной стратегии. В реализации этой программы властям помогают банки и инвестиционные компании.
Результатом данной программы в США явилось увеличение доли частных инвесторов - более 55 % населения.
Таким образом, для решения задачи по обучению основам фондового рынка требуются совместные усилия как государства, так и негосударственных структур, чья деятельность связана с работой на фондовом рынке.
Особую роль в повышении уровня инвестиционной культуры населения играют средства массовой информации (далее - СМИ). На сегодня государственные органы, к чьей компетенции относятся вопросы развития финансового сектора, осуществляют соответствующую информационно-разъяснительную деятельность. Однако эти меры являются недостаточными, поскольку не охватывают широкие слои населения и, как правило, носят специфичный характер: такой информацией может воспользоваться только весьма осведомленная в сфере финансов часть населения. При этом, эфирное время и печатные площади в СМИ для обеспечения повышения инвестиционной культуры и грамотности среди широких слоев населения недостаточны.
4. Цель и задачи Программы
Целью настоящей Программы являются повышение инвестиционной активности и обеспечение привлечения сбережений населения в экономическом росте страны.
Задачами Программы являются:
выявление целевых групп потребителей услуг фондового рынка для выбора оптимальных мер воздействия на принятие населением решений по инвестированию своих денежных средств;
широкая пропаганда инвестиционных возможностей финансовых инструментов среди населения Казахстана;
создание общедоступной системы информирования граждан о возможностях инвестирования в ценные бумаги на основе актуальной и прозрачной информации, в том числе обеспечение населения базовыми знаниями в области использования различных финансовых инструментов, а также оценки рисков, связанных с вложением в инструменты фондового рынка.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
Исходя из указанных целей и задач, а также анализа текущего состояния проблем инвестирования в инструменты фондового рынка, определены следующие механизмы реализации настоящей Программы.
5.1. Определение целевых групп для создания и продвижения
единой рекламной кампании информационного воздействия на
население
Для осуществления данного элемента механизма реализации Программы необходимо определить целевые группы потребителей услуг фондового рынка (возраст, пол, душевой и совокупный доход, стиль жизни, бизнес-статус, социальный статус семьи и так далее).
Полученная информация будет являться основой для составления четкого графика медиа-плана проведения основного этапа информационно-разъяснительной кампании для населения Республики Казахстан. При этом, предусматривается разработка концепции по связям с общественностью (далее - PR концепция), единый стиль, учитывающие особенности каждой из целевых групп.
5.2. Инструменты пропаганды возможностей инвестирования
свободных средств
Информационно-просветительская работа будет проводиться с акцентом на объективно существующие положительные стороны инвестиционного процесса в Республике Казахстан. Данная работа будет содержать информацию о правилах грамотного инвестиционного поведения населения, критериях самостоятельной оценки благонадежности финансовых компаний. При этом с целью эффективного восприятия предполагается адаптировать информацию к каждой целевой группе и стилю каждого из изданий. Просветительская работа будет направлена на информирование населения о ведущих казахстанских акционерных обществах.
В пропаганде возможностей фондового рынка важную роль будет играть разъяснение населению коллективных форм инвестиций.
В рамках данного элемента механизма реализации Программы будут использоваться следующие основные инструменты пропаганды возможностей фондового рынка:
составление медиа-плана рекламной кампании по освещению возможностей инвестирования свободных средств населения;
разработка и производство видео- и аудиорекламы, информационных сюжетов, специализированных программ и передач на телевидении и радио с участием профессиональных работников рынка ценных бумаг, специалистов соответствующих уполномоченных государственных органов, видных экономических деятелей, в том числе зарубежных;
разработка дизайна для полиграфии и наружной рекламы возможностей вложения денежных средств населения;
производство и размещение телепередач и роликов на русском и государственном языках по вопросам инвестирования в ценные бумаги;
участие представителей соответствующих уполномоченных государственных органов в передачах на телевидении и радио, посвященным вопросам инвестирования сбережений населения в ценные бумаги;
размещение рекламных модулей, материалов в прессе, посвященные вопросам инвестирования денежных средств населения в ценные бумаги;
производство и размещение наружной рекламы (билборды, растяжки, лайтбоксы);
производство и распространение рекламной и обучающей полиграфической продукции по вопросам инвестирования денежных средств населения в ценные бумаги;
организация различных игр, викторин на финансовую тематику с вручением призов и освещением в СМИ;
интернет-реклама, в том числе создание финансового портала, посвященного вопросам инвестирования денежных средств населения в ценные бумаги.
