Об утверждении Программы повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения Республики Казахстан на 2007-2011 годы

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2007 года № 536. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 ноября 2010 года № 1189

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 11.11.2010 № 1189 (вводится в действие с 01.01.2011).

      Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .

      В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 28 февраля 2007 года, постановления Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года N 1284 "О Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы", Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Программу повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения Республики Казахстан на 2007-2011 годы (далее - Программа).
       Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .

      2. Агентству Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы (по согласованию) представлять в Правительство Республики Казахстан один раз в полугодие, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, информацию о выполнении Программы.
       Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .

      3. (Исключен - постановлением Правительства РК от 26.09.2008  N 894 ).

      4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждена         
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 27 июня 2007 года N 536

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НА 2007-2011 ГОДЫ

       Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .

Астана, 2007 год

Содержание

Паспорт
Введение
Анализ современного состояния проблемы
Цель и задачи Программы
Основные направления и механизм реализации Программы
Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Ожидаемый результат от реализации Программы
План мероприятий по реализации Программы

1. Паспорт

       Сноска. Раздел 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .

Наименование
Программы

Программа повышения инвестиционной культуры и
финансовой грамотности населения в Республике
Казахстан на 2007-2011 годы

Основание для
разработки
Программы

Послание Президента Республики Казахстан народу
Казахстана от 28 февраля 2007 года "Новый
Казахстан в новом мире", Закон Республики
Казахстан от 2 июня 2003 года "О рынке ценных
бумаг", постановление Правительства Республики
Казахстан от 25 декабря 2006 года N 1284 "О
Концепции развития финансового сектора", пункт
49 Указа Президента Республики Казахстан от 6
апреля 2007 года N 310 "О дальнейших мерах по
реализации Стратегии развития Казахстана до 2030
года", пункт 11.3 постановления Правительства
Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года N 319
"О Плане мероприятий по исполнению Общенациональ-
ного плана основных направлений (мероприятий)
по реализации ежегодных 2005-2007 годов
посланий Главы государства народу Казахстана и
Программы Правительства Республики Казахстан на
2007-2009 годы"

Разработчик
Программы

Министерство финансов Республики Казахстан

Цель Программы

Повышение инвестиционной активности и обеспечение
привлечения сбережений населения в экономическом
росте страны

Задачи Программы

Выявление целевых групп потребителей услуг
фондового рынка для выбора оптимальных мер
воздействия на принятие населением решений по
инвестированию своих денежных средств;
широкая пропаганда инвестиционных возможностей
финансовых инструментов среди населения
Казахстана;
создание общедоступной системы информирования
граждан о возможностях инвестирования в ценные
бумаги на основе актуальной и прозрачной
информации, в том числе обеспечение населения
базовыми знаниями в области использования
различных финансовых инструментов, а также
оценки рисков, связанных с вложением в
инструменты фондового рынка

Срок реализации
(этапы)

2007-2011 годы

Объемы и источники
финансирования
Программы

3 993 220 500 тенге за счет республиканского
бюджета, в том числе:
в 2007 году - 600 000 000 тенге,
в 2008 году - 697 505 000 тенге,
в 2009 году - 900 000 000 тенге,
в 2010 году - 900 000 000 тенге,
в 2011 году - 895 715 500 тенге

Ожидаемые
результаты

Увеличение доли населения, пользующегося
механизмами инвестирования на фондовом рынке;
создание положительного имиджа инвестиционных
процессов на отечественном рынке;
увеличение средств населения, вовлеченных в
инвестиционные проекты;
привлечение денежных средств населения в
экономику в целях ускорения экономического
развития;
повышение прозрачности финансовых потоков;
снижение зависимости накоплений граждан
республики от рисковых инвестиционных операций
в недвижимость;
развитие финансовой инфраструктуры

2. Введение

       Сноска. Раздел 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .

      Программа повышения инвестиционной культуры и грамотности населения Республики Казахстан на 2007-2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 28 февраля 2007 года "Новый Казахстан в новом мире", постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года N 1284 "О Концепции развития финансового сектора", пунктом 49 Указа Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года N 310 "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года", пунктом 11.3 постановления Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года N 319 "О Плане мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы".
      В быстрорастущей экономике особую роль играет финансовый рынок, эффективность которого определяется сбалансированностью развития всех его секторов: банковского, фондового, страхового, пенсионного.
      Фондовый рынок, как инструмент рыночного регулирования, играет важную роль. Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время, рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.
      Формирование рынка ценных бумаг в Казахстане происходит под влиянием ряда разнообразных и неравнозначных факторов, среди которых: темпы приватизации, размеры эмиссии и погашение ценных бумаг, уровень инфляции и значение ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, степень прибыльности различных финансовых инструментов, возможности инвесторов и уровень государственного контроля за их деятельностью на фондовом рынке.
      Дальнейшее развитие фондового рынка зависит от поэтапности и организованности подхода в осуществлении отдельных элементов. Прежде всего, важен один из главных его компонентов - это формирование класса частных инвесторов, формирование "экономического" менталитета и мировоззрения, которые позволили бы сделать частные инвестиции важным звеном казахстанской экономики.
      Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью повышения уровня финансовой грамотности населения, предоставления населению базовых знаний в области использования различных финансовых инструментов, распределения финансовых средств населения с рисковых сегментов инвестирования (земля, недвижимость) в доходные и менее рисковые финансовые инструменты фондового рынка, привлечения средств физических лиц в финансовый сектор экономики, разъяснения общественности его возможности по увеличению доходов, а также рисков, которые оно принимает на себя, реализуя данные возможности.

