Сноска. Проект Закона отозван из Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 18.10.2011 № 1189.
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об использовании атомной энергии".
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Закон Республики Казахстан "Об использовании атомной энергии"
Настоящий Закон определяет правовую основу и принципы регулирования общественных отношений в сфере использования атомной энергии в целях защиты здоровья и жизни людей, их имущества, охраны окружающей среды и направлен на обеспечение режима нераспространения ядерного оружия, ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности при использовании атомной энергии.
Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) уровень изъятия - числовое значение физической величины, при котором или ниже значения которого объекты использования атомной энергии исключаются из-под контроля;
2) объекты использования атомной энергии - источники ионизирующего излучения, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо, радиационные установки, электрофизические установки, ядерные установки, транспортные упаковочные комплекты и ядерные материалы;
3) обращение с объектами использования атомной энергии - совокупность ручных и (или) автоматизированных операций, действий с объектами использования атомной энергии при их изготовлении, использовании, эксплуатации, хранении, захоронении или утилизации;
4) эксплуатация объектов использования атомной энергии - административная, хозяйственная и инженерно-техническая деятельность, осуществляемая физическим лицом или эксплуатирующей организацией на основании имеющейся лицензии, по целевому использованию объектов использования атомной энергии;
5) государственный контроль в сфере использования атомной энергии - деятельность уполномоченного органа в пределах его компетенции, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан в сфере использования атомной энергии;
6) государственный надзор в сфере использования атомной энергии - деятельность уполномоченного органа в пределах его компетенции, направленная на обеспечение ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности путем проведения оценки безопасности объектов использования атомной энергии;
7) источники ионизирующего излучения - радиоактивные вещества, аппараты или устройства, содержащие радиоактивные вещества, а также электрофизические аппараты или устройства, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение;
8) транспортный упаковочный комплект - совокупность элементов, необходимых для полного размещения и удержания радиоактивного содержимого при перевозке;
9) хранилище для захоронения - специальная ядерная или радиационная установка, предназначенная для захоронения отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов при условиях, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность;
10) закрытие хранилища для захоронения - документально оформленный комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий в конце срока эксплуатации хранилища для захоронения по его укрытию, засыпке и (или) герметизации, завершению и прекращению деятельности в любых связанных структурах;
11) выбор площадки для установки - деятельность по определению площадки размещения и определению основ проекта ядерной, радиационной или электрофизической установки на основе требований по безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами и техническими документами уполномоченного органа;
12) ввод установки в эксплуатацию - документально оформляемая деятельность по приведению в рабочее состояние компонентов и систем ядерной, радиационной или электрофизической установки после окончания ее строительства и проведения необходимых испытаний;
13) вывод установки из эксплуатации - документально оформляемая деятельность по прекращению эксплуатации ядерной, радиационной или электрофизической установки и ее освобождению из-под контроля с обеспечением конечного состояния установки и площадки ее размещения, соответствующим требованиям по безопасности;
14) постутилизация объекта - комплекс работ по демонтажу и сносу капитальных строений (здания, сооружения, комплексы) после прекращения их эксплуатации (пользования, применения) с одновременным восстановлением и вторичным использованием регенерируемых элементов (конструкций, материалов, оборудования), а также переработкой не подлежащих регенерации элементов и отходов;
15) этапы жизненного цикла - этапы выбора площадки размещения, проектирования и конструирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации ядерной, радиационной, электрофизической установки или закрытия хранилища для захоронения;
16) эксплуатирующая организация - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по целевому использованию объекта использования атомной энергии, на основании имеющейся лицензии;
17) отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в ядерном реакторе и окончательно удаленное из него;
18) захоронение отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов - размещение отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов в хранилище для захоронения без намерения их изъятия;
19) радиоактивные вещества - любой материал природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии, содержащий радионуклиды, концентрация, удельная или суммарная (полная) активность которых превышают уровень изъятия;
20) радиоактивные отходы - радиоактивные вещества, ядерные материалы или радионуклидные источники, дальнейшее использование которых не предусматривается;
21) радиационная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, при котором ограничивается радиационное воздействие на физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или работников эксплуатирующей организации, население и окружающую среду в соответствии с установленными нормами;
22) категория радиационной опасности - характеристика объекта использования атомной энергии по степени его радиационной опасности для населения и (или) окружающей среды при обращении или в условиях эксплуатации или возможной аварии;
23) радиационная установка - специальная, не являющаяся ядерной, установка, включая относящиеся к ней здания, сооружения и оборудование, на которой осуществляется обращение с радиоактивными веществами;
24) радиационный риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде в результате облучения, с учетом тяжести его последствий;
25) радионуклидный источник - источник ионизирующего излучения, содержащий радиоактивные вещества, специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом какого-либо вида деятельности;