5.3. Создание общедоступной системы просвещения и
информирования населения
Одной из наиболее важных задач развития фондового рынка является создание реальных возможностей для населения совершать операции с ценными бумагами в части создания системы просвещения и информирования населения на основе актуальной и прозрачной информации. Решение этой задачи возможно, в том числе, путем предоставления консультационных и информационных услуг по широкому спектру вопросов в области рынка ценных бумаг.
При этом, основными направлениями в этой области должны стать:
создание информационного центра для консультационной поддержки индивидуальных инвесторов и акционеров;
открытие в городе Алматы "call-центра" по вопросам фондового рынка;
проведение на системной основе информационно-разъяснительной работы с участием представителей заинтересованных государственных органов по достижению высокого уровня информированности населения о возможностях инвестирования в финансовые инструменты. Необходимость проведения такой работы обусловлена преимуществом, которое имеет "живая" работа с населением по разъяснению механизмов инвестирования свободных денежных средств перед другими инструментами пропаганды возможностей инвестирования (реклама, телевидение, радио и другое).
Для углубления знаний в области инвестирования в инструменты фондового рынка необходимо введение в системе образования (в высших и средних учебных заведениях) специальных тематических курсов по основам работы на фондовом рынке в рамках вузовского компонента.
Составной частью просветительской работы является организация системы повышения квалификации государственных служащих в сфере управления собственностью, функционирования рынка ценных бумаг и защиты прав инвесторов; специалистов предприятий-эмитентов, журналистов общенациональных и региональных СМИ в области инвестирования денежных средств населения в инструменты фондового рынка, введения курсов в вузах по изучению студентами основ работы на фондовом рынке за счет дисциплин компонента по выбору, проведения обучающих семинаров, конференций, тренингов по вопросам инвестирования сбережений населения в инструменты фондового рынка, повышение квалификации преподавателей организаций образования, дающих среднее профессиональное и высшее профессиональное образование на базе одного из вузов Казахстана.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Сноска. Раздел 6 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .
Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета. Для реализации мер, указанных в настоящей Программе, из республиканского бюджета в 2007 году будет выделено 600 000 000 тенге. Общая стоимость Программы на 2007-2011 годы - 3 993 220 500 тенге (2008 год - 697 505 000 тенге, 2009 год - 900 000 000 тенге, 2010 год - 900 000 000 тенге, 2011 год - 895 715 500 тенге).
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
Сноска. Раздел 7 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .
Основным результатом реализации Программы ожидается рост конкретных показателей, характеризующих степень вовлеченности населения в инвестиционные процессы на фондовом рынке.
В качестве материальных изменений приняты: динамика количества брокерских счетов клиентов-физических лиц, количества вкладчиков в систему коллективных инвестиций, увеличение количества добровольных пенсионных счетов, количества граждан-физических лиц, активно использующих инструменты рынка ценных бумаг, числа преподавателей высших и средних учебных заведений, специалистов предприятий-эмитентов, государственных служащих, журналистов общенациональных и региональных СМИ, повысивших свою квалификацию по вопросам функционирования рынка ценных бумаг, количества посетителей специализированных интернет-ресурсов и обращений в СМИ, количества вкладчиков, перераспределивших свои средства с депозитов банков второго уровня и рынка недвижимости в сегмент коллективных инвестиций.