3. Анализ современного состояния проблемы

      Интенсивный рост финансового сектора является важнейшей составляющей ускоренного развития Казахстана, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления. Это отражается в растущем внутреннем спросе на продукты и услуги финансового сектора.
      Так, по данным Национального Банка Республики Казахстан, объем кредитов банков экономике вырос на 81 % до 4 691 миллиардов тенге (около 37,2 миллиардов долларов). Показатель отношения кредитов банков экономике к валовому внутреннему продукту (далее - ВВП) в 2006 году по сравнению с 2005 годом повысился с 34,1 % до 48,2 %.
      При этом, рост кредитов в национальной валюте носил опережающий характер по сравнению с кредитами в иностранной валюте. Кредиты в национальной валюте за 2006 год выросли на 92,8 % до 2 422 миллиардов тенге, в иностранной валюте - на 69,8 % до 2 269 миллиардов тенге (18 миллиардов долларов). В результате, удельный вес тенговых кредитов повысился с 48,4 % до 51,6 %.
      Приведенные данные свидетельствуют о том, что население в достаточной мере осведомлено о динамике курсов валют, о "плюсах" и "минусах" тенговых и валютных кредитов, что позволяет ему делать соответствующие выводы и отдавать предпочтения в пользу той валюты, в которой брать и возвращать кредит является наиболее выгодным.
      В течение 2006 года позитивные изменения произошли также в структуре кредитов по срокам, где рост долгосрочных кредитов (со сроком более 1 года) носил опережающий характер по сравнению с краткосрочными кредитами. Долгосрочные кредиты выросли почти в 2 раза до 3 434,3 миллиардов тенге, краткосрочные кредиты - на 44,6 % до 1 256,7 миллиардов тенге. Удельный вес долгосрочных кредитов увеличился с 66,5 % до 73,2 %. В 2006 году объем кредитов физическим лицам к ВВП за аналогичные периоды вырос с 8,8 % до 15,8 %.
      Данный рост обусловлен значительным расширением таких видов банковских продуктов, как ипотечное и потребительское кредитование. Так, в течение 2006 года потребительские кредиты выросли в 2,4 раза, составив 777,0 миллиардов тенге, ипотечные кредиты выросли на 79,6 % до 396,1 миллиардов тенге.
      Депозиты физических лиц выросли на 73,6 % до 1 020 миллиардов тенге. При этом, важным моментом развития депозитного рынка в 2006 году стал значительный рост депозитов в национальной валюте. Это говорит как о росте доверия к тенговым инструментам, так и о понимании клиентами выгод от вложений в депозиты в тенге, поскольку предпочтения обусловлены разницей в ставках вознаграждения по валютным и тенговым депозитам. Удельный вес тенговых депозитов в общем объеме депозитов увеличился с 58,1 % до 64,8 %.
      Растет популярность такого инструмента осуществления розничных безналичных расчетов, как платежные карточки: в настоящее время в среднем на 4 человека республики приходится одна платежная карточка, тогда как по состоянию на 1 января 2006 года одна платежная карточка приходилась в среднем на 5 человек. За последние годы значительно расширился сегмент услуг, предлагаемых для клиентов на рынке платежных карточек, внедряются новые карточные продукты.
      Количество держателей данных карточек увеличилось на 27,9 % и на 1 января 2007 года составило 3,93 миллионов человек, или 49 % от общей численности экономически активного населения страны (для сравнения, на 1 января 2006 года данное соотношение составляло 39 %).
      Перечисленные показатели свидетельствуют, с одной стороны, о наличии той активной части населения, которая пользуется и готова воспользоваться новыми услугами агентов финансового рынка, а с другой стороны - об эффективности широкого рекламирования услуг, в первую очередь, банков.
      Предварительные результаты кампании по легализации имущества также свидетельствуют о действенности широкой пропаганды возможностей населения реализовать свои права, а также - о наличии у населения средств, которые могут быть направлены в экономику Казахстана посредством вложения в ценные бумаги: на конец марта 2007 года в виде сборов за легализацию имущества поступило 7 700 миллионов тенге, из них за легализацию денег - 5 400 миллионов тенге.
      Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста финансового сектора, существует ряд проблем в его развитии.
      Состояние рынка потребительских кредитов, который хотя и растет из года в год, вызывает определенную тревогу: население берет кредиты, не рассчитав собственные возможности, и становится должником. Клиенты не вникают в условия контракта, не считают нужным консультироваться со специалистами, прежде чем заключать договор о кредитовании.
      Существует категория самозанятых работников, которая не пользуется услугами пенсионных фондов, с которой необходимо проводить просветительскую работу относительно возможностей пенсионной системы.
      Добровольные пенсионные взносы населения, которые отчасти могут служить показателем инвестиционной активности и грамотности населения, весьма скромны: по состоянию на 1 февраля 2007 года количество открытых индивидуальных пенсионных счетов составляет 35 174, или 0,43 % от общего числа индивидуальных пенсионных счетов.
      Объемы такой части финансового сектора, как рынок ценных бумаг, в Казахстане остаются незначительными. На сегодняшний день количество зарегистрированных брокерских счетов очень невелико: порядка 3800 по состоянию на 1 апреля 2007 года, из которых около 2200 открыты в результате размещения акций акционерного общества "Казахтелеком". Другими словами, услугами посредников, работающих на фондовом рынке, пользуется 0,04 % населения. При этом, в числе зарегистрированных брокерских счетов существуют и неработающие счета. По данным Агентства Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы, количество индивидуальных инвесторов на Казахстанской фондовой бирже не превышает 2000 человек. В 2006 году доля заключенных с участием населения сделок в общем объеме торгов составила: по акциям - 15,1 %, по облигациям - 15,9 %.
