Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменения и дополнений в Закон Республики Казахстан "О пожарной безопасности" по созданию системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности в Республике Казахстан".
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Проект
Закон Республики Казахстан
"О внесении изменения и дополнений в Закон Республики Казахстан
"О пожарной безопасности" по созданию системы независимой
оценки рисков в области пожарной безопасности в Республике
Казахстан"
Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 22 ноября 1996 года "О пожарной безопасности" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 18, ст. 368; 1998 г., № 23, ст. 416; 1999 г., № 20, ст. 728; № 23, ст. 931; 2000 г., № 6, ст. 142; 2002 г., № 17, ст. 155; 2003 г., № 14, ст. 112; № 24, ст. 177; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 3, ст. 22; № 24, ст. 148; 2007 г., № 2, ст. 18; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 20, ст. 152; 2008 г., № 6-7, ст.27, Закон Республики Казахстан от 17 июля 2009 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" 24 июля 2009 г. и "Казахстанская правда" 23 июля 2009 г.) следующее изменение и дополнения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) объект с массовым пребыванием людей - объект культурно- зрелищного, развлекательного, спортивного, торгового назначения, рассчитанный на одновременное пребывание 100 и более человек, а также лечебные учреждения, организации образования, рассчитанные на одновременное пребывание 25 и более человек;
2) аккредитация - официальное признание уполномоченным органом в области пожарной безопасности правомочий юридического лица выполнять работы по проведению независимой оценке рисков в области пожарной безопасности;
3) аттестат аккредитации - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области пожарной безопасности, удостоверяющий право юридического лица выполнять работы по проведению независимой оценке рисков в области пожарной безопасности;
4) добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров;
5) селитебная территория - часть территории населенного пункта, которая предназначена для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов;
6) объект - имущество физических или юридических лиц, государственное имущество, в том числе здания, сооружения, строения, технологические установки, оборудование, агрегаты и иное имущество, к которому установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;
7) пожар - неконтролируемое горение, причиняющее вред жизни и здоровью, материальный ущерб людям, интересам общества и государства;
8) добровольные противопожарные формирования - форма участия граждан в организации предупреждения и тушения пожаров в населенных пунктах и организациях;
9) противопожарная служба - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств органов государственной противопожарной службы в областях (городе республиканского значения, столице), городах областного значения, районах, в том числе негосударственных противопожарных служб, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
10) противопожарный режим - установленные правила поведения граждан, порядок организации производственной и хозяйственной деятельности, условия содержания сооружений, зданий, помещений (территорий), производственного и специального оборудования, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;
11) первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров - боевые действия по спасению и эвакуации людей, имущества, собственности, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
12) пожарная безопасность - состояние защищенности людей, имущества, собственности, общества и государства от пожаров;
13) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Республики Казахстан;
14) нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение норм, правил и инструкций по обеспечению пожарной безопасности, установленных в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
15) независимая оценка рисков в области пожарной безопасности - предпринимательская деятельность по установлению соответствия объектов требованиям пожарной безопасности;
16) участники независимой оценки рисков в области пожарной безопасности - уполномоченный орган в области пожарной безопасности, организации, в отношении которых проводится независимая оценка рисков, экспертные организации;
17) государственный контроль в области пожарной безопасности - деятельность уполномоченного органа в пределах его компетенции, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан в области пожарной безопасности;
18) уполномоченный орган в области пожарной безопасности (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование и контроль в области пожарной безопасности.
19) меры пожарной безопасности - действия по выполнению требований пожарной безопасности;
20) пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;
21) экспертная организация - организация, аккредитованная, в установленном порядке на осуществление деятельности по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности;
22) объект жизнеобеспечения - организации здравоохранения, телекоммуникаций, связи, газо-, энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, прекращение (приостановка) эксплуатации которых влечет за собой нарушение деятельности социальной и инженерной инфраструктур населенных пунктов и территорий.";
2) статью 5 дополнить абзацем следующего содержания:
"- утверждает порядок независимой оценки рисков в области пожарной безопасности.";
3) статью 6 дополнить подпунктами 17), 18) следующего содержания:
"17) проводит аккредитацию организаций;
18) ведет реестр участников независимой оценки рисков в области пожарной безопасности.";
4) статью 18 дополнить абзацем следующего содержания:
"- независимая оценка рисков в области пожарной безопасности.";
5) дополнить главой 5-1 следующего содержания:
"Глава 5-1. Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности
Статья 25-1 Проведение независимой оценки рисков в области
пожарной безопасности
Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности проводится на основании договора, заключаемого между собственником объекта и экспертной организацией.
Экспертная организация не вправе осуществлять иную предпринимательскую деятельность, выполнять другие работы и (или) оказывать услуги в области пожарной безопасности, а также не может проводить независимую оценку рисков в области пожарной безопасности на объекте, принадлежащим ей на праве собственности.
