О Концепции создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности в Республике Казахстан

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2008 года № 857. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2010 года № 1179

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 09.11.2010 N 1179.

      В целях развития системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности в Республике Казахстан.
      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Одобрена          
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 18 сентября 2008 года № 857

Концепция
создания системы независимой оценки рисков в области
пожарной безопасности в Республике Казахстан

1. Введение

      В ежегодных посланиях народу страны Глава государства отмечает важное направление работы Правительства Республики Казахстан по выстраиванию качественно новой модели отношений органов государственного управления с частным предпринимательством, ставит задачи по повышению уровня защищенности предпринимателей, устранению административных барьеров и улучшению бизнес-климата для малого и среднего бизнеса, а также предупреждения коррупции.
      Современный этап развития Казахстана характеризуется высокими темпами экономического развития. В 2007 году темпы роста экономики страны составили 8,5 %, а в целом с 2001 года экономика росла в среднем по 10 % в год. Важную роль в реализации задач по вхождению Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира и индустриализации страны играют субъекты частного предпринимательства.
      Вместе с тем, наряду с количественным ростом, происходят глубокие качественные изменения, которые нередко приводят к существенному повышению опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
      В настоящее время общее количество пожаров в республике составляет более половины от всех чрезвычайных природных и техногенных аварий, а материальные убытки более восьмидесяти процентов от них. Ежегодно в Республике Казахстан регистрируется более 19 тысяч пожаров, материальные убытки превышают 3-4 млрд. тенге, на пожарах гибнут и получают травмы различной степени тяжести более одной тысячи человек.
      Главными причинами, создающими угрозу возникновения пожаров, являются эксплуатация изношенного оборудования, низкая технологическая и производственная дисциплина, несоблюдение правил пожарной безопасности, слабый внутриведомственный и производственный контроль, низкая квалификация рабочих и инженерно-технических работников, ввоз в республику физически изношенного и морально устаревшего оборудования.
      Подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, в результате чего для большинства предпринимателей пожар представляется маловероятным событием, вследствие этого ими игнорируются противопожарные требования.
      В тоже время, после пожара только незначительная часть пострадавших субъектов частного предпринимательства переносят его последствия и продолжают свое существование, большинство же организаций закрываются.
      Переход к рыночной модели экономического развития, глубокая реформа системы государственного управления требуют переосмысления роли и места системы государственного контроля в области пожарной безопасности. Возникла настоятельная необходимость в формировании принципиально иного подхода в обеспечении пожарной безопасности, приведении системы государственного пожарного контроля в соответствие с возросшими требованиями времени.
      В связи с этим в Концепции создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности в Республике Казахстан (далее - Концепция) изложены основные идеи по дальнейшему развитию деятельности в области предупреждения пожаров, снижения материальных потерь от них.
      Для решения вопросов обеспечения пожарной безопасности в республике необходимо принятие совокупных экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер, направленных на предотвращение пожаров и снижения ущерба от них.

2. Международный опыт

      В странах Европы, Соединенных штатах Америки и Канады существуют методики оценки пожарных рисков, являющиеся основными составляющими развитой сети страховых организаций. Необходимо отметить, что страхование от пожара в данных странах является для граждан и предпринимателей обязательным, так как в случае пожара на незастрахованном объекте, суммы возмещения затрат на его тушение противопожарной службе значительно превышают размеры страховых выплат. В настоящее время в Российской Федерации разработана Концепция создания системы независимой оценки рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Указанным документом предусмотрено введение обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам.
      Практическая апробация механизмов осуществления независимой оценки рисков в порядке эксперимента прошла на подведомственных компаниях открытого акционерного общества "Лукойл" (420 объектах), расположенных на территориях Краснодарского края, Владимирской, Волгоградской, Нижегородской областей. Аналогичный эксперимент отрабатывается на региональном уровне в Удмуртской Республике и Республике Хакасия, в городах Москве и Санкт-Петербурге.
      На территории других стран СНГ аналогичные системы отсутствуют.

3. Современное состояние системы
государственного контроля в области пожарной безопасности

      Несоблюдение градостроительных норм при застройке населенных пунктов, переоборудование, реконструкция, техническое перевооружение зданий и сооружений (особенно жилых домов) без соблюдения норм пожарной безопасности, непринятие мер по приведению в технически исправное состояние противопожарных водопроводов, применение при строительстве и отделке зданий горючих и токсичных материалов увеличивают количество жертв и материальный ущерб от пожаров.
      Рост пожаров и усугубление последствий от них - прямых и косвенных убытков, гибель людей заставляет искать новые подходы к совершенствованию деятельности государственных органов, коммерческих организаций.
      Государственный контроль в области пожарной безопасности, осуществляемый органами государственной противопожарной службы, выполняется в виде проверок, проводимых в целях соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами требований законодательства Республики Казахстан в области пожарной безопасности.
      В Республике Казахстан государственный пожарный контроль осуществляется на 92700 субъектах хозяйствования и количество подконтрольных объектов ежегодно увеличивается. В тоже время численность сотрудников контроля на протяжении последних пяти лет остается неизменной и не превышает одной тысячи человек.
      Недостаточный контроль со стороны сотрудников государственной противопожарной службы обуславливает сложность обеспечения противопожарных мероприятий при строительстве новых, реконструкции и эксплуатации действующих объектов республики.
      Проблема предупреждения пожаров и осуществления пожарного контроля усугубляется фактами коррупции и злоупотребления служебным положением сотрудников государственной противопожарной службы.
      В качестве профилактики таких негативных явлений на государственном уровне возможна частичная замена государственного контроля деятельностью независимых экспертов по оценки рисков в области пожарной безопасности и полное исключение плановых проверок противопожарного состояния субъектов частного предпринимательства государственным органом при страховании ими от ущерба в случае пожара, на основе оценки рисков в области пожарной безопасности.
      В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года "О страховой деятельности" такой класс страхования, как страхование ущерба от пожара уже существует, однако у страховых организаций отсутствуют научно-обоснованные методики количественной оценки вероятности возникновения пожаров, а также специализированные экспертные организации.