      Большая часть внутренних накоплений в виде активов пенсионных и страховых организаций используется для финансирования банковского сектора (по состоянию на 1 января 2007 года объем пенсионных накоплений составил 909,7 миллиардов тенге, с приростом по сравнению с 1 января 2006 года на 40,26 %, а активы страховых организаций - 135,5 миллиардов тенге (рост - на 84,7 % по сравнению с аналогичным показателем на 1 января 2006 года)). Долевые инструменты рынка ценных бумаг не исполняют функции привлечения инвестиций и не отражают справедливую стоимость эмитентов. Одной из указанных проблем является низкий уровень вовлеченности населения в процессы инвестирования средств в экономику, в первую очередь, ввиду слабого владения основами знаний в области инвестирования. Отсутствие базового финансового образования у населения не только делает из них "жертв различных злоупотреблений", но и мешает им обеспечить благосостояние, а также тормозит экономическое развитие страны. Это также объясняется настороженным отношением населения к инвестированию средств в финансовые инструменты, фонды и так далее, обусловленное, в свою очередь, негативным опытом его взаимодействия с финансовым и банковским сектором.
      В системе среднего образования предусмотрены курсы обучения основам финансовых знаний: с 1996 года в общеобразовательных школах республики разрабатываются и реализуются программы Общественного фонда "Junior Achievement Казахстан" по экономическому и бизнес-образованию для школьников через партнерство между образовательными учреждениями и бизнес-структурами. Программы "Junior Achievement Казахстан" сфокусированы на семи ключевых областях: бизнесе, экономике, предпринимательстве, этике, финансовой грамотности и навыках, связанных с развитием карьеры. В настоящее время в реализации данной программы задействованы 948 общеобразовательных школ республики с количеством учащихся - 215 629.
      В перечень предметов, изучаемых в рамках среднего и высшего профессионального образования, включен курс "Основы экономики". Кроме того, система образования ведет подготовку кадров для финансового сектора экономики в 42 профессиональных школах по 6 профессиям - "Финансовый агент", "Бухгалтер", "Предприниматель малого бизнеса", "Коммерческая деятельность", "Агент банка", "Страховой агент", и в 258, в том числе 178 частных колледжах по 13 специальностям - "Статистика", "Финансы", "Экономика, бухучет и аудит", "Экспертиза качества потребительских товаров", "Биржевая деятельность", "Коммерция", "Менеджмент", "Оценка", "Налоговое дело", "Банковское дело", "Страховое дело", "Финансы и финансовое право", "Казначейское дело".
      Вместе с тем, следует учитывать, что часть населения, имеющая финансовое образование, также нуждается в специальных знаниях относительно возможностей фондового рынка, поскольку, не нуждаясь в основах финансовых знаний, она, тем не менее, может быть информирована о более сложных и тонких явлениях рынка ценных бумаг с целью увеличения собственных доходов и сокращения рисков, присущих процессам инвестирования.
      Однако, если система образования готовит специалистов, являющихся финансово грамотными, и, таким образом, способных стать активными участниками процесса инвестирования в инструменты фондового рынка, то вопрос об образовании всего населения в этой области остается открытым.
      Таким образом, целевой группой Программы является население Казахстана, способное и желающее инвестировать свободные денежные средства в инструменты фондового рынка.
      Проблема недостаточной финансовой грамотности населения актуальна не только для Казахстана. Слабое понимание финансовых продуктов и рынков широко распространено в промышленно развитых странах. Это вынуждает правительства этих стран принимать срочные меры по повышению финансовой грамотности населения за счет использования комплексных мер: нормативного правового обеспечения финансовых услуг, совершенствования школьных программ и сотрудничества с частным бизнесом. В 2002-2003 годах такие развитые страны, как США, Великобритания, Австралия запустили национальные проекты в целях повышения качества финансового образования населения, а в 2006 году национальную стратегию в этой сфере приняла Чехия. Другими словами, для многих стран работа в финансовом образовании переведена в плоскость государственной стратегии.
      Наиболее интересен в этой связи опыт США, где эта проблема стала предметом пристального внимания властей на рубеже 80-90 годов прошлого столетия. США и в настоящее время уделяет большое внимание повышению финансовой грамотности населения, применяя разнообразные формы и методы решения этой задачи: федеральные и местные программы, а также программы, проводимые по инициативе общественных организаций, ассоциаций и партнерств.
      Большой популярностью пользуется федеральная программа "Финансовая грамотность в США", цель которой - обучить население практическим знаниям и навыкам для принятия компетентных финансовых решений на протяжении всей жизни. К сферам, в которых принятие компетентных решений имеет ключевое значение, отнесены основы накопления, управление кредитами, домовладение и пенсионное планирование.
      Федеральные власти координируют и финансируют осуществление этой программы. Результаты, полученные по итогам ее реализации, учитываются в национальной стратегии. В реализации этой программы властям помогают банки и инвестиционные компании.
      Результатом данной программы в США явилось увеличение доли частных инвесторов - более 55 % населения.
      Таким образом, для решения задачи по обучению основам фондового рынка требуются совместные усилия как государства, так и негосударственных структур, чья деятельность связана с работой на фондовом рынке.
      Особую роль в повышении уровня инвестиционной культуры населения играют средства массовой информации (далее - СМИ). На сегодня государственные органы, к чьей компетенции относятся вопросы развития финансового сектора, осуществляют соответствующую информационно-разъяснительную деятельность. Однако эти меры являются недостаточными, поскольку не охватывают широкие слои населения и, как правило, носят специфичный характер: такой информацией может воспользоваться только весьма осведомленная в сфере финансов часть населения. При этом, эфирное время и печатные площади в СМИ для обеспечения повышения инвестиционной культуры и грамотности среди широких слоев населения недостаточны.