Экспертная организация несет ответственность в гражданском порядке за причинение имущественного вреда объекту, вследствие недобросовестно или некачественно проведенной независимой оценки риска.
Независимая оценка риска в области пожарной безопасности включает следующие мероприятия:
1) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта, а также уровень подготовки персонала;
2) обследование объекта для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта, выявления возможности возникновения и развития пожара, воздействия на людей опасных факторов пожара, а также для определения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;
3) проведение расчетов по оценке рисков в области пожарной безопасности с применением порядка, утвержденного Правительством Республики Казахстан;
4) подготовку вывода о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности.
Результаты проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности оформляются в виде заключения.
В течение пяти рабочих дней после вынесения заключения экспертная организация направляет копию заключения в территориальный орган уполномоченного органа.
Срок действия заключения составляет три года.
Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности не проводится на объектах государственной собственности, объектах с массовым пребыванием людей и жизнеобеспечения.
Плановые проверки по государственному контролю за выполнением требований пожарной безопасности объектов на которых проведена независимая оценка рисков осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан "О частном предпринимательстве".
Результаты независимой оценки рисков являются одним из оснований распределения объектов по степени риска.
Статья 25-2 Аккредитация организаций по независимой оценке
рисков в области пожарной безопасности
Аккредитация организаций по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности осуществляется уполномоченным органом.
Экспертными организациями могут быть организации, имеющие в своем штате не менее трех специалистов, имеющих высшее специальное пожарно-техническое образование, или иное высшее техническое образование со стажем работы в государственной и (или) негосударственной противопожарных службах не менее пяти лет, прошедших специальные курсы обучения.
Специальные курсы обучения специалистов для экспертных организаций проводятся в специализированных учебных организациях, требования к которым, условия и порядок прохождения специальных курсов обучения определяются уполномоченным органом.
Для аккредитации организация представляет следующие документы:
1) заявление;
2) нотариально засвидетельствованную копию устава организации;
3) копию свидетельства о государственной регистрации организации в качестве юридического лица;
4) нотариально заверенные копии документов специалистов организации об образовании, о стаже работы в государственной и (или) негосударственной противопожарных службах, а также прохождения ими специального курса обучения;
5) сведения о помещении, оборудовании, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании.
Для рассмотрения материалов об аккредитации и принятия решения по ним создается постоянно действующая комиссия, состав и порядок деятельности которой определяется руководителем уполномоченного органа.
Рассмотрение материалов об аккредитации осуществляется комиссией в течение тридцати рабочих дней, исчисляемых с момента поступления материалов в уполномоченный орган.
В случае принятия положительного решения уполномоченным органом выдается аттестат аккредитации.
В аккредитации может быть отказано по следующим основаниям:
1) не представление всех документов, указанных в настоящей статье. При устранении заявителем указанных препятствий, материалы рассматриваются на общих основаниях;
2) несоответствие работников организации требованиям по образованию и (или) профессиональному опыту.
При отказе в аккредитации заявителю в течение пяти рабочих дней направляется мотивированный письменный ответ с указанием причин такого отказа.
Заявители при возникновении споров по вопросам аккредитации вправе обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Аттестаты аккредитации, выданные уполномоченным органом, действительны на всей территории Республики Казахстан и имеют срок действия пять лет.
Срок действия аттестата аккредитации исчисляется с момента принятия решения об аккредитации.
По истечении сроков действия аттестата аккредитации организацией для повторной аккредитации предоставляются документы, предусмотренные в настоящей статье.
В аттестате аккредитации указываются:
1) наименование, организационно-правовая форма, место нахождения организации;
2) регистрационный номер аттестата аккредитации;
3) дата регистрации аттестата аккредитации в реестре экспертных организаций;
4) срок действия аттестата аккредитации.
Бланки аттестата аккредитации являются документами строгой отчетности, имеют защиту и номер.
Аттестат аккредитации выдается в единственном экземпляре, передача аттестата аккредитации другим юридическим лицам запрещена.
Утерянные, испорченные аттестаты аккредитации считаются недействительными со дня подачи субъектом аккредитации письменного заявления (с приложением документов, подтверждающих факт утери, порчи аттестата аккредитации) уполномоченному органу.
Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликата аттестата аккредитации.
Отзыв аккредитации экспертных организаций проводится уполномоченным органом в судебном порядке в случаях:
1) предоставления заведомо ложного заключения по результатам проведения независимой оценки риска в области пожарной безопасности, содержащего недостоверную информацию о соответствии (несоответствии) деятельности объекта требованиям пожарной безопасности;
2) несвоевременного предоставления копии заключения проведенной независимой оценки в территориальный орган уполномоченного органа в области пожарной безопасности, за исключением случаев возникновения объективных обстоятельств, связанных с невозможностью предоставления копии заключения в установленный срок.
В случае прекращения действия либо отзыва аттестата аккредитации, а также прекращения деятельности организация обязана в десятидневный срок возвратить аттестат аккредитации в уполномоченный орган.".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан