О проекте Закона Республики Казахстан "О защите прав потребителей"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2008 года № 1286

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О защите прав потребителей".

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

проект     

Закон Республики Казахстан

О защите прав потребителей

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения между потребителями товаров (работ, услуг) и продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг).

Глава 1. Общие положения

       Статья 1. Цели настоящего Закона

      Целями настоящего Закона являются определение правовых, экономических и социальных основ осуществления защиты прав потребителей в Республике Казахстан и механизма защиты прав и законных интересов потребителей.

       Статья 2. Основные принципы защиты прав потребителей

      Основными принципами защиты прав потребителей являются:
      1) обеспечение надлежащих прав всех потребителей в равной мере;
      2) уважение чести, достоинства, соблюдения нравственных и этических норм всеми сторонами процесса реализации товаров (работ, услуг);
      3) обеспечение четкой правовой регламентации деятельности государственных органов и общественных объединений, законности и гласности такой деятельности;
      4) обеспечение свободы выбора товара (работы, услуги);
      5) защита прав и законных интересов потребителей, а также безопасность их жизни, здоровья и имущества;
      6) восстановление нарушенных прав и законных интересов потребителей.

       Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
      1) изготовитель - физическое и (или) юридическое лицо, производящее продукцию для последующего отчуждения, а также выполняющее работы;
      2) срок годности - период времени, в течение которого товар (работа, услуга) считается пригодным для использования по назначению;
      3) работа - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой имеют материальное выражение;
      4) договор - соглашение между потребителем и продавцом (исполнителем, производителем) об условиях, на которых осуществляется купля-продажа товара (выполнение работы и оказание услуги), заключенное в соответствии с нормами гражданского законодательства;
      5) недостаток - несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям технических регламентов, нормативных документов по стандартизации, условиям договоров, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем);
      6) гарантийный срок - период времени, в течение которого продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует функционирование товара (работы, услуги) при условии его надлежащего использования и хранения;
      7) услуга - деятельность, результаты которой направлены на удовлетворение потребностей потребителей, не имеющая вещественного результата;
      8) срок службы - период, в течение которого возможно использовать товар (работу) по назначению;
      9) исполнитель - физическое и (или) юридическое лицо, выполняющее работу или оказывающее услугу по договору;
      10) срок хранения - период времени, в течение которого товар (работа, услуга) при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свойства, указанные в нормативных документах;
      11) продавец - физическое и (или) юридическое лицо, реализующее товары в соответствии с гражданским законодательством;
      12) товар - реализуемые и предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество гражданского оборота;
      13) безопасность товара (работы, услуги) - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также окружающей среде при обычных условиях использования, хранения, транспортирования, утилизации товара (результата работы, услуги) или в процессе выполнения работы (оказания услуги);
      14) документ, подтверждающий факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги) - кассовый (товарный) чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара (работы, услуги), стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе);
      15) качество товара (работы, услуги) - совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя;
      16) потребитель - физическое и/или юридическое лицо, использующее, приобретающее либо заказывающее товары (работы, услуги) для удовлетворения своих потребностей;
      17) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере защиты прав потребителей.

       Статья 4. Законодательство Республики Казахстан
                  о защите прав потребителей

      1. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      Положения настоящего Закона не распространяется на защиту прав потребителей, требования к которым установлены иными законами Республики Казахстан, а также на отношения по товарам, бывшим в употреблении.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Глава 2. Государственное регулирование
в сфере защиты прав потребителей

       Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан
                  в сфере защиты прав потребителей

      В компетенцию Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителей относятся разработка основных направлений государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

       Статья 6. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган в пределах своей компетенции:
      1) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по основным направлениям государственной политики в области защиты прав потребителей;
      2) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов в области защиты прав потребителей;
      3) принимает меры по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей.

       Статья 7. Взаимодействие уполномоченного органа
                  с государственными органами и общественными
                  объединениями потребителей

      1. Уполномоченный орган и государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют взаимодействие по:
      1) совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей;
      2) обеспечению обмена информацией по вопросам защиты прав потребителей;
      3) обеспечению своевременного рассмотрения и принятия решений о нарушениях прав и законных интересов потребителей.
      2. Уполномоченный орган и общественные объединения потребителей осуществляют взаимодействие по:
      1) организации участия общественных объединений потребителей в качестве независимых экспертов при проведении проверок, инициируемых государственными органами;
      2) рассмотрению и направлению в государственные органы обращений потребителей;
      3) исследованию и распространению информации по проблемам и правам потребителей в средствах массовой информации.