26) пункт хранения - специальная ядерная или радиационная установка, предназначенная для хранения ядерных материалов, ядерного топлива, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, радиоактивных отходов;
27) ненадлежащее использование - обращение с объектами использования атомной энергии с нарушением законодательства Республики Казахстан в сфере использования атомной энергии;
28) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере использования атомной энергии;
29) физическая защита - единая система организационных и технических мер по предотвращению несанкционированного доступа лиц к объекту использования атомной энергии;
30) электрофизическая установка - специальная установка, генерирующая или способная генерировать ионизирующее излучение, включая все относящиеся к ней здания, сооружения и оборудование;
31) обеспечение ядерной и радиационной безопасности - комплекс проектных, технических и организационных мер, направленных на предотвращение ядерных и радиационных аварий, и исключению радиационного риска для физического лица, осуществляющего эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или работников эксплуатирующей организации, населения и окружающей среды;
32) перевозка ядерных материалов и радиоактивных веществ - перемещение ядерных материалов и радиоактивных веществ, ядерного топлива с помощью специально для этого оборудованного транспортного средства любого вида;
33) ядерная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, при котором, с определенной вероятностью, обеспечивается невозможность ядерной аварии;
34) ядерная установка - специальная установка, включая относящиеся к ней здания, сооружения и оборудование, на которой осуществляется обращение с ядерными материалами;
35) ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) радионуклиды;
36) хранение ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, радиоактивных отходов - временное размещение в пунктах хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, радиоактивных отходов, предполагающее возможность их извлечения для дальнейшего обращения с ними;
37) проектирование ядерных, радиационных, электрофизических установок - деятельность по разработке архитектурной, строительной, конструкторской документации, включая чертежи, графические и текстовые материалы, инженерные, экономические, сметные расчеты, вспомогательные расчеты, технические условия для объекта использования атомной энергии или его компонентов;
38) ядерная физическая безопасность - состояние единой системы организационных и технических мер, направленных на предотвращение, обнаружение и (или) реагирование на факт хищения, диверсии, несанкционированного доступа, незаконную передачу, обращение или другие противоправные действия в отношении объектов использования атомной энергии и (или) эксплуатирующей организации;
39) ядерный экспорт (импорт) - вывоз с таможенной территории Республики Казахстан (ввоз на таможенную территорию Республики Казахстан) ядерных материалов, специальных неядерных материалов, оборудования, установок, технологий, применяемых при производстве ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, продукции, оборудования и соответствующих технологий двойного применения, работ и услуг, связанных с их производством.
Статья 2. Законодательство в сфере использования атомной
энергии
1. Законодательство Республики Казахстан в сфере использования атомной энергии основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2. Государственное регулирование в сфере
использования атомной энергии
Статья 3. Государственное регулирование в сфере
использования атомной энергии
1. В сфере использования атомной энергии государственное регулирование применяется в отношении:
1) объектов использования атомной энергии выше уровней изъятия;
2) технологических процессов, связанных с изготовлением, обращением, монтажом, наладкой, эксплуатацией оборудования, относящихся к объектам использования атомной энергии, обработкой, переработкой, дезактивацией, постутилизацией объектов использования атомной энергии, рекультивацией территорий, имеющих радиационное загрязнение;
3) процессов перевозки ядерных материалов и радиоактивных веществ, ядерного топлива, радионуклидных источников, радиоактивных отходов;
4) процессов осуществления деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных взрывов;
5) процессов экспертизы радиационной и ядерной безопасности;
6) процессов подготовки и аттестации работников эксплуатирующей организации, отвечающей за безопасность деятельности при использовании атомной энергии, а также физических лиц, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии.
2. Объекты в сфере использования атомной энергии являются объектами особого регулирования и градостроительной регламентации.
Статья 4. Задачи и принципы государственного
регулирования в сфере использовании атомной
энергии
1. Задачами государственного регулирования в сфере использования атомной энергии являются обеспечение охраны окружающей среды, эффективная защита здоровья населения, поддержание уровня безопасности, режима нераспространения ядерного оружия при использовании атомной энергии, совершенствование отношений, возникающих при использовании атомной энергии.
2. Государственное регулирование при осуществлении деятельности, связанной с использованием атомной энергии, основывается на принципах:
1) обязательности государственного регулирования безопасности в сфере использования атомной энергии;
2) приоритетности обеспечения безопасности над другими аспектами использования атомной энергии;
3) обязательности и непрерывности контроля за обеспечением безопасности объекта использования атомной энергии;
4) доступности, объективности и своевременности информации о состоянии безопасности и воздействии объектов использования атомной энергии на население и окружающую среду;
5) обеспечения социальной защиты физических лиц, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии, работников эксплуатирующей организации, а также населения, проживающего и (или) осуществляющего трудовую деятельность в районах расположения установок;
6) обеспечения экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья населения;
7) полного возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием объектов использования атомной энергии здоровью, жизни и имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде;
8) недопустимости сверхнормативного радиационного или иного воздействия на окружающую среду;
9) участия физических и юридических лиц в обсуждении и принятии концепций, программ развития отрасли атомной энергетики, проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере использования атомной энергии;
10) недопустимости захоронения радиоактивных отходов других государств на территории Республики Казахстан.