4. Цель и задачи Программы

      Целью настоящей Программы являются повышение инвестиционной активности и обеспечение привлечения сбережений населения в экономическом росте страны.
      Задачами Программы являются:
      выявление целевых групп потребителей услуг фондового рынка для выбора оптимальных мер воздействия на принятие населением решений по инвестированию своих денежных средств;
      широкая пропаганда инвестиционных возможностей финансовых инструментов среди населения Казахстана;
      создание общедоступной системы информирования граждан о возможностях инвестирования в ценные бумаги на основе актуальной и прозрачной информации, в том числе обеспечение населения базовыми знаниями в области использования различных финансовых инструментов, а также оценки рисков, связанных с вложением в инструменты фондового рынка.

5. Основные направления и механизм реализации Программы

      Исходя из указанных целей и задач, а также анализа текущего состояния проблем инвестирования в инструменты фондового рынка, определены следующие механизмы реализации настоящей Программы.

5.1. Определение целевых групп для создания и продвижения
единой рекламной кампании информационного воздействия на
население

      Для осуществления данного элемента механизма реализации Программы необходимо определить целевые группы потребителей услуг фондового рынка (возраст, пол, душевой и совокупный доход, стиль жизни, бизнес-статус, социальный статус семьи и так далее).
      Полученная информация будет являться основой для составления четкого графика медиа-плана проведения основного этапа информационно-разъяснительной кампании для населения Республики Казахстан. При этом, предусматривается разработка концепции по связям с общественностью (далее - PR концепция), единый стиль, учитывающие особенности каждой из целевых групп.

5.2. Инструменты пропаганды возможностей инвестирования
свободных средств

      Информационно-просветительская работа будет проводиться с акцентом на объективно существующие положительные стороны инвестиционного процесса в Республике Казахстан. Данная работа будет содержать информацию о правилах грамотного инвестиционного поведения населения, критериях самостоятельной оценки благонадежности финансовых компаний. При этом с целью эффективного восприятия предполагается адаптировать информацию к каждой целевой группе и стилю каждого из изданий. Просветительская работа будет направлена на информирование населения о ведущих казахстанских акционерных обществах.
      В пропаганде возможностей фондового рынка важную роль будет играть разъяснение населению коллективных форм инвестиций.
      В рамках данного элемента механизма реализации Программы будут использоваться следующие основные инструменты пропаганды возможностей фондового рынка:
      составление медиа-плана рекламной кампании по освещению возможностей инвестирования свободных средств населения;
      разработка и производство видео- и аудиорекламы, информационных сюжетов, специализированных программ и передач на телевидении и радио с участием профессиональных работников рынка ценных бумаг, специалистов соответствующих уполномоченных государственных органов, видных экономических деятелей, в том числе зарубежных;
      разработка дизайна для полиграфии и наружной рекламы возможностей вложения денежных средств населения;
      производство и размещение телепередач и роликов на русском и государственном языках по вопросам инвестирования в ценные бумаги;
      участие представителей соответствующих уполномоченных государственных органов в передачах на телевидении и радио, посвященным вопросам инвестирования сбережений населения в ценные бумаги;
      размещение рекламных модулей, материалов в прессе, посвященные вопросам инвестирования денежных средств населения в ценные бумаги;
      производство и размещение наружной рекламы (билборды, растяжки, лайтбоксы);
      производство и распространение рекламной и обучающей полиграфической продукции по вопросам инвестирования денежных средств населения в ценные бумаги;
      организация различных игр, викторин на финансовую тематику с вручением призов и освещением в СМИ;
      интернет-реклама, в том числе создание финансового портала, посвященного вопросам инвестирования денежных средств населения в ценные бумаги.