При этом, количественные индикаторы указанных параметров по этапам реализации Программы составят:
для увеличения количества брокерских счетов клиентов - физических лиц: в 2007 году не менее, чем 1,5 раза, в 2008 году - не менее, чем в 5 раз, в 2009 году - не менее, чем в 10 раз, в 2010 году - не менее, чем в 15 раз, в 2011 году - не менее, чем в 20 раз. Индикатором, характеризующим качественные параметры, может стать количество "работающих" брокерских счетов, т.е. счетов, движение денежных средств по которым изменяется на всем протяжении открытия счета;
для увеличения количества вкладчиков в систему коллективных инвестиций (паевые инвестиционные фонды): в 2007 году не менее, чем на 20 %, в 2008 году - не менее, чем на 30 %, в 2009 году - не менее, чем на 40 %, в 2010 году - не менее, чем на 60 %, в 2011 году - не менее, чем на 80 %. Индикатором, характеризующим качественные параметры, может стать объем паевого взноса;
для увеличения количества добровольных пенсионных счетов: в 2007 году не менее, чем на 15 %, в 2008 году - не менее, чем на 20 %, в 2009 году не менее, чем на 30 %, в 2010 году не менее, чем на 40 %, в 2011 году - не менее, чем на 50 %. Индикатором, характеризующим качественные параметры, может стать доля добровольных пенсионных активов в общем объеме пенсионных активов;
для увеличения количества граждан-физических лиц, активно использующих инструменты рынка ценных бумаг: в 2007 году не менее, чем на 10 %, в 2008 году - не менее, чем на 20 %, в 2009 году - не менее, чем на 40 %, в 2010 году - не менее, чем на 60 %, в 2011 году - не менее, чем на 80 %. Индикатором, характеризующим качественные параметры, может стать состав (качество) портфеля ценных бумаг, приобретенных физическими лицами;
для увеличения числа преподавателей высших и средних учебных заведений, специалистов предприятий-эмитентов, государственных служащих, журналистов общенациональных и региональных СМИ, повысивших свою квалификацию по вопросам функционирования рынка ценных бумаг: в 2007 году не менее, чем на 20 %, в 2008 году - не менее, чем на 40 %, в 2009 году - не менее, чем на 50 %, в 2010 году - не менее, чем на 60 %, в 2011 году - не менее, чем на 80 %. Индикатором, характеризующим качественные параметры, может стать количество преподавателей указанных учебных заведений, журналистов общенациональных и региональных СМИ, применяющих приобретенные знания в служебной практике;
для увеличения количества посетителей специализированных интернет-ресурсов и обращений в СМИ: в 2007 году - не менее, чем на 20 %, в 2008 году - не менее, чем на 40 %, в 2009 году - не менее, чем на 60 %, в 2010 году - не менее, чем на 80 %, в 2011 году - не менее чем на 100 %. Индикатором, характеризующим качественные параметры, может стать поведенческая культура посетителей специализированных web-ресурсов, отражающаяся, в итоге, в качестве и количестве приобретенных ценных бумаг через интернет, и уровне инвестиционных рисков, которые принимают на себя лица, посещающие указанный вид интернет-ресурсов.
В общих ожиданиях динамики нематериальных изменений при реализации данной Программы можно будет констатировать:
увеличение доли населения, пользующегося механизмами инвестирования на фондовом рынке;
создание положительного имиджа инвестиционных процессов на отечественном рынке;
увеличение средств населения, вовлеченных в инвестиционные проекты;
привлечение сбережений населения в финансирование экономики Казахстана;
повышение прозрачности финансовых потоков;
снижение зависимости накоплений граждан республики от рисковых инвестиционных операций в недвижимость;
развитие финансовой инфраструктуры.
Поэтапное нематериальное изменение показателей будет происходить в соответствии с изменением количественных индикаторов материальных параметров по годам.
8. План мероприятий по реализации Программы
Сноска. Раздел 8 в редакции постановления Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .
№ |
Мероприятие |
Форма |
Ответ- |
Срок |
Предпола- |
Источники |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2007 год | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1. Определение целевых групп для создания и продвижения единой |
||||||
1 |
Определить целевые |
Информация |
МФ |
2007 |
30 000 |
Средства |
2 |
Разработать общую |
Информация |
МФ |
2007 |
14 250 |
Средства |
2. Инструменты пропаганды возможностей инвестирования |
||||||
3 |
Составить медиа- |
Информация |
МФ |
2007 |
13 922 |
Средства |
4 |
Разработать и |
Информация |
МФ |
2007 |
34 360 |
Средства |
5 |
Разработать дизайн |
Информация |
МФ |
2007 |
6 900 |
Средства |
6 |
Произвести и |
Информация |
МФ |
2007 |
102 320 |
Республи- |
7 |
Принять участие в |
Информация |
МФ |
2007 |
Не |
|
8 |
Разместить |
Информация |
МФ |
2007 |
20 612 |
Республи- |
9 |
Произвести и |
Информация |
МФ |
2007 |
27 696 |
Республи- |
10 |
Произвести и |
Информация |
МФ |
2007 |
35 000 |
Республи- |
11 |
Провести игры и |
Информация |
МФ |
2007 |
3 940 |
Республи- |
12 |
Произвести и |
Информация |
МФ |
2007 |
15 000 |
Республи- |
3. Создание общедоступной системы просвещения и |
||||||
13 |
Организовать и |
Информация |
МФ |
2007 |
281 000 |
Средства |
14 |
Открыть в городе |
Информация |
МФ |
2007 |
15 000 |
Республи- |
2008-2011 годы |
||||||
15 |
Определение и |
Информация |
АРДФРЦА |
2008 |
3 500 |
Республи- |
16 |
Проведение |
Информация |
АРДРФЦА |
2008 |
4 600 |
Республи- |
17 |
Изготовление и |
Информация |
АРДРФЦА, |
2008 |
70 000 |
Республи- |
18 |
Производство и |
Информация |
АРДРФЦА, |
2008 |
370 205 |
Республи- |
19 |
Участие в передачах |
Информация |
АРДРФЦА, |
2008 |
Не |
|
20 |
Размещение |
Информация |
АРДРФЦА, |
2008 |
60 000 |
Республи- |
21 |
Производство и |
Информация |
АРДРФЦА, |
2008 |
30 000 |
Республи- |
22 |
Создание и поддержка |
Информация |
АРДРФЦА, |
2008 |
4 600 |
Республи- |
23 |
Организация и |
Информация |
АРДРФЦА, |
2008 |
4 600 |
Республи- |
24 |
Организация и |
Информация |
АРДРФЦА, |
2008 |
80 000 |
Республи- |
25 |
Организация и |
Информация |
АРДРФЦА, |
2009 |
120 000 |
Республи- |
26 |
Организация и |
Информация |
АРДРФЦА, |
2009 |
25 000 |
Республи- |
27 |
Подготовка |
Информация |
АРДРФЦА, |
2008 |
70 000 |
Республи- |
28 |
Введение элементов |
Информация |
МОН |
2009 |
Не |
|
29 |
Введение факульта- |
Информация |
МОН |
2009 |
Не |
|
30 |
Введение дисциплины |
Информация |
МОН |
2009 |
Не |
|
31 |
Введение курсов в |
Информация |
МОН |
2009 |
Не |
|
за 2007 год |
600 000 |
Республи- |
||||
за 2008 год |
697 505 |
Республи- |
||||
за 2009 год |
900 000 |
Республи- |
||||
за 2010 год |
900 000 |
Республи- |
||||
за 2011 год |
895 715, 5 |
Республи- |
||||
за 2007-2011 годы |
3 993 220,5 |
Республи- |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МФ - Министерство финансов Республики Казахстан
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования
Республики Казахстан
МКИ - Министерство культуры и информации Республики
Казахстан
НБ - Национальный Банк Республики Казахстан
АРДФРЦА - Агентство Республики Казахстан по регулированию
деятельности регионального финансового центра города
Алматы
АФН - Агентство Республики Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и финансовых организаций
АФК - ассоциация финансистов Казахстана
АО "Холдинг - акционерное общество "Казахстанский холдинг по
"Самрук" управлению государственными активами "Самрук"
АО "Казпочта" - акционерное общество "Казпочта"
Объемы финансирования на 2008-2011 годы будут уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.