3. На территории Республики Казахстан всякая деятельность физических и юридических лиц по использованию атомной энергии в целях разработки, создания, производства, испытания, хранения или распространения ядерного оружия запрещается.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает государственную политику развития атомной энергетики и промышленности, прикладных технологий, фундаментальной и прикладной науки в сфере использования атомной энергии;
2) утверждает программы развития атомной энергетики и промышленности и осуществляет контроль их выполнения;
3) утверждает технические регламенты в сфере использования атомной энергии;
4) утверждает порядок организации государственных систем учета ядерных материалов и источников ионизирующего излучения;
5) утверждает порядок регистрации и учета физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию объектов использования атомной энергии, и эксплуатирующей организацией ядерных материалов, источников ионизирующего излучения ниже уровня изъятия и радиоактивных отходов;
6) утверждает порядок физической защиты объектов использования атомной энергии;
7) принимает решения о строительстве ядерных установок, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности, хранилищ для захоронения;
8) принимает решение о досрочном снятии из эксплуатации ядерной или радиационной установки 1 и 2 категорий радиационной опасности;
9) утверждает порядок лицензирования деятельности в сфере использования атомной энергии;
10) утверждает квалификационные требования при лицензировании в сфере использования атомной энергии;
11) утверждает порядок прохождения аттестации физических лиц, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии, и работников эксплуатирующей организации;
12) принимает меры по обеспечению выполнения международных договоров Республики Казахстан в сфере использования атомной энергии;
13) утверждает порядок перевозки ядерных материалов и радиоактивных веществ, ядерного топлива, радионуклидных источников, радиоактивных отходов;
14) утверждает порядок вывода ядерной, радиационной или электрофизической установки из эксплуатации;
15) определяет порядок участия физических и юридических лиц в наблюдении за безопасностью объектов использования атомной энергии в качестве общественных наблюдателей;
16) утверждает порядок проведения экспертизы радиационной и ядерной безопасности;
17) утверждает порядок проектирования и строительства ядерных, радиационных, электрофизических установок;
18) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа
1. Уполномоченный орган:
1) осуществляет реализацию государственной политики в сфере использования атомной энергии;
2) вносит в Правительство Республики Казахстан предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в сфере использования атомной энергии;
3) разрабатывает программы развития атомной энергетики и промышленности;
4) осуществляет международное сотрудничество в сфере мирного использования атомной энергии и по проблемам нераспространения ядерного оружия, в том числе координацию программ технического сотрудничества с международными организациями и уполномоченными органами других государств по вопросам обеспечения безопасности в сфере использования атомной энергии;
5) разрабатывает и утверждает формы ведомственной статистической отчетности, проверочных листов, критериев оценки степени риска, ежегодных планов проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан "О частном предпринимательстве";
6) осуществляет государственный контроль и надзор в сфере использования атомной энергии;
7) осуществляет лицензирование видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии;
8) вносит в Правительство Республики Казахстан предложение о досрочном снятии из эксплуатации ядерной или радиационной установки 1 и 2 категорий радиационной опасности в случае возникновения угрозы безопасности населению и (или) окружающей среде;
9) ведет государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения;
10) утверждает уровни изъятия для объектов использования атомной энергии;
11) запрашивает и получает в пределах своей компетенции от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для решения возложенных задач;
12) согласовывает методики расчетов, относящихся к обеспечению безопасности деятельности, связанной с использованием атомной энергии, предоставленные экспертными организациями;
13) утверждает конструкции транспортных упаковочных комплектов;
14) осуществляет организацию исследований по ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности в сфере использования атомной энергии, обеспечения режима нераспространения ядерного оружия;
15) определяет квалификационные требования к работникам эксплуатирующей организации, ответственным за обеспечение безопасности при осуществлении деятельности с использованием атомной энергии, за выполнение требований экспортного контроля и (или) выполнение требований режима нераспространения ядерного оружия, а также к физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию объектов использования атомной энергии;
16) осуществляет аттестацию работников эксплуатирующей организации, ответственных за обеспечение безопасности при осуществлении деятельности с использованием атомной энергии, за выполнение требований экспортного контроля и (или) выполнение требований режима нераспространения ядерного оружия, а также физических лиц, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии;
17) осуществляет организацию специальной подготовки кадров в сфере мирного использования атомной энергии;
18) осуществляет оценку состояния ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности в сфере использования атомной энергии, обеспечения режима нераспространения ядерного оружия;
19) выполняет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
2. Должностные лица уполномоченного органа имеют право:
1) беспрепятственного доступа в установленном порядке на объекты использования атомной энергии, к документам, материалам и сведениям, характеризующим их деятельность;
2) при угрозе безопасности физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию объектов использования атомной энергии, работникам эксплуатирующей организации, населению или угрозе нанесения ущерба окружающей среде требовать приостановления эксплуатации объекта использования атомной энергии до устранения причин возникновения угроз безопасности и (или) вносить в Правительство Республики Казахстан предложение о досрочном снятии из эксплуатации ядерной или радиационной установки 1 и 2 категорий радиационной опасности;
3) составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении физического лица, осуществляющего эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или эксплуатирующей организации в соответствии с законами Республики Казахстан.
3. Не допускается воспрепятствование деятельности должностных лиц уполномоченного органа во время выполнения ими своих служебных обязанностей.
Статья 7. Государственный контроль и надзор в сфере
использования атомной энергии
1. Государственный контроль в сфере использования атомной энергии осуществляется в форме проверки. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О частном предпринимательстве".
2. Государственный надзор в сфере использования атомной энергии осуществляется в форме оценки безопасности объектов использования атомной энергии.
Статья 8. Порядок проведения оценки безопасности объекта
использования атомной энергии
1. Оценка безопасности объекта использования атомной энергии осуществляется уполномоченным органом не чаще одного раза в год.
2. Документация, на основании которой осуществляется оценка безопасности, представляется в уполномоченный орган физическим лицом, осуществляющим эксплуатацию объекта использованием атомной энергии, и (или) эксплуатирующей организацией в соответствии с подпунктом 3) пункта 7 настоящей статьи.
3. Срок проведения оценки безопасности установок 1-й и 2-й категорий радиационной опасности не должен превышать шести месяцев, а для остальных объектов использования атомной энергии трех месяцев со дня представления необходимых документов.
4. По результатам проведенной оценки безопасности уполномоченный орган дает заключение о соответствии или несоответствии объектов использовании атомной энергии требованиям законодательства Республики Казахстан в сфере использования атомной энергии.
5. В случае выявленного несоответствия объектов использования атомной энергии требованиям законодательства Республики Казахстан, физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов использования атомной энергии, и (или) эксплуатирующая организация в сроки, установленные уполномоченным органом, обязаны устранить указанные в заключении замечания. По результатам устранения замечаний физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов использования атомной энергии, и (или) эксплуатирующая организация уведомляет уполномоченный орган об устранении замечаний и обращается в уполномоченный орган для повторной оценки безопасности объектов использования атомной энергии.
6. В случае неустранения замечаний и возникновения угрозы безопасности населению и (или) окружающей среде уполномоченный орган вносит предложение в Правительство Республики Казахстан, физическому лицу, осуществляющему эксплуатацию объектов использования атомной энергии, эксплуатирующую организацию о выводе, досрочном снятии из эксплуатации, закрытии объектов использовании атомной энергии.
7. Документация, представляемая для оценки безопасности объекта использования атомной энергии, включает в себя:
1) копии свидетельства государственной регистрации (перерегистрации), свидетельства налогоплательщика, статистической карточки для эксплуатирующей организации;
2) копия документа, удостоверяющего личность, для физического лица, эксплуатирующего объект использования атомной энергии;
3) проектная документация объекта использования атомной энергии, которая должна содержать информацию о текущем состоянии объекта использования атомной энергии.
Глава 3. Права и обязанности физических и юридических лиц
в сфере использования атомной энергии
Статья 9. Права физических и юридических лиц в сфере
использования атомной энергии
Физические и юридические лица имеют право:
1) получать в уполномоченном органе по запросу информацию о безопасности намечаемых к строительству, проектируемых, строящихся, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации установок, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
2) получать в уполномоченном органе по запросу информацию о радиационной обстановке в местах их проживания или осуществления трудовой деятельности;
3) принимать участие в обсуждении политики, проектов нормативных правовых актов, государственных и отраслевых программ в сфере использования атомной энергии;
4) вносить в уполномоченный орган в сфере охраны окружающей среды предложения о проведении общественной экологической экспертизы и принимать участие в проведении общественной экологической экспертизы проектных документов ядерных, радиационных и электрофизических установок в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) принимать участие в организации и проведении общественных экологических слушаний по вопросам создания и деятельности объектов использования атомной энергии;
6) принимать участие в наблюдении за безопасностью объектов использования атомной энергии в качестве общественных наблюдателей в соответствии с порядком участия физических и юридических в наблюдении за безопасностью объектов использования атомной энергии в качестве общественных наблюдателей, утверждаемым Правительством Республики Казахстан;
7) посещать в ознакомительных целях ядерные, радиационные, электрофизические установки в порядке, установленном эксплуатирующей организацией;
8) на возмещение убытков и вреда в результате ненадлежащего использования объектов использования атомной энергии в сфере использования атомной энергии, в предусмотренном законодательством Республики Казахстан порядке.