5.3. Создание общедоступной системы просвещения и
информирования населения

      Одной из наиболее важных задач развития фондового рынка является создание реальных возможностей для населения совершать операции с ценными бумагами в части создания системы просвещения и информирования населения на основе актуальной и прозрачной информации. Решение этой задачи возможно, в том числе, путем предоставления консультационных и информационных услуг по широкому спектру вопросов в области рынка ценных бумаг.
      При этом, основными направлениями в этой области должны стать:
      создание информационного центра для консультационной поддержки индивидуальных инвесторов и акционеров;
      открытие в городе Алматы "call-центра" по вопросам фондового рынка;
      проведение на системной основе информационно-разъяснительной работы с участием представителей заинтересованных государственных органов по достижению высокого уровня информированности населения о возможностях инвестирования в финансовые инструменты. Необходимость проведения такой работы обусловлена преимуществом, которое имеет "живая" работа с населением по разъяснению механизмов инвестирования свободных денежных средств перед другими инструментами пропаганды возможностей инвестирования (реклама, телевидение, радио и другое).
      Для углубления знаний в области инвестирования в инструменты фондового рынка необходимо введение в системе образования (в высших и средних учебных заведениях) специальных тематических курсов по основам работы на фондовом рынке в рамках вузовского компонента.
      Составной частью просветительской работы является организация системы повышения квалификации государственных служащих в сфере управления собственностью, функционирования рынка ценных бумаг и защиты прав инвесторов; специалистов предприятий-эмитентов, журналистов общенациональных и региональных СМИ в области инвестирования денежных средств населения в инструменты фондового рынка, введения курсов в вузах по изучению студентами основ работы на фондовом рынке за счет дисциплин компонента по выбору, проведения обучающих семинаров, конференций, тренингов по вопросам инвестирования сбережений населения в инструменты фондового рынка, повышение квалификации преподавателей организаций образования, дающих среднее профессиональное и высшее профессиональное образование на базе одного из вузов Казахстана.

6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

       Сноска. Раздел 6 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .       

      Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета. Для реализации мер, указанных в настоящей Программе, из республиканского бюджета в 2007 году будет выделено 600 000 000 тенге. Общая стоимость Программы на 2007-2011 годы - 3 993 220 500 тенге (2008 год - 697 505 000 тенге, 2009 год - 900 000 000 тенге, 2010 год - 900 000 000 тенге, 2011 год - 895 715 500 тенге).

7. Ожидаемый результат от реализации Программы

       Сноска. Раздел 7 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .       