Глава 3. Права и обязанности потребителей и их защита

       Статья 8. Права потребителей

      1. Потребители имеют право на:
      1) доступ к информации в сфере защиты прав потребителей;
      2) получение полной, достоверной и своевременной информации о товарах (работах, услугах), а также об их продавцах (изготовителях, исполнителях);
      3) приобретение безопасных товаров (работ, услуг);
      4) свободный выбор товаров (работ, услуг);
      5) надлежащее качество товаров (работ, услуг);
      6) обмен товаров как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
      7) возврат непродовольственных товаров как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
      8) возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие обнаружения недостатков товара (работы, услуги);
      9) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги);
      10) предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работ), переданного в виде выигрыша;
      11) создание общественных объединений потребителей;
      12) обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством, а также нормами международных договоров, действующих на территории Республики Казахстан.
      2. Потребитель вправе обменять или возвратить непродовольственный товар надлежащего качества, если он по каким-либо причинам не удовлетворяет его потребностям в течение четырнадцати дней с момента покупки товара. Обмен производится в соответствии со статьей 28 настоящего Закона.

       Статья 9. Право потребителей на доступ к информации
                  в сфере защиты прав потребителей

      Право потребителя на доступ к информации в сфере защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения вопросов по основам потребительских знаний в государственные образовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информирования потребителя о его правах и необходимых действиях по защите этих прав.

       Статья 10. Право потребителей на получение информации
                   о товарах (работах, услугах), а также об их
                   продавцах (изготовителях, исполнителях)

      Потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товарах (работах, услугах), а также об их продавцах (изготовителях, исполнителях) в соответствии со статьей 23 настоящего Закона.

       Статья 11. Право потребителей на приобретение безопасных
                   товаров (работ, услуг)

      Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при установленных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вреда его имуществу. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги), являются обязательными и устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.
      Реализация товара (выполнение работы, оказание услуги), не соответствующего вышеуказанным требованиям, запрещается.

       Статья 12. Право потребителей на свободный выбор товара
                   (работы, услуги)

      Потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги) не изъятого из гражданского оборота или не ограниченного в обороте, надлежащего качества, в удобное для него время с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя).

       Статья 13. Право потребителей на надлежащее качество
                   товара (работы, услуги)

      1. Если в установленном законодательными актами порядке предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), потребитель имеет право на получение товара (работы, услуги), соответствующего этим требованиям.
      2. Потребитель имеет право на проверку качества, комплектности, веса (объема, количества), размеров приобретаемого товара (работы, услуги), на проведение в его присутствии проверки свойств или демонстрации правильного и безопасного использования товара, если это не исключено ввиду характера товара.
      3. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) потребитель имеет право на получение товара (работы, услуги), соответствующего предъявляемым требованиям и предусмотренного для целей, для которых товар (результат работы, услуга) такого рода используется.
      4. Если потребитель при заключении договора поставил в известность продавца (исполнителя) о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), он имеет право на получение товара (работы, услуги) надлежащего качества, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
      5. При продаже товара по образцу и (или) описанию потребитель имеет право на получение товара, который соответствует образцу и (или) описанию.

       Статья 14. Право потребителей на возмещение в полном
                   объеме убытков (вреда), причиненных вследствие
                   обнаружения недостатков товара (работы, услуги)

      1. Потребитель имеет право на возмещение вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), в полном объеме.
      2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие обнаружения недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потребителем независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (изготовителем, исполнителем) или нет.

       Статья 15. Право потребителя на предъявление претензии
                   к инициатору (организатору) игр по качеству
                   товара (работы), переданного (выполненной)
                   в виде выигрыша

      1. Потребитель имеет право на предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы), переданного (выполненной) в виде выигрыша.
      2. Инициатор (организатор) игр должен удовлетворить требования потребителя путем обращения к продавцу (изготовителю, исполнителю) по устранению недостатка товара (работ), если не докажет, что недостатки в товаре (работе) возникли после их передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения либо действий третьих лиц или непреодолимой силы.

       Статья 16. Право потребителей на государственную
                   защиту своих прав

      Государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы.

       Статья 17. Право потребителей на общественную защиту
                   своих прав и создание общественных объединений
                   потребителей

      Физические лица (потребители) вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об общественных объединениях.

       Статья 18. Право потребителей на судебную защиту

      Защита прав потребителей осуществляется судом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

       Статья 19. Обязанности потребителей

      Потребители обязаны:
      1) произвести оплату приобретаемого товара (работы, услуги);
      2) при возврате ему денежной суммы осуществить возврат товара продавцу.