4. Цели и задачи создания системы независимой оценки рисков в
области пожарной безопасности

      1. Основными целями Концепции являются повышение уровня защищенности населения, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем включения в сферу оценки состояния их безопасности наряду с органами государственного контроля независимых экспертных организаций и экспертов по независимой оценке рисков, а также снижение административной нагрузки на объекты защиты за счет сокращения количества проверок, осуществляемых органами государственного пожарного контроля, а также за счет изменения форм и методов контрольной деятельности.
      2. Для достижения указанных целей предстоит решить следующие задачи:
      1) снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате вывода их из сферы обслуживания государственного контрольного органа;
      2) освобождение органов государственного пожарного контроля от проведения проверок субъектов частного предпринимательства, за исключением проверок объектов с массовым пребыванием людей (культурно-зрелищные, развлекательные, спортивные, торгового назначения, лечебные учреждения и учебные заведения с одновременным пребыванием 100 и более человек), объектов жизнеобеспечения (здравоохранения, телекоммуникаций, связи, газо-, электро-, тепло, водоснабжения и водоотведения, сбора и утилизации отходов производства и потребления, прекращение (приостановка) эксплуатации которых влечет за собой нарушение деятельности социальной и инженерной инфраструктур населенных пунктов и территорий) и объектов государственной собственности;
      3) учет результатов оценки рисков при назначении сумм страховых сборов и их дифференсация в зависимости от уровня пожарной защищенности объекта;
      4) обеспечение прозрачности процедур осуществления государственного контроля, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности;
      5) организация и проведение работ по совершенствованию методологических и правовых основ независимой оценки рисков.

5. Принципы создания системы независимой оценки рисков в
области пожарной безопасности

      Основополагающими принципами создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности являются:
      1) добровольность;
      2) открытость системы для участия различных организаций, заинтересованных в результатах проведения оценки рисков, признающих и выполняющих процедуры такой оценки и порядок аккредитации экспертных организаций;
      3) аккредитация Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан экспертных организаций на предмет их компетентности выполнять работы в области оценки рисков;
      4) независимость экспертных организаций и экспертов от объектов, на которых проводится оценка рисков;
      5) проведение оценки рисков на всех стадиях жизненного цикла различных объектов (проектирование, строительство, эксплуатация и утилизация);
      6) признание органами государственного пожарного контроля экспертных заключений по оценке рисков и не включение в планы мероприятий по контролю объектов, которые застрахованы от ущерба в результате пожара, на основе такой оценки.

6. Меры по достижению целей и выполнению задач Концепции

      В целях повышения уровня защищенности предпринимателей, устранению административных барьеров и улучшению бизнес-климата для малого и среднего бизнеса, а также предупреждения коррупции предлагается внедрить новую модель отношений органов государственного управления с частным предпринимательством.
      Участниками системы станут заказчики независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, в том числе страховые и проектные организации, аккредитованные в установленном порядке независимые экспертные организации и аттестованные эксперты, а также органы государственного пожарного контроля.
      В рамках реализации Концепции потребуется внесение дополнений и изменений в Закон Республики Казахстан "О пожарной безопасности" (далее - Закон) в части наделения Правительства Республики Казахстан полномочиями по определению порядка аккредитации независимых экспертных организаций, а также отнесения к компетенции уполномоченного органа в области пожарной безопасности ведения государственного реестра участников и объектов системы независимой оценки пожарных рисков.
      Кроме того, в вышеуказанный Закон будет внесена норма об исключении плановых мероприятий по государственному контролю за выполнением требований пожарной безопасности на субъектах предпринимательства при страховании ими имущества от ущерба в случае пожара, на основе, проведенной независимой оценки рисков, а также определении критериев объектов с массовым пребыванием людей.
      В результате реализации Концепции в обязательном порядке государственный пожарный контроль сохранится на объектах с массовым пребыванием людей, жизнеобеспечения и государственной собственности.

7. Заключение

      Как показывает опыт, слишком быстрое внедрение новой системы может привести к ослаблению уровня пожарной безопасности субъектов хозяйствования, неоправданному усложнению системы государственного администрирования в области пожарной безопасности. Предусмотренные этой системой методы и процедуры требуют практической отработки. Кроме того, реализация предложений, предусмотренных настоящей Концепцией, затрагивает основы функционирования государственного пожарного контроля и требует внесения существенных законодательных изменений.
      В связи с этим будет инициирован законопроект "О внесении изменении и дополнений в Закон Республики Казахстан "О пожарной безопасности" и разработка методики независимой оценки рисков в области пожарной безопасности.
      Реализация предусмотренных данной Концепцией положений позволит повысить уровень защищенности от последствий пожаров населения, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также снизить административную нагрузку на субъекты частного предпринимательства.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.