      Основным результатом реализации Программы ожидается рост конкретных показателей, характеризующих степень вовлеченности населения в инвестиционные процессы на фондовом рынке.
      В качестве материальных изменений приняты: динамика количества брокерских счетов клиентов-физических лиц, количества вкладчиков в систему коллективных инвестиций, увеличение количества добровольных пенсионных счетов, количества граждан-физических лиц, активно использующих инструменты рынка ценных бумаг, числа преподавателей высших и средних учебных заведений, специалистов предприятий-эмитентов, государственных служащих, журналистов общенациональных и региональных СМИ, повысивших свою квалификацию по вопросам функционирования рынка ценных бумаг, количества посетителей специализированных интернет-ресурсов и обращений в СМИ, количества вкладчиков, перераспределивших свои средства с депозитов банков второго уровня и рынка недвижимости в сегмент коллективных инвестиций.
      При этом, количественные индикаторы указанных параметров по этапам реализации Программы составят:
      для увеличения количества брокерских счетов клиентов - физических лиц: в 2007 году не менее, чем 1,5 раза, в 2008 году - не менее, чем в 5 раз, в 2009 году - не менее, чем в 10 раз, в 2010 году - не менее, чем в 15 раз, в 2011 году - не менее, чем в 20 раз. Индикатором, характеризующим качественные параметры, может стать количество "работающих" брокерских счетов, т.е. счетов, движение денежных средств по которым изменяется на всем протяжении открытия счета;
      для увеличения количества вкладчиков в систему коллективных инвестиций (паевые инвестиционные фонды): в 2007 году не менее, чем на 20 %, в 2008 году - не менее, чем на 30 %, в 2009 году - не менее, чем на 40 %, в 2010 году - не менее, чем на 60 %, в 2011 году - не менее, чем на 80 %. Индикатором, характеризующим качественные параметры, может стать объем паевого взноса;
      для увеличения количества добровольных пенсионных счетов: в 2007 году не менее, чем на 15 %, в 2008 году - не менее, чем на 20 %, в 2009 году не менее, чем на 30 %, в 2010 году не менее, чем на 40 %, в 2011 году - не менее, чем на 50 %. Индикатором, характеризующим качественные параметры, может стать доля добровольных пенсионных активов в общем объеме пенсионных активов;
      для увеличения количества граждан-физических лиц, активно использующих инструменты рынка ценных бумаг: в 2007 году не менее, чем на 10 %, в 2008 году - не менее, чем на 20 %, в 2009 году - не менее, чем на 40 %, в 2010 году - не менее, чем на 60 %, в 2011 году - не менее, чем на 80 %. Индикатором, характеризующим качественные параметры, может стать состав (качество) портфеля ценных бумаг, приобретенных физическими лицами;
      для увеличения числа преподавателей высших и средних учебных заведений, специалистов предприятий-эмитентов, государственных служащих, журналистов общенациональных и региональных СМИ, повысивших свою квалификацию по вопросам функционирования рынка ценных бумаг: в 2007 году не менее, чем на 20 %, в 2008 году - не менее, чем на 40 %,  в 2009 году - не менее, чем на 50 %, в 2010 году - не менее, чем на 60 %, в 2011 году - не менее, чем на 80 %. Индикатором, характеризующим качественные параметры, может стать количество преподавателей указанных учебных заведений, журналистов общенациональных и региональных СМИ, применяющих приобретенные знания в служебной практике;
      для увеличения количества посетителей специализированных интернет-ресурсов и обращений в СМИ: в 2007 году - не менее, чем на 20 %, в 2008 году - не менее, чем на 40 %, в 2009 году - не менее, чем на 60 %, в 2010 году - не менее, чем на 80 %, в 2011 году - не менее чем на 100 %. Индикатором, характеризующим качественные параметры, может стать поведенческая культура посетителей специализированных web-ресурсов, отражающаяся, в итоге, в качестве и количестве приобретенных ценных бумаг через интернет, и уровне инвестиционных рисков, которые принимают на себя лица, посещающие указанный вид интернет-ресурсов.
      В общих ожиданиях динамики нематериальных изменений при реализации данной Программы можно будет констатировать:
      увеличение доли населения, пользующегося механизмами инвестирования на фондовом рынке;
      создание положительного имиджа инвестиционных процессов на отечественном рынке;
      увеличение средств населения, вовлеченных в инвестиционные проекты;
      привлечение сбережений населения в финансирование экономики Казахстана;
      повышение прозрачности финансовых потоков;
      снижение зависимости накоплений граждан республики от рисковых инвестиционных операций в недвижимость;
      развитие финансовой инфраструктуры.
      Поэтапное нематериальное изменение показателей будет происходить в соответствии с изменением количественных индикаторов материальных параметров по годам.

             8. План мероприятий по реализации Программы

       Сноска. Раздел 8 в редакции постановления Правительства РК от 26.09.2008 N 894 .

Мероприятие

Форма
завершения

Ответ-
ственные
за испол-
нение

Срок
испол-
нения

Предпола-
гаемые
расходы
(в тыс.
тенге)

Источники
финанси-
рования

1

2

3

4

5

6

7


2007 год

1.  Определение целевых групп для создания и продвижения единой
рекламной кампании информационного воздействия на население

1

Определить целевые
группы потребите-
лей услуг фондового
рынка для создания
и продвижения
единой рекламной
кампании информаци-
онного воздействия
на население,
учитывающей особен-
ности каждой из
целевых групп
(возраст, пол,
душевой и совокуп-
ный доход, стиль
жизни, бизнес-
статус, социальный
статус семьи и т.д.)

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МФ
(созыв),
АРДРФЦА,
НБ (по
согла-
сованию)

2007
год

30 000

Средства
республи-
канского
бюджета

2

Разработать общую
PR-концепцию,
единый стиль,
учитывающие особен-
ности каждой из
целевых групп

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МФ
(созыв),
АРДРФЦА,
АФК (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию)

2007
год

14 250

Средства
республи-
канского
бюджета


2. Инструменты пропаганды возможностей инвестирования
свободных средств

3

Составить медиа-
план рекламной
кампании по
освещению возможно-
стей инвестирования
свободных средств
населения

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МФ
(созыв),
АРДРФЦА,
АФК (по
согла-
сованию),
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию)

2007
год

13 922

Средства
республи-
канского
бюджета

4

Разработать и
произвести видео-
и аудиорекламу,
информационные
сюжеты, специализи-
рованные программы
и передачи на
телевидении и радио
с участием профес-
сиональных работни-
ков рынка ценных
бумаг, специалистов
соответствующих
уполномоченных
государственных
органов, видных
экономических
деятелей, в том
числе зарубежных

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МФ
(созыв),
АРДРФЦА,
АФК (по
согла-
сованию),
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию)

2007
год

34 360

Средства
республи-
канского
бюджета

5

Разработать дизайн
для полиграфии и
наружной рекламы
возможностей
вложения денежных
средств населения

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МФ
(созыв),
АРДРФЦА,
АФК (по
согла-
сованию)

2007
год

6 900

Средства
республи-
канского
бюджета

6

Произвести и
разместить телепе-
редачи и ролики на
государственном и
русском языках
по вопросам
инвестирования в
ценные бумаги

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МФ
(созыв),
АРДРФЦА,
АФК (по
согла-
сованию),
НБ (по
согла-
сованию)

2007
год

102 320

Республи-
канский
бюджет

7

Принять участие в
передачах на теле-
видении и радио,
посвященных
вопросам инвести-
рования сбережений
населения в ценные
бумаги

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МФ
(созыв),
АРДРФЦА,
АФК (по
согла-
сованию),
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию)

2007
год

Не
требуются


8

Разместить
рекламные модули,
статьи, материалы
в прессе, посвящен-
ные вопросам
инвестирования
денежных средств
населения в ценные
бумаги

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МФ
(созыв),
АРДРФЦА,
АФК (по
согла-
сованию),
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию)

2007
год

20 612

Республи-
канский
бюджет

9

Произвести и
распространить
наружную рекламу о
возможностях
инвестирования
денежных средств
населения в ценные
бумаги

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МФ
(созыв),
АРДРФЦА,
АФК (по
согла-
сованию),
акимы
городов
Астаны,
Алматы и
областей

2007
год

27 696

Республи-
канский
бюджет

10

Произвести и
распространить
рекламную и обучаю-
щую полиграфическую
продукцию по
вопросам
инвестирования
денежных средств
населения в ценные
бумаги

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МФ
(созыв),
АРДРФЦА,
АФК (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию)

2007
год

35 000

Республи-
канский
бюджет

11

Провести игры и
викторины на знание
вопросов фондового
рынка и инвестиро-
вания денежных
средств населения
в ценные бумаги

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МФ
(созыв),
АРДРФЦА,
АФК (по
согла-
сованию)

2007
год

3 940

Республи-
канский
бюджет

12

Произвести и
разместить
интернет-рекламу,
в том числе создать
финансовый портал,
посвященный вопросам
инвестирования
денежных средств
населения в ценные
бумаги

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МФ
(созыв),
АРДРФЦА,
АФН (по
согла-
сованию),
АФК (по
согла-
сованию)

2007
год

15 000

Республи-
канский
бюджет


3. Создание общедоступной системы просвещения и
информирования населения

13

Организовать и
обеспечить функцио-
нирование на базе
трансфер-агентской
сети АО "Казпочта"
информационных
центров для
консультационной
поддержки индивиду-
альных инвесторов
и акционеров

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МФ
(созыв),
АРДРФЦА,
Минис-
терство
экономики
и бюджет-
ного
планиро-
вания, АО
"Холдинг
"Самрук"

2007
год

281 000

Средства
республи-
канского
бюджета

14

Открыть в городе
Алматы "call-центр"
по вопросам
фондового рынка

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МФ
(созыв),
АРДРФЦА,
МЭБП, АО
"Холдинг
"Самрук"

2007
год

15 000

Республи-
канский
бюджет


2008-2011 годы

15

Определение и
разработка бренда
Программы повышения
инвестиционной
культуры и финансо-
вой грамотности
населения

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРДФРЦА

2008
год

3 500

Республи-
канский
бюджет

16

Проведение
исследований по
программе повышения
инвестиционной
культуры и финансо-
вой грамотности
населения

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРДРФЦА

2008
год
2010
год
2011
год

4 600
 
4 600
 
4 600

Республи-
канский
бюджет

17 

Изготовление и
рассылка
информационных
материалов,
направленных на
повышение
инвестиционной
культуры и финансо-
вой грамотности
населения

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРДРФЦА,
АФК (по
согла-
сованию),
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию)

2008
год
2009
год
2010
год
2011
год

70 000
 
20 000
 
20 000
 
20 000

Республи-
канский
бюджет

18

Производство и
размещение телеро-
ликов, телепередач,
фильмов и радиоро-
ликов, радиопере-
дач, направленных
на повышение
инвестиционной
культуры и финансо-
вой грамотности
населения

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРДРФЦА,
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию)

2008
год
2009
год
2010
год
2011
год

370 205
 
395 400
 
390 800
 
386 515,5

Республи-
канский
бюджет

19

Участие в передачах
на телевидении и
радио, направленных
на повышение
инвестиционной
культуры и финансо-
вой грамотности
населения

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРДРФЦА,
МКИ (по
согла-
сованию),
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию),
АФК (по
согла-
сованию)

2008
год
2009
год
2010
год
2011
год

Не
требуются


20

Размещение
материалов,
статей в прессе,
направленных на
повышение
инвестиционной
культуры и финансо-
вой грамотности
населения

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРДРФЦА,
акиматы
областей,
гг. Алматы
и Астаны,
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию)

2008
год
2009
год
2010
год
2011
год

60 000
 
70 000
 
70 000
 
70 000

Республи-
канский
бюджет

21

Производство и
размещение наружной
рекламы, направлен-
ной на повышение
инвестиционной
культуры и финансо-
вой грамотности
населения

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРДРФЦА,
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию)

2008
год
2009
год
2010
год
2011
год

30 000
 
60 000
 
60 000
 
60 000

Республи-
канский
бюджет

22

Создание и поддержка
специализированного
Интернет-портала
www.aksha.kz

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРДРФЦА,
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию)

2008
год
2009
год
2010
год
2011
год

4 600
 
4 600
 
4 600
 
4 600

Республи-
канский
бюджет

23

Организация и
обеспечение
деятельности
пресс-центра

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРДРФЦА,
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию)

2008
год
2009
год
2010
год
2011
год

4 600
 
15 000
 
15 000
 
15 000

Республи-
канский
бюджет

24

Организация и
обеспечение
деятельности
информационно-
образовательных
центров

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРДРФЦА,
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию)

2008
год
2009
год
2010
год
2011
год

80 000
 
80 000
 
80 000
 
80 000

Республи-
канский
бюджет

25

Организация и
проведение
образовательных
семинаров для
населения,
направленных на
повышение
инвестиционной
культуры и финансо-
вой грамотности
населения

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРДРФЦА,
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию),
АФК (по
согла-
сованию),
акиматы
областей,
гг. Алматы
и Астаны

2009
год
2010
год
2011
год

120 000
 
120 000
 
120 000

Республи-
канский
бюджет

26

Организация и
проведение
семинаров для
журналистов по
вопросам повышения
инвестиционной
культуры и финансо-
вой грамотности

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРДРФЦА,
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию),
АФК (по
согла-
сованию),
акиматы
областей,
гг. Алматы
и Астаны

2009
год
2010
год
2011
год

25 000
 
25 000
 
25 000

Республи-
канский
бюджет

27

Подготовка
(приобретение,
распечатка,
тиражирование)
циклов комиксов для
детей, журналов,
брошюр для
взрослых, обзорных
аналитических
методических
материалов, обучаю-
щих компьютерных
программ на темы
повышения
инвестиционной
культуры и финансо-
вой грамотности
населения и их
рассылка

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРДРФЦА,
НБ (по
согла-
сованию),
АФН (по
согла-
сованию)

2008
год
2009
год
2010
год
2011
год

70 000
 
110 000
 
110 000
 
110 000

Республи-
канский
бюджет

28

Введение элементов
финансовой
грамотности в
познавательно-
игровой форме для
детей в возрасте
10-12 лет
("Балдырған")

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МОН

2009
год
2010
год
2011
год

Не
требуются


29

Введение факульта-
тивов по основам
финансовой
грамотности для
детей 13-15 лет
("Жеткіншек")

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МОН

2009
год
2010
год
2011
год

Не
требуются


30

Введение дисциплины
об основах финансо-
вых знаний, прак-
тических занятий
для подростков
16-17 лет
("Жасөспірім")

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МОН

2009
год
2010
год
2011
год

Не
требуются


31

Введение курсов в
ВУЗ-ax по изучению
студентами основ
работы на фондовом
рынке за счет
дисциплин компо-
нента по выбору

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МОН

2009
год
2010
год
2011
год

Не
требуются



за 2007 год




600 000

Республи-
канский
бюджет


за 2008 год




697 505

Республи-
канский
бюджет


за 2009 год




900 000

Республи-
канский
бюджет


за 2010 год




900 000

Республи-
канский
бюджет


за 2011 год




895 715, 5

Республи-
канский
бюджет


за 2007-2011 годы




3 993 220,5

Республи-
канский
бюджет

       Примечание: расшифровка аббревиатур:
МФ            - Министерство финансов Республики Казахстан
МОН           - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МЭБП          - Министерство экономики и бюджетного планирования
                Республики Казахстан
МКИ           - Министерство культуры и информации Республики
                Казахстан
НБ            - Национальный Банк Республики Казахстан
АРДФРЦА       - Агентство Республики Казахстан по регулированию
                деятельности регионального финансового центра города
                Алматы
АФН           - Агентство Республики Казахстан по регулированию и
                надзору финансового рынка и финансовых организаций
АФК           - ассоциация финансистов Казахстана
АО "Холдинг   - акционерное общество "Казахстанский холдинг по
"Самрук"        управлению государственными активами "Самрук"
АО "Казпочта" - акционерное общество "Казпочта"
      
      Объемы финансирования на 2008-2011 годы будут уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.