Статья 10. Обязанности физических и юридических лиц в
сфере использования атомной энергии
1. Физические и юридические лица обязаны соблюдать законодательство Республики Казахстан в сфере использования атомной энергии.
2. На территории эксплуатирующей организации физические и юридические лица обязаны выполнять требования должностных лиц эксплуатирующей организации, связанные с обеспечением безопасности при посещении установок и (или) осмотре других объектов использования атомной энергии, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере использования атомной энергии.
Глава 4. Условия и порядок осуществления деятельности в
сфере использования атомной энергии
Статья 11. Обязательные условия осуществления
деятельности в сфере использования атомной
энергии
1. Любая деятельность по использованию атомной энергии осуществляется при условии обеспечения охраны здоровья работников эксплуатирующей организации, населения и окружающей среды, защищенности имущества физических и юридических лиц от вредного воздействия ионизирующего излучения в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
2. Деятельность в сфере использования атомной энергии осуществляется на основании лицензии. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
3. Требования безопасности, предъявляемые к объектам использования атомной энергии на различных этапах их жизненного цикла, устанавливаются соответствующими техническими регламентами. Уполномоченный орган разрабатывает для физического лица, осуществляющего эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или эксплуатирующей организации рекомендации относительно методов и способов подтверждения соответствия указанным требованиям.
4. Уполномоченный орган проводит проверки объектов использования атомной энергии перед реализацией отдельных этапов жизненного цикла объектов использования атомной энергии на основании обращения физического лица, осуществляющего эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или эксплуатирующей организации.
Статья 12. Категории радиационной опасности установок
Ядерные, радиационные, электрофизические установки подразделяются на следующие четыре категории радиационной опасности:
1) к 1 категории относятся установки, при аварии на которых возможно радиационное воздействие на население за пределами их санитарно-защитной зоны, и могут потребоваться меры по защите населения;
2) ко 2 категории относятся установки, при аварии на которых радиационное воздействие ограничивается территорией их санитарно-защитной зоны;
3) к 3 категории относятся установки, радиационное воздействие которых ограничивается площадкой их размещения;
4) к 4 категории относятся установки, радиационное воздействие которых ограничивается только помещениями или рабочим местом, где проводятся работы, связанные с осуществлением деятельности с использованием атомной энергии.
Статья 13. Строительство и эксплуатация установок
1. Решение о строительстве ядерных установок, хранилищ для захоронения, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности принимается Правительством Республики Казахстан с согласия местных представительных органов, на территории которых планируется их строительство.
2. Решение о строительстве радиационных и электрофизических установок 3 и 4 категории радиационной опасности принимается уполномоченным органом, в соответствии с порядком проектирования и строительства ядерных, радиационных, электрофизических установок, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
3. Строительство и эксплуатация ядерных, радиационных или электрофизических установок разрешается исключительно юридическим лицам.
4. Эксплуатирующая организация ядерных, радиационных, электрофизических установок должна иметь организационную структуру и систему внутренних распорядительных документов, обеспечивающих выполнение требований законодательства Республики Казахстан и нормативных документов по безопасности заявленной деятельности с использованием атомной энергии.
5. Выполнение требований безопасности, установленных техническими регламентами, при эксплуатации ядерных, радиационных, электрофизических установок обеспечивает эксплуатирующая организация.
6. В целях осуществления безопасности при эксплуатации ядерных установок при наличии в них ядерных материалов эксплуатирующая организация по согласованию с уполномоченным органом назначает из числа работников ответственное лицо (инспектора), в обязанности которого входит контроль соблюдения требований безопасности при осуществлении деятельности с использованием атомной энергии, за выполнением требований экспортного контроля и (или) выполнением требований режима нераспространения ядерного оружия, своевременное информирование уполномоченного органа о нарушениях таких требований и условий, а также согласование внутренних процедурных и технологических документов эксплуатирующей организации, относящихся к эксплуатации установок.
7. Не разрешается эксплуатация установки, если не обеспечивается выполнение требований соответствующих технических регламентов в сфере использования атомной энергии.
Статья 14. Физическая защита объектов использования
атомной энергии
Физическая защита объектов использования атомной энергии обеспечивается физическим лицом, осуществляющим эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или эксплуатирующей организацией в соответствии с порядком физической защиты объектов использования атомной энергии, утверждаемым Правительством Республики Казахстан, и осуществляется физическим лицом, осуществляющим эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или эксплуатирующей организацией в течение всего срока их жизненного цикла.
Статья 15. Учет ядерных материалов и источников
ионизирующего излучения
1. Ядерные материалы и источники ионизирующего излучения выше уровня изъятия подлежат государственному учету, в соответствии с порядком организации государственной системы учета ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
2. Государственная система учета ядерных материалов и источников ионизирующего излучения обеспечивает определение наличного количества ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, мест их нахождения, предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищений, представление оперативной информации о наличии и перемещении ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, а также сведений о списании и захоронении источников, об экспорте и импорте источников и ядерных материалов уполномоченным органом, а в случаях, предусмотренных международными договорами, международным организациям и другим государствам.