Глава 4. Права и обязанности продавца (изготовителя,
исполнителя)

       Статья 20. Обязанности изготовителя (исполнителя)
                   по установлению гарантийного срока

      Изготовитель (исполнитель) должен устанавливать на товар (результат работы, услугу) гарантийный срок, если иное не определено законодательством, в течение которого в случае обнаружения недостатка товара (результата работы, услуги) изготовитель (исполнитель) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 35 и 38 настоящего Закона.

       Статья 21. Право изготовителя (исполнителя) по установлению
                   срока службы

      Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы товара, в течение которого товар может обеспечить потребителю его использование.

       Статья 22. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя)

      Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан:
      1) предоставить информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях, исполнителях на государственном и/или русском языках;
      2) обеспечить безопасность товаров (работ, услуг);
      3) обеспечить свободный выбор товаров (работ, услуг);
      4) обеспечить надлежащее качество товаров (работ, услуг);
      5) обеспечить обмен товаров как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
      6) возместить в полном объеме убытки (вред), причиненные потребителю вследствие обнаружения недостатков товара (работы, услуги);
      7) устанавливать срок годности, срок хранения товара (результата работы);
      8) не уменьшать гарантийные сроки, установленные изготовителем;
      9) иметь в наличии контрольно-кассовые машины с фискальной памятью в порядке и случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан;
      10) обеспечить наличие у физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) нагрудной карточки (бейджа) с указанием его фамилии, имени и отчества (если имеется);
      11) размещать в месте нахождения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью информацию на государственном и русском языках о необходимости получения потребителем контрольного чека и о его праве обратиться в налоговый орган в случае нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;
      12) указывать стоимость товаров, оформленную ярлыком цен, выставленных во внутренних и внешних витринах торгового объекта;
      13) указывать стоимость работ и услуг, оформленную в письменном виде.

       Статья 23. Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя)
                   по предоставлению информации о товарах
                   (работах, услугах)

      1. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
      1) наименование товара (работы, услуги);
      2) виды и особенности предлагаемых работ (услуг);
      3) в случае, если товар (работа, услуга) подлежит обязательному подтверждению соответствия, обозначение технического регламента, которому данный товар (работа, услуга) должен соответствовать;
      4) сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе, наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, об их количественном и (или) качественном изменении, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
      5) сведения о наличии в продуктах питания компонентов, состоящих из,/или полученных с применением генетически модифицированных организмов, в случае, если их содержание в таком компоненте составляет 0,9 (ноль целых девять десятых) и более процентов. При этом, слова "Данный продукт содержит генетически модифицированные организмы" должны указываться отдельно стоящим предложением, для упакованных продуктов - на ярлыке, для неупакованных продуктов при продаже конечным потребителям - на указателях о продукте;
      6) товарный знак изготовителя;
      7) страну происхождения товара;
      8) состав товара;
      9) цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);
      10) гарантийный срок;
      11) рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если это требуется из специфики товаров;
      12) дату изготовления и срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров (результатов работ), указание условий хранения товаров (результатов работ), если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров (результатов работ) либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (результаты работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению;
      13) наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) продавца (изготовителя, исполнителя) и место нахождения юридического лица (его филиала, представительства, иного подразделения) или индивидуального предпринимателя, уполномоченного продавцом (изготовителем) на принятие претензий от потребителя и производящего ремонт и техническое обслуживание товара (результата работы);
      14) указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);
      15) указание на использование фонограмм, аудиовизуальной записи при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений;
      16) величину массы (нетто), объем, количество или комплектность товара (работы, услуги) и специальный знак (где это предусмотрено нормативным документом, устанавливающим требования к качеству товара (работы, услуги);
      17) необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров (результатов работ, услуг) и иные сведения, которые в соответствии с законодательными актами в области безопасности продукции или соответствующими договорами обязательны для предоставления потребителю, в том числе, относящиеся к договору и соответствующей работе сведения по просьбе потребителя.
      Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. В случае приобретения такого товара сведения о наличии недостатка (недостатков) должны быть указаны в документе, подтверждающем факт покупки.
      2. Своевременно сообщать о товарах надлежащего качества, не подлежащих обмену.
      В целях обеспечения безопасности товаров для жизни и здоровья человека путем соблюдения санитарных и гигиенических норм не подлежат обмену следующие товары надлежащего качества: лекарственные средства, нижнее белье, белье для новорожденных и детей ясельного возраста, предметы женского туалета, чулочно-носочные изделия, парфюмерно-косметические товары, предметы личной гигиены, животные и растения.
      3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, на государственном и русском языках доводится до сведения потребителя в документации, прилагаемой к товарам (результатам работ, услуг), на потребительской таре, этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (результатов работ, услуг). Информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается непредоставленной, за исключением случаев, когда она была сообщена или передана на иностранном языке по желанию потребителя.
      Информация о наименовании, месте нахождения (юридическом адресе), идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) продавца или индивидуального предпринимателя должна быть вывешена в доступном месте на месте реализации товара (выполнения работ, оказания услуг).
      4. Пищевые продукты и другие товары, фасованные и упакованные в потребительскую тару не в месте их изготовления, кроме информации, указанной в пункте 2 настоящей статьи, должны содержать информацию о фасовщике и упаковщике (фамилия, имя и отчество (если есть), а также дате и времени фасовки и упаковки.
      5. При продаже товара (выполнении работы, оказании услуги) продавец (изготовитель, исполнитель) обязан выдать потребителю контрольный (кассовый) чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара (выполнения работы, оказания услуги).

       Статья 24. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя)
                   по предоставлению информации об изготовителе,
                   исполнителе

      1. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы, на государственном и/или русском языках. Продавец (изготовитель, исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
      Продавец (изготовитель, исполнитель), являющийся индивидуальным предпринимателем, должен также предоставить потребителю информацию о своей фамилии, имени, отчестве, а также о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его регистрацию как индивидуального предпринимателя.
      2. Если вид (виды) деятельности, осуществляемой продавцом (изготовителем, исполнителем), подлежит лицензированию или аккредитации, потребителю должна быть предоставлена информация о номере специального разрешения (лицензии) или аттестата, сроке его действия, государственном органе, выдавшем его, а также по требованию потребителя предоставлена возможность ознакомления с подлинником или нотариально заверенной копией специального разрешения (лицензии).
      3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителя также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).
      4. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, на государственном и русском языках доводится до сведения потребителя. Информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается непредоставленной, за исключением случаев, когда она была сообщена или передана на иностранном языке по желанию потребителя.

       Статья 25. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя)
                   по обеспечению безопасности товара
                   (работы, услуги)

      1. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан отвечать за безопасность товара (результата работы) в течение установленного срока хранения или срока годности товара (результата работы).
      2. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан информировать потребителя о возможном риске и об условиях безопасного использования товара (результата работы, услуги). При этом, если для безопасного использования товара (результата работы, услуги), его хранения, транспортировки или утилизации необходимо соблюдать специальные правила, то изготовитель (исполнитель) обязан указать их в документации, прилагаемой к товару (результату работы, услуги), на этикетке или иным доступным (известным) и понятным потребителю способом, позволяющим ему своевременно ознакомиться с этими правилами, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.
      3. Не допускается реализация товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия, в том числе импортного товара, без соответствующих сертификатов соответствия или декларации о соответствии требованиям технических регламентов и нормативных документов.
      4. Если при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения, транспортировки или утилизации товара он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, окружающей среде, продавец (изготовитель) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда. Если причины вреда устранить невозможно, продавец (изготовитель) обязан снять такой товар с производства (реализации) и своевременно информировать об этом соответствующие государственные органы, принять все необходимые меры по своевременному информированию потребителя через средства массовой информации о возможной опасности для его жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, изъятию товара из оборота и отзыву от потребителя.
      Информирование потребителя через средства массовой информации о товарах, представляющих опасность для его жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, осуществляется за счет средств продавца (изготовителя).
      5. При невыполнении продавцом (изготовителем) обязанностей, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, снятие товара с производства, изъятие его из оборота и отзыв от потребителя производятся по предписанию соответствующего государственного органа, а также по решению суда.
      Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара, подлежат возмещению продавцом (изготовителем) в полном объеме.

       Статья 26. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя)
                   по обеспечению потребителю свободного выбора
                   товаров (работ, услуг)

      1. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан обеспечить потребителю свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для потребителя время с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя). Запрещается принуждать потребителя приобретать товары и услуги ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента.
      2. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан оказывать содействие потребителю в свободном выборе товара (работы, услуги).
      3. Продавец при продаже товаров должен использовать средства измерений, допущенные к применению на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством в области обеспечения единства измерений.
      4. В случаях возникновения сомнения у потребителя в весе, количестве, длине и иных параметрах товара (работ) продавец (изготовитель) обязан предоставлять возможность самостоятельно проверить указанные характеристики при помощи контрольно-измерительных приборов.
      5. Установление каких-либо преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе товара (работы, услуги) не допускается, за исключением преимуществ или ограничений, предусмотренных законодательством в сфере социального обеспечения.

       Статья 27. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя)
                   по обеспечению надлежащего качества товаров
                   (работ, услуг)

      1.Если договором предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (изготовитель, исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
      2. Продавец (исполнитель) обязан продемонстрировать работоспособность товара и передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует предоставленной информации о товаре (работе, услуге) и условиям договора, а также по требованию потребителя предоставить ему необходимые контрольные средства измерений, предусмотренные правилами внутренней торговли, с действующими сертификатами и (или) оттисками клейм, подтверждающими пригодность этих средств к применению, документы, подтверждающие качество и безопасность товара (результата работы, услуги), его комплектность.
      3. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (изготовитель, исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий установленным требованиям и пригодный для целей, для которых товар (результат работы, услуга) такого рода используется.
      4. Если продавец (изготовитель, исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (изготовитель, исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) надлежащего качества, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
      5. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

       Статья 28. Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя)
                   по обеспечению обмена или возврата товаров
                   надлежащего качества

      1. Обмен или возврат товара надлежащего качества производится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или контрольный (кассовый) чек, или иное доказательство, подтверждающее факт приобретения товара, выданное потребителю вместе с проданным товаром в течение четырнадцати календарных дней, если более длительный срок не объявлен продавцом, со дня приобретения товара, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 23 настоящего Закона.
      Местом обмена или возврата является место покупки товара или иное место по договоренности продавца (изготовителя) и покупателя.
      2. В случае, если товарный или контрольный (кассовый) чек были утеряны или по каким-либо причинам не выданы потребителю, то обмен или возврат товара должен быть произведен, если покупатель докажет факт приобретения покупки у данного продавца.
      В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже в момент обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы либо обменять товар на аналогичный при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить потребителю, потребовавшему обмена товара, о его поступлении в продажу.

       Статья 29. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя)
                   по возмещению потребителю в полном объеме убытков
                   (вреда), причиненных вследствие недостатков товара
                   (работы, услуги)

      1. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), также в течение тридцати дней со дня подачи требования должен дать ответ потребителю о возмещении вреда.
      2. Вред, вызванный недостатками товара (работы, услуги) и нарушением норм безопасности товара (работы, услуги), подлежит возмещению, если он причинен в течение установленных сроков годности (службы) товара (работы, услуги), а если срок годности (службы) не установлен - в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги).
      Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара.
      Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуг, подлежит возмещению их исполнителем.
      3. Продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную гражданским законодательством, за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.
      4. Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности, при предъявлении доказательств, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

       Статья 30. Обязанности изготовителя (исполнителя)
                   по установлению срока годности и срока хранения
                   товара (результата работы)

      1. На пищевые продукты, парфюмерно-косметические товары, медикаменты и иные подобные товары (результаты работ), потребительские свойства которых со временем могут ухудшаться, изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности и (или) срок хранения, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере безопасности продукции.
      2. Товары (результаты работ), на которые установлен срок годности и (или) срок хранения, продавец (изготовитель, исполнитель) обязан передать потребителю с таким расчетом, чтобы они могли быть использованы по назначению до истечения срока годности и (или) срока хранения.
      3. Срок годности товара исчисляются с момента изготовления товара (результата работы). Если момент изготовления и момент готовности к использованию не совпадают, срок годности его начинает действовать с момента готовности к использованию, о чем потребитель должен быть проинформирован. Реализация товара (результата работы) по истечении установленного срока годности и (или) срока хранения, а также товара (результата работы), на который должен быть установлен срок годности и (или) срок хранения, но он не установлен, запрещается.

       Статья 31. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя)
                   иметь в наличии контрольный (кассовый) аппарат
                   с фискальной памятью и нагрудной карточки

      1. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан применять контрольно-кассовую машину с фискальной памятью в порядке и случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.
      Продавец (изготовитель, исполнитель) размещает в месте нахождения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью информацию на государственном и русском языках о необходимости получения потребителем контрольного (кассового) чека и его праве обратиться в налоговый орган в случае нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью.
      2. Продавец обеспечивает наличие у физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), нагрудной карточки (бейджа) с указанием его фамилии, имени и отчества (если имеется) и фотографией.

Глава 5. Ответственность сторон

       Статья 32. Гражданско-правовая ответственность продавца
                   (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав
                   потребителя

      1. За нарушение прав потребителя продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
      2. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме.
      3. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств.
      4. Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, при представлении доказательств, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, исключающим ответственность и предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан.

       Статья 33. Ответственность за предоставление недостоверной
                   или неполной информации

      1. Если предоставление недостоверной или неполной информации о товаре (работе, услуге), а также продавце (изготовителе, исполнителе) повлекло:
      приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;
      невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления в течение 3 дней со дня приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;
      причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, - он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования, предусмотренные статьями 35 и 38 настоящего Закона, а также потребовать возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся во владении потребителя на праве собственности, либо по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Республики Казахстан либо договором.
      2. Отсутствие достоверной информации о товаре (работе, услуге) влечет приостановление реализации такого товара (работы, услуги) до ее предоставления по предписанию соответствующих уполномоченных государственных органов.

       Статья 34. Недействительность условий договора, ущемляющих
                   права потребителей

      1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правами, установленными настоящим Законом и иными законодательными актами в сфере защиты прав потребителей, признаются недействительными.
      Если в результате применения условий договора, ущемляющих права потребителя, возникли убытки, то они подлежат возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем) в полном объеме, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное.
      2. При приобретении одних товаров (выполнения работ, оказания услуг) запрещается устанавливать требования обязательного приобретения других товаров (выполнения работ, оказания услуг).
      3. Продавец (исполнитель) не вправе навязывать потребителю дополнительные услуги, предоставляемые на платной основе.

       Статья 35. Защита прав потребителей в случае продажи
                   товара ненадлежащего качества

      1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
      1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом;
      2) соразмерного уменьшения покупной цены;
      3) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
      4) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
      5) расторжения договора и возврата уплаченной за товар суммы с возмещением убытков.
      При выборе потребителем требований, отраженных в подпунктах 1)-4), у него есть право на возмещение причиненных убытков.
      2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, потребитель вправе предъявить по месту покупки товара.
      Продавец (изготовитель) обязан удовлетворить требования потребителя, если не докажет, что недостатки в товаре возникли после их передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения либо действий третьих лиц или непреодолимой силы. При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
      3. Потребитель вправе предъявить требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей.
      Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков товара в течение гарантийного срока.
      Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки в проданном товаре были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, если более длительные сроки не установлены договором.
      В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
      Гарантийный срок товара начинает действовать с момента передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором.
      В случае, когда на комплектующие изделия в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования о недостатках комплектующего изделия при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие.
      Если на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования о недостатках товара, если недостатки в комплектующем изделии обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие.
      При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок исчисляется со дня доставки товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или в сборке, - со дня его установки (подключения) или сборки. Если потребитель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца гарантийный срок не исчисляется до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки (подключения) или сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, этот срок исчисляется со дня заключения договора купли-продажи.
      4. Сроки, указанные в пункте 3 настоящей статьи исчисляются со дня его продажи потребителю.
      5. В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования о недостатках товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.
      Срок годности товара исчисляется со дня его изготовления.
      6. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены продавцом (изготовителем) в разумный срок с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором.
      В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не использовался. Указанное время исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков до момента исполнения требования потребителя.
      7. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявлении им требования о его замене продавец (изготовитель) обязан заменить его немедленно, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом (изготовителем) - в течение тридцати календарных дней с момента предъявления соответствующего требования.
      При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю.
      8. За просрочку выполнения требований потребителя, указанных в пунктах 1, 5 и 6 настоящей статьи, продавец (изготовитель) допустивший такие нарушения, выплачивает потребителю неустойку в размере одного процента от стоимости товара (работы, услуги), за каждый день просрочки.
      9. При замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет цены не производится.
      При расторжении договора расчеты с потребителем производятся в случае повышения цены на товар, исходя из его цены на момент расторжения договора, а в случае снижения цены - исходя из цены товара на момент покупки.
      При замене товара с недостатками на товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен заплатить разницу  в ценах. В случае отказа потребителя от доплаты стороны расторгают договор и потребителю возвращается цена за купленный товар. В случае, когда цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах оплачивается потребителю. В указанных расчетах в случае повышения цены товара, подлежащего замене, применяется его цена на момент предъявления требования, в случае понижения цены - на момент покупки.
      10. Доставка товаров не надлежащего качества осуществляется за счет продавца.
      11. Форма оплаты приобретаемых товаров (наличными или в безналичном порядке) определяется по соглашению между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем).

Глава 6. Выполнение работы (оказание услуги)

       Статья 36. Заключение договора на выполнение работы
                   и оказание услуги

      Исполнитель обязан заключить с потребителем договор на выполнение работ или оказание услуг, он должен организовать свою производственную или иную хозяйственную деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворялись надлежащим образом и бесперебойно. Исполнитель обязан возместить потребителю убытки, причиненные в результате необоснованного отказа в заключении договора на выполнение работ или оказание услуг.

       Статья 37. Сроки выполнения работы (оказания услуги)

      1. Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный договором о выполнении работ (оказании услуг), если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
      2. Срок исполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом времени), к которой работа (услуга) должна быть выполнена (оказана), а также датой (периодом времени), когда исполнитель должен приступить к ее выполнению (оказанию).
      В случае, если работа (услуга) выполняется (оказывается) по частям (доставка периодической печати, техническое обслуживание) в течение срока действия договора, должны предусматриваться частные сроки (периоды) выполнения работ (оказания услуг).
      3. Если исполнитель своевременно не приступил к выполнению работы (оказанию услуги) или если во время ее исполнения (оказания) будет очевидным, что она не будет выполнена (оказана) в срок, а также в случае просрочки выполнения работы (оказания услуги) потребитель вправе по своему выбору:
      назначить исполнителю новый срок, в течение которого он должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и (или) ее выполнить (оказать);
      поручить выполнение работы (оказание услуги) другому лицу за счет исполнителя;
      потребовать уменьшения вознаграждения за работу (услугу);
      расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
      Требования потребителя, установленные данным пунктом, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что просрочка выполнения работы (оказания услуги) произошла вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
      4. Назначенные потребителем новые сроки, в течение которых исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и ее закончить, указываются в договоре или в ином документе, подписываемом сторонами.
      В случае просрочки назначенных новых сроков свыше одного месяца потребитель вправе предъявить иные требования, установленные пунктом 3 настоящей статьи.
      5. При расторжении договора в случае, если исполнитель своевременно не приступил к выполнению работы (оказанию услуги) или выполняет (оказывает) ее неторопливо, что исполнение к сроку становится невозможным, исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу).

       Статья 38. Права потребителя при обнаружении недостатков
                   в выполненной работе (оказанной услуге)

      Потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) вправе по своему выбору потребовать:
      1) безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге);
      2) соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу (оказанную услугу);
      3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества, или повторного выполнения работы, или возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими средствами или третьим лицом.
      2. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) не были устранены исполнителем.
      3. Требования, установленные пунктом 2 настоящей статьи, могут быть предъявлены в случае обнаружения недостатков при принятии работы (услуги) или в ходе ее выполнения (оказания), а в случае невозможности обнаружения недостатков при принятии работы (услуги) в течение гарантийного срока, в случае обнаружения скрытых недостатков - одного года, в отношении работ, связанных со зданиями и сооружениями, а также независимо от вида работ - в отношении недостатков, которые были умышленно скрыты исполнителем, - три года со дня приемки работ.
      4. Недостатки работы (услуги), обнаруженные в ходе ее выполнения, должны быть устранены в срок, предусмотренный договором на выполнение работы (услуги). Недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены в разумный срок с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором (соглашением сторон), при принятии работы (услуги).
      Назначенный потребителем или согласованный сторонами срок устранения недостатков фиксируется в договоре либо ином документе, подписываемом сторонами.
      5. За нарушение сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги), а также за нарушение сроков устранения недостатков работы (услуги) исполнитель обязан уплатить неустойку в размере одного процента от стоимости работы (услуги) или предусмотренную договором, за каждый день просрочки.

       Статья 39. Смета на выполнение работы (оказание услуги)

      1. На выполнение работ (оказание услуг), предусмотренных договором, может быть составлена твердая или приблизительная смета.
      Составление сметы обязательно, если на этом настаивает потребитель или исполнитель.
      2. Исполнитель не вправе требовать оплаты работы и дополнительных расходов, не включенных в твердую смету, если потребитель не дал согласия на их производство или не поручил исполнителю выполнение таких работ.
      Если возникла необходимость превысить приблизительную смету, исполнитель обязан немедленно предупредить об этом потребителя. В этом случае потребитель вправе отказаться от договора, возместив исполнителю понесенные им расходы, приходящиеся на выполненную работу, согласно первоначально определенной смете.
      Если исполнитель не предупредил потребителя о превышении приблизительной сметы, он обязан выполнить работу, не требуя возмещения сверхсметных расходов.