3. Ядерные материалы, источники ионизирующего излучения ниже уровня изъятия и радиоактивные отходы подлежат регистрации и учету физическим лицом, осуществляющим эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или эксплуатирующей организацией в соответствии с порядком регистрации и учета физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию объектов использования атомной энергии, и эксплуатирующей организацией ядерных материалов, источников ионизирующего излучения ниже уровня изъятия и радиоактивных отходов, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
4. Физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или эксплуатирующая организация вправе обратиться в уполномоченный орган об исключении ядерных материалов и источников ионизирующего излучения из под контроля в случае снижения значения их параметров ниже уровня изъятия. Уполномоченный орган рассматривает такое обращение в месячный срок.
По результатам рассмотрения обращения физического лица, осуществляющего эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или эксплуатирующей организации уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:
1) об удовлетворении обращения;
2) об отказе в удовлетворении обращения с обоснованием принятия такого решения.
5. Физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или эксплуатирующая организация обеспечивают полноту и достоверность учетных данных по движению, балансовым количествам, состоянию и форме ядерных материалов, источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов.
Статья 16. Перевозка ядерных материалов и радиоактивных
веществ, ядерного топлива, радионуклидных
источников, радиоактивных отходов
1. Порядок перевозки ядерных материалов и радиоактивных веществ, ядерного топлива, радионуклидных источников, радиоактивных отходов устанавливается Правительством Республики Казахстан. При этом, данным порядком должны быть предусмотрены требования к мероприятиям по локализации и ликвидации последствий возможных аварий при перевозке.
2. Уполномоченный орган на основе технических регламентов утверждает конструкции транспортных упаковочных комплектов.
3. Для каждой отдельной перевозки ядерных материалов или отработанного ядерного топлива их владелец (физическое лицо или эксплуатирующая организация) разрабатывает программу перевозки, в которой отражается вид и количество назначенного к перевозке материала, предполагаемые к использованию транспортные упаковочные комплекты, перевозимый материал, вид транспорта, маршрут перевозки, распределение ответственности между участниками перевозки и описываются мероприятия по обеспечению ядерной, радиационной и физической безопасности, которая вместе с аварийной карточкой представляется в уполномоченный орган. Форма и состав сведений, включаемых в аварийную карточку, определяются уполномоченным органом для каждой отдельной перевозки.
Статья 17. Территории бывших испытательных ядерных
полигонов и другие территории, загрязненные в
результате проведенных ядерных взрывов
1. Любая деятельность на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных взрывов, включая территорию бывшего Семипалатинского ядерного испытательного полигона, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
2. Для мест проведенных отдельных ядерных взрывов уполномоченный орган организует экспертизу на предмет радиационного загрязнения, по результатам которой устанавливаются границы территорий, загрязненных в результате ядерных взрывов.
Статья 18. Физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию
объектов использования атомной энергии, и
эксплуатирующая организация
1. Эксплуатирующая организация ядерной, радиационной или электрофизической установки обеспечивает безопасность такого объекта использования атомной энергии в течение всего периода его жизненного цикла до момента его исключения из-под контроля или передачи его другой эксплуатирующей организации.
2. Физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов использования атомной энергии, и эксплуатирующая организация обязаны:
1) обеспечить целевое использование объекта использования атомной энергии;
2) обеспечить соответствие проектных и эксплуатационных характеристик и параметров объекта использования атомной энергии требованиям безопасности при осуществлении деятельности с использованием атомной энергии, экспортного контроля и (или) требований режима нераспространения ядерного оружия;
3) ежегодно представлять в уполномоченный орган отчет о состоянии радиационной и (или) ядерной безопасности;
4) информировать уполномоченный орган о любых изменениях в системах, оборудовании, документации или работниках, касающихся обеспечения радиационной, ядерной или ядерной физической безопасности;
5) информировать уполномоченный орган об авариях и любых инцидентах;
6) обладать необходимыми организационными, финансовыми, материально-техническими и людскими ресурсами, достаточными для безопасной эксплуатации и технического обслуживания объекта использования атомной энергии в течение всего периода жизненного цикла;
7) начиная со стадии проектирования, предусматривать финансовые инструменты для обеспечения необходимыми средствами: работ по выводу из эксплуатации установок, закрытию хранилища для захоронения, постутилизации, захоронению радиоактивных отходов, ликвидации последствий аварийных ситуаций, компенсации вреда здоровью и жизни людей и окружающей среде, а также имуществу физических и юридических лиц;
8) обеспечить разработку и выполнение программ обеспечения качества для безопасности деятельности, связанной с использованием атомной энергии, на всех этапах жизненного цикла установки;
9) обеспечить регистрацию и учет ядерных материалов, источников ионизирующего излучения ниже уровня изъятия и радиоактивных отходов;
10) обеспечить надлежащую физическую защиту всех принадлежащих ему объектов использования атомной энергии;
11) обеспечить разработку и реализацию мер аварийной готовности и противоаварийных мероприятий, а также мер по снижению негативных последствий аварий для работников, населения и окружающей среды;
12) по письменному требованию должностного лица уполномоченного органа приостановить эксплуатацию объекта использования атомной энергии, представляющего угрозу безопасности работников, населению или угрозу нанесения ущерба окружающей среде до устранения причин возникновения такой угрозы;
13) вести учет и анализ доз облучения работников, допущенных к ядерным и радиационно-опасным работам при осуществлении деятельности, связанной с использованием атомной энергии, и обеспечить реализацию их прав на компенсации;
14) осуществлять подбор, подготовку, поддержание квалификации и своевременную аттестацию работников, допущенных к работам по осуществлению деятельности, связанной с использованием атомной энергии;
15) обеспечить виды страхования работников, радиационных рисков, гражданской ответственности за ущерб, предусмотренные законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
16) обратиться в уполномоченный орган о проведении проверки перед реализацией отдельных этапов жизненного цикла объектов использования атомной энергии;
17) предоставлять по запросу уполномоченного органа документацию для оценки безопасности объекта использования атомной энергии.
3. Работники эксплуатирующей организации, включая руководителей эксплуатирующей организации, а также физические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов использования атомной энергии, должны проходить аттестацию в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.
Статья 19. Обращение с объектами использования атомной
энергии
1. Безопасное обращение с объектами использования атомной энергии должно предусматриваться для любого вида деятельности в течение всего периода жизненного цикла объекта использования атомной энергии.
2. Для обеспечения экологической безопасности при обращении с объектами использования атомной энергии должны соблюдаться требования, установленные Экологическим кодексом Республики Казахстан.
Статья 20. Вывод из эксплуатации установок, досрочное
снятие из эксплуатации ядерной или
радиационной установки закрытие хранилища для
захоронения
1. Предварительный план вывода из эксплуатации установки или закрытия хранилища для захоронения разрабатывается эксплуатирующей организацией на стадии их проектирования.
2. Окончательный план вывода из эксплуатации установки или закрытия хранилища для захоронения разрабатывается в соответствии с порядком вывода установок из эксплуатации, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
3. Решение о прекращении эксплуатации установки принимается эксплуатирующей организацией самостоятельно. При этом, эксплуатирующая организация уведомляет уполномоченный орган о принятом решении, дате начала и сроках осуществления работ по выводу из эксплуатации. Эксплуатирующая организация обеспечивает выполнение работ по плану вывода из эксплуатации в полном объеме.
4. Решение о досрочном снятии из эксплуатации ядерной или радиационной установки 1 и 2 категорий радиационной опасности, утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.
5. Решение о закрытии хранилища для захоронения утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, которое подготавливается на основании заявления эксплуатирующей организации с обоснованием безопасности закрытия.
Глава 5. Экспертиза и проведение исследований по ядерной,
радиационной и ядерной физической безопасности
Статья 21. Экспертиза радиационной и ядерной безопасности
1. Экспертиза радиационной и ядерной безопасности проводится в целях осуществления независимой оценки безопасности объектов использования атомной энергии на весь период времени, в течение которого они могут представлять ядерную и (или) радиационную опасность.
2. Порядок проведения экспертизы радиационной и ядерной безопасности определяется Правительством Республики Казахстан.
3. Экспертиза радиационной и ядерной безопасности проводится лицами, имеющими лицензию на осуществление такого вида деятельности. При этом в качестве эксперта не может выступать представитель физического лица, осуществляющего эксплуатацию объектов использования атомной энергии, эксплуатирующей организации, а также физические и юридические лица, состоящие с физическим лицом, осуществляющим эксплуатацию объектов использования атомной энергии, эксплуатирующей организацией в трудовых или иных договорных отношениях.
4. Документы на экспертизу радиационной и ядерной безопасности представляет физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или эксплуатирующая организация.
5. Срок проведения экспертизы не должен превышать трех месяцев со дня получения экспертами всех необходимых документов для проведения экспертизы согласно перечня, указанного в правилах проведения экспертизы радиационной и ядерной безопасности, утверждаемых Правительством Республики Казахстан.
6. Получение отрицательного заключения экспертизы не лишает физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или эксплуатирующую организацию устранивших все указанные в экспертном заключении замечания, права повторного обращения для проведения экспертизы.
7. Финансирование экспертизы радиационной и ядерной безопасности осуществляется из средств физического лица, осуществляющего эксплуатацию объектов использования атомной энергии, эксплуатирующей организации, или других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
8. Уполномоченный орган согласовывает методики расчетов, разработанные и применяемые экспертными организациями при проведении экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии и деятельности, связанной с использованием атомной энергии, с целью обоснования применимости методик для того или иного вида экспертизы и обеспечения достоверности результатов расчетов.
Статья 22. Объекты экспертизы радиационной и ядерной
безопасности
Обязательной экспертизе радиационной и ядерной безопасности подлежат:
1) проектная документация по выбору площадок размещения ядерных установок, радиационных установок 1 и 2 категорий радиационной опасности;
2) проектная и эксплуатационная документация ядерных установок, радиационных установок 1 и 2 категорий радиационной опасности, транспортных упаковочных комплектов;
3) проектная и эксплуатационная документация на реконструкцию ядерных установок, радиационных установок 1 и 2 категорий радиационной опасности, транспортных упаковочных комплектов;
4) проектная и эксплуатационная документация по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных установок 1 и 2 категорий радиационной опасности, транспортных упаковочных комплектов.
Статья 23. Заключение экспертизы радиационной и ядерной
безопасности
1. По результатам проведения экспертизы радиационной и ядерной безопасности выдается заключение.
2. Заключение экспертизы содержит выводы о допустимости и возможности принятия решения по реализации объекта экспертизы.
Статья 24. Исследования по ядерной, радиационной и
ядерной физической безопасности
1. Исследования, проводимые в целях обеспечения ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности объектов использования атомной энергии включают:
1) разработку обоснованных требований, нормативов, стандартов по обеспечению безопасности объектов использования атомной энергии, физических лиц, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии, работников эксплуатирующей организации и населения;
2) разработку рекомендаций для обеспечения государственного регулирования в области обеспечения ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;
3) обоснование, разработку и внедрение эффективных технологий обеспечения ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности.
2. Основными направлениями исследований в области обеспечения ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности являются:
1) исследование устойчивости объектов использования атомной энергии к внешним воздействиям;
2) разработка основ определения радиационных рисков;
3) анализ международных норм, требований в области обеспечения ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;
4) исследования, связанные с разработкой целевых показателей качества для ядерной и радиационной безопасности;
5) определение пороговых уровней воздействия радиационных факторов на здоровье физических лиц, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии, работников эксплуатирующей организации и населения;
6) обоснование численных значений уровней изъятия для ядерных материалов и радиоактивных веществ, радиоизотопных источников;
7) исследования, связанные с разработкой методов и технологий по предотвращению поступления и очистке эмиссий и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;
8) исследования по безопасному обращению с радиоактивными отходами;
9) исследования, связанные с предотвращением критичности при обращении с ядерными материалами;
10) обоснование методов предотвращения или ослабления негативного воздействия радиационных факторов на население и окружающую среду;
11) исследование эффективных технологий по обеспечению ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;
12) исследование количественных и качественных показателей состояния ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии на основе многолетних наблюдений;
13) исследование состояния ядерной и радиационной безопасности;
14) разработка методов оценки экономической эффективности и затрат на мероприятия по обеспечению ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности и по выводу из эксплуатации ядерных и радиационных установок;
15) проведение исследований, связанных с выполнением обязательств Республики Казахстан по международным договорам в области ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;
16) международное сотрудничество в области обеспечения ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности.
3. Исследования в области ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности проводятся специализированными организациями, в том числе по заявкам, формируемым уполномоченным органом, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере науки.
4. Исследования в области ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности на территории Республики Казахстан могут осуществляться как казахстанскими, так и иностранными физическими и юридическими лицами, а также международными организациями в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере использования атомной энергии.
5. Финансирование фундаментальных и прикладных исследований осуществляется из источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Глава 6. Экспорт и импорт товаров и услуг в сфере
использования атомной энергии
Статья 25. Осуществление экспорта и импорта товаров и
услуг в области использования атомной энергии
Экспорт и импорт товаров и услуг в сфере использования атомной энергии, включающие передачу, продажу или покупку в коммерческих целях или передачу некоммерческого характера осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства
Республики Казахстан в сфере использования
атомной энергии
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства
Республики Казахстан в сфере использования
атомной энергии
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в сфере использования атомной энергии, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 27. Возмещение вреда, причиненного вследствие
ненадлежащего использования объектов атомной
энергии
1. Вред, причиненный физическим и юридическим лицам, в результате ненадлежащего использования объектов использования атомной энергии, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
2. Физические и юридические лица, виновные в ненадлежащем использовании объектов использования атомной энергии, обязаны в установленном законодательством Республики Казахстан порядке возместить причиненный ущерб земле, воде, растительному и животному миру, включая затраты на рекультивацию земель и по восстановлению плодородия земли.
Глава 8. Заключительные положения
Статья 28. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 14 апреля 1997 года "Об использовании атомной энергии" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 7, ст. 83; 2004 г., № 23, ст. 142; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 188; № 8, ст. 52; 2009 г., № 18, ст. 84).
Президент
Республики Казахстан