       Статья 40. Выполнение работы из материала исполнителя

      1. Исполнитель обязан выполнить работу, определенную договором, из своего материала и своими средствами, если потребитель не требует выполнения работы из своего материала.
      Исполнитель, выполняющий работу из своего материала, несет ответственность за его надлежащее качество.
      При предоставлении материала/сырья заказчиком (потребителем) исполнитель должен осмотреть его и в случае наличии недостатка или непригодности материала/сырья предупреждает об этом заказчика (потребителя).
      2. Материал исполнителя оплачивается потребителем при заключении договора полностью или в размере, указанном в договоре, с окончательным расчетом при получении потребителем выполненной исполнителем работы, если иной порядок расчетов за материалы исполнителя не предусмотрен соглашением сторон.
      В случаях, предусмотренных договором, материал может быть предоставлен исполнителем в кредит. Последующее изменение цены предоставленного в кредит материала не влечет за собой перерасчета.

       Статья 41. Выполнение работы из материала потребителя

      1. Если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи), правильное его использование.
      2. Исполнитель обязан:
      1) предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного им материала (вещи);
      2) предоставить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.
      3. Исполнитель отвечает за утрату и повреждение принятого от потребителя материала (вещи) в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
      Стоимость материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется потребителем в договоре или ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение.
      4. Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого от потребителя, если потребитель был предупрежден исполнителем о его особых свойствах, которые могут повлечь его утрату (повреждение). Незнание исполнителем указанных свойств не освобождает его от ответственности.
      5. Исполнитель обязан своевременно предупредить потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от последнего, повлечет за собой изменение срока годности и качества выполняемой работы и оказываемой услуги.
      Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение исполнителя, в соразмерный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не устранит иных обстоятельств, влекущих изменение срока годности и прочности (качества) работы (оказания услуги), исполнитель вправе расторгнуть договор и взыскать причиненные убытки.

       Статья 42. Оплата за выполнение работы (оказание услуги)

      Форма оплаты (наличными или в безналичном порядке) выполненной работы (оказанной услуги) определяется по соглашению между потребителем и исполнителем, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
      Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем работу (оказанную услугу) по сдаче всего ее объема, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан или договором.

Глава 7. Общественные объединения потребителей

       Статья 43. Общественные объединения потребителей

      1. Общественные объединения потребителей осуществляют деятельность, направленную на реализацию и защиту прав потребителей, в соответствии с законодательством Республики Казахстан об общественных объединениях.
      2. Общественные объединения потребителей могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) общественных объединений потребителей в соответствии с законодательством Республики Казахстан об общественных объединениях.

       Статья 44. Права и обязанности общественных объединений
                   потребителей, ассоциаций (союзов)

      1. Общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) вправе:
      1) вносить предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей;
      2) участвовать в качестве независимых экспертов при проведении проверок, связанных с установлением фактов нарушения прав потребителей, инициируемых государственными органами;
      3) обращаться в государственные органы в целях содействия в рассмотрении факта нарушения прав потребителей, в том числе, инициировать проверки с привлечением соответствующих государственных органов в случае установления нарушений прав потребителей;
      4) изучать потребительские свойства товаров, спрос на них, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых товаров (работ, услуг);
      5) осуществлять прием жалоб;
      6) обращаться в государственные органы с целью оценки качества товаров и услуг в случае поступления жалобы потребителя;
      7) представлять интересы потребителей в государственных органах, а также иных общественных объединениях в порядке, определяемом законодательными актами Республики Казахстан;
      8) предъявлять иски в судебные органы в интересах потребителей;
      9) обращаться в суд в интересах неопределенного круга потребителей;
      10) исследовать и распространять информацию по проблемам и правам потребителей в средствах массовой информации;
      11) реализовать социальные программы, проекты, а также отдельные мероприятия, направленные на решение социальных задач, по вопросам защиты прав потребителей на основе государственных социальных заказов.
      2. Общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) обязаны:
      1) соблюдать законодательство Республики Казахстан;
      2) обеспечить своим членам возможность ознакомиться с документами и решениями, затрагивающими их права и интересы.

Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства
Республики Казахстан о защите прав потребителей

       Статья 45. Ответственность за нарушение законодательства
                   Республики Казахстан о защите прав потребителей

      Нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей влечет ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.

Глава 9. Заключительные положения

       Статья 45. Заключительные положения

      1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 июля 2009 года.
      2. Признать утратившим силу Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 5 июня 1991 года № 640-XII "О защите прав потребителей" (Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1991 г. № 23, ст. 267